Введение 3
Глава 1 Публичная дипломатия: понятие и история развития 8
1.1 Место традиционной публичной дипломатии во внешнеполитической деятельности государства 8
1.2 Публичная дипломатия в 21 веке: современные направления 13
Глава 2 Публичная дипломатия США и России: истоки и современность 17
2.1 Публичная дипломатия во время «холодной войны» 17
2.2. Публичная дипломатия в к. 20 – н. 21 вв. 22
Глава 3 Американская и российская публичная дипломатия в Армении в 21 веке: основные механизмы и современные тенденции 32
3.1 Публичная дипломатия и внешняя политика США в отношении Армении 32
3.2 Публичная дипломатия и внешняя политика России в отношении Армении 38
Глава 4 Американская и российская публичная дипломатия в Украине в 21 веке: основные механизмы и современные тенденции 44
4.1 Публичная дипломатия и внешняя политика США в отношении Украины 44
4.2 Публичная дипломатия и внешняя политика России в отношении Украины 51
Заключение 57
Список источников и литературы: 62
Термин «публичная дипломатия» в настоящее время широко используется в политическом дискурсе. Существует представление о данном феномене, как о комплексе государственных мер по влиянию на поведение других стран на международной арене. Так, «публичная дипломатия» представляет собой работу целого набора направляемых национальными интересами инструментов, способствующих оказанию «мягкого» воздействия на целевые аудитории за рубежом. Конечной целью таких стратегий является создание позитивного имиджа в глазах иностранных общественности, что в последующем окажет влияние на высшие политические круги. Понятие «публичная дипломатия» получило своё современное звучание во второй половине 20 века благодаря Эдмунду Галлиону, известному научному и внешнеполитическому деятелю США. Согласно концепции данного исследователя, «публичная дипломатия», в отличие от традиционной дипломатии, включает в себя работу правительств с иностранным общественным мнением, взаимодействие частных групп и индивидов с иностранными аудиториями, новостные сообщения, деятельность зарубежных корреспондентов.
На сегодняшний день «публичная дипломатия» на практике представляет собой комплексное явление, включающееся в себя следующие измерения: 1) информирование; 2) культуру и образование; 3) цифровую дипломатию. Стоит отметить, что попытки оказать влияние на другие страны, создавать положительный образ при использовании собственной культуры можно встретить уже в 18-19 века, так, Франции удалось популяризовать свой язык во многих странах, в том числе, в Российской империи. Деятельность информационному воздействию на зарубежную общественность стали частью идеологического противостояния 20 века, это касается создания систем радио- и телевещания США И СССР, направленных на разные регионы мира. Современной же характеристикой публичной дипломатии стал вывод деятельности в Интернет-пространство, активное использование социальных сетей для реализации государственных интересов.
За последние десятилетия политическая карта мира претерпела важное изменение – произошёл отход от биполярной мировой системы. На международную арену вышли новые суверенные государства – бывшие республики Советского Союза, чьё население является важной аудиторией для публичной дипломатии Соединённых Штатов Америки и Российской Федерации. Сравнительный анализ механизмов публичной дипломатии и соответствующих мероприятий США и России в Армении и Украине является актуальным по ряду причин:
1) напряжённое состояние в российско-американских отношениях, что подразумевает необходимость поиска политических союзников, в частности, среди стран исследуемого региона;
2) важность изучения современных тенденций на постсоветском пространстве связана с украинским политическим кризисом (2014 год), «бархатной революцией» в Армении (2018 год);
3) специфика публичной дипломатии России, поскольку для неё главной целевой аудиторией сегодня являются – русскоговорящее население постсоветского пространства и Восточной Европы, так называемый Русский мир;
4) значение геополитического фактора исследуемых стран для США - территориальное положение Армении относительно Ближнего Востока, а также соседство Украины с европейскими странами.
Территориальные рамки исследования: в данной дипломной работе исследуется регион постсоветского пространства, а именно, реализация стратегий публичной дипломатии России и США в следующих государствах: Армения и Украина.
Хронологические рамки исследования составляют 2000-е гг. Однако для того, чтобы подробнее показать историческое развитие механизмов реализации публичной дипломатии Россией и США, потребовалось обратиться к примерам 20 века.
Объект исследования: публичная дипломатия Соединённых Штатов Америки и России на постсоветском пространстве.
Предмет исследования: механизм и проекты публичной дипломатии Российской Федерации и США на примерах Армении и Украины.
