Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Эмоциональное выгорание сотрудников УФСИН

Работа №122249

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы76
Год сдачи2023
Стоимость2200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
107
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Период изготовления: май 2023 года.
Учебное заведение: неизвестно.
Проведено эмпирического исследования.
База исследования: УФСИН России по Алтайскому краю.
Выборка исследования: 50 сотрудников (32 мужчины и 18 женщин, возраст от 23 до 36 лет).
Есть приложения.

Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования эмоционального выгорания сотрудников УФСИН 8
1.1 Эмоциональное выгорание как психологический феномен в работах отечественных и зарубежных авторов 8
1.2 Психологические особенности профессиональной деятельности сотрудников УФСИН 17
1.3 Современное состояние проблемы эмоционального выгорания сотрудников УФСИН 24
Глава 2. Эмпирическое исследование эмоционального выгорания у сотрудников УФСИН 32
2.1 Программа исследования эмоционального выгорания у сотрудников УФСИН 32
2.2 Описание результатов исследования особенностей эмоционального выгорания сотрудников УФСИН 35
2.3 Практические рекомендации по профилактике и преодолению эмоционального выгорания сотрудников УФСИН 43
Заключение 57
Список используемых источников и литературы 59
Приложения 65

Актуальность исследования. В последние годы наблюдается значительное оживление интереса отечественных психологов к исследованию проблемы «эмоционального выгорания» представителей разных профессий, что соответствует приоритетному направлению современной психологии здоровья и психологической практики. Заимствуются, адаптируются или разрабатываются авторские теоретико-интерпретационные модели, психодиагностические методики, прикладные профилактически-коррекционные программы, в которых используются разнообразные средства психологической работы с людьми, для которых характерен данный синдром. В этом контексте особое значение приобретает изучение проблемы эмоционального выгорания сотрудников правоохранительных органов, том числе и у сотрудников УФСИН. Изнуренный, обессилевший и эмоционально «угасший» сотрудник не способен продуктивно работать, поскольку у него снижается уровень психологической готовности к продуктивной деятельности, личностному и профессиональному самосовершенствованию, ухудшаются отношения с администрацией и коллегами.
Актуальность исследования проблемы эмоционального выгорания у сотрудников УФСИН можно определить:
- недостаточной изученностью феномена эмоционального выгорания и его последствий у пенитенциарных служащих;
- вероятностью возникновения у сотрудников уголовно-исполнительной системы разных форм профессиональной деформации, в том числе эмоционального выгорания и их последствий под влиянием сложных условий профессиональной деятельности;
- применение надежных, апробированных методик по определению и преодолению проблем и последствий эмоционального выгорания у пенитенциарных служащих, а в будущем также актуальна возможность исследования организации и проведения психопрофилактики и психокоррекции эмоционального выгорания сотрудников УФСИН;
- низким уровнем применения психологического материала при приеме кандидатов на службу;
- недостаточной доступностью информации о связи эмоционального выгорания и спецификах работы и т.д.
Степень разработанности проблемы. Проблема эмоционального выгорания представлена в научных трудах зарубежных ученых таких, как Г. Фройденбергер , Г. Маслач и др., в исследованиях отечественных ученых – В.В. Бойко , Н.Е. Водопьяновой , И.В. Малкиной-Пых , В.Е. Орел и др. В.В. Бойко , Л. Чутко и др. определили сущность понятия «эмоционального выгорание», выявили структуры и основные симптомы эмоционального выгорания. О. Н. Доценко , А.Д. Серегина , Д.Г. Трунов и др. изучили эмоциональное выгорание в контексте самоактуализации личности. Психологические особенности профессиональной деятельности сотрудников УФСИН определены Е.А. Тимофеевой , А.В. Чусовитиным и др. Однако, несмотря на большое количество исследований, посвященных эмоциональному выгоранию представителей разных профессиональных сфер, проблема эмоционального выгорания сотрудников УФСИН остается недостаточно изученной. Сказанное обуславливает актуальность темы исследования.
