ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические обоснования этики маркетинга 8
1.1. Краткая история маркетинговых парадигм 11
1.2. Этические конфликты в маркетинге 13
Глава 2. Философия морали в моделях принятия этического решения 17
2.1. Этические суждения в общей теории этики маркетинга 20
2.2. Стейкхолдеры как представители общественной морали в бизнесе 28
Глава 3. Когнитивное моральное развитие 40
3.1. Применение модели H-V в образовании 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
Современный человек, живущий по законам социума, так или иначе взаимодействует с бизнесом. Бизнес является общественным плодом, включающим в себя совокупность полезных товаров и услуг, необходимых тому обществу, в котором он произрастает. Так как бизнес является составной частью общества и его жизнедеятельности, он не может функционировать, если не созданы определенные моральные предпосылки.
Заложенные в основу бизнеса этические принципы, наиболее сильно отражаются в маркетинговой деятельности. Маркетологи участвуют в принятии решений, влияющих на жизнь и благополучие других людей, такие решения могут иметь серьёзные социальные последствия для потребителей, сотрудников, контрагентов и общества в целом. При принятии решений маркетологи находятся под сложным комплексом взаимосвязанных факторов – социальной, экономической и организационной среды. Маркетологи, попадая в ситуацию с этическим аспектом, стоят перед выбором альтернативных решений, иногда, этот выбор принуждает поступиться личными моральными принципами во имя экономической целесообразности.
Маркетологи сталкиваются с этическими конфликтами чаще других представителей деловой среды, так как устанавливают связь предприятия с потенциальными потребителями, контрагентами и органами власти.
Большинство управленцев не знают как применять в деловой жизни многие нравственные принципы поскольку они отождествляют мораль с собственным мнением. Принимаемые решения легче отстаивать в объективном свете, если они приняты с опорой на нормативные теории морали.
Проблема принятия этических решений в бизнесе привлекает большое внимание по следующим причинам: 1) критика бизнеса, основанная на мифе об аморальности бизнеса; 2) безнравственность руководителей, считающих, что цель бизнеса – получение прибыли, а этика – забота государства и общественных институтов; 3) внутренний конфликт лица принимающего решения, возникающий на стыке личных и профессиональных ценностей.
С точки зрения социальной ответственности, деловая этика воплощает в себе ценности, нормы и ожидания интересов основных стейкхолдеров, к которым относятся: потребители, сотрудники, акционеры, поставщики, конкуренты и общественные организации. Понятия этики и социальной ответственности часто используются взаимозаменяемо, хотя каждое из них имеет особое значение. Социальная ответственность – обязанность организации максимизировать свое положительное влияние на заинтересованные стороны и свести к минимуму свое негативное воздействие. Социальную ответственность можно рассматривать как договор с обществом, тогда как деловая этика включает в себя тщательно продуманные правила делового поведения, которыми руководствуются при принятии решений.
Репутация – один из величайших нематериальных активов организации, обладающий материальной ценностью. Ценность положительной репутации трудно поддается количественной оценке, но она очень важна. Одна негативная практика компании может повлиять на восприятие имиджа и репутации корпорации моментально и иметь долгосрочные негативные последствия. Повышению репутации способствуют бизнес-стратегии, ориентированные на стейкхолдеров.
Актуальность темы исследования.
Актуальность исследования обусловлена возросшей критикой социальных последствий маркетинга и увеличившимся интересом к различным этическим аспектам его деятельности.
Целью данной работы является изучение специфики этики маркетинга на основе концептуального анализа моделей принятия этических решений, разработанных специалистами маркетинга и деловой этики.
Достижение поставленной цели предполагает следующие научно-исследовательские задачи:
1. Выявить теоретические обоснования этики маркетинга;
2. Рассмотреть этические конфликты в маркетинговой деятельности;
3. Определить и проанализировать те этические концепты, которыми маркетологи пользуются в поиске решений в ситуациях морального выбора;
4. Провести концептуальный анализ теорий принятия решений в этике маркетинга;
5. На основе анализа научной литературы, выделить специфику этики маркетинга.
6. Рассмотреть способ применения теорий принятия этических решений в образовательной сфере.
Анализ этики маркетинга предполагает рассмотрение моделей принятия этических решений. Для анализа были отобраны ключевые теории принятия решений в деловой этике, к ним относится:
1. Общая теория этики маркетинга Ш. Ханта и С. Вителла;
2. Модель ориентации на стейкхолдеров Э. Фримена;
3. Интеракционистская модель Л. Тревиньо.