Цель работы: выявить особенности публичной дипломатии США и РФ в Украине и Армении. Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
1. рассмотреть содержание понятия «публичная дипломатия»;
2. изучить современные тенденции в развитии публичной дипломатии;
3. проиллюстрировать эволюцию и сравнить публичную дипломатию СССР/России и Соединённых Штатов Америки в 20-21 вв.;
4. рассмотреть стратегию и работу механизмов публичной дипломатии США в отношении каждой из исследуемых стран;
5. проанализировать направления и российскую деятельность в рамках публичной дипломатии в Армении и Украине;
6. продемонстрировать степень влияния российской и американской публичной дипломатии на межгосударственные отношения с исследуемыми странами;
7. выявить значение публичной дипломатии США для политических перемен в Армении (2018) и Украине (2004, 2014).
Методы исследования: сравнительный (компаративный) анализ, при рассмотрении примеров реализации публичной дипломатии США и России по определенным направлениям в Армении и Украине, а также документальный анализ, задействованный при изучении материалов соответствующих организаций и ведомств, их стратегий и отчётов по программам публичной дипломатии. Кроме того, при анализе российского/советского и американского опыта в 20 веке был применён исторический метод.
Документальная база исследования. Необходимо отметить, что при изучении американского подхода основой для исследовательской работы послужили документы правительственных ведомств, в частности, Государственного департамента Соединённых Штатов Америки . Такие материалы помогают оценить результаты соответствующих проектов за многие годы, понять приоритеты по направлениям, увидеть финансирование по каждой из рассматриваемых стран. В качестве еще одного вида источников можно выделить отчёты, стратегии и иные материалы сайта Агентства США по международному развитию, которые предоставляют данные об определённых программах, статистику, дают возможность ознакомиться со стратегиями на будущие годы. Далее американские законодательные акты, поправки помогают показать политику и финансирование Конгрессом программ в соответствующих странах. Помимо того, в оценке активности американской публичной дипломатии значимую роль сыграли отчёты, программы Корпуса мира , Американских уголков.
Для изучения российской деятельности в рамках публичной дипломатии основу базы источников составили различные материалы Федерального Агентства «Россотрудничество», Фонда «Русский мир», Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова, а именно, программы, отчёты о деятельности, информация о мероприятиях. Данные, предоставляемые такими организациями, помогают показать специфику российской работы с зарубежными аудиториями в областях культуры, науки и образования.
В дипломной работе используются статистические материалы для оценки деятельности США и России по различным направлениям. В качестве ещё одного вида источников для рассмотрения работы в рамках публичной дипломатии явились программы, отчёты, новости о проведённых мероприятиях различных НКО: Фонд Развития Евразийского Сотрудничества, Национальный демократический институт, Фонд Евразия, Евразийский фонд сотрудничества (Eurasia Partnership Foundation). Для анализа деятельности двух государств обратились к аналитическим материалам. Для понимания российских и американских приоритетов на международной арене и роли в них Армении и Украины в исследовании использовались соответствующие документы - Концепции внешней политики и Стратегии.
Степень изученности темы. Теоретическую основу данного исследования составляют работы, касающиеся рассмотрения содержания понятия «публичная дипломатия» в историческом контексте. В них затрагиваются вопросы места для данного рода деятельности таких явлений, как «мягкая сила», «культурная дипломатия», брендинг, а также приводятся различные точки зрения на аппарат публичной дипломатии. В исследовании освещены научные работы, авторы которых рассматривают современные тенденции в реализации программ публичной дипломатии – изменение роли государства, влияние Интернет-пространства, новые институты. Отдельную категорию работ составили научные материалы об эволюции российской/советской и американской публичной дипломатии с начала периода «холодной войны» по настоящее время. Помимо того, в выпускной квалификационной работе используются материалы, касающиеся вопроса проведения мероприятий публичной дипломатии России и США непосредственно в Армении и Украине и вопроса межгосударственных отношений. Региональные аспекты реализации публичной дипломатии по украинскому и армянскому направлениям на сегодняшний день недостаточно изучены, что и является стимулом для написания данной исследовательской работы.
Структура работы. Структура данного исследования направлена на достижение поставленной цели и состоит из Введения, 4 глав, 8 параграфов, Заключения. В первой главе рассматривается история развития «публичной дипломатии» и как понятия в научном дискурсе, и как сферы политики государства. Первый параграф посвящен различным точкам зрения на понимание данного явления. Во втором параграфе представлены современные интерпретации содержания деятельности в рамках реализации публичной дипломатии.
