Введение
Глава 1. Двусторонние отношения между Россией и другими странами БРИКС: восприятие партнеров и видение направлений взаимодействия
1.1. Официальная позиция государств по отношению друг к другу и к группе БРИКС как к объединению
1.2. Актуальные направления сотрудничества и механизмы двустороннего взаимодействия
Глава 2. Развитие двусторонних отношений между Россией и другими странами БРИКС по актуальным направлениям взаимодействия в 1991-2019 гг
2.1. Развитие двусторонних отношений России и Китая в 1991-2019 гг
2.2. Развитие двусторонних отношений России и Индии в 1991-2019 гг…………
2.3. Развитие двусторонних отношений России и Бразилии в 1991-2019 гг
2.4. Развитие двусторонних отношений Россией и ЮАР в 1991-2019 гг
Заключение
Список используемых источников и литературы
Группа БРИКС объединяет очень разные в географическом, экономическом и политическом плане государства. Первая встреча лидеров Бразилии, России, Индии и Китая состоялась в 2009 г. по инициативе Москвы. ЮАР присоединилась к объединению в 2011 г. Тогда страны-участницы БРИКС только начали определять для себя возможности совместного сотрудничества, постепенно расширяя и углубляя повестку дня. За десять лет существования группа БРИКС смогла зарекомендовать себя как стабильное и важное объединение, с которым нужно считаться на мировой арене. Сегодня БРИКС стоит в одном ряду с такими международными площадками, как «Большая двадцатка» (G20), Азиатско-тихоокеанское сотрудничество (АТЭС), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и др., а повестка дня объединения охватывает самые важные направления сотрудничества в сфере мира и безопасности, экономики, гуманитарного взаимодействия.
Несмотря на то, что страны-участницы БРИКС кажутся слишком далекими во многих отношениях, их объединяют общие взгляды на мироустройство и устремления, такие как приверженность концепции устойчивого развития, понимание необходимости реформирования глобальных институтов управления (Совет Безопасности ООН и Международный валютный фонд (МВФ) и т.п.), желание создать более справедливый и полицентричный мировой порядок. Наличие общих взглядов влияет не только на сплоченность группы БРИКС, но и на двусторонние отношения между государствами-участниками объединения. Безусловно существует определенная зависимость успеха объединения от уровня двусторонних отношений между государствами, входящими в него. Эти отношения укрепляют многосторонние, способствуя развитию сотрудничества в новых сферах взаимодействия, согласованию позиций по ключевым международным вопросам, решению конфликтов, повышению количества контактов между лидерами государств и другими лицами. Исследование двусторонних отношений позволяет лучше понять, в каких сферах сотрудничества есть успехи и где, напротив, находятся проблемные точки. Все это обуславливает актуальность исследования.
В настоящей диссертации с целью локализации исследования, опорным государством выбрана Российская Федерация и рассматриваются ее двусторонние отношения с Китаем, Индией, Бразилией и ЮАР.
Хронологический период выходит за рамки существования БРИКС и включает в себя весь период существования Российской Федерации: 1991-2019 гг., поскольку во всех случаях отношения нашей страны с членами объединения начались существенно раньше возникновения БРИКС.
Цель работы: выявить перспективные сферы взаимодействия между Россией и другими участниками БРИКС в рамках двусторонних отношений.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть официальную позицию государств по отношению друг к другу.
2. Определить механизмы двустороннего взаимодействия между государствами.
3. Выявить, какие направления двустороннего сотрудничества страны считают для себя актуальными.
4. Исследовать развитие двусторонних отношений между Россией и другими странами БРИКС по актуальным направлениям взаимодействия с 1991 по 2019 гг.
5. Проанализировать практическое сотрудничество между государствами по актуальным направлениям взаимодействия.
Объектом исследования выступают двусторонние отношения между Россией и другими странами БРИКС.
Предметом исследования стали особенности и направления двусторонних отношений между Россией и другими странами БРИКС.
Новизна данной работы заключается в том, что в ней впервые будут комплексно рассмотрены двусторонние связи между Россией и другими странами-участницами БРИКС, тогда как существующая литература сосредоточена на анализе двусторонних отношений России с конкретными странами. Данная работа призвана подытожить опыт взаимодействия между странами БРИКС, накопленный на данный момент.
В основе данной работы лежит метод сравнительного анализа, применяющийся во всех частях диссертации. Для каждого аспекта исследования были подобраны определенные критерии сравнения. Также стоит отметить такие вспомогательные методы исследования, как исторический и описательный методы, контент-анализ.
Практическая значимость. Результаты данной работы могут использоваться в аналитической работе органов государственной власти и структур, занимающихся совместной деятельностью с учреждениями и институтами стран БРИКС, для ведения преподавательской деятельности, а также как база для дальнейших научных исследований.
Эмпирическая база исследования представлена четырьмя группами источников. Первую группу составляют официальные внешнеполитические документы государств (концепции, стратегии, белые книги) и официальные речи/интервью глав государств. Вторую группу составляют двусторонние документы между Россией и другими странами БРИКС (заявления, соглашения). Третья группа источников состоит из статистической информации, отражающей количественные данные двустороннего сотрудничества в различных сферах взаимодействия. Четвертую группу источников составляют статьи/заметки о двусторонних отношениях, размещенные на сайтах министерств, посольств, торгово-промышленных палат и т.п.
