Аннотация
Введение
Глава 1. Современные подходы к изучению невротизации, как теоретическая основа исследовательской гипотезы
1.2 Субъективный мир как психологическая категория
1.2.1 История формирования понятия
1.2.2 Субъективный мир в психоаналитической феноменологии
1.2.3 Субъективный мир в отечественной психологической школе
ГЛАВА 2. Организация работы и программа исследования
2.1. Описание объекта и процедуры исследования
2.2. Методики исследования
2.3. Процедура обработки результатов исследования
Глава 3. Анализ и интерпретация результатов исследования
3.1. Описательные статистики
3.2. Сравнительный анализ
3.3 Взаимосвязи уровня невротизации с данными методик
3.4 Обсуждение результатов исследования
Выводы
Заключение
Список литературы
Приложение А
Приложение В
Распространенность невротических нарушений, а также изменение клинической картины в зависимости от социально-экономических факторов стимулирует изучение психологических аспектов невротических расстройств в конкретных общественно-исторических условиях. (Карвасарский Б.Д., 1990; Исурина Г.Л., 1982; Попов Ю.В., Вид В.Д, 1997;Абабков В. А., Васильева А.В., и др. 2008; Николаев Е.Л., Суслова Е.С.,2011; Платонов Д.Г., 2012; Карпюк В.А, Станько Э.П. и др., 2012; Караваева Т.А., 2011, 2013 и др.)
Устойчивый интерес к изучению психологических особенностей больных с невротическими расстройствами обусловлен также задачами их диагностики, основанной на выявлении психогенной природы заболевания содержательной связи между ситуацией, личностью и болезнью (Мясищев В.Н., 1960, Карвасарский Б.Д., 1994)
Для понимания роли личностных особенностей, трансформирующих сложную жизненную ситуацию в субъективно неразрешимую, требует исследования самого широкого спектра личностных характеристик.
Однако работ, посвященных изучению широкого спектра личностных черт, характерных для больных неврозами, и возможно, предрасполагающих к развитию этих нарушений, крайне мало (Ихсанова С.Г.,2014; Горбачева Ю.В., 2012; Кущ Е.А., Корнеева С.А., 2010; Лысенко И.С., 2011). В исследовании, проведенным П.К. Тромбчиньски этот список черт был существенно дополнен и расширен (Тромбчиньски П.К., 2016).
Уточнение и дополнение списка невротических черт может быть полезно для психодиагностики неврозов, но при этом не всегда способствовать пониманию субъективных переживаний страдающего человека. Для более глубокого контакта с клиентом и лучшего понимания мишеней психотерапевтической интервенции необходимо обращение к субъективному миру человека, который не укладывается в перечень черт.
Для современной психологии характерно обращение к внутреннему миру личности. Субъективное восприятие значимых ситуаций развития находит свое отражение в компонентах субъективного мира личности(Васильева Н.Л, 2007). Нарушение или задержка линии развития каждого из компонентов влияет на психическое здоровье и социальную адаптацию человека. Невроз, как нарушение системы отношений может развиваться и при внешне удовлетворительной социальной ситуации. Одной из возможных причин этому может быть неосознаваемый уровень межличностных отношений, а также внутриличностный конфликт, обусловленный столкновением противоположных потребностей и влечений.
Цель исследования: - Выявить содержательные характеристики субъективного мира людей на разных уровнях невротизации.
Объектом исследования являются невротические расстройства у взрослых.
Предметом исследования уровень невротизации взрослых людей в связи с характеристиками субъективного мира.
Гипотезы исследования:
Высокому уровню невротизации будут соответствовать:
меньшая представленность объектных отношений (в интервью).
деформация суверенности психологических границ.
низкие показатели осмысленности жизни.
В соответствии с поставленными целями и гипотезами исследования необходимо выполнить следующие задачи:
1. Исследовать особенности суверенности психологического пространства личности, на разных уровнях невротизации.
2. Исследовать показатели смысложизненных ориентаций респондентов, на разных уровнях невротизации.
3. Изучить субъективно значимые ситуации развития респондентов на разных уровнях невротизации, используя метод интервью.
4. Изучить и провести сравнительный анализ уровня невротизации, в зависимости от семейного статуса респондентов.
