Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. ВНУТРИФИРМЕННОЕ БУЧЕНИЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 9
1.1 Понятие организации внутрифирменного обучения. Виды, формы, функции 9
1.2 Подходы и методы внутрифирменного обучения персонала 16
1.3 Российский и зарубежный опыт организации внутрифирменного обучения персонала 24
Глава 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ВНУТРИФИРМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ И ПОДГОТОВКИ ПЕРСОНАЛА В АО «ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ СМОЛЕНСК» ФИЛИАЛ В Г. РОСЛАВЛЕ 30
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика АО «Газпром газораспределение Смоленск» филиал в г. Рославле 30
2.2 Анализ кадрового состава и трудовых показателей АО «Газпром газораспределение Смоленск» в г. Рославле 38
2.3 Анализ существующей системы внутрифирменного обучения, подготовки и переподготовки персонала АО «Газпром газораспределение Смоленск» 47
Глава 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРИФИРМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА В АО «ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ СМОЛЕНСК» ФИЛИАЛА В Г. РОСЛАВЛЕ 56
3.1 Рекомендации по организации внутрифирменного обучения персонала в АО «Газпром газораспределение Смоленск» 56
3.2 Оценка эффективности мероприятий по организации внутрифирменного обучения персонала в АО «Газпром газораспределение Смоленск» филиал в г. Рославле 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
Понимание необходимости постоянного обучения персонала в организации возникает у руководства по мере развития бизнеса. Постоянно меняющаяся внешняя среда и внутренние преобразования в организации требуют постоянного совершенствования деятельности сотрудников, а для этого работникам необходимо получать новые знания, приобретать навыки и умения, повышать свой профессионализм.
Актуальность темы исследования заключается в том, что для успешного ведения своей деятельности, организациям, необходимо наличие высококвалифицированных кадров, обладающих широким объёмом профессиональных знаний, умений и навыков в конкретных сферах профессиональной деятельности. По этой причине проблема обучения и подготовки персонала является одной из важнейших в современной теории менеджмента и занимает ведущее место в кадровой политике большинства современных компаний.
Основные подходы к системе внутрифирменного обучения кадров разрабатывали Е. А. Аксенова, Т.В.Баева, Т.Ю.Базаров, Ю.Васильева, В.В. Волгин, Т. Воротынцева, Б.Н.Герасимов, В. М. Даринская, А.П. Егоршин, А. Кибанов, О.Б.Королева, Ф.Кубатиев, М.Б.Курбатов, И. К.Макарова и др.
«Проблемы эффективности системы внутрифирменного обучения кадров были изучены О.Н. Бородиной, Н.В. Дворянских, И.А. Денисовой, Н.Дорощук, С.А.Дятловым, П.В.Журавлевым, С.А.Карташовой, Р.П.Колосовой, О.В. Лазаревой, Т.Н. Лобановой, Р.Е. Мансуровым.»[18].
Проблемы оценки эффективности обучения персонала рассмотрены в работах зарубежных авторов: А. Хемблина, М. Армстронга, Ч. Вудрафа, Д. М. Сюрте, Д. Филлипса, и другими учеными.
Объект исследования - система внутрифирменного обучения АО «Газпром газораспределение Смоленск» филиала г. Рославле.
Предмет исследования - механизм совершенствования системы внутрифирменного обучения в АО «Газпром газораспределение Смоленск» филиала г. Рославле.
Цель данной выпускной квалификационной работы - проанализировать имеющуюся в АО «Газпром газораспределение Смоленск» филиала г. Рославле систему внутрифирменного обучения персонала и предложить рекомендации по повышению её эффективности.
Гипотеза исследования: результативность и эффективность внутрифирменного профессионального обучения сотрудников на современном предприятии будут более высокими, если:
• внутрифирменное обучение рассматривается как форма организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и основывается на взаимосвязи организационно-педагогических, экономических и технологических факторов;
• выявлены характеристики внутрифирменного обучения как специфической образовательной услуги;
• используется методика организации и планирования внутрифирменного профессионального обучения, отражающая изменения в характере и содержании профессиональной деятельности с учётом особенностей отрасли и потребностей работников в обучении;
• применяется комплексная оценка результатов и эффективности внутрифирменного обучения работников (соответствие спроса и предложения).
