Аннотация 3
Введение 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ 7
1.1 Роль, цели, задачи и принципы управления качеством в современных условиях 7
1.2 Сущность, назначение и особенности системы комплексного управления качеством 16
1.3. Международные стандарты качества 21
2. ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ В ООО «ОЛМАТЕКС» 29
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Олматекс» 29
2.2 Анализ системы качества продукции в ООО «Олматекс» 35
2.3 Оценка эффективности системы управления качеством на предприятии 43
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ В ООО «ОЛМАТЕКС» 55
3.1. Мероприятия по повышению качества продукции 55
3.2 Экономическое обоснование предложенных мероприятий 64
Заключение 71
Список использованных источников 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 77
Качество - это неотъемлемая свойство продукта, занимающее особо важное значение в предпринимательской деятельности. Для того, чтобы компании добиться коммерческого успеха, «выжить» в конкурентной среде нужно производить только качественный товар. Именно поэтому тема о системе обеспечения качества актуальна, так как одним из важнейших факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемой продукции или предоставляемой услуги. Категория «качество» - многосложное понятие, и его обеспечение требует объединение научных сил, от творческого потенциала до практического опыта многих специалистов. И при нынешней ситуации в России проблема качества не только важна, но и должна быть решена совместными усилиями государства, федеральных органов управления, руководителей коллективов предприятий, ученых, конструкторов, каждого инженера, рабочего.
Проблема качества продукции и услуг является стратегической проблемой, от решения которой зависит стабильность экономики нашего государства. Процесс улучшения качества, объединяющий деятельность многих производств, коллективов конструкторов, сферы услуг, необходим не только для получения прибыли при сбыте товаров или услуг, но главное - обществу в целом и его интересам.
Повышение качества выпускаемой продукции расценивается в настоящее время, как решающее условие ее конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность продукции во многом определяет престиж страны и является решающим фактором увеличения ее национального богатства.
Конкурентоспособность является интегральной характеристикой продукции, обеспечивающая возможность ее сбыта. На конкурентоспособность продукции оказывают влияние ее качество, цена, стоимость эксплуатации, удобство технического обслуживания и иные факторы. Как свидетельствуют результаты исследований международных экономических институтов, для глобального рынка, интеграция в который является одной из главных задач развития отечественной экономики, в XXI веке приоритетным фактором в конкурентоспособности продукции будет оставаться качество.
Качество продукции относится к числу важнейших критериев функционирования предприятия в условиях относительно насыщенного рынка и преобладающей неценовой конкуренции. Повышение технического уровня и качества продукции определяет темпы научно-технического прогресса и рост эффективности производства в целом, оказывает существенное влияние на интенсификацию экономики, конкурентоспособность отечественных товаров и жизненный уровень населения страны.
Увеличение производства высококачественных изделий российскими предприятиями в конечном итоге должно привести к интенсификации экономики, росту жизненного уровня населения, повышению конкурентоспособности российских товаров на внутреннем и мировом рынках.
Цель исследования состоит в выявлении основных особенностей организации системы управления качеством на предприятии и разработке мероприятий по совершенствованию системы управления качеством.
Задачи исследования:
• изучить сущность, назначения и роли системы комплексного управления качеством;
• осуществить анализ системы качества продукции в ООО «Олматекс»;
• провести оценку эффективности системы управления качеством на предприятии;
• разработать мероприятия по совершенствованию управления качеством на конкретном предприятии;
• дать экономическое обоснование мероприятий.
Предметом исследования является система управления качеством.
Объектом исследования является ООО «Олматекс».
Исходя из задач, построена структура работы. Первая глава посвящена теоретическому аспекту комплексной системы управления качеством.
Во второй проводится исследование системы качества продукции в ООО «Олматекс»
Третья глава посвящена совершенствованию системы управления качеством продукции в ООО «Олматекс».
Таким образом, теоретическая задача работы состоит в раскрытии сущности системы управления качеством на российских предприятиях.
