Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


"Соуправление" как социологический феномен (современные практики применения на примере учреждений высшей школы)

Работа №122365

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы65
Год сдачи2016
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение. 2
1.1. Принцип“SharedGovernance” как основа управленческих отношений современного общества. 4
1.2. Система управления и элементы SharedGovernance в зарубежных и российских вузах. 15
1.3. Студенческое самоуправление и соуправление в образовательном учреждении как проявление sharedgovernance. 26
2. Социологический анализ феномена «соуправление» на основе эмпирических данных. 35
2.1. Оценка технических управленческих возможностей студентами и профессорами СПБГУ, готовность быть вовлеченными в управление университетом. 35
2.2. Влияние документооборота в учреждениях высшей школы на экономическую эффективность, образовательный и исследовательский процесс. 43
2.3. Общие выводы по итогам эмпирических исследований. 48
Заключение. 51
Приложение 1.Программа исследования. 54
Приложение 2. Бланк анкеты. 58
Список литературы. 63


Учреждения высшей школы или попросту ВУЗы представляют собой сложные организационные структуры. Они состоят из двух элементов-бюрократического и академического. Бюрократическая структура основывается на четкой иерархии, разделении труда, формализации, стандартизации. Академическая же структура предполагает децентрализацию власти, фокусировку на ценностях профессиональной группы. Основной задачей в управлении высшим учебным заведением является поиск баланса между вышеописанными элементами. В данной организационной структуре не работает вертикальная схема управления, а может быть успешным только комбинация различных схем администрирования. Система соуправления, или как ее еще называют sharedgovernance или участие в управлении, может стать решением в проблеме достижения данного баланса, так как она сочетает в себе как принцип разделения труда и стандартизацию, так и децентрализацию власти и наличие самостоятельной профессиональной группы.
Данная модель управления впервые институционально оформлена была в 60-е годы прошлого века Американской ассоциацией университетских профессоров совместно с Советом по образованию (American Council on Education) и Ассоциацией внешних советов (Association of Governing Boards of Universities). С тех пор данная система управления успешно функционирует в лучших учреждениях высшей школы по всему миру и даже является в какой-то степени знаком качества. Данная тема мало изучена в российском пространстве, а модель только начинают внедрять в системы управления единичные ВУЗы. Поэтому данная тема крайне актуальна и обязательна для изучения,
Объектом данной работы является социальный феномен SharedGovernance.
Предметом-применение принципов соуправления (sharedgovernance) в высшей школе.
Целью я определила изучение феномена «Sharedgovernance» как типа современных управленческих горизонтальных коммуникаций с точки зрения социологического ракурса на примере учреждений высшей школы.
В соответствии с темой были сформулированы задачи исследования:
1. осветить имеющиеся подходы к явлению
2. осветить российский и зарубежный опыт внедрения sharedgovernanceв учреждениях высшей школы
3. рассмотреть возможность включенности студентов в процесс управления
4. выявить, насколько осведомлены студенты и преподавательский состав о возможностях включения в процесс управления, их к этому отношение
5. изучить влияние такого изменения в системе администрирования, как увеличение документооборота на экономическую эффективность ВУЗа, образовательный и исследовательский процесс в нем.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В своей работе я изучила феномен «Sharedgovernance» как типа современных управленческих горизонтальных коммуникаций с точки зрения социологического ракурса на примере учреждений высшей школы.
Сфера труда в современном обществе претерпевает постоянные и серьезные изменения. В структуре работников все большее и значимое место занимают представители творческих профессий, включая как интеллектуальные, так и сервисные (сфера обслуживания) виды труда. Именно они, создавая неповторимый и уникальных продукт, воспринимаются рынком, а их работодатели (неважно, это государственные администраторы или владельцы) остаются, что справедливо, в тени. Так, в науке более известны имена ученых, которые в ней лидируют, а имена директоров, организующих работу учреждения, известны в меньшей степени. Похожая ситуация в вузах.
На лицо очевидное изменение статусных ролей на рынке труда, которое, помимо прочих последствий, не может не обусловить новации в управлении трудовыми отношениями.
Система соуправления, или как ее еще называют sharedgovernance или участие в управлении, может стать решением в проблеме достижения баланса между бюрократической моделью управления и академической, так как она сочетает в себе как принцип разделения труда и стандартизацию, так и децентрализацию власти и наличие самостоятельной профессиональной группы,что так необходима в сложившейся ситуации.
Что же касается такой структуры как студенчество, предоставление роли субъекта управления в традиционном понимании соотносится с такой формой организационно-управленческих отношений как самоуправление. Однако говорить сегодня о студенческом самоуправлении в собственном смысле слова не представляется возможным в силу как объективных, так и субъективных причин. Среди них можно отметить: значительную социальную инертность обучающейся молодежи, достаточно устойчивые патерналистские ориентации студенчества, отсутствие должной мотивации социальной ответственности за качество своего обучения. Поэтому процесс становления специалиста, который осуществляется при непосредственном участии студентов данным процессом в системе управления вузом, более адекватно отражает такое понятие как студенческое соуправление.
При этом важно отметить, что студенческое соуправление, выступающее как механизм достижения гармоничного взаимодействия административного управления и самоуправления (индивидуального и коллективного уровня) обеспечивает поддержание баланса в образовательной системе между стимулированием обучения, с одной стороны, и противодействия учащихся к своему обучению и личностному развитию – с другой.
В соответствии с поставленными задачами, был проанализирован и сравнен зарубежный и отечественный опыт внедрения новой модели соуправления в образовательную сферу.
Могу сказать, что зарубежные вузы уже перешедшие к модели sharedgovernance или стоящие на пути к ней, как и некоторые российские ВУЗы не идеальны и их системы управления так же имеют ряд проблем. Тем не менее, опираясь, на их опыт мы, свою очередь, можем постараться улучшить нашу систему, подходящую для российской действительности.
Также на основе проведенного анализа я выделила ряд элементов, характерных для инновационной системы администрирования, которые способны обеспечить ее уравновешенное функционирование:
1.расширение прав и полномочий коллектива
2.его включенность, участие в принятии решении.
3.его автономность
4.ясность ролей для всех сотрудников
5.принцип открытость
6. принципу доверия и интеракции
7.контроль качества персонала
8.нематериальные поощрения
9. проведение обучения при переходе на новую должность