Подбор материала, как теоретического, так и практически-прикладного, представлен в соответствии с целями и задачами исследования.
Методология исследования.
В основе исследования и при анализе моделей принятия этических решений, стоят методы общенаучного характера: анализа, систематизации, абстрагирования, синтеза. При изучении процесса принятия этического решения в деловой этике был применён концептуальный анализ.
Степень разработанности проблемы.
Существование многочисленных научных публикаций по маркетинговой этике в англоязычном мире, доказывает высокую степень развития темы на Западе. В России же, этика маркетинга только начинает развиваться. Так, на сегодняшний день , с ключевым словосочетанием «marketingethics» зарегистрировано более 14100 научных текстов, самые цитируемые из них опубликованы в таких журналах как: «Journal of macromarketing», «Journal of BusinessEthics», «Journal of theAcademy of MarketingScience», «Journal of BusinessResearch»; на русском языке с ключевым словосочетанием «этика маркетинга» результат запроса отражает всего 86 научных публикаций и 668 научных работ с ключевым словосочетанием «социально-этический маркетинг».
Поскольку маркетинг является процессом, присущим большинству организаций, этику маркетинга следует рассматривать как подмножество деловой этики; таким образом, многие работы по деловой этике относятся и к этике маркетинга.
У истоков развития этики бизнеса стояли такие признанные авторы как Д. Дж. Фритцше, Р. Т. Де Джорджи Р. Э. Фримен.
Этическим и социальным ролям маркетинга уделил внимание и основоположник маркетинга Ф. Котлер.
Модели принятия этических решений в деловой сфере были предложены в работах Ш. Ханта и С. Вителла, Л. Тревиньо, О. С. Ферелла, Л. Г. Грэшема и Дж. Фредриха, Г. Р. Лачняка и П. Э. Мерфи.
В России тему деловой этики развивают такие исследователи как Е. Ю. Благов, М. А. Сторчевой, И. Ю. Ларионов, М. Ю.Абабкова, И. П.Гурова, О. С. Дейнека, Т.Роулинс.
Положения, выносимые на защиту.
1. Применение нормативных этических теорий в моделях принятия решений в бизнесе, помогает выявить конфликт ценностей;
2. Моральные рассуждения об этической проблеме не всегда определяют поведение в практической ситуации морального выбора;
3. Когда моральные рассуждения не соответствуют поведению, возникает чувство вины;
4. Стейкхолдеры определяют ценности, в соответствии с которым компании должны осуществлять свою деятельность;
5. В ситуации морального выбора поведение лучше объясняется и предсказывается взаимодействием личностных и ситуационных характеристик;
6. Модели принятия этических решений являются эффективным методом преподавания бизнес этики.
Проблемы и конфликты в деловой этике вращаются вокруг отношений. Маркетинг направлен на всестороннее и систематическое изучение нужд и потребностей потребителей, а также предусматривает активное воздействие на рынок с целью формирования потребительских предпочтений и стимуляции определённого поведения покупателей. Маркетологам, при принятии решений, необходимо учитывать интересы компании с интересами потребителей.
Этический маркетинг – это прозрачные, заслуживающие доверия, основанные на ответственной организационной политики практики бизнеса, подкреплённые честными и справедливыми решениями по отношению к потребителям и другим заинтересованным сторонам.
Для устойчивого развития бизнеса, современные маркетинговые стратегии должны оказывать положительные социальные последствия. Но далеко не всегда продвигаемая маркетингом этическая ответственность, соответствует действительным практикам компании (таким примером является гринвошинг). Такие сомнительные практики деятельности компании вызывают негативную реакцию стейкхолдеров, способных оказать, или потенциально оказать, влияние на успех компании и, возможно, повлиять на её жизнеспособность. Таким образом, конкретные случаи сомнительной маркетинговой практики могут подорвать доверие заинтересованных сторон и, в следствии, негативно сказаться и на самой компании.
Для обеспечения понимания важности надзора при реагировании на стейкхолдеров в работе приведена и изучена структура заинтересованных сторон и исследована социальная ответственность, включая различные аспекты социальной ответственности. Заинтересованные стороны определяют важные этические проблемы в бизнесе. Анализ структуры заинтересованных сторон помогает: понять организационную этику, выявить стейкхолдеров и определить важность ориентации на них.
