Введение…………………………………………………………………………………………3
Глава I. Идеологические и внешнеполитические принципы Сандинистского правительства после повторного прихода к власти в 2006 г. …………………………..15
1.1 Итоги президентства Э. Боланьоса и предпосылки возвращения сандинистов………..15
1.2 Преемственность политики сандинистов и смена внешнеполитических парадигм в 2006-ые гг. ……………………………………………………………………………….....21
Глава II. Внешнеполитическая деятельность правительства Д. Ортеги в 2006-2019 гг. ……………………………………………………………………………………….............30
2.1 Политика Никарагуа в латиноамериканском регионе…………………………………...30
2.2 Межгосударственные отношения США и Никарагуа……………………………...........41
Глава III. Проект Никарагуанского канала и взаимодействие Никарагуа с КНР и Россией. …………………………………………………………………………………...........54
3.1 Никарагуанско-китайское сотрудничество ………………………………………………54
3.2 Никарагуанско-российские отношения …………………………………………………..69
Заключение ………………………………………………………………………………........84
Список использованных источников и литературы …………………………………….88
Центральноамериканские страны, в соответствии с особенностями их геополитического положения в регионе и местным ландшафтом, являются значимыми объектами и важными звеньями в современной геополитике.
За последние десятилетия страны центрально-американского региона достигли многих изменений, касающихся некоторых компонентов внутренней и внешней политики. Несмотря на имеющиеся изменения, страны Центральной Америки все же продолжают испытывать ряд трудностей, это напрямую также относится и к Республике Никарагуа. Центральноамериканская страна долгие годы испытывала трудности именно во внутренней среде, что мешало развиваться государству во многих сферах и расширять сотрудничество со странами региона. Стоит отметить, что с приходом нового правительства, постепенно начали происходить изменения с принятием новых реформ, прежде всего, касающиеся социальной политики, а также многих других сфер. Новые партнеры и более активная внешняя политика также непосредственно способствуют расширению границ сотрудничества со странами не только в Центральной, но и в Южной Америке. Это говорит о том, что новое правительство стремится играть важную роль в регионе. Помимо сотрудничества со странами из латиноамериканской части, никарагуанское руководство расширяет контакты также и с мировыми державами, например с Китаем и Россией. Следовательно, исходя из данных факторов, Республика Никарагуа представляется достаточно интересным объектом для изучения в контексте современной геополитики.
Актуальность исследования.
Актуальность данной исследовательской работы состоит в том, что на современном этапе никарагуанское правительство придает большое значение участию Никарагуа во многих различных интеграционных объединениях. Среди наиболее приоритетных и важных для участия сообществ необходимо выделить такие интеграционные структуры, как Центральноамериканская интеграционная система (SICA), также Боливарианский альянс для народов нашей Америки (ALBA) и Сообщество стран Латинской Америки и Карибского бассейна (CELAC). Участие Никарагуа в интеграционных альянсах позволяет укреплять межгосударственные отношения со странами латиноамериканского региона . В рамках членства Республики Никарагуа в Центральноамериканской интеграционной системе расширяются контакты в развитии торгово-экономического партнерства. Объединенный альянс также выступает площадкой для разрешения многих внутри региональных территориальных споров. В частности, у Никарагуа имеются неразрешенные пограничные споры с Коста-Рикой и Гондурасом.
Актуальность работы также заключается в сложности реализации латиноамериканской стратегии Соединенными Штатами Америки, где влияние США притесняется китайским фактором проникновения в экономической сфере в латиноамериканский регион. Правительство Китайской Народной Республики взаимодействует в экономической области со многими государствами в Латинской Америке, проникая на многие рынки, включая Никарагуа. Это, объясняется во многом тем, что в современных условиях внешнеполитической деятельности США первостепенное значение администрация отдает расширению контактов и углублению сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, являющиеся быстроразвивающимися с экономической точки зрения государствами. Второй по значимости регион, это Ближний Восток, где также уже довольно продолжительное время ведется активная внешнеполитическая деятельность.
Важным обстоятельством является то, что, несмотря на первый показатель по площади территории Никарагуа, страна считается одной из самых небогатых среди центрально-американских государств. Такие факты можно напрямую связать с коррупционными деятелями, которые руководили страной в начале нового столетия. Внутриполитическая обстановка, ввиду отсутствия каких-либо прогрессивных реформ, накалялась и назревали большие перемены, которые вели к тому, что необходимы были конкретные шаги к исправлению ситуации. Таким образом, все эти факторы требовали изменений в стране и в дальнейшем в 2006 году поспособствовали приходу к власти Сандинистского фронта во главе с Даниэлем Ортегой. Теперь партия Сандинистский фронт национального освобождения вновь стала главной и правящей в стране, но в отличие от предыдущего своего революционного правления, новое правительство пришло со свежими идеями и ориентированное на проведение более умеренной политики.
Актуальность исследовательской работы также заключается в том, что с приходом к власти нового правительства, президент Республики Никарагуа задал иной вектор развития для страны во внешней политике. Помимо сотрудничества со странами из латиноамериканской части, никарагуанское руководство расширяет контакты также и с мировыми державами, например с Китаем и Россией. Новая внешнеполитическая направленность демонстрирует сближение Никарагуа все больше с Российской Федерацией и КНР . Это в определенной степени определяет направление сотрудничества стран в регионе. К примеру, стоит отдельно сказать, что никарагуанское правительство взаимодействует с китайской стороной в одном общем проекте, который связан с возведением нового транспортного канала на территории Никарагуа . Развитие межгосударственного сотрудничества Никарагуа и России осуществляется в большей степени в торгово-экономической сфере .