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы определены следующие задачи исследования:
1) Изучить теоретические основы системы внутрифирменного обучения персонала;
2) Выявить сущность и этапы построения системы обучения персонала как составляющей системы его развития;
3) Определить основные направления деятельности службы персонала в АО «Газпром газораспределение Смоленск» филиала г. Рославле»;
4) Провести анализ существующей системы внутрифирменного обучения, подготовки и переподготовки персонала в АО «Газпром газораспределение Смоленск» филиала г. Рославле;
5) Разработать рекомендации по улучшению организации внутрифирменного обучения персонала в АО «Газпром газораспределение Смоленск» филиал в г. Рославле;
6) Оценить результаты эффективности обучения персонала внутри фирмы на основе представленных рекомендаций.
Методы исследования: анализ научной и информационной базы, анализ документации, структурно-динамический анализ.
Методологическую и теоретическую основу выпускной квалификационной работы составили фундаментальные концепции и разработки отечественных и зарубежных ученых-экономистов, специалистов в области менеджмента и управления персоналом, исследования отечественных и зарубежных ученых по вопросам внутрифирменного обучения персонала, а также другие исследования из области менеджмента организации.
Выпускная квалификационная работа имеет введение, три главы, заключение, список литературы и приложения.
Во «Введении» обоснована актуальность темы исследования, дана краткая характеристика степени разработанности проблемы. Сформулированы цель и задачи исследования, определен объект и предмет, гипотеза исследования.
В первой главе «Теоретические основы системы внутрифирменного обучения персонала» раскрыто понятие системы управления персоналом, охарактеризованы составные элементы эффективной системы управления персоналом, выявлена сущность и этапы построения системы обучения персонала как составляющей системы его развития, изучена организация системы внутрифирменного обучения персонала для повышения эффективности его использования в организации.
Во второй главе «Анализ системы внутрифирменного обучения и подготовки персонала в АО «Газпром газораспределение Смоленск» филиал в г. Рославле приведены основные организационно-экономические характеристики организации, проведён анализ экономического и финансового состояния изучаемой организации, и анализ существующей системы внутрифирменного обучения, подготовки и переподготовки персонала в АО «Газпром газораспределение Смоленск» филиал в г. Рославле.
В третьей главе «Разработка рекомендаций по организации внутрифирменного обучения персонала в АО «Газпром газораспределение Смоленск» филиал в г. Рославле разработаны мероприятия по совершенствованию системы внутрифирменного обучения в организации и проведён расчет затрат на внедрение предложенных мероприятий по организации внутрифирменного обучения в исследуемой организации.
В заключительной части работы представлены выводы по повышению эффективности системы внутрифирменного обучения персонала в АО «Газпром газораспределение Смоленск» филиал в г. Рославле, позволяющие устранить имеющиеся проблемы с внутрифирменным обучением персонала.
Итак, обучение персонала внутри фирмы это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей и т.п.
Рассматривают 3 концепции обучения квалифицированных кадров: специализированное обучение, многопрофильное обучении и обучение ориентированного на личность.
Методы обучения персонала делятся на традиционные (семинары, лекции, учебные видеофильмы) и активные (программированное обучение, тренинги, деловые и ролевые игры, кейсы, групповые обсуждения).
Традиционные методы используются в обучении при передаче и закреплении знаний, а активные при практической передаче знаний, умений и навыков обучающимся.
На сегодняшний день в обучении преобладают традиционные методы, но и они имеют ряд недостатков: не позволяют учитывать разный уровень знаний, не предполагают обратной связи, демонстрирующей степень усвоения материала.
Также методы обучения персонала можно разделить на две группы: обучение на рабочем месте и вне рабочего места.
Обучение на рабочем месте включает в себя - метод усложняющихся заданий, смена рабочего места, направленное приобретение опыта, производственный инструктаж, метод делегирования ответственности и другие методы.
При обучении вне рабочего места используют такие методы как: чтение лекций, проведение деловых игр, разбор конкретных производственных ситуаций, проведение конференций и семинаров, формирование групп по обмену опытом, создание кружков качества и другие методы.
Рассмотренные методы обучения не исключают друг друга, так как обучение в стенах организации может вестись с отрывом или без отрыва от работы. Кроме того, они могут дополнять друг друга, так как обучение в процессе работы часто совмещается с обучением в других организациях или учебных заведениях.
Оценку эффективности внутрифирменного обучения целесообразно проводить с помощью распространенных педагогических и социологических методов: тестирование, собеседование с участником программы и т.д.
В работе был проведен анализ деятельности АО «Газпром газораспределение Смоленск» филиал в г. Рославле.
На основе анализа технико-экономических показателей АО «Газпром газораспределение Смоленск» филиал в г. Рославле, можно сказать, что за 2016 год производственная и финансовая ситуация на предприятии улучшилась: выросли объемы реализации продукции; выросла среднегодовая заработная плата работников; увеличилась среднегодовая выработка.