Интересы и ценности различных заинтересованных сторон не всегда совпадают с интересами и ценностями организации. Так, многие этические конфликты между группами заинтересованных сторон и внутри них, возникают из-за несоответствия ценностей в моделях убеждений о добре и зле. Когда существуют противоречивые ожидания заинтересованных сторон и нет возможностей одновременного удовлетворения этих ожиданий, возникает конфликт.
Для понимания процессов и прогнозирования этического решения, исследователями маркетологами были предложены модели принятия этических решений. Эти модели, в большей степени, основаны на нормативных теориях философии морали, но адаптированы под бизнес-контекст и дополнены описанием условий принятия решений.
В общей теории этики маркетинга Ш. Ханта и С. Вителла, также известной в литературе как модель H-V, необходимым условием является восприятие сотрудником проблемы как именно этической. После осознания этического аспекта в проблеме, наступает осознание возможных альтернатив поведения. За сознанием возможных альтернатив приходит понимание предполагаемых последствий и формируется этическое суждение о проблеме. В соответствии с этическим суждением о проблеме прогнозируется намерение и последующие за намерением поведение. Модель H-V признает, что этические суждения и поведение не всегда являются полностью последовательными, и объясняет почему иногда это может быть таковым. Теория предполагает, что в тех случаях, когда поведение и намерения не соответствуют этическим суждениям, возникает чувство вины. Также, на процесс принятия индивидуального решения потенциально влияют ситуационные ограничения. На постконвенциональном уроне морального развития менеджеры демонстрируют большую согласованность между этическими суждениями и поведением, чем менеджеры на более низких стадиях.
Авторы модели утверждают, что теория Н-V является общей теорией принятия этических решений и включает в себя другие перспективы и концепции в области этики.
Модель H-V может быть использована в образовательных целях и применима к различным этическим ситуациям.
Для углубления в работе понимания процесса принятия этических решений в организациях, также была рассмотрена модель Л. Тревиньо.
Модель Л. Тревиньо базируется на исследованиях Л. Колберга и подчеркивает значимость индивидуальных и ситуационных факторов при принятии решения. Уровень когнитивного морального развития индивида определяет то: «как человек воспринимает этическую дилемму в процессе принятия этических решений» и «что правильно или неправильно в той или иной ситуации морального выбора». Однако для объяснения и предсказания поведения в ситуации морального выбора недостаточно только представлений о правильном и неправильном. Вероятность того, что человек будет действовать в соответствии с представлениями о правильном или неправильном, в модели определяется тремя индивидуальные переменные: сила личности, полевая зависимость и локус контроля.
В модели показано как менеджеры думают об этических дилеммах; модель обеспечивает способ типологизации явлений принятия решений в реальном мире на основе эмпирически обоснованной модели когнитивного морального развития Л. Колберга. Модель также предполагает взаимосвязь между суждениями и поведением на основе других индивидуальных и ситуационных переменных.
На основе теории Л. Колберга и результатах собственных исследований, Л. Тревиньо формулирует следующие положения:
1. Преимущественно менеджеры в ситуации морального выбора рассуждают на конвенциональном уровне, ориентируясь на других и на похожие случаи. Только достигшие постконвенционального уровня менеджеры будут вести себя в соответствии личным ценностям и принципам.
2. В отличии от менеджеров на конвенциональном уровне, менеджеры достигшие постконвенционального уровня будут демонстрировать большую согласованность между моральными рассуждениями и реальным поведением. Суждения людей относительно моральных дилемм будут различны при решении гипотетической дилеммы и реальной ситуации личного выбора; суждения в гипотетических дилеммах будут ниже при личном вовлечении.
3. Моральные суждения менеджеров в реальных ситуациях принятия решений в организации, будут на стадии когнитивного морального развития ниже, чем их суждения в ответ на гипотетические дилеммы.
4. Развитие моральных суждений будет происходить быстрее у менеджеров с более высоким уровнем образования, чем у менеджеров с более низким уровнем образования. Поскольку высшее образование коррелирует с уровнем в организационной иерархии, можно предположить, что баллы за развитие моральных суждений будут увеличиваться с ростом иерархического уровня.
5. Участники (студенты или менеджеры) программ обучения этике, основанных на когнитивных стратегиях обучения моральному развитию, продемонстрируют значительное увеличение баллов за развитие моральных суждений от предварительного теста к заключительному.
Менеджеры, достигшие наивысшей стадии морального развития, хоть и способны отстаивать на практике свои принципы, однако они не всегда могут действовать честно и альтруистично. Поэтому необходимо учитывать другие важные факторы, о которых подробно описано в данной работе.
