Институционализация образования для взрослых в Китае: государственное регулирование и современные проблемы
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы понимания роли и форм непрерывного образования
1.1.Система непрерывного образования в мире: сходство и различие в подходах и практиках реализации
1.2.Теоретическийанализ образования взрослых в китайской литературе
ГЛАВА 2. Институционализация образования взрослых в Китае
2.1.Институционализация образования взрослых в КНР: этапы становления
2.2.Непрерывное образование как базовая модель организации образование взрослых в КНР
ГЛАВА 3.Описание системы и выявление проблем непрерывного образования в китае (по материалам прикладного исследования)
3.1.Отношение населения Китая к системе непрерывного образования для взрослых (по материалам анкетирования)
3.2.Проблемы формирования системы непрерывного образования, выявленные на основании проведенного анкетирования
Заключение
Список литературы
Приложения
Приложение 1. Программа социологического исследования
Приложение 2 Бланк анкеты (на русском и китайском языках)
Приложение 3. Таблицы полученных результатов
ГЛАВА 1. Теоретические основы понимания роли и форм непрерывного образования
1.1.Система непрерывного образования в мире: сходство и различие в подходах и практиках реализации
1.2.Теоретическийанализ образования взрослых в китайской литературе
ГЛАВА 2. Институционализация образования взрослых в Китае
2.1.Институционализация образования взрослых в КНР: этапы становления
2.2.Непрерывное образование как базовая модель организации образование взрослых в КНР
ГЛАВА 3.Описание системы и выявление проблем непрерывного образования в китае (по материалам прикладного исследования)
3.1.Отношение населения Китая к системе непрерывного образования для взрослых (по материалам анкетирования)
3.2.Проблемы формирования системы непрерывного образования, выявленные на основании проведенного анкетирования
Заключение
Список литературы
Приложения
Приложение 1. Программа социологического исследования
Приложение 2 Бланк анкеты (на русском и китайском языках)
Приложение 3. Таблицы полученных результатов
Актуальность темы исследования. В настоящее время различные области общественной жизни претерпевают глубокие изменения. Область образования также сталкивается с новыми изменениями и проблемами. Непрерывное обучение и образование становятся процессами, которые имеют место на протяжении всей жизни человека, а образование взрослых - это один из способов его реализации. Образование взрослых, как постоянный и необходимый вид деятельности - это новый тип образования, который развивается из традиционного школьного образования, но сейчас он становится массовым, поскольку приходится постоянно учиться новому, осваивать знания, которых раньше не имел. Оно играет важную роль в постоянном повышении качества жизни людей, содействуя при этом экономическому и социальному развитию страны.
Эта система была создана начиная со второй половины 20-го века и способствует созданию постоянно обучающегося общества. Она постепенно формирует новую тенденцию, становясь общим для всех стран процессом.
Развитие системы непрерывного образования стало направлением реформы. Многие стран мира и регионы, такие как Япония, Южная Корея, Соединенные Штаты, Европейский Союз и др., приняли законы о непрерывном образовании либо сформулировали другие стратегии и меры для ее осуществления. В этих странах в ней участвуют все уровни общества. Здесь придумано много форм и методов ее реализации, начиная с предоставления возможности обучения на предприятии и кончая самообразованием, включая метод on-line. Некоторые из наиболее динамичных компаний стремятся превратиться в новый тип - обучающуюся организация. Они увеличивают инвестиции в обучение сотрудников новым навыкам и знаниям на рабочем месте. Их цель состоит в том, чтобы предоставить работникам возможность непрерывного обучения внутри компании, способствуя, тем самым, интеграции работы и обучения и соответственно повышению их квалификации.
По данным китайской консалтинговой фирмы iResearch, онлайн-образование в Китае растет двузначными темпами. По ее расчетам, размер рынка составил 251,7 млрд юаней (или $37 млрд) по итогам 2018 года, а к 2022-му может увеличиться вдвое. И это еще без учета сложившейся ситуации, связанной с пандемией и вынужденным переходом многих учебных заведений в онлайн.