Во второй главе и в каждом из параграфов рассматривается развитие публичной дипломатии в 20 и 21 вв. на примерах СССР/России и США, а также проводится сравнение исторического и современного опыта двух стран.
Третья и четвёртая главы данного исследования посвящены рассмотрению американской и российской деятельности в рамках реализаций задач публичной дипломатии в Украине и Армении, а также освещаются вопросы состояния отношений между соответствующими странами.
На сегодняшний день создание точек влияния на международной арене представляет серьёзную важность для таких государств как Российская Федерация и Соединённые Штаты Америки. Современные политические кризисы в государствах СНГ влияют на состояние российско-американских отношений, например, сегодня значимая роль принадлежит украинскому фактору. Страны постсоветского пространства многие годы после распада СССР оставались в ряду надёжных российских партнёров, но политические перестановки создали ситуацию, когда в некоторых из суверенных республик возобладали прозападные настроения. В 21 веке для Федерации по-прежнему важна идея сохранения и укрепления «Русского мира», поэтому власти видят необходимость в поддержании собственного влияния в странах бывшего СССР, формирования там лояльных групп населения.
Понятие публичная дипломатия имеет большую историю, начала которой не ограничивается периодом «холодной войны». Изначально политики и журналисты использовали данный термин в значении «общеизвестности» государственных действий. Но к 21 веку, благодаря как опыту идеологического противостояния США И СССР, так и современным вызовам влиянию стран за рубежом, понятие приобретает ряд характеристик, отличающих его от иной деятельности по построению имиджа. Данное явление представляет собой набор инструментов по проецированию «мягкой силы» различных государств. Так, основная задача публичной дипломатии - реализация национальных интересов за рубежом, где целевой аудиторией является все население или же отдельные группы граждан. Содержание соответствующей деятельности в настоящее время составляют: работа в сфере укрепления культурных и научных связей; проекты содействия развитию: программы академических и профессиональных обменов; работа собственных СМИ и сотрудничество с зарубежными; взаимодействие с соответствующими НКО. Помимо того, к современным тенденциям, меняющим подходы к деятельности в рамках публичной дипломатии, относятся:
• перенос части деятельности в рамках публичной дипломатии в пространство Интернета, социальные сети;
• рост значения деятельности новых игроков, обладающих ресурсами влияния на иностранную аудиторию;
• широкое вовлечение общества в вопросы политики;
• важность формата диалога для работы с целевой аудиторией;
• увеличение значения фактора построения и поддержания имиджа страны.
Выделим основные черты американской и советской деятельности по влиянию на иностранные аудитории в 20 веке. Так, в период «холодной войны» академические и профессиональные обмены стали для обеих стран сильным оружием в борьбе не только за сохранение, но за расширение зон влияния, в частности, для США в регионе Восточной Европы. Отметим, что для американских программ, появившихся в условиях того времени, в качестве одной из целевых аудиторий выступали лидеры из разных сфер, в том числе политики, данная тенденция по-прежнему актуальна в 21 веке. Советскому Союзу удалось создать успешный институт, объединивший большую часть работы страны с иностранной общественностью в сферах науки, культуры, образования, и даже информирования. Именно Всесоюзное общество культурной связи с заграницей ( позднее - Союз советских обществ дружбы) осуществляло деятельность по созданию образа СССР с первых лет существования государства и вплоть до его распада. Оба государства уделяли большое внимание возможностям пропаганды, для чего создавались соответствующие средства массовой информации, например, советские - радио “Мир и Прогресс», Агентство печати «Новости»; американские - «Голос Америки», «Свободная Европа». Помимо того, отметим, что в отличие от СССР, в Соединённых Штатах была создана отдельная структура - Информационное Агентство, а также Отдел в рамках Госдепартамента для реализации таких задач. Помощь развитию также стала одним из инструментов в «холодной войне» для обеих стран, причём власти Америки для реализации соответствующих задач создали Агентство США по международному развитию, аналога которому в Советском Союзе не было.
