Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения корпоративной культуры организации 5
1.1. Основное понятие корпоративной культуры и ее важность для организации 5
1.2. Влияние цифровизации на занятость 10
1.3. Дистанционная работа как особенность развития цифровой культуры 15
1.4. Концепция цифровой культуры: понятие и принципы 20
Глава 2. Формирование цифровой корпоративной культуры организации 24
2.1. Методы формирования, оценки и внедрения корпоративной культуры 24
2.2. Оценка существующей корпоративной культуры в ПАО Сбербанк и ПАО ВТБ 27
2.2.1. 1 этап исследования - анализ корпоративный культуры ПАО «Сбербанк» 27
2.2.2. 2 этап исследования - анализ корпоративный культуры ВТБ 36
2.3. Разработка рекомендаций по совершенствованию корпоративной культуры организации 44
Результаты и рекомендации по исследовательскому этапу № 1 – «Анализ корпоративной культуры «Сбербанка»» 44
Результаты и рекомендации по исследовательскому этапу № 2 - «Анализ корпоративной культуры «ВТБ»» 46
Заключение 48
Список литературы 49
Приложение 52
Цифровая культура является не столько частью цифровых технологий, сколько новой культурной парадигмой, охватывающей все области человеческой деятельности. Цифровая культура тесно связана с формирование целого «технокульта» в современном обществе, сторонники которого гоняются за новшествами в данной сфере. Как новая парадигма, цифровая культура формирует собственные знаки и символы, культурные коды, формируя моды и стиль жизни, образ современного человека.
Необходимо отметить, что и само общество меняется под влиянием цифровой культуры. Если ранее представление об индивиде соотносились исключительно с его биологическими и социальными характеристиками, то в настоящее время данное понятие трансформировалось - индивид в 21 веке - это уже не гражданин, не поданный, а прежде всего «пользователь». Кроме этого и традиционные классические институты, такие как государства, армия, образования, несмотря на свой консервативный характер, довольно быстро стали частью цифрового мира, активно используют гигантский потенциал технологий. Новые общественные и государственные концепции тесно связаны с влиянием цифровых технологий на развитие информационно-коммуникативных систем. Главная причина заключается в том, что производство данных технологий удалось сделать дешевым и массовым, и в настоящее время практически каждый человек имеет доступ к огромной базе различных цифровых и ИК технологий. Одним из нововведений, являющихся уникальным по своей природе, является изменение части классических взаимоотношений в обществе. Среди них немаловажным является изменение целого пласта общественных отношений, связанного с работой и рабочим процессом.
Возникновения «удаленной работы» в основной массе индивидов является важным системным процессом, демонстрирующим фундаментальные изменения в общественных отношениях. Удаленная работа хотя и существовала ранее, но была привилегированным и редким явлением, доступным очень узкому кругу лиц, в основном людям творческим. Становление «удаленной работы» как массового и структурного явления является одним из крупнейших изменений, возникших под влиянием цифровой культуры.
В современных условиях развития экономики наблюдается расширение применения цифровых технологий во всех видах экономической деятельности. Несмотря на то, что термин «цифровая экономика» впервые в научных исследованиях был использован в 1995 г., в настоящее время исследования процессов цифровизации на рынок труда приобретают особую актуальность. Это связано с тем, что масштабы и темпы развития технологий при переходе к четвертой промышленной революции, имеют фундаментальные отличия от тех, которые были характерны для предыдущих промышленных революций. Рынок труда является наиболее чувствительным индикатором изменений, происходящих в рыночной экономике, и подвергается очень существенному изменению под влиянием процессов цифровизации. Корпоративная культура, являясь одним из важнейших компонентов, влияющих на развитие бизнеса, в первую очередь находится под влиянием цифровизации. В условиях дистанционной работы крайне трудно поддерживать необходимый уровень цифровой корпоративной культуры.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время развитие в сфере цифровых технологий происходит в очень короткое время. В данном контексте ученые и научное сообщество, анализирующие те или иные аспекты влияния цифровой культуры на общество не успевают проводить исследования, поскольку серьезные изменения происходят практически каждые полгода. Многие работы, посвященные данной проблематике, потеряли свою актуальность: поскольку за последние 5 лет в цифровой сфере произошли структурные изменения, которые не позволяют выделить конкретные периоды в развитии цифровой культуры. Значение корпоративной культуры в настоящее время крайне высоко, поскольку она определяет целый ряд важнейших факторов для роста организаций. В настоящее время экономическое положение компании значительно зависит от бренда и имиджа компании, основой которого выступает корпоративная культура, которая закладывает базовые принципы организации. Цифровые технологии в данном процессе в настоящее время стали неотъемлемой частью реальности, и взаимодействие с ними становится обязанностью компании. В противном случае, такая организация рискует потерять свое положение и прибыль.
