Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ 8
1.1. Военный округ в условиях реформирования 8
1.2. Реорганизация структуры военных округов Вооруженных сил Российской Федерации в ходе реформ 2008-2016 годов 13
ГЛАВА 2. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ КОМАНДОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ АРМИИ 19
2.1. Функции штабов военных округов и военных комиссариатов в области подготовки и проведения призыва граждан на военную службу России 19
2.2. Организация военного управления на стратегических направлениях 26
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ВООРУЖЕННЫМИ СИЛАМИ РФ ПО ВОЕННЫМ ОКРУГАМ 43
3.1. Организационная структура управления военных округов Вооруженных сил Российской Федерации до и после реформы 43
3.2. Прогнозируемая модель и способы совершенствования структуры и организации управления военных округов Вооруженных сил Российской Федерации 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
В связи со сложной политической обстановкой, сложившейся в настоящее время, актуальность исследования данного вопроса определяется современной геополитической ситуацией в мире, нестабильностью целого ряда регионов мирового сообщества, ростом терроризма и целым ряда других обстоятельств, когда особую значимость приобретает мощность Вооруженных сил, их способность быстро и оперативно реагировать на угрозы и вызовы современности. В сложившихся условиях особую значимость приобретает вопросы управления военными округами Вооруженных сил Российской Федерации.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об обороне» Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил, в Тыл Вооруженных Сил и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил.
Министерство обороны Российской Федерации в соответствии с Положением [3 с. 26] является федеральным органом исполнительной власти и одновременно органом управления всеми Вооруженными Силами. Сказанное означает, во-первых, что нельзя отождествлять Вооруженные Силы с центральным органом его управления - Министерством обороны Российской Федерации, т.к. Минобороны России входит в состав Вооруженных Сил в качестве управленческой структуры; они соотносятся как часть и целое. А, во- вторых, Министерству обороны подчинены иные воинские формирования Вооруженных Сил, которые не входят непосредственно в состав данного Министерства.
Таким образом, Вооруженные Силы по своей структуре не являются монолитной единой организацией, и состоят из ряда обладающих определенной самостоятельностью органов военного управления и военных организаций. При этом, исходя из основных принципов строительства Вооруженных Сил - единоначалия и централизации, воинские формирования имеют строго определенную систему подчинения по вертикали.
Действующее законодательство «не успевает» за происходящими изменениями в структуре военной организации государства и новыми принципами взаимодействия между воинскими формированиями, а потому требует корректировки. В частности, изменение размеров и компетенции военных округов влечет необходимость внесения изменений в нормативные правовые акты по вопросам повседневной и хозяйственной деятельности войск.
В связи с этим особую значимость приобретаю проблемы изучения структуры, содержания, значимости военных округов в процессе управления Вооруженными силами РФ.
Объект настоящей работы - управление Вооруженными силами.
Предмет исследования - организация управления Вооруженными сил по военным округам РФ.
Цель работы - исследовать тенденции реформирования организации управления Вооруженных сил по военным округам, и определить возможные модели и способы совершенствования организации управления.
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать развитие управления Вооруженных сил России;
2. Исследовать организацию управления территориального командования Российской армии;
3. Проанализировать пути совершенствования организации управления Вооруженными силами РФ по военным округам.
Теоретическая значимость работы состоит в анализе существующих проблем в управлении Вооруженными силами страны и возможностью составить проект развития органов управления военными формированиями.
В работе используются аналитические, статистические, общенаучные методы исследования.
Для раскрытия темы использованы научные и аналитические труды, публикации в средствах массовой информации, статьи из газет и журналов и целы ряд других источников. В качестве основных законодательных актов в работе использовались:
• Указ Президента РФ от 20.09.2010 года №1144 «О военно-административном делении Российской Федерации»;
• Указ Президента Российской Федерации от 10 августа 2002 года №880 «О внесении дополнения и изменений в Положение о военном округе Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 27 июля 1998 г. №901»;
• Федеральный Закон от 31 мая 1996 г. №61-ФЗ «об обороне»//СЗ РФ, 1996, №23,ст.2750;
Кроме того, были использованы труды известных специалистов в организации управления Вооруженными силами: - А.Н. Сидорина, Г.М.Мингатина, В.М. Прищепова, В.П. Акулеко.
В процессе подготовки выпускной квалификационной работы были использованы работы известных теоретиков - публицистов:
- М.А. Гареева, В.В. Коробушина, О.А. Овчарова, Н.И. Кузнецова, О.А. Килмацкого, Г.А. Кабаковича, Ю.Г. Спицына, А.Ю. Виноградова, В.Н. Бирюлина, Е.А. Глухова.
Работа базируется на таких общенаучных методах как анализ, синтез, статистический, сравнительно-исторический, а так же метод терминологического анализа. Все это способствовало поиску и нахождения нетрадиционных форм изучения структуры и организации управления военных округов Вооруженных сил Российской Федерации.
Практическая значимость работы заключается в исследовании процесса реформ Российских Вооруженных сил и структуры регионального управления военных округов.