Цель выпускной квалификационной работы: анализ эмоционального выгорания сотрудников УФСИН.
Объект исследования: эмоциональное выгорание как психологический феномен.
Предмет исследования: эмоциональное выгорание сотрудников УФСИН.
Гипотеза исследования содержит следующие допущения:
1) Вероятно, у большей части сотрудников УФСИН фаза «Истощение» сформирована.
2) Вероятно, что у сотрудников УФСИН существует взаимосвязь между фазами эмоционального выгорания и факторами психического выгорания.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические подходы к пониманию эмоционального выгорания как психологического феномена в работах отечественных и зарубежных авторов.
2. Рассмотреть научно-психологические взгляды на проблему структуры эмоционального выгорания.
3. Выявить психологические особенности профессиональной деятельности сотрудников УФСИН.
4. Разработать и апробировать программу исследования эмоционального выгорания сотрудников УФСИН.
5. Проанализировать результаты изучения эмоционального выгорания сотрудников УФСИН.
6. Составить практические рекомендации по результатам исследования эмоционального выгорания сотрудников УФСИН.
Теоретико-методологические основы исследования:
- теоретические представления о влиянии профессионального стресса на эмоциональное состояние личности – Н.Е. Водопьянова, О.Н. Доценко и др.;
- представления об эмоциональном выгорании – В.Е. Орел, Г. Фройденбергера, Л. Чутко и др.;
- представления о стадиальном развитии эмоционального выгорания –В.В. Бойко, Т Б. Кодлубовская и др.;
- представления о психологических особенностях профессиональной деятельности сотрудников УФСИН – Е.Ф. Сердюкова, Е.П. Уляшева и др.
Методы исследования:
1) теоретические: анализ научной литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические: тестирование;
3) Методы обработки данных: автоматический расчет: r-критерий Пирсона.
Достоверность результатов исследования обеспечивалась всесторонним теоретическим анализом, методологической проработанностью проблемы, репрезентативностью выборки, использованием адекватных методов статистического анализа.
Методики исследования.
1. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко.
2. Определение психического выгорания А.А. Рукавишникова.
Выборка исследования: 50 сотрудников УФСИН.
База исследования: УФСИН России по Алтайскому краю.
Научная новизна исследования: в разработке и реализации игрового тренинга по снижению эмоционального выгорания у сотрудников УФСИН. Игровой тренинг содержит практические упражнения по формированию навыков саморегуляции и самоконтроля своего эмоционального состояния.
Практическая значимость: результаты, которые были получены в эмпирическом исследовании, могут быть полезны для администрации, психологов, работающих в УФСИН, так как указывают направления по которому может идти коррекция эмоциональной сферы сотрудников УФСИН. Могут стать базой для разработки и внедрения профилактических программ выгорания у сотрудников УФСИН.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Теоретический обзор и анализ источников позволил раскрыть актуальность проблемы синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности сотрудников УФСИН. В контексте данного исследования эмоциональное выгорание рассматривается как синдром постоянной усталости, эмоционального истощения, который усиливается со временем.
Синдром эмоционального выгорания имеет три основных составляющих: эмоциональное истощение как чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой; постоянное переживание отрицательных эмоций; раздражительность; пониженный эмоциональный тонус; ощущение подавленности; деперсонализацию как циничное отношение к своему труду и его объектам; безразличие к выполнению своих профессиональных обязанностей; избегание общения с коллегами; общая отрицательная установка на жизненные и профессиональные перспективы; редукцию профессиональных достижений как возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха.
Эмоциональное выгорание личности – результат негативного влияния профессиональной деятельности на поведение и мышление, нарушение их психологической структуры, что приводит к сужению круга интересов и потребностей к чисто профессиональным; это доминирование в определенной профессиональной группы личностных качеств и оценки объективной действительности сквозь призму профессиональных интересов.
В ходе проведенного эмпирического исследования по методике В.В. Бойко «Диагностика уровня эмоционального выгорания» более высокие значения были получены по фазе «Истощение» (высокий уровень выраженности у 42%) и «Резистенции» (высокий уровень выраженности у 46%). Статистически незначимые результаты были получены по шкале «Напряжение» (высокий уровень выраженности у 22%).