Степень разработанности темы и обзор литературы. Литературу, использованную при написании данной диссертации, можно разделить на группы по отношениям России с конкретной страной: Китаем, Индией, Бразилией и ЮАР. В рамках каждой из этих групп встречается литература, где рассматривается только один конкретный аспект отношений, а также более общие исследования, касающиеся истории взаимодействия, проблем, перспектив сотрудничества или нескольких направлений взаимодействия.
Россия-Китай. Применительно к анализу российско-китайских отношений следует, прежде всего, упомянуть монографию К.Г. Муратшиной «20 лет партнерства России и Китая: результаты и уроки», содержащую исследование двусторонних отношений стран по ряду направлений взаимодействия (политическое, экономическое, инвестиционное, гуманитарное сотрудничество и т.д.). Не менее значимой оказалась работа под редакцией Лукина А.В. «Россия и Китай. Четыре века взаимодействия», в которой подробно описано историческое развитие российско-киатайских отношений от их зарождения до современного этапа. В основном автор данной монографии изучил политическое сотрудничество, но он также включил в свое повествование и историю развития отношений в других важных для стран областях. Что касается литературы, посвященной только одному аспекту отношений между государствами, то здесь заслуживают упоминания статьи Е.С.Васецовой «Проблемы и перспективы российско-китайского взаимодействия в области энергетики» и А. Габуева и В.Кашина «Вооруженная дружба: как Россия и Китай торгуют оружием».
Россия-Индия. Стоит, прежде всего, отметить монографию Б.Н.Кузыка и Т.Л. Шаумяна«Индия — Россия: стратегия партнерства в XXI веке» , в которой не только рассматриваются отношения двух стран в сферах политики и безопасности, но также изучены перспективы сотрудничества треугольника Россия-Индия-Китай, комплексно исследуется Индия как государство. Среди других работ общего характера можно отметить статью Г.Ивашенцова«Россия — Индия: партнерство в действии», посвященную истории развития двусторонних отношений, а также партнерству в сфере энергетики, военно-технической сфере и др. В качестве примера литературы, посвященной лишь одному аспекту отношений можно привести статью Ю.А.Коноваловой«Россия-Индия: особенности взаимной торговли на современном этапе».
Россия-Бразилия. К литературе общего характера, касающейся разных сфер взаимодействия можно отнести статью Салгадо А. «Стратегическое партнерство Бразилии и России», в которой отражено политическое развитие отношений России и Бразилии на современном этапе, а также сотрудничество в таких областях, как торговля, энергетика, военно-техническое сотрудничество, культура и т.д. Другая работа общего характера – статья И.С. Барышева «Россия и Бразилия – новые формы сотрудничества» , которую автор посвящает изучению космической области сотрудничества, атомной энергетике, туризму и т.д. Также стоит отметить статью В.Л. Хейфеца и Н.А. Добронравина «The evolution of Russian-Brazilian relations in 1991–2015: the BRICS and beyond the BRICS», которая отражает историческое развитие российско-бразильских отношений в политической, экономической, энергетической и других сферах. К работам более узкого характера, касающихся одного направления сотрудничества можно отнести, например, статью А.Р. Шакирова «Россия - Бразилия. От атома до космоса» .
Россия-ЮАР. Среди литературы общего характера стоит отметить статью Архангельской А. «Россия - Южная Африка: налаживая партнерские отношения», в которой автор рассматривает историческое развитие отношений России и ЮАР, а также современное политическое и экономическое взаимодействие. Можно выделить статью Туряницы Д. «Россия и ЮАР: долгий путь к БРИКС», где рассматривается развитие отношений России и ЮАР на рубеже XX-XXIвв., а также их современное состояние. Отдельно автор касается таких областей сотрудничества, как торговля, инвестиции, образование. В качестве примера литературы, посвященной одному аспекту отношений можно привести статью Сидорова В.А. «Внешнеэкономические связи России и ЮАР», касающейся торгового и инвестиционного сотрудничества.
Тематика двусторонних отношений России со странами, входящими в БРИКС, в научной литературе разработана довольно подробно. В то же время монографии и статьи посвящены, прежде всего, отношениям России с той или иной конкретной страной. Есть и несколько комплексных работ, но они направлены на исследование конкретных аспектов отношений внутри БРИКС. Двусторонние же отношения между Россией и всеми другими странами БРИКС по всем актуальным направлениям взаимодействия не рассматриваются. Это также делает необходимым более тщательную разработку темы диссертации.
В результате проведения сравнительного анализа взаимодействия между Россией и другими странами БРИКС в различных сферах удалось выявить существенный дисбаланс в двусторонних отношениях между рассмотренными парами государств.
Так, по уровню сотрудничества резко выделяются отношения России с Китаем. Достаточно разносторонние и глубокие отношения у России с Индией, однако, по объему взаимодействия они уступают российско-китайским. Заметно отстает по уровню отношений сотрудничество России с Бразилией и ЮАР, хотя потенциал этого сотрудничества является заметным и пока остается нереализованным, что позволяет надеяться на исправление ситуации в будущем. Содержание проанализированных внешнеполитических документов дает основание утверждать, что Москва не рассматривает эти две страны как приоритетные направления взаимодействия. На наш взгляд, России необходимо скорректировать свои внешнеполитические приоритеты, уделив больше внимания развитию отношений с Бразилией и ЮАР. Это полностью отвечает российским национальным интересам в мировом и региональном масштабах.