Проведенное исследование еще раз свидетельствует о том, что в качестве основных целей обеспечения военной безопасности Российской Федерации служит военная организация (ВО) государства, которая включает Вооруженные Силы РФ, составляющие ее ядро и основу обеспечения военной безопасности; другие войска; воинские формирования и органы, предназначенные для выполнения задач военной безопасности военными методами, а также органы управления ими.
К этому следует добавить и такие важнейшие элементы, как совершенствование боевой и мобилизационной готовности, способов применения военной организации (военного искусства), оборонного комплекса и некоторые другие. Тем не менее, объективно эти задачи существуют.
В нынешнее время военно политическая обстановка в мире неспокойна. Поэтому вооруженные силы должны быть в состоянии дать отпор агрессорам и готовы противостоять внешним угрозам. Готовность в первую очередь должна организовываться в управлении, так как в святи со скоротечностью вооруженных конфликтов в современном мире управление войсками должно быть оперативным, а решения приниматься быстро.
В ходе проведения военной реформы 2008-2016 годов приведения их численности, состава и структуры в соответствие с прогнозируемыми военными угрозами, содержанием и характером военных конфликтов, текучими и перспективными задачами в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время, количество военных округов было сокращено за счет их укрупнения.
В результате система управления Вооруженными силами упрощена, ликвидированы промежуточные звенья управления. В составе Генерального штаба, Главкоматов видов и родов войск, а также в управлениях военных округов ликвидирована часть управлений и отделов, а части перевелись на новый штат.
Объединение под единым руководством командующего войсками военного округа общевойсковых армий, флотов, командований ВВС и ПВО позволило качественно увеличить боевые возможности новых военных округов за сет сокращения времени реакции в кризисных ситуациях и роста их совокупной ударной мощи. А это является приоритетной задачей в Вооруженных Силах, так как в нынешнее время из-за скоротечности вооруженных действий скорость реакции войск играет решающую роль.
В основе нововведений, разработанным Главным оперативным управлением Генерального штаба, предлагается отказаться от системы военных округов и перехода к оперативным командованиям по направлениям, а в иерархии объединений и соединений предложено перейти к структурам бригад.
Возможно, что Главкоматы видов Вооруженных сил и командования родов войск могут быть трансформированы в отдельные направления в составе Главного штаба с уменьшением численности.
Одновременно с ликвидацией военных округов такой эксперимент Генеральным штабом уже проводится. Вместо Генерального штаба будет создано Главное командование с подчиненными ему территориальными командованиями "Запад", "Юг", "Восток", которые не станут аналогами нынешних военных округов, а будут привязаны к потенциальным театрам военных действий. На базе ВВС и ПВО, космических войск может быть создано Командование ракетно-космической обороны. В его составе будет находиться отдельная армия противоракетной обороны и предупреждения о ракетном нападении. По мнению автора работы, это будет очень перспективным и положительным решением ибо это ускорит процесс обмена информацией, что является очень важным в управлении войсками как в мирное, так и в военное время.
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. ст 87 // СПС: Консультант плюс, 2017
2. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» // СЗ РФ, 1996, № 23, ст. 2750.
3. Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2005 г. № 627 «Об утверждении Положения об оперативно-территориальном объединении внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СЗ РФ, 2005, № 23, ст. 2243.
4. Указ Президента Российской Федерации от 10 августа 2002 г. № 880 «О внесении дополнения и изменений в Положение о военном округе Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 27 июля 1998 г. № 901» // СЗ РФ, 2002, № 33, ст. 3195.
5. Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» // СЗ РФ, 2004, № 34, ст. 3538.
6. Указ Президента Российской Федерации от 27 июля 1998 г. № 901 «Об утверждении Положения о военном округе Вооруженных Сил Российской Федерации» // СЗ РФ, 1998, № 31, ст. 3840.
7. Указ Президента РФ от 05 февраля 2010 г. № 146 // Рос. газ. 2010. 10 февраля.
8. Указ Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» // СЗ РФ, 2007, № 47 (1 ч.), ст. 5749.
9. Военная доктрина Российской Федерации: утв. Указом Президента РФ от 5 февраля 2010 г. N 146.
10. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 7 сентября 2009 г. № 935.
11. Приказ МВД России от 15 ноября 2003 № 884 «Об утверждении Общего положения о соединении и воинской части внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Рос. газ. 2003. 31 дек.
Монографии, отдельные статьи и публикации:
1. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. Курс лекций. М.: "Юридическая литература", 2017.
2. Бирюлин В.Н. Проблемные вопросы, связанные с деятельностью воинских частей и организаций как субъектов гражданско-правовых отношений // Военно-юридический журнал. 2017. № 4.
3. Виноградов А.Ю. Гражданская правосубъектность воинской части. Автореф. дис. канд. юрид. наук. М. ВУ. 2017.
4. Виноградов А.Ю. Гражданская правосубъектность воинской части. Автореф. дис. канд. юрид. наук. М. ВУ. 2016. С. 2.
...