Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОНЦЕПЦИЯ ВЕЛИКОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ XXI ВЕКА: ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ И ГЕОЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

Работа №122110

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

международные отношения

Объем работы74
Год сдачи2017
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
107
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Генезис и развитие Великого Шелкового Пути XXI века 12
§1.1 Генезис лозунга «Один пояс – один путь» и ее развитие 12
§1.2 Сравнение концепции «Один пояс – один путь» с аналогичными проектами других азиатских стран («Connect central Asia», «Act East», «Степной путь», «Светлый путь», «Транс-Евразийский пояс развития», «Сила Сибири») 19
Глава II. Геополитические и геоэкономические аспекты Великого Шелкового Пути XXI века 27
§ 2.1 Геополитический аспект лозунга «Один пояс – один путь» 27
§ 2.2 Геоэкономический аспект лозунга «Один пояс – один путь» 35
Глава III. Перспективы развития концепции Великого Шелкового пути XXI века и ее влияние на политико-экономическую архитектуру в мире 44
§ 3.1 Международное значение китайской инициативы «Один пояс – один путь» 44
§ 3.2 Страновое и региональное значение китайской инициативы «Один пояс – один путь» 51
Заключение 58
Список использованных источников и литературы 62
Приложение


Актуальность данной работы обусловлена тем, что на сегодняшний день мир переживает серьезную трансформацию международных отношений, особенно в финансовой и экономической сферах, что связано с возрастающей и лидирующей в них ролью Китайской Народной Республики. Экономический аспект неизбежно оказывает влияние на политическую и культурную стороны международных отношений. Подобная лидирующая роль воплощается в создании Великого Шелкового пути XXI века, получившего официальное развитие с сентября 2013 г., когда председателем КНР господином Си Цзиньпином была анонсирована концепция «Один пояс – один путь», предполагающая построение трансконтинентального моста, который свяжет Китай с Европой. Эта инициатива призвана выработать новый механизм как регионального, так и континентального сотрудничества, способствовать экономическому процветанию стран, располагающихся вдоль маршрутов этого пути, и повышению качества и интенсивности межкультурной коммуникации. Структурными единицами концепции «Один пояс – один путь» выступают «Экономический пояс Шелкового пути» (сухопутный вариант) и «Морской Шелковый путь XXI века» (морской вариант).
Идейная основа этой концепции базируется на древнем Шелковом пути – торговом маршруте, возникшем во II в. до н. э., охватившем регионы Азии, Африки и Европы, и связавшим их между собой на протяжении тысячелетий. Главным образом, этот путь использовался для вывоза шелка из Китая, с чем и сопряжено его название. Он играл важную роль в мире и способствовал прогрессу человеческой цивилизации, межкультурному обмену знаниями и экономическому процветанию стран. Именно поэтому в эпоху глобализации на фоне периодически возникающих экономических кризисов, сложности в двусторонних региональных и многосторонних международных отношениях, связанных с нестабильной обстановкой в мире, возрождение Великого Шелкового пути становится актуальной и важной тематикой на современном этапе.
Построение более глубокой архитектуры регионального партнерства и совместная координация экономической политики – приоритетные задачи этой инициативы. Географически она охватывает Евразийский регион и ключевым ее элементом является Центральная Азия. Ее реализация сопряжена со строительством инфраструктурных объектов, по типу железных и магистральных дорог, с техническим обновлением важных транспортных узлов, с инвестиционной деятельностью и другими аспектами. Создание концепции Великого Шелкового пути XXI века стимулировало появление в некоторых Центрально-Азиатских странах собственных аналогичных проектов для более тесного взаимосотрудничества в рамках инициативы «Один пояс – один путь». Например, в Монголии появился так называемый «Степной путь», а в Казахстане «Светлый путь».
По заявлению китайской стороны, в рамках подобной архитектуры сотрудничества все участвующие в ней государства получают экономическую выгоду, возможности устойчивого развития, стимулирование экономического потенциала и рост экономики за счет притока инвестиций и создания транзитных коридоров через их территории. Каждое отдельно взятое государство получает свои выгоды от реализации этой инициативы. В условиях регионального развития в перспективе можно предвещать смещение вектора международных финансовых и торговых операций в регион Центральной Азии. Африка получает инвестиции и новые инфраструктурные объекты, а также рабочие места. Кроме того, экономический потенциал Африканского региона в мировом масштабе будет расти благодаря китайской инициативе, что повлияет на рост ее роли в международных экономических отношениях и вовлечение в мировую торговлю. Региональные выгоды от реализации китайской инициативы поистине будут иметь, в долгосрочной перспективе, международные масштабы. Тем не менее, Китай, как инициатор создания этого глобального проекта, аналогично получает множество преференций. У него существуют геополитические и геоэкономические амбиции, которые Пекин может воплотить в жизнь через реализацию своей инициативы «Один пояс – один путь». С экономической точки зрения, Китай старается играть все более значимую роль в международных экономических отношениях через создание своих собственных финансовых институтов (например, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций) и укрепление роли своей валюты на международной арене для последующего закрепления юаня и его лидирующего положения в международных торговых операциях. Кроме того, важным является стимулирование развития западных районов посредством использования их как транзитных зон вдоль Шелкового пути, а также решение проблемы избыточности производства посредством открытия новых рынков сбыта продукции. С политической точки зрения, концепция Великого Шелкового пути XXI века позволяет Пекину сложить более выгодную систему безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе и решить ряд важных внешнеполитических задач, среди которых повышение его влияния в Центральной Азии, превентивное сдерживание Индии, решение вопроса касательно островов Спратли в Южно-китайском море, создание военных баз за пределами своих границ и многие другие задачи.