Степень разработанности проблемы
Хотя термины «дистанционная занятость» и «цифровизация» уже общеизвестны, данная проблематика мало представлена в экономической литературе. Отдельные аспекты, связанные с переходом к информационной экономике, можно найти в трудах следующих экономистов: С.А. Дятлова, В.Л. Иноземцева, Э.Г. Кочетова, В.П. Колесова, И.С. Мелюхина, В.А. Мельянцева, А.Г. Мовсесяна, А.И. Неклессы, И.А. Стрелец, А.В. Толстопятенко. Можно отметить коллективную работу «Информационно-сетевая экономика в XXI веке» под ред. С.А. Дятлова, В.П. Колесова, А.В. Толстопятенко. Дистанционная работа является концентрированным выражением изменения самого труда. Проблемы, связанные с изменением характера и содержания труда в эпоху НТР и информационной революции, являются предметом исследований: Р.М. Ахмадинурова, И.В. Бушмарина, Ю.А. Васильчука, М.Г. Делягина, С.Г. Михневой, Л.А. Покрытой, Н. А.Тарасовой. Непосредственная проблема исследования данной работы в российской экономической литературе разработана чрезвычайно слабо. Имеются только отдельные научные публикации В.А. Бондаренко, А.В. Скавитина, С.И. Паринова, Т.И. Яковлевой. Основная же масса публикаций носит журналистский характер и представлена в основном в Интернете. В зарубежной экономической науке проблеме дистанционной занятости уделяется относительно большее внимание. Ряд зарубежных исследователей – В. Бриджес, М. Кастельс, Х. Мюрлис, А. Причард, Д. Тапскотт, Дж. Ховард, Дж. Ван Дер Шпигель посвятили свои труды анализу дистанционной работы.
Что касается проблемы формирования и развития корпоративной культуры организации, ее изучением занимались следующие ученые: А.Н. Асаула, А. Я. Кибанов, В.А. Спивак, В.А. Щербина, а также другие российские ученые. Различные методики анализа корпоративной культуры рассмотрены в работах зарубежных исследователей, таких как: К. Камерона, Р. Квина,У. Оучи, Т. Питерса, Дж. Рорбаха, В. Сате, Р. Уотерман.
Мы живем в период существенных изменений в экономике, промышленности, образовании и медицине. На сегодняшний день формирование цифровых технологий задает образец нашего уже близкого будущего – насыщенного думающими приспособлениями в цифровых фабриках и за их пределами, способными рутинные процедуры разрешать без помощи человека. Цифровизация – это уже реальность, процесс ее развития необратим, поэтому принимать ее нужно как данность. Вызовы цифровизации касаются, прежде всего, рынка труда, поскольку новые цифровые технологии заменяют человека на производстве, меняют характер его труда и досуга, организацию труда, по-иному распределяют рабочее время, выводят из зоны привычного комфорта. Важно вовремя осознать эту новую реальность и, приняв соответствующие управленческие решения, нейтрализовать ее негативное воздействие. Цифровая культура выступает в роли новой парадигмы реальности в социальной сфере. Данная концепция основана на нескольких структурных принципах. Среди них наиболее значимыми являются массовость, равенство, возможность совмещения, общедоступность, сохранение выбора. Цифровая культура является технологическим способом изменений методов достижения результатов, при этом не ставящих каких-либо границ или условий для самих результатов.