5. Проанализировать взаимосвязи между уровнем невротизации и особенностями субъективного мира респондентов.
Методы исследования: для реализации цели исследования были использованы следующие методы: анкетирование, интервьюирование, психологическое тестирование, математико-статистическая обработка эмпирических данных.
Методики исследования:
1. Опросник невротических черт Kon-2006 (Aleksandrowicz J. W.,в адаптации Тромбчиньски П.К.)
2. Интервью «Субъективно значимые ситуации развития» (Васильева Н.Л.)
3. Опросник «Суверенность психологического пространства личности» (автор Нартова-Бочавер С.К)
4. Опросник «смысложизненные ориентации СЖО» (автор Д.А. Леонтьев)
Практическая значимость: Изучение характеристик субъективного мира в связи с выраженностью невротических черт, может существенно обогатить современные представления о развитии невроза и определить направления психотерапевтической интервенции.
Теоретическая значимость: изучение характеристик субъективного мира в свете разных концепций, позволит выработать единый методологический взгляд на субъективный мир человека, как психологическую категорию.
В процессе работы было выполнено исследование характеристик субъективного мира личности на разных уровнях невротизации. Вначале был проведен анализ литературы по данной теме, а затем – исследование.
Анализ результатов показывает нам субъективный мир невротизированной личности с разных методологические сторон: как деформированную целостность психологического пространства, а в особенности, таких её характеристик, как суверенность ценностей и суверенность физического тела. С позиций подхода отечественной психологической школы, субъективный мир такого человека недостаточно осмыслен и лишен возможности находить для себя новые смысловые связи в окружающих контекстах. Если посмотреть на субъективный мир невротика с психодинамических теорий, то становятся видны большие пробелы в развитии отношений с родителями, недостаточность в опыте переживаний телесности. Из результатов исследования следует, что опыт отношений с отцом играет большую роль в динамике неврозогенеза. Однако, это положение требует дополнительных проверок и уточнений. Нельзя забывать, что в настоящем исследовании исключалась переменная полной или неполной семьи, в которой рос респондент. На сегодняшний день существует не так уж много исследований, изучающих влияние отношений с отцом на психическое здоровье личности. В нашем исследовании мы только наметили некие контуры, показав, что влияние отца и матери на психическое здоровье различно. Для более полного понимания этих различий требуется дальнейшие исследования вопроса.
Также, одним из ограничений нам видится неравнозначные группы респондентов, с разным семейным статусом. Из-за этого фактора мы не можем в полной мере определить степень влияния семейного статуса на невротизацию. Семейное положение оказалось связанным со многими характеристиками субъективного мира, однако в нашем исследовании мы не можем говорить об однозначных причинно-следственных связях: мы не знаем степень того влияния, которое оказывает семейная жизнь насуверенностью психологического пространства или уровень осмысленности.
Однако, настоящее исследование позволило выйти за пределы описания невротизации, как обостренных личностных черт или внутриличностного конфликта. Мы показали субъективный мир невротика более развернуто и глубоко, тем самым, обозначая возможные мишени психотерапевтической интервенции.
1.Абабков В.А., Васильева А.В. Трансдраматическая психотерапия (методы и психологические механизмы): методические рекомендации/НИПНИ им. В. М. Бехтерева; авторы-сост.: В.А. Абабков, А.В. Васильева, Т.С. Вьюнова, Т.А. Караваева, Б.Д. Карвасарский, С.В. Полторак, А.Е. Строганов, Е.И. Чехлатый. СПб., 2008. 33 с.
2. Ананьева Н.И., Бабурин И.Н., Дубинина Е.Е., Караваева Т.А., Слёзин В.Б., Соколян Н.А., Чехлатый Е.И. Невротические и неврозоподобные расстройства: нейрофизиологическая, нейропсихологическая, лучевая и нейрохимическая диагностика //Неврозы в современном мире. Новые концепции и подходы к терапии. Сборник тезисов научно-практической конференциис международным участием. , Санкт-Петербург, 2011. - стр. 19-21
3. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. / Под ред. И. Б. Ханиной. М.: Наука; Смысл, 1999. 147 с.