После распада СССР власти России переформировали некоторые институты публичной дипломатии, однако, результаты их работы не были успешными. Данный факт доказывает тенденция снижения влияния Российской Федерации на постсоветском пространстве в последующие годы. Однако уже с середины «нулевых» годов власти начинают формировать структуры по влиянию на зарубежье, в особенности это касается направления стран СНГ. Для выполнения задачи информирования иностранной общественности о российской позиции было создано СМИ “Russia Today”, для продвижения культурного, научного, образовательного и экспертного сотрудничества, а также повышения уровня знания русского языка сформированы государственные НКО - «Русский мир», Федеральное Агентство «Россотрудничество», Фонд поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова. Американские институты публичной дипломатии сохранились и продолжают действовать сегодня, например, Агентство США по международному развитию, Корпус мира. На сегодняшний день страны СНГ играют значимую роль для американской публичной дипломатии, среди медиа-ресурсов примечательны работа по информированию со стороны «Радио Свобода» после украинского кризиса (2014), а также создание СМИ «Настоящее время» с русскоязычной целевой аудиторией. При сравнении деятельности России и США в рамках цифровой дипломатии видно, что американская сторона к настоящему времени сформировала собственный подход (например, участие в дискуссиях в социальных сетях) и инструменты (например, TechCamps). Российская Федерация сегодня активно расширяет присутствие официальных органов и представителей страны в интернет-платформах и социальных сетях.
Итак, в российском и американском политическом сообществе присутствует различие в понимании работы аппарата публичной дипломатии. Сравнение американского и советского/российского опыта деятельности в рамках публичной дипломатии показало, что к настоящему времени работа США более структурирована и организована. Руководство России не имеет чёткого понимания задач публичной дипломатии и уделяет соответствующим вопросам меньше внимания. При сравнении с американскими примерами, видно отсутствие ясного деления обязанностей в рамках структуры деятельности и неразвитость базы механизмов для работы с иностранными аудиториями.
Для публичной дипломатии России и США в Армении и Украине характерны определённые направления деятельности. Американские инициативы в основном затрагивают вопросы взаимодействия с властными структурами, участия в электоральных процессах, работы с политиками и партиями, помощи местным НКО, а также содействия экономическому росту и развитию сферы здравоохранения. В частности, в исследовательской работе было показано влияние американской публичной дипломатии на формирование и укрепление оппозиционных сил Украины в течение нескольких десятилетий. Кроме того, часть программ в Армении и Украине направлена на поддержание стабильности и безопасности, как в Нагорно-Карабахском конфликте, так и на юго-востоке Украины. В рассмотренных странах развивается направление по повышению уровня знания английского языка. Для российской стороны при реализации проектов и мероприятий в Армении и Украине характерны акценты на общем историческом наследии, близких культурных ценностях народов. Помимо того, Фонд «Русский мир» и Федеральное Агентства «Россотрудничество» занимаются работой по сохранению русского языка и росту показателей по его изучению, в частности, происходит обучение преподавательского состава школ, проводятся курсы в представительствах организаций за рубежом. Направление гуманитарной помощи и содействия развитию со стороны России реализуется на государственном уровне страны. На сегодняшний день цель выполнения задач публичной дипломатии полностью достижима только в Армении. Причина проблем в работе российских организаций состоит в ухудшении российско-украинских отношений, поэтому количество мероприятий в государстве со стороны упомянутых ранее 3 государственных НКО России серьезно ограничено. Отметим также, что на постсоветском пространстве значимым механизмом развития чувства лояльности является деятельность Русской Православной Церкви. Как показало исследование, в отличие от американской деятельности, Россия на уровне публичной дипломатии не реализует в Армении и Украине программы по таким направлениям, как поддержка определённых политических сил, помощь в проведении выборов, реформирование правительства.
Важным элементом российской и американской публичной дипломатии является выстраивание отрицательного образа друг друга среди целевых аудиторий на постсоветском пространстве. На таких позициях осуществляют деятельность российские и американские международные средства массовой информации, в частности, «Голос Америки», «Радио Свобод» и «Russia Today». Для обеих стран схожим направлением является обучение иностранных граждан в рамках академических и профессиональных обменов. Более того, со стороны России население постсоветского пространства является целевой аудиторией, для которой ежегодного формируются стипендии.
В исследовательской работе была представлена и проанализирована работа основных институтов публичной дипломатии США и России на территории Украины и Армении. Большую роль в успехе американской работы играет Агентство США по международному развитию. Кроме программ гуманитарной направленности, организация реализует проекты по работе с иностранными государственными органами, так, некоторые были запущены в отношении Армении и Украины в качестве ответа на политическую нестабильность в разные годы. Бюро Госдепартамента США работают по направлениям образовательных и профессиональных обменов, сопровождению процесса выборов, демократизации, помощи экономическому развитию. В качестве одного из инструментов публичной дипломатии в сфере культуры выступают Американские уголки, многие из которых расположены на территории стран постсоветского пространства. Корпус мира также является успешным механизмом публичной дипломатии США, так, на территории Украины организация способствует укрепления связей с молодым поколением, работает с населением юго-востока. Основными институтами Российской Федерации являются Фонд «Русский мир», Федеральное Агентство «Россотрудничество» и Фонд поддержки публичной дипломатии им. А. М. Горчакова. Первые две из названных организаций работают через собственные представительствам в странах, а Фонд им. А.М Горчакова в отношении рассматриваемых государств в основном организует экспертные встречи по политическим темам, например, по армянскому направлению - «Кавказский диалог».