После возращения к власти сандинистов наметились новые направления развития государства во многих сферах не только во внутренней, но и во внешней политике, которые были не в полной мере реализованы предыдущими никарагуанскими правительствами. В первую очередь, при разработке концепции внешней политики сандинистским правительством стоит отметить то, что в отличие от предыдущего своего революционного правления, новое правительство пришло со свежими идеями и ориентированное на проведение более умеренной политики. Никарагуа считается не самой благополучной страной с точки зрения экономического развития в латиноамериканском регионе, именно по этой причине правительство Никарагуа во главе с Даниэлем Ортегой предприняло попытки увеличить торговый оборот со странами-участниками латиноамериканских альянсов. Тем самым, в первую очередь, направив основной вектор во внешней политике именно на более тесное участие в интеграционных альянсах и объединениях в Латинской Америке. Также важным принципом и задачей во внешней политике сандинистского руководства является поддержание тесных и более глубоких межгосударственных контактов с заокеанскими партнерами. Прежде всего, здесь нужно выделить такие государства, как Китайская Народная Республика и Российская Федерация. Главным образом, делая вывод по проводимой сандинистской политике в начале 2007 года, можно отметить, что во внешнеполитической деятельности правительство Республики Никарагуа старалось придерживаться к более разносторонней и многовекторной политике.
Участие Республики Никарагуа в интеграционных объединениях также позволило расширить контакты и сотрудничество с латиноамериканскими государствами по многим сферам в рамках участия в данных объединениях. Среди наиболее приоритетных и важных стоит отметить такие интеграционные структуры, как CELAC, Боливарианский альянс и Центральноамериканская интеграционная система. Правительство Никарагуа, также как и остальные члены латиноамериканских организаций активно принимают участие в разработке различных программ внутри альянсов. Одним из важных элементов и важной составляющей участия Никарагуа в региональных интеграционных альянсах является осуществление торговли со странами-участницами. Данный фактор играет довольно большую роль и приобретает важное значение, так как позволяет членам организации, в том числе и Никарагуа меньше зависеть от американских рынков. Кроме этого, это не только ослабляет экономическую зависимость стран Латинской Америки от Соединенных Штатов Америки, но и открывает просторы для сотрудничества странам альянса и за пределами региона. Республика Никарагуа играет важную роль в межправительственной организации. К примеру, в структуре ALBA никарагуанское правительство принимает активное участие в различных областях, это, прежде всего вопросы, касающиеся энергетической сферы, в частности, более детально проводятся дискуссии по вопросам обеспечения энергетической безопасности.
Политика правительства Никарагуа в рамках объединенных альянсов остается неизменной, никарагуанская сторона продолжает выполнять свои обязательства и придерживаться намеченного курса вместе с остальными членами региональных организаций в осуществлении экономической, политической и социальной интеграции. Однако, стоит отметить то, что Республика Никарагуа уже не может в полной мере рассчитывать на прежнюю поддержку со стороны некоторых стран-участниц, связано это во многом с экономическими и политическими трудностями государств, например из-за внутриполитического кризиса в Венесуэле, а также меняющейся геополитической обстановкой в регионе.
Внешняя политика Никарагуа на латиноамериканском регионе широко представлена в целом также через региональные интеграционные структуры и объединения, где никарагуанское правительство используют данную площадку не только для решения совместных общих региональных проблем. Представляется широкая возможность налаживать двусторонние контакты также и с другими странами по различным направлениям за пределами латиноамериканского региона в рамках межрегионального сотрудничества или конференций. Однако, наличие у Республики Никарагуа с Коста-Рикой, Гондурасом и также Колумбией территориальных споров во многом определяют характер дальнейшего сотрудничества стран-участниц между собой, который основывается на взаимном недоверии, а также оказывает неоднозначное воздействие на развитие интеграции. Однако, с другой стороны, участие во многих региональных объединениях Никарагуа дает возможность стабилизировать межгосударственные отношения по многим спорным вопросам и находить общие решения для дальнейшего сотрудничества.
Межгосударственное сотрудничество США и Никарагуа претерпело ряд изменений после прихода вновь к власти сандинистского руководства на современном этапе. Одной из причин стоит сказать является антиамериканская склонность и направленность никарагуанского правительства во главе с Даниэлем Ортегой. Однако необходимо отметить, что, несмотря на неоднозначную латиноамериканскую стратегию американской администрации в центрально-американской стране, власти Соединенных Штатов проводят полезную работу по оказанию борьбы с преступностью, в частности, в трудно контролируемых местных районах Никарагуа, которые расположены близ побережья Карибского моря. Конечно, главная цель заключается в обеспечении безопасности граждан. Однако, не столь стабильные отношения двух государств между собой влечет за собой влияние и на никарагуанская экономику, которая так или иначе в некоторой степени зависит от поставок американских продукции.
