ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. Распространение международной информации в масс-медиа как механизм достижения геополитических целей 11
1.1. Международная информация: определение и функции 11
1.2. Позитивные и негативные проявления глобализации в позиционировании масс-медиа 15
1.3. Медиатизация политики: роль СМИ в социально-политической жизни США 20
ГЛАВА 2. Международная информация на страницах современных СМИ США 29
2.1. Особенности масс-медиа США в современный период 29
2.2 Контент-анализ публикаций американских газет: освещение внутренних и мировых событий 36
2.3. Тематика публикаций о России ведущих печатных изданий США 40
Заключение 45
Список используемой литературы
В XXI веке, с появлением новых технологий и средств коммуникации, устойчивым ростом глобализации и перехода к новой ступени —информационному обществу, роль средств массовой информации постоянно растёт. Влияние СМИ, в наши дни, направлено не только на определённые группы людей, но и на процессы, происходящие в политике как отдельных стран, так и в мире в целом.
На сегодняшний день Соединённые Штаты Америки занимают ведущее место в информационной сфере. На фоне последних событий — избрание президентом Америки Дональда Трампа, бурное освещение этого события в СМИ, информационная война между Россией и США и других новостей, связывающих политику и журналистику; интересно проанализировать освещение международной информации на страницах крупных американских газет. Возможно, что перемены политического фона, большое количество событий, произошедших на территории Соединенных Штатов Америки после избрания президента и его противоречивых действий, отодвигают на второй план в повестке дня новости стран мира.
Актуальность работы. Уже не первый год в научном кругу происходит дискуссия вокруг понятий четвертая власть, медиакратия и медиатизация политики.
Роль СМИ в социально-политической жизни подвергается анализу на протяжении долгого времени. Уже не требует доказательства тот факт, что СМИ, через создание информационной повестки дня, транслируют определённые мысли и тем самым формируют общественное мнение. В данной работе будет важно понятие медиатизации политики или, другими словами, процесса слияния политического и медийного поля. Как, при помощи информационных ресурсов, власть может добиваться своих целей в сферах внешней и внутренней политики.
Контент-анализ ведущих изданий страны отчасти может являться отражением текущих политических взглядов, существующих в стране. В наше время, когда равновесие между политикой и экономикой разных стран мира довольно хрупко, особенно интересно просмотреть, как подходят средства массовой информации США к освещению новостей, и какая именно информация попадает к аудитории. Отдельное внимание отведено исследованию специфики подачи международной информации, в частности, на примере освещения в СМИ российской темы.
Практическая значимость. Настоящее исследование выявляет современные тенденции при освещении международной информации в прессе США. Кроме того, анализ известных изданий с миллионной аудиторией даёт понимание, как на сегодняшний день формируется общественное мнение граждан Америки.
Научная новизна данной работы состоит в том, что выбранная тема затрагивает современный период прессы США, который не относится к числу научно-разработанных с точки зрения СМИ. Для анализа мною были выбраны публикации за текущий год. Анализ и структуризация материалов, проведённая в этой работе, не был сделан ни отечественными, ни зарубежными теоретиками и практиками журналистики.
Объект исследования. Средства массовой информации США на примере материалов газет «The New York Times» и «Washington post».
Предмет исследования. Тематическая направленность и содержание текстов, освещающих международную тематику в современных СМИ Соединенных Штатов Америки.
Цель исследования. На основе анализа материалов газет выявить, каковы приоритеты современных американских изданий при освещении международной тематики, выявить какой процент информации за день посвящён международной тематике, а также каковы особенности отдельных материалов. Кроме того, описать способы влияния информации на социально-политическую жизнь страны и массовое сознание.
Поставленная цель определила следующие исследовательские задачи:
• Изучить существующие теоретические подходы, связанные с влиянием масс-медиа на политические взгляды общества;
• Оценить современные модели медиасистем и предлагаемые ими критерии оценки международной информации;
• Определить тематические предпочтения изданий в международном разделе;
• Определить роль информационных ресурсов в наше время, а также их влияние на политические процессы (как внутренние, так и внешние);
• Проанализировав публикации американских СМИ за последний период (2017-2018 гг.), выявить особенности подачи информации и повестку дня.
