Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПТИМИЗАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 7
1.1 Понятие, сущность и значение логистической деятельности предприятия 7
1.2 Особенности логистической деятельности в системе товародвижения предприятия торговли 14
1.3 Методы и способы моделирования оптимальной логистической стратегии управления товародвижением 19
Глава 2. АНАЛИЗ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «КЕРХЕР» 29
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Керхер» 29
2.2 Организация логистической деятельности в ООО «Керхер» 36
2.3 Оценка эффективности логистической деятельности ООО «Керхер» 46
Глава 3. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «КЕРХЕР» 55
3.1 Разработка мероприятий по оптимизации логистической деятельности ООО «Керхер» 55
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 77
Успешное развитие экономики России предполагает расширение и совершенствование сферы обращения, немаловажную роль в которой играют предприятия торговли.
Торговая логистика охватывает интегрированные процессы организации и контроля всего комплекса информационных, материальных и прочих потоков между отдельным торговым предприятием и его поставщиками, внутри торгового предприятия и между ним и его потребителями (клиентами, покупателями). Торговая логистика представляет собой комплексную логистическую систему, где потоки протекают от поставщиков до конечных потребителей через промежуточные пункты, количество которых зависит от множества факторов внешней и внутренней среды.
При неэффективном контроле элементы логистики становятся очень дорогостоящими: содержание и хранение товаров на складе, капитальные затраты и эксплуатационные расходы на транспорт для перевозки товаров со склада в магазин достаточно велики. Логистика предполагает снижение издержек за счет оптимального распределения ресурсов по всей цепочке поставок.
Таким образом, оптимизация логистической деятельности предприятия принимает все большее значение в эффективном функционировании предприятий, что и обуславливает актуальность темы выпускной квалификационной работы.
Целью выпускной квалификационной работы является поиск путей оптимизации логистической деятельности современного торгового предприятия.
Для достижения данной цели в работе поставлен ряд следующих задач:
• изучить понятие, сущность и значение логистической деятельности предприятия;
• выделить особенности логистической деятельности в системе товародвижения предприятия торговли;
• исследовать методы и способы моделирования оптимальной логистической стратегии управления товародвижением;
• дать характеристику деятельности современного крупного торгового предприятия;
• проанализировать организацию логистической деятельности данного предприятия;
• дать оценку эффективности его логистической деятельности;
• разработать мероприятия по оптимизации логистической деятельности предприятия и обосновать их экономическую эффективность.
Предметом исследования выступает логистическая деятельность предприятий, осуществляющих свою деятельность в сфере торговли.
Объект исследования - логистическая деятельность ООО «Керхер».
Теоретической и методологической базой написания выпускной квалификационной работы послужили фундаментальные и прикладные труды отечественных и зарубежных ученых в области логистики и в сфере организации и управления торговыми предприятиями, материалы в периодической печати и размещенные в сети Интернет.
Методами исследования послужили методы экономического, сравнительного анализа, а также методы научного моделирования, экспертных оценок.
В результате написания выпускной квалификационной работы были получены следующие выводы и результаты.
1. Логистическая деятельность - это один из видов экономической деятельности, включающий в себя совокупность логистических процессов, при осуществлении которых формируются потоки полезных ресурсов, при этом анализ структуры потоков позволяет выявить источники затрат на их формирование, с целью дальнейшей оптимизации совокупных издержек. Логистическая деятельность осуществляется с целью минимизировать издержки или сохранить их на заданном уровне при доставке продукции (услуг, информации) в нужное место, в определенном количестве и ассортименте и максимально подготовленными к потреблению. Независимо от того, является ли логистическая система производственной или работающей в сфере обращения, ее структура образована следующими функциональными областями: транспорт, складское хозяйство, запасы, информация, другие функциональные области (кадры, обслуживающее производство и т.д.).
2. Торговую логистику можно определить как науку и практику организации управления физическим перемещением товаров (товародвижением) в сфере коммерческого посредничества. Для сетевой торговой логистики характерно использование тянущей системы, к преимуществам которой можно отнести: гибкое реагирование на изменяющиеся потребности покупателей; отлаженный механизм взаимодействия с поставщиками; минимизацию рисков при продаже товаров; поддержание постоянного ассортимента, характерного для определенного торгового формата; организацию поставок «точно в срок»; оптимизированную систему заказов; ускорение оборачиваемости запасов; сокращение логистических издержек.
