Введение 3
1 Теоретические основы регулирования занятости населения 6
1.1 Сущность и понятие безработицы 6
1.2 Государственное регулирование занятости населения 16
1.3 Социально - экономические последствия безработицы 26
2 Исследование вопроса безработицы и регулирования занятости населения .. 35
2.1 Анализ ситуации на рынке труда города Москвы 35
2.2 Анализ реализации программ содействия занятости в Москве 44
1.3 Пути регулирования безработицы и развитие занятости 55
Заключение 62
Библиографический список 65
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что одной из масштабных социально-экономических проблем в мире является безработица.
Она характеризуется количеством трудоспособных людей, никак не трудоустроенных в настоящий период времени, однако при этом стремительно ищущих работу. Безработица явление довольно сложное, что характеризуется числом трудоспособного населения страны, пребывающего в активном поиске работы.
Безработица влечет за собой расточение в огромные потери рабочей силы, значительное сокращение потенциального валового продукта и национального дохода страны, значительные производительные расходы государства (или, точнее, средств налогоплательщиков) на выплату пособий по безработице, переквалификацию безработных и их трудоустройство.
Если в стране высокий уровень безработицы, то первой начинает страдать экономика из-за неэффективного использования имеющихся ресурсов. Социальная жизнь подвергается деградации, расширению преступности, различных заболеваний на нервной почве. Политика под давлением безработицы так же может менять свое направление в зависимости от уровня социальной напряженности.
Безработица также наносит значительный ущерб жизненным интересам людей, не давая им реализовать свои творческие способности, применить свое умение в том виде деятельности, в котором человек может в большей степени проявить себя и, что самое главное, резко ухудшая материальное положение семей безработных, способствуя росту заболеваемости и преступности, обостряя социальную напряженность в обществе.
Таким образом, уровень безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки управления страной.
Эта проблема требует глубокого научного исследования, всестороннего теоретического анализа и разработку и на основе полученных данных практических рекомендаций, которые могли бы быть использованы для разработки и реализации эффективной экономической и социальной политики, направленной на обеспечение занятости трудоспособного населения страны, сокращения безработицы до минимального, социально допустимого уровня.
Объект исследования в данной работе - уровень занятости и безработицы в настоящем и прогнозном периоде.
Предметом исследования выступают способы государственного регулирования занятости и социально - экономические механизмы снижения безработицы.
Цель данной работы - анализ системы государственного регулирования занятости населения и разработка рекомендаций по решению проблем безработицы в г. Москва.
Для достижения данной цели предполагается решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и выявить последствия безработицы и занятости;
2. Изучить роль государства в регулировании уровня занятости;
3. Проанализировать ситуацию на рынке труда города Москвы;
4. Проанализировать систему мер государственного регулирования занятости;
5. Дать предложения по развитию ранка труда в городе
Основными методами исследования являются методы статистического анализа, сравнения, опрос.
Теоретической и методологической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам социально-экономического положения работников, занятости и рынка труда, а также аналитические материалы периодических изданий, научных сборников по проблемам занятости населения. В работе используются статистические данные, отчетные материалы и иные фактические материалы, содержащиеся в официальных источниках, приведенных в содержании к работе.
Нормативная основа исследования включает в себя ряд законодательных актов, которые определяют правовой режим регулированию уровня безработицы и занятости.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, содержание и приложение.
Первая глава работы посвящена теоретическим основам регулирования занятости населения.
Во второй главе работы анализируются практические аспекты исследования безработицы на примере г. Москва и представлены предложения/рекомендации по улучшению ситуации на рынке труда.
Раскрывая данную тему, мы выяснили, что безработица - это социально - экономическое явление, выступающее как отсутствие занятости у определенной, более или менее экономически активной части населения, способного и желающего трудиться.
Москва — одна из немногих европейских столиц, в которой почти отсутствует безработица. И это не результат стечения рыночных случайностей, а следствие эффективного государственного регулирования и проведения удачной реформы на Московском рынке труда. Государственное регулирование было разделено на три вида:
1. законодательное регулирование - это закрепление нормативно-правовыми актами отношения между работниками и работодателями по поводу найма, увольнения, оплаты и условий труда. (Основными нормативно¬правовыми актами являются: трудовой кодекс, федеральный закон «О занятости населения в РФ»).
2. регулирование последствий функционирования экономики, связанных с возникновением безработицы, то есть создание дополнительных условий для трудоустройства безработных (этим вопросом занимаются центры занятости населения).
3. Программный метод регулирования занятости (были разработаны эффективные программы по содействию занятости).