Таким образом, инициатива «Один пояс – один путь» является глобальной идеей Китайского правительства. Кто получит от нее больше выгод и кто выиграет от реализации остается спорным вопросом, но ясно одно – она имеет возможность изменить мировую финансовую систему и политическую архитектуру в мире, способствовать более глубокой интеграции государств Евразии. В любом случае, ее полноценная реализация возможна лишь в долгосрочной перспективе, поскольку проект позиционирует себя как широкомасштабный. Обычно крупные внешнеполитические программы Китайского правительства приурочены к какой-нибудь крупной дате, поэтому можно предположить, что инициатива «Один пояс – один путь» начнет полноценно функционировать к 2049 г., когда Китайской Народной Республике исполнится 100 лет со дня ее основания.
Целью исследования является изучение экономической и политической географии китайской инициативы «Один пояс – один путь».
Для достижения вышеизложенной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть развитие концепции Великого Шелкового пути XXI века в ретроспективе, начиная с ее официального провозглашения в 2013 г., и проанализировать институциональную среду ее воплощения.
2. Выявить и подвергнуть анализу аналогичные инициативе «Один пояс – один путь» концепции других азиатских государств, главным образом, экономические и политические программы Индии, России, Монголии и Казахстана.
3. Проанализировать геоэкономические и геополитические аспекты лозунга «Один пояс – один путь» и рассмотреть их влияние на политико-экономическую архитектуру в мире.
4. Рассмотреть перспективы развития концепции Великого Шелкового пути XXI века.
5. Раскрыть международное, страновое и региональное значения китайской инициативы «Один пояс – один путь».
Объектом исследования работы является развитие концепции Великого Шелкового пути XXI века в условиях формирования интеграционных взаимосвязей между Китаем и странами Центральной Азии, которые располагаются вдоль маршрутов «Экономического пояса Шелкового пути».
В работе рассмотрено влияние концепции Великого Шелкового пути XXI века на экономическое развитие государств Европы, Азии и Африки, ее влияние на политическую архитектуру в мире; проанализированы перспективы реализации китайской инициативы и наличие аналогичных ей концепций других государств; представлен прогноз относительно внешнеполитических и экономических выгод от имплементации в жизнь инициативы «Один пояс – один путь» для Китайской Народной Республики.
Предмет исследования – геополитические и геоэкономические аспекты лозунга «Один пояс – один путь».
Хронологические рамки работы охватывают период с 2013 г. по настоящее время. Отправной точкой периодизации послужило заявление председателя Китайской Народной Республики господина Си Цзиньпина в Назарбаев университете 7 сентября 2013 г. с речью “Развитие дружбы народов ради прекрасного будущего”, на котором глава государства выдвинул идею построения «Экономического коридора Шелкового пути».
Методологической основой исследования стали общенаучные методы, такие как анализ и синтез, а также частнонаучные методы. В частности, в работе использовался метод компаративного анализа, активно используемый в первой главе при сравнении инициативы «Один пояс – один путь» с рядом концепций других государств, например, с такими как «Connect Central Asia» и политикой «Act East». Также был задействован историко-генетический метод, опора на который помогала описывать этапы развития концепции Великого Шелкового пути XXI века, начиная с момента его официального зарождения в 2013 г. Кроме того, активно применялся в работе гипотетико-дедуктивный метод, использование которого помогало выводить заключения из посылов, например таких, как создание китайских военных баз вдоль так называемого маршрута «Нить жемчуга» и организация экономического коридора между Пакистаном и Китаем, что позволило сделать вывод о наличии геополитических амбиций Пекина по окружению Индии в кольцо для укрепления военного потенциала Китая в регионе и усилению своей национальной безопасности.
Автором в своей работе был также использован системный подход, позволяющий обобщить разрозненный материал об инфраструктурных проектах в рамках инициативы «Один пояс – один путь», и об ее влиянии на политическую и экономическую ситуацию в мире.
Степень научной разработанности темы. С момента официального заявления председателя Китайской Народной Республики господина Си Цзиньпина о создании «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути XXI века» в 2013 г., эти инициативы, объединенные под названием «Один пояс – один путь», начали широко исследоваться в научной среде. Кроме того, китайская инициатива получила дальнейшее развитие в официальных выступлениях председателя КНР в рамках его визитов в иностранные государства .