В качестве механизмов по достижению задач публичной дипломатии могут выступать НКО политической и иной направленности. Проведённый анализ показал, что такие организации международного уровня со стороны России немногочисленны и менее эффективны в вопросах влияния на официальные власти за рубежом в сравнении с американским опытом. Отметим, что Россия большое внимание уделяет интеграции в рамках ЕАЭС, членом которой является Армения, в том числе, на уровне граждан государств-участников, поощряя работу соответствующих НКО. Несколько американских НКО работают в Армении и Украине: Евразийский фонд сотрудничества, Национальный фонд в поддержку демократии, Национальный демократический институт, Евразийский Фонд. Помимо того, осуществляется поддержка местных НКО в рассматриваемых странах. Часть из названных организаций в 21 веке оказывает серьёзное влияние на поддержку оппозиции в Украине. Помимо того, названные американские неправительственные организации вносят вклад в вопросы анализа политических процессов в соответствующих странах, формирование независимых СМИ.
Итак, за период прошлого десятилетия в Армении и Украине произошли политические перестановки, оказавшие влияние на современные позиции России и США в данных государствах. Отметим, что «бархатная резолюция» в Армении, в отличие от последствий «Евромайдана», не привела к серьёзному сдвигу во внешнеполитических приоритетах. Власти данной страны стараются сохранять баланс между пророссийскими и прозападными векторами, в Украине же сильны проамериканские политические силы. Нужно сказать, что на уровне населения к настоящему времени в Армении сформирован позитивный и благоприятный образ России, а в Украине, наоборот, после кризиса (2014) сильны антироссийские настроения. Власти Российской Федерации, в отличие от Соединённых Штатов, в вопросе налаживания отношений с рассматриваемыми государствами не делают акцента на деятельности механизмов публичной дипломатии, опираясь при этом на возможности работы с руководством стран.
1. Выступление Путина В.В. на пленарном заседании совещания послов и постоянных представителей России, 12 июля 2004 года [Электронный ресурс]// Официальный сайт президента Российской Федерации. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/22545 (дата обращения 22.03.2020)
2. Концепция внешней политики Российской Федерации от 15 июля 2008 год [Электронный ресурс]// Официальный сайт президента Российской Федерации. URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/785 (дата обращения 29.03.2020);
3. Концепция внешней политики Российской Федерации от 12 февраля 2013 г. [Электронный ресурс] // Сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации. URL: https://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/122186 (дата обращения 29.03.2020)
4. Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 30.11.2016 г. № 640 [Электронный ресурс]// Официальный сайт президента Российской Федерации. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41451 (дата обращения 29.03.2020)
5. Перечень поручений по итогам встречи с членами Общественной палаты от 20 июня 2017 года [Электронный ресурс]// Официальный сайт президента Российской Федерации. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/55314 (дата обращения:24.03.2020)
6. Armenia, Country Development Cooperation Strategy, 2013-2020 [Электронный ресурс]// USAID, August 2013. URL: https://www.usaid.gov/sites/default/files/documents/1863/CDCS_Armenia_Dec_2020.pdf (дата обращения:13.04.2020)
7. H.R.5859 - Ukraine Freedom Support Act of 2014, 113th Congress (2013-2014) [Электронный ресурс]// Congress. URL: https://www.congress.gov/bill/113th-congress/house-bill/5859/text?q=%7B%22search%22%3A%5B%22Ukraine%22%5D%7D&r=73&s=4 (дата обращения:15.04.2020)
8. H.Amdt. 346 to H.R.2740 — 116th Congress (2019-2020) [Электронный ресурс]// Congress. URL: https://www.congress.gov/amendment/116th-congress/house-amendment/346/actions?q=%7B%22search%22%3A%5B%22Armenia%22%5D%7D&r=4&s=7) (дата обращения: 10.04.2020)