В случае неэффективности реформы и государственного регулирования занятости имелись бы негативные последствия, которые, в свою очередь, делятся на экономические и социальные. К основным экономическим последствиям относятся:
— Сокращение производства;
— Затраты на помощь безработным;
— Утрата квалификации;
— Снижение жизненного уровня;
— Недопроизводство национального дохода;
— Снижение налоговых поступлений.
А к основным социальным последствия можно отнести:
— Рост количества разводов, самоубийств, сердечнососудистых заболеваний;
— Деградация людей;
— Люди, теряют чувство самоуважения, что приводит к тому, что они не могут профессионально самореализовываться.
Особое положение Москвы на «экономической карте» России не вызывает сегодня сомнений: самый большой по численности жителей, размеру регионального валового продукта, муниципального бюджета и объему ежегодно осваиваемых инвестиций, этот субъект федерации, несомненно, задает общероссийские стандарты — хотя во многих случаях недосягаемые для других. Как один из крупнейших мегаполисов Европы, он конкурирует не только за внутрироссийские, но и за глобальные потоки финансового и человеческого капитала, и на фоне своих соперников по многим позициям смотрится достаточно выигрышно, что подтверждается многими международными рейтингами. Однако самое, пожалуй, впечатляющее достижение Москвы, выгодно оттеняющее ее на фоне других мировых столиц, не отражается в большинстве международных сопоставлений. В данном случае имеются в виду показатели занятости населения, масштабов безработицы и продолжительности поиска новых рабочих мест для временно незанятых горожан.
Следует заметить, однако, что подобный результат не стоит считать простым следствием действия рыночных сил, генерирующих аномально высокий спрос на труд в столичном регионе. Московские власти в последние годы сделали очень многое для того, чтобы испытывающие проблемы с трудоустройством граждане могли решить их как можно быстрее и эффективнее. А конкретно:
— была проведена реформа в центрах занятости населения, результатом которой являлся комфортный поиск работы;
— были введены программы по содействию занятости населения такие, как «прокачай карьеру», «доступная работа», «5.0», «мама работает». Данные программы направлены на поддержку социально уязвимых групп населения на рынке труда.
Эффективность деятельности московских властей может быть доказана стабильным состоянием ранка труда в среднесрочной перспективе, так как будет наблюдаться рост численности занятых в экономике и ежегодной дополнительной потребности на рынке труда в профессиональных кадрах.
В данной работе была подробно рассмотрена теоретическая составляющая безработицы и занятости в целом. Также был проведен подробный практический анализ текущей ситуации на рынке труда города Москвы.
Проведенное исследование позволило решить задачи, которые были поставлены, а именно:
1. Была раскрыта сущность и выявлены социально - экономические последствия безработицы;
2. Раскрыта роль государства в регулировании занятости населения;
3. Дан анализ текущей ситуации на рынке труда города Москвы;
4. Были представлены предложения по дальнейшему развитию рынка труда города Москвы.
Решение данных задач помогли достичь, поставленную цель работы - были разработаны рекомендаций для поддержания и дальнейшего снижения уровня безработицы.
Подводя итог, можно сказать, что Москва, уже сегодня являющаяся территорией полной занятости, имеет все шансы оставаться ею и в будущем. И это, несомненно, является заслугой как столичного бизнеса, так и городских властей.
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Российская газета.- № 256.- 31.12.2001
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 18.02.2020)
4. Федеральный закон №1032-I от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации»
5. Федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ
6. Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 18.03.2020) "О воинской обязанности и военной службе"
7. Федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан»
8. Постановление Правительства РФ от 14.07.1997 № 875 "Об утверждении Положения об организации общественных работ" // Российская газета.- № 151.- 07.08.1997
9. Постановление Правительства РФ от 07.09.2012 № 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы" // Собрание законодательства РФ.- 17.09.2012.- № 38.- ст. 5103
10. Положение об организации общественных работ (утв. постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г. N 875)
11. Государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения» - принята Правительством РФ
12. Устав Государственного казенного учреждения города Москвы
Центра занятости населения города Москвы
Специальная литература
13. Ашуркина, А.В. Проблема занятости и безработицы в РФ / А.В. Ашуркина // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2017. № 1-1 (123). С. 17-19.
14. Блинова, Т.В. Экономическая политика, структура занятости и безработицы в российских регионах / Т.В.Блинова, В.А.Русановский. - М.: РПЭИ, 2016. - 289 с., 315 с.
15. Бардовский Виктор Петрович. Экономика: Учебник / Бардовский В.П., Рудакова О.В.,
16. Власов В.И., Крапивин О.М., Регулирование занятости граждан в Российской Федерации // Гражданин и право. - №2. - 2016. С. 69-70
... Всего источников – 42.