ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы понимания роли и форм непрерывного образования
1.1.Система непрерывного образования в мире: сходство и различие в подходах и практиках реализации
1.2.Теоретическийанализ образования взрослых в китайской литературе
ГЛАВА 2. Институционализация образования взрослых в Китае
2.1.Институционализация образования взрослых в КНР: этапы становления
2.2.Непрерывное образование как базовая модель организации образование взрослых в КНР
ГЛАВА 3.Описание системы и выявление проблем непрерывного образования в китае (по материалам прикладного исследования)
3.1.Отношение населения Китая к системе непрерывного образования для взрослых (по материалам анкетирования)
3.2.Проблемы формирования системы непрерывного образования, выявленные на основании проведенного анкетирования
Заключение
Список литературы
Приложения
Приложение 1. Программа социологического исследования
Приложение 2 Бланк анкеты (на русском и китайском языках)
Приложение 3. Таблицы полученных результатов
Актуальность темы исследования. В настоящее время различные области общественной жизни претерпевают глубокие изменения. Область образования также сталкивается с новыми изменениями и проблемами. Непрерывное обучение и образование становятся процессами, которые имеют место на протяжении всей жизни человека, а образование взрослых - это один из способов его реализации. Образование взрослых, как постоянный и необходимый вид деятельности - это новый тип образования, который развивается из традиционного школьного образования, но сейчас он становится массовым, поскольку приходится постоянно учиться новому, осваивать знания, которых раньше не имел. Оно играет важную роль в постоянном повышении качества жизни людей, содействуя при этом экономическому и социальному развитию страны.
Эта система была создана начиная со второй половины 20-го века и способствует созданию постоянно обучающегося общества. Она постепенно формирует новую тенденцию, становясь общим для всех стран процессом.
Развитие системы непрерывного образования стало направлением реформы. Многие стран мира и регионы, такие как Япония, Южная Корея, Соединенные Штаты, Европейский Союз и др., приняли законы о непрерывном образовании либо сформулировали другие стратегии и меры для ее осуществления. В этих странах в ней участвуют все уровни общества. Здесь придумано много форм и методов ее реализации, начиная с предоставления возможности обучения на предприятии и кончая самообразованием, включая метод on-line. Некоторые из наиболее динамичных компаний стремятся превратиться в новый тип - обучающуюся организация. Они увеличивают инвестиции в обучение сотрудников новым навыкам и знаниям на рабочем месте. Их цель состоит в том, чтобы предоставить работникам возможность непрерывного обучения внутри компании, способствуя, тем самым, интеграции работы и обучения и соответственно повышению их квалификации.
По данным китайской консалтинговой фирмы iResearch, онлайн-образование в Китае растет двузначными темпами. По ее расчетам, размер рынка составил 251,7 млрд юаней (или $37 млрд) по итогам 2018 года, а к 2022-му может увеличиться вдвое. И это еще без учета сложившейся ситуации, связанной с пандемией и вынужденным переходом многих учебных заведений в онлайн.
После начала реформы и открытости образование в Китае добилось значительного прогресса: цель «в основном искоренить неграмотность среди молодежи и среднего возраста» была достигнута. Была создана и развита сеть профессиональной подготовки взрослых в сельской местности (на уровне округов, поселков и деревень). Обучение на рабочем месте и непрерывное образование стали распространенной практикой, что потребовало постепенного перехода к стандартизации и институционализации. Высшее и среднее образование взрослых подготовило для страны большое количество специалистов. Формы обучения взрослых разнообразны: дистанционное обучение, экзамены для самообучения, их сопровождение выдачей соответствующих сертификатов - быстро развиваются. Они играет активную роль в повышении качества работников и содействии экономическому и социальному развитию. Однако в развитии образования взрослых появилось много проблем и трудностей, таких как несовершенное управление обучением, низкое качество преподавания, несостоятельная система оценивания, которые серьезно влияют на развитие образования взрослых.