Таким образом, можно сказать, что современные никарагуанско-американские отношения переживают непростой период, а также претерпевают ряд сложностей на пути к более конструктивному диалогу между правительствами двух стран. Однако, стоит отметить немаловажный пункт, что для Республики Никарагуа Соединенные Штаты Америки все еще остаются главным торговым партнером. Также, несмотря на многие разногласия между государствами, продолжает осуществляться совместное сотрудничество в рамках борьбы с незаконной контрабандой оружия, и преследуют нелегальную миграцию в центрально-американском регионе.
Никарагуанско-китайские отношения на современном этапе развиваются по линии экономического сотрудничества. Во многом это связано с взаимодействием государств в торгово-промышленной области, помимо этого китайская сторона осуществляет помощь Никарагуа в виде предоставления кредита под довольно низкие проценты, которые государство сможет легко выплатить за короткий промежуток времени. Китай также активно инвестирует свои средства во многие проекты в Никарагуа, один из самых крупных, конечно, это проект строительства Никарагуанского канала. В случае успешной реализации проекта, канал будет способен принимать крупнотоннажные судна и грузовые корабли с большим водоизмещением, а также снизит большую загруженность Панамского канала. Помимо самого строительства и реализации мега-проекта в Центральной Америке также дополнительно планируется воздвижение двух портов, которые будут располагаться на Тихом и Атлантическом побережьях, прокладка железной дороги и автомобильной трассы вдоль канала, с целью улучшения логистики района, сооружение нефтепроводов, а также современного международного аэропорта.
В целом, необходимо отметить, что идея строительства Никарагуанского межокеанского пути является важным событием для никарагуанского правительства, так и для всего никарагуанского народа. С постройкой водной артерии могут быть решены многие внутренние насущные проблемы в стране, которые имелись на протяжении долгого времени, это в первую очередь, социально-экономические вопросы, это и улучшение благосостояние народа. Доходы от Никарагуанского канала могут стать одним из источников пополнения государственного бюджета государства. Сам же водный путь, который будет соединять Тихий и Атлантический океаны, а также проходить через никарагуанскую территорию, может в будущем играть важную геополитическую роль.
В межгосударственных отношениях Никарагуа и России стоит отметить то, что оба государства осуществляют сотрудничество в различных областях, однако наиболее приоритетными являются экономическое и военно-техническое сотрудничества. Кроме того, Российская Федерация наряду с Китаем также проявляет интерес к проекту воздвижения нового транспортного узла на никарагуанской территории, однако это участие с российской стороны по большей части обуславливается обеспечением безопасности будущей постройки межокеанской водной артерии. Помимо всего прочего, российское правительство намерено развивать сотрудничество и вкладывать усилия и ресурсы в рентабельные и успешные проекты в центрально-американской стране. Стоит отметить, что в ближайшем будущем российско-никарагуанские отношения серьезных изменений не претерпят. Однако, стоит учитывать то, что Россия для Никарагуа может и не стать и не являться основным и главным экономической партнером, так как в Латинской Америке серьезную экономическую экспансию проводит Китай в поисках новых рынков сбыта своей продукции. Российский экспорт товаров же в Никарагуа не достаточно диверсифицирован, и в основном, это область касается военно-технического сотрудничества между странами.
Источники:
1. Acuerdo Presidencial No. 13-2012. Convenio sobre creación y condiciones de funcionamiento del instituto nicaragüense cultural en Moscú y del centro ruso de ciencia y cultura en Managua; durante la reunión plenaria de la comisión intergubernamental nicaragüense-rusa, para la cooperación económica comercial y científico técnica. // La Asamblea Nacional de la República de Nicaragua. 19 de enero 2012. URL: http://legislacion.asamblea.gob.ni/Normaweb.nsf/xpNorma.xsp?documentId=75BE36824B88E49C062581A600574E06&action=openDocument (дата обращения: 23.02.2019)
2. Acuerdo Presidencial No. 14-2012. «Cooperación en la exploración y la utilización del espacio cósmico con fines pacíficos durante la reunión plenaria de la comisión intergubernamental nicaragüense-rusa». // La Asamblea Nacional de la República de Nicaragua. 19 de enero de 2012. URL: http://legislacion.asamblea.gob.ni/Normaweb.nsf/xpNorma.xsp?documentId=4BF91DC18DA9B35B062581A60056A102&action=openDocument (дата обращения: 23.02.2019)
3. Acuerdo Presidencial No. 204-2012. «Apoyo a Nicaragua en la ejecución de las actividades relacionadas con el ejercicio de su presidencia pro-témpore del Sistema de la Integración Centroamericana, segundo semestre 2012». // La Asamblea Nacional de la República de Nicaragua. 19 de noviembre de 2012. URL: http://legislacion.asamblea.gob.ni/Normaweb.nsf/xpNorma.xsp?documentId=F1BF1E8FAC9F927606257AD7007A2B41&action=openDocument (дата обращения: 24.02.2019)