Практическая значимость работы раскрывается в третьей главе, посвященной анализу организации системы управления качеством на конкретном предприятии. В заключении подводится итог исследования, делаются выводы. Также в работу входят приложения.
В качестве методов исследования использовались логический, системный и другие методы. Общеметодологическую основу исследования составляет диалектический метод научного познания, также использовались метод обобщения, метод декомпозиции проблем, общепринятые методы финансового анализа.
В качестве теоретической основы дипломного проекта использованы международные и государственные стандарты, справочно-методическая литература, периодическая литература, работы таких специалистов как: С.Г. Васин, Г.Н. Зайцев, Ш.Ш. Магомедов, А.В. Минько, В.В. Овчинников, А.В. Тебекин, К.В. Щурин и другие.
Проект состоит из введения, трех глав, заключения. В первой главе раскрываются теоретические аспекты управления качеством. Во второй проводится исследование системы качества продукции в ООО «Олматекс». В третьей главе предлагаются мероприятия по совершенствованию системы управления качеством продукции в ООО «Олматекс».
Итак, современное управление качеством продукции должно прямо ориентироваться на характер потребностей, их структуру и динамику; емкость и конъюнктуру рынка; стимулы, обусловленные экономической и технической конкуренцией, характерные для рыночных отношений.
Современное управление качеством на предприятии, независимо от формы собственности и масштаба производственной деятельности, должно оптимально сочетать действия, методы и средства, обеспечивающие, с одной стороны, изготовление продукции, удовлетворяющей текущие запросы и потребности рынка, а с другой - разработку новой продукции, способной удовлетворять будущие потребности и будущие запросы рынка.
Принципиальная схема механизма управления качеством органически должна взаимодействовать с маркетинговыми исследованиями и включать в свой состав блок разработки политики в области качества.
Создание на предприятии систем управления, как показывает их анализ, привело к существенному расширению задач по повышению качества выпускаемой продукции и перераспределению функций между их подразделениями и службами.
Необходимость этого обусловлена, в частности, появлением таких новых задач, как планирование и оценка качества труда, анализ качества продукции, контроль исполнительской дисциплины, оперативное планирование повышения качества продукции и другое. Наряду с этим существенно расширился круг задач, связанных с обеспечением качества изготовления изделий на стадии технической подготовки производства, что вызвано постоянным совершенствованием конструктивных решений освоенных производством и необходимостью освоения новых видов изделий.
Система качества должна учитывать особенности предприятия, обеспечивать минимизацию затрат на разработку продукции и ее внедрение. Потребитель должен иметь уверенность, что качество поставляемой продукции будет стабильным и устойчивым.
Современное управление качеством исходит из того, что деятельность по управлению качеством не может быть эффективной после того, как продукция произведена, эта деятельность должна осуществляться в ходе производства продукции. Важна также деятельность по обеспечению качества, которая предшествует процессу производства.
Качество определяется действием многих случайных, местных и субъективных факторов. Для предупреждения влияния этих факторов на уровень качества необходима система управления качеством. При этом нужны не отдельные разрозненные и эпизодические усилия, а совокупность мер постоянного воздействия на процесс создания продукта с целью поддержания соответствующего уровня качества.
Контроль качества независимо от совершенства применяемых для этого методик предполагает, прежде всего, отделение хороших изделий от плохих. Естественно, что качество изделия не повышается за счет выбраковки некачественных. Современные фирмы сосредотачивают внимание не на выявлении брака, а на его предупреждении, на тщательном контролировании производственного процесса и осуществляют свою деятельность в соответствии с концепцией «регулирование качества».
Проблема обеспечения стабильно высокого качества производимой продукции - комплексная. Ее нельзя решить проведением отдельных и даже крупных, но разрозненных мероприятий. Только путем системного и комплексного, взаимосвязанного и одновременного осуществления технических, организационных, экономических, правовых и социальных мероприятий на научной основе можно быстро и устойчиво совершенствовать качество продукции.