Объектами исследования являются развитие системы непрерывного образования взрослых в Китае, а также государственный надзор за процессом.
Предметом исследования является анализ конкретных форм институционализации и современных проблем китайской системы образования взрослых.
Целью данной работы является комплексный анализ системы непрерывного образования в Китае и его современных проблем.
Согласно цели, были сформулированы следующие задачи:
1. Описать теоретические основы роли образования в целом и непрерывного образования, в частности, как факторов социального развития общества.
2. Выявить и описать китайские концепции обоснования роли образования, включая непрерывное.
3. Проанализировать процесс институционализации образования взрослых в Китае
4. Оценить китайскую системы государственного регулирования образования, выявив ее этапы, основные документы и органы надзора.
5. Собрать информацию о реальном включении китайского населения в систему непрерывного обучения, актуализировав внимание не ее роли в их жизни (по материалам анкетного опроса).
6. Проанализировать текущие проблемы в системе образования взрослых Китая (по материалам анкетного опроса).
Теоретико-методологическими предпосылками работы стал анализ зарубежной и китайской литературы по теме, в ходе которого были выявлены и описаны труды классических западных(Parl Lengrand、R.H. David、E. Telby、Кропли, А.Дж.、Кучера М., Филд С.)и отечественных авторов (Cai Xiumei, Cai Peicun, Gao Zhimin, Ji Jun, He Qingrong, Liu Nan).
В ходе написания работы использовались следующие общенаучные методы (систематизация, классификация, обобщение, анализ), а также социологический- анкетирование .
Материалы исследования представляют собой информацию, собранную с помощью анкет и обобщения теоретической литературы по непрерывному обучению и образованию взрослых.
В работе использовались следующие термины:
Life-longLearnng (LLL) или обучение на протяжении всей жизни-это "непрерывное, добровольное и самомотивированное" стремление к знаниям по личным или профессиональным причинам. Таким образом, она способствует не только социальной интеграции, активной гражданской позиции и личностному развитию, но и самоокупаемости при формировании социального и профессионального капитала личности.
Система непрерывного образования взрослых – это совокупность форм и организаций, обеспечивающих возможности получения образование на протяжении всей жизни взрослого человека. Она создает условия для самообразования и всестороннего личностного развития через совокупность преемственных, согласованных и разнообразных образовательных программ разных ступеней и уровней, гарантирующих гражданам реализацию права на образование и представляющих возможность получать общеобразовательную и профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.
Дополнительное образование - это вид образования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании; услуга, предоставляемая государственными и муниципальными организациями дополнительного образования, а также организациями, получившими лицензию на право ведения образовательной деятельности по дополнительному образованию детей и взрослых.
Дистанционное обучение — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность
On-line обучение - это получение знаний и навыков при помощи компьютера или другого гаджета, подключенного к интернету.
Меморандум Европейского Союза различает непрерывное образование (life long learning) как формальное, неформальное (nonformal education) и информальное (informal education). Если формальное образование касается учебных заведений (школ, университетов, институтов), неформальное -это организованная образовательная деятельность, дополняющая формальное образование, а информальное - это своего рода спонтанное образование, при котором проявляется индивидуальная образовательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер, оно реализуется за счет собственной активности, общения, чтения, посещения учреждений культуры, библиотек, путешествий, средств массовой информации и т.д., когда взрослый человек «превращает образовательные потенциалы общества в действенные факторы своего развития».
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из70 книг, В работе содержится 25 таблиц. Приложение содержит программу анкетирования и таблицу полученных результатов. Общий объем работы составляет 95 страниц.