Инициатива «Один пояс – один путь» стала активно обсуждаться как в отечественной, так и в зарубежной науке. Заявления большинства отечественных исследователей в своих работах по поводу китайской концепции дополняли высказанные до этого идеи господина Си Цзиньпина, постулировали новые взгляды, в некоторых случаях подтверждали положительную направленность этого проекта, а в некоторых высказывались диаметрально противоположные суждения и опасения относительно благих намерений китайской инициативы. Среди таких работ российских исследователей стоит выделить труды Фроловой И. Ю. , Комиссиной И. Н. , Мирзаева Р. С. , Тимофеевой В. Б. , Сафроновой Е. И. . Особо хотелось бы выделить исследование Мордвиновой А. , в котором показаны инструменты китайской экономической стратегии в Центральной Азии и благодаря которому раскрывается геоэкономическая суть концепции Великого Шелкового пути XXI века, инициированной китайским правительством.
Растущий интерес к инициативе «Один пояс – один путь» нашел также отклик в зарубежной среде, главным образом, в работах англоязычных исследователей. Особо хотелось выделить труды Фэллона Т. , Парка И. , Марантидоу В. , Джиази Р. и Джоу Дж. , а также Гриегера Г. . Работы этих авторов оказались полезными для понимания внешнеполитической направленности инициативы «Один пояс – один путь».
Большое теоретическое значение в исследование концепции Великого Шелкового пути XXI века внес аналитический доклад Лукина А. В. «Китайский глобальный проект для Евразии: постановка задачи» . В нем рассмотрен один из ключевых компонентов китайской инициативы – «Экономический пояс Шелкового пути», его характеристика и роль во внешнеполитическом курсе Пекина.
Стоит отметить, что интерес к этой теме среди отечественных ученых связан со стремительным экономическим ростом Китая и превращение его во влиятельную мировую державу, которая создает собственную международную экономическую модель развития. Пекин становится неотъемлемым центром мирового влияния, а потому может выступить в роли противовеса политике Вашингтона и изменить конфигурацию сил на международной арене в свою пользу.
Видное место в исследованиях сферы взаимодействия китайской концепции и Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС) в области безопасности и развития стали работы Матвеева В. А. , Шилиной М. Г. и Алексеенко О. А. . В трудах этих авторов анализируется влияние экономического согласования между ШОС и «Экономическим поясом Шелкового пути» на развитие Евразии, а также инструменты сотрудничества по обеспечению региональной безопасности и другие аспекты совместной деятельности.
Невозможно не отметить работы доцента кафедры американских исследований факультета международных отношений Санкт-Петербургского Государственного Университета Федорова Н. В. , косвенно пересекающиеся с инициативой «Один пояс – один путь», и благодаря которым можно проследить геополитическую направленность китайской концепции.
Важными работами при анализе и сравнении инициативы «Один пояс – один путь» с индийскими концепциями стали труды Саджанхара А. , Госвами Н. , Косари Р. К. и Кембеля И. , опора на которые помогла понять суть построения экономических блоков, предпринимаемого Индией.
Пользуясь случаем, хотелось бы выразить благодарность всем вышеописанным исследователям, а также тем научным сотрудникам, которые продолжают заниматься исследовательской тематикой в отношении концепции Великого Шелкового пути XXI века.
Особую благодарность заслуживает работа Антипова К. В. «Экономический коридор «КНР-Пакистан» открывает Шелковый путь на Запад», в ее рамках раскрываются региональные экономические отношения между Пакистаном и Китаем, а также инвестиционные соглашения, свидетельствующие о ключевом двустороннем партнерстве двух государств . Кроме того, особую благодарность хотелось бы выразить трудам Федорова Н. В., которые помогли систематизировать знания о конфликте в Южно-китайском море, а также глубже понять корень проблемы и сделать необходимые для исследования выводы по геополитической направленности «Морского Шелкового пути XXI века».
Результаты анализа литературы и источников по теме исследования позволили сделать вывод о том, что и в отечественной научной среде, и в зарубежной внесен существенный вклад в изучение развития инициативы «Один пояс – один путь», однако, в трудах ученых не рассматривался более систематично вопрос о геополитических и геоэкономических векторах китайской инициативы, обеспечивающих ей глобальное лидерство. Кроме того, проведенные ранее исследования не подвергают анализу экономические концепции аналогичные китайской инициативе. Так, в научной среде отсутствует сравнительная характеристика экономических проектов Монголии и Казахстана, носящие названия «Степной путь» и «Светлый путь» соответственно, а также индийских экономических концепций «Connect Central Asia» и «Act East» с инициативой «Один пояс – один путь».
Источниковая база исследования подразделяется на:
1. Официальные документы правительства Китайской Народной Республики и правительства Российской Федерации, а также договоры международных организаций. Среди таких документов в работе фигурирует Белая книга правительства КНР «Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути XXI века», «Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути», Договор о зоне свободной торговли и т. д.
2. Официальные документы структурных подразделений при Государственном совете Китая: «Development of China’s Transport».