4. Аллахвердов М. В., Гришина Н. В. Модель имплицитной теории доверия: экспериментальная проверка /Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Социология. 2013. №. 4. стр. 28-35.
5. Аистов А. В., Леонова Л. А. Семейный статус и удовлетворенность жизнью /Вестник Костромского государственного университета. – 2012. Т. 18. №. 6. стр. 5-8
6. Буравцова Н. В. и др. Взаимосвязь структурно-содержательных характеристик психологического пространства личности и эмпатии (на материале исследования студентов-педагогов и психологов). Диссертация кандидата психологических наук. Новосибирск 2011.
7. Бардюркина В.А., Антохин Е.Ю. Возможности контент-аналитической диагностики при невротических расстройствах./Неврозы в современном мире. Новые концепции и подходы к терапии. Сборник тезисов научно-практической конференциис международным участием. , Санкт-Петербург, 2011. - стр. 34-36
8. Бернс Р. Развитие Я. концепции и воспитание. – М. : Прогресс, 1986. 320 c.
9. Бахтеева Т. Д. Роль социально-психологических факторов в неврозогенезе у женщин //Українськийвісникпсихоневрології. – 2006. – №. 14, вип. 2. – стр. 36-40.
10. Василюк, Ф.Е. Психология переживания. / Ф.Е. Василюк. – М.: МГУ, 1984. – 240 с.
11. Васильева Н. Л. Факторы развития в психоаналитической теории личности и в имплицитных теориях /Вопросы психологии. – 2007. – №. 6. – стр. 128-136.
12. Васильева Н. Л. Психоаналитическая психотерапия детей / Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика. 2018. Т. 8. Вып. 1. стр. 70–82.
13. Горбачева Ю. В. Особенности нарушений самоотношения у больных неврозом //Новости. 2018. Т. 27. №. 2018. URL: https://medconfer.com/node/1746
14. Галимзянова М.В. Субъективные переживания детства и Я-концепция взрослого: Диссертация кандидата психологических наук. СПб.,2006
15. Исурина Г.Л., Динамика системы отношений больных неврозами в процессе групповой психотерапии//Исследования механизмов и эффективности психотерапии при нервно-психических заболеваниях. Сборник научных трудов Института им. В. М. Бехтерева. Т. 100., под ред. В. Е. Рожнова и Б. Д. Карвасарского, Л., 1982., стр.57-63
16. Иркин Д. Б., Шевеленкова Т. Д. Суверенность психологического пространства личности подростков и ее взаимосвязь с уровнем невротизации и представлениями подростков об их воспитании родителями . 2011./журнал "Психология и право" URL: https://psyjournals.ru/files/46566/psyandlaw_2011_3_Irkin.pdf
17. Ихсанова С.Г. Индивидуально-психологические предпосылки невротизации личности // AustrianJournalofHumanitiesandSocialSciences. 2014. №3-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/individualno-psihologicheskie-predposylki-nevrotizatsii-lichnosti
18. Карвасарский Б.Д. Неврозы - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Медицина, 1990. 260 с.
19. Карвасарский Б.Д., Тащлыков В.А., Исурина Г.Л. Развитие патогенетической концепции неврозов и психотерапии В.Н. Мясищева на современном этапе. В кн.: Теория и практика медицинской психологии и психотерапии. СПб, НИПНИ им. В.М.Бехтерев, 1994. 180 с.
20. Коптева Н. В. Онтологическая уверенность — неуверенность: общепсихологический аспект./ Известия Уральского государственного университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. 2010. N 1 (71).стр. 118-126.
21. Карпюк В.А, Станько Э.П., Шустер Э.Е., Зиматкина О.С., Дудук С.Л. Частная психиатрия: пособие для студентов лечебного и педиатрического факультета: [лекции] / М‐во здравоохранения Респ. Беларусь, УО «Гродненский государственный медицинский университет», Кафедра психиатрии и наркологии; Гродно: ГрГМУ, 2012 ‐ 228 с.
22. Караваева Т.А. Сравнительное исследование структуры личности у больных с невротическими и неврозоподобными расстройствами с позиций психодинамической концепции личности Г. Аммона/Б.Д. Карвасарский, Е.А. Колотильщикова, Т.А. Караваева, И.Н. Бабурин, И.С. Лысенко//Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Психология». Вып. 13. 18 (235). 2011. стр. 104–110.
