Введение 3
Глава 1. Теоретико-правовые основы общественного контроля за деятельностью органов государственной власти 5
1.1. Понятие общественного контроля в РФ 5
1.2. Нормативно-правовая база осуществления общественного контроля 8
1.3. Формы и методы осуществления общественного контроля за
деятельностью органов власти 11
Глава 2. Общественный контроль за деятельностью управы района
Строгино 25
2.1. Общие положения об управе района Строгино 25
2.2. Общие положения об общественном совете управы района Строгино 29
2.3. Анализ эффективности форм реализации общественного контроля за
деятельностью управы района Строгино 33
2.4. Возможные варианты совершенствования реализации общественного
контроля на примере управы района Строгино 42
Заключение 48
Библиографический список 51
Основным способом обеспечения законности в любой сфере деятельности является контроль. Таковым он выступает наряду с надзором и контрольно-надзороной деятельностью. Одним из видов контроля является общественный контроль, наличие которого характеризует государство как демократическое. Являясь элементом народовластия, общественный контроль призван обеспечить законность деятельности органов государственной власти в сфере обеспечения соблюдения и защиты прав и основных свобод человека и гражданина, а также учесть общественное мнение и оценку относительно тех или иных действий государственных органов. Между тем реальность такова, что органы исполнительной власти не всегда исходят из интересов граждан и не всегда учитывают мнение общественности при реализации своих полномочий. Именно поэтому вопрос реализации и функционирования общественного контроля как отдельного института в Российской Федерации особо актуален.
Целью исследования в работе является изучение и анализ основных форм и методов общественного контроля за деятельность органов государственной власти, а также оценка эффективности деятельности общественного контроля как отдельного института.
Объектом исследования в работе являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, на примере управы района Строгино.
Предметом исследования являются формы и методы общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, а также оценка их эффективности и результативности.
Актуальность данной темы заключается в том, что институт общественного контроля в Российской Федерации находится на стадии активного формирования, являясь при этом одним из основополагающих
признаков демократического государства и элементом народовластия, признанным в международном праве.
Методологическую основу данной работы составляют как общенаучные (анализ, синтез, системный метод), так и иные методы (сравнительно-правовой, формально-юридический метод, метод правового прогнозирования).
Для достижения цели данной работы необходимо решить следующие задачи:
• изучить сущность общественного контроля и его нормативно-правовое и доктринальное толкование;
• изучить основные формы и методы общественного контроля в РФ;
• на примере управы района Строгино проанализировать эффективность и целесообразность функционирования института общественного контроля в Российской Федерации;
• предложить возможные пути совершенствования деятельности субъектов общественного контроля и дальнейшего развития и становления института общественного контроля в целом.
Практическая значимость данного исследования заключается в разработке и предложении вариантов реформирования института общественного контроля на примере управы района Строгино.
Теоретическую базу исследования составляют Конституция Российской Федерации; Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации»; Федеральный закон № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»; а также научные труды таких ученых, как В.В. Гриб, В.В. Старчикова, Е.В. Герасимова, И.Л. Ландау.
Данное исследование включает в себя введение, две главы, заключение и библиографический список.
Общественный контроля является основополагающим инструментом реализации основных прав и свобод человека и гражданина, позволяющий отслеживать соблюдение данных прав и свобод со стороны органов власти.
Общественный контроль является основным инструментом народовластия, который способствует формированию и развитию ответственного гражданского общества.
На данный момент институт общественного контроля несовершенен и имеет ряд недостатков, которые не позволяют данному институту в полной мере реализовывать все возложенные на него обязательства.
В данной работе была рассмотрена основная законодательная база общественного контроля, его основные методы и формы реализации. Также был изучен пример осуществления общественного контроля за деятельностью управы района Строгино, на основе которого проводился анализ эффективности функционирования и реализации данного института. На основании данного анализа были даны определенные рекомендации, реализация которых позволит повысить качество осуществления общественного контроля.