По методике «Определение психического выгорания» А.А. Рукавишникова, статически значимые результаты в группе сотрудников УФСИН были получены по шкале «Психоэмоциональное истощение» и шкале «Профессиональная мотивация». Статически незначимые результаты были получены по шкале «Личностное отдаление».
Результаты корреляционного анализа показали, что сотрудникам УФСИН со сформированной стадией фазы «Напряжение» характерно психоэмоциональное истощение, со сформированной стадией фазы «Резистенции» – профессиональная мотивация, с несформированной стадией фазы «Резистенции» – профессиональная мотивация, в стадии формирования фазы «Истощения» – профессиональная мотивация, несформированная стадия фазы «Истощения» – личностное отдаление.
На основе результатов эмпирического исследования была разработана тренинговая программа по преодолению эмоционального выгорания. Программа может быть использована и сотрудниками УФСИН в качестве профилактики эмоционального выгорания. Структурно программа представлена 13 занятиями. В занятия включен теоретически и практический материал, позволяющий сотрудникам УФСИН овладеть навыками преодоления эмоционального выгорания.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотезы подтверждены.



1. Башенкова, Л. А. Диагностика синдрома эмоционального выгорания и мероприятия, направленные на его предупреждение / Л. А. Башенкова, Е. В. Кухарская // Среднее профессиональное образование. – 2015. – № 11. – С. 43–48.
2. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении : взгляд на себя и на других / В. В. Бойко. – Москва : Академический проект, 1998. – 469 с. – SBN 5-900855-60-0.
3. Большой психологический словарь онлайн Б. Г. Мещерякова. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://psychological.slovaronline.com/ (Дата обращения: 26.01.2023 г.)
4. Бычкова, О. В. Связь уровня развития эмпатии и риска эмоционального выгорания личности / О. В. Бычкова // В сборнике : Актуальные вопросы психологической практики. Сборник научных статей. – Москва, 2020. – С. 71-79.
5. Ветрова, И. И. Связь совладающего поведения с контролем поведения и психологической защитой в системе саморегуляции / И. И. Ветрова // Совладающее поведение: современное состояние и перспективы: сб. ст. – Москва, 2017. – С. 179–196.
6. Водопьянова, Н. Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях / Н. Е. Водопьянова // Психология здоровья / под ред. Г. С. Никифорова. – Санкт-Петербург : Изд-во СпбГУ, 2015. – С. 548–573.
7. Волкова, В. В. Характеристика профессиональной идентичности сотрудников исправительного учреждения / В. В. Волкова // В сборнике : Молодые исследователи – регионам. материалы Международной научной конференции. – Вологда, 2020. – С. 325-326.
8. Гринберг, Дж. Управление стрессом / Дж.Гринберг. – Санкт-Петербург : Питер, 2002. – 471 с. – ISBN 5-318-00712-0.
9. Гришина, Н. В. Помогающие отношения : профессиональные и экзистенциальные проблемы / Н. В. Гришина // Психологические проблемы самореализации личности / под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылёвой. – Санкт-Петербург , 2015. – С. 44-56.
10. Дороженкин, И. Н. Синдром хронической усталости / И. Н. Дороженкин // Врач. – 2016. – № 4. – С. 19-22.
11. Доценко, О. Н. Эмоциональная направленность как фактор «выгорания» у представителей социономических профессий / О. Н. Доценко // Психологический журнал. – 2016. – Том 29. – №5. – С. 91-100.
12. Зауторова, Э. В. Особенности субъективного благополучия сотрудников пенитенциарной системы / Э. В. Зауторова // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2022. – Т. 27. – № 2 (89). – С. 134-141.
13. Захаров, Р. И. Синдром эмоционального выгорания и как с ним бороться / Р. И. Захаров, И. А. Уваров, Г. Р. Иванова // Медицинская сестра. – 2018. – Т. 20. – № 1. – С. 36–38.