23. Караваева Т.А. Сравнительное исследование актуального психического состояния у больных с невротическими и неврозоподобными расстройствами/И.Н. Бабурин, Т.А. Караваева, Е.А. Колотильщикова//Вестник психотерапии. № 38 (43). 2011. стр. 31–41.
24. Караваева Т.А., Исурина Г.Л., Лим А.В., Лысенко И.С. Потребностно-мотивационная сфера больных с истерическим типом невротического расстройства/Вестник психотерапии. Научно-практический журнал, № 48 (53), СПб, 2013, стр. 35-51.
25. Кущ, Е.А. Особенности эмоционально-ценностного отношения к себе у студентов с высоким уровнем невротизации / Е.А. Кущ, С.А. Корнеева ; НИУ БелГУ /Клиническая психология: теория, практика и обучение : материалы междунар. науч.-конф., Санкт-Петербург, . 2010 г. / А.Н. Алехин, Е.А. Трифонова ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - Санкт-Петербург, 2010. - стр. 113-115.
26. Кондратова Н.А. Субъективная репрезентация жизненного пространства личности. Диссертация кандидата психологических наук. Москва., 2009
27. Котляков В. Ю. Методика «Система жизненных смыслов» /Вестник Кемеровского государственного университета. – 2013. – Т. 1. – №. 2 стр. 148-153
28. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения, М.: Педагогика, 1983, стр. 251-261.
29. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с.
30. Леонтьев А.Н. Образ мира/Избранные психологические произведения: В 2-х т. М., 1983. Т.II. с .261
31. Леонтьев, Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) М.: Смысл, 2006. – 18 с.
32. Лысенко Ирина Сергеевна Внутриличностные противоречия и межличностные трудности у больных с различными типами невротических расстройств / Вестник ТГПУ. 2013. №5 (133). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vnutrilichnostnye-protivorechiya-i-mezhlichnostnye-trudnosti-u-bolnyh-s-razlichnymi-tipami-nevroticheskih-rasstroystv
33. Мясищев В.Н. Личность и неврозы, монография, Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева, Л.: издательство ЛГУ, 1960. 428 с.
34. Морошкина Н. В., Гершкович В. А. Актуальные тенденции в исследовании имплицитного научения /Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. – 2014. – №. 4 стр. 14-24
35. Мак-Вильямс Н. Защитные механизмы/Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе /Москва: Класс. 1998. 592 с.
36. Матвеева Л.В., Шайко Ю.В. Особенности семантического пространства образов «значимых других»./Психология субъективной семантики в фундаменталь¬ных и прикладных исследованиях: Материалы научной конференции, посвященной 60-ти-летию со дня рожде¬ния Е. Ю. Артемьевой / Отв. ред. Д. А. Леонтьев. М.: Смысл. – 2000. стр. 92-96.
37. Нартова-Бочавер С. К. Онтогенез психологической суверенности личности //Психология зрелости и старения. 2005. №. 1. стр. 102-113.
38. Нартова-Бочавер С. К., Силина О. В. Динамика развития психологических границ на протяжении детства /Актуальные проблемы психологического знания. 2014. Т. 32. – №. 3. стр. 13-28.
39 . Нартова-Бочавер С. К., Бочавер К. А., Бочавер С. Ю. Жизненное пространство семьи: объединение и разделение. – 2011. М.: Генезис, 2011. — 320 с.
40. Нартова-Бочавер С. К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии. – СПб., 2008. 400 с.
41. Нартова-Бочавер С. К. Психологическая суверенность в пространстве черт личности //Развитие личности в условиях цивилизационных перемен. Материалы Всероссийской научно-практической интернет-конференции c международным участием. 2013. Т. 25. – стр. 16-19.
42. Николаев Е.Л., Суслова Е.С. Динамика научных представлений о неврозах: от биологической модели – к культурной//Медицинская психология в России: электрон.науч. журн. 2011. N 5. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://medpsy.ru
43. Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. - М., 1988. - 199 с.
44. Попов Ю.В., Вид В.Д, Современная клиническая психиатрия М., «Экспертное бюро-М», 1997. 496 с.