3. Официальные документы транснациональной энергетической корпорации ПАО «Газпром»: «Сила Сибири» и «Северный поток-2».
4. Официальные статистические данные международных организаций и Национального Бюро Статистики КНР: Global Migration Flows, The Chinese Outbound Travel Market with Special Insight into the Image of Europe as a Destination и т. д.
Научная новизна исследования определяется тем, что впервые в российской, китайской и зарубежной науке осуществлено комплексное сравнение китайской инициативы «Один пояс – один путь» с аналогичными экономическими концепциями Индии, России, Казахстана и Монголии. Помимо этого, в научный оборот введено понятие «Medium Terra» (от лат. «Срединная земля») - регион, который по прогнозам автора в будущем сосредоточит на себе вектор международных финансовых отношений. Также использован ряд материалов, прежде недоступных в силу их публикации на китайском языке и иврите. Дан прогностический анализ перспектив развития концепции Великого Шелкового пути XXI века и его влияния на политическую архитектуру в мире. Выявлено, что реализация инициативы «Один пояс – один путь» будет способствовать возрастанию имиджа Китая и принесет ему геополитические и геоэкономические выгоды. Доказано, что обширные территории, которые охватывает концепция, получат экономическое развитие, а экономический потенциал некоторых регионов Планеты вырастет.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе проанализировано влияние концепции Великого Шелкового пути XXI века на развитие транспортно-логистических путей на Евразийском и Африканском континентах вдоль маршрутов инициативы «Один пояс – один путь». Теоритически обоснована роль этого проекта в экономическом развитии регионов Африки, Азии, Европы и Ближнего Востока. Внесен теоретический вклад в познание китайской инициативы как геополитической игре XXI века и как фактора, формирующего новый мировой порядок с центром притяжения в Центральной Азии.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы для дальнейших научных и методических работ в области изучения Великого Шелкового пути XXI века и его влияния на мировую политику и экономику. Большое значение имеет анализ геополитических и геоэкономических аспектов лозунга «Один пояс – один путь», которые могут быть учтены и приняты во внимание при подготовке лекционного курса по современной внешнеполитической линии Правительства Китайской Народной Республики для студентов, обучающихся по образовательным программам бакалавриата по направлениям «международные отношения» и «мировая политика».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На современном этапе международные отношения переживают глубокие перемены, связанные со смещением мирового экономического и финансового вектора в сторону Китая. Постепенный рост его экономики и укрепление влияния Пекина как на региональном уровне, так и на международном способствует созданию крупных экономических и геостратегических проектов, по типу инициативы «Один пояс – один путь». Реализация этого глобального замысла сопряжена со строительством инфраструктурных объектов и повышением экономического потенциала стран, ключевых игроков этого проекта, для стабильного и успешного функционирования Нового Шелкового пути.
С начала объявления о запуске по строительству инициативы «Один пояс – один путь» прошло почти 4 года. За этот короткий срок китайская сторона согласовала сотни инфраструктурных проектов, открыла военную базу в Джибути (Африка) для охраны «Морского Шелкового пути XXI века» от пиратов в Аденском заливе, активно инвестировала финансовые средства во многие страны Африки, особенно в морские порты с целью повышения проходимости торговых грузов морским путем. Благодаря инвестициям началось строительство огромной сети железных дорог в Центральной Азии и в западных районах Китая, идет строительство экономических коридоров между Китаем и Казахстаном, Монголией, Пакистаном, Россией и рядом других государств. Помимо того, китайская сторона урегулировала с Россией поистине инновационный замысел по строительству высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва-Пекин», а также согласовала строительство магистрального газопровода «Сила Сибири» для поставки газа в Азиатско-Тихоокеанский регион. Притом правительства двух государств скоординировали сопряжение Евразийского экономического союза и «Экономического пояса Шелкового пути». Все перечисленные результаты – это лишь малая часть грандиозного китайского инфраструктурного проекта, призванного соединить Азию с Европой.
С 2013 г. идет активная институционализация и документация китайского проекта, то есть создание официальных органов и документальное оформление, регламентирующее деятельность и направления реализации инициативы «Один пояс – один путь». В частности, на данный момент учрежден и функционирует Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и Фонд Шелкового пути, занимающиеся стимулированием финансового сотрудничества и финансированием инфраструктурных проектов в рамках Великого Шелкового пути XXI века. Китайскими властями к настоящему моменту опубликован документ, дающий представление о концепции Великого Шелкового пути XXI века, он носит название: «Прекрасные перспективы и практические действия по совместном созданию Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути XXI века». Вместе с тем опубликовано совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути. Эти и другие документы позволяют сделать вывод, что китайский проект активно развивается и растет его инвестиционная привлекательность.
