Проектирование деятельности учреждения дополнительного образования по воспитанию и социализации обучающихся (Управление системой дополнительного образования, Курганский государственный университет)
Проведено анкетирование. В анкетировании принимали участие родители (21 человек)
База исследования: МБОУДО ДТДМ «Гармония» (г. Курган).
Выборка: 21 человек (родители).
Введение……………………...…………………………………………………...3
1 Теоретические основы проблемы проектирования деятельности учреждения дополнительного образования по воспитанию и социализации обучающихся
1.1 Система управления и её особенности в учреждениях дополнительного образования….6
1.2 Особенности проектирования деятельности в учреждении дополнительного образования…………………………………………………...7
1.3 Организация воспитания и социализации обучающихся в учреждении дополнительного образования…………………………………………………...9
2 Модель организации работы по социализации обучающихся в учреждении дополнительного образования
2.1 Разработка модели организации работы по социализации обучающихся в учреждениях дополнительного образования……14
2.2 Реализация содержания модели организации работы по социализации обучающихся в учреждениях дополнительного образования………………..15
2.3 Анализ результативности модели организации работы по социализации обучающихся в учреждениях дополнительного образования………………..17
Заключение…………………….24
Список использованных источников………….25
Нынешнее дополнительное образование детей и молодёжи является важнейшим звеном в процессе формирования личности. ДО даёт возможность достичь успехов в выбранном направлении деятельности, развить интеллектуальный и творческий потенциал индивида.
Актуальность темы: тема курсовой работы «Проектирование деятельности учреждения дополнительного образования по воспитанию и социализации обучающихся» представляет как практический, так и теоретический интересы. Это связано с тем, что в современном мире стоит ряд острых проблем, связанных с воспитанием детей, а в особенности с их социализацией. Одной из ключевых проблем современности является слабая мотивация к воспитанию у педагогов, это может быть связанно с потерей интереса к своей деятельности, эмоциональным выгоранием, отсутствием системного подхода в воспитании, организации деятельности обучающихся и т. д.
Сегодня для «успешного воспитания» и социализации обучающихся необходимо использовать современные подходы, методики, приемы и технологии обучения. Но, к сожалению, немало педагогов не обращают на это должного внимания и осуществляют свою деятельность «по-старинке». Все это порождает отсутствие должного интереса к обучению у воспитанников.
Теоретические положения, существующие в области воспитания требуют сегодня рассмотрения в новых условиях общественной жизни. Рассматривается техника реализации воспитательного процесса, его особенности, принципы и законы, все те теоретические положения, которые могут быть использованы для реализации и разработки новой концепции воспитательного процесса.
В советской педагогике воспитание определялось как процесс передачи опыта одним поколением и усвоения его другим, обеспечивающий развитие человека. Однако при тщательном изучении смысла данного определения возникают две проблемы. Во-первых, старшее поколение не имеет опыта той жизни, которой живет молодежь, поэтому передавать свой опыт не имеет смысла, новые поколения живут в других условиях, которые могут вступать в конфликт с опытом предыдущих поколений. Во-вторых, передача и усвоение опыта не могут обеспечить развитие человека.
Педагогика сегодня большое внимание отдает процессам социализации личности. Учреждение дополнительного образования определяются как социальное пространство, одной из главных функций которого становится социализация воспитанников, формирование будущего поколения, персонификация развития личности. Выдающимся компонентом учреждений дополнительного образования детей является то, что они обеспечивают обучающихся адаптацией к общественной жизни, а также поддерживают детей, проявивших выдающиеся способности, что, безусловно, сказывается на развитии у детей мотивации к обучению, развитии у них адекватной самооценки и т. п.
Цель: разработать модель организации работы по социализации обучающихся в учреждениях дополнительного образования, проверить эффективность модели.
Задачи:
1. Изучить систему управления, особенности проектирования в учреждениях дополнительного образования.
2. Проанализировать организацию воспитания и социализации обучающихся в учреждении дополнительного образования.
3. Провести исследование по проектированию деятельности учреждения дополнительного образования по воспитанию и социализации обучающихся.
Объект исследования: деятельность учреждения дополнительного образования
Предмет исследования: воспитание и социализация обучающихся в учреждениях дополнительного образования
Методы исследования: анализ, обобщение, моделирование, анкетирование.
База исследования: МБОУДО ДТДМ «Гармония»
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, теоретической главы, практической главы, заключения и списка использованных источников
В заключение курсовой работы хочется отметить, что была разработана модель организации работы по социализации обучающихся в МБОУДО ДТДМ «Гармония» и выполнен ряд задач, а именно: изучена система управления, особенности проектирования в учреждениях ДО, рассмотрена организация воспитания и социализации обучающихся в УДО, изучено проектирование деятельности УДО по воспитанию и социализации обучающихся.
Дополнительное образование можно определить как часть социального пространства, главной функцией которого является социализация подрастающего поколения, формирование будущего поколения граждан и обеспечение персонификации развития личности.
Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности».
Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека в обществе, с одной стороны, а с другой – способность в определенной мере противостоять обществу, части тех жизненных коллизий, которые мешают его саморазвитию, самореализации, самоутверждению. Успешная социализация в образовательном пространстве и в социуме опирается на тесное сотрудничество педагогов, родителей и детей.
1. Безрукова, В. С. Педагогика. Проективная педагогика: Учеб. Пособие. - Екатеринбург: Деловая книга, 1996. – 344 с.
2. Белякова, Т. С. Психолого-педагогическое сопровождение деятельности педагога дополнительного образования: автореф. дисс. … канд. пед. наук. Москва, 2012. - 24 с.
Голованов, В. П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: Учеб. Пособие для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / В. П. Голованов. – Москва: Гуманит. Издательский центр ВЛАДОС, 2004. – 239 с.
3. Евладова Е. Б. дополнительное образование детей: Учеб. Пособие для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова, Н. Н. Михайлова. – М.: гуманит. Издательский центр ВЛАДОС, 2002. – 352 с.
4. Закон «Об образовании в Российской Федерации»
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. Номер 1726 о принята Концепция развития дополнительного образования детей
5. Колесникова, И. А. педагогическое проектирование: учеб. Пособие для высших учеб. Заведений / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская; Под ред. И. А. Колесниковой. – Москва: Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с.
6. Национальная педагогическая энциклопедия. Социализация (https://didacts.ru/termin/socializacija.html), https://www.art-talant.org/publikacii/40430-statyya-modely-socializacii-lichnosti-uchaschegosya-v-uchreghdenii-dopolnitelynogo-obrazovaniya-detey-i-molodeghi
7. Профессиональная педагогика: Учеб. Для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. – 2-е изд., перераб. И доп. – Москва: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. – 904 с.
8. art-education.ru. Среда учреждения дополнительного образования как условие творческого, художественно-эстетического воспитания детей (http://www.art-education.ru/electronic-journal/sreda-uchrezhdeniya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-kak-uslovie-tvorcheskogo
9. lektsii.org. Классификация видов воспитания (https://lektsii.org/15-80457.html)
10. Ped-kopilka.ru. Духовно-нравственное воспитание в ДОД (https://ped-kopilka.ru/blogs/blog71910/sistema-raboty-po-duhovno-nravstvenomu-vospitaniyu-obuchayuschihsja-v-uchrezhdeni-dopolnitelnogo-obrazovanija.html)
11. sibvido.ru. Интеллектуальное воспитание в современной системе дополнительного образования (http://www.sibvido.ru/node/31)
12. Spravochnick.ru. Цели и задачи воспитания (https://spravochnick.ru/pedagogika/celi_i_zadachi_vospitaniya/)