Эмпирической базой онлайн-публикации из электронных версий англоязычных американских изданий «The New York Times» и «Washington post»за период c 1 января по 1 мая 2018 года.
Средства массовой информации, в контексте функционирования в политической сфере, всегда привлекали исследователей из разных отраслей — психология, политология, социология, журналистика и др. В качестве научно-теоретической базы, я обратилась к работам зарубежных и российских исследователей.
Среди отечественных исследователей масс-медиа США следует упомянуть Н.Г. Зяблюк, Л.Н. Федотову и Г.Н. Вачнадзе. В своих работах учёные анализируют роль американских СМИ на международной арене, их влиянию и контролю на потоки информацию по всему миру. Также, в работе использованы труды таких советских исследователей, как Андрунас Е.Ч., Власов Ю.М., Энтин В.Л.. Их работы посвящены вопросу взаимодействия бизнеса, власти и прессы. Из современных исследователей в данной работе присутствуют отсылки к теоретическим положениям из учебного пособия А.С. Пую и С.С. Бодруновой «Медиакратия: современные теории и практики», а также из диссертационной работы А.Ю.Быкова «Пресса Соединённых Штатов Америки о политических и социально-экономических проблемах современной России (1996-2000 гг.)».
Из зарубежных авторов в работе я обращаюсь к трудам Н.Хомского, Э. Хермана, которые провели анализ состояния американских СМИ, раскрыли тему применения методов манипуляций в СМИ во время проведения политических кампаний. Также, в теоретической части работы использованы цитаты из книги американских профессоров Ф.Сиберта, Т.Питерсона и У.Шрамма «Четыре теории прессы», которые раскрывают проблему взаимодействия средств массовой информации и государства, и участие масс-медиа в различных политических системах.
Методическую базу составляют общенаучные теоретические методы, такие как: библиографический, метод теоретического анализа, а также эмпирические методы – качественный контент-анализ, структурно-тематический анализ американских СМИ (электронные версии изданий).
Структура работы. Настоящая выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка литературы. Первая глава посвящена раскрытию понятия международной информации, а также роли средств массовой коммуникации в распространении международной информации и медиатизации политики. Вторая глава содержит анализ современной прессы США и контент-анализ публикаций, освещающих внутренние и мировые события.
Международная информация в наше время стала важнейшим аспектом взаимодействия и налаживания коммуникации между странами, людьми и масс-медиа. Появление новых технических средств сбора и распространения новостей, позволило каждому человеку принимать активное участие в мировом коммуникационном процессе и быть частью мирового сообщества. Слияние традиционных СМИ и Интернета, расширение телекоммуникационных сетей, охватывающих каждый регион по всему миру через сеть спутников, рост влияния масс-медиа — всё это является прямым переходом к новой эпохе, называемой в научных кругах, «информационное общество».
Формирование «повестки дня» — одна из главных задач СМИ, которая заключается в информировании людей о событиях, происходящих вне поля их зрения, в мире. В данной работе я провела анализ ведущих американских изданий «New York Times» и «Washington Post» на предмет содержания международной информации. Главными критериями стали: количество упоминаний определённой страны в повестке дня, жанровое многообразие при освещении международной информации, а также какие сферы социальной жизни чаще появляются на страницах газет (политика, экономика, терроризм и прочие). Основные тенденции функционирования американской прессы при освещении международной информации в прессе США описаны и проанализированы. Результатом можно назвать вывод о том, что освещение международной темы в американских СМИ по существу не несёт оценивающего характера, но при этом предвзято в выборе тем —освещение стран «третьего мира» в повестке дня минимально. Газеты чаще всего фокусируются на мировых новостях, имеющих определенную американскую ориентацию. Такая тенденция не даёт никакой новой информации о дальних частях земного шара, которые бы расширяли и стимулировали зрителей и читателей.
Тематика международных новостей также ограничена сферами политики и экономики, тем самым, культура/спорт/технологии уходят на второй план в повестке дня. Российская тема не является исключением — все материалы крутятся вокруг событий, связанных с действиями Владимира Путина во внешней и внутренней политике.