14. Иванова, Е. А. Исследование психологической устойчивости лиц помогающих профессий / Е. А. Иванова // Мир психологии. – 2017. – №4. – С. 96-99.
15. Казаченко, Н. П. Внешние и внутренние факторы стрессоустойчивости личности / Н. П. Казаченко // Психологические исследования. – 2019. – №4. – С. 74-76.
16. Кодлубовская, Т. Б. Особенности проявления признаков эмоционального выгорания / Т. Б. Кодлубовская // Вопросы психологии. – 2018. – № 2. – С. 75-80.
17. Кроз, М. В. Психологическое исследование профессиональной деформации прокурорских работников / М. В. Кроз, Н. А. Ратинова // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. – 2018. – № 3 (53). – С. 68-74.
18. Крыжановская, Н. В. Эмоциональное выгорание у представителей разных профессий в системе «человек-человек» : причины и особенности проявления / Н. В. Крыжановская, А. Д. Скоробогатая // Фундаментальная и прикладная наука. – Челябинск : Челябинский государственный педагогический университет, 2015. – С. 135-137.
19. Кужненкова, А. С. Соотношение показателей профессиональной эффективности и психологических характеристик работников банковской сферы / А. С. Кужненкова // Акмеология. – 2014. – № 3-4. – С. 91-92.
20. Ларенцова, Л. И. Феномен эмоционального выгорания : механизм формирования, симптомы и способы преодоления с точки зрения различных психологических подходов / Л. И. Ларенцова, Н. В. Терехина // Прикладная юридическая психология. – 2019. – № 2. – С. 37-48.
21. Лэнгле, А. Эмоциональное выгорание с позиций экзистенциального анализа : теоретическое исследование / А. Лэнгле // Вопросы психологии. – 2018. – №2. – С. 3-16.
22. Ларенцова, Л. И. Феномен эмоционального выгорания : механизм формирования, симптомы и способы преодоления с точки зрения различных психологических подходов / Л. И. Ларенцова, Н. В. Терехина // Прикладная юридическая психология. – 2019. – № 2. – С. 37-48.
23. Майсак, Н. В. Профилактика личностных деформаций и деструкций специалистов стрессогенных профессий : учеб.-метод. пособие / Н. В. Майсак. – Москва : Моск. психол.-социал. ун-т, 2011. – 157 с. – ISBN 978-5-7017-1757-0.
24. Малкина-Пых, И. Г. Стратегии поведения при стрессе / И. Г. Малкина-Пых // Московский психологический журнал. – 2017. – № 12. – С. 77–82.
25. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. – Нижний Новгород : ООО «Цветной бульвар», 2019. – 421 с. – ISBN 978-5-7017-1522-0.
26. Олейникова, Н. Д. Здоровье в фокусе эмоционального выгорания / Н. Д. Олейникова, В. П. Терентьев // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. – 2016. – № 13. – С. 84-85.
27. Орёл, В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии : эмпирические исследования и перспективы / В. Е. Орёл // Психологический журнал. – 2016. – № 22 (1). – С. 90–101.
28. Нагирнер, И. И. Стрессоустойчивость и адаптация : теоретический анализ понятий / И. И. Нагирнер // Актуальные вопросы психологии. – 2015. – № 8. – С. 51-57.
29. Полякова, О. Б. Профессиональная образовательная среда на защите будущих специалистов от профессиональных деформаций / О. Б. Полякова // Мир психологии. – 2017. – № 4. – С. 120-131.
30. Поскрёбышева, Т. А. Синдром эмоционального выгорания / Т. А. Поскрёбышева // Инновационные технологии в образовательной деятельности : материалы Всерос. науч.-метод. конф. – Нижний Новгород, 2018. – С. 315–318.
31. Робертс, Г. А. Профилактика выгорания / Г. А. Робертс // Обзор современной психиатрии. – 2017. – № 1. – С. 39–46.
32. Рубальская, Е. А. Корреляты самоотношения и стрессоустойчивости будущих специалистов / Е. А. Рубальская // Акмеология. – 2016. – № 1 (57). – С. 195-199.