В международном смысле группа БРИКС является противовесом сложившейся однополярной системе международных отношений, а также мировым финансовым институтам. В интересах России сохранить и преумножить вес этого форума, распределив лояльные центры силы в ключевых регионах. Особенно это актуально для Бразилии, которая сейчас по многим вопросам развернулась в сторону США.
В региональном смысле Бразилия и ЮАР – это ключи к укреплению экономических и политических позиций России в Латинской Америке и в Африке соответственно. Сегодня особенно важно активизировать деятельность в отношении этих государств не только потому что уровень двустороннего взаимодействия с ними уступает уровню отношений России с Китаем и Индией, но и потому, что к власти в этих странах пришли новые люди, личные отношения с которыми еще нужно укрепить. Безусловно, эта задача осложняется в первую очередь географической удаленностью государств друг от друга. Однако эти сложности преодолеваются через: (1) увеличение количества и качества контактов на высоком уровне и (2) активизацию культурных обменов. Представляется, что развитие культурного сотрудничества способствует пониманию друг друга руководством стран, а также гражданами государств, что, в свою очередь, приводит к повышению не только политического, но и экономического, делового сотрудничества. Например, сотрудничество государств в сфере распространения среди своих граждан интереса к изучению языка дружественного государства стимулирует деловой и туристический интерес. Два указанные направления сотрудничества особенно актуальны для Бразилии и ЮАР. Стоит отметить и другие перспективные сферы кооперации и взаимодействия, призванные укрепить отношения между Россией и другими странами БРИКС.
Россия-ЮАР. В первую очередь стоит отметить военно-техническое сотрудничество, а именно запуск совместного производства вооружения, в чем заинтересована ЮАР. Это укрепит позиции российского вооружения в стране и в других государствах региона, позволит глубже проникнуть на этот рынок. В рамках военно-технического сотрудничества стоит отметить увеличение количества южноафриканских офицеров, обучающихся в России, что потенциально усиливает лояльность к нашей военной технике, а в дальнейшем и зависимость от нее. Особенностью отношений России и ЮАР является сильный диссонанс между достаточно высоким уровнем политических отношений и незначительным масштабом торгово-экономических связей. Поэтому увеличение объема торговли является важной задачей на пути укрепления двусторонних отношений России и ЮАР. Смежной задачей является повышение объема взаимных инвестиций, например, в сфере сельского хозяйства, горнодобывающей сфере, целлюлозно-бумажной промышленности. Крайне перспективной сферой взаимодействия является энергетическое сотрудничество (во-первых, в деле ресурсного обеспечения ЮАР, во-вторых, в области энергомашиностроения). России необходимо довести переговоры по поводу строительства АЭС в ЮАР до положительного результата, что укрепит связь данного государства с нашей индустрией и сделает двусторонние отношения более тесными. Перспективным направлением сотрудничества является транспортная сфера, а именно модернизация железных дорог и соответствующей инфраструктуры в ЮАР. Это отличная возможность для российских компаний, которая не должна быть упущена. Также стоит отметить сотрудничество в космической сфере: ЮАР заинтересована в размещении на своей территории станций ГЛОНАСС. В гуманитарной сфере обратим внимание на важность увеличения студенческих обменов.
Россия-Бразилия. В военно-технической сфере перспективным направлением взаимодействия, призванным укрепить наши отношения, является продажа военной техники в Бразилию. Раньше она особенно интересовалась российской авиационной техникой, еще до смены руководства страны обсуждался целый ряд разных закупок, которые пока находятся в подвешенном состоянии. России необходимо наладить диалог с новой администрацией, возобновив сотрудничество в военно-технической сфере.
В экономической сфере можно отметить три важные задачи. Во-первых, увеличение объемов торговли, дойдя до запланированной в 2012 г. отметки в 10 млрд. долларов товарооборота. Во-вторых, диверсификация торговли (изменить ситуацию, когда ¾ российского экспорта составляют удобрения). В-третьих, наращивание взаимных инвестиций, например, в сельском хозяйстве, машиностроении, фармацевтике. Требуется укрепить сотрудничество России и Бразилии в сфере энергетики, в частности, в области обеспечения ресурсами. Бразилия сокращает поставки трубопроводного газа и увеличивает поставки СПГ – для России это возможность завоевать этот рынок; кроме того, важно развивать сотрудничество в области поставок нефти в Бразилию. Во-вторых, представляется перспективным сотрудничество в области атомной энергетики. Новое руководство страны заинтересовано в строительстве нового блока единственной бразильской АЭС, что создает для российских компаний большие возможности. В-третьих, возможно сотрудничество в сфере биотоплива. Бразилия – один из крупнейших производителей этанола. Для России это перспективная сфера с точки зрения диверсификации энергетических ресурсов и укрепления экономических отношений. В сфере здравоохранения стоит отметить сотрудничество в области ядерной медицины. Бразилия также заинтересована в развитии космического сотрудничества. Перспективной сферой взаимодействия можно назвать защиту окружающей среды. Во-первых, население Бразилии положительно реагирует на различные инициативы в этой области и совместные проекты с Россией могут укрепить имидж страны в глазах бразильского населения. Во-вторых, у России и Бразилии много общего с точки зрения природы – в обеих странах большие запасы пресной воды и большая площадь государства покрыта лесами – это основа для взаимодействия в этой области. В сфере образования странам необходимо способствовать увеличению количества студенческих обменов.
