Введение 4
1. Освещение благотворительности: теоретические основы исследования 6
1.1 Социальная проблематика в СМИ 6
1.2 Специфика функционирования пресс-центров 14
2. Анализ освещения благотворительной деятельности в СМИ: эмпирические основы
исследования 22
2.1 Пресс-центр международного благотворительного фонда «Феникс»: общая характеристика 22
2.2 Особенности освещения деятельности благотворительных организаций на примере пресс-
центра фонда «Феникс» 23
Заключение 38
Список использованных источников и литературы 41
Актуальность данной работы обусловлена тем, что изучение феномена благотворительности и подходы к освещению всех связанных с ним мероприятий в средствах массовых коммуникаций играют важную роль в жизни современного общества.
На данный момент в Российской Федерации происходит развитие не только государственной благотворительной помощи, но и частных организаций, а также благотворительности отдельных юридических лиц. Все это способствует оказанию более эффективной помощи нуждающимся людям, освещению социальной проблематики и развитию «социальной журналистики».
Объект исследования - это пресс-служба международного благотворительного фонда «Феникс», который специализируется на социальной и правовой помощи ветеранам правоохранительных органов, а также проведении благотворительных мероприятий, поддержке и освещению культурных мероприятий, финансируемых фондом пресс-центра.
Предмет исследования - подходы к освещению деятельности благотворительных организаций на примере пресс-центра вышеуказанного фонда.
В свою очередь, цель моего исследования - это всестороннее исследование проблематики и специфики освещения благотворительности на территории стран СНГ.
Для достижения поставленной цели предлагается последовательное решение в рамках выпускной квалификационной работы следующих задач:
1. рассмотреть теоретические основы освещения социальной проблематики в СМИ;
2. обозначить специфику функционирования пресс-центров;
3. дать общую характеристику пресс-центра благотворительного фонда;
4. обозначить особенности и подходы к освещению благотворительности на основе работы пресс-центра вышеуказанной организации.
Для достижения поставленных задач, в ходе исследования применены следующие теоретические и эмпирические методы исследования: анализ, синтез, опрос и интервью.
Теоретико-методологической базой исследования послужили учебные пособия по теории и практике освещения благотворительности в информационном пространстве российских средств массовой коммуникации, а также научные статьи и диссертации В.Г. Афанасьева, М.А. Белозерова, М.А. Бережной, Л.А. Булгаковой, И.М. Дзялошинского, С.Г. Корконосенко, Т.И. Фроловой и С.Н. Шалагиной и др.
Эмпирическая основа: веб-сайт фонда «Феникс»; веб-сайт Клинского интерната для престарелых; страница ВКонтакте «Monoesenin»; архив публикаций, посвящённых деятельности фонда, в интернет-порталах и районных СМИ.
Поставленная цель и задачи определили следующую структуру работы, которая состоит из введения, первой главы, состоящей из двух параграфов, кратких выводов по первой главе, второй главы, состоящей из 2 параграфов, кратких выводов ко второй главе, заключения и списка использованной литературы и источников.
Таким образом, в ходе исследования были решены поставленные задачи. Автором были сформулированы следующие выводы:
К социальной проблематике в журналистике относят здравоохранение, образование, культуру, социальное обеспечение, жилищно-коммунальное хозяйство и некоторые другие сферы жизни. Специализация охватывает всю сферу социального, которое понимается как «способ совместной деятельности или способ организации человеческих отношений, для обозначения совокупности отношений между людьми».
Согласно М. А. Бережной социальная проблематика в СМИ «...это все публикации социальной тематики, которые создают определенный информационный фон, способствующий улучшению социальной ситуации или усугубляющий ее», Т.И. Фроловой «пространство человека, причем человека обычного, выхваченного из толпы объективом камеры или каким-то событием», Г. Блумеру - «социальная проблема существует, прежде всего, с той точки зрения, как она определяется и воспринимается в обществе».
В сфере социальной проблематики существуют следующие проблемы: отсутствие специальной подготовки у журналистов, работающих в социальной проблематике, противоречия между журналистским видением мира и запросами общества, а также отсутствие конкретных объективных требований к социальным материалам.
Пресс-центр создается на уровне министерства, государственного комитета, крупной компании, банка. По масштабу деятельности пресс-центр уступает пресс-службам, хотя в принципе решает те же самые задачи. Пресс- центры на основе типологических признаков можно отнести к группе самостоятельных PR-фирм.
