Введение 3
1. Специфика трудовой мотивации государственных и муниципальных
служащих 7
1.1 Понятие трудовой мотивации и роль социальных стимулов в
повышении эффективности труда 7
1.2 Система мотивации и стимулирования труда государственных и
муниципальных служащих 13
1.3 Основные тенденции развития системы мотивации государственных и
муниципальных служащих 23
2. Разработка предложений по системе мотивации труда государственных и
муниципальных служащих 23
2.1 Анализ системы мотивации государственных и муниципальных
служащих в управе Савеловского района 32
2.2 Проектирование системы социального стимулирования как фактора повышения эффективности труда государственных и муниципальных
служащих 39
2.3 Оценка эффектов внедрения мер социального стимулирования 44
Заключение 49
Библиографический список 50
Приложения
Актуальность темы обусловлена, с одной стороны - важностью мотивации сотрудников органов государственного и муниципального управления в целях повышения эффективности их деятельности, а с другой стороны - необходимостью поиска более эффективных способов нематериальной мотивации в условиях дефицита или отсутствия финансовых средств, выделяемых для системы стимулирования труда государственных и муниципальных служащих. Особенно эти проблемы актуальны для органов муниципального самоуправления.
Мотивация — это один из основных инструментов и ресурсов управления персоналом в органах государственной власти и местного самоуправления. Особенное значение (как ключевой фактор эффективности деятельности) она приобретает для муниципальных служащих, которые наиболее тесно соприкасаются с основной целевой аудиторией государственного управления - гражданами нашей страны.
Управление кадрами муниципальной службы имеет свои особенности, так как все больше возрастает роль личности сотрудника, что в свою очередь приводит к переменам в области мотивации и стимулирования. Кадры муниципальных органов власти имеют разный возраст, и соответственно, по- разному реагирую на материальные и социальный стимулы. Если сотрудники более старшего возраста с удовольствием будут работать за меньшие деньги, но при условии достойной оценки их вклада со стороны руководства, то более молодое поколение, выросшее в условиях рыночной экономики, чаще предпочитает деньги.
Многие бизнес-компании и государственные учреждения на собственной практике убеждаются, что подход материального стимулирования трудовых мотивов сотрудников далеко не всегда приводит к повышению эффективности их деятельности. В качестве мотивации муниципальных служащих используют как материальные, так и нематериальные методы стимулирования.
Отсюда, гипотеза, поставленная в моей работе, может быть сформулирована таким образом: без совершенствования системы мотивации муниципальных служащих невозможно обеспечить успешное функционирование органов муниципального самоуправления в целом, а за счет сбалансированности материальных и нематериальных стимулов можно повысить трудовую мотивацию персонала так, чтобы муниципальные служащие более эффективно достигали целей и решали задачи, поставленные перед ними.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть успешно внедрены в практику работы отделов кадров муниципалитетов, что позволит повысить эффективность кадровой политики путем соблюдения грамотного баланса методов материального и социального стимулирования.
Объект исследования: деятельность муниципальной службы Управы Савеловского района.
Предмет исследования: система мотивации муниципальных служащих в Управе Савеловского района.
Целью исследования является выявление факторов, влияющих на эффективность системы мотивации труда государственных и муниципальных служащих, и разработка предложений по внедрению мер социальной мотивации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Обзор теоретических источников по теории трудовой мотивации;
2) Описание роли и значения социального стимулирования в повышении трудовой мотивации государственных и муниципальных служащих;
3) Анализ и оценка специфики трудовой мотивации государственных и муниципальных служащих;
4) Анализ факторов, влияющих на эффективность труда государственных и муниципальных служащих;
5) Описание моделей мотивации, применяемых в системе государственной муниципальной службы;
6) Разработка предложений по совершенствованию системы трудовой мотивации государственных и муниципальных служащих с применением социальных стимулов.
Для решения поставленных задач в работе применяются общенаучные и прикладные методы исследования: анализ, систематизация, обобщение, наблюдение, сравнение, опрос, анкетирование, сравнительный анализ и др.
