Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ 8
1.1 Управление конкурентоспособностью предприятия как важнейшая функция менеджмента 8
1.2 Методы оценки конкурентоспособности предприятия 14
1.3 Факторы и условия укрепления конкурентоспособности предприятия 20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «ОКНА ДОМКОМ» 26
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «ОКНА ДОМКОМ» 26
2.2 Анализ конкурентоспособности и экономического потенциала компании 29
2.3 Оценка уровня конкурентоспособности ООО «ОКНА ДОМКОМ» 36
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 45
3.1 Рекомендации по повышению конкурентоспособности ООО «ОКНА ДОМКОМ» 45
3.2 Оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
На сегодняшний день конкурентоспособность - один из самых главных показателей успешного развития предприятия, это подтверждается тем, что в большинстве стран мира приняты законы о конкуренции, а так же созданы органы, регулирующие вопросы конкуренции. Основой конкурентоспособной экономики страны, является конкурентоспособность всех ее составляющих. Следовательно, важнейшая задача всех фирм - обеспечение конкурентоспособности бизнеса. Победа должна достигаться не случайным путем, а как закономерный итог грамотных и постоянных действий фирмы и зависит от того на сколько фирма и ее продукция лучше по сравнению с аналогами.
С точки зрения развития общества конкуренция - борьба старого и нового: новые технологии, новые товары, новые потребности людей. Новые типы организации. На данном этапе развития конкуренция является движущей силой, способствующая постоянному развитию предприятий и повышению своей конкурентоспособности. Она определяет уровень развития, степень удовлетворения потребностей, эффективность производства предприятия по сравнению с подобными объектами на данном рынке.
На данном этапе значительным условием реализации конкуренции, как многостороннего процесса осуществления конкурентных отношений является управление конкурентоспособностью предприятия. В условиях экономического кризиса, при обострении соперничества во всех сферах жизни, возникает необходимость поиска новых путей повышения конкурентоспособности.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что анализ конкурентоспособности организации и разработка мероприятий по ее повышению в условиях современного рынка играет огромное значение для возможности обойти имеющихся конкурентов и улучшить свое финансовое состояние.
В научной литературе существует множество взглядов на данную тему, что значительно облегчает исследование данного вопроса. Освещению данной проблематики посвящены публикации Гончарука Т. И., Фатхутдинова Р.А, Ильяшенко В.А., Вереникина А.О., Криппендорфа К., Ермолова М.О., Кониной Н. Ю., Криворотовв В.В., Савельевой Н.А. и других.
Целью работы является оценка конкурентоспособности ООО «ОКНА ДОМКОМ» и разработка путей ее повышения.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
• рассмотреть понятие и сущность конкурентоспособности предприятия;
• рассмотреть методы оценки конкурентоспособности;
• рассмотреть факторы и условия укрепления конкурентоспособности предприятия;
• проанализировать теоретические основы управления конкурентоспособностью предприятия;
• дать организационно- экономическую характеристику ООО «ОКНА ДОМКОМ»,
• провести оценку конкурентоспособности ООО «ОКНА ДОМКОМ»;
• разработать предложения по повышению конкурентоспособности ООО «ОКНА ДОМКОМ»;
• оценить экономическую эффективность предложенных мероприятий.
Объектом исследования является ООО «ОКНА ДОМКОМ».
Предмет работы является комплекс методов и способы повышения конкурентоспособности предприятия на занимаемом рынке.
Теоретическую основу работы составили научные труды зарубежных и отечественных специалистов в области производственного (операционного) менеджмента, основные положения стратегического планирования, материалы отраслевой периодической печати.
Методы, используемые в работе исследования: анализ научной и методической литературы по теме исследования, обобщение материала, сравнение, наблюдение, исследование документов, проведение опроса, расчет коэффициентов, PEST-анализ, SWOT-анализ и другие.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности реального применения предложенных разработок для начала повышения конкурентоспособности предприятия.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первом разделе рассмотрены теоретические основы конкурентоспособности, понятие и сущность, методы оценки и основные пути ее повышения.