45. Платонов Д.Г. Клинические варианты развития аффективной патологии при невротических состояниях, Сибирский вестник психиатрии и наркологии, 2012, № 5 (74). cтр. 15-17.
46. Петухов В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления. Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология, 1984, № 4. стр. 13-20.
47. Серкин В.П. Пять определений понятия «образ мира» //Вестник МГУ. Серия14. Психология. 2006. №1., стр. 11-19.
48. Серкин В.П. Образ мира и образ жизни. – Магадан: Изд-во СМУ, 2005. 331 с.
49. Серкин В.П., Стрелков Ю.К. Структуры и временные характеристики образа мира/ Ученые записки кафедры психологии СМУ. Вып.2. Магадан: Кордис, 2002. – стр. 91-135
50. Серкин В.П. Методы психологии субъективной семантики и психосемантики: Учебное пособие для вузов / В.П.Серкин. – Москва 2008 382 с.
Серкин А. В, Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности / Учебное пособие. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999 92 с.
51. Смирнов С. Д. Мир образов и образ мира. – Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология, 1981, № 2, стр. 15-29.
52. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии: Развитие субъективной реальности в онтогенезе //М.: Школьная пресса. – 2000. 384 с.
53. Тромбчиньски П. К. Взаимосвязь невротических черт личности и уровня социальной фрустрированности /Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. 2016. №. 3. стр. 126-139.
54. Фесенко П.П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности. Диссертация кандидата психологических наук. Москва, 2005
55. Харламенкова Н. Е. Генезис самоутверждения личности в процессе взросления :Диссертация кандидата психологических наук. Москва, 2004.
56. Шаповал И. А. Деформации личности как эффект взаимодействия субъективных и социальных миров //Клиническая и специальная психология. 2014. Т. 3. №. 4. стр. 1-10.
57. Шамшикова Е. О. Особенности взаимосвязи типов психологических границ и защитных механизмов личности в старшем подростковом возрасте (межнациональные различия) / Сибирский педагогический журнал. 2014. №. 6. стр. 178-185.
58. Эриксон Э. Детство и общество/пер. с англ. и науч. ред. АА Алексеев //СПб.: Летний сад. 2000. 416 с.
59. Beebe B., Stern D. N. Engagement-disengagement and early object experiences //Communicative structures and psychic structures. Springer, Boston, MA, 1977.рр. 35-55.
60. Cooper A. M. American psychoanalysis today: A plurality of orthodoxies //Journal of the American Academy of Psychoanalysis and Dynamic Psychiatry. 2008. Т. 36. –№. 2. рр. 235-253.
61. Chiesa M. et al. The relationship between childhood adversity, psychiatric disorder and clinical severity: results from a multi-centre study //Psychoanalytic Psychotherapy. 2016. Т. 30. №. 1. рр. 79-95.
62. Clarkin J. F. et al. An object relations model of borderline pathology //Journal of personality disorders. 2007. Т. 21. №. 5. рр. 474-499.
63. Freud A. Child analysis as a sub-speciality of psychoanalysis. The Writings of Anna Freud. New York, International Universities Press, 1971, vol. 7, pp. 204–219.
64. Huprich S. K. et al. Object relations predicts borderline personality disorder symptoms beyond emotional dysregulation, negative affect, and impulsivity //Personality Disorders: Theory, Research, and Treatment. 2017. Т. 8. №. 1. рр. 46.
65. Huprich S. K., Greenberg R. P. Advances in the assessment of object relations in the 1990s //Clinical Psychology Review. 2003. Т. 23. №. 5. рр. 665-698.
66. Lacan J. The neurotic’s individual myth //The psychoanalytic quarterly. 1979. Т. 48. №. 3. рр. 405-425.
67. Osgood C.E., Suci G.J., Tannenbaum Percy H. The measurement of meaning//rbana, Chicago and London: University of Illinois Press, 1957, 342 pp.
68. Sandler J., Rosenblatt B. The concept of the representational world //The psychoanalytic study of the child. 1962. Т. 17. №. 1. рр. 128-145.
69. Yeomans F. E., Clarkin J. F., Kernberg O. F. A primer of transference-focused psychotherapy for the borderline patient. – Jason Aronson, 2002.