После начала реформы и открытости образование в Китае добилось значительного прогресса: цель «в основном искоренить неграмотность среди молодежи и среднего возраста» была достигнута. Была создана и развита сеть профессиональной подготовки взрослых в сельской местности (на уровне округов, поселков и деревень). Обучение на рабочем месте и непрерывное образование стали распространенной практикой, что потребовало постепенного перехода к стандартизации и институционализации. Высшее и среднее образование взрослых подготовило для страны большое количество специалистов. Формы обучения взрослых разнообразны: дистанционное обучение, экзамены для самообучения, их сопровождение выдачей соответствующих сертификатов - быстро развиваются. Они играет активную роль в повышении качества работников и содействии экономическому и социальному развитию. Однако в развитии образования взрослых появилось много проблем и трудностей, таких как несовершенное управление обучением, низкое качество преподавания, несостоятельная система оценивания, которые серьезно влияют на развитие образования взрослых.
Объектами исследования являются развитие системы непрерывного образования взрослых в Китае, а также государственный надзор за процессом.
Предметом исследования является анализ конкретных форм институционализации и современных проблем китайской системы образования взрослых.
Целью данной работы является комплексный анализ системы непрерывного образования в Китае и его современных проблем.
Согласно цели, были сформулированы следующие задачи:
1. Описать теоретические основы роли образования в целом и непрерывного образования, в частности, как факторов социального развития общества.
2. Выявить и описать китайские концепции обоснования роли образования, включая непрерывное.
3. Проанализировать процесс институционализации образования взрослых в Китае
4. Оценить китайскую системы государственного регулирования образования, выявив ее этапы, основные документы и органы надзора.
5. Собрать информацию о реальном включении китайского населения в систему непрерывного обучения, актуализировав внимание не ее роли в их жизни (по материалам анкетного опроса).
6. Проанализировать текущие проблемы в системе образования взрослых Китая (по материалам анкетного опроса).
Теоретико-методологическими предпосылками работы стал анализ зарубежной и китайской литературы по теме, в ходе которого были выявлены и описаны труды классических западных(Parl Lengrand、R.H. David、E. Telby、Кропли, А.Дж.、Кучера М., Филд С.)и отечественных авторов (Cai Xiumei, Cai Peicun, Gao Zhimin, Ji Jun, He Qingrong, Liu Nan).
В ходе написания работы использовались следующие общенаучные методы (систематизация, классификация, обобщение, анализ), а также социологический- анкетирование .
Материалы исследования представляют собой информацию, собранную с помощью анкет и обобщения теоретической литературы по непрерывному обучению и образованию взрослых.
В работе использовались следующие термины:
Life-longLearnng (LLL) или обучение на протяжении всей жизни-это "непрерывное, добровольное и самомотивированное" стремление к знаниям по личным или профессиональным причинам. Таким образом, она способствует не только социальной интеграции, активной гражданской позиции и личностному развитию, но и самоокупаемости при формировании социального и профессионального капитала личности.
Система непрерывного образования взрослых – это совокупность форм и организаций, обеспечивающих возможности получения образование на протяжении всей жизни взрослого человека. Она создает условия для самообразования и всестороннего личностного развития через совокупность преемственных, согласованных и разнообразных образовательных программ разных ступеней и уровней, гарантирующих гражданам реализацию права на образование и представляющих возможность получать общеобразовательную и профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.
Дополнительное образование - это вид образования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании; услуга, предоставляемая государственными и муниципальными организациями дополнительного образования, а также организациями, получившими лицензию на право ведения образовательной деятельности по дополнительному образованию детей и взрослых.
Дистанционное обучение — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность
On-line обучение - это получение знаний и навыков при помощи компьютера или другого гаджета, подключенного к интернету.
Меморандум Европейского Союза различает непрерывное образование (life long learning) как формальное, неформальное (nonformal education) и информальное (informal education). Если формальное образование касается учебных заведений (школ, университетов, институтов), неформальное -это организованная образовательная деятельность, дополняющая формальное образование, а информальное - это своего рода спонтанное образование, при котором проявляется индивидуальная образовательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер, оно реализуется за счет собственной активности, общения, чтения, посещения учреждений культуры, библиотек, путешествий, средств массовой информации и т.д., когда взрослый человек «превращает образовательные потенциалы общества в действенные факторы своего развития».