Анализ системы управления качеством на предприятии ООО «Олматекс» позволил выявить слабые места, объем и причины выработки продукции с несоответствиями, затраты на предупредительные мероприятия и контроль в процессе производства. Были выявлены следующие проблемы:
- недостаточная информация об особенностях и требованиях к качеству производимой продукции;
- слабая взаимосвязь между качеством изготовления продукции и стимулированием его повышения;
- недостаточное внимание к технологической подготовке производства, как важному фактору формирования качества изготовления продукции;
- осуществление не связанных между собой разрозненных мероприятий по повышению качества изделий;
- несовершенство организации работ по учету затрат и потерь, вызванных неудовлетворительным качеством изготовления изделий;
- слабая аналитическая работа по выявлению причин брака, поиску резервов повышения качества изготовления изделий, изучению динамики показателей качества труда и продукции;
- механическое перенесение разработок, выполненных на других предприятиях, по управлению качеством.
С целью совершенствования управления качеством и устранения вышеуказанных негативных факторов в ООО «Олматекс» предлагается:
• улучшение материально-технического снабжения предприятия, в силу чего необходимо найти нужных поставщиков;
• замена оборудования, используемого, на начальной стадии технологического процесса, на более современное, отвечающее актуальным показателям качества;
• разработка системы премирования для повышения заинтересованности работников в поддержании качества продукции;
• разработка и внедрение КС УКП на предприятии.
Предварительный расчет показал, что при внедрении указанных мероприятий будет достигнут экономический эффект в суме 3382 тыс. руб.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // Российская газета. - 1994. - №238.
2. Федеральный закон от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ред. от 05.05.2014) // Российская газета. - 1998. - №30.
3. Аблатыпов Т. Потребитель выбирает качество / Т. Аблатыпов, Д.Бадретдинова // Охрана труда и соц. страхование. - 2015. - N 1. - С.54-57.
4. Беляев С.Ю. Управление качеством. Учебное пособие / С.Ю. Беляев Ю.Н. Забродин В.Д. Шапиро. - М.: Омега-Л, 2014. - 384 с.
5. Васин С.Г. Управление качеством. Всеобщий подход. Учебник / С.Г. Васин. • М.: Юрайт, 2014. - 404 с.
6. Вахрамеева Л. Качество - это люди / Л. Вахрамеева // Стандарты и качество. • 2014. - № 5. - С. 98-100.
7. Ващенко Н.В. Внедрение современных методов обеспечения качества / Н.В. Ващенко // Стандарты и качество. - 2014. - № 4. - С. 97-99.
8. Горбашко Е.А. Управление качеством. Учебник / Е.А. Горбашко. - М.: Юрайт, 2014. - 328 с.
9. Горячев В.В. И снова об оценке результативности системы менеджмента качества / В.В. Горячев // Методы менеджмента качества. - 2014. - № 8. - С. 28-33
10. Зайцев Г.Н. Управление качеством. Технологические методы управления качеством изделий. Учебное пособие / Г.Н. Зайцев. - СПб.: Питер, 2014. - 272.
11. Змиевский В.И. Техническое обслуживание и ремонт оборудования в системе менеджмента качества предприятия / В.И. Змиевский // Технология машиностроении. - 2016. - № 7. - С. 62-63.
12. Иванов Д.Ю. Качество - основа интегрированной системы менеджмента / Д. Иванов // Стандарты и качество. - 2014. - № 6. - С. 64-66.
13. Коноплев С.П. Управление качеством / С.П. Коноплев. - М.: Инфра-М, 2010. - 244 с.
14. Лаврентьева Л. Управление модернизацией на промышленном предприятии на основе оптимизации качества продукции / Л.Лаврентьева, А.Самойлов, А.Шарина // Пробл. теории и практики управл. - 2014. - N 8. - С.74-80.
15. Лазарев С.В. Управление качеством производства на основе системы Тойота / С.В. Лазарев // Менеджмент в России и за рубежом. -2014. - № 2. - С. 92-99.
...