Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА И АУДИТА ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ТОРГОВЛИ 7
1.1. Экономическая сущность и особенности учета товарно-материальных ценностей 7
1.2. Задачи учета и аудита товарно-материальных ценностей 15
1.3. Нормативное регулирование учета и аудита товарно-материальных ценностей 17
Глава 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И АУДИТ ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ООО «ЮНИХОЛОД» 21
2.1. Общая характеристика торговой организации 21
2.2. Документальное оформление и учет товарно-материальных ценностей в организации 29
2.3. Порядок проведения аудита товарно-материальных ценностей в организации 34
Глава 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕТА И АУДИТА ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ООО «ЮНИХОЛОД» 45
3.1. Направления совершенствования учета товарно-материальных ценностей в организации 45
3.2. Мероприятия по повышению эффективности аудита товарно материальных ценностей в организации 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 63
Переход к рыночной экономике, многообразию форм собственности, развитие маркетинга и менеджмента требует от руководителей и менеджеров предприятий, фирм и ассоциаций повышения эффективности использования экономического потенциала, оптимальных форм хозяйствования, достижения наилучших результатов при наименьших затратах труда и средств.
Следовательно, необходимо развитие теории и практики анализа хозяйственной деятельности, как одного из основных методов научного управления экономикой.
В условиях рыночного механизма хозяйствования анализ должен не только давать объективную оценку выполнения планов и динамике производственно-торговой, финансово-хозяйственной и другой деятельности предприятий, но и выявлять, изучать и мобилизовывать резервы экономического и социального развития, помогать разрабатывать оптимальные тактические и стратегические управленческие решения.
Торговля является одной из ведущих отраслей народного хозяйства и располагает большим объемом товарных запасов, составляющих преобладающую часть оборотных средств торговых организаций. Хозяйственными основными процессами в торговле являются приобретение товаров и их дальнейшая реализация, осуществляемая оптовыми и розничными торговыми организациями.
Безусловно, основным показателем, характеризующим эффективность деятельности предприятия, является положительный финансовый результат, который называется прибылью, но определение этого результата начинается с товарооборота. Товарооборот выступает как важнейшее и необходимое условие получения прибыли. Товарооборот относится к числу важнейших показателей плана экономического и социального развития. Он оказывает влияние, как на производство, так и на потребление, что говорит об актуальности поднятой нами темы.
Одна из главных задач управления товарооборотом организацией состоит в том, чтобы наиболее точно определить в условиях неопределенности, что и в каких количествах оно может продавать на рынке.
Для торгового предприятия эта задача сводится к тому, чтобы определить, что нужно закупать, выбрать те изделия, которые пользуются или будут пользоваться в будущем наибольшим спросом у потребителей, и обеспечить получение необходимой прибыли. Все вышеизложенное определяет актуальность темы данной работы.
Цель работы - изучить учет и аудит товарно-материальных ценностей в организации торговли и предложить пути совершенствования.
На основании предложенной цели можно выделить следующие задачи:
• изучить теоретические аспекты учета и аудита товарно-материальных ценностей в организации торговли;
• исследовать бухгалтерский учет товарно-материальных ценностей в организации торговли;
• изучить методику аудита товарно-материальных ценностей в организации торговли;
• предложить пути совершенствования учета и аудита товарно-материальных ценностей в организации торговли.
Объект исследования - ООО «ЮниХолод».
Предмет исследования - товарно-материальные ценности в организации торговли.
Информационную базу исследования составляют законодательные акты и нормативные документы, регулирующие порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, научные труды и учебная литература в области теории и практики финансового анализа, периодическая печать, а также финансовая, бухгалтерская отчетность и управленческая документация за 2014-2016 гг.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Под товаром понимается благо, которое выступает в качестве результата деятельности одного из субъектов экономики, а затем потребляется другим субъектом посредством обмена в виде купли-продажи.
Под товарными ресурсами понимаются предметы потребления в целях реализации на рынке, как внутреннем, так и внешнем.
Применительно к торговым организациям, под товарными ресурсами понимается масса товаров, которая поступает из разных источников и предназначена для реализации конечному потребителю.
Регулирование учета и аудита товарно-материальных ценностей осуществляется в законодательном порядке и регламентируется различными нормативно-правовыми актами в сфере товарного обращения, и исследуемая организация в своей деятельности руководствуется данными нормативными документами.
ООО «ЮниХолод» - молодая, быстроразвивающаяся команда профессионалов, успевшая хорошо зарекомендовать себя на рынке Беларуси.
Штат компании составляют квалифицированные специалисты в области кондиционирования, вентиляции, торгового и промышленного холода, а также комплектующих к холодильной технике.
ООО «ЮниХолод» имеет собственную сеть филиалов. Офисы предприятия расположены в таких городах, как Брест, Гомель, Гродно, Витебск, Полоцк, Могилев, Молодечно, Борисов, Барановичи, Слуцк. Благодаря территориальной распространенности, предприятие способно исполнять заказы, поступающие из абсолютно любой точки Беларуси.
В 2016 году по сравнению с 2015 годом в наибольшей степени в процентном отношении увеличилась реализация комплектующих (на 49,9%) и теплового оборудования (на 47,2%). Наибольший удельный вес в структуре ассортимента товаров занимает вентиляция (21,9%), на втором месте - промышленное холодильное оборудование (19,1%).