1. Абабкова М. Ю. Этические конфликты в маркетинговой деятельности // Журнал: Конфликтология, 2014. №1. – C. 136-148.
2. Аларичева М. А. и др. Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования //отв. ред. А.А. Московская. М.: НИУ ВШЭ, 2011. – C. 286.
3. Апресян Р.Г. Мораль // Этика: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001
4. Апресян Р. Г. Этика: Учебник// М.: Кнорус, 2017.
5. Байковская Н. А. Развитие идей Л. Кольберга о межкультурной универсальности становления // Электронный журнал «Психологическая наука и образование», 2013. №2 URL:https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n2/61344_full.shtml (дата обращения: 03.05.2021).
6. Беляевский И. К. Социально-этические проблемы маркетинга //Этап: экономическая теория, анализ, практика, 2011. №. 2. – С. 133-147.
7. Благов Ю. Е. Концепция корпоративной социальной ответственности и стратегическое управление // Журнал менеджмента, 2004. №3. – C. 17-34.
8. Благов Ю. Е. Корпоративная социальная ответственность: эволюция концепции: монография // Ю. Е. Благов., 3-е изд., СПб: СПбГУ, 2015. – C. 272.
9. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер для руководителя //Практика. М, 2006. – С. 217.
10. Гурова И. П., Корчагина Н. А. Экономические факторы доверия //Власть, 2012. №. 11. – С. 122-125.
11. Гурова И. П. Морально-этические аспекты принятия управленческих решений //Universum: Экономика и юриспруденция, 2017. № 4. URL: http://7universum.com/ru/economy/archive/item/4505 (дата обращения: 14.11.2020).
12. Де Джордж, Р. Т. Деловая этика.// М.: Издательская группа «Прогресс», 2021. Т. 1. – C. 496.
13. Дейнека О. С., Авакумова М. С. Доминирующие ценности у работников коммерческих и бюджетных организаций // СПб: ИМЦ «НВШ-СПб», 2014. – C. 55-58.
14. Дементьева А. Г., Соколова М. И. Концепция устойчивого развития и социально-этический маркетинг // Известия Уральского государственного экономического университета, 2018. Т.19, № 5. –C. 5-15.
15. Дмитриева И. С., Кустова Н. А., Шелекета В. О. Деловая репутация организации в контексте понятия социальной ответственности // Сервис Plus, 2015. Т. 9. № 4. – C. 27-34.
16. Зенюк К. А., Зорин А. Л. Когнитивная сложность и моральное развитие по Л.Кольбергу // Научный электронный журнал Меридиан, 2019. №. 13. – C. 168-170. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_41508819_89025704.pdf (дата обращения: 02.05.2021).
17. Исмагилова В. С., Яппарова Д. И., Пацков А. Е. Этика и социальная ответственность: учебное пособие // Уфа: РИК УГАТУ, 2016. – C. 169.
18. Котлер Ф., Картаджайя Х., Сетиаван А. Маркетинг 4.0. Разворот от традиционного к цифровому. Технологии продвижения в интернете //Litres, 2022.
19. Котлер Ф., Келлер К. Л. Маркетингменеджмент. 14-е изд. Пер. В. И. Кузин //СПб.: Питер, 2014.
20. Котлер Ф., Сетиаван А., Картаджайя Х. Маркетинг 3.0. От продуктов к потребителям и далее – к человеческой душе // М.: Альпина Бизнес Букс, 2012. – C. 240.
21. Ларионов И. Ю. Возможность применения утилитаризма в этике бизнеса: современное состояние проблемы //Альманах «Дискурсы этики», 2014. Т. 4, №. 9.– C. 73-92.
22. Ларионов И. Ю., Матвеева Л.М. Конфликт ценностей и принятие решений в этике бизнеса // Менеджмент сегодня, 2016. №6. – C. 368-378.
23. Ларионов И. Ю., Орлова С. Н. Формирование «лучшей практики» бизнеса в условиях сетевого сообщества: кейс «NaturaSiberica», 2017 г. // Технологос, 2021. №. 3. – С. 54-64.
24. Ларионов И. Ю., Перов В. Ю. Нравственные конфликты и образовательные технологии «casestudy» //Конфликтология, 2016. №. 3. – С. 217-231.
25. Ларионов И. Ю. Философская этика в корпоративном этическом кодексе // Прагматика философского текста: «Анахарсис», 2019.– С. 189.