Такая тенденция слияния политики и масс-медиа связана с понятием медиатизации, описанным в первой главе. Желание первых лиц государств транслировать свои идеи и решения на большую аудиторию, проводить эффективные политические кампании (в том числе, предвыборные) порождает использование манипулятивных приёмов, которые формируют общественное мнение. Это приводит к трансформации и искажению главных функций СМИ — информирования и социализации.
Ведение информационной войны, в наше время, является эффективным способом контроля мирового пространства и доминирования в нём. Достижение геополитический целей стало возможным без вмешательства вооружённых сил и больших экономических вложений. В современном мире право на такой ресурс, как информационный, ничто иное, как право быть конкурентоспособными. Эти и другие факторы еще больше увеличивают актуальность вопроса роли СМИ в политическом процессе.
Таким образом, тезис обозначенный в начале работы о том, что перемены политического фона, большое количество событий, произошедших на территории Соединенных Штатов Америки после избрания президента и его противоречивых действий, отодвигают на второй план в повестке дня новости стран мира — частично подтвердился.
1. Андрунас Е.Ч. Бизнес и пропаганда (система контроля крупного капитала США над средствами массовой информации). М. 1986; Андрунас Е.Ч. Информационная элита: корпорации и рынок новостей. М., 1991; Власов Ю.М. Средства массовой информации и современное буржуазное государство. М., 1985; Энтин В.Л. Средства массовой информации в политической системе современного капитализма. М.,1988.
2. Баталов Э.Я. «Рычащий медведь» на «диком Востоке» : образы современной России в работах американских авторов: 1992-2007 гг / Э.Я. Баталов, В.Ю. Журавлева, К.В. Хозинская ; рук. проекта Э.Я. Баталов ; Российская акад. наук, Ин-т Соединенных Штатов Америки и Канады. – М. : РОССПЭН, 2009. - 380 с.
3. Борев, В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация – М., Наука, 1986. – 304 с.
4. ГавраД.П. Основы теории коммуникации: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер, 2011. — 288 с.: ил.
5. Данилова А.А. Манипулирование словом в средствах массовой информации / А.А. Данилова. – М. : Добросвет КДУ, 2009. - 232 с. : ил.
6. Калягин Б.А. Современные средства массовой информации США : [учеб. пособие] / Б.А. Калягин. - Пенза : Социосфера, 2011. - 56 с.
7. Корконосенко С. Г. Основы журналистики. СПб, 2001.
8. Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Актуальные проблемы современности и журналисти- ка // Массмедиа в условиях глобализации: Взаимосвязь глобализации, глобализма и трансформации. – СПб., 2005.
9. Михайлов С.А. Журналистика Соединенных Штатов Америки / С.А. Михайлов. - СПб. : Михайлов В.А., 2004. - 447 с. - (Библиотека профессионального журналиста). - Библиогр. в примеч.: с. 394-415
10. Мрочко Л.В. Теория и практика массовой информации : учеб. пособие / Л.В. Мрочко ; Рос. акад. образования, Моск. психолого-социал. ин-т. – М. : Флинта Моск. психолого-социал. ин-т, 2006. - 238 с.
11. Орлова В.В. Глобальные телесети новостей на информационном рынке / В. Орлова. - М. : РИП-холдинг, 2003. - 165 с.
12. Пую А. С., Бодрунова С. С., Литвиненко А. А., Курышева Ю. В., Медиакратия: современные теории и практики, 2013.
13. СеидовВ.Г. Место и роль средств массовой информации и коммуникации в системе международных отношений, С .214-[242]
14. Соколов В. С., Михайлов С. А. Периодическая печать Соединенных Штатов Америки: Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1998. - 144 с.
15. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М., 1980; Багдикян Б. Монополия средств информации. М., 1987; Herman Edward S., Chomsky Noam. Manufacturing consent. The polit. economy of the mass media. N.Y. 1988.
16. Шрамм У., Сиберт Ф., Питерсон Т. Четыре теории прессы. - М., 1998.