Проделанная научная и аналитическая работа позволяет утверждать, что на данном этапе общественный контроль за деятельностью органов власти реализуется неэффективно, так как граждане в подавляющем большинстве не заинтересованы в его реализации. Также многие просто не знают о наличии такой формы взаимодействия с органами власти, а те, кто является субъектом общественного контроля ( определенные общественные объединения) не имеют должной правосубъектности, которая позволила бы им повлиять на то или иное решение органов власти или на их деятельность.
Анализ реализации общественного контроля за деятельностью управы района Строгино позволил разработать определенные предложения по совершенствованию некоторых форм его реализации, а именно проведения встреч с представителями органов власти (в данном случае с главой управы района Строгино), а также деятельность общественных советников управы района Строгино.
Проделанная работа позволяет сделать вывод о том, что на данный момент общественный контроль за деятельностью управы района Строгино неэффективен с силу следующих причин:
1) низкая информированность населения о возможном участии в общественном контроле;
2) вопросы, поднимаемые на встречах с представителями органов власти далеки от тех, что волнуют граждан;
3) жители понимают, что их мнение не будет услышано, в связи с этим их присутствие на встречах с представителями органов власти кажется им самим бесполезным и бессмысленным;
4) незаинтересованность общественных советников в реализации их полномочий;
5) подавляющее большинство общественных советников - это люди пенсионного возраста.
Вышеперечисленные проблемы позволяют предложить следующие меры реформирования института общественного контроля:
1) Наладить информационное обеспечение проведения встреч с главой управы и проведения публичных слушаний;
2) Проводить встречи с главой управы по темам, интересующим граждан, жителей района, но в рамках полномочий управы;
3) Расширить социальный состав общественных советников (то есть общественными советниками должны становиться люди разных социальных групп), а также его периодически обновлять;
4) Привлекать к деятельности в общественных советах граждан, заинтересованных в этой деятельности.
Таким образом, вышеперечисленные меры позволят реализовывать общественный контроль более качественно и эффективно, что, в свою очередь, будет стимулировать органы власти и их представителей работать более открыто, честно и прозрачно. Также данные меры будут способствовать постепенному формированию ответственного гражданского общества, заинтересованного в деятельности органов власти и готовом отстаивать свои права и контролировать их качественную реализацию.
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 51. Ст. 7512.
3. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 30. Ст. 4213.
4. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 21. Ст. 1930.
5. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 145.
6. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 40. Ст. 3822.
7. Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. № 15. Ст. 1277.
8. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 42. Ст. 5005.
9. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» // Российская газета. № 5775.
10. Указ Президента от 4 августа 2006 года № 842 «О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, при федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам» // Российская газета. № 4138.
11. Постановление Правительства от 2 августа 2005 года № 481 «О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам, а также федеральных службах и федеральных агентствах, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации» // Российская газета. № 3842.
12. Закон города Москвы от 4 июля 2012 года № 34 «Об Общественной палате города Москвы» // Ведомости Московской городской Думы. № 220.
13. Указ Мэра Москвы от 10 июня 2008 года N 41 «О создании Общественного совета города Москвы» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. № 342.
14. Постановление Правительства Москвы от 12 октября 2010 г. N 938-ПП "О мерах по совершенствованию работы управ районов города Москвы с населением" // Вестник Мэра и Правительства Москвы. № 435.
15. Постановление Правительства Москвы от 24 декабря 2013 г. N 894-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 12 октября 2010 г. N 938-ПП" // Вестник Мэра и Правительства Москвы. № 450.
... Всего источников – 42.
Содержание ВКР – ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ НА ПРИМЕРЕ УПРАВЫ РАЙОНА СТРОГИНО ГОРОДА МОСКВЫ
Выдержки из ВКР - ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ НА ПРИМЕРЕ УПРАВЫ РАЙОНА СТРОГИНО ГОРОДА МОСКВЫ