26. Личка М., Саске М., Брандтвайнер Р. Этика против выгоды. Решения менеджеров в ситуации морального выбора / Пер. с нем. – X.: изд-во «Гуманитарный Центр», А. В. Коченгин, 2016. – C. 212.
27. Макклоски Д. Адам Смит: последний из создателей этики добродетели //Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал., 2011. Т. 3, №. 2. – С. 3-33.URL: https://archive.econ.msu.ru/ext/lib/Category/x0c/xe3/3299/file/1_McCloskey_rus.pd (дата обращения: 20.04.2022).
28. Нордстрем К. А., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк: Капитал пляшет под дудку таланта // СПб: Шведская школа экономики, 2003.
29. О’Шонесси Дж. Конкурентный маркетинг: стратегический подход. СПб.: Питер, 2002. – C. 864.
30. Перов В. Ю. и др. Этика как наука и профессия: Материалы круглого стола кафедры этики ИФ СПбГУ // Дискурсы этики, 2021. №. 1 (11). – С. 65-96.
31. Попкова Е. Г., Суворина А. П. Особенности использования маркетинговых моделей в процессе управления маркетинговой деятельностью компании // Маркетинг в России и за рубежом, 2010.№ 2.
32. Радлов Э. Л. Этика. Очерк истории греческой этики до Аристотеля // СПб., изд-во «Наука», 2002.
33. Разин А. В. Моральные дилеммы: причины возникновения и способы разрешения // Дискурсы этики. Альманах, 2013.Вып. 4., №. 1. – С. 57-69.
34. Разин А. В. Этика бизнеса как этика добродетелей //Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия, 2017. Т. 21, №. 3. – С. 361-370.
35. Сторчевой, М. А. Нормативная теория этики: проблемы теории // Вестник СПбГУ. Менеджмент, 2009. Сер. 8. Вып.2.
36. Сторчевой М. А. Нормативная этика бизнеса: проблемы применения // Вестник СПбГУ. Менеджмент, 2009. Вып. 3. – C. 121-148.
37. Сторчевой М. А. Принятие управленческих решений в условиях этических дилемм: Афтореф. дис.. канд. эконом.наук. // СПб, 2012.
38. Фритцше Д. Дж. Этика бизнеса. Глобальная и управленческая перспектива // М., 2002. –C. 336.
39. Шатило А. С. Генезис этики маркетинга как инновационной концепции взаимодействия в бизнесе // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 2010. – C. 140-142.
40. Шелекета В. О., Дмитриева И. С., Кустова Н. А. Деловая репутация организации в контексте понятия социальной ответственности: морально-этические измерения менеджмента //Сервис plus, 2015.Т. 9, №. 4. – С. 27
41. Baumhart R. C. How Ethical arc Businessmen? // Harvard Business Review, 1961, Vol. 39, №. 4,pp. 6-8.
42. Candee D., Kohlberg L. The relationship of moral judgment to moral action //In KurtinesW. M.,GewirtzJ. L. New York: Wiley, 1984,pp. 52-73.
43. Chonko L. B., Hunt S. D. Ethics and Marketing Management: An Empirical Examination // Journal of Business Research., 1985, Vol. 13, № 4, pp. 339–359.
44. Ferrell O. C. Business ethics: Ethical decision making and cases. – Cengage learning, 2021.
45. Ferrell O. C., Fraedrich J., Ferrell L. Business ethics // Ethical decision making and cases., 2015.
46. Ferrell O. C., Gresham L. G., Fraedrich J. A synthesis of ethical decision models for marketing // Journal of Macromarketing., 1989, Vol. 9, №. 2,pp. 55-64.
47. Freeman R. E. Strategic Management: A Stakeholder Approach. – First Edition. – Boston: Harpercollins College Div, 1984,p. 275.
48. Fuciu M., Dumitrescu L. From Marketing 1.0 To Marketing 4.0–The Evolution of the Marketing Concept in the Context of the 21 Century // International conference knowledge-based organization., 2018,Vol. 24, №. 2.,pp. 43-48.
49. Hunt S. D., Vitell S. A general theory of marketing ethics // Journal of macromarketing., 1986, Vol. 8, №. 2, рр. 5-16.
50. Hunt S. D., Vitell S. J. The general theory of marketing ethics: A revision and three questions // Journal of macromarketing., 2006,Vol. 26, №. 2,pp. 143-153.
51. Hunt S. D., Vitell S. J. The general theory of marketing ethics: A partial test of the model // repository.library.georgetown.edu., 1990.