3. Товародвижение - процесс принятия решений в отношении, перемещаемого и переданного товара или услуги от производителя к потребителю. Современный подход к процессу товародвижения заключается в эффективном управлении материальными и информационными потоками в сфере товарообращения. Для решения различных задач в логистике товародвижения существуют разнообразные модели и методы, позволяющие исследовать логистические процессы. В целях повышения эффективности логистической деятельности рекомендуется группировать экономико-математические модели на модели и методы в соответствии с решением конкретных задач в логистической деятельности.
4. ООО «Керхер» является дочерней компанией концерна Karcher. Управление деятельностью предприятия осуществляется из единого центра, который стратегически определяет закупочную политику компании и делегирует структурным подразделениям функции по учету оставшейся в магазине партии товара, заказа необходимого объема поставки. Управление в регионах осуществляется управляющим регионального подразделения, управление отдельным объектом сети ведется директором магазина местах, который подчиняется административному директору магазинов. Основной деятельностью исследуемого предприятия является оптово-розничные продажи уборочной техники и систем очистки бытового и профессионального назначения, произведенной в головной концерне, а также их сервисное обслуживания. ООО «Керхер» осуществляет клиентоориентированную политику. ООО «Керхер» относится к предприятиям крупного бизнеса, Количество сотрудников компании более 400 человек, среднесписочная численность персонала московского подразделения на начало 2017 года составляла 130 человек. Предприятие на данный момент работает безубыточно и получает прибыль, несмотря на сложную экономическую обстановку в стране, однако показатели эффективности деятельности компании в отчетном году снизились.
5. В состав ООО «Керхер» входят собственные логистические центры, что позволяет отказаться от услуг посредников и максимизировать добавленную стоимость внутри компании. Собственные логистические центры позволяют ООО «Керхер» полностью отказаться от сторонних услуг по хранению, складской обработке товара и товарной логистики. ООО «Керхер» обладает достаточно развитой транспортной логистикой. Компания имеет свой собственный парк автомобилей, однако собственного транспорта не хватает, поэтому ООО «Керхер» часть транспортных функций передает на аутсорсинг. Сторонние компании привлекаются для перевозки авиа и ж/д транспортом, автомобильным транспортом от пунктов доставки авиа и ж/д транспортом до пункта назначения (магазина). Также привлекается автомобильный транспорт от логистического центра до пунктов назначения в регионах. Сегмент, с которым преимущественно работает представительство, представляет собой торговые сети и рынок b2b, включающий логистические комплексы, промышленные предприятия, торговые центры, автомойки.
6. При оценке эффективности логистической деятельности предприятия использовался метод анализа издержек на логистические затраты, а также анализ достижения показателей KPI. Для оценки эффективности была разработана стратегическая карта показателей эффективности логистической деятельности и рассчитаны данные показатели на основе данных 2016 года. В результате анализа был сделан вывод, что логистическая деятельность ООО «Керхер» осуществляется на хорошем уровне, однако есть участки, требующие повышенного внимания. В частности, требуется разработка плана корректирующих действий, направленных, в первую очередь, на решение следующих задач:
• уменьшение количества проблемных отгрузок товаров со склада потребителям;
• сокращение доли опозданий поставок на плече «поставщик-склад»;
• сокращение числа некорректно сформированных отгрузок;
• уменьшение случаев нарушений при загрузке товара, приводящих к повреждению упаковки и, как следствие, самих товаров;
• принятие мер по разработке оптимальной схемы использования объёма транспортных средств при загрузке товара в транспортное средство;
• проведение мероприятий спортивно-оздоровительного и профилактического характера, направленных на сокращение случаев отсутствия сотрудников на рабочем месте по причине болезни;
• проведение мероприятий по сокращению затрат на собственный транспорт, осуществляющий доставку продукции потребителям.
7. В рамках оптимизации логистической деятельности ООО «Керхер» предлагается провести ряд следующих мероприятий:
• оптимизации процесса формирования маршрутов поставок из распределительного центра посредством перехода с маятникового на кольцевой маршрут и внедрения системы DeOS «Оптимизация маршрутов движения транспорта»;
• ряд мероприятий направленных на мотивацию сотрудников склада по повышению эффективности логистических процессов посредством внедрения новой системы оплаты труда основанной на мотивационном оценочном листе, учитывающем качественные показатели работы сотрудников.