9. Integrated Country Strategy, Armenia [Электронный ресурс]// Department of State, August 28, 2018. URL: https://www.state.gov/wp-content/uploads/2019/01/ICS-Armenia_UNCLASS_508.pdf (дата обращения: 12.04.2020)
10. National Security Strategy of the United States of America. December 2017 [Электронный ресурс]// The White House Official Website. URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2017/12/NSS-Final-12-18-2017-0905.pdf
11. Ukraine, Country Development Cooperation Strategy 2019-2024 [Электронный ресурс]// USAID, January 09, 2019. − URL: https://www.usaid.gov/sites/default/files/documents/1863/Ukraine_USAID_CDCS_2019-2024_Public_EN_12.pdf ( дата обращения: 12.04.2020)
Отчёты и доклады по деятельности институтов публичной дипломатии:
12. Отчёт об основных направлениях деятельности, 2013 год [Электронный ресурс]// Фонд «Русский мир»// URL: https://russkiymir.ru/export/sites/default/russkiymir/ru/fund/docs/Report_2013.pdf (дата обращения 07.04.2020)
13. Отчет о деятельности фонда «Русский мир», 2014 год [Электронный ресурс]// Фонд «Русский мир». URL: https://russkiymir.ru/events/docs/report_2014.pdf (дата обращения 07.04.2020)
14. Отчёт о деятельности фонда «Русский мир», 2018 год [Электронный ресурс]// Фонд «Русский мир». URL: https://russkiymir.ru/events/docs/Report_2018.pdf (дата обращения 07.04.2020)
15. American Corners in Armenia, 2019. Annual report. [Электронный ресурс]. URL: https://www.americancorners.am/ (дата обращения 14.04 .2020)
16. Armenia. Country Assessments and Performance Measures, January 2006 [Электронный ресурс]// Department of State, Bureau of European and Eurasian Affairs. URL: https://www.state.gov/p/eur/rls/rpt/63171.htm (дата обращения: 14.04.2019)
17. Armenia. Foreign Operations Appropriated Assistance, FY 2010 [Электронный ресурс] // Department of State, Bureau of European and Eurasian Affairs. URL: https://www.state.gov/p/eur/rls/rpt/eurasiafy10/156871.htm (дата обращения:25.03.2019)
18. Foreign Operations Assistance: Ukraine – 2013, Fact Sheet [Электронный ресурс]// Bureau of European and Eurasian Affairs, Department of State. URL: https://2009-2017.state.gov/p/eur/rls/fs/2013/212989.htm (дата обращения: 11.04.2020)
19. National Democratic Institute, 2005. Annual report [Электронный ресурс]// National Democratic Institute. URL: https://www.ndi.org/sites/default/files/2219_ndi_annual_report_120105_5.pdf (дата обращения 11.04.2020)
20. Peace Corps Ukraine, 2019. Annual Report [Электронный ресурс]// Peace Corps Ukraine. URL: https://s3.amazonaws.com/files.peacecorps.gov/documents/PCU_Annual_Report_2019_English.pdf (дата обращения: 16.04.2020)
21. Ukraine, U.S. Agency for International Development, 2018. Annual report [Электронный ресурс]// U.S. Agency for International Development. URL: https://www.usaid.gov/sites/default/files/documents/1863/USAIDUkraine_Annual_Report_2018.pdf (дата обращения 13.03.2020)
22. Ukraine – complex emergency, fact sheet #1, FY 2020 [Электронный ресурс]//U.S. Agency for International Development. URL: https://www.usaid.gov/sites/default/files/documents/1866/USG_Ukraine_FS01_02-05-2020.pdf (дата обращения: 14.03.2020)
23. U.S. Assistance to Ukraine - FY 2003, Fact Sheet [Электронный ресурс] // Bureau of European and Eurasian Affairs, Department of State. URL: https://2001-2009.state.gov/p/eur/rls/fs/29493.htm (дата обращения: 10.04.2020)
24. U.S. Assistance to Ukraine -- FY 2005, Fact Sheet [Электронный ресурс]// Bureau of European and Eurasian Affairs, Department of State. URL: https://2001-2009.state.gov/p/eur/rls/fs/50839.htm (дата обращения: 10.04.2020)
25. U.S. Government Assistance to and Cooperative Activities with Eurasia, FY 2001. Annual Report [Электронный ресурс]// Department of State, Office of the Coordinator of U.S. Assistance to Europe and Eurasia, 2002. URL: https://2009-2017.state.gov/documents/organization/17714.pdf (дата обращения: 20.03.2020)