В первой части диссертации описываются теоретико-методологические основы институционализации образования взрослых. Оно включает определение и характеристики обучения на протяжении всей жизни, а также влияет на качество жизни людей. Непрерывное обучение может позволяет преодолевать трудности в работе и решать новые проблемы на рабочем месте; оно может удовлетворить наши потребности в выживании и развитии; оно может предоставить нам больше возможностей для развития и лучше осознать нашу собственную ценность; оно может постоянно обогащать нашу духовную жизнь. В отчете Шестнадцатого Всекитайского собрания народных представителей подчеркивалась «необходимость формировать обучающееся общество, в котором все люди учатся и учатся на всю жизнь, что способствует всестороннему развитию людей».
В этой главе сравнивались история и суть понимания непрерывного образования на «западе» и в Китае. Так, если в зарубежных странах его становление датируется 60- ыми годами, то в Китае оно начало формироваться гораздо позднее. Хотя теория «внедрения образования на протяжении всей жизни» признается большинством стран, китайское население в большинстве своем не готово к нему материально и морально: люди устают на работе и не осознают новых возможностей.
Вторая часть диссертации описывает процесс институционализации образования взрослых в Китае, государственный надзор и базовый режим обучения. Нами выявлено и описано три периода его формирования. Период с 1949 по 1966 год был началом и становлением системы. С 1966 по 1976 год обучение взрослых было затруднено в обычном режиме из-за воздействия десятилетней гражданской войны и "культурной революции". С 1978 года Китай вступил в новый период модернизации и стал быстро восстанавливаться и бурно развиваться. К 1987 году китайское правительство официально подтвердило, что «образование взрослых является важной частью индустрии образования Китая» и «необходимым условием современного социально-экономического развития и научно-технического прогресса». В «Плане реформы и развития образования в Китае», обнародованном в 1993 году, четко сказано: «Образование взрослых - это новый тип системы образования, который развивается от традиционного школьного образования к образованию на протяжении всей жизни. Оно играет важную роль в постоянном повышении качества жизни всей страны и содействует экономическому и социальному развитию".
Закон Китайской Народной Республики «Об образовании", принятый в 1995 году, гласит, что в стране действует система образования для взрослых. В начале XXI века образование взрослых в Китае будет сосредоточено на обучении без отрыва от производства, непрерывном образовании и образовании на уровне местных сообществ. Благодаря созданию современной системы корпоративного образования и on-line обучению в нем будут приняты гибкие и разнообразные формы передачи знаний и навыков.
Третья часть диссертации собирает информацию о системе образования взрослых в Китае и текущих проблемах с помощью анкетных опросов. После анализа и обобщения результатов анкетирования были сформулированы некоторые выводы. Наше исследование показало, что треть респондентов не желает включиться в непрерывное образование, прежде всего, из-за того, что не видит в этом смысла. Большинство выпускников колледжей после окончания учебы испытывают огромные трудности в поиске работы, а их оплата в первые годы работы далека от ожидаемой. Это приводит к ситуации при которой специальности, изучаемые многими студентами, не связаны с выбранной ими работой. Их знания остаются невостребованными, а потенциал - нереализованным, поэтому они с легкостью меняют место работы.
Повышение академического уровня за счет образования взрослых (непрерывное образование) стало важным средством помощи людям в поиске работы. но в то же время существующая система образования взрослых в Китае имеет различные проблемы, включая организацию надзора, аттестацию учреждений и другие.
1. Cropley,A.J。(1980)。 建立终身教育体系:一些实际考虑。 汉堡:联合国教科文组织教育学院。
Кропли, А.Дж. (1980). Создание системы непрерывного образования: некоторые практические соображения. Гамбург: Институт образования ЮНЕСКО.
2. Kuczera M和Field S.(2010年)。 学习工作。 经合组织对职业教育和培训的评论。 中国的选择。 巴黎:经合组织。 晋升。 新加坡:新加坡国立大学。
Кучера М., Филд С. (2010). Учись и работай. Комментарии ОЭСР по профессиональному образованию и обучению. Выбор Китая. Париж: ОЭСР. Продвижение. Сингапур: Национальный университет Сингапура.
