Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ

Работа №122307

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

экономика

Объем работы66
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
119
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 3
Введение 5
Глава 1. Теоретические аспекты функционирования пенсионной системы России 8
1.1 Понятие, состав и функции пенсионной системы России 8
1.2 Пенсионная система: исторический аспект и международная практика 12
1.3 Нормативно-правовая основа функционирования пенсионной системы России 20
Глава 2. Анализ современной пенсионной системы России 28
2.1 Анализ структуры и динамики средств пенсионной системы РФ на современном этапе 28
2.2 Анализ бюджета Пенсионного Фонда РФ 33
2.3 Анализ реализации пенсионной реформы РФ 38
Глава 3. Проблемы функционирования пенсионной системы России и перспективы ее развития 44
3.1 Проблемы функционирования пенсионной системы РФ 44
3.2 Перспективы совершенствования пенсионной системы РФ 48
Заключение 59
Список использованной литературы 63

Реализация целей социальной политики государства невозможна без социально-экономических институтов, целенаправленно им создаваемых и поддерживаемых.
Актуальность вопросов организации и развития пенсионного обеспечения обусловлена его включенностью в сферу жизненно важных интересов современного общества в качестве одного из институтов социальной защиты, способных обеспечить социальную справедливость, защищенность, высокий уровень и качество жизни населения.
Чрезвычайно важно обсуждать и доносить до массового сознания представления о сущности, способах организации пенсионного обеспечения в социально ориентированной экономике.
Понимание природы социальной рыночной экономики и социально-экономического содержания пенсии позволяет конкретизировать и упорядочить цели, функции, принципы организации пенсионного обеспечения, четко обозначить отношения собственности на пенсионные средства1.
Основным требованием к пенсионному обеспечению в социально ориентированной экономике является реализация соответствующих принципов и способов организации, обеспечивающих его встроенность в общую систему социальной защиты населения, адекватную господствующему общественному укладу. Другими словами, доминирующие в обществе представления о природе пенсии и целях пенсионного обеспечения находят свое воплощение в пенсионных институтах и механизмах, отвечающих принципам социальной защиты населения в социально ориентированной экономике.
Различия пенсионных систем социально ориентированных государств в основном проявляются в соотношениях организационно-правовых форм пенсионного обеспечения и не исключают принципиально важных характеристик, всем системам присущих.
• во-первых, ограничены принципиальные концептуальные подходы: построения пенсионных систем;
• во-вторых, поддерживаются сложившихся в ходе эволюции пенсионных систем базовые принципы и способы их организации;
• в-третьих, истинная природа и источники формирования пенсии находят свое отражение и в концептуальных подходах, и в пенсионных институтах2.
В России представление о настоящей природе пенсии в массовом общественном сознании искажено, чему способствуют современные институты и механизмы социальной защиты населения, а также положение пенсионеров.
Представление о пенсиях как гарантированных государством выплатах из общественных фондов потребления сознательно формировалось и закреплялось в массовом сознании как преимущество системы «бесплатного» социалистического государственного страхования и обеспечения в Советском Союзе: «Пенсионное обеспечение в СССР осуществляется полностью за счет средств государства и колхозов без каких- либо вычетов из доходов трудящихся». Выходящие на пенсию граждане приобретали статус иждивенцев, «учитывая закономерную трансформацию доходов работающих после перехода в социальную группу общественных иждивенцев».
«Социалистическое» понимание пенсии и соответствующую организацию пенсионного обеспечения в социалистическом государстве можно считать взаимообусловленным и естественным, поскольку заработная плата также понималась и определялась, как «гарантированная государством форма личного денежного дохода».
В соответствии с понимаемой природой и декларируемым назначением пенсии надо признать адекватность системы пенсионного обеспечения социалистической модели экономики, что подтверждается также характеристиками состояния пенсионной системы и положения пенсионеров3.
Несостоятельность современных институтов российской пенсионной системы является следствием их неадекватности доминирующим способам социальной защиты населения в социально ориентированной экономике, модель которой создается в Российском государстве.
Объектом данной выпускной квалификационной работы является пенсионная система в РФ.
Предмет - процессы реформирования пенсионной системы в РФ.
Цель выпускной квалификационной работы - исследование состояния пенсионной системы РФ на современном этапе, выявление проблем и определение направлений развития.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Рассмотреть понятие, состав и функции пенсионной системы России;
2. Рассмотреть историю пенсионной системы и международную практику;
3. Рассмотреть нормативно-правовую основу функционирования пенсионной системы России;
4. Проанализировать структуру и динамику средств пенсионной системы РФ на современном этапе;
5. Проанализировать бюджет Пенсионного Фонда РФ;
6. Проанализировать реализацию пенсионной реформы РФ;
7. Выявить проблемы функционирования пенсионной системы РФ;
8. Разработать рекомендации совершенствования пенсионной системы РФ.
Источниками информации при написании выпускной квалификационной работы послужили Федеральные законы, труды отечественных и зарубежных авторов, периодические издания и личные наблюдения автора.
В работе применялись научные методы исследования: монографический, расчетно-конструктивный, абстрактно-логический.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Пенсионная система РФ постоянно совершенствуется вне зависимости от политического строя в стране. Первые сведения о пенсионном обеспечении граждан в России относятся к середине 17 века, когда раненым воинам назначались денежные выплаты лечебного характера.