Активная роль китайской инициативы в создании огромной логистической сети на просторах Центральной Евразии стимулировала появление его мини вариаций, носящих название «Степной путь» и «Светлый путь». Эти экономические политики нацелены на структурные реформы в экономике и развитие промышленной, туристической, социальной и другой инфраструктур, а также на модернизацию энергетического сектора. Они также призваны интегрировать китайский проект к внутренней атмосфере своей страны и способствовать его успешному функционированию. Тем не менее, в рамках геополитического противостояния Китая и Индии имеют место быть конкурентно-ориентированные проекты. Например, Нью-Дели активно продвигает свои собственные геостратегические инициативы: «Act East policy» и «Connect Central Asia», нацеленные на сотрудничество со странами АСЕАН, поиск союзников и формирование политического пространства и большую гибкость для борьбы с растущим влиянием Китая в регионе. Активизация подобной политики обусловлено боязнью окружения в кольцо со стороны Пекина, его стратегическим сотрудничеством с антагонистом Индии – Пакистаном и созданием китайских морских опорных пунктов в Индийском океане, которые могут быть использованы в военном аспекте, носящие название «Нить жемчуга».
Инициативу «Один пояс – один путь» необходимо также рассматривать в рамках геостратегического плана, сосредоточенного на достижение геополитических и геоэкономических целей китайского правительства. К таким намерениям может быть отнесена программа по усилению роли своей валюты в международных торговых операциях и последующая политика по вытеснению американского доллара с международного экономического пространства. Вдобавок, китайские предприниматели и корпорации энергично выкупают акции в иностранных предприятиях, что в будущем может привести к управлению этими компаниями китайскими акционерами. Касательно геополитики, то создание экономической и политической интеграции между участниками инициативы «Один пояс – один путь» со временем может стать важным звеном международных экономических процессов. Сообщество Большой Евразии или же регион «Medium Terra» сконцентрирует на себе все мировое влияние и станет серьезным противовесом Соединенным Штатам Америки.
По мере экономического развития Китая его становление на прочные позиции в мировой экономике и продвижение «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути XXI века», инвестиционная активизация в отношении инфраструктурных проектов в третьих странах, ускорение внедрения инновационных технологий, влияние в мире будут укрепляться, а доля в важных политических и экономических процессах увеличиваться.
На сегодняшний день инициатива «Один пояс – один путь» уже оказала глубокое воздействие на отношение Китая с другими странами, расположенными вдоль маршрутов этого пути. Этот стратегический проект объединит многие страны Евразии, Африки и Ближнего Востока в единое целое, связав их торговыми маршрутами. Каждый из этих трех регионов получит экономическое развитие, особенно Африка, которая по мере вовлечения в торговые операции перестанет быть оплотом бедности и отсталости, а станет экономически развитым континентом. На Ближнем Востоке важным партнёром Китая является Израиль, который получает инвестиции в развитие высокотехнологических компаний, а взамен выступает поставщиком технологий Пекину. В рамках политики сдерживания США ограничивают Китаю доступ к технологиям, поэтому инвестиции в Израиль выступают важным экономическим инструментом, ориентированным на будущую выгоду.
Отношения России и Китая развиваются поступательно и переживают сегодня лучший момент. Москва может выиграть от реализации китайской инициативы, повысив свое экономическое значение как важной транзитной зоны, и выступить опорным пунктом, связывающим Европу с Китаем. Сотрудничество России и Китая имеет долгосрочные геостратегические планы, в рамках большой геополитической игры XXI века, оба государства противодействуют политике США. И хотя согласно изречению «друг за друга держаться – никого не бояться», все равно необходимо отдавать себе отчет, что с древнейших времен китайский менталитет базировался на простой истине: Китай – центр мира, а вокруг него варвары, поэтому даже за таким хорошим другом нужно держать ухо востро.
Важно отметить, что Пекин активно прибегает к политике мягкой силы, выражающуюся в динамичных культурных обменах и расширении количества культурно-образовательных центров, например, институт Конфуция, где обучают китайскому языку, культуре, традициям и другим аспектам китайского государства. Эта политика придает более весомый вклад в реализацию инициативы «Один пояс – один путь», способствует продвижению китайской культуры за рубеж, и проходит это все на фоне массовой как региональной, так и международной китаизации.
Перспективы по имплементации в жизнь концепции Великого Шелкового пути XXI века довольно позитивные. Реализация идей, заложенных в китайской инициативе, будет способствовать глобальной трансформации международных отношений, превратив Китай в лидирующий центр силы. Ясно одно, что китайский проект является долгосрочным и его претворение в жизнь может занять достаточно длительный период времени, возможно полноценно инициатива «Один пояс – один путь» начнет функционировать к 100-летию образования Китайской Народной Республики, которое будет отмечаться в 2049 г.