52. Hunt S. D., Vitell S. J. The general theory of marketing ethics: A retrospective and revision // Ethics in marketing, 1993,pp. 775-784.
53. Hunt S. D., Vitell S. J. The general theory of marketing ethics: the consumer ethics and intentions issues // Handbook on ethics and marketing. – Edward Elgar Publishing, 2015.
54. Hunt S. D., Wood V. R., Chonko L. B. Corporate ethical values and organizational commitment in marketing // Journal of marketing, 1989,Vol. 53, №. 3,pp. 79-90.
55. Khan A. W., Kataria N. Marketing 5.0: Technology for Humanity // Journal of macromarketing., 2021, Vol, 41, №. 4, pp. 699-701.
56. Kohlberg L., Lickona T. Moral development and behavior: Theory, research and social issues // Moral development and behavior: Theory, research and social issues., 1976.
57. Kohlberg L. My personal Search for Universal Morality. Birmingham, 1991.
58. Kohlberg L. Moral stages and moralization // Moral development and behavior., 1976,pp. 31-53.
59. Kohlberg L. The Claim to Moral Adequacy of a Highest Stage of Moral Judgment // Journal of Philosophy., 1973.
60. Kohlberg L. The cognitive-developmental approach to socialization //Handbook of socialization theory and research. Chicago: Rand McNally, 1969,pp. 347-480.
61. Kohlberg L. The development of modes of moral thinking and choice in the years 10 to 16. – University of Chicago., 1958.
62. Kotler, P., Kartajaya, H., Setiawan, I., Marketing 4.0 – moving from traditional todigital, John Wiley and Sons, Hoboken, New Jersey, 2017.
63. Kotler P., Kartajaya H., Setiawan I. From products to customers to the human spirit; marketing 3.0 // John Wiley and Sons Inc., 2010, Vol. 2,p. 8.
64. Kotler P.,Kartajaya H., Setiawan I. Marketing management: The millennium edition. – Upper Saddle River, NJ : Prentice Hall, 2000, Vol. 10.
65. Kotler P., Kartajaya H., Setiawan I. Marketing 5.0: Technology for humanity. – John Wiley and Sons, 2021.
66. Laczniak G. R., Murphy P. E. Stakeholder theory and marketing: Moving from a firm-centric to a societal perspective // Journal of Public Policy & Marketing., 2012, Vol. 31, №. 2, pp. 284-292.
67. Laczniak G. R., Murphy P. E. The role of normative marketing ethics // Journal of Business Research., 2019, Vol. 95, pp. 401-407.
68. Levitt T., Levitt I. M. Marketing Imagination: New // Simon and Schuster, 1986.
69. Nill, A., Schibrowsky, J. A. Research on marketing ethics: A systematic review of the literature. Journal of Macromarketing., 2007, pp 256–273.
70. Schlegelmich, B. D., Oberseder, M. Half a century of marketing ethics: Shifting perspectives and emerging trends. Journal of Business Ethics., 2009,pp. 1–19.
71. Sparks J. R., Hunt S. D. Marketing researcher ethical sensitivity: Conceptualization, measurement, and exploratory investigation // Journal of Marketing., 1998, Vol. 62, №. 2,pp. 92-109.
72. Trevino L. K. Ethical decision making in organizations: A person-situation interactionist model // Academy of management Review., 1986, Vol. 11, №. 3, pp. 601-617.
73. Trevino L. K. Moral reasoning and business ethics: Implications for research, education, and management // Journal of business ethics., 1992,Vol. 11, №. 5, pp. 445-459.
74. Trevino L. K., Nelson K. A. Managing business ethics: Straight talk about how to do it right. – John Wiley and Sons, 2021.
75. Trevino L. K., Weaver G. R., Brown M. E. It’s lovely at the top: Hierarchical levels, identities, and perceptions of organizational ethics // Business Ethics Quarterly., 2008, Vol. 18, №. 2, pp. 233-252.
76. Velasquez M. G. Business Ethics: Concepts and Cases, 7th Edition. – Delhi: Pearson Education, 2011.
77. Vitell S. J., Paolillo J. G. P., Thomas J. L. The perceived role of ethics and social responsibility: A study of marketing professionals // Business Ethics Quarterly., 2003, Vol. 13, №. 1, pp. 63-86.
78. Weaver G. R., Trevino L. K. Compliance and values oriented ethics programs: Influences on employees’ attitudes and behavior // Business Ethics Quarterly., 1999, Vol. 9, №. 2, pp. 315-335.