3. UNESCO-IBE(2011)。 世界教育数据:中华人民共和国。 第七版。 2010/11。 日内瓦:UNESCO-IBE。
МБП ЮНЕСКО (2011 г.). Мировые данные по образованию: Китайская Народная Республика. Издание седьмое. 2010/11. Женева: ЮНЕСКО-МБП.
4.Stephen Roche. Learning for life, for work, and for its own sake: the value (and values) of lifelong learning. Springer Netherlands. 2017-09-14. ISSN 0020-8566.
5. A. J. Cropley. Foundations of Lifelong Education // Unesco Institute for Education. – 1976.
6. Paul Lengrand. Areas of Learning Basic to Lifelong Education // UNESCO Institute for Education —1986.
7. Paul Lengrand. An Introduction to Lifelong Education // UNESCO Institute for Education —1975.
Литература на китайском языке:
1. 蔡培村(1998)。终生学习与教师生涯发展。台湾教育,565,14-26。
ЦайПейцунь (1998 год). Непрерывное обучение и развитие карьеры учителя. Тайваньское образование, 565, 14-26.
2.蔡秀美(1996)。终生学习社会的成长与规划。载于中华民国成人教育学会主编,终生学习与教育改革。台北:师大书苑。Цай Сюмэй (1996). Непрерывное обучение социальному росту и планированию. Опубликовано в главном редакторе Общества образования взрослых Китайской Республики, «Непрерывное обучение и реформа образования». Тайбэй: Книжный сад Национального Тайваньского педагогического университета.
3.陈科君.高校成人教育管理存在的问题与对策研究[J].科教导刊,2011.12.
Чэнь Кэцзюнь. Исследование проблем и контрмер управления образованием взрослых в колледжах и университетах »J. Science Education Journal, 2011.12.
4. 陈丽.远程教育中教学媒体的交互性研究. 《 CNKI 》 , 2004。
Чен Ли. Исследование взаимодействия обучающих средств массовой информации в дистанционном образовании. «ЦНКИ», 2004.
5. 陈乃林(1998)。终生学习论析。成人教育双月刊,41,36-41。
Чен Наилин (1998). Анализ непрерывного обучения. Обучение взрослых раз в два месяца, 41, 36-41.
6. 成人教育制度化建设探讨// [电子资源]。网址: http://www.doc88.com/p-8406972469833.html.
Дискуссия об институционализации образования взрослых // [Электронные ресурсы]. Сайт: http://www.doc88.com/p-8406972469833.html.
7. 呈一. 《中国成人教育》杂志办刊工作座谈会纪要北京(2010年6月4日)[J]. 中国成人教育, 2010(13):5-5.
Chengyi. Протокол симпозиума по ведению журнала "China Adult Education", Пекин (4 июня 2010 г.) [J.]. China Adult Education, 2010 (13): 5-5.
8. 丁新. 中国远程教育发展的十大趋势. 《 中国远程教育 》 , 2003
Дин Синь. Десять тенденций развития дистанционного образования в Китае. «Дистанционное образование в Китае», 2003 г.
9. 丁兴富.《远程教育学》. 《 VIP 》 , 2003
Дин Синфу. «Дистанционное обучение». 《VIP》, 2003 г.