33. Рукавишников, А. А. Опыт создания методики для диагностики психического выгорания / А. А. Руковишников // Психология и практика. Ежегодник Российского психологического общества. – 1998. – Т. 4. – Вып. 1. – С. 283–284.
34. Савченко, К. Г. Стрессоустойчивость как необходимое качество профессиональной успешности / К. Г. Савченко // Вопросы науки. – 2017. – № 1. – С. 48-53.
35. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. – Санкт-Петербург : Питер, 1982. – 66 с.
36. Семенова, Е. М. Противодействие стрессу / Е. М. Семенова // Вопросы психологии. – 2018. – №2. – С. 48-52
37. Сердюкова, Е. Ф. Психологическое исследование деформаций личности в профессиональной деятельности / Е. Ф. Сердюкова // В сборнике : Итоговая научно-практическая конференция профессорско-преподавательского состава. – Грозный, 2022. – С. 167-172.
38. Серегина, А. Д. Проблема синдрома эмоционального выгорания в современном обществе / А. Д Серегина // Психология в России и за рубежом : материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2018 г.). – Санкт-Петербург : Реноме, 2018. – С. 87-89.
39. Синюков, М. Г. Влияние профессионального стресса на психическое здоровье персонала организации / М. Г. Синюков // В сборнике : Молодой исследователь : вызовы и перспективы. сборник статей по материалам CCLV международной научно-практической конференции. – Москва, 2022. – С. 60-73.
40. Стебловская, А. В. Теоретическое представление понятия «синдром эмоционального выгорания» в психолого-педагогической литературе / А. В. Стебловская // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2017. – № S1. – С. 140 –146.
41. Тимофеева, Е. А. Духовно-нравственное воспитание сотрудников УИС как неотъемлемая составляющая процесса формирования их патриотизма / Е. А. Тимофеева // В сборнике : Образ Родины : содержание, формирование, актуализация. Материалы IV Международной научной конференции. – 2020. – С. 438-444.
42. Трунов, Д. Г. «Синдром сгорания» : позитивный подход к проблеме / Д. Г. Трунов // Журнал практического психолога. – 2016. – № 5. – С. 46–53.
43. Уляшева, Е. П. Особенности структуры волевых качеств личности сотрудников уголовно-исполнительной системы / Е. П. Уляшева // В сборнике : Российское общество и государство на современном этапе. сборник научных трудов. ФКОУ ВО «Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний». – Владимир, 2021. – С. 253-256.
44. Шагарова, И. В. Ситуационный контекст и стратегии совладания личности в профессиональных стрессовых ситуациях (на примере сотрудников банка) / И. В. Шагарова // В сборнике : Личность в трудных жизненных ситуациях : ресурсы и преодоление. материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию факультета психологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского. – 2018. – С. 319-321.
45. Шевченко, В. М. Психология оперативно-розыскной деятельности : учебное пособие / В. М. Шевченко. 2-е изд., перераб. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2015. – 257 с. – ISBN 978-5-238-01803-4.
46. Щавелева, М. В. Эмоциональное выгорание как проблема социальной психологии / М. В. Щавелева, Л. В. Шваб, И. А. Байкова // Вопросы психологии. – 2016. – № 1. – С. 73-77.
47. Чусовитин, А. В. Профессионально важные качества сотрудника пенитенциарной системы / А. В. Чусовитин // В сборнике : Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. сборник статей LXII Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2022. – С. 228-232.
48. Чутко, Л. Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты / Л. Чутко, Н. Козина. – Москва : МЕДпресс–информ, 2014. – 256 с. – ISBN 978-5-00030-028-2.
49. Freudenberger, H. J. Staff burnout / H. J. Freudenberger // Journal of Social Issues. – 1974. – vol. 30. – pp. 159-165.
50. Maslach C., Schaufeli W.B., Leiter M.P. Job burnout / Annu. Rev. Psychol. – 2001. – Vol. 52. – PР. 397–422.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