1. Anthony M. K. Shared governance models: the theory, practice, and evidence //Online Journal of Issues in Nursing. – 2004. – Т. 9. – №. 1. – С. 7.
2. Becky Bergman, Mark Braun, Dan Currell, Bill Frame, Jim Gale, Max Hailperin, Paul Saulnier, KathiTunheim, Ken Westphal. Draft Gustavus Shared Governance Principles.2014.
3. Bruce W. Speck. The Myth of Shared Governance. The International Journal of Organization Theory and Behavior. 14 (2), 200-235. 2011.
4. Erika Stanciu, Alina Ionita. Governance of protected areas in eastern Europe : overview on different governance types, case studies and lessons learned. BfN-Skripten. 2014.
5. M Ben-Ruwin. The Corporatization of Shared Governance: The Corporate Challenge and the Academic Response. AAUP Shared Governance Conference and Workshops.2010.
6. Swihart D. (2006). Shared Governance . A Practical Approach to Reshaping Professional Nursing Practice. Marblehead, MA: HCPro.
7. Thomas Elston.Shared Corporate Services in the Public Sector: A Critical Review.2014.
8. Брокгауз Ф. А.. Эфрон. и И. А Энциклопедический словарь. -СПб, 1900.
9. В. Н. Иванов, В. И. Патрушев, Н. С. Данакин и др.Социальный менеджмент; Под ред. В. Н. Иванова, В. И. Патрушева. -М.:Высш. Шк., 2001.
10. Г. А. Меньшикова, Н. А. Пруель. Основы государственного и муниципального управления (PublicAdministration): современный подход : учебник и практикум для академического бакалавриата / отв. ред.— М. : Издательство Юрайт, 2015.
11. Гордин Л. О. Школа инициативы и самостоятельности: из опыта работы школ г. Таганрога.-М., 1974.
12. Ендовицкий Д.А., Бубнов Ю.А., Гайдар К.М. Увеличение объема документооборота как фактор снижения экономической эффективности вуза/ Высшее образование в России. – 11 – 2014.
13. Коротов В. М. Общая методика учебно-воспитательного процесса. - М., 1983; Коротов В.М. Самоуправление школьников.-М., 1983.
14. Крупская Н. К. Детское самоуправление в школе. Пед. соч. в 10 т. Т. 8 - М., 1959.
15. Куренков Ю.В. Структурня и институциональная модернизация экономики России: сектор. Анализ в контексте мирового развития.
16. О. Бычкова.Участие в управлении университетом: Научное издание / ответ. ред.. – СПб.: Норма, 2016.
17. Пул, Уорнер. Управление человеческими ресурсами.- Спб.:Питер, 2002.
18. Ричард Б. Чейз, Николас Дж. Эквилайн, Роберт Ф. Якобс. Производственный и операционный менеджмент. 2001
19. Рубцова М. Проблема Обеспечения Управляемости в Современных Организациях и Пути Ее Решения. Известия РГПУ им. А.И. Герцена Выпуск № 84 / 2008.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