Пенсионная система Российской Федерации представляет из себя сложную, разветвлённую систему защиты российских граждан в старости. Отдельные разделы этой системы обеспечивают социальную защиту различных групп населения, в том числе государственных служащих, военнослужащих, работников опасных и вредных производств, лиц, проживающих в районах Крайнего Севера, инвалидов, иждивенцев, потерявших кормильца и других.
Органом государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан на пенсионное обеспечение является Пенсионный фонд России (ПФР), отделения которого есть по всей стране. Наряду с ПФР в пенсионную систему входят негосударственные пенсионные фонды (НПФ), являющиеся частными организациями.
Негосударственное пенсионное обеспечение - это добровольная форма пенсионного обеспечения, которая осуществляется на основе пенсионного договора и пенсионных правил фонда.
Правовое регулирование в области страховых пенсий определено статьей 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Источниками финансирования пенсионной системы РФ являются: страховые взносы работодателей (организаций, предприятий); страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью; страховые взносы других категорий работающих граждан РФ; ассигнования из федерального бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим, их семьям и лицам, приравниваемым к ним; средства, возмещаемые Пенсионному фонду РФ Государственным фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным; добровольные взносы юридических и физических лиц; доходы от деятельности фонда.
При формировании бюджета пенсионной системы страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в настоящее время установлены исходя из базового тарифа 22% и тарифа 10% с сумм выплат, превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов.
За время функционирования накопительного компонента количество застрахованных лиц, формирующих свои накопления в НПФ, достигло, по данным ЦБ РФ 28,1 млн. человек. Это составляет порядка 35% от всех застрахованных.
С 2005 до 2015 совокупный объем пенсионных накоплений увеличился в 18 раз, а их доля в структуре ВВП - с 0,85% за 2005 год до 4,2% за 2014 год. При этом объем пенсионных накоплений в отрасли НПФ вырос до 1,7 трлн. рублей.
Наиболее детальное представление о финансовой сути происходящего в сфере пенсионного обеспечения в Российской Федерации может дать анализ ежегодно составляемого бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. К основным характеристикам бюджета относятся общий объем доходов бюджета, общий объем расходов бюджета и дефицит бюджета.
По итогам 2014 года общий объем доходов бюджета Фонда в сумме составил 6 159 млрд. рублей, общий объем расходов бюджета Фонда - 6 190 млрд. рублей. Доходы бюджета ПФР за 2015 год составили 7,13 трлн. рублей, а расходы 7,67 трлн. Рублей. Разница между расходами и доходами бюджета ПФР обусловлена расходами по накопительному компоненту ОПС. Расходы Фонда, связанные с формированием средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, в 2015 году составили 543,6 млрд. рублей, в том числе за счет передачи пенсионных накопления в НПФ - 527 млрд. рублей.
Анализируя перспективы пенсионной системы Российской Федерации невольно обращаемся к опыту стран Европы, тем самым забывая о том, что уровень социального обеспечения в странах ЕС значительно выше, чем в России. Для более полного осмысления дальнейших перспектив развития пенсионной системы следует проследить тенденцию реформирования с 1990 по 2015 гг.
Пенсионная реформа 1990-1994 гг. закрепила равную для пенсионного обеспечения правовую оценку всех видов трудовой деятельности и оплата за нее. Но в начале 1992 года закон был не полностью введен в действие, поэтому многие пенсионеры, несмотря на большой стаж работы и неплохую зарплату получали минимальную пенсию. Также экономические и демографические показатели стали резко ухудшаться, поэтому к середине 90­х годов было решено ещё раз прореформировать пенсионную систему.
Вследствие последовала пенсионная реформа 1995-2001 гг., главной задачей которой стало не допустить обнищания пенсионеров. Это было связано с тем, что покупательная способность пенсий снизилась, а количество поступлений в ПФР стало меньше. Из-за низких поступлений в ПФР образовалась задолженность по выплатам пенсий пенсионерам. Благодаря усилиям правительства задолженность была полностью погашена к июлю 1997 г.
К концу 2001 г. средняя пенсия приблизилась к прожиточному минимуму пенсионера. Но по программе пенсионной реформы 2001 -2002 гг. стало ясно, что пенсионная реформа вновь нуждается в реформировании. На протяжении 2002-2004 гг. главной целью реформы было реальное повышение размера пенсии, но, к сожалению, к концу 2004 г. размер пенсии вырос лишь на 9%. В марте 2005 г. базовая часть пенсии была повышена до 900 рублей. В 2009-2010 гг. проводилось ускоренное повышение размера социальных пенсий. Делая вывод можно сказать о том, что данная пенсионная реформа не оправдала ожиданий, которые были возложены на нее. Это обусловлено тем, что на протяжении всего срока реформы и периодом после нее ПФР не смог сформировать свой бюджет без дефицита. Дефицит бюджета к концу 2013 г. составлял 1 трлн. рублей.
После отказа от пенсионной реформы 2002 -2010 гг. государство вновь поднимает вопрос о реформировании пенсионной системы. Главной задачей данной пенсионной реформы является стимулирование позднего выхода на пенсию, т.к. это способствует тому, что пенсия будет увеличена в зависимости от того, насколько позже установленного срока работник вышел на пенсию. Пенсионная реформа 2010-2013 гг. не привлекла внимания населения. Таким образом, в ходе новой пенсионной реформы правительство решает провести хорошо продуманную информационно-разъяснительную работу с гражданами.
Актуальная в настоящее время проблема повышения пенсионного возраста, действительно в какой-то мере позволить решить проблему дефицита Пенсионного Фонда России. Но на данный момент, в нашей стране подобные меры невозможны по двум причинам: во-первых, они непопулярны среди населения с социально-политической точки зрения, и в случае попытки вывести их из теории в практику они найдут отрицательный отклик у пенсионеров, так же и у тех людей, которых выход на пенсию только ожидает. Во-вторых, в тех странах, где порог пенсионного возраста выше, чем в России, совсем другие стандарты медицинского обслуживания и уровень жизни, в целом, гораздо выше.
В условиях российской экономики реализовать эту меру можно только в совокупности с весьма существенным пакетом экономических, и даже политических реформ.


1. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 N 166-ФЗ (действующая редакция, 2016) // Информационно-правовая система Консультант плюс
2. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 N 173-ФЗ (действующая редакция, 2016) // Информационно-правовая система Консультант плюс
3. Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» от 24.07.2002 N 111-ФЗ (действующая редакция, 2016) // Информационно-правовая система Консультант плюс
4. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 N 167-ФЗ (действующая редакция, 2016) // Информационно-правовая система Консультант плюс
5. Аранжереев М. М. Негосударственные пенсионные фонды в системе пенсионного обеспечения России. - М.: Дождь, 2015. - 178 с.
6. Абхазава И.Г. Финансово-правовое регулирование деятельности пенсионного фонда Российской Федерации. Пути совершенствования. - М.: Новый ключ, 2016.- 206 с.
7. Бабошкин А.В. Обоснование предложений по регулированию пенсионных прав застрахованных лиц и пенсионных обязательств в системе обязательного пенсионного страхования // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2016. -№11. - С. 8-10
8. Бабошкин А.В. Социально-экономические проблемы формирования финансовой системы обязательного пенсионного страхования // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2015. - т.2. - №6. - С. 33-35.
9. Бабошкин А.В. Актуарные методы как инструмент обеспечения финансовой стабильности пенсионной системы // Человек и труд. - 2015. - №7. - С. 27-28.
10. Бойко А.И. Проблемы реформирования системы пенсионного обеспечения в России. Проблемы и перспективы развития экономики России и Санкт-Петербурга в XXI веке. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2014. - 248с.
11. Бойко А.И. Проблемы неблагоприятного отбора и морального риска в системе пенсионного обеспечения. Актуальные проблемы экономической теории.- СПб.: Знание, 2015. -206 с.
12. Бойко А.И. Прогнозирование развития пенсионной системы России. Актуальные проблемы экономической теории.- СПб.:Знание, 2015.- 194с.
13. Борисенко Н.Ю. Проблемы обеспечения финансовой устойчивости пенсионного фонда России. - М.: Финансы и кредит, 2016.- 423 с.
14. Гусева С.М. Обязательное пенсионное страхование /С. М. Гусева, Н. П. Севостьянова. - М.: Журн. «Главбух», 2016.- 111 с.
15. Дегтярев Г. П. Реформирование пенсионной системы России: институциональный анализ. - М.: Наука, 2016. - 215с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