Дистанционная работа возникает как производная от взаимодействия цифровой культуры со сферой рабочей деятельности. В этом смысле дистанционная работа отвечает всем критериям цифровой культуры. Поэтому главными преимуществами дистанционной работы для сотрудника является «освобождение» от ряда физических ограничений, появление свободного времени и возможность самому управлять своей деятельностью. Однако вместе с этим на сотрудника накладываются большая ответственность, требующая повышенного самоконтроля, а, следовательно, и увеличение его профессионально значимых качеств.
В Российской Федерации концепция дистанционной работы не оформилась до конца по целому ряду причин, однако «режим самоизоляции» введенный практически по всей России значительно повлиял на изменение отношения к данной форме работы. Если до этого момента дистанционная работа воспринималась как явление странное, не совсем ясное или узкоспециализированное, то в настоящее время оно постепенно становится нормой во всех разновидностях рабочей деятельности.
Цифровизация является чрезвычайно важной тенденцией современного мира. Вездесущность цифровизации вызывает трудности в оценке ее влияния на рабочую силу и рынки труда — в перспективе могут происходить как изменения количественных параметров рынка труда, так и модификация практического формата взаимодействия между работниками и работодателями. Внедрение цифровых технологий, сопровождаясь возрастанием роли одних видов человеческого труда и обесцениванием других, усложняет прогнозирование занятости и безработицы уже в среднесрочной перспективе. Для принятия обоснованных решений требуется более детализированная информация о прогрессе и последствиях цифровизации для каждой профессии, отрасли и региона в целом.
1. Хэддон Л., Силверстоун Р. Удаленная работа и изменение отношения "дом-работа" //Информационное общество. – 2009. – №. 6. – С. 6-16.
2. Гебриаль В. Н. Социальные аспекты феномена дистанционной работы как нового вида трудовых отношений //Государственное управление. Электронный вестник. – 2008. – №. 17.
3. Корпоративная культура URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Корпоративная_культура
4. Колесников, А. В. Корпоративная культура: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. В. Колесников. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 167 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-02520-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
5. Виды корпоративных культур URL: https://urait.ru/bcode/433846 (дата обращения: 06.05.2021).
6. Корпоративная культура, позитивные и негативные виды URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Корпоративная_культура#Позитивные_и_негативные_корпоративные_культуры
7. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Корпоративная_культура#Феноменологическая_концепция_организационной_культуры
8. ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ НА РЫНОК ТРУДА А.Б. Кознов, канд. экон. наук, доцент Национальный исследовательский университет «МЭИ» (Россия, г. Москва)
9. Томашевский, Кирилл Л. 2020. «Цифровизация и ее влияние на рынок труда и трудовые отношения (теоретический и сравнительно-правовой аспекты)». Вестник Санкт-Петербургского университета.
10. Вертакова Ю. В. Индикаторы оценки цифровой трансформации экономики / Ю. В. Вертакова, М. Г. Клевцова, Ю. С. Положенцева // Экономика и управление. – 2018. – № 10 (156). – С. 14–20.
11. Дигилина О.Б., Тесленко И.Б. Трансформация рынка труда в условиях цифровизации // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2019. № 4. С. 166–181.
12. URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2019/04/15/5cb079ae9a79476023946f8e
13. Вестник Челябинского государственного университета. 2020. № 10 (444). Экономические науки. Вып. 70. С. 70—77.
14. Орлов В. Б., Бураншина Е. И. Тенденции и перспективы удалённой работы в современной России //Вестник Югорского государственного университета. – 2015. – №. S3-2 (38).
15. Сорокина А. Н. Современные подходы к определению понятия" фриланс" и его классификации //Проблемы современной экономики (Новосибирск). – 2013. – №. 11. – С. 16-20.
16. Кручинин С. В. Удаленная работа как новая форма экономической активности населения //Научные дискуссии. – 2015. – Т. 3. – С. 62-64.
17. Горина М. С. Особенности формирования HR–бренда в условиях пандемии / Современная экономика: актуальные вопросы и достижения. М.: Книжный дом «Университет», 2012. 162 с.
18. Орлов В. Б., Бураншина Е. И. Тенденции и перспективы удалённой работы в современной России // Вестник ЮГУ. 2015. №S3-2 (38).