Информационную базу исследования составили: Законы и нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность муниципальных служащих, научная литература и прикладные исследования по теме мотивации из открытых источников, официальный портал Управы Савеловского района г.Москвы.
Акцент в работе сделан на особенностях трудовой мотивации, а при разработке предложений - на внедрении методов социального стимулирования для повышения эффективности труда.
Проблемы мотивации персонала в научной и публицистической литературе сегодня очень хорошо изучены. Среди классиков теории мотивации к наиболее известным относятся работы ученых: Ф. Герцберга, К. Альдерфера, Дж. Адамса, Р. Акоффа, С. Бира, Г. Беккера, В. Врума, П. Гауджа, К. Э. Локка, Д. МакКлелланда, Х. Рамперсада, Ф. Тейлора, Н. Волгина, В. Пугачева, Г. Х. Попова, П. Сенге, Г. Эмерсона и других. Основные содержательные теории мотивации, которые легли в основу практики управления персоналом, представлены в работах Альдерфера (теория трех потребностей), МакКлелланда (теория приобретенных потребностей), Маслоу (теория иерархии потребностей) и Герцберга (теория двух факторов).
По мнению современных исследователей мотивации, ценность этих содержательных теорий в том, что они «изучают, какие потребности мотивируют человека к той или иной деятельности, какова их структура, какие потребности первичны, а какие вторичны, в каком порядке происходит их удовлетворение. Заслуга содержательных теорий в определении важной роли потребностей, как фактора мотивации» . Сегодня исследователи мотивации обращают внимание на то, что в реальной жизни удовлетворение и проявление потребностей зависит от многих нюансов, таких как пол человека, возраст, особенности личности, жизненные обстоятельства и многое другое, поэтому авторы исследуют феномен мотивации с разных сторон.
При этом подавляющее большинство определений термина «мотивация» отражает общность отношения к мотивации, как к активной движущей силе, которая определяет поведение людей и напрямую связана с их потребностями. Поэтому часто используется такое понятие как «Мотивационно-потребностная сфера личности».
Проблема исследования мотивации персонала остается актуальной и сегодня, потому меняются условия труда и постоянно происходит поиск новых механизмов и инструментов мотивации, причем как в бизнесе, так и на государственной и муниципальной службе.
Основной эффект управления, связанный с удовлетворенностью граждан в целом системой государственного управления, проявляется больше всего как раз на уровне муниципальной службы, так как именно она находится ближе к своей целевой аудитории.
Отсюда, совершенствование системы трудовой мотивации муниципальных служащих является важным вопросом для повышения эффективности деятельности всей системы муниципального управления.
В современных условиях искусство управления людьми становится решающим условием, обеспечивающим успешность организации и стабильность её успеха. Именно поэтому в последнее время так вырос интерес к такой сфере психологии, как мотивация персонала, составляющей значительную часть концепции управленческой науки.
Мотивация — это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности и придающих ей осмысленность. эмоциональную вовлеченность и направленность. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, среди которых наиболее важными является наличие стимула, который побуждает человека к действию
Для создания действительно эффективного механизма мотивации необходимо гармонично увязать между собой различные мотивы сотрудников. Ведь наибольшая эффективность мотивации достигается при соотнесении целей организации и потребностей работника, которые он удовлетворяет посредством трудовой деятельности. Необходимо уметь грамотно управлять различными видами мотивации.
Совершенствование системы муниципального управления сегодня напрямую зависит от эффективной мотивации сотрудников всех звеньев управления, причем все большее значение приобретают методы социального стимулирования, как наиболее эффективные способы обеспечения эффективности деятельности муниципальных служащих по достижению целей.
При разработке системы мероприятий социального стимулирования, необходимо учитывать все факторы, которые наиболее сильно влияют на повышение эффективности деятельности работников и их желание работать вместе, развивать свои компетенции и активно участвовать в разработке и принятии управленческих решений.
В заключение отмечу, что, несмотря на наличие некоторых общих закономерностей, важно понимать, что мотивация каждого конкретного человека уникальна и для того, чтобы эффективно управлять, руководитель
должен, в первую очередь, попытаться выяснить, что же движет его сотрудниками, ради чего они готовы работать и достигать целей организации.