Россия-Индия. Учитывая высокий уровень сотрудничества России и Индии в военно-технической сфере в области продажи вооружений, стоит отметить ту область, где потенциал сотрудничества еще не до конца реализован – это совместная разработка и производство военной техники. Страны уже производят ракету «БраМос», ожидается их сотрудничество в других проектах, например, в создании истребителя пятого поколения. В экономической сфере стоит отметить такую важную задачу, как повышение объема торговли. Страны поставили себе цель достичь отметки в 30 млрд. долларов к 2025 г. Чтобы преодолеть транспортные издержки перспективной сферой взаимодействия является создание транспортного коридора «Север-Юг». Несмотря на то, что в Индии накоплен наибольший объем российских инвестиций среди стран БРИКС, эта сумма не так велика, поэтому развитие инвестиционного сотрудничества остается важной сферой для укрепления двустороннего взаимодействия между странами, например, в области машиностроения и горнодобывающей области. Важной сферой сотрудничества, обладающей потенциалом, является энергетика Прежде всего, в деле, обеспечения Индии ресурсами – нефтью и СПГ. Во-вторых, речь идет о строительстве АЭС на территории Индии. Россия – единственная страна, которая возводит атомные электростанции в Индии, что дает нам преимущество в реализации следующих проектов. В научной сфере стоит отметить такие области, как космос и биотехнологии. В гуманитарной сфере перспективной областью сотрудничества является упрощение визового режима для туристов, есть потенциал для сотрудничества в сфере защиты окружающей среды, а именно совместная работа по очистке рек, а также увеличение количества студенческих обменов.
Россия-Китай. В военно-технической сфере стоит отметить такие перспективные области взаимодействия, как увеличение продаж военной техники в Китай, подготовка военных специалистов в российских университетах, совместное производство вооружения. У обеих стран есть что предложить друг другу в сфере военных технологий. Создание совместного производства может быть выгодным для обоих государств. Учитывая, что у России и Китая имеется протяженная общая граница, перспективной областью сотрудничества в сфере безопасности является борьба с терроризмом, наркоторговлей и организованной преступностью. В экономической сфере можно поставить две крупные задачи: Во-первых, диверсификация товарооборота, особенно это касается России (более 70% нашего экспорта составляет нефть, что невыгодно в долгосрочной перспективе при условии истощения нефтяных запасов, распространения возобновляемых и экологически чистых источников энергии). Во-вторых, развитие инвестиционного сотрудничества, например, в горнодобывающей отрасли, целлюлозно-бумажной промышленности и т.д. Несмотря на то, что Китай среди стран БРИКС является наиболее крупным инвестором в экономику России, уровень инвестиционного сотрудничества между государствами очень низок, что не соответствует их потенциалу. С целью снижения экономических издержек между Россией и Китаем существуют и транспортно-инфраструктурные проекты, имеющие большой потенциал, например, магистраль «Москва-Пекин». Нельзя не отметить сферу энергетики. Во-первых, обеспечение Китая ресурсами. Поставки нефти из России в Китай и так находятся на высоком уровне, за последние годы большой потенциал у России появился в сфере поставок газа. Во-вторых, атомная энергетика. Россия строит Тяньваньскую АЭС, и, скорее всего, будет строить АЭС «Сюйдапу». В-третьих, в Китае хорошо развита сфера возобновляемых источников энергии. Это может стать базой для двустороннего взаимодействия и обмена опытом с целью диверсификации энергетической структуры. Стоит отметить большой потенциал сотрудничества в космической сфере. В гуманитарной сфере стоит отметить такие перспективные области взаимодействия, как здравоохранение, упрощение визового режима для туристов, защита окружающей среды, дальнейшее развитие образовательных проектов.
1. Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации 2018 г. // МИД РФ. URL: http://www.mid.ru/activity/review(дата обращения: 09.03.2019)
2. Встреча с Премьер-министром Индии Нарендрой Моди // Сайт президента РФ, 21.05.2018. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/57506(дата обращения: 17.03.2019)
3. Вступительное слово Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе встречи с членом Государственного Совета, Министром иностранных дел КНР Ван И, Учжэнь, 26 февраля 2019 года // МИД РФ. URL: http://www.mid.ru/ru/maps/cn/-/asset_publisher/WhKWb5DVBqKA/content/id/3545018(дата обращения: 11.03.2019)
4. Выборочная статистическая информация, рассчитанная в соответствии с официальной статистической методологией оценки числа въездных и выездных туристских поездок // Федеральное агентство по туризму. URL: https://www.russiatourism.ru/contents/statistika/statisticheskie-pokazateli-vzaimnykh-poezdok-grazhdan-rossiyskoy-federatsii-i-grazhdan-inostrannykh-gosudarstv/vyborochnaya-statisticheskaya-informatsiya-rasschitannaya-v-sootvetstvii-s-ofitsialnoy-statisticheskoy-metodologiey-otsenki-chisla-vezdnykh-i-vyezdnykh-turistskikh-poezdok/(дата обращения: 10.05.2019)
5. Гендиректор Медиакорпорации Китая взял интервью у президента В. Путина // Официальный сайт Медиакорпорации Китая, 06.06.2018. URL: http://russian.cri.cn/news/homeList/380/20180606/140787.html(дата обращения: 09.03.2019)
6. Дальнейшие шаги по выполнению Плана действий стратегического партнерства между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Бразилией // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации, 14.12.2012. URL: http://docs.cntd.ru/document/499014860(дата обращения: 29.04.2019)
7. Декларация о принципах дружественных отношений и партнерства между Российской Федерацией и Южно-Африканской Республикой, 05.05.1999. URL: http://docs.cntd.ru/document/901742095(дата обращения: 24.05.2019)
8. Деловой совет Россия-Бразилия // Внешэкономбанк. URL: https://xn--90ab5f.xn--p1ai/o-banke/mezhdunarodnoye-sotrudnichestvo/delovoy-sovet-rossiya-braziliya/(дата обращения: 21.05.2019)
9. Динамика торговли России с Бразилией в 2010 - 2017 годах // Внешняя торговля России. URL: http://russian-trade.com/reports-and-reviews/2018-03/dinamika-torgovli-rossii-s-braziliey-v-2010-2017-godah/(дата обращения: 20.05.2019)
10. Динамика торговли России с Индией в 2010 - 2017 годах // Внешняя торговля России. URL: http://russian-trade.com/reports-and-reviews/2018-03/dinamika-torgovli-rossii-s-indiey-v-2010-2017-godah/(дата обращения: 13.05.2019)
11. Динамика торговли России с Китаем в 2010 - 2017 годах // Внешняя торговля России. URL: http://russian-trade.com/reports-and-reviews/2018-03/dinamika-torgovli-rossii-s-kitaem-v-2010-2017-godah/(дата обращения: 04.05.2019)
12. Динамика торговли России с ЮАР в 2010 - 2017 годах // Внешняя торговля России. URL: http://russian-trade.com/reports-and-reviews/2018-03/dinamika-torgovli-rossii-s-yuar-v-2010-2017-godah/(дата обращения: 26.05.2019)
13. Договор о дружбе и партнерстве между Российской Федерацией и Южно-Африканской Республикой // МИД РФ, 05.09.2006. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-2/45826(дата обращения: 24.05.2019)
14. Иностранным абитуриентам: как получить стипендию (квоту) // StudyinRussia, Сайт Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, 19.12.2018. URL: https://studyinrussia.ru/actual/articles/inostrannym-abiturientam-kak-poluchit-stipendiyu-kvotu/(дата обращения: 10.05.2019)
15. Интервью Посла России в КНР А.И. Денисова информагентствам «Россия сегодня» и ТАСС // МИД РФ, 21.06.2016. URL: http://www.mid.ru/ru/maps/cn/-/asset_publisher/WhKWb5DVBqKA/content/id/2327002(дата обращения: 30.04.2019)
16. Концепция внешней политики Российской Федерации 2013 г. // Гарант.ру. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70218094/(дата обращения: 11.03.2019)
17. Концепция внешней политики Российской Федерации 2016 г. // Министерство иностранных дел РФ. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248(дата обращения: 09.03.2019)
18. Культурные связи России и Бразилии // Посольство Российской Федерации в Федеративной Республике Бразилия. URL: https://brazil.mid.ru/kul-turnye-svazi(дата обращения: 22.05.2019)
19. Межпарламентские и межпалатные комиссии по сотрудничеству с парламентами (палатами) зарубежных стран // Государственная Дума РФ. URL: http://duma.gov.ru/international/commissions/(дата обращения: 01.05.2019)
20. Меморандум о взаимопонимании между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии о сотрудничестве в борьбе с терроризмом // Сайт Президента России, 03.12.2002. URL: http://kremlin.ru/supplement/3550(дата обращения: 12.05.2019)
21. Меморандум о намерениях по вопросу развития сотрудничества в области охраны окружающей среды между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Бразилией, 11.05.1993. URL: http://www.pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&link_id=8&nd=102023393(дата обращения: 22.05.2019)
22. мирных целях // МИД РФ, 05.09.2006. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-2/45803
23. Нарендра Моди: Индия всегда воспринимала Россию как близкого друга // ТАСС, 22.12.2015. URL: https://tass.ru/interviews/2549108(дата обращения: 17.03.2019)
24. Новая эпоха развития Китая и новые перспективы китайско-российских отношений. Официальная речь Ли Хуэй // Посольство Китайской Народной Республики в Российской Федерации, 17.11.2017. URL: http://ru.china-embassy.org/rus/ztbd/19sjd/t1511623.htm(дата обращения: 11.03.2019)