19. Апатова Н. В., Малков С. В. Виртуальные торговые предприятия как новые субъекты экономики // Ученые записки Крымского федерального университета имени ВИ Вернадского. Экономика и управление. 2013. №. 1. С. 2-4.
20. Гебриаль В. Н. Социальные аспекты феномена дистанционной работы как нового вида трудовых отношений // Государственное управление. Электронный вестник. 2008. №. 17.
21. Гнатышина Е. В., Саламатов А. А. Цифровизация и формирование цифровой культуры: социальные и образовательные аспекты // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического аспекты феномена дистанционной работы как нового вида трудовых отношений // Государственное управление. Электронный вестник. 2008. №. 17. С. 19-23.
22. Михеенкова Т. А., Морозова К. В., Лобачева А. С. Отношение сотрудников организации к работе // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2020. № 3. С. 7-8.
23. Teece, D. J. Managing Intellectual Capital: Organizational, Strategic, and Policy Dimensions // Oxford University Press, 2000. Vol. 22. No 4. PP. 270-300.
24. Иванюк Ю. В., Врублевская В. В. Анализ финансовых результатов ПАО" Сбербанк" России // СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. – 2018. – С. 116-120.
25. Перцева С. Ю. Цифровая трансформация финансового сектора //Инновации в менеджменте. – 2018. – №. 4. – С. 48-53.
26. Сбербанк. корпоративная культура URL: https://www.sberbank.ru/ru/person
27. Сбербанк. Этика URL: https://www.sberbank.com/ru/about/ethics
28. Официальный сайт «ВТБ» URL: https://www.vtb.ru/
29. Мобильные сервисы «ВТБ» URL:https://www.banki.ru/services/official/bank/?ID=327
30. Бобова А. С. Особенности поведенческих теорий управления" Х"," Y" и" Z" //Актуальные проблемы труда и развития человеческого потенциала. – 2016. – С. 14-20.
31. Богомолова Д. А. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ //Трансформация закупочной системы и современное публичное управление. – 2015. – С. 131-137.
32. Мирохин А. А. К вопросу о корпоративной культуре //Современное состояние и перспективы развития научной мысл и. – 2015. – С. 191-192.
33. Зайчикова К. В. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА НА НАЛИЧИЕ ДЕСЯТИ ХАРАКТЕРИСТИК Ф. ХАРРИСА И Р. МОРАНА //Современные тенденции и технологии развития потенциала регионов. – 2020. – С. 102-107.
34. Костюк Д. Д. ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ КАК УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ БАКАЛАВРОВ //Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. – 2019. – С. 4913-4916.
35. Гнатышина Е. В., Саламатов А. А. Цифровизация и формирование цифровой культуры: социальные и образовательные аспекты //Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2017. – №. 8.
36. Моисеева Н. А., Шипилов А. Г. НОВЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОРЫВ И ГУМАНИТАРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ //Гуманитарное знание и духовная безопасность. – 2019. – С. 336-342.
37. Можаева Г. В. Digital Humanities: цифровой поворот в гуманитарных науках //Гуманитарная информатика. – 2015. – №. 9.
38. Пшеничников В. В., Бабкин А. В. Электронные деньги как фактор развития цифровой экономики //Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. – 2017. – Т. 10. – №. 1.
39. Соколова Н. Л. Цифровая культура или культура в цифровую эпоху? //Международный журнал исследований культуры. – 2012. – №. 3 (8).
40. Shamshurin D. A. Digital media as cultural globalization factor //Международный научно-исследовательский журнал. – 2018. – №. 6 (72) Часть 2. – С. 70-75.
41. Михеенкова Т. А., Морозова К. В., Лобачева А. С. ОТНОШЕНИЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ К УДАЛЕННОЙ РАБОТЕ //Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. – 2020. – Т. 9. – №. 1. – С. 54-60.
42. Миронова Н. Г. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ ДИСТАНЦИОННЫХ ФОРМ ТРУДОВОЙ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ //Рецензенты: Самигуллин Эльдар Валиевич, д-р экон. наук, профессор. – С. 65.