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из70 книг, В работе содержится 25 таблиц. Приложение содержит программу анкетирования и таблицу полученных результатов. Общий объем работы составляет 95 страниц.
Эта система была создана начиная со второй половины 20-го века и способствует созданию постоянно обучающегося общества. Она постепенно формирует новую тенденцию, становясь общим для всех стран процессом.
Развитие системы непрерывного образования стало направлением реформы. Многие стран мира и регионы, такие как Япония, Южная Корея, Соединенные Штаты, Европейский Союз и др., приняли законы о непрерывном образовании либо сформулировали другие стратегии и меры для ее осуществления. В этих странах в ней участвуют все уровни общества. Здесь придумано много форм и методов ее реализации, начиная с предоставления возможности обучения на предприятии и кончая самообразованием, включая метод on-line. Некоторые из наиболее динамичных компаний стремятся превратиться в новый тип - обучающуюся организация. Они увеличивают инвестиции в обучение сотрудников новым навыкам и знаниям на рабочем месте. Их цель состоит в том, чтобы предоставить работникам возможность непрерывного обучения внутри компании, способствуя, тем самым, интеграции работы и обучения и соответственно повышению их квалификации.
По данным китайской консалтинговой фирмы iResearch, онлайн-образование в Китае растет двузначными темпами. По ее расчетам, размер рынка составил 251,7 млрд юаней (или $37 млрд) по итогам 2018 года, а к 2022-му может увеличиться вдвое. И это еще без учета сложившейся ситуации, связанной с пандемией и вынужденным переходом многих учебных заведений в онлайн.
После начала реформы и открытости образование в Китае добилось значительного прогресса: цель «в основном искоренить неграмотность среди молодежи и среднего возраста» была достигнута. Была создана и развита сеть профессиональной подготовки взрослых в сельской местности (на уровне округов, поселков и деревень). Обучение на рабочем месте и непрерывное образование стали распространенной практикой, что потребовало постепенного перехода к стандартизации и институционализации. Высшее и среднее образование взрослых подготовило для страны большое количество специалистов. Формы обучения взрослых разнообразны: дистанционное обучение, экзамены для самообучения, их сопровождение выдачей соответствующих сертификатов - быстро развиваются. Они играет активную роль в повышении качества работников и содействии экономическому и социальному развитию. Однако в развитии образования взрослых появилось много проблем и трудностей, таких как несовершенное управление обучением, низкое качество преподавания, несостоятельная система оценивания, которые серьезно влияют на развитие образования взрослых.
Объектами исследования являются развитие системы непрерывного образования взрослых в Китае, а также государственный надзор за процессом.
Предметом исследования является анализ конкретных форм институционализации и современных проблем китайской системы образования взрослых.
Целью данной работы является комплексный анализ системы непрерывного образования в Китае и его современных проблем.
Согласно цели, были сформулированы следующие задачи:
1. Описать теоретические основы роли образования в целом и непрерывного образования, в частности, как факторов социального развития общества.
2. Выявить и описать китайские концепции обоснования роли образования, включая непрерывное.
3. Проанализировать процесс институционализации образования взрослых в Китае
4. Оценить китайскую системы государственного регулирования образования, выявив ее этапы, основные документы и органы надзора.
5. Собрать информацию о реальном включении китайского населения в систему непрерывного обучения, актуализировав внимание не ее роли в их жизни (по материалам анкетного опроса).
6. Проанализировать текущие проблемы в системе образования взрослых Китая (по материалам анкетного опроса).
Теоретико-методологическими предпосылками работы стал анализ зарубежной и китайской литературы по теме, в ходе которого были выявлены и описаны труды классических западных(Parl Lengrand、R.H. David、E. Telby、Кропли, А.Дж.、Кучера М., Филд С.)и отечественных авторов (Cai Xiumei, Cai Peicun, Gao Zhimin, Ji Jun, He Qingrong, Liu Nan).
В ходе написания работы использовались следующие общенаучные методы (систематизация, классификация, обобщение, анализ), а также социологический- анкетирование .