4. Acuerdo entre Venezuela y Cuba para la aplicación del ALBA. I Cumbre – La Habana, Cuba // Alianza Bolivariana para los Pueblos de Nuestra América. URL: http://www.portalalba.org/index.php/alba/documentos/1220-2004-12-14-i-cumbre-la-habana-cuba-acuerdo-entre-venezuela-y-cuba-para-la-aplicacion-del-alba (дата обращения: 19.03.2019)
5. Acuerdo Marco de Concesión e Implementación con Relación al Canal de Nicaragua y Proyectos de Desarrollo. // La Asamblea Nacional de la República de Nicaragua. Junio 24, 2013. URL: http://legislacion.asamblea.gob.ni/SILEG/Gacetas.nsf/0/f1ecd8f640b8e6ce06257b8f005bae22//Ley%20No.%20840.%20Contrato%20en%20ingl%C3%A9s.pdf (дата обращения: 20.01.2019)
6. Adhesión de Nicaragua al ALBA. IV Cumbre – Managua, Nicaragua // Alianza Bolivariana para los Pueblos de Nuestra América. URL: http://www.portalalba.org/index.php/alba/documentos/1226-2007-01-11-iv-cumbre-managua-nicaragua-adhesion-de-nicaragua-al-alba (дата обращения: 19.03.2019)
7. Agreement between the US Department of State and the Secretariat General of the Organization of American States for Monitoring Progress of the Environmental Cooperation Agenda in the DR-CAFTA countries. // Organization of American states. URL: http://www.oas.org/dil/AgreementsPDF/153-2008.PDF (дата обращения: 10.03.2019)
8. Annual Report 2017: The Year in Review. // Inter-American Development Bank. URL: https://publications.iadb.org/en/publication/17518/inter-american-development-bank-annual-report-2017-year-review (дата обращения: 10.03.2019)
9. Asunto relativo a los derechos de navegación y derechos conexos (Nicaragua C. Costa Rica). // Ministerio de Relaciones Exteriores de Nicaragua. 13 de julio de 2009. URL: https://web.archive.org/web/20151009191221/https://www.cancilleria.gob.ni/diferendos/SJSentencia_13609_rev.pdf (дата обращения: 29.01.2019)
10. Asunto relativo a la diferencia territorial y marítima entre Nicaragua y Honduras en el mar Caribe (Nicaragua c. Honduras).. // Ministerio de Relaciones Exteriores de Nicaragua. 8 de octubre de 2007. URL: https://web.archive.org/web/20151009190920/https://www.cancilleria.gob.ni/diferendos/SentenciaH_8_10_07.pdf (дата обращения: 29.01.2019)
11. Canal de Nicaragua. Estudio de Impacto Ambiental y Social. Resumen Ejecutivo.// HKND GROUP. URL:
http://hkndgroup.com/upload/pdf/20150924/es_resumen/Resumen%20Ejecutivo%20del%20Estudio%20de%20Impacto%20Ambiental%20y%20Social%20%28EIAS%29.pdf (дата обращения: 15.01.2019)
12. Canal de Nicaragua. Estudio de Impacto Ambiental y Socio. Volumen I – Capítulos 1-5. // HKND GROUP. URL: http://hknd-group.com/upload/pdf/20150924/es/Volumen%201%20Cap%C3%ADtulos%201-5.pdf
(дата обращения: 17.01.2019)
13. CELAC Action Plan 2017 // Community of Latin American and Caribbean States. URL: http://celacinternational.org/celac-action-plan/ (дата обращения 19.03.2019)
14. Central America: Nicaragua. The World Factbook Nicaragua Page. // Central Intelligence Agency. URL: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/nu.html (дата обращения: 10.03.2019)
15. Comromismo sucre. Movimientos sociales del ALBA-TCP. XI Cumbre – Caracas, Venezuela // Alianza Bolivariana para los Pueblos de Nuestra América. URL: http://www.portalalba.org/index.php/alba/documentos/1313-2012-02-04-y-05-xi-cumbre-caracas-venezuela-compromiso-sucre-movimientos-sociales-del-alba-tcp (дата обращения: 19.03.2019)
16. Concluye IV Cumbre de la Comunidad de Estados Latinoamericanos y Caribeños (Celac) // El Pueblo Presidente. URL: http://www.elpueblopresidente.com/noticias/ver/titulo:24322-concluye-iv-cumbrede-la-comunidad-de-estados-latinoamericanos-y-caribenos-celac (дата обращения 19.03.2019)
17. Consulta Pública sobre El Lago de Nicaragua. Estudio de Impacto Ambiental y Socio.// HKND Group. URL:
http://hkndgroup.com/upload/pdf/20150924/esppt/Presentaci%C3%B3n%20para%20EIAS%20Consulta%20P%C3%BAblica_Lago%20de%20Nicaragua.pdf (дата обращения: 16.01.2019)
18. Convenio entre el Gobierno de la Federación de Rusia y el Gobierno de la República de Nicaragua sobre procedimientos de ingreso simplificado de buques militares de la Federación de Rusia en los puertos de la República de Nicaragua. // El Ministerio de Relaciones Exteriores de la Federación de Rusia Febrero 12, 2015. URL:
http://www.mid.ru/ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-1/43797?_storageviewer_WAR_storageviewerportlet_advancedSearch=false&_storageviewer_WAR_storageviewerportlet_keywords=%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B3%D1%83%D0%B0&_storageviewer_WAR_storageviewerportlet_fromPage=search&_storageviewer_WAR_storageviewerportlet_andOperator=1 (дата обращения: 14.01.2019)
19. Convenio de Financión entre la Unión Europea y la Secretaría General del SICA. 4 de diciembre de 2017 // Secretaría General del Sistema de la Integración Centroamericana. URL: http://www.sica.int/consulta/documento.aspx?idn=111332&idm=1 (дата обращения: 19.03.2019)
20. Coyuntura Económica Nicaragua. Tercer informe 2015. // Fundación Nacaraguense para el Desarrollo Económico y Social. URL: http://funides.com/media/publications/tercer-informe-de-coyuntura-economica-de-2015.pdf (дата обращения 29.01.2019)
21. Declaración. Consejo político ALBA-TCP se compromete en la consecución de los objetivos de desarrollo sostenible de la agenda 2030. Caracas, Venezuela // Alianza Bolivariana para los Pueblos de Nuestra América. URL: http://www.portalalba.org/index.php/alba/documentos/17759-2018-01-12-declaracion-caracas-venezuela-consejo-politico-alba-tcp-se-compromete-en-la-consecucion-de-los-objetivos-de-desarrollo-sostenible-de-la-agenda-2030 (дата обращения: 19.03.2019)
22. Decreto No. 47-2008. Decreto del Presidente de la República de Nicaragua sobre el reconocimiento de la independencia de la República de Abjasia. El Ministerio de Relaciones Exteriores de Nicaragua. URL: http://www.abjasia.org.ve/images/r_abjasia.pdf (дата обращения: 16.02.2019)
23. Decreto Presidencial No. 17-2018. «Líneas de base de los espacios marítmos de la Républica de Nicaragua en el mar Caribe». // La Asamblea Nacional de la República de Nicaragua. 10 de octubre de 2018. URL: http://legislacion.asamblea.gob.ni/Normaweb.nsf/xpNorma.xsp?documentId=F9317DF94B37C52E0625824A007A1ADA&action=openDocument (дата обращения:23.02.2019)
24. Diferendo territorial y marítimo. // Ministerio de Relaciones Exteriores de Nicaragua. 19 de noviembre de 2012. URL:https://web.archive.org/web/20151009191204/https://www.cancilleria.gob.ni/diferendos/DTyMnicvsco191112.pdf (дата обращения: 29.01.2019)
25. Discurso del Presidente Daniel Ortega de la República de Nicaragua en la II Cumbre de la CELAC. 30 de enero de 2014 // Secretaría General del Sistema de la Integración Centroamericana. URL: http://www.sica.int/consulta/documento.aspx?idn=83798&idm=1 (дата обращения: 19.03.2019)
26. El Gran Canal de Nicaragua: Resumen de las Consultas Públicas. // HK Nicaragua Canal Development Investment Co., Limited. Agosto 20, 2014. URL: http://hknd-group.com/portal.php?mod=view&aid=108 (дата обращения: 20.01.2019)
27. El proyecto de resolución de la ONU No. A/68/39. Integridad territorial de Ucrania. Asamblea General. URL: http://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/68/L.39 (дата обращения: 24.02.2019)
28. Encuentro de Daniel con la Señora Jodi Bond, Vicepresidenta de la Cámara de Comercio de los Estados Unidos. // Gobierno de Reconciliación y Unidad Nacional. Agosto 28, 2016. URL: https://web.archive.org/web/20160828114947/http://presidencia.gob.ni/index.php?option=com_content&view=article&id=558:2014-07-18-18-00-46&catid=116:julio-2014&Itemid=54 (дата обращения: 29.01.2019)
29. Gobiernos de Nicarargua y Estados Unidos fortalecen relaciones diplomáticas. // Ministerio de Relaciones Exteriores de Nicaragua. 6 de octubre de 2015. URL: https://web.archive.org/web/20151009180141/https://www.cancilleria.gob.ni/publicaciones/index.html (дата обращения: 29.01.2019)
30. Gran Canal Interoceánico por Nicaragua. Perifil del Proyecto. Agosto 2006. // Comisión de Trabajo del Gran Canal. URL: http://www.pancanal.com/esp/plan/documentos/canal-de-nicaragua/canal-x-nicaragua.pdf (дата обращения: 29.01.2019)
31. Informe Ejecutivo de Comercio Exterior de Nicaragua: Año 2014. // Ministerio de Fomento Industria y Comercio. URL: https://web.archive.org/web/20151009212235/http://www.mific.gob.ni/Portals/0/Documentos%20Politica%20Comercial/Boletines/Informe%20ejecutivo%20de%20comercio%20exterior%202014%20Rev1.pdf (дата обращения: 29.01.2019)
32. Intervención del Presidente de la República de Nicaragua, Señor Daniel Ortega, en ocasión de la Conferencia Internacional de Apoyo a la Estrategia de Seguridad de Centroamérica. 28 de junio de 2011 // Secretaría General del Sistema de la Integración Centroamericana. URL: http://www.sica.int/consulta/documento.aspx?idn=60688&idm=1 (дата обращения: 19.03.2019)
33. Investment Climate Statement – Nicaragua. Bureau of economic and business affairs. // U.S. Department of State. 15 May, 2015. URL: https://www.state.gov/e/eb/rls/othr/ics/2015/241683.htm (дата обращения: 12.01.2019)
34. Joint Statement by the Russian Federation and CELAC on the establishment of a Permanent Mechanism for Political Dialogue and Cooperation between Russia and CELAC // Community of Latin American and Caribbean States. URL: http://celacinternational.org/celac-russian-federation/ (дата обращения 19.03.2019)
35. La Constitución Política de la República de Nicaragua. Titulo VI. Capítulo I. Artículo 102. URL:
http://www.asamblea.gob.ni/constitucion/Libro_Constitucion.pdf (дата обращения: 20.01.2019)
36. La ruta para construir una Nicaragua con visión de nación. // Fundación Nacaraguense para el Desarrollo Económico y Social. URL: http://funides.com/media/publications/La_ruta_para_construir_una_Nicaragua_con_visi%C3%B3n_de_naci%C3%B3n.pdf (дата обращения: 29.01.2019)
37. Ley No. 445. Ley del régimen de propiedad comunal de los pueblos indígenas y comunidades étnicas de las regiones autónomas de la Costa Atlántica de Nicaragua y de los ríos Bocay, Coco, Indio y Maíz. // La Asamblea Nacional de la República de Nicaragua. URL:
http://legislacion.asamblea.gob.ni/normaweb.nsf/d0c69e2c91d9955906256a400077164a/f59730333b3f6fa5062571b200559533?OpenDocument (дата обращения: 20.01.2019)
38. Ley No. 800. Ley del régimen jurídico de EL Gran Canal Interoceánico de Nicaragua y de creación de la autoridad de el Gran El Gran Canal Interoceánico de Nicaragua. // La Asamblea Nacional de la República de Nicaragua. URL:
http://legislacion.asamblea.gob.ni/SILEG/Iniciativas.nsf/NewGaceta.xsp?databaseName=CN=lotusleg1/O=Asamblea%20Nacional!!SILEG%5CGacetas.nsf&documentId=9FEC624BBBA30CE306257A38005DF59A&action=openDocument (дата обращения: 20.01.2019)
39. Ley No 840. Ley especial para el desarrollo de infrasestructura y transporte Nicaraguense atingente a el Canal, zonas de libre comercio e infrasestructuras asociadas // La Asamblea Nacional de la República de Nicaragua. URL:
http://legislacion.asamblea.gob.ni/SILEG/Iniciativas.nsf/NewGaceta.xsp?databaseName=CN=lotusleg1/O=Asamblea%20Nacional!!SILEG%5CGacetas.nsf&documentId=F1ECD8F640B8E6CE06257B8F005BAE22&action=openDocument (дата обращения: 17.01.2019)
40. Ley No 854. Ley de reforma parcial a la constitución política de la República de Nicaragua. Artículo 102. La Asamblea Nacional de la República.// La Asamblea Nacional de la República de Nicaragua. Febrero 10,2014.URL:http://legislacion.asamblea.gob.ni/SILEG/Gacetas.nsf/6B21DB02A885138E06257C7C004CC098/%24File/20140129%20G%20Ley%20No.%20854%2C%20Ley%20de%20reforma%20parcial%20a%20la%20Constituci%C3%B3n%20Pol%C3%ADtica.pdf?Open (дата обращения: 12.01.2019)
41. Memorandum of Understanding Between the General Secretariat of the Organization of American States and the Department of Justice of the United States of America to Participate in the Hemispheric Information Exchange Network for Mutual Assistance in Criminal Matters and Extradition. // Organization of American states. URL: http://www.oas.org/dil/AgreementsPDF/160-2008.PDF (дата обращения: 10.03.2019)
42. Memorando de Entendimiento entre Integrarse, Integración centroamericana para la Responsabilidad Social Empresarial, formado por AED de Costa Rica, CENTRARSE de Guatemala, FUNEMAS de El Salvador, FUNDAHRSE de Honduras, SUMARSE de Panamá y UNIRSE de Nicaragua Secretaría General del Sistema de la Integración Centroamericana // Secretaría General del Sistema de la Integración Centroamericana. URL: http://www.sica.int/consulta/documento.aspx?idn=96673&idm=1 (дата обращения: 19.03.2019)
43. Memorándum de entendimiento que el gobierno de Nicaragua y la Autoridad del Gran Canal interoceánica de Nicaragua en representación del Estado de Nicaragua, autoriza exclusivamente a la empresa HK Nicaragua canal Development investment Co., Limited, de Hong Kong, a estructurar y gestionar el financiamento del proyecto del Gran Canal interoceánico de Nicaragua. // La Asamblea Nacional de la República de Nicaragua. URL: http://legislacion.asamblea.gob.ni/Normaweb.nsf/xpNorma.xsp?documentId=1FBFE3660A4D80BD06257BCC005D9543&action=openDocument (дата обращения: 24.02.2019)
45. Nicaragua. Office of the U.S. Trade Representative. Executive Office of the President. URL: https://ustr.gov/countries-regions/americas/nicaragua (дата обращения: 25.01.2019)
46. Nicaragua 2015 Human Rights Report. // U.S. Department of State – Bureau of Democracy, Human Rights and Labor. URL: https://www.state.gov/documents/organization/253241.pdf (дата обращения: 10.03.2019)
47. Plan de acción de la CELAC 2016. // IV Cumbre CELAC. Ecuador. 27 de enero de 2016. URL: http://www.sela.org/media/2088262/iv-cumbre-celac-plan-accion-2016.pdf (дата обращения: 27.01.2019)
48. Plan de acción para desarrollo del comercio en zona económica de desarrollo compartido. VII Cumbre - Cochabamba, Bolivia // Alianza Bolivariana para los Pueblos de Nuestra América. URL: http://www.portalalba.org/index.php/alba/documentos/1285-2009-10-17-vii-cumbre-cochabamba-bolivia-plan-de-accion-para-el-desarrollo-del-comercio-en-la-zona-economica-de-desarrollo-compartido-del-alba-tcp (дата обращения: 19.03.2019)
49. Political Declaration of Belén, Costa Rica, III Summit of Heads of State and Government of the CELAC. // III Summit. CELAC Costa Rica. 29 de enero de 2015. URL: http://www.celac2015.go.cr/category/cumbre/english-documents/ (дата обращения: 27.01.2019)
50. Protocolo de Tegucigalpa a la Carta de la Organización de Estados Centroamericanos (ODECA). 13 de diciembre de 1991 // Secretaría General del Sistema de la Integración Centroamericana. URL: http://www.sica.int/consulta/documento.aspx?Idn=82677&IdEnt=401&Idm=1 (дата обращения: 19.03.2019)
51. Ratificación de la República de Honduras al Tratado de Asistencia Legal Mutua en Asuntos Penales entre las Repúblicas de Costa Rica, El Salvador, Guatemala, Honduras, Nicaragua y Panamá // Secretaría General del Sistema de la Integración Centroamericana. URL: http://www.sica.int/consulta/documento.aspx?idn=116940&idm=1 (дата обращения: 19.03.2019)
52. Remarks by Vice President Pence during a Protocolary Meeting at the Organization of American States // U.S. Government. URL: https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/remarks-vice-president-pence-protocolary-meeting-organization-american-states/ (дата обращения: 10.03.2019)
53. Remarks by National Security Advisor Ambassador John R. Bolton on the Administration’s Policies in Latin America // U.S. Government. URL: https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/remarks-national-security-advisor-ambassador-john-r-bolton-administrations-policies-latin-america/ (дата обращения: 10.03.2019)
54. Reporte No.2. Monitoreo de las actividades económicas de Nicaragua. // Fundación Nacaraguense para el Desarrollo Económico y Social. Octubre 2018. URL: http://funides.com/media/publications/segundo_monitoreo_actividades_economicas_nicaragua__cosep_funides.pdf (дата обращения: 29.01.2019)
55. Republic of Nicaragua. // U.S. Department of State – Bureau of Consular Affairs. URL: https://travel.state.gov/content/travel/en/international-travel/International-Travel-Country-Information-Pages/Nicaragua.html (дата обращения: 10.03.2019)
56. Sentencia. Asunto relativo a la diferencia territorial y marítma entre Nicaragua y Honduras en el Mar Caribe // Corte Internacional de Justicia. URL: https://www.icj-cij.org/files/summaries/summaries-2003-2007-es.pdf (дата обращения: 19.03.2019)
57. Sentencia. Asunto relativo a los derechos de navegación y derechosa conexos (Costa Rica C. Nicaragua) // Corte Internacional de Justicia. URL: https://www.icj-cij.org/files/summaries/summaries-2008-2012-es.pdf (дата обращения: 19.03.2019)
58. Statement from the Press Secretary on the Department of Treasury Advisory on Nicaragua // U.S. Government. URL: https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/statement-press-secretary-department-treasury-advisory-nicaragua/ (дата обращения: 10.03.2019)
59. The National Trade Estimate Report. Nicaragua. // Office of the United States Trade Representative.
URL: https://ustr.gov/sites/default/files/files/reports/2015/NTE/2015%20NTE%20Nicaragua.pdf (дата обращения: 10.03.2019)
60. Trade statistics of the Republic of Nicaragua // International Trade Centre. URL: https://www.trademap.org/Country_SelProductCountry.aspx?nvpm=1%7c558%7c%7c%7c%7cTOTAL%7c%7c%7c2%7c1%7c1%7c1%7c1%7c%7c2%7c1%7c1 (дата обращения: 10.03.2019)
61. Tratado de Libre Comercio entre los Estados Unidos, América Central y República Dominicana: Antecedentes, Hechos y Perspectivas. // Embajada de los Estados Unidos en Nicaragua. URL: https://ni.usembassy.gov/wp-content/uploads/sites/112/2016/05/remarks-by-embassy-official-on-cafta-dr_spanish.pdf (дата обращения: 10.03.2019)
62. United States – Nicaragua Bilateral Trade Summary prepared by U.S. Embassy, Managua. // U.S. Department of State. URL: https://photos.state.gov/libraries/nicaragua/97586/econ/cafta-chart-eng.pdf (дата обращения: 10.03.2019)
63. U.S. commercial service. Nicaragua. 2017. // U.S. Department of Commerce. URL: https://2016.export.gov/nicaragua/build/groups/public/@eg_ni/documents/webcontent/eg_ni_121489.pdf (дата обращения: 27.01.2019)
65. U.S. Country Commercial Guides: Nicaragua. // The U.S. Department of Commerce. URL: https://2016.export.gov/nicaragua/build/groups/public/@eg_ni/documents/webcontent/eg_ni_121489.pdf (дата обращения: 10.03.2019)
65. U.S. Relations with Nicaragua. // U.S. Department of State. 22 January, 2019. URL: https://www.state.gov/r/pa/ei/bgn/1850.htm (дата обращения: 27.01.2019)
66. Договор об основах отношений между Российской Федерацией и Республикой Никарагуа. // Министерство иностранных дел Российской Федерации. URL: http://www.mid.ru/ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-2/46420?_storageviewer_WAR_storageviewerportlet_advancedSearch=false&_storageviewer_WAR_storageviewerportlet_keywords=%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B3%D1%83%D0%B0&_storageviewer_WAR_storageviewerportlet_fromPage=search&_storageviewer_WAR_storageviewerportlet_andOperator=1 (дата обращения: 24.02.2019)
67. Дополнение к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Никарагуа об урегулировании задолженности Республики Никарагуа перед Российской Федерацией по кредитам, предоставленным бывшим СССР. // Министерство иностранных дел Российской Федерации. URL: http://www.mid.ru/ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-2/46209?_storageviewer_WAR_storageviewerportlet_advancedSearch=false&_storageviewer_WAR_storageviewerportlet_keywords=%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B3%D1%83%D0%B0&_storageviewer_WAR_storageviewerportlet_fromPage=search&_storageviewer_WAR_storageviewerportlet_andOperator=1 (дата обращения: 24.02.2019)