Источники
Нормативно-правовые акты:
1. Договор о зоне свободной торговли между государствами-участниками СНГ, подписанный в 2011 г. // Единый реестр правовых актов и других документов Содружества Независимых Государств. URL-адрес: http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=3183 (дата обращения: 16.04.2017)
2. Си Цзинпин. Укреплять дружбу народов, вместе открыть светлое будущее. Выступление Председателя КНР Си Цзиньпина в Назарбаев университете 16 сентября 2013 г. (текст выступления). // Официальный сайт посольства КНР в Казахстане. URL-адрес: http://kz.chineseembassy.org/rus/zhgx/t1077192.htm (дата обращения: 28.02.2017)
3. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути. // Официальное интернет-представительство Президента России в сети Интернет. 8 мая 2015 г. URL-адрес: http://www.kremlin.ru/supplement/4971 (дата обращения: 28.02.2017)
URL-адрес: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/investcoop/ruschin (дата обращения: 18.03.2017)
4. White Paper. Full Text: Development of China’s Transport. // The State Council Information Office of the People’s Republic of China. First Edition 2016. Published on 29 December 2016. URL-адрес: http://www.scio.gov.cn/zfbps/32832/Document/1537418/1537418.htm (дата обращения: 16.04.2017)
5. Vision and Actions on Jointly Building Silk Road Economic Belt and 21st-Century Maritime Silk Road. // National Development and Reform Commission (NDRC) People’s Republic of China. First Edition 2015. March 2015. URL-адрес: http://en.ndrc.gov.cn/newsrelease/201503/t20150330_669367.html (дата обращения: 18.03.2017)
6. 中国的亚太安全合作政策 (Политика Китая в отношении сотрудничества в области безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе). // 中华人民共和国国务院新闻办公室. 11.01.2017.
URL-адрес: http://www.scio.gov.cn/zxbd/wz/Document/1539488/1539488.htm (Дата обращения: 13.03.2017)
7. 习近平。穿越历史的有谊。中华人民共和国主席习近平。(Си Цзинпин. Дружба идущая через историю. Председатель Китайской Народной республики Си Цзинпин) // Официальный сайт Посольства КНР в республике Финляндия. 03.04.2017. URL-адрес: http://www.chinaembassy-fi.org/chn/xwdt/t1450977.htm (дата обращения: 10.04.2017)
Статистические данные:
8. Грибова Н. В. Азиатский банк инфраструктурных инвестиций подводит первые итоги. // Российский Институт Стратегических Исследований. 27.01.2017. URL-адрес: https://riss.ru/analitycs/38619/ (дата обращения: 12.03.2017)
9. Мордвинова А. Э. Фонд Шелкового пути: результаты первого года работы. // Российский институт Стратегических Исследований. 02.02.2016. URL-адрес: https://riss.ru/analitycs/26095/ (дата обращения: 28.02.2017)
10. Мордвинова А. Э. Экономическая стратегия Китая в Центральной Азии: задачи, инструменты, результаты. // Российский Институт Стратегических Исследований. 30.03.2016. URL-адрес: https://riss.ru/analitycs/28788/ (дата обращения: 26.04.2017)
11. BP Energy Outlook 2035. Country and regional insights – China. // Официальный сайт British Petroleum. 2015. URL-адрес: http://www.bp.com/content/dam/bp/pdf/energy-economics/energy-outlook-2015/Country_insights_China_2035.pdf (дата обращения: 13.03.2017)
12. International Organization for Migration. Global Migration Flows // Официальный сайт Международной Организации по миграции. Глобальные миграционные потоки. URL-адрес: http://www.iom.int/countries/china (дата обращения: 16.04.2017)
13. RMB Tracker, Montly reporting and statistics on renminbi (RMB) progress towards becoming an international currency. // Официальный сайт международной межбанковской системы SWIFT. 29 March 2017. URL- адрес: https://www.swift.com/our-solutions/compliance-and-shared-services/business-intelligence/renminbi/rmb-tracker/document-centre (дата обращения: 13.03.2017)
14. 一季度国民经济运行开局良好 (В первом квартале года национальная экономика начала прекрасно функционировать). // 中华人民共和国国家统计局 (National Bureau of Statistics of the People’s Republic of China). Официальный сайт Национального Бюро Статистики Китайской Народной Республики. 17.04.2017. URL-адрес: http://www.stats.gov.cn/tjsj/zxfb/201704/t20170417_1484963.html (дата обращения: 26.04.2017)
Доклады:
15. Геоэкономика Евразии (Доклад) // Astana club, ноябрь 2015 – 56 с. URL- адрес: http://iwep.kz/files/attachments/article/2015-11-16/doklad_geoekonomika_evrazii_.pdf (дата обращения: 13.03.2017)
16. Лукин А. В. Китайский глобальный проект для Евразии: постановка задачи (аналитический доклад). // М.: Научный эксперт. 2016 – 115 с. URL-адрес: http://centero.ru/wp-content/uploads/2016/11/111-avtor-logo-CHINA2-01.pdf (дата обращения: 12.04.17)