Темпы прироста численности персонала за исследуемый период составили 22,95%. Наибольший прирост в 26,83% отмечается по группе основные рабочие.
АО «Газпром газораспределение Смоленск» филиал в г. Рославле характеризуется низкими значениями коэффициентов движения. Коэффициент по приему выше коэффициента по выбытию, что характеризует эффективность процессов обновления сотрудников предприятия. Коэффициент текучести на уровне 3 %. Данные показатели характеризуют высокую устойчивость и постоянство персонала АО «Газпром газораспределение Смоленск» филиал в г. Рославле, коэффициент постоянства персонала достигает 95,5%. рол
В АО «Газпром газораспределение Смоленск» филиал в г. Рославле существует формы внутрифирменного обучения персонала предприятия: на рабочем месте и вне рабочего места. В 2016 году свою квалификацию повысили 72 сотрудника. Но необходимость в дальнейшем повышении квалификации основных рабочих кадров существует. В АО «Газпром газораспределение Смоленск» филиале в г. Рославле отмечается допустимый уровень организации управления повышением квалификации сотрудников, контроля сроков прохождения повышения квалификации.
Обобщая достоинства и недостатки, присущие системе внутрифирменного обучения персонала исследуемого предприятия, можно сформулировать главную проблему в системе внутрифирменного обучения кадров в АО «Газпром газораспределение Смоленск» филиал в г. Рославле: при анализе процесса обучения не задействуются качественные критерии его оценки, в организации обучения кадров не хватает глубокого аналитического подхода. И, как следствие, невозможно четко определить оптимальный уровень затрат на подготовку и переподготовки кадров; потребности АО «Газпром газораспределение Смоленск» филиал в г. Рославле в обучении кадров и обеспечить их удовлетворение в полном объеме.
Для решения проблем, связанных с обучением персонала организации, предложено создать на базе АО «Газпром газораспределение Смоленск» в г. Рославле свой учебный центр.
По расчетам, приведенным в данной работе, затраты на финансирование деятельности учебного центра составят 531 750 рублей и оно будет осуществляться из собственных средств компании.
Все вложения в проект по расчетам окупятся уже через четыре месяца.
В данной работе проанализирован проект совершенствования системы внутрифирменного обучения персонала в АО «Газпром газораспределение Смоленск» в Рославле и рассчитана его экономическую эффективность.
Проект является рентабельным, вложение капитала целесообразно, предполагаемые вложения окупятся и принесут прибыль.
1. Трудовой кодекс РФ. [Электронный ресурс]. URL: http: //base.garant.ru/.
2. «Об образовании в РФ» ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http: //base.garant.ru/.
3. Армстронг, М. Практика управления человеческими ресурсами. 8-е издание / М. Армстронг - Перев. с англ., под ред. С.К. Мордовина. - СПб.: Питер, 2015. - 832 с.
4. Бобков А. Обучение и развитие персонала. http:// www.arsenal- hr.ru.
5. Бородин В.А. Процедура оценки и анализа деятельности персонала частного предприятия // Справочник по управлению персоналом. 2013. № 9. С. 85-98.
6. Воротынцева, Т. Строим систему обучения персонала. Практическое руководство для специалистов по обучению / Т. Воротынцева, Е. Неделин. - СПб. : Речь, 2012. - 125 с
7. Валова Т. В. Обучение - универсальная технология управления // Справочник по управлению персоналом. 2013. № 11. С.85-91.
8. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала. М.: Дело, 2011. 135 с.
9. Веснин В.Р. Технология работы с персоналом и деловыми партнерами: учебно-практич. пособие. М.: ТД Элит-2000, 2013. С. 461-462.
10. Галенко В.П., Страхова О.А., Файбушевич С.И. Управление персоналом и эффективность предприятий. М.: Финансы и статистика, 2014. 326 с.
11. Дятлов В.И., Кибанов А.Я., Пихало В.Т. Управление персоналом Учебное пособие для студентов экономических вузов и факультетов. М: ПРИОР, 2012. 512 с.
12. Егоршин А.П. Управление персоналом. Н/Новгород: Публицист, 2016. 344 с.
13. Ерошин М. Московский опыт реализации политики по подготовке и переподготовке кадров для малого и среднего бизнеса // Консультант директора. 2013. №13. С. 24-32.
14. Зайцева Ю. А. Обучение на рабочем месте и оценка ее эффективности. Управление развитием персонала. / Ю. А. Зайцева. М.: Экзамен. 2014. 208 с.
15. Ибрагимов, Г.И. Компетентностный подход в профессиональном образовании // Educational Technology & Society 10(3) 2013.
...