10. 高志敏。关于成人教育科学的认识论问题(续)[J]. 成人教育,2001(6)
Гао Чжиминь. По эпистемологическим вопросам науки об образовании взрослых (продолжение) [J]. Образование для взрослых, 2001 г. (6)
11. 高志敏,纪军。对话:理论与实践——成人教育研究中理论与实践关系的探讨 [J]. 中国成人教育,2003(3)
Гао Чжиминь, Цзи Цзюнь. Диалог: теория и практика: обсуждение взаимосвязи между теорией и практикой в исследованиях в области образования взрослых [J]. China Adult Education, 2003 (3)
12. 高志敏,纪军。 在“成人”和“教育”之间——成人教育学科发展的回顾与展望 [J]. 教育研究,2005(2)
Гао Чжиминь, Цзи Цзюнь. Между «взрослыми» и «образованием» —— Обзор и перспективы развития дисциплины образования взрослых [J]. Исследования в области образования, 2005 г. (2)
13. 高志敏。反思的觉醒,前瞻的选择——论成人教育研究的纲领与行动 [J]. 河北师范大学学报(教育科学版),2005(3)
Гао Чжиминь. Пробуждение размышлений, выбор дальновидных —— О программе и действиях исследований в области образования взрослых [Дж.]. Журнал Педагогического университета Хэбэя (издание «Образовательная наука»), 2005 г. (3)
14. 高志敏。成人教育研究的反思与前瞻 [J]. 教育研究,2006(9)
Гао Чжиминь. Отражение и перспективы исследований в области образования взрослых [J]. Education Research, 2006 (9)
15. 高志敏. 关于终身教育、终身学习与学习化社会理念的思考. 《 VIP 》 , 2003
Гао Чжиминь Размышляя о концепции непрерывного образования, непрерывного обучения и обучающегося общества. 《VIP》, 2003 г.
16. 顾明远. 形成全民学习、终身学习的学习型社会. 《 CNKI 》 , 2003
Гу Минъюань. Сформируйте обучающееся общество, в котором все люди учатся и учатся на протяжении всей жизни. 《CNKI》, 2003 г.
17. 顾小清,查冲平,李舒愫等.微型移动学习资源的分类研究:终身学习的实用角度. 《 CNKI 》 , 2009
Гу Сяоцин, Ча Чунпин, Ли Шусюань и др. Исследование классификации микромобильных обучающих ресурсов: практическая перспектива обучения на протяжении всей жизни. «ЦНКИ», 2009 г.
18. 郝克明. 经济全球化与中国终身学习体系的构建. 《 CNKI 》 , 2003
Хао Кеминг Экономическая глобализация и построение системы непрерывного обучения в Китае. 《CNKI》, 2003 г.
19. 何红玲等,我国成人教育研究的回顾与反思[J],陕西师范大学继续教育学报,2002(4)16-19。
Хэ Хунлин и др., Обзор и отражение исследований в области образования взрослых в моей стране [J], Журнал непрерывного образования Педагогического университета Шэньси, 2002 (4) 16-19.
20. 何青蓉(1996)。终生学习与个人发展。载于中华民国成人教育学会主编:终生学习与教育改革。台北:师大书苑。
Хэ Цинжун (1996). Непрерывное обучение и личностное развитие. В главном редакторе Общества образования взрослых Китайской Республики: обучение на протяжении всей жизни и образовательная реформа. Тайбэй: Книжный сад Национального Тайваньского педагогического университета.
21. 胡梦鲸(1997)。终生教育典范的发展与实践。台北:师大书苑。
Ху Мэнцзин (1997). Разработка и практика модели непрерывного образования. Тайбэй: Книжный сад Национального Тайваньского педагогического университета.
22. 黄富顺(1997)。终生学习理念的意义与发展。成人教育双月刊,35,6-15。
Хуан Фушунь (1997). Значение и развитие концепции непрерывного образования. Обучение взрослых раз в два месяца, 35, 6-15.
23. 黄正明编著.远程教育教程:北京交通大学出版社,2013
Под редакцией Хуан Чжэнмина. Курс дистанционного обучения: Beijing Jiaotong University Press, 2013
24. 记者. 《中国成人教育》理事会第九次会议在济南召开[J]. 中国成人教育, 2012, 000(022):2
Репортер. Девятое заседание Совета «Китайское образование для взрослых» состоялось в Цзинане [Дж.]. Китайское образование для взрослых, 2012 г., 000 (022): 2
25. 蒋正浦,普通高校成人教育发展趋势的探索[J],湖南商学院学报,2004(3),114-116。
Цзян Чжэнпу, Исследование тенденций развития образования взрослых в общеобразовательных колледжах и университетах [J], Журнал Хунаньского университета бизнес-исследований, 2004 г. (3), 114-116.