Материалы исследования представляют собой информацию, собранную с помощью анкет и обобщения теоретической литературы по непрерывному обучению и образованию взрослых.
В работе использовались следующие термины:
Life-longLearnng (LLL) или обучение на протяжении всей жизни-это "непрерывное, добровольное и самомотивированное" стремление к знаниям по личным или профессиональным причинам. Таким образом, она способствует не только социальной интеграции, активной гражданской позиции и личностному развитию, но и самоокупаемости при формировании социального и профессионального капитала личности.
Система непрерывного образования взрослых – это совокупность форм и организаций, обеспечивающих возможности получения образование на протяжении всей жизни взрослого человека. Она создает условия для самообразования и всестороннего личностного развития через совокупность преемственных, согласованных и разнообразных образовательных программ разных ступеней и уровней, гарантирующих гражданам реализацию права на образование и представляющих возможность получать общеобразовательную и профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.
Дополнительное образование - это вид образования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании; услуга, предоставляемая государственными и муниципальными организациями дополнительного образования, а также организациями, получившими лицензию на право ведения образовательной деятельности по дополнительному образованию детей и взрослых.
Дистанционное обучение — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность
On-line обучение - это получение знаний и навыков при помощи компьютера или другого гаджета, подключенного к интернету.
Меморандум Европейского Союза различает непрерывное образование (life long learning) как формальное, неформальное (nonformal education) и информальное (informal education). Если формальное образование касается учебных заведений (школ, университетов, институтов), неформальное -это организованная образовательная деятельность, дополняющая формальное образование, а информальное - это своего рода спонтанное образование, при котором проявляется индивидуальная образовательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер, оно реализуется за счет собственной активности, общения, чтения, посещения учреждений культуры, библиотек, путешествий, средств массовой информации и т.д., когда взрослый человек «превращает образовательные потенциалы общества в действенные факторы своего развития».
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из70 книг, В работе содержится 25 таблиц. Приложение содержит программу анкетирования и таблицу полученных результатов. Общий объем работы составляет 95 страниц.
В первой части диссертации описываются теоретико-методологические основы институционализации образования взрослых. Оно включает определение и характеристики обучения на протяжении всей жизни, а также влияет на качество жизни людей. Непрерывное обучение может позволяет преодолевать трудности в работе и решать новые проблемы на рабочем месте; оно может удовлетворить наши потребности в выживании и развитии; оно может предоставить нам больше возможностей для развития и лучше осознать нашу собственную ценность; оно может постоянно обогащать нашу духовную жизнь. В отчете Шестнадцатого Всекитайского собрания народных представителей подчеркивалась «необходимость формировать обучающееся общество, в котором все люди учатся и учатся на всю жизнь, что способствует всестороннему развитию людей».
В этой главе сравнивались история и суть понимания непрерывного образования на «западе» и в Китае. Так, если в зарубежных странах его становление датируется 60- ыми годами, то в Китае оно начало формироваться гораздо позднее. Хотя теория «внедрения образования на протяжении всей жизни» признается большинством стран, китайское население в большинстве своем не готово к нему материально и морально: люди устают на работе и не осознают новых возможностей.
Вторая часть диссертации описывает процесс институционализации образования взрослых в Китае, государственный надзор и базовый режим обучения. Нами выявлено и описано три периода его формирования. Период с 1949 по 1966 год был началом и становлением системы. С 1966 по 1976 год обучение взрослых было затруднено в обычном режиме из-за воздействия десятилетней гражданской войны и "культурной революции". С 1978 года Китай вступил в новый период модернизации и стал быстро восстанавливаться и бурно развиваться. К 1987 году китайское правительство официально подтвердило, что «образование взрослых является важной частью индустрии образования Китая» и «необходимым условием современного социально-экономического развития и научно-технического прогресса». В «Плане реформы и развития образования в Китае», обнародованном в 1993 году, четко сказано: «Образование взрослых - это новый тип системы образования, который развивается от традиционного школьного образования к образованию на протяжении всей жизни. Оно играет важную роль в постоянном повышении качества жизни всей страны и содействует экономическому и социальному развитию".