В качестве одного из способов выявления факторов мотивации и предпочтений в выборе стимулов можно использовать разработанную мной анкету.
Проанализировав структуру мотивационного комплекса сотрудников Управы Савёловского района, можно сделать следующие выводы: в целом мотивация недостаточно эффективна, существуют некоторые аспекты, которые следует исправить, также существуют моменты, которые необходимо усилить и факторы, влияющие на эффективность мотивирования, на которые следует обратить особое внимание.
Проведенные исследования позволили доказать, что в учреждении некоторые сотрудники недовольны обстановкой и слабо замотивированы на самоотверженный труд.
Обобщение опыта и требований к системе мотивации муниципальных служащих позволило сделать вывод, что при проектировании системы мотивации необходимо, с одной стороны, опираться на общие принципы и правила построения этой системы, а с другой стороны - использовать такие новейшие стандарты, как KPI-система и активно применять такие кадровые технологии, как нематериальные (социальные) виды стимулирования.
Разработанный комплекс рекомендаций по совершенствованию кадровой политики и реализации стимулирующих мер с учетом потребностей персонала позволит руководству Управы Савёловского района разработать и внедрить систему мотивации на грамотной основе и с учетом необходимых требований.
Нормативные правовые акты
1. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 16.12.2019) "О государственной гражданской службе Российской Федерации"
2. Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016 г.) КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42413/
3. Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О муниципальной службе в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)
4. Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской
Федерации" от 02.03.2007 N 25-ФЗ (последняя редакция)/Статья 3. Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации. Портал Консультант- плюс. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_66530/c3ea95e5f9d74f32661ab 45ba8d8e5e5627a4d18/
5. Указ Президента РФ от 25.07.2006 N 763 (ред. от 19.07.2018) "О
денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих". КонсультантПлюс. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 62078/
6. ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Национальный стандарт Российской
Федерации. Системы менеджмента качества. Требования" (утв. Приказом Росстандарта от 28.09.2015 N 1391-ст). Портал Консультант-плюс. [Электронный ресурс], URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 194941/ (дата обращения: 20.06.2020).
7. Сборник лучших кадровых практик на государственной и муниципальной службе. Министерство труда и социальной защиты РФ. -М: 2017 г.
Учебники, монографии, диссертации, статьи
8. Horvath&Partners. Внедрение Сбалансированной Системы Показателей. - 2-е изд. - М. : Альпина Бизнес-Букс, 2008.
9. Баянова, М.Б. Мотивация служебной деятельности как фактор становления института профессиональной ответственности государственных служащих // Социосфера. 2014. No 1.
10. Борисов А.Б. Большой экономический словарь [Электронный ресурс] : более 20000 терминов и определений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: Изд-во «Книжный мир», - 2010. URL: http://search.rsl.ru/ru/record/01005512745 (дата обращения: 20.06.2020).
11. Бурова, Л.С. Современный менеджмент - на вооружение муниципалитетов/Совершенствование системы организации муниципального управления. Журнал "Российское предпринимательство", 2009, № 9 (2). Стр. 156.
12. Галяутдинов Р.Р. Содержательные теории мотивации: краткий обзор
// Сайт преподавателя экономики. — 2014. [Электронный ресурс]. URL: http://galyautdinov.ru/post/soderzhatelnye-teorii-motivacii (дата обращения:
20.06.2020).
13. Гаудж, П. Исследование мотивации персонала. - Изд-во «Баланс Бизнес Букс», - 2008. - 48 c.
14. Герасименко Д.А. Особенности мотивации труда государственных гражданских служащих. РАНХиГС. Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 3 (июль - сентябрь). 2018. 38 с.
15. Гибало Н. П. Институциональное проектирование и творческая мотивация в системе прогнозирования. Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 4, 2011 г. С. 52-61. Стр. 54
16. Горбунов, А. Системы менеджмента качества - Требования. ISO 9001:2015, 5-ая Ред. от 12.06.2018.
... Всего источников – 41.