Во втором разделе проведен дана общая и организационная характеристика ООО «ОКНА ДОМКОМ», проведена оценка финансовых показателей. Проведен анализ конкурентоспособности ООО «ОКНА ДОМКОМ».
Третий раздел работы содержит рекомендуемые мероприятия по повышению конкурентоспособности ООО «ОКНА ДОМКОМ» на занимаемом рынке. Рассчитываются расходы на внедрение предложенных мероприятий, прогнозируются доходы и определяется их экономическая эффективность.
Подводя итог проделанной работы, необходимо отметить следующее.
Под конкурентоспособностью предприятия следует понимать сложный и многоаспектный показатель, который обобщает и суммирует результативность деятельности предприятия, основанный на способности получения синергетического эффекта от использования имеющихся и заемных ресурсов, которые могут стать для него конкурентным преимуществом по сравнению с соперниками и позволят занять, сохранять и расширять свою нишу на рынке в условиях нестабильной внешней среды. При рассмотрении термина "конкурентоспособность предприятия" необходимо учитывать сложное взаимодействие экономических, научно-технических, производственных, организационно-управленческих, маркетинговых и других факторов и возможностей не только отдельного предприятия, но и отрасли в целом.
Определение уровня конкурентоспособности предприятия является начальным моментом планирования его деятельности и разработки стратегии конкурентоспособности. Для функционирования организационно-экономического механизма обеспечения конкурентоспособности предприятия необходима система оценки конкурентоспособности, которая учитывает интересы инвесторов, работников, потребителей, государства.
Существующие методы оценки позволяют предприятиям и заинтересованным лицам получить оперативную информацию о конкурентных позициях на рынке с определением сильных и слабых мест, а также дают возможность быстро реагировать на проявления внешней среды. Наиболее обоснованными методами оценки конкурентоспособности предприятия принято считать комплексные методы, поскольку они ориентированы на анализ всего спектра важнейших параметров функционирования предприятия. Преимуществом таких методов является получение достоверной и наиболее точной информации о конкурентоспособности предприятия, его преимуществах и «слабых местах» по наиболее расширенному перечню сравнительных преимуществ.
Повышение конкурентоспособности своей продукции и услуг является главной задачей современного предприятия, так как это обеспечивает рост объемов продаж, лояльность клиентов, укрепление на рынке и т.д.
Данные по финансовому анализу свидетельствуют о том, что деятельность ООО «ОКНА ДОМКОМ» идет успешно. Выручка от продаж за 2015 году увеличилась на 8,2%, а по итогам 2016 года еще на 23,2% или на 72212 тыс. руб., при этом темпы прироста себестоимости продаж не превышают темпов роста выручки.
Анализ показателей прибыли и рентабельности показал, что деятельность ООО «ОКНА ДОМКОМ» рентабельна и по итогам года организацией получен более высокий уровень прибыли.
Исходя из анализа внешних факторов ООО «ОКНА ДОМКОМ», руководству организации следует особое внимание обратить на существующие угрозы: снижение уровня доходов населения, снижение цен на товары у конкурентов, появление на рынке новых конкурентов, ухудшение экономической ситуации в стране.
Среди конкурентов можно выделить «Арсенал А», имеющий просторный офис, полезные услуги (гарантия на всё 12 мес.) принимаются заказы по телефону, бесплатная доставка в черте города, скидки, приемлемые цены. И «Альянс-Люкс», в штате которого имеются подготовленные продавцы - консультанты.
Проведенный экспертный анализ, главными участниками которого были покупатели, выявил слабые стороны ООО «ОКНА ДОМКОМ» относительно их конкурентов: практически полное совпадение товарного ассортимента с ассортиментом конкурентов, неудобная планировка офиса, долгое обслуживание на кассе, нехватка сотрудников в офисе, недостаточная вежливость персонала.
Таким образом, в качестве возможностей исследуемому предприятию стоит рассматривать внедрение новых услуг и внедрение новых технологий, при этом не упуская из вида качество предоставляемых услуг. Исходя из произведенного анализа конкурентоспособности ООО «ОКНА ДОМКОМ», организации следует особое внимание обратить на существующие угрозы: снижение уровня доходов населения, снижение цен на товары у конкурентов, появление на рынке новых конкурентов, ухудшение экономической ситуации в стране.