17. Якунин В. А. Интегральный проект солидарного развития на Евро-Азиатском континенте (научно-практическая концепция). // М.: Российская Академия наук, Институт социально-политических исследований РАН. 2014 – 96 c. URL-адрес: http://www.isprras.ru/pics/File/books%20-%2014/JAKUNIN-LAST.pdf (дата обращения: 12.04.17)
18. Ghiasy R., Zhou. J. The silk road economic belt. Considering security implications and EU – China cooperation prospects // Stockholm international peace research institute. 2017 – 76 p. URL-адрес: http://library.fes.de/pdf-files/iez/13188-20170223.pdf (дата обращения: 16.04.2017)
19. Grieger G. One Belt, One Road (OBOR): China’s regional integration initiative. // Официальный сайт Европейского Парламента. 2016 – 12 c. URL-адрес: http://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/BRIE/2016/586608/EPRS_BRI%282016%29586608_EN.pdf (дата обращения: 16.04.2017)
20. IMO’s contribution to sustainable maritime development. Capacity-building for safe, secure and efficient shipping on clean oceans through the Integrated Technical Co-operation Programme. // Официальный сайт Международной Морской Организации. 11 c. URL-адрес: http://www.imo.org/en/OurWork/TechnicalCooperation/Documents/Brochure/English.pdf (дата обращения: 16.04.2017)
21. One Belt One Road: Insights for Finland. // Tekes. 2016 – 22 c. URL-адрес: https://www.tekes.fi/globalassets/julkaisut/future_watch_report_one_belt_one_road__insights_for_finland.pdf (дата обращения: 10.04.2017)
22. The Chinese Outbound Travel Market with Special Insight into the Image of Europe as a Destination. // Официальный сайт Международной Туристической Организации. 2008 – 196 c. URL-адрес: http://www2.unwto.org/publication/chinese-outbound-travel-market-special-insight-image-europe-destination (дата обращения: 16.04.2017)
URL-адрес: https://csis-prod.s3.amazonaws.com/s3fs-public/legacy_files/files/publication/140624_issuesinsights_vol14no7.pdf (дата обращения: 16.04.2017)
23. Marantidou V. Revisiting China’s «String of Pearls Strategy»: Places «with Chinese Characteristics» and their Security Implications // Issuesa and Insisghts, Vol. 14-No. 7. 2014 – 31 p.
II. Литература
Монографии:
24. Байчоров А. М. Китаизация: последствия роста мощи Китая для мира в XXI веке. // М.: Международные отношения, 2013. – 192 c.
25. Мирзаев Р. С. Великий Шелковый путь: реалии XXI века. // М.: Институт актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД России, 2005. – 248 с.
26. Радкевич В. А. Великий шелковый путь. // М. Агропромиздат, 1990. – 239 c.
27. Федоров Н. В. «Большая игра» на «Новом Шелковом пути»: политика США в Центральной Азии. // СПб.: Скифия-принт. Ширяев Б. А., Лексютина Я. В., Богданов А. Н. Вызовы и дилеммы внешней политики США в начале XXI в.: региональные аспекты., 2014. – 153-177 c.
28. Mackinder J. Democratic Ideals and Reality // National Defense University Press, Institute for National Strategic Studies, Washington, DC, 1942. – 227 p. URL-адрес: https://www.files.ethz.ch/isn/139619/1942_Democratic_Ideals_Reality.pdf (дата обращения: 13.03.2017)
Статьи:
29. Алексеенко О. А. Шанхайская организация сотрудничества как элемент формирования многополярного мира на региональном уровне. // Политика и общество. 2015 – C. 629-635. URL-адрес: http://istina.msu.ru/media/publications/article/b57/184/10283356/Statya.pdf (дата обращения: 03.04.2018)
30. Антипов К. В. Экономический коридор «КНР-Пакистан» открывает Шелковый путь на Запад. // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. Выпуск №20. Том 20. 2015 – C. 260-270. URL-адрес: http://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskiy-koridor-knr-pakistan-otkryvaet-shelkovyy-put-na-zapad (дата обращения: 18.03.2017)
31. Комиссина И. Н. Морской Шелковый путь XXI в. – глобальный геополитический проект Китая // Российский Институт Стратегических Исследований. Проблемы национальной стратегии №1 (40). 2017 – C. 60-78. URL-адрес: https://riss.ru/images/pdf/journal/2017/1/07.pdf (дата обращения: 16.04.2017)
32. Кочетов Г. Э. Инновационное обустройство глобального мира (Россия-Китай: стыковка широтных геоэкономических поясов - меридиональные связи). // Известия Волгоградского государственного технического университет. №3 (158). 2015 – C. 8-19. URL-адрес: http://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnoe-obustroystvo-globalnogo-mira-rossiya-kitay-stykovka-shirotnyh-geoekonomicheskih-poyasov-meridionalnye-svyazki (дата обращения: 13.03.2017)