26. 李岚清 教育经费13亿。 北京:外语教学与研究出版社,2007.612 p。
Ли Ланьцин. Образование для 1,3 миллиарда. Пекин: Издательство преподавания и исследования иностранных языков, 2007. 612 c.
27. 李庆杰,成人教育发展的五大趋势[J],中国成人教育,2004(3)11-12。
Ли Цинцзе, Пять тенденций в развитии образования взрослых [J], China Adult Education, 2004 (3) 11-12.
28. 林翔. 德国职业继续教育发展对我国的启示[J].继续教育研究, 2009(10).
Линь Сян. Просвещение о развитии немецкого профессионального непрерывного образования в моей стране [Дж.]. Исследование непрерывного образования, 2009 г. (10).
29. 林振春(1998)。社区营造的教育策略。台北:师大书苑。
Линь Чжэньчунь (1998). Образовательные стратегии для построения сообщества. Тайбэй: Книжный сад Национального Тайваньского педагогического университета.
30. 刘楠。中国教育学教育体系发展的特点/刘楠//西伯利亚老师。 -2017年。-8月第4(113)号。 -S.99-103。
Лю Наиь. Особенности развития системы педагогического образования в Китае / Лю Нань // Сибирский учитель. - 2017. - №4 (113) август. - С.99-103.
31. 刘楠 继续教育学背景下的教育大学的发展/刘毅。//伊兹韦斯蒂亚•沃罗涅日国立教育大学。 系列:《教学科学》,《人文》。 -2016年-第2号(271)。 -P.7-11。
Лю, Нань. Развитие упиверситетизапии педагогического образования в контексте непрерывного педагогического образования / Лю И. // Известия Воронежского государственного педагогического университета. Серии: «Педагогические науки», «Гуманитарные науки». - 2016. - №2 (271). - С.7-11.
32. 刘楠。 中国继续教育体系的形成与发展 Berezina,刘楠//未来学校。 -2016。 -6月3日。 -S.152-157。
Лю, Наиь. Становление и развитие системы непрерывного образования в Китае / Т.Н. Березина, Лю Нань // Школа будущего. -2016. - №3 (июнь). - С.152-157.
33. 刘楠 。终身教育发展中的问题/刘楠//国际心理与教育科学学院,-2016。-II(21)。 -第15-17页。
Лю, Нань. Тсорстичсскис проблемы по развитию непрерывного образования / Лю Нань // Международная научная школа психологии и педагогики, - 2016. - II (21). - С.15-17.
34. 刘楠 中国终身教育学教育体系形成的特点/刘楠//第九届国际大学青年科学家会议关于教育学,心理学,社会文化人类学领域研究成果的报告汇编/ A.S. 奥布霍夫。 -M。:OODTP“研究者”; 莫斯科国立师范大学,-2014。-S。 149-152。
Лю, Нань. Особенности становления системы непрерывного педагогического образования в Китае / Лю Нань // Сборник докладов IX Межвузовской конференции молодых ученых но результатам исследований в области педагогики, психологии, социокультурной антропологии / Ред.-сост.А.С. Обухов. - М.: ООДТП «Исследователь»; МПГУ, - 2014. -С. 149-152.
35. 刘楠 终身教育理念背景下的汉语教师教育发展/刘楠//教育学:二十一世纪的挑战:第五届全俄科学与实践会议的科学论文集。 /根据一般版。 科学博士周,教授。 N.E. Mazhara。 -斯摩棱斯克:大学,-2014。-T.2。 -S.4〜9。
Лю, Нань. Развитие китайского педагогического образования в контексте концепции непрерывного образования / Лю Нань // Педагогическое образование: вызовы XXI века: сборник научных статей V Всероссийской научно-практической конференции. / Под обш.ред. д-ра нед.наук, проф. Н.Е.Мажара. - Смоленск: Универсум, - 2014. -Т.2. - С. 4~9.
