КОНЦЕПЦИЯ ВЕЛИКОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ XXI ВЕКА: ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ И ГЕОЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ
|
Введение 3
Глава I. Генезис и развитие Великого Шелкового Пути XXI века 12
§1.1 Генезис лозунга «Один пояс – один путь» и ее развитие 12
§1.2 Сравнение концепции «Один пояс – один путь» с аналогичными проектами других азиатских стран («Connect central Asia», «Act East», «Степной путь», «Светлый путь», «Транс-Евразийский пояс развития», «Сила Сибири») 19
Глава II. Геополитические и геоэкономические аспекты Великого Шелкового Пути XXI века 27
§ 2.1 Геополитический аспект лозунга «Один пояс – один путь» 27
§ 2.2 Геоэкономический аспект лозунга «Один пояс – один путь» 35
Глава III. Перспективы развития концепции Великого Шелкового пути XXI века и ее влияние на политико-экономическую архитектуру в мире 44
§ 3.1 Международное значение китайской инициативы «Один пояс – один путь» 44
§ 3.2 Страновое и региональное значение китайской инициативы «Один пояс – один путь» 51
Заключение 58
Список использованных источников и литературы 62
Приложение
Глава I. Генезис и развитие Великого Шелкового Пути XXI века 12
§1.1 Генезис лозунга «Один пояс – один путь» и ее развитие 12
§1.2 Сравнение концепции «Один пояс – один путь» с аналогичными проектами других азиатских стран («Connect central Asia», «Act East», «Степной путь», «Светлый путь», «Транс-Евразийский пояс развития», «Сила Сибири») 19
Глава II. Геополитические и геоэкономические аспекты Великого Шелкового Пути XXI века 27
§ 2.1 Геополитический аспект лозунга «Один пояс – один путь» 27
§ 2.2 Геоэкономический аспект лозунга «Один пояс – один путь» 35
Глава III. Перспективы развития концепции Великого Шелкового пути XXI века и ее влияние на политико-экономическую архитектуру в мире 44
§ 3.1 Международное значение китайской инициативы «Один пояс – один путь» 44
§ 3.2 Страновое и региональное значение китайской инициативы «Один пояс – один путь» 51
Заключение 58
Список использованных источников и литературы 62
Приложение
Актуальность данной работы обусловлена тем, что на сегодняшний день мир переживает серьезную трансформацию международных отношений, особенно в финансовой и экономической сферах, что связано с возрастающей и лидирующей в них ролью Китайской Народной Республики. Экономический аспект неизбежно оказывает влияние на политическую и культурную стороны международных отношений. Подобная лидирующая роль воплощается в создании Великого Шелкового пути XXI века, получившего официальное развитие с сентября 2013 г., когда председателем КНР господином Си Цзиньпином была анонсирована концепция «Один пояс – один путь», предполагающая построение трансконтинентального моста, который свяжет Китай с Европой. Эта инициатива призвана выработать новый механизм как регионального, так и континентального сотрудничества, способствовать экономическому процветанию стран, располагающихся вдоль маршрутов этого пути, и повышению качества и интенсивности межкультурной коммуникации. Структурными единицами концепции «Один пояс – один путь» выступают «Экономический пояс Шелкового пути» (сухопутный вариант) и «Морской Шелковый путь XXI века» (морской вариант).
Идейная основа этой концепции базируется на древнем Шелковом пути – торговом маршруте, возникшем во II в. до н. э., охватившем регионы Азии, Африки и Европы, и связавшим их между собой на протяжении тысячелетий. Главным образом, этот путь использовался для вывоза шелка из Китая, с чем и сопряжено его название. Он играл важную роль в мире и способствовал прогрессу человеческой цивилизации, межкультурному обмену знаниями и экономическому процветанию стран. Именно поэтому в эпоху глобализации на фоне периодически возникающих экономических кризисов, сложности в двусторонних региональных и многосторонних международных отношениях, связанных с нестабильной обстановкой в мире, возрождение Великого Шелкового пути становится актуальной и важной тематикой на современном этапе.
Построение более глубокой архитектуры регионального партнерства и совместная координация экономической политики – приоритетные задачи этой инициативы. Географически она охватывает Евразийский регион и ключевым ее элементом является Центральная Азия. Ее реализация сопряжена со строительством инфраструктурных объектов, по типу железных и магистральных дорог, с техническим обновлением важных транспортных узлов, с инвестиционной деятельностью и другими аспектами. Создание концепции Великого Шелкового пути XXI века стимулировало появление в некоторых Центрально-Азиатских странах собственных аналогичных проектов для более тесного взаимосотрудничества в рамках инициативы «Один пояс – один путь». Например, в Монголии появился так называемый «Степной путь», а в Казахстане «Светлый путь».
По заявлению китайской стороны, в рамках подобной архитектуры сотрудничества все участвующие в ней государства получают экономическую выгоду, возможности устойчивого развития, стимулирование экономического потенциала и рост экономики за счет притока инвестиций и создания транзитных коридоров через их территории. Каждое отдельно взятое государство получает свои выгоды от реализации этой инициативы. В условиях регионального развития в перспективе можно предвещать смещение вектора международных финансовых и торговых операций в регион Центральной Азии. Африка получает инвестиции и новые инфраструктурные объекты, а также рабочие места. Кроме того, экономический потенциал Африканского региона в мировом масштабе будет расти благодаря китайской инициативе, что повлияет на рост ее роли в международных экономических отношениях и вовлечение в мировую торговлю. Региональные выгоды от реализации китайской инициативы поистине будут иметь, в долгосрочной перспективе, международные масштабы. Тем не менее, Китай, как инициатор создания этого глобального проекта, аналогично получает множество преференций. У него существуют геополитические и геоэкономические амбиции, которые Пекин может воплотить в жизнь через реализацию своей инициативы «Один пояс – один путь». С экономической точки зрения, Китай старается играть все более значимую роль в международных экономических отношениях через создание своих собственных финансовых институтов (например, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций) и укрепление роли своей валюты на международной арене для последующего закрепления юаня и его лидирующего положения в международных торговых операциях. Кроме того, важным является стимулирование развития западных районов посредством использования их как транзитных зон вдоль Шелкового пути, а также решение проблемы избыточности производства посредством открытия новых рынков сбыта продукции. С политической точки зрения, концепция Великого Шелкового пути XXI века позволяет Пекину сложить более выгодную систему безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе и решить ряд важных внешнеполитических задач, среди которых повышение его влияния в Центральной Азии, превентивное сдерживание Индии, решение вопроса касательно островов Спратли в Южно-китайском море, создание военных баз за пределами своих границ и многие другие задачи.