Внедрение первого мероприятия оптимизировать маршруты сбора- доставки; обеспечит снижение транспортных логистических затрат; обеспечит гибкое планирование и повысит качество работы автопарка.
Внедрение второго мероприятия позволит уменьшить количество проблемных отгрузок, сократит число некорректно сформированных отгрузок; уменьшит случаи нарушений при загрузке товара, что в результате приведет к снижению складских издержек.
8. Оценка эффективности предложенных мероприятий показала, что за счет оптимизации процесса формирования маршрутов поставок из распределительного центра показатель протяженность всей транспортировки, сократился более чем на 50%; сократилось время на доставку до 5,72 часа; уменьшились потери в денежном выражении при транспортировке на 37 тыс. руб.; увеличилось число доставок в пределах установленного времени на 28 единиц; на 97% уменьшился объем недопоставленного груза. При общих затратах на внедрение мероприятия в размере 414 тыс. руб., сокращение издержек составит 512,8 тыс. руб.
За счет изменения системы оплаты труда предполагается сокращение складских издержек в размере 209,9 тыс. руб. при росте ФОТ на 139,6 тыс. руб.
Общий прямой экономический эффект составляет 169,1 тыс. руб., коэффициент эффективности внедрения мероприятий больше 1 и равен 1,31, что подтверждает положительный экономический эффект разработанных мероприятий.
1. Алесинская Т.В. Основы логистики. Функциональные области логистического управления. Учебное пособие. / Т.В. Алесинская. - М.:Норма, 2012. - 164 с.
2. Альбеков А.У., Митько О.А. Коммерческая логистика. Учебное пособие. - Ростов н/Д, 2012. - 368 с.
3. Аникин, Б.А. Коммерческая логистика / Б.А. Аникин, А.П. Тяпухин. - М. : Проспект, 2013. - 432 с.
4. Аникин, Б. А. Основные и обеспечивающие функциональные подсистемы логистики: учебник /под ред. Б. А. Аникина, Т. А. Родкиной. - Москва: Проспект, 2014. - 601 с.
5. Борисова, В.В. Складская логистика как универсальный инструмент управления товаропотоками / В.В. Борисова, К.Г. Гордей // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). - 2013. - № 4 (44). - С. 40-43.
6. Бродецкий, Г. Л. Системный анализ в логистике : выбор в условиях неопределенности : учебник для вузов. / Г.Л. Бродецкий. - М.: Академия, 2015. - 336 с.
7. Волгин, В. В. Логистика хранения товаров: практическое пособие / В. В. Волгин. - Москва: Дашков и К, 2014. - 367 с.
8. Голик, В. Д., Колик, А. В. Управление транспортными системами. Транспортное обеспечение логистики: учебник и практикум для академического бакалавриата. / В.Д. Голик, А.В. Колик. - М. : Юрайт, 2014. - 510 с.
9. Гордон, М.П. Логистика товародвижения / М.П. Гордон, С.Б. Карнаухов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Статут, 2015. - 200 с.
10. Григорьев, М. Н. Коммерческая логистика: теория и практика : учеб ник для бакалавров / М. Н. Григорьев, В. В. Ткач, С. А. Уваров. — 2-е изд., пе рераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 490 с.
11. Гудков, В. А. Основы логистики: учебник. - Москва: Горячая линия - Телеком, 2013. - 386 с.
12. Дыбская, В.В. Логистика. Учебник. В 2 частях. Часть 1. - М. : Эксмо, 2016. - 318с.
13. Дыбская, В.В. Логистика. Учебник. В 2 частях. Часть 2. - М. : Эксмо, 2016. - 318с.
14. Еремякин, А.В., Скузоватова, Н.В. Логистика. Терминологический словарь. / А.В. Еремякин, Н.В. Скузатова. - Оренбург: ОГИМ, 2015. - 30 с.
15. Канке, А.А. Логистика: учебник / Под ред. А.А. Канке, И.П. Кошевая. - Москва: ФОРУМ: ИНФРА - М, 2015. - 384 с.
...