33. Ли Г. Стратегия «Нитки жемчуга» в контексте морской политики КНР. // Вестник Московского университета. Сер. 25. Международные отношения и мировая политика. №4. 2011. С. 165. URL-адрес: http://fmp.msu.ru/attachments/article/263/LIGUANQUN_4_2011.pdf (дата обращения: 12.04.17)
34. Макаров И. А., Соколова А. К. Сопряжение евразийской интеграции и Экономического Пояса Шелкового пути: возможности для России. // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. Выпуск №2. Том 11. 2016 – C.40-54. URL-адрес: http://cyberleninka.ru/article/n/sopryazhenie-evraziyskoy-integratsii-i-ekonomicheskogo-poyasa-shelkovogo-puti-vozmozhnosti-dlya-rossii (дата обращения: 28.02.2017)
35. Матвеев В. А. Стратегия Экономического пояса Шелкового пути и роль ШОС в ее реализации. Материалы круглого стола. // ИДВ РАН. М. 2016 – C. 4-171. URL-адрес: http://www.ifes-ras.ru/images/stories/2016/book-20160316.pdf (дата обращения: 12.04.17)
36. Рыбас Н. И. «Экономический пояс Шелкового пути»: интересы и противоречия Китая и России // Актуальные проблемы современных международных отношений. №6. 2015 – C.172-176. URL-адрес: http://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskiy-poyas-shelkovogo-puti-interesy-i-protivorechiya-kitaya-i-rossii (дата обращения: 03.04.2018)
37. Саджанхар А. Политика Индии «Act East» - проблемы и возможности. // Пленарное заседание. Современные глобальные вызовы и национальные интересы. C. 217-220. URL-адрес: http://www.lihachev.ru/pic/site/files/lihcht/2016_Sbornik/2016_Dokladi/2016_plen_057.pdf (дата обращения: 08.04.2017)
38. Сафронова Е. И. Проект «Один пояс, один путь» в контексте стран Африки и Латинской Америки. // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. Выпуск №21. Том 21. 2016 – C.159-173. URL-адрес: http://cyberleninka.ru/article/n/proekt-odin-poyas-odin-put-v-kontekste-stran-afriki-i-latinskoy-ameriki (дата обращения: 16.04.2017)
39. Тимофеева В. Б. Культурное и экономическое значение Великого Шелкового пути в современном мире. // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. Выпуск №2 (27). 2016 – С. 87-90. URL-адрес: http://cyberleninka.ru/article/n/kulturnoe-i-ekonomicheskogo-znachenie-velikogo-shelkovogo-puti-v-sovremennom-mire (дата обращения: 16.04.2017)
40. Федоров Н. В. Конфликт в Южно-Китайском море и российско-вьетнамские отношения. // Управленческое консультирование. Выпуск №11 (95). 2016. С. 27-38. URL- адрес: http://cyberleninka.ru/article/n/konflikt-v-yuzhno-kitayskom-more-i-rossiysko-vietnamskie-otnosheniya (дата обращения: 05.04.2017)
41. Фролова И. Ю. Китайский проект «Экономический пояс Шелкового пути»: развитие, проблемы, перспективы. // Международная политика. Проблемы национальной стратегии №5 (38). 2016 – С. 47-67. URL-адрес: http://library.asue.am/open/art4637.pdf (дата обращения: 25.04.2017)
42. Хань. Л. Перспектива стыковки стратегии «Один пояс – один путь» и Евразийского экономического союза. // Управленческое консультирование. Выпуск №11 (83). 2015 – С. 66-70. URL-адрес: http://cyberleninka.ru/article/n/perspektiva-stykovki-strategii-odin-poyas-odin-put-i-evraziyskogo-ekonomicheskogo-soyuza (дата обращения: 16.04.2017)
43. Хрисанфова Д. В. Отношения Китая и Шри-Ланки как часть стратегии «Нить жемчуга» // Вестник Томского государственного университета. Выпуск № 403. 2016 – С. 140-143. URL-адрес: http://cyberleninka.ru/article/n/otnosheniya-kitaya-i-shri-lanki-kak-chast-strategii-nitka-zhemchuga (дата обращения: 16.04.2017)
44. Шелепов А. В. Сравнительные перспективы развития Азиатского банка инфраструктурных инвестиций и Нового банка развития. // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. Выпуск №3. Том 11. 2016 – С. 132-152. URL-адрес: http://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnye-perspektivy-razvitiya-aziatskogo-banka-infrastrukturnyh-investitsiy-i-novogo-banka-razvitiya (дата обращения: 12.03.2017)
45. Шилина М. Г. Новейшие механизмы экономического взаимодействия России и Китая: Шанхайская организация сотрудничества и «Экономический пояс Великого Шёлкового пути». // Официальный сайт Высшей Школы Экономики. №22. 2015 – С. 1-14. URL-адрес: https://www.hse.ru/data/2015/04/27/1098322660/Шилина.pdf (дата обращения: 31.03.2017)
46. Campbell I. India’s role and interests in Central Asia. // Saferworld. October 2013 – P. 1-14. URL-адрес: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0ahUKEwj3s9qerMTTAhXIKJoKHSSDBpQQFggiMAA&url=http%3A%2F%2Fwww.saferworld.org.uk%2Fdownloads%2Fpubdocs%2Findias-role-and-interests-in-central-asia.pdf&usg=AFQjCNFJxxbDqBh6jC4_gYW9kbrxx3iWUg&cad=rjt (дата обращения: 08.04.2017)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