ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия 8
1.2. Факторы, определяющие конкурентоспособность и основные направления её повышения 13
1.3. Методики оценки конкурентоспособности предприятия 19
2. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «АГРОПРОМ»
2.1. Краткая технико-экономическая характеристика предприятия 36
2.2. Оценка конкурентоспособности ООО «Агропром» 43
2.3. Анализ конкурентоспособности продукции ООО «Агропром» 53
3. РАЗРАБОТКА ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ООО «АГРОПРОМ»
3.1. Мероприятия по повышению конкурентоспособности предприятия 63
3.2. Расчёт экономической эффективности предложенных мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО «Агропром» 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 84
ПРИЛОЖЕНИЕ отсутствует
В условиях рынка нереально добиться стабильного успеха в бизнесе, если не планировать его эффективное развитие, не аккумулировать постоянно информацию о собственных перспективах и возможностях, о состоянии целевых рынков, о положении на них конкурентов и своей конкурентоспособности.
На сегодняшний день проблема повышения конкурентоспособности предприятия становится все более актуальной. Рыночная ситуация во многом зависит от состояния и результатов конкурентной борьбы. В период развития рыночной экономики определяется необходимость формирования производственного потенциала и повышения конкурентоспособности компании. Предприятия придают большое значение анализу своих сильных и слабых сторон для оценки реальных возможностей в конкурентной борьбе и разработке мер и средств, за счёт которых предприятие могло бы повысить конкурентоспособность и обеспечить свой успех. В процессе маркетингового исследования для оценки конкурентоспособности предприятия пользуются некоторыми численными показателями, которые свидетельствуют о степени устойчивости положения предприятия, способности выпускать продукцию, пользующуюся спросом на рынке и обеспечивