Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты ценообразования на инновационную продукцию 5
1.1 Основные подходы к ценообразованию 5
1.2 Характеристика основных методов ценообоазования 13
1.3 Особенности и специфика ценообразования на инновационную продукцию 22
Глава 2 Выставления цены на инновационный продукт на основе примера продукции фирмы «Мегадор» 32
2.1 Описание продукта и компании разработчика 32
2.2 Расчет цены на обогреватель нового поколения компании «Мегадор» MR100 33
Заключение 47
Список использованной литературы 50
ПРИЛОЖЕНИЕ
Цена – одна из категорий экономики, в которой сходятся некоторые факторы, определяющие социально – экономическое развитие и отношение в обществе. Роль и значение цены поменялась благодаря появлению рыночных отношений в экономике. Со временем появляются новые методы ценообразования. Полезность, спрос, качество товаров и предложение формируют цену в наше время. Государственные органы все меньше и меньше играют роль в установлении и регулировании цен.
В наше время ценообразование является важнейшим инструментом в распоряжении организации или фирмы. От выбора метода данного фактора зависит развитие предприятия и его деятельность.
Любое инновационное предприятие вынуждено выработать подходящую стратегию ценообразования, которой оно будет следовать.
Установление цены для инновационного продукта оказывается затруднительно для многих компаний, так как возможно отсутствие критериев, которые бы отражали и оценивали труд, который понадобился для создания инновации. В рассмотренных общих методах ценообразования цена основывается на совокупных затратах на производство товара и на конкурентных преимуществах производящей компании. Данные методы не всегда применимы к инновационной продукции ( некоторые и вовсе неприменимы), поэтому требуется проведение анализа и определения методов ценообразования, для того чтобы вывести инновационный продукт на рынок.
Теоретической основой моей работы являются труды российских и зарубежных экономистов, изучающих ценообразование и ценообразование на инновационную продукцию в частности ( Молчанов Н.Н., Абрамешин А. Е., Арутюнов Ю. А., Киселева М. М., Плехова Ю. О. И другие).
Целью данной выпускной квалификационной работы является рассмотрение процесса и методов ценообразования на инновационную продукцию, включая практическое применение данных методов на примере обогревателя нового поколения компании «Мегадор».
В процессе работы рассматриваются следующие задачи:
1) Выявить основные подходы к ценообразованию.
2) Конкретизировать методы ценообразования.
3) Проанализировать методы ценообразования на инновационную продукцию.
4) Установить цену на инновационную продукцию на примере обогревателя нового поколения «Мегадор», а также предложить более подходящие методы ценообразования.
Данная работа является актуальной, поскольку цена – центральное звено рыночной экономики и через нее строятся практически все экономические отношения в процессах распределения и производства. Также важно заметить, что неотъемлемой частью инновационного продукта является его цена, соответственно любая компания, производящая такой продукт сталкивается с проблемой выбора подходящего метода ценообразования.
Объектом исследования выступает деятельность компании, производящей электрические обогреватели нового поколения ООО «Мегадор».
Предметом исследования является механизм ценообразования на инновационную продукцию.
Поставленные задачи определили структуру данной выпускной квалификационной работы, которая состоит из двух глав, введения, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе рассмотрен теоретический аспект ценообразования, выявлены подходы и методы, а во второй главе данной работы представлены варианты установления цены на обогреватель нового поколения компании «Мегадор».
В ходе выполненной выпускной квалификационной работы были выполнены все поставленные задачи.
На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы:
• Во – первых, во время выполнения своей выпускной квалификационной работы мной были изучены и выявлены основные подходы к ценообразованию, согласно проанализированной мной информации, существует два альтернативных подхода к ценообразованию – затратный и ценностный. Затратный – отправная точка - это фактические затраты фирмы на производство и организацию сбыта. Должна быть следующая цепочка: продукт – технологии – затраты – цена – ценность – покупатель. Ценностный подход – это установление цен таким способом, чтобы обеспечивать фирме получение максимальной прибыли за счет достижения выгодного для нее соотношения ценности к затратам. Здесь цепочка будет выглядеть следующим образом: покупатель – ценность – цена – затраты – технологии – продукт.
• Во – вторых, самыми используемыми и популярными методами являются затратный, рыночный и параметрический, каждый из которых в свою очередь делится на определенное количество методов. Рыночные – система свободного ценообразования, ориентированного на спрос и предложение. Основной фактор – восприятие покупателем установленной рыночной цены. Затратные – учет совокупных затрат на производство продукции. Уровень необходимых издержек производства определяется на основе калькулирования себестоимости готовой продукции. Параметрические – основа – количественные зависимости между затратами и основными потребительскими свойствами продукции, входящей в параметрический ряд.
• В – третьих, методами, применимыми к ценообразованию на инновационную продукцию считаются затратный, доходный, рыночные, параметрический, ориентированный на удовлетворенность потребителей. В каждом методе используются свои расчетные формулы и каждый имеет специфику применения.
• В – четвертых, проанализирован и систематизирован полученный от компании на практике материал и установлена цена на обогреватель нового поколения «Мегадор», в ходе практической части данной выпускной квалификационной работы были применены методы ценообразования, подходящие для инновационной продукции. Результатом проведенных расчетов стали полученные цены:
1. Цена на основе метода, используемого на предприятии, которая оказалась равна 3160 рублей ( три тысячи сто шестьдесят рублей), что соответствует сегодняшней рекомендованной розничной цене.
2. Поскольку метод, используемый на предприятии является самым простым и не самым надежным, а продукция является инновационной, мной было предложено рассчитать цену параметрическим методом, а конкретнее методом сравнения удельных показателей. Цена, рассчитанная по данному методу оказалась равна 3986 рублей 60 копеек ( три тысячи девятьсот восемьдесят шесть рублей шестьдесят копеек).
3. Следующим шагом стал расчет цены на обогреватель нового поколения с применением конкурентоориентированной модели, определения цены товара на базе оценки конкурентоспособности с использованием идеальной модели. Результатом данного метода оказалась цена равная 4026 рублей 96 копеек ( четыре тысячи двадцать шесть рублей девяносто шесть копеек).
4. Также, поскольку многие фирмы хотят иметь наглядное сравнение с конкурентами для определения цены и не ориентироваться на несуществующую идеальную модель, я предложила использовать модификацию предыдущего расчета с помощью сравнения нашего товара с двумя конкретными аналогами – ближайшими конкурентами. В первом случае за идеальную модель я взяла аналог Dimplex и получила цену равную 5472,32 руб. ( пять тысяч четыреста семьдесят два рубля тридцать две копейки). Стоит отметить, что значение получилось большим, сравнительно с остальными полученными ценами из-за высокой цены сравниваемого аналога.
5. Последним расчетом было использование второго аналога – Frico в качестве идеальной модели, результатом стала цена, равная 3518 руб. ( три тысячи пятьсот восемнадцать рублей).
Поскольку метод определения цены, используемый в данный момент на предприятии (затратный), равный 3160 руб., не учитывает таких факторов, как удовлетворенность покупателей и особенности товаров конкурентов, я предлагаю нижним пределом цены установить цену, рассчитанную параметрическим методом, значением которого является 3986,6 руб. Также можно сделать вывод, что наиболее оптимальной будет цена, находящаяся с помощью конкурентоориентированной модели, которая составит 4026,96 руб., а верхний предел цены можно ограничить средней ценой, рассчитанной по конкурентным моделям, которая равна 4495,16 руб.
Стоит отметить, что компания, в которой я проходила преддипломную практику, посчитала проделанную мной работу полезной и планирует в ближайшее время перейти на расчет цены с применением предложенных методов.
В связи с вышесказанным, считаю основную цель выпускной квалификационной работы выполненной.
1. Абрамешин А.Е., Аксенов С.Н., Воронина Т.П. и др. Менеджмент инноваций организации: Учебное пособие./А.Е. Абрамешин, С.Н. Аксенов, Т.П. Воронина - М.: Европейский центр по качеству,2003.
2. Арутюнов Ю.А., Киселева М. М., Ценообразование на инновационную продукцию./Ю.Ф. Фрутюнов, М.М. Киселева – М.:Креативная экономика, № 9(33), 2009.
3. Брюс Шнаер. Прикладная криптография. Протоколы, алгоритмы./Брюс Шнаер -: М.: И здательство триумф, 2012 - 816с.
4. Валдайцев, С. В. Управление инновациями и интеллектуальной собственностью фирмы / С. В. Валдайцев. – М. : ООО «Проспект», 2014.