36. 刘楠 俄罗斯和中国终身教育教育发展的主要趋势/刘楠//心理学,教育学,教育:主题研究和重点研究方向:国际科学与实践会议论文集(2017年11月23日,鄂木斯克)。 第2部分,下午2点-乌法:OMEGA SANES,2017年。-第8-16页。
Лю, Нань. Основные тенденции развития непрерывного педагогического образования в России и Китае / Лю Нань //Психология, педагогика, образование: актуальные и приоритетные нанравлсння исследований: сборник статей Международной научно - практической конференции (23 ноября 2017 г, г. Омск). В 2 ч. Ч.2 / - Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2017. - С.8-16.
37. 露丝•黑荷,钱扎。政治制度及其在中国转型中的作用//国际教育。 阿斯塔纳:哈萨克斯坦独立教育质量保证局,2010年。第60号。URL:http://ihe.nkaoko.kz/
Рут Хейхо, Цян Жа. Политические институты и их роль в трансформации Китая // Международное образование. Астана: Независимое казахстанское агентство по обеспечению качества в образовании, 2010. № 60. URL: http://ihe.nkaoko.kz/
38. 邱木仙,新形势下我国继续教育存在的问题与对策[J],成人教育,2006,(1)。
Цю Мусянь, проблемы и меры противодействия непрерывному образованию в нашей стране в новой ситуации [J], Образование для взрослых, 2006 г., (1).
39. 王盛业.终身学习视野下成人教育的角色定位与发展策略研究[J].河北大学成人教育学院学报,2006,(8).
Ван Шэнье. Исследование ролевого позиционирования и стратегии развития образования взрослых с точки зрения обучения на протяжении всей жизни [Ж. Журнал колледжа образования взрослых Университета Хэбэй, 2006 г., (8).
40. 王晓东,建设学习型社会进程中成人高等教育的定位与发展研究[J],河北工业大学成人教育学院学报,2006,(3)。
Ван Сяодун, Исследование позиционирования и развития высшего образования взрослых в процессе построения обучающегося общества [J], Журнал колледжа образования взрослых Технологического университета Хэбэй, 2006 г., (3).
41. 王莹.我国终身教育体系建设研究.硕士论文,燕山大学,2010.6.
Ван Ин. Исследование построения системы непрерывного образования в моей стране. Магистерская работа, Университет Яншань, июнь 2010 г.
42. 吴明烈.成人教育的发展与未来走向―与当代德国成教学者的对话[J].成人教育,2010:39-56.
У Мингли. Развитие и будущие тенденции образования взрослых - диалог с современным немецким образованием взрослых [Дж.. Образование для взрослых, 2010: 39-56.
43. 香港特别行政区政府教育局(2012年)。职业教育。香港:香港政府。网址:http://www.edb.gov.hk/mobile/en/edu-system/other-edu-training/vocational-other-edu-program/vocational.html。
Бюро образования правительства Специального административного района Гонконг (2012 г.). Профессионально-техническое образование. Гонконг: Правительство Гонконга. Веб-сайт: http://www.edb.gov.hk/mobile/en/edu-system/other-edu-training/vocational-other-edu-program/vocational.html.
44. 亚洲开发银行(ADB)。 技术和职业教育培训示范项目。 曼达鲁永:亚行。 网址:http://www.adb.org/projects/45511-001/main
Азиатский банк развития (АБР). Демонстрационные проекты для технического и профессионального образования и обучения. Мандалуйонг: АБР. Сайт: http://www.adb.org/projects/45511-001/main
45. 严继昌. 对积极发展继续教育、完善终身教育体系、建设学习型社会的几点建议[J].当代继续教育, 2013(171).
Ян Цзичан. Предложения по активному развитию непрерывного образования, совершенствованию системы непрерывного образования и построению обучающегося общества [Дж.]. Современное непрерывное образование, 2013 г. (171).