Таким образом, инициатива «Один пояс – один путь» является глобальной идеей Китайского правительства. Кто получит от нее больше выгод и кто выиграет от реализации остается спорным вопросом, но ясно одно – она имеет возможность изменить мировую финансовую систему и политическую архитектуру в мире, способствовать более глубокой интеграции государств Евразии. В любом случае, ее полноценная реализация возможна лишь в долгосрочной перспективе, поскольку проект позиционирует себя как широкомасштабный. Обычно крупные внешнеполитические программы Китайского правительства приурочены к какой-нибудь крупной дате, поэтому можно предположить, что инициатива «Один пояс – один путь» начнет полноценно функционировать к 2049 г., когда Китайской Народной Республике исполнится 100 лет со дня ее основания.
Целью исследования является изучение экономической и политической географии китайской инициативы «Один пояс – один путь».
Для достижения вышеизложенной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть развитие концепции Великого Шелкового пути XXI века в ретроспективе, начиная с ее официального провозглашения в 2013 г., и проанализировать институциональную среду ее воплощения.
2. Выявить и подвергнуть анализу аналогичные инициативе «Один пояс – один путь» концепции других азиатских государств, главным образом, экономические и политические программы Индии, России, Монголии и Казахстана.
3. Проанализировать геоэкономические и геополитические аспекты лозунга «Один пояс – один путь» и рассмотреть их влияние на политико-экономическую архитектуру в мире.
4. Рассмотреть перспективы развития концепции Великого Шелкового пути XXI века.
5. Раскрыть международное, страновое и региональное значения китайской инициативы «Один пояс – один путь».
Объектом исследования работы является развитие концепции Великого Шелкового пути XXI века в условиях формирования интеграционных взаимосвязей между Китаем и странами Центральной Азии, которые располагаются вдоль маршрутов «Экономического пояса Шелкового пути».
В работе рассмотрено влияние концепции Великого Шелкового пути XXI века на экономическое развитие государств Европы, Азии и Африки, ее влияние на политическую архитектуру в мире; проанализированы перспективы реализации китайской инициативы и наличие аналогичных ей концепций других государств; представлен прогноз относительно внешнеполитических и экономических выгод от имплементации в жизнь инициативы «Один пояс – один путь» для Китайской Народной Республики.
Предмет исследования – геополитические и геоэкономические аспекты лозунга «Один пояс – один путь».
Хронологические рамки работы охватывают период с 2013 г. по настоящее время. Отправной точкой периодизации послужило заявление председателя Китайской Народной Республики господина Си Цзиньпина в Назарбаев университете 7 сентября 2013 г. с речью “Развитие дружбы народов ради прекрасного будущего”, на котором глава государства выдвинул идею построения «Экономического коридора Шелкового пути».
Методологической основой исследования стали общенаучные методы, такие как анализ и синтез, а также частнонаучные методы. В частности, в работе использовался метод компаративного анализа, активно используемый в первой главе при сравнении инициативы «Один пояс – один путь» с рядом концепций других государств, например, с такими как «Connect Central Asia» и политикой «Act East». Также был задействован историко-генетический метод, опора на который помогала описывать этапы развития концепции Великого Шелкового пути XXI века, начиная с момента его официального зарождения в 2013 г. Кроме того, активно применялся в работе гипотетико-дедуктивный метод, использование которого помогало выводить заключения из посылов, например таких, как создание китайских военных баз вдоль так называемого маршрута «Нить жемчуга» и организация экономического коридора между Пакистаном и Китаем, что позволило сделать вывод о наличии геополитических амбиций Пекина по окружению Индии в кольцо для укрепления военного потенциала Китая в регионе и усилению своей национальной безопасности.
Автором в своей работе был также использован системный подход, позволяющий обобщить разрозненный материал об инфраструктурных проектах в рамках инициативы «Один пояс – один путь», и об ее влиянии на политическую и экономическую ситуацию в мире.
Степень научной разработанности темы. С момента официального заявления председателя Китайской Народной Республики господина Си Цзиньпина о создании «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути XXI века» в 2013 г., эти инициативы, объединенные под названием «Один пояс – один путь», начали широко исследоваться в научной среде. Кроме того, китайская инициатива получила дальнейшее развитие в официальных выступлениях председателя КНР в рамках его визитов в иностранные государства .
Инициатива «Один пояс – один путь» стала активно обсуждаться как в отечественной, так и в зарубежной науке. Заявления большинства отечественных исследователей в своих работах по поводу китайской концепции дополняли высказанные до этого идеи господина Си Цзиньпина, постулировали новые взгляды, в некоторых случаях подтверждали положительную направленность этого проекта, а в некоторых высказывались диаметрально противоположные суждения и опасения относительно благих намерений китайской инициативы. Среди таких работ российских исследователей стоит выделить труды Фроловой И. Ю. , Комиссиной И. Н. , Мирзаева Р. С. , Тимофеевой В. Б. , Сафроновой Е. И. . Особо хотелось бы выделить исследование Мордвиновой А. , в котором показаны инструменты китайской экономической стратегии в Центральной Азии и благодаря которому раскрывается геоэкономическая суть концепции Великого Шелкового пути XXI века, инициированной китайским правительством.
Растущий интерес к инициативе «Один пояс – один путь» нашел также отклик в зарубежной среде, главным образом, в работах англоязычных исследователей. Особо хотелось выделить труды Фэллона Т. , Парка И. , Марантидоу В. , Джиази Р. и Джоу Дж. , а также Гриегера Г. . Работы этих авторов оказались полезными для понимания внешнеполитической направленности инициативы «Один пояс – один путь».
Большое теоретическое значение в исследование концепции Великого Шелкового пути XXI века внес аналитический доклад Лукина А. В. «Китайский глобальный проект для Евразии: постановка задачи» . В нем рассмотрен один из ключевых компонентов китайской инициативы – «Экономический пояс Шелкового пути», его характеристика и роль во внешнеполитическом курсе Пекина.
Стоит отметить, что интерес к этой теме среди отечественных ученых связан со стремительным экономическим ростом Китая и превращение его во влиятельную мировую державу, которая создает собственную международную экономическую модель развития. Пекин становится неотъемлемым центром мирового влияния, а потому может выступить в роли противовеса политике Вашингтона и изменить конфигурацию сил на международной арене в свою пользу.
Видное место в исследованиях сферы взаимодействия китайской концепции и Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС) в области безопасности и развития стали работы Матвеева В. А. , Шилиной М. Г. и Алексеенко О. А. . В трудах этих авторов анализируется влияние экономического согласования между ШОС и «Экономическим поясом Шелкового пути» на развитие Евразии, а также инструменты сотрудничества по обеспечению региональной безопасности и другие аспекты совместной деятельности.
Невозможно не отметить работы доцента кафедры американских исследований факультета международных отношений Санкт-Петербургского Государственного Университета Федорова Н. В. , косвенно пересекающиеся с инициативой «Один пояс – один путь», и благодаря которым можно проследить геополитическую направленность китайской концепции.
Важными работами при анализе и сравнении инициативы «Один пояс – один путь» с индийскими концепциями стали труды Саджанхара А. , Госвами Н. , Косари Р. К. и Кембеля И. , опора на которые помогла понять суть построения экономических блоков, предпринимаемого Индией.
Пользуясь случаем, хотелось бы выразить благодарность всем вышеописанным исследователям, а также тем научным сотрудникам, которые продолжают заниматься исследовательской тематикой в отношении концепции Великого Шелкового пути XXI века.
Особую благодарность заслуживает работа Антипова К. В. «Экономический коридор «КНР-Пакистан» открывает Шелковый путь на Запад», в ее рамках раскрываются региональные экономические отношения между Пакистаном и Китаем, а также инвестиционные соглашения, свидетельствующие о ключевом двустороннем партнерстве двух государств . Кроме того, особую благодарность хотелось бы выразить трудам Федорова Н. В., которые помогли систематизировать знания о конфликте в Южно-китайском море, а также глубже понять корень проблемы и сделать необходимые для исследования выводы по геополитической направленности «Морского Шелкового пути XXI века».
Результаты анализа литературы и источников по теме исследования позволили сделать вывод о том, что и в отечественной научной среде, и в зарубежной внесен существенный вклад в изучение развития инициативы «Один пояс – один путь», однако, в трудах ученых не рассматривался более систематично вопрос о геополитических и геоэкономических векторах китайской инициативы, обеспечивающих ей глобальное лидерство. Кроме того, проведенные ранее исследования не подвергают анализу экономические концепции аналогичные китайской инициативе. Так, в научной среде отсутствует сравнительная характеристика экономических проектов Монголии и Казахстана, носящие названия «Степной путь» и «Светлый путь» соответственно, а также индийских экономических концепций «Connect Central Asia» и «Act East» с инициативой «Один пояс – один путь».
Источниковая база исследования подразделяется на:
1. Официальные документы правительства Китайской Народной Республики и правительства Российской Федерации, а также договоры международных организаций. Среди таких документов в работе фигурирует Белая книга правительства КНР «Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути XXI века», «Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути», Договор о зоне свободной торговли и т. д.
2. Официальные документы структурных подразделений при Государственном совете Китая: «Development of China’s Transport».
3. Официальные документы транснациональной энергетической корпорации ПАО «Газпром»: «Сила Сибири» и «Северный поток-2».
4. Официальные статистические данные международных организаций и Национального Бюро Статистики КНР: Global Migration Flows, The Chinese Outbound Travel Market with Special Insight into the Image of Europe as a Destination и т. д.
Научная новизна исследования определяется тем, что впервые в российской, китайской и зарубежной науке осуществлено комплексное сравнение китайской инициативы «Один пояс – один путь» с аналогичными экономическими концепциями Индии, России, Казахстана и Монголии. Помимо этого, в научный оборот введено понятие «Medium Terra» (от лат. «Срединная земля») - регион, который по прогнозам автора в будущем сосредоточит на себе вектор международных финансовых отношений. Также использован ряд материалов, прежде недоступных в силу их публикации на китайском языке и иврите. Дан прогностический анализ перспектив развития концепции Великого Шелкового пути XXI века и его влияния на политическую архитектуру в мире. Выявлено, что реализация инициативы «Один пояс – один путь» будет способствовать возрастанию имиджа Китая и принесет ему геополитические и геоэкономические выгоды. Доказано, что обширные территории, которые охватывает концепция, получат экономическое развитие, а экономический потенциал некоторых регионов Планеты вырастет.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе проанализировано влияние концепции Великого Шелкового пути XXI века на развитие транспортно-логистических путей на Евразийском и Африканском континентах вдоль маршрутов инициативы «Один пояс – один путь». Теоритически обоснована роль этого проекта в экономическом развитии регионов Африки, Азии, Европы и Ближнего Востока. Внесен теоретический вклад в познание китайской инициативы как геополитической игре XXI века и как фактора, формирующего новый мировой порядок с центром притяжения в Центральной Азии.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы для дальнейших научных и методических работ в области изучения Великого Шелкового пути XXI века и его влияния на мировую политику и экономику. Большое значение имеет анализ геополитических и геоэкономических аспектов лозунга «Один пояс – один путь», которые могут быть учтены и приняты во внимание при подготовке лекционного курса по современной внешнеполитической линии Правительства Китайской Народной Республики для студентов, обучающихся по образовательным программам бакалавриата по направлениям «международные отношения» и «мировая политика».
Идейная основа этой концепции базируется на древнем Шелковом пути – торговом маршруте, возникшем во II в. до н. э., охватившем регионы Азии, Африки и Европы, и связавшим их между собой на протяжении тысячелетий. Главным образом, этот путь использовался для вывоза шелка из Китая, с чем и сопряжено его название. Он играл важную роль в мире и способствовал прогрессу человеческой цивилизации, межкультурному обмену знаниями и экономическому процветанию стран. Именно поэтому в эпоху глобализации на фоне периодически возникающих экономических кризисов, сложности в двусторонних региональных и многосторонних международных отношениях, связанных с нестабильной обстановкой в мире, возрождение Великого Шелкового пути становится актуальной и важной тематикой на современном этапе.
Построение более глубокой архитектуры регионального партнерства и совместная координация экономической политики – приоритетные задачи этой инициативы. Географически она охватывает Евразийский регион и ключевым ее элементом является Центральная Азия. Ее реализация сопряжена со строительством инфраструктурных объектов, по типу железных и магистральных дорог, с техническим обновлением важных транспортных узлов, с инвестиционной деятельностью и другими аспектами. Создание концепции Великого Шелкового пути XXI века стимулировало появление в некоторых Центрально-Азиатских странах собственных аналогичных проектов для более тесного взаимосотрудничества в рамках инициативы «Один пояс – один путь». Например, в Монголии появился так называемый «Степной путь», а в Казахстане «Светлый путь».
По заявлению китайской стороны, в рамках подобной архитектуры сотрудничества все участвующие в ней государства получают экономическую выгоду, возможности устойчивого развития, стимулирование экономического потенциала и рост экономики за счет притока инвестиций и создания транзитных коридоров через их территории. Каждое отдельно взятое государство получает свои выгоды от реализации этой инициативы. В условиях регионального развития в перспективе можно предвещать смещение вектора международных финансовых и торговых операций в регион Центральной Азии. Африка получает инвестиции и новые инфраструктурные объекты, а также рабочие места. Кроме того, экономический потенциал Африканского региона в мировом масштабе будет расти благодаря китайской инициативе, что повлияет на рост ее роли в международных экономических отношениях и вовлечение в мировую торговлю. Региональные выгоды от реализации китайской инициативы поистине будут иметь, в долгосрочной перспективе, международные масштабы. Тем не менее, Китай, как инициатор создания этого глобального проекта, аналогично получает множество преференций. У него существуют геополитические и геоэкономические амбиции, которые Пекин может воплотить в жизнь через реализацию своей инициативы «Один пояс – один путь». С экономической точки зрения, Китай старается играть все более значимую роль в международных экономических отношениях через создание своих собственных финансовых институтов (например, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций) и укрепление роли своей валюты на международной арене для последующего закрепления юаня и его лидирующего положения в международных торговых операциях. Кроме того, важным является стимулирование развития западных районов посредством использования их как транзитных зон вдоль Шелкового пути, а также решение проблемы избыточности производства посредством открытия новых рынков сбыта продукции. С политической точки зрения, концепция Великого Шелкового пути XXI века позволяет Пекину сложить более выгодную систему безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе и решить ряд важных внешнеполитических задач, среди которых повышение его влияния в Центральной Азии, превентивное сдерживание Индии, решение вопроса касательно островов Спратли в Южно-китайском море, создание военных баз за пределами своих границ и многие другие задачи.
Таким образом, инициатива «Один пояс – один путь» является глобальной идеей Китайского правительства. Кто получит от нее больше выгод и кто выиграет от реализации остается спорным вопросом, но ясно одно – она имеет возможность изменить мировую финансовую систему и политическую архитектуру в мире, способствовать более глубокой интеграции государств Евразии. В любом случае, ее полноценная реализация возможна лишь в долгосрочной перспективе, поскольку проект позиционирует себя как широкомасштабный. Обычно крупные внешнеполитические программы Китайского правительства приурочены к какой-нибудь крупной дате, поэтому можно предположить, что инициатива «Один пояс – один путь» начнет полноценно функционировать к 2049 г., когда Китайской Народной Республике исполнится 100 лет со дня ее основания.
Целью исследования является изучение экономической и политической географии китайской инициативы «Один пояс – один путь».
Для достижения вышеизложенной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть развитие концепции Великого Шелкового пути XXI века в ретроспективе, начиная с ее официального провозглашения в 2013 г., и проанализировать институциональную среду ее воплощения.
2. Выявить и подвергнуть анализу аналогичные инициативе «Один пояс – один путь» концепции других азиатских государств, главным образом, экономические и политические программы Индии, России, Монголии и Казахстана.
3. Проанализировать геоэкономические и геополитические аспекты лозунга «Один пояс – один путь» и рассмотреть их влияние на политико-экономическую архитектуру в мире.
4. Рассмотреть перспективы развития концепции Великого Шелкового пути XXI века.
5. Раскрыть международное, страновое и региональное значения китайской инициативы «Один пояс – один путь».
Объектом исследования работы является развитие концепции Великого Шелкового пути XXI века в условиях формирования интеграционных взаимосвязей между Китаем и странами Центральной Азии, которые располагаются вдоль маршрутов «Экономического пояса Шелкового пути».
В работе рассмотрено влияние концепции Великого Шелкового пути XXI века на экономическое развитие государств Европы, Азии и Африки, ее влияние на политическую архитектуру в мире; проанализированы перспективы реализации китайской инициативы и наличие аналогичных ей концепций других государств; представлен прогноз относительно внешнеполитических и экономических выгод от имплементации в жизнь инициативы «Один пояс – один путь» для Китайской Народной Республики.
Предмет исследования – геополитические и геоэкономические аспекты лозунга «Один пояс – один путь».
Хронологические рамки работы охватывают период с 2013 г. по настоящее время. Отправной точкой периодизации послужило заявление председателя Китайской Народной Республики господина Си Цзиньпина в Назарбаев университете 7 сентября 2013 г. с речью “Развитие дружбы народов ради прекрасного будущего”, на котором глава государства выдвинул идею построения «Экономического коридора Шелкового пути».
Методологической основой исследования стали общенаучные методы, такие как анализ и синтез, а также частнонаучные методы. В частности, в работе использовался метод компаративного анализа, активно используемый в первой главе при сравнении инициативы «Один пояс – один путь» с рядом концепций других государств, например, с такими как «Connect Central Asia» и политикой «Act East». Также был задействован историко-генетический метод, опора на который помогала описывать этапы развития концепции Великого Шелкового пути XXI века, начиная с момента его официального зарождения в 2013 г. Кроме того, активно применялся в работе гипотетико-дедуктивный метод, использование которого помогало выводить заключения из посылов, например таких, как создание китайских военных баз вдоль так называемого маршрута «Нить жемчуга» и организация экономического коридора между Пакистаном и Китаем, что позволило сделать вывод о наличии геополитических амбиций Пекина по окружению Индии в кольцо для укрепления военного потенциала Китая в регионе и усилению своей национальной безопасности.
Автором в своей работе был также использован системный подход, позволяющий обобщить разрозненный материал об инфраструктурных проектах в рамках инициативы «Один пояс – один путь», и об ее влиянии на политическую и экономическую ситуацию в мире.
Степень научной разработанности темы. С момента официального заявления председателя Китайской Народной Республики господина Си Цзиньпина о создании «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути XXI века» в 2013 г., эти инициативы, объединенные под названием «Один пояс – один путь», начали широко исследоваться в научной среде. Кроме того, китайская инициатива получила дальнейшее развитие в официальных выступлениях председателя КНР в рамках его визитов в иностранные государства .
Инициатива «Один пояс – один путь» стала активно обсуждаться как в отечественной, так и в зарубежной науке. Заявления большинства отечественных исследователей в своих работах по поводу китайской концепции дополняли высказанные до этого идеи господина Си Цзиньпина, постулировали новые взгляды, в некоторых случаях подтверждали положительную направленность этого проекта, а в некоторых высказывались диаметрально противоположные суждения и опасения относительно благих намерений китайской инициативы. Среди таких работ российских исследователей стоит выделить труды Фроловой И. Ю. , Комиссиной И. Н. , Мирзаева Р. С. , Тимофеевой В. Б. , Сафроновой Е. И. . Особо хотелось бы выделить исследование Мордвиновой А. , в котором показаны инструменты китайской экономической стратегии в Центральной Азии и благодаря которому раскрывается геоэкономическая суть концепции Великого Шелкового пути XXI века, инициированной китайским правительством.
Растущий интерес к инициативе «Один пояс – один путь» нашел также отклик в зарубежной среде, главным образом, в работах англоязычных исследователей. Особо хотелось выделить труды Фэллона Т. , Парка И. , Марантидоу В. , Джиази Р. и Джоу Дж. , а также Гриегера Г. . Работы этих авторов оказались полезными для понимания внешнеполитической направленности инициативы «Один пояс – один путь».
Большое теоретическое значение в исследование концепции Великого Шелкового пути XXI века внес аналитический доклад Лукина А. В. «Китайский глобальный проект для Евразии: постановка задачи» . В нем рассмотрен один из ключевых компонентов китайской инициативы – «Экономический пояс Шелкового пути», его характеристика и роль во внешнеполитическом курсе Пекина.
Стоит отметить, что интерес к этой теме среди отечественных ученых связан со стремительным экономическим ростом Китая и превращение его во влиятельную мировую державу, которая создает собственную международную экономическую модель развития. Пекин становится неотъемлемым центром мирового влияния, а потому может выступить в роли противовеса политике Вашингтона и изменить конфигурацию сил на международной арене в свою пользу.
Видное место в исследованиях сферы взаимодействия китайской концепции и Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС) в области безопасности и развития стали работы Матвеева В. А. , Шилиной М. Г. и Алексеенко О. А. . В трудах этих авторов анализируется влияние экономического согласования между ШОС и «Экономическим поясом Шелкового пути» на развитие Евразии, а также инструменты сотрудничества по обеспечению региональной безопасности и другие аспекты совместной деятельности.
Невозможно не отметить работы доцента кафедры американских исследований факультета международных отношений Санкт-Петербургского Государственного Университета Федорова Н. В. , косвенно пересекающиеся с инициативой «Один пояс – один путь», и благодаря которым можно проследить геополитическую направленность китайской концепции.
Важными работами при анализе и сравнении инициативы «Один пояс – один путь» с индийскими концепциями стали труды Саджанхара А. , Госвами Н. , Косари Р. К. и Кембеля И. , опора на которые помогла понять суть построения экономических блоков, предпринимаемого Индией.
Пользуясь случаем, хотелось бы выразить благодарность всем вышеописанным исследователям, а также тем научным сотрудникам, которые продолжают заниматься исследовательской тематикой в отношении концепции Великого Шелкового пути XXI века.
Особую благодарность заслуживает работа Антипова К. В. «Экономический коридор «КНР-Пакистан» открывает Шелковый путь на Запад», в ее рамках раскрываются региональные экономические отношения между Пакистаном и Китаем, а также инвестиционные соглашения, свидетельствующие о ключевом двустороннем партнерстве двух государств . Кроме того, особую благодарность хотелось бы выразить трудам Федорова Н. В., которые помогли систематизировать знания о конфликте в Южно-китайском море, а также глубже понять корень проблемы и сделать необходимые для исследования выводы по геополитической направленности «Морского Шелкового пути XXI века».
Результаты анализа литературы и источников по теме исследования позволили сделать вывод о том, что и в отечественной научной среде, и в зарубежной внесен существенный вклад в изучение развития инициативы «Один пояс – один путь», однако, в трудах ученых не рассматривался более систематично вопрос о геополитических и геоэкономических векторах китайской инициативы, обеспечивающих ей глобальное лидерство. Кроме того, проведенные ранее исследования не подвергают анализу экономические концепции аналогичные китайской инициативе. Так, в научной среде отсутствует сравнительная характеристика экономических проектов Монголии и Казахстана, носящие названия «Степной путь» и «Светлый путь» соответственно, а также индийских экономических концепций «Connect Central Asia» и «Act East» с инициативой «Один пояс – один путь».
Источниковая база исследования подразделяется на:
1. Официальные документы правительства Китайской Народной Республики и правительства Российской Федерации, а также договоры международных организаций. Среди таких документов в работе фигурирует Белая книга правительства КНР «Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути XXI века», «Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути», Договор о зоне свободной торговли и т. д.
2. Официальные документы структурных подразделений при Государственном совете Китая: «Development of China’s Transport».
3. Официальные документы транснациональной энергетической корпорации ПАО «Газпром»: «Сила Сибири» и «Северный поток-2».
4. Официальные статистические данные международных организаций и Национального Бюро Статистики КНР: Global Migration Flows, The Chinese Outbound Travel Market with Special Insight into the Image of Europe as a Destination и т. д.
Научная новизна исследования определяется тем, что впервые в российской, китайской и зарубежной науке осуществлено комплексное сравнение китайской инициативы «Один пояс – один путь» с аналогичными экономическими концепциями Индии, России, Казахстана и Монголии. Помимо этого, в научный оборот введено понятие «Medium Terra» (от лат. «Срединная земля») - регион, который по прогнозам автора в будущем сосредоточит на себе вектор международных финансовых отношений. Также использован ряд материалов, прежде недоступных в силу их публикации на китайском языке и иврите. Дан прогностический анализ перспектив развития концепции Великого Шелкового пути XXI века и его влияния на политическую архитектуру в мире. Выявлено, что реализация инициативы «Один пояс – один путь» будет способствовать возрастанию имиджа Китая и принесет ему геополитические и геоэкономические выгоды. Доказано, что обширные территории, которые охватывает концепция, получат экономическое развитие, а экономический потенциал некоторых регионов Планеты вырастет.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе проанализировано влияние концепции Великого Шелкового пути XXI века на развитие транспортно-логистических путей на Евразийском и Африканском континентах вдоль маршрутов инициативы «Один пояс – один путь». Теоритически обоснована роль этого проекта в экономическом развитии регионов Африки, Азии, Европы и Ближнего Востока. Внесен теоретический вклад в познание китайской инициативы как геополитической игре XXI века и как фактора, формирующего новый мировой порядок с центром притяжения в Центральной Азии.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы для дальнейших научных и методических работ в области изучения Великого Шелкового пути XXI века и его влияния на мировую политику и экономику. Большое значение имеет анализ геополитических и геоэкономических аспектов лозунга «Один пояс – один путь», которые могут быть учтены и приняты во внимание при подготовке лекционного курса по современной внешнеполитической линии Правительства Китайской Народной Республики для студентов, обучающихся по образовательным программам бакалавриата по направлениям «международные отношения» и «мировая политика».
На современном этапе международные отношения переживают глубокие перемены, связанные со смещением мирового экономического и финансового вектора в сторону Китая. Постепенный рост его экономики и укрепление влияния Пекина как на региональном уровне, так и на международном способствует созданию крупных экономических и геостратегических проектов, по типу инициативы «Один пояс – один путь». Реализация этого глобального замысла сопряжена со строительством инфраструктурных объектов и повышением экономического потенциала стран, ключевых игроков этого проекта, для стабильного и успешного функционирования Нового Шелкового пути.
С начала объявления о запуске по строительству инициативы «Один пояс – один путь» прошло почти 4 года. За этот короткий срок китайская сторона согласовала сотни инфраструктурных проектов, открыла военную базу в Джибути (Африка) для охраны «Морского Шелкового пути XXI века» от пиратов в Аденском заливе, активно инвестировала финансовые средства во многие страны Африки, особенно в морские порты с целью повышения проходимости торговых грузов морским путем. Благодаря инвестициям началось строительство огромной сети железных дорог в Центральной Азии и в западных районах Китая, идет строительство экономических коридоров между Китаем и Казахстаном, Монголией, Пакистаном, Россией и рядом других государств. Помимо того, китайская сторона урегулировала с Россией поистине инновационный замысел по строительству высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва-Пекин», а также согласовала строительство магистрального газопровода «Сила Сибири» для поставки газа в Азиатско-Тихоокеанский регион. Притом правительства двух государств скоординировали сопряжение Евразийского экономического союза и «Экономического пояса Шелкового пути». Все перечисленные результаты – это лишь малая часть грандиозного китайского инфраструктурного проекта, призванного соединить Азию с Европой.
С 2013 г. идет активная институционализация и документация китайского проекта, то есть создание официальных органов и документальное оформление, регламентирующее деятельность и направления реализации инициативы «Один пояс – один путь». В частности, на данный момент учрежден и функционирует Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и Фонд Шелкового пути, занимающиеся стимулированием финансового сотрудничества и финансированием инфраструктурных проектов в рамках Великого Шелкового пути XXI века. Китайскими властями к настоящему моменту опубликован документ, дающий представление о концепции Великого Шелкового пути XXI века, он носит название: «Прекрасные перспективы и практические действия по совместном созданию Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути XXI века». Вместе с тем опубликовано совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути. Эти и другие документы позволяют сделать вывод, что китайский проект активно развивается и растет его инвестиционная привлекательность.
Активная роль китайской инициативы в создании огромной логистической сети на просторах Центральной Евразии стимулировала появление его мини вариаций, носящих название «Степной путь» и «Светлый путь». Эти экономические политики нацелены на структурные реформы в экономике и развитие промышленной, туристической, социальной и другой инфраструктур, а также на модернизацию энергетического сектора. Они также призваны интегрировать китайский проект к внутренней атмосфере своей страны и способствовать его успешному функционированию. Тем не менее, в рамках геополитического противостояния Китая и Индии имеют место быть конкурентно-ориентированные проекты. Например, Нью-Дели активно продвигает свои собственные геостратегические инициативы: «Act East policy» и «Connect Central Asia», нацеленные на сотрудничество со странами АСЕАН, поиск союзников и формирование политического пространства и большую гибкость для борьбы с растущим влиянием Китая в регионе. Активизация подобной политики обусловлено боязнью окружения в кольцо со стороны Пекина, его стратегическим сотрудничеством с антагонистом Индии – Пакистаном и созданием китайских морских опорных пунктов в Индийском океане, которые могут быть использованы в военном аспекте, носящие название «Нить жемчуга».
Инициативу «Один пояс – один путь» необходимо также рассматривать в рамках геостратегического плана, сосредоточенного на достижение геополитических и геоэкономических целей китайского правительства. К таким намерениям может быть отнесена программа по усилению роли своей валюты в международных торговых операциях и последующая политика по вытеснению американского доллара с международного экономического пространства. Вдобавок, китайские предприниматели и корпорации энергично выкупают акции в иностранных предприятиях, что в будущем может привести к управлению этими компаниями китайскими акционерами. Касательно геополитики, то создание экономической и политической интеграции между участниками инициативы «Один пояс – один путь» со временем может стать важным звеном международных экономических процессов. Сообщество Большой Евразии или же регион «Medium Terra» сконцентрирует на себе все мировое влияние и станет серьезным противовесом Соединенным Штатам Америки.
По мере экономического развития Китая его становление на прочные позиции в мировой экономике и продвижение «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути XXI века», инвестиционная активизация в отношении инфраструктурных проектов в третьих странах, ускорение внедрения инновационных технологий, влияние в мире будут укрепляться, а доля в важных политических и экономических процессах увеличиваться.
На сегодняшний день инициатива «Один пояс – один путь» уже оказала глубокое воздействие на отношение Китая с другими странами, расположенными вдоль маршрутов этого пути. Этот стратегический проект объединит многие страны Евразии, Африки и Ближнего Востока в единое целое, связав их торговыми маршрутами. Каждый из этих трех регионов получит экономическое развитие, особенно Африка, которая по мере вовлечения в торговые операции перестанет быть оплотом бедности и отсталости, а станет экономически развитым континентом. На Ближнем Востоке важным партнёром Китая является Израиль, который получает инвестиции в развитие высокотехнологических компаний, а взамен выступает поставщиком технологий Пекину. В рамках политики сдерживания США ограничивают Китаю доступ к технологиям, поэтому инвестиции в Израиль выступают важным экономическим инструментом, ориентированным на будущую выгоду.
Отношения России и Китая развиваются поступательно и переживают сегодня лучший момент. Москва может выиграть от реализации китайской инициативы, повысив свое экономическое значение как важной транзитной зоны, и выступить опорным пунктом, связывающим Европу с Китаем. Сотрудничество России и Китая имеет долгосрочные геостратегические планы, в рамках большой геополитической игры XXI века, оба государства противодействуют политике США. И хотя согласно изречению «друг за друга держаться – никого не бояться», все равно необходимо отдавать себе отчет, что с древнейших времен китайский менталитет базировался на простой истине: Китай – центр мира, а вокруг него варвары, поэтому даже за таким хорошим другом нужно держать ухо востро.
Важно отметить, что Пекин активно прибегает к политике мягкой силы, выражающуюся в динамичных культурных обменах и расширении количества культурно-образовательных центров, например, институт Конфуция, где обучают китайскому языку, культуре, традициям и другим аспектам китайского государства. Эта политика придает более весомый вклад в реализацию инициативы «Один пояс – один путь», способствует продвижению китайской культуры за рубеж, и проходит это все на фоне массовой как региональной, так и международной китаизации.
Перспективы по имплементации в жизнь концепции Великого Шелкового пути XXI века довольно позитивные. Реализация идей, заложенных в китайской инициативе, будет способствовать глобальной трансформации международных отношений, превратив Китай в лидирующий центр силы. Ясно одно, что китайский проект является долгосрочным и его претворение в жизнь может занять достаточно длительный период времени, возможно полноценно инициатива «Один пояс – один путь» начнет функционировать к 100-летию образования Китайской Народной Республики, которое будет отмечаться в 2049 г.
С начала объявления о запуске по строительству инициативы «Один пояс – один путь» прошло почти 4 года. За этот короткий срок китайская сторона согласовала сотни инфраструктурных проектов, открыла военную базу в Джибути (Африка) для охраны «Морского Шелкового пути XXI века» от пиратов в Аденском заливе, активно инвестировала финансовые средства во многие страны Африки, особенно в морские порты с целью повышения проходимости торговых грузов морским путем. Благодаря инвестициям началось строительство огромной сети железных дорог в Центральной Азии и в западных районах Китая, идет строительство экономических коридоров между Китаем и Казахстаном, Монголией, Пакистаном, Россией и рядом других государств. Помимо того, китайская сторона урегулировала с Россией поистине инновационный замысел по строительству высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва-Пекин», а также согласовала строительство магистрального газопровода «Сила Сибири» для поставки газа в Азиатско-Тихоокеанский регион. Притом правительства двух государств скоординировали сопряжение Евразийского экономического союза и «Экономического пояса Шелкового пути». Все перечисленные результаты – это лишь малая часть грандиозного китайского инфраструктурного проекта, призванного соединить Азию с Европой.
С 2013 г. идет активная институционализация и документация китайского проекта, то есть создание официальных органов и документальное оформление, регламентирующее деятельность и направления реализации инициативы «Один пояс – один путь». В частности, на данный момент учрежден и функционирует Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и Фонд Шелкового пути, занимающиеся стимулированием финансового сотрудничества и финансированием инфраструктурных проектов в рамках Великого Шелкового пути XXI века. Китайскими властями к настоящему моменту опубликован документ, дающий представление о концепции Великого Шелкового пути XXI века, он носит название: «Прекрасные перспективы и практические действия по совместном созданию Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути XXI века». Вместе с тем опубликовано совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути. Эти и другие документы позволяют сделать вывод, что китайский проект активно развивается и растет его инвестиционная привлекательность.
Активная роль китайской инициативы в создании огромной логистической сети на просторах Центральной Евразии стимулировала появление его мини вариаций, носящих название «Степной путь» и «Светлый путь». Эти экономические политики нацелены на структурные реформы в экономике и развитие промышленной, туристической, социальной и другой инфраструктур, а также на модернизацию энергетического сектора. Они также призваны интегрировать китайский проект к внутренней атмосфере своей страны и способствовать его успешному функционированию. Тем не менее, в рамках геополитического противостояния Китая и Индии имеют место быть конкурентно-ориентированные проекты. Например, Нью-Дели активно продвигает свои собственные геостратегические инициативы: «Act East policy» и «Connect Central Asia», нацеленные на сотрудничество со странами АСЕАН, поиск союзников и формирование политического пространства и большую гибкость для борьбы с растущим влиянием Китая в регионе. Активизация подобной политики обусловлено боязнью окружения в кольцо со стороны Пекина, его стратегическим сотрудничеством с антагонистом Индии – Пакистаном и созданием китайских морских опорных пунктов в Индийском океане, которые могут быть использованы в военном аспекте, носящие название «Нить жемчуга».
Инициативу «Один пояс – один путь» необходимо также рассматривать в рамках геостратегического плана, сосредоточенного на достижение геополитических и геоэкономических целей китайского правительства. К таким намерениям может быть отнесена программа по усилению роли своей валюты в международных торговых операциях и последующая политика по вытеснению американского доллара с международного экономического пространства. Вдобавок, китайские предприниматели и корпорации энергично выкупают акции в иностранных предприятиях, что в будущем может привести к управлению этими компаниями китайскими акционерами. Касательно геополитики, то создание экономической и политической интеграции между участниками инициативы «Один пояс – один путь» со временем может стать важным звеном международных экономических процессов. Сообщество Большой Евразии или же регион «Medium Terra» сконцентрирует на себе все мировое влияние и станет серьезным противовесом Соединенным Штатам Америки.
По мере экономического развития Китая его становление на прочные позиции в мировой экономике и продвижение «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути XXI века», инвестиционная активизация в отношении инфраструктурных проектов в третьих странах, ускорение внедрения инновационных технологий, влияние в мире будут укрепляться, а доля в важных политических и экономических процессах увеличиваться.
На сегодняшний день инициатива «Один пояс – один путь» уже оказала глубокое воздействие на отношение Китая с другими странами, расположенными вдоль маршрутов этого пути. Этот стратегический проект объединит многие страны Евразии, Африки и Ближнего Востока в единое целое, связав их торговыми маршрутами. Каждый из этих трех регионов получит экономическое развитие, особенно Африка, которая по мере вовлечения в торговые операции перестанет быть оплотом бедности и отсталости, а станет экономически развитым континентом. На Ближнем Востоке важным партнёром Китая является Израиль, который получает инвестиции в развитие высокотехнологических компаний, а взамен выступает поставщиком технологий Пекину. В рамках политики сдерживания США ограничивают Китаю доступ к технологиям, поэтому инвестиции в Израиль выступают важным экономическим инструментом, ориентированным на будущую выгоду.
Отношения России и Китая развиваются поступательно и переживают сегодня лучший момент. Москва может выиграть от реализации китайской инициативы, повысив свое экономическое значение как важной транзитной зоны, и выступить опорным пунктом, связывающим Европу с Китаем. Сотрудничество России и Китая имеет долгосрочные геостратегические планы, в рамках большой геополитической игры XXI века, оба государства противодействуют политике США. И хотя согласно изречению «друг за друга держаться – никого не бояться», все равно необходимо отдавать себе отчет, что с древнейших времен китайский менталитет базировался на простой истине: Китай – центр мира, а вокруг него варвары, поэтому даже за таким хорошим другом нужно держать ухо востро.
Важно отметить, что Пекин активно прибегает к политике мягкой силы, выражающуюся в динамичных культурных обменах и расширении количества культурно-образовательных центров, например, институт Конфуция, где обучают китайскому языку, культуре, традициям и другим аспектам китайского государства. Эта политика придает более весомый вклад в реализацию инициативы «Один пояс – один путь», способствует продвижению китайской культуры за рубеж, и проходит это все на фоне массовой как региональной, так и международной китаизации.
Перспективы по имплементации в жизнь концепции Великого Шелкового пути XXI века довольно позитивные. Реализация идей, заложенных в китайской инициативе, будет способствовать глобальной трансформации международных отношений, превратив Китай в лидирующий центр силы. Ясно одно, что китайский проект является долгосрочным и его претворение в жизнь может занять достаточно длительный период времени, возможно полноценно инициатива «Один пояс – один путь» начнет функционировать к 100-летию образования Китайской Народной Республики, которое будет отмечаться в 2049 г.
Подобные работы
- Инициатива Китая «Один пояс, один путь»: эволюция формирования и особенности реализации
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2021 - Перспективы развития железнодорожных транспортных коридоров РФ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - СЛОЖНОСТИ В РЕАЛИЗАЦИИ КИТАЕМ ИНИЦИАТИВЫ «ОДИН ПОЯС — ОДИН ПУТЬ»
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2020 - Экономическая дипломатия Китая на современном этапе (в Восточной Азии)
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - ПЕРСПЕКТИВЫ АРКТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ КИТАЯ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2017 - Экономическая политика Китая в регионе Центральной Азии
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2017 - Совместные газотранспортные проекты КНР и России в топливно-энергетической сфере (1990-е - 2010-е гг.)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Проблема Южно-Китайского моря во внешней политике Китая: история и современность
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2018 - Российско-китайское сотрудничество в рамках ШОС (Российский Университет Дружбы Народов)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025