С целью повышения конкурентоспособности ООО «ОКНА ДОМКОМ» на занимаемом рынке было предложено:
1) Расширить количество предоставляемых услуг, тем самым увеличив выручку организации, что будет являться основанием для повышения уровня оборота организации;
2) Усилить контроль за качеством выпускаемых товаров. Повысить мотивацию на обеспечение качества товаров, сократить процент некачественной продукции путем обучения персонала.
3) С целью своевременной идентификации факторов, которые сигнализируют о том или ином направление развития отдельных показателей, внутренних и внешних параметров деятельности предприятия, принятия превентивных мер внедрить систему автоматизированного контроллинга.
Рассчитанные данные свидетельствуют о том, что во всех трех предложенных мероприятиях для ООО «ОКНА ДОМКОМ» содержится финансовая выгода, состоящая в увеличении прибыли в большем или меньшем размере, но главное их предназначение в том, чтобы стать основой для повышения конкурентоспособности.
Таким образом, с целью повышения конкурентоспособности ООО «ОКНА ДОМКОМ» руководству предлагается комплекс мероприятий, направленных на диверсификацию деятельности, внедрения системы контроллинга и повышения трудового потенциала трудовых ресурсов. Все рассчитанные показатели свидетельствуют о целесообразности предлагаемых мероприятий, с помощью которых рассматриваемое предприятие сможет улучшить финансовое положение и повысить конкурентоспособность.
1. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 03.07.2016 N 360- ФЗ) "Об обществах с ограниченной ответственностью"
2. Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ от 03.07.2016 N 264-ФЗ
3. Али Ал.Х. Повышения конкурентоспособности продукции на предприятии // Молодой ученый. - 2014. - № 8. - С. 69-75.
4. Арбатская Е. А. Подходы к оценке конкурентоспособности предприятия // Известия ИГЭА. - 2014. - №1. - С. 118-121
5. Болденков А.В. Анализ методов управления конкурентоспособностью на предприятии // Регулирование инновационных и интеграционных процессов в российской экономике: проблемы, механизмы, перспективы - 2015. С. 11-15.
6. Буздова А.З. Необходимость повышения конкурентоспособности предприятиями // Наука сегодня: теоретические и практические аспекты сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции в 3 частях. - 2015. - С. 25-26
7. Бурим Е. О. Влияние конкурентоспособности предприятия на финансовую устойчивость // Молодой ученый. - 2015. - №13. - С. 364-366.
8. Вильгельм Е.В. Организация управления знаниями на предприятиях как способ повышения их конкурентоспособности // Образование через всю жизнь для устойчивого развития (материалы Международной конференции). - 2014. - С. 481-486
9. Габибова М. Ш. Пути повышения конкурентоспособности предприятия / М. Ш. Габибова // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы III междунар. науч. конф — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 85-87.
10. Головко-Марченко И.С. Сущность понятия конкурентоспособность предприятия // Технологический аудит и резервы производства. - 2013. - Т. 5. № 3 (13). - С. 46-48.
11. Голощапова Т.В., Мамедова А.Р. Конкурентоспособность продукции и ее место в управлении предприятием // Запад-Россия-Восток. - 2015. - № VII. - С. 181-186
12. Гончарук Т. И. Конкуренция и конкурентоспособность: содержание и развитие в переходной экономике - Сумы: ВВП “Мечта-1” ЛТД, 2014. - 60 с.
13. Грибенникова А.Н., Титаренко А.А. Управление конкурентоспособностью продукции на предприятии // НаукаПарк. - 2014. - № 4 (24). - С. 67-70.
14. Дедкова И.Ф., Емтыль А. А. Ключевые факторы повышения конкурентоспособности предприятия в условиях информационного общества // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 7-1. - С. 159-162
15. Ермолов М.О. Разработка и внедрение системы обеспечения конкурентоспособности М., 2015. — 189 с.
...