За исследуемый период в структуре ассортимента предприятия увеличилась доля промышленного холодильного оборудования, бытовых кондиционеров, комплектующих, теплового оборудования и инструмента для монтажа.
Однако за исследуемый период в структуре ассортимента предприятия наблюдается снижение удельного веса торгового холодильного оборудования, вентиляции и холодильных компрессоров.
Среднесписочная численность работников ООО «ЮниХолод» на 1 января 2017 года составила 42 чел.
Стоимость оборотных активов в 2016 году составила 24002 тыс. руб., что на 1904 тыс. руб. ниже показателя 2015 года. Снижение показателя произошло, в том числе за счет снижения запасов - на 9348 тыс. руб.
Рост дебиторской задолженности на 5556 тыс. руб. в 2016 году не следует оценивать положительно, так как это свидетельствует об отвлечении собственных средств организации из оборота и необходимости использования заемных средств, что, в свою очередь, ведет к ухудшению финансового положения предприятия. В организации рост дебиторской задолженности обусловлен задержками в оплате покупателей за приобретенную продукцию.
Структура активов ООО «ЮниХолод» изменилась: удельный вес внеоборотных активов вырос в 2016 году на 5,31%. Удельный вес оборотных активов в 2016 году составил 43,12%, снизившись на 5,31 п.п.
В 2016 г. по сравнению с 2015 г. выручка ООО «ЮниХолод» увеличилась на 19509 тыс. руб. Прибыль от продаж увеличилась на 4065 тыс. руб., или на 75,3%.
Чистая прибыль ООО «ЮниХолод» увеличилась на 1559 тыс. руб. Рентабельность ООО «ЮниХолод» увеличилась в 2016 году по сравнению с 2015 годом на 4,19 п.п.
В ООО «ЮниХолод» для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками используется счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Аналитический учет по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» осуществляется в разрезе покупателей и заказчиков.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность ООО «ЮниХолод» отражает достоверно во всех существенных отношениях его финансовое положение на 1 января 2017 г. и учет товарно-материальных ценностей за период январь- декабрь 2016 г.
В ООО «ЮниХолод» применяет автоматизированную форму учета посредством обработки учетной информации программой «1С: Бухгалтерия.7.7».
Для более эффективного учета дебиторской и кредиторской задолженности рекомендуется внедрить в ООО «ЮниХолод» программный продукт «1С: Бухгалтерия 8».
«1С: Бухгалтерия 8» обеспечивает решение всех задач, стоящих перед бухгалтерской службой организации, включая, например, выписку первичных документов, учет продаж и т. д. Кроме того, информацию об отдельных видах деятельности, торговых и производственных операциях, могут вводить сотрудники смежных служб организации, не являющиеся бухгалтерами.
Чистый дисконтированный доход (ЧДД) проекта составит 1057 тыс. руб., что является достаточно высоким показателем для проекта приобретения и установки программного продукта. Так как ЧДД больше нуля - проект является эффективным.
Расходы на приобретение и установку программы окупятся в четвертом квартале 2018 г.
Для повышения эффективности аудита товарно-материальных ценностей в ООО «ЮниХолод» необходимо соблюдать следующие требования:
• первичные учетные документы, принимаемые бухгалтерией, должны иметь все необходимые реквизиты;
• устанавливается ответственность за непредставление во время документов в бухгалтерию (замечание, выговор, лишение премии).
1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями).
2. Приказ Министерства финансов Российской Федерации «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» от 31 октября 2000 г. № 94н (с последующими изменениями и дополнениями).
3. Приказ Министерства финансов Российской Федерации «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» от 6 октября 2008 г. № 106н (с последующими изменениями и дополнениями).
4. Приказ Министерства финансов Российской Федерации «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99» от 6 мая 1999 г. № 106н (с последующими изменениями и дополнениями).
5. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2012 г. (с последующими изменениями и дополнениями).
6. Федеральный закон Российской Федерации «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями).
7. Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учет: учебник / Ю.А. Бабаваев. - М.: Проспект, 2012.
8. Бабченко Т.Н. Бухгалтерский учет и налогообложение: учебное пособие / Т.Н. Бабченко, Е.Н. Галанина. - М.: Кнорус: Гарант, 2013.
9. Баскакова О.В. Экономика предприятия (организации): учебник / О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейко. - М.: Дашков и К, 2012.
10. Бдайциева Л.Ж. Бухгалтерский учет: учебник / Л.Ж. Бдайциева. - М.: Юрайт, 2015.
11. Бурмистрова Л.М. Бухгалтерский учет: учебное пособие / Л.М. Бурмистрова. - М.: Инфра-М: Форум, 2012.
12. Бухгалтерский учет: учебное пособие / Л.В. Бухарева. - М.: Эксмо, 2012.
13. Бухгалтерский учет: учебник / В.Г. Гетьман, В.Э. Керимов, З.Д. Бабаева, Т.М. Неселовская. - М.: Инфра-М, 2015.
14. Бухгалтерский учет: учебник / Г.И. Алексеева [и др.]. - 2-е изд., переработанное и дополненное. - М.: Маркет ДС, 2015.
15. Васильева Л.С. Анализ хозяйственной деятельности: учебник / Л.С. Васильева, М.В. Петровская. - М.: Кнорус, 2015.
...