46. 严继昌. 加快发展继续教育的八点建设性意见[J].继续教育, 2012(1).
Ян Цзичан. Восемь конструктивных мнений об ускорении развития непрерывного образования [J]. Непрерывное образование, 2012 г. (1).
47. 杨浩.终身教育思想对我国成人教育的影响.成人教育,2011,(12).
Ян Хао. Влияние мыслей о непрерывном образовании на образование взрослых в моей стране. Образование для взрослых, 2011, (12).
48. 姚媛,韩锡斌,刘英群,程建钢. MOOCs与远程教育运行机制的比较研究. 《 CNKI;WanFang 》 , 2013
Яо Юань, Хань Сибинь, Лю Инцюнь, Чэн Цзянган - Сравнительное исследование МООК и действующего механизма дистанционного образования. 《CNKI; WanFang》, 2013 г.
49. 叶忠海等,成人教育学通论[M],上海:上海科技教育出版社,1997。
Е Чжунхай и др., Общая теория образования взрослых [M], Шанхай: Shanghai Science and Technology Education Press, 1997.
50. 张宝书. 我国继续教育的发展历程研究[J].继续教育研究, 2007(1).
Чжан Баошу. Исследование процесса развития непрерывного образования в моей стране [J]. Исследование непрерывного образования, 2007 г. (1).
51. 中国成人教育编辑部.中国成人教育[J].中国成人教育,2021,(3):2
Редакционный отдел Китая по образованию взрослых. Китайское образование для взрослых [J]. Китайское образование для взрослых, 2021 г., (3): 2
52. 中国成人教育 .万方数据[引用日期2021-04-10]
Образование взрослых в Китае. Данные Wanfang [дата обращения 2021-04-10]
53. 中国成人教育编辑部.中国成人教育[J].中国成人教育,2021,(1):79
Редакционный отдел Китая по образованию взрослых. Китайское образование для взрослых [J]. Китайское образование для взрослых, 2021 г., (1): 79
54. 钟志贤. 面向终身学习:信息素养的内涵、演进与标准. 《 CNKI 》 , 2013
Чжун Чжисянь Ориентирован на обучение на протяжении всей жизни: значение, эволюция и стандарты информационной грамотности. «ЦНКИ», 2013
55. 朱涛,论我国成人教育及其研究的发展态势[J],成人教育,2007(5),13-15。
Чжу Тао, О тенденции развития образования взрослых и его исследованиях в моей стране [J], Adult Education, 2007 (5), 13-15.
56. 祝智庭,孟琦. 远程教育中的混和学习. 《 CNKI 》 , 2003
Чжу Чжитин, Мэн Ци. Смешанное обучение в дистанционном образовании. 《CNKI》, 2003 г.
57. 佐藤一子,杨碧云译(1997)。社区文化与终生学习。成人教育双月刊,37,45-49。
Сато Казуко, перевод Ян Биюнь (1997). Культура сообщества и обучение на протяжении всей жизни. Обучение взрослых раз в два месяца, 37, 45-49.
Литература на русском языке:
1.Вершловский С. Г. Андрагогика. – СПб.: СПбАППО, 2014. – 148 с.
2. Климов С. М. Неформальное образование: проблемы
экономики и управления. – СПб.: Знание, 1998. – С. 18
3.Марон А. Е. Формирование и актуальные проблемы исследования Института образования взрослых РАО: исторические вехи // Человек и образование. – 2013. – № 3. – С. 11–14.
4. ПодобедВ. И.Образованиевзрослых—инвестицияв
человеческийкапитал//Человекиобразование. – 2008. –№ 1. –С. 3–4.
5. Прикот О. Г. Непрерывное дополнительное профессиональное
образование: новые модели и правовое поле // Человек и образование. – 2012. – № 3. – С. 17–21.
6. Стражев В. В.Как нам обустроить систему образования?//Almamater (Вестник высшей школы). – 1999. – № 2. –С. 12–13.