68. Концепция внешней политики Российской Федерации от 12 февраля 2013 года. // Министерство иностранных дел Российской Федерации. URL: http://www.mid.ru/bdomp/nsosndoc.nsf/e2f289bea62097f9c325787a0034c255/c32577ca0017434944257b160051bf7f (дата обращения: 27.01.2019)
69. Распоряжение Президента Российской Федерации от 29.09.2001 г. № 537-рп. «О подписании Договора об основах отношений между Российской Федерацией и Республикой Никарагуа.» URL: http://government.ru/docs/all/40076/ (дата обращения:24.02.2019)
70. Распоряжение Президента Российской Федерации от 20.08.2004 г. № 372-рп. «О заключении Меморандума о взаимопонимании о создании механизма политического диалога и сотрудничества между Российской Федерацией и государствами-членами Центральноамериканской интеграционной системы.» URL: http://government.ru/docs/all/49708/ (дата обращения:24.02.2019)
71. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 г. № 2025-p. «О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Никарагуа об отмене визовых требований при взаимных поездках граждан Российской Федерации и Республики Никарагуа.» // Правительство Российской Федерации. URL: http://government.ru/docs/all/66833/ (дата обращения: 24.02.2019)
72. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 г. № 1219-p. «О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Никарагуа о сотрудничестве в области рыбного хозяйства.» // Правительство Российской Федерации. URL: http://government.ru/docs/all/69271/ (дата обращения: 24.02.2019)
73. Совет Федерации и Национальная Ассамблея Республики Никарагуа подписали соглашение о развитии межпарламентского сотрудничества. // Совет Федерации Федерального Собрания РФ. 14 января 2015 год. URL: http://council.gov.ru/press-center/news/50444/ (дата обращения: 3.01.2019)
74. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Никарагуа об упрощенном порядке захода военных кораблей Российской Федерации в порты Республики Никарагуа. // Министерство иностранных дел Российской Федерации. URL: http://www.mid.ru/ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-1/43797?_storageviewer_WAR_storageviewerportlet_advancedSearch=false&_storageviewer_WAR_storageviewerportlet_keywords=%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B3%D1%83%D0%B0&_storageviewer_WAR_storageviewerportlet_fromPage=search&_storageviewer_WAR_storageviewerportlet_andOperator=1 (дата обращения: 24.02.2019)
75. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Никарагуа о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях. // Министерство иностранных дел Российской Федерации. URL: http://www.mid.ru/ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-1/44674?_storageviewer_WAR_storageviewerportlet_advancedSearch=false&_storageviewer_WAR_storageviewerportlet_keywords=%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B3%D1%83%D0%B0&_storageviewer_WAR_storageviewerportlet_fromPage=search&_storageviewer_WAR_storageviewerportlet_andOperator=1 (дата обращения: 24.02.2019)
76. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Никарагуа об урегулировании задолженности Республики Никарагуа перед Российской Федерацией по ранее предоставленным кредитам. // Министерство иностранных дел Российской Федерации. URL: http://www.mid.ru/ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-1/46070?_storageviewer_WAR_storageviewerportlet_advancedSearch=false&_storageviewer_WAR_storageviewerportlet_keywords=%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B3%D1%83%D0%B0&_storageviewer_WAR_storageviewerportlet_fromPage=search&_storageviewer_WAR_storageviewerportlet_andOperator=1 (дата обращения: 24.02.2019)
77. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Никарагуа о военно-техническом сотрудничестве. // Министерство иностранных дел Российской Федерации. URL: http://www.mid.ru/ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-2/46483?_storageviewer_WAR_storageviewerportlet_advancedSearch=false&_storageviewer_WAR_storageviewerportlet_keywords=%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B3%D1%83%D0%B0&_storageviewer_WAR_storageviewerportlet_fromPage=search&_storageviewer_WAR_storageviewerportlet_andOperator=1 (дата обращения: 24.02.2019)
78. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации.» // Совет Безопасности Российской Федерации. URL: http://www.scrf.gov.ru/security/international/document124/ (дата обращения: 24.02.2019)
79. Федеральный закон Российской Федерации от 2.07.2013 г. № 139-ФЗ «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Никарагуа о поощрении и взаимной защите капиталовложений.» URL: http://kremlin.ru/acts/bank/37400 (дата обращения: 16.01.2019)