25. О заседании Российско-Южно-Африканской смешанной межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству и Российско-Южноафриканском семинаре оборонной промышленности в 2017 году // Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, 29.06.2017. URL: http://www.fsvts.gov.ru/materials/FF8E750487891FEF4325814E002C65EC.html(дата обращения: 24.05.2019)
26. О российско-китайских отношениях стратегического партнерства // МИД РФ, 16.06.2016. URL: http://www.mid.ru/ru/maps/cn/-/asset_publisher/WhKWb5DVBqKA/content/id/2320455(дата обращения: 30.04.2019)
27. О сотрудничестве с ЮАР по линии ТПП России // Торгово-промышленная палата РФ. URL: https://tpprf.ru/ru/vneshnie-svyazy/bilateral_cooperation/countries/africa/rsa/ccirfrsacoop/(дата обращения: 26.05.2019)
28. О торгово-экономических связях России с Южно-Африканской Республикой // Министерство экономического развития РФ, 19.12.2003. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/foreigneconomicactivity/cooperation/doc1071827447594(дата обращения: 26.05.2019)
29. О торгово-экономическом сотрудничестве между Россией и ЮАР // Министерство экономического развития Российской Федерации URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/foreigneconomicactivity/cooperation/economicaa/south_africa_tes?presentationtemplateid=2dd7bc8044687de796f0f7af753c8a7e(дата обращения: 26.05.2019)
30. Перминов А. Россия-Китай: сотрудничество в космосе взаимовыгодно // Роскосмос, 18.11.2008. URL: https://www.roscosmos.ru/4617/(дата обращения: 08.05.2019)
31. Поездки президента РФ // Сайт президента РФ. URL: http://kremlin.ru/events/president/trips(дата обращения: 30.04.2019)
32. Поздравление Сирилу Рамафозе по случаю избрания Президентом Южно-Африканской Республики // Сайт президента России, 16.02.2018. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/56871(дата обращения: 21.03.2019)
33. Политический диалог // Посольство Российской Федерации в Федеративной республике Бразилии. URL: https://brazil.mid.ru/politiceskij-dialog(дата обращения: 01.05.2019)
34. Полный текст доклада, с которым выступил Си Цзиньпин на 19-м съезде КПК // Посольство Китайской Народной Республики в Российской Федерации, 04.11.2017. URL: http://ru.china-embassy.org/rus/ztbd/19sjd/t1507487.htm(дата обращения: 07.04.2019)
35. Президент Бразилии: между мной и Владимиром Путиным сложились очень теплые взаимоотношения // ТАСС, 22.06.2017. URL: https://tass.ru/interviews/4357944(дата обращения: 20.03.2019)
36. Проект Солимойнс, Бразилия // Роснефть. URL: https://www.rosneft.ru/business/Upstream/Exploration/solimojnsbrazilija/(дата обращения: 21.05.2019)
37. Протокол 17-го заседания Российско-Китайской комиссии по гуманитарному сотрудничеству // Посольство России в Китае. URL: http://www.russia.org.cn/wp-content/uploads/2016/11/20161107-protokol-17-go-zasedaniya-gumkomissii-rus.pdf(дата обращения: 10.05.2019)
38. Протокол между Правительство Российской Федерации и Правительством Республики Индии о проведении «Года России в Индии» в 2008 г. и «года Индии в России» в 2009 г. // МИД РФ, 25.01.2007. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-2/45743(дата обращения: 15.05.2019)
39. Российско-бразильские отношения // МИД РФ. URL: http://www.mid.ru/ru/maps/br/?currentpage=main-country(дата обращения: 01.05.2019)
40. Российско-индийские отношения // МИД РФ. URL: http://www.mid.ru/ru/maps/in/?currentpage=main-country(дата обращения: 30.04.2019)
41. Российско-индийское сотрудничество в области культуры // Генеральное консульство Российской Федерации в Ченнаи. URL: https://chennai.mid.ru/kul-turnye-svazi/-/asset_publisher/jgu1DwYnZ9LS/content/kul-turnye-svazi(дата обращения: 15.05.2019)
42. Российско-Китайские игры // Федеральный центр подготовки спортивного резерва. URL: http://fcpsr.ru/sport/rossijsko-kitajskie-igry.html(дата обращения: 10.05.2019)
43. Российско-китайские отношения //МИД РФ. URL: http://www.mid.ru/ru/maps/cn/?currentpage=main-country(дата обращения: 30.04.2019)
44. Российско-китайское инвестиционное сотрудничество // Торговое представительство Российской Федерации в Китайской Народной Республике. URL: http://www.russchinatrade.ru/ru/ru-cn-cooperation/investment(дата обращения: 04.05.2019)
45. Российско-Южноафриканские отношения // Министерство иностранных дел РФ. URL: http://www.mid.ru/ru/maps/za/?currentpage=main-country(дата обращения: 01.05.2019)
46. «Россия – Индия: надежное партнерство в меняющемся мире». Совместное заявление Президента Российской Федерации В.В.Путина и Премьер-министра Республики Индии Н.Моди // Официальный сайт президента РФ, 05.10.2018. URL: http://kremlin.ru/supplement/5343(дата обращения: 15.03.2019)
47. Сергей Акопов: новый президент Бразилии хочет сотрудничества с Россией // РИА Новости, 09.02.2019. URL: https://ria.ru/20190209/1550604542.html(дата обращения: 19.05.2019)
48. События // Сайт президента РФ. URL: http://kremlin.ru/events/president/trips(дата обращения: 30.04.2019)
49. Совместная декларация об установлении всеобъемлющего стратегического партнерства между Российской Федерацией и Южно-Африканской Республикой // Сайт президента РФ, 26.03.2013. URL: http://kremlin.ru/supplement/1428(дата обращения: 29.04.2019)
50. Совместное заявление Дружба–Дости: план по укреплению российско-индийского партнерства в течение следующего десятилетия // Сайт президента РФ, 11.12.2014. URL: http://kremlin.ru/supplement/4790(дата обращения: 29.04.2019)
51. Совместное заявление о стратегическом партнерстве Российской Федерации и Южно-Африканской Республики // Официальный сайт президента РФ, 26.07.2018. URL: http://kremlin.ru/supplement/5325(дата обращения: 21.03.2019)
52. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики // Сайт президента РФ, 08.06.2018. URL: http://kremlin.ru/supplement/5312(дата обращения: 29.04.2019)
53. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о дальнейшем углублении отношений всеобъемлющего партнёрства и стратегического взаимодействия // Сайт президента РФ, 04.07.2017. URL: http://kremlin.ru/supplement/5218(дата обращения: 29.04.2019)
54. Совместное заявление Российской Федерации и Федеративной Республики Бразилии о стратегическом внешнеполитическом диалоге // Сайт президента РФ, 21.06.2017. URL: http://kremlin.ru/supplement/5212/print(дата обращения: 29.04.2019)
55. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности // МИД РФ, 08.05.2015. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-3/43921(дата обращения: 03.05.2019)
56. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о продолжении сотрудничества в энергетической сфере // МИД РФ, 18.07.2000. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-12/46665(дата обращения: 06.05.2019)
57. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о научно-техническом сотрудничестве // Сейчас.ру, 18.12.1992. URL: https://www.lawmix.ru/abrolaw/13119(дата обращения: 07.05.2019)
58. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области пилотируемой космонавтики // МИД РФ, 25.04.1996. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-15/47749(дата обращения: 08.05.2019)
59. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о культурном сотрудничестве // МИД РФ, 18.12.1992. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-16/48731(дата обращения: 10.05.2019)
60. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области туризма // МИД РФ, 03.11.1993. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-16/48303(дата обращения: 10.05.2019)
61. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области охраны окружающей среды. URL: http://docs.cntd.ru/document/1900388(дата обращения: 10.05.2019)
62. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии о сотрудничестве в области обеспечения безопасности в сфере использования информационно-коммуникационных технологий // МИД РФ, 15.10.2016. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-1/51667(дата обращения: 12.05.2019)
63. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров // МИД РФ, 12.11.2007. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-2/45678(дата обращения: 12.05.2019)
64. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях // МИД РФ, 12.03.2010. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-2/45174(дата обращения: 13.05.2019)
65. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии о развитии сотрудничества в нефтегазовой сфере // МИД РФ, 21.12.2010. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-1/45052(дата обращения: 13.05.2019)
66. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии о научно-техническом сотрудничестве // МИД РФ, 30.06.1994. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-5/48191(дата обращения: 15.05.2019)
67. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии о культурном и научном сотрудничестве // МИД РФ, 28.01.1993. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-6/48409(дата обращения: 15.05.2019)
68. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии о сотрудничестве в области туризма // МИД РФ, 30.06.1994. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-5/48153(дата обращения: 16.05.2019)
69. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии о сотрудничестве в области охраны окружающей среды и природных ресурсов // МИД РФ, 30.06.1994. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-5/53248(дата обращения: 17.05.2019)
70. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Бразилии о военно-техническом сотрудничестве // МИД РФ, 26.11.2008. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-1/45611(дата обращения: 19.05.2019)
71. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Бразилии о военном сотрудничестве // МИД РФ, 14.12.2012. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-1/44501(дата обращения: 19.05.2019)
72. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Южно-Африканской Республики о военно-техническом сотрудничестве // МИД РФ, 27.11.1995. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-3/52298(дата обращения: 24.05.2019)
73. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Южно-Африканской Республики о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности // МИД РФ, 04.09.2017. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-1/52469(дата обращения: 25.05.2019)
74. Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Южно-Африканской Республики об открытии в г. Йоханнесбурге торгового представительства Российской Федерации в Южно-Африканской республике, 30.08.2013. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-1/44336(дата обращения: 26.05.2019)
75. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Южно-Африканской Республики о сотрудничестве в области сельского хозяйства // МИД РФ, 26.07.2018. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-1/53314(дата обращения: 26.05.2019)
76. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Южно-Африканской Республики о научно-техническом сотрудничестве // МИД РФ, 14.10.2014. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-1/53150(дата обращения: 27.05.2019)
77. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Южно-Африканской Республики о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях // МИД РФ, 05.09.2006. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-2/45803(дата обращения: 27.05.2019)
78. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Южно-Африканской Республики о сотрудничестве в области культуры // МИД РФ, 29.04.1999. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-3/46920(дата обращения: 28.05.2019)
79. Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Южно-Африканской Республики о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых степенях, 26.03.2013. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-1/44392(дата обращения: 28.05.2019)
80. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Южно-Африканской Республики о сотрудничестве в области туризма // МИД РФ, 23.11.1998. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-3/47208(дата обращения: 28.05.2019)
81. Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Южно-Африканской Республики о взаимной отмене визовых требований для владельцев заграничных паспортов, 30.03.2017. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-1/51846(дата обращения: 28.05.2019)
82. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Южно-Африканской Республики о сотрудничестве в области физической культуры и спорта // МИД РФ, 23.11.1998. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-3/47212(дата обращения: 28.05.2019)
83. Торговля между Россией и Бразилией в 2018 г. // Внешняя торговля России. URL: http://russian-trade.com/reports-and-reviews/2019-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-braziliey-v-2018-g/(дата обращения: 20.05.2019)
84. Торговля между Россией и Индией в 2018 г. // Внешняя торговля России. URL: http://russian-trade.com/reports-and-reviews/2019-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-indiey-v-2018-g/(дата обращения: 13.05.2019)
85. Торговля между Россией и Китаем в 2018 г. // Внешняя торговля России. URL: http://russian-trade.com/reports-and-reviews/2019-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-kitaem-v-2018-g/(дата обращения: 04.05.2019)
86. Торговля между Россией и ЮАР в 2018 г // Внешняя торговля России. URL: http://russian-trade.com/reports-and-reviews/2019-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-yuar-v-2018-g/(дата обращения: 26.05.2019)
87. Торгово-экономические отношения России с Бразилией // Министерство экономического развития РФ. URL: http://economy.gov.ru/minec/main(дата обращения: 20.05.2019)
88. Торгово-экономическое сотрудничество РФ с Китаем // Министерство экономического развития РФ. URL: http://economy.gov.ru/minec/main(дата обращения: 04.05.2019)
89. Указ президента Российский Федерации о стратегии национальной безопасности Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=191669&fld=134&dst=100071,0&rnd=0.5186563781229578#008909650631450705(дата обращения: 09.03.2019)
90. Федеративная Республика Бразилия // Министерство иностранных дел Российской Федерации. URL: http://www.mid.ru/ru/maps/br/?currentpage=main-country(дата обращения: 20.03.2019)
91. Annual Report 2017-2018 // Ministry of External Affairs of India. URL: http://www.mea.gov.in/Uploads/PublicationDocs/29788_MEA-AR-2017-18-03-02-2018.pdf(датаобращения: 15.03.2019)
92. Annual Report 2017-2018. Department of international relations and cooperation of South Africa. URL: https://www.gov.za/sites/default/files/gcis_document/201810/dirco-annualreport20172018contents.pdf(дата обращения: 28.03.2019)
93. Bilateral relations. Russian Federation // Ministry of foreign affairs of Brazil. URL: http://www.itamaraty.gov.br/en/templates/mre/pesquisa-postos/index.php?option=com_content&view=article&id=6573&Itemid=478&cod_pais=RUS&tipo=ficha_pais&lang=en-GB(дата обращения: 20.03.2019)
94. BRICS – Brazil, Russia, India, China, South Africa // Ministry of foreign affairs of Brazil. URL: http://www.itamaraty.gov.br/en/politica-externa/mecanismos-inter-regionais/7505-brics-brazil-russia-india-china-south-africa(дата обращения: 11.04.2019)
95. Defense White Paper of Brazil. 2012. URL: https://www.defesa.gov.br/arquivos/estado_e_defesa/livro_branco/lbdn_2013_ing_net.pdf(дата обращения: 20.03.2019)
96. India Perspectives // Ministry of external affairs of India. Volume 32. Issue 3. July-September 2018. URL: https://www.mea.gov.in/Images/attach/IP_Jul_Sep_18_Book_low.pdf(датаобращения: 15.03.2019)
97. Nonalignment 2.0. A Foreign and Strategic Policy for India in the twenty first century // Centre for Policy Research. 2012. URL: http://www.cprindia.org/sites/default/files/NonAlignment%202.0_1.pdf(дата обращения: 15.03.2019)
98. The 2019 First BRICS Sherpa Meeting Held in Brazil // Ministry of Foreign Affairs of the People’s Republic of China, 15.03.2019. URL: https://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/wjb_663304/zygy_663314/gyhd_663338/t1646839.shtml(дата обращения: 18.04.2019)
99. Visit of the Vice President of the Republic to Russia // Ministry of foreign affairs of Brazil, 16.09.2015. URL: http://www.itamaraty.gov.br/en/press-releases/11952-visit-of-the-vice-president-of-the-republic-to-russia-september-14-16-2015(дата обращения: 20.03.2019)
100. White Paper on South Africa’s foreign policy. 13.05.2011. URL: https://www.gov.za/sites/default/files/gcis_document/201409/foreignpolicy0.pdf(дата обращения: 23.04.2019)
101. 190 years of Brazil-Russia diplomatic relations // Ministry of foreign affairs of Brazil, 03.10.2018. URL: http://www.itamaraty.gov.br/en/press-releases/19594-190-years-of-brazil-russia-diplomatic-relations-october-3-2018(дата обращения: 20.03.2019)