На иностранных языках:
17. Compain B. Issues in new information technology. Cambridge. P.10.
18. John Tomlinson. Cultural Imperialism: A Critical Introduction. — A&C Black, 2001-01-01. — 204 с.
19. Lazarsfeld P., Berelson B., Gaudet H. 1944. The People’s Choice. How the Voter Makes up his Mind in a Presidential Campaign. N.Y.: Columbia University Press, 384 p.
20. Oniszczuk Z. Mediatisation of Politics and Politicisation of the Media. Two Dimensions of the Relationship // Studiów Medioznawczych. 2011. No 4 (47). P. 1-15.
21. Scheufele D.A., Tewksbury D. Framing, agenda-setting, and priming: the evolution of three media effects models // Journal of communication. 2007. 57. Р. 9–20.
22. Scheufele D. A. Framing as a Theory of Media Effects. Р. 103–122.
Научные статьи:
23. Бобова Л.А. Мануэль Кастельс: влияние сетевого общества на характер социальных коммуникаций / Л.А. Бобова // Вестник МГИМО-Университета. - 2013. - № 5. - С. 213-220.
24. Бочинин А. В. Проблема внутреннего терроризма на страницах печати США// Массмедиа зарубежных стран, 2015. №2. С. 251-258.
25. Быков А.Ю. «Пресса Соединённых Штатов Америки о политических и социально-экономических проблемах современной России (1996-2000 гг.)», 2001.
26. Вахштайн, В.С. «Практика» vs. «фрейм»: альтернативные проекты исследования повседневного мира // Социологическое обозрение, 2008 – № 7(1). – с. 65–95..
27. Рыкованов П.Я. Американская трагедия и СМИ (новое в практике массмедиа США) // Методология прессы (идентичность творческой составляющей) : [материалы науч.-практ. семинара «Соврем. период. печать в контексте коммуникат. процессов (журналист. творчество и действительность)», 3 апр. 2002 г., Санкт-Петербург / редкол.: Б.Я. Мисонжников (отв. ред.) и др.]. - СПб. : Роза мира, 2003. - 187 с.
28. Маркина Ю. В. Газета «Нью-Йорк таймс» как качественный тип издания // Средства массовой информации в современном мире. Материалы межвузовской научно-практической конференции. СПб., 2003. С. 253–255.
Статьи в периодических изданиях:
29. Dunlap D.W. Church Near Trade Center to Echo Landmarks of East // The New York Times. 2013. October, 13.
30.Ellen BarryKaren Dawisha, 68, Dies; Traced Roots of Russian Corruption ( April 17, 2018) The New York Times
31. Jackson Diehl Putin isn’t as all-powerful as he looks // Washington post. 2011. April, 12.
32. James Ellingworth Russia marks wartime victory at World Cup stadium (Washington Post, May,9) [Электронный ресурс]. – URL:https://www.washingtonpost.com/world/europe/russia-marks-wartime-victory-at-world-cup-stadium/2018/05/09
33. John Hudson, Josh Dawsey and Shane Harris Trump administration to impose fresh sanctions against Russia [Электронный ресурс]. – URL:https://www.washingtonpost.com/world/national-security/trump-administration-to-impose-fresh-sanctions-against-russia/2018/04/04/
34. Neil MacFarquharThe Fight With the West Is Isolating Russia. But That Isn’t Stopping Putin. (April 17, 2018) The New York Times
Norimitsu Onishi and Selam GebrekidanSouth — Africa to Investigate 2 A.N.C. Officials in Farm Corruption Case (April 18, 2018)
35. Peter Baker Trump to Impose New Sanctions on Russia Over Support for Syria (April 15, 2018)The New York Times
36. Ellen BarryKaren Dawisha, 68, Dies; Traced Roots of Russian Corruption ( April 17, 2018) The New York Times
Электронные источники:
37. Зеркаль Д. А. Информационная политика государства: зарубежный опыт управления средствами массовой информации // Региональное развитие: стратегии и человеческий капитал : материалы Междунар. науч.-практ. конф., [г. Екатеринбург], 10-11 апреля 2014 г. : в 2 т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. - Т. 2. - С. 176-185 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/31277/1/rrsick_2014_2_20.pdf
38. Top Media Outlets: Newspapers, Blogs, Consumer Magazines & Social Networks. [Электронный ресурс]. – URL: burrellesluce.com (February 2011)