Закон Китайской Народной Республики «Об образовании", принятый в 1995 году, гласит, что в стране действует система образования для взрослых. В начале XXI века образование взрослых в Китае будет сосредоточено на обучении без отрыва от производства, непрерывном образовании и образовании на уровне местных сообществ. Благодаря созданию современной системы корпоративного образования и on-line обучению в нем будут приняты гибкие и разнообразные формы передачи знаний и навыков.
Третья часть диссертации собирает информацию о системе образования взрослых в Китае и текущих проблемах с помощью анкетных опросов. После анализа и обобщения результатов анкетирования были сформулированы некоторые выводы. Наше исследование показало, что треть респондентов не желает включиться в непрерывное образование, прежде всего, из-за того, что не видит в этом смысла. Большинство выпускников колледжей после окончания учебы испытывают огромные трудности в поиске работы, а их оплата в первые годы работы далека от ожидаемой. Это приводит к ситуации при которой специальности, изучаемые многими студентами, не связаны с выбранной ими работой. Их знания остаются невостребованными, а потенциал - нереализованным, поэтому они с легкостью меняют место работы.
Повышение академического уровня за счет образования взрослых (непрерывное образование) стало важным средством помощи людям в поиске работы. но в то же время существующая система образования взрослых в Китае имеет различные проблемы, включая организацию надзора, аттестацию учреждений и другие.
В этой главе сравнивались история и суть понимания непрерывного образования на «западе» и в Китае. Так, если в зарубежных странах его становление датируется 60- ыми годами, то в Китае оно начало формироваться гораздо позднее. Хотя теория «внедрения образования на протяжении всей жизни» признается большинством стран, китайское население в большинстве своем не готово к нему материально и морально: люди устают на работе и не осознают новых возможностей.
Вторая часть диссертации описывает процесс институционализации образования взрослых в Китае, государственный надзор и базовый режим обучения. Нами выявлено и описано три периода его формирования. Период с 1949 по 1966 год был началом и становлением системы. С 1966 по 1976 год обучение взрослых было затруднено в обычном режиме из-за воздействия десятилетней гражданской войны и "культурной революции". С 1978 года Китай вступил в новый период модернизации и стал быстро восстанавливаться и бурно развиваться. К 1987 году китайское правительство официально подтвердило, что «образование взрослых является важной частью индустрии образования Китая» и «необходимым условием современного социально-экономического развития и научно-технического прогресса». В «Плане реформы и развития образования в Китае», обнародованном в 1993 году, четко сказано: «Образование взрослых - это новый тип системы образования, который развивается от традиционного школьного образования к образованию на протяжении всей жизни. Оно играет важную роль в постоянном повышении качества жизни всей страны и содействует экономическому и социальному развитию".
Закон Китайской Народной Республики «Об образовании", принятый в 1995 году, гласит, что в стране действует система образования для взрослых. В начале XXI века образование взрослых в Китае будет сосредоточено на обучении без отрыва от производства, непрерывном образовании и образовании на уровне местных сообществ. Благодаря созданию современной системы корпоративного образования и on-line обучению в нем будут приняты гибкие и разнообразные формы передачи знаний и навыков.
Третья часть диссертации собирает информацию о системе образования взрослых в Китае и текущих проблемах с помощью анкетных опросов. После анализа и обобщения результатов анкетирования были сформулированы некоторые выводы. Наше исследование показало, что треть респондентов не желает включиться в непрерывное образование, прежде всего, из-за того, что не видит в этом смысла. Большинство выпускников колледжей после окончания учебы испытывают огромные трудности в поиске работы, а их оплата в первые годы работы далека от ожидаемой. Это приводит к ситуации при которой специальности, изучаемые многими студентами, не связаны с выбранной ими работой. Их знания остаются невостребованными, а потенциал - нереализованным, поэтому они с легкостью меняют место работы.
Повышение академического уровня за счет образования взрослых (непрерывное образование) стало важным средством помощи людям в поиске работы. но в то же время существующая система образования взрослых в Китае имеет различные проблемы, включая организацию надзора, аттестацию учреждений и другие.