Пресс-центры существенно отличаются от других субъектов PR- деятельности: пресс-служб, отделов по связям с общественностью, информационных отделов и т. п., которые обычно являются
подразделениями конкретной организации. Первое самое очевидное отличие состоит в том, что пресс-служба выполняет функции связи со СМИ при каком-либо должностном лице или руководящем органе, что ограничивает тематическое содержание информации. В то же время в перечень информационных интересов пресс-центра входит весь тематический срез социально-политической, экономической и культурной жизни общества. Вторая особенность пресс-центра заключается в его специфической роли координатора, «регулировщика» информационных потоков, возникающих при увеличении численности средств массовой информации и соответственно коммуникаторов, дающих информацию изданиям. Третья особенность тесно связана со спецификой отношений с работниками средств массовой информации. Пресс-служба - это отдел сбора и обработки информации по материалам печати. Предназначение пресс-службы обеспечить максимальный объем публикаций или радио - и телепередач, содержащих информацию PR-характера об организации, для того чтобы добиться понимания явлений и процессов и предоставить необходимые знания.
Цель пресс-службы как структурного подразделения заключается в передаче «нужной» информации в «нужное время» на самых разных уровнях. Структура пресс-службы определяется в зависимости от величины ведомства, его целей и задач, от интереса общества к его работе, от стремления и умения руководства вести публичную деятельность.
Пресс-центр международного благотворительного фонда «Феникс» состоит двух штатных сотрудников: руководителя пресс-центра и специалиста пресс-центра, в ведомстве которых находятся все задачи по функционированию связей с общественностью и СМИ. При необходимости временно привлекаются внештатные сотрудники и стажёры-практиканты. Помимо основных обязанностей, пресс-центр формирует имидж благотворительного фонда и пропагандирует принципы, составленные основателем и руководителем Хусаном Т. Файзиевым. В СМИ освещаются 39
отдельные проекты, связанные не только с прямой благотворительностью (такие как финансирование детского приюта и проведение мероприятий для детей-сирот и инвалидов), но и с поддержкой развития спорта и искусства (аукцион Sport&Art, спортивные мероприятия на базе ледового дворца «Мегаспорт», театральные постановки).
Был проведён ряд опросов среди активных членов фонда, по результатам которых было выявлено, что стратегия по освещению проектов, выбранная пресс-центром, даёт ожидаемые результаты. Больше 50% опрошенных высказались о публикациях как о положительном факторе при принятии решения о поддержке того или иного проекта.
Учебники, монографии, диссертации, статьи
1. Афанасьев В.Г., Соколов А.Р. Благотворительность в России: историографические аспекты проблемы. СПб., 1998.
2. Белозерова Ю.С. Национальные интересы и работы СМИ [Текст] / Ю.С. Белозерова, Е.Е. Пронина // Вестник. Московского университета. Журналистика. - 2005. - № 5. - С. 116-121.
3. Бережная М.А. Социальная тележурналистика [Текст] / М.А. Бережная. - СПб., 2005. - 192 с.
4. Благотворительность в истории России: Новые документы и исследования / Л.А. Булгакова, СПб.: Нестор-История, 2008. — 436 с.
5. Благотворительность как форма проявления социальной ответственности / Р.Ш. Хакимов, - Челябинск, Вестник Челябинского государственного университета № 12 (422), Экономические науки. Вып. 63, 2018, - с 147-152.
6. Васильев В.А. Конфуций о добродетели / Васильев В.А. // Социально-гуманитарные знания, 2006. № 6. С. 132-146.
7. Гогель С.К. Объединение и взаимодействие частной и общественной благотворительности. СПб., 1908.
8. Гумбатов, Ф.Д. Роль СМИ в реализации государственной и социальной политике [Текст] / Ф.Д. Гумбатов. - М., 1998.- 201 с.
9. Денис Э. Беседы о масс-медиа [Текст] / Э. Денис, Дж. Мэрилл. - М., 1997. - 384 с.
10. Дзялошинский И.М. Современное медиапространство России [Текст] / И.М. Дзялошинский. - М., 2017. - 312 с.
11. Журавлев В.А. Правовая политика в области благотворительности и ее роль в развитии гражданского общества / В.А. Журавлев //Вестник Поволжского института управления, выпуск№ 4 (49), 2015.
12. Иванян Р.Г. Журналист социальной сферы: личностные и профессиональные характеристики [Текст] / Р.Г. Иванян // Журналистика и социология. - 2004. - № 2. - С. 13-17.
13. К вопросу об актуальности изучения благотворительной деятельности и ее мотивов / А.В. Жукова, - Томск, Вестник Томского государственного университета, № 400, 2015, - с 46-50.
14. Корконосенко С.Г. Социология журналистики [Текст] / С. Г. Корконосенко. - М., 2013. - 421 с.
15. Куприна В.А. Развитие благотворительности в начале 90-х годов XX века // Национальные проекты и социальное образование. Опыт и проблемы под-готовки кадров для социальной сферы. Приложение к журналу «Социальная политика и социология»: Сб. матер. VI Всеросс. социально-педа-гогического конгресса 6—7 июня 2006 года / Под общ. ред. академика РАН В.И. Жукова. М.: Агентство «Социальный проект», 2006.
... Всего источников – 53.