5. Васюхин О.В., Левин М.К., Цуканова О.А. Проблемы анализа рынка научно-технической продукции // Современные проблемы науки и образования. – 2013.
6. Васюхин О.В., Левин М.К., Цуканова О.А. Проблемы анализа рынка научно-технической продукции // Современные проблемы науки и образования. – 2013.
7. Галицкий А.В., Шангин В.Ф. Защита информации в сети, /А.В. Галицкий,В.Ф. Шагин. - М.:ДМК Пресс, 2004 - 616с.
8. Грузинов В.А., Грибов В.Д. Экономика предприятия/В.А. Грузинов, В.Д. Грибов – М.: «Финансы и статистика»,2012.
9. Казанцев А.К., Миндели Л.И. Основы инновационного менеджмента./А.К.Казанцев, Л.И. Миндели - М., 2005.
10. Кожевников М.Н., Барсев Т.Ф., Основы экономики и управления/М.Н. Кожевников, Т.Ф. Барсев – М.: «Академия», 2011.
11. Максименко В.Н. Защита информации в сотовой подвижной связи / В.Н. Максименко - Горячая линия-Телеком, Москва, 2007 - 360c.
12. Меррит М., Д. Поллино. Безопасность беспроводных сетей/М. Меррит, Д. Поллино, : издательство меркурий 2009 - 415с.
13. Молчанов Н. Н. Маркетинг инноваций /Н. Н. Молчанов.- М.: Юрайт, 2015 – c159-184.
14. Молчанов Н.Н. Маркетинг высокотехнологичных продуктов и услуг/Н.Н. Молчанов - Санкт-Петербург Издательство Политехнического университета, 2011. С189-218.
15. Плехова Ю.А., Емелина О.С Особенности разработки целевой политики на инновационную продукцию.,/Ю.А. Плехова, О.С. Емелина, 2014.
16. Попов В.И. Основы сотовой связи стандарта GSM./В.И. Попов - Издательство: Эко-Трендз, 2012 - 296с.
17. Рынок бытовых электроотопительных приборов/ Москва 2014.
18. Секерин В. Д. Инновационный маркетинг/ В.Д. Секерин, - М.: ИНФРА, 2012.
19. Скворцов О.В., Скворцова Н.О., Налоги и налогообложение/О.В.Скворцов.,Н.О. Скворцова – М.: «Академия», 2012.
20. Уткин Э.А. Ценообразование. Ценовая политика./Э.Ф. Уткин – М.: ЭКМОС, 2002.
21. Фролова Т. А. Экономика предприятия/Т.А. Фролова – ТТИ ЮФУ, 2009.
22. Cафронов Н.А. Экономика организации/Н.А. Сафронов - М.: «Экономистъ», 2014.
23. Hermann Simon Confessions of the Pricing Man: How Price Affects Everything/Hermann Simon//Springer – 2015.
24. http://www.adecor.ru (Дата обращения 17.02.2016)
25. http://www.litvinchuk.ru (Дата обращения 17.02.2016)
26. http://www.megador.ru (Дата обрвщения 14.02.2016)
27. http://www.ozon.ru (Дата обращения 17.02.2016)
28. http://www.platan.ru (Дата обращения 18.02.2016)
29. http://www.pulscen.ru (Дата обращения 17.02.2016)
30. https://market.yandex.ru (Дата обращения 17.02.2016)
31. https://www.electro-mpo.ru (Дата обращения 18.02.2016)
32. Jagmohan Raju, Z. John Zhang Smart Pricing: How Google, Priceline, and Leading Businesses Use Pricing Innovation for Profitability/ Jagmohan Raju, Z. John Zhang // Pearson Education – 2010.
33. Madhavan R., Georg T. Monetizing Innovation: How Smart Companies Design the Product Around the Price/ Madhavan R., Georg T. //Wiley – 2016.
34. Martin Lindstorm Buyologe: Truth and llies about why we buy/M.Lindstorm//Random house inc – 2010.
35. Nil Eyal Hooked: how to build habit – forming products/N.Eyal,R.Hoover//Nil Eyal – 2014.
36. URL: http://www.rg.ru/2014/04/02/kriterii-dok.html (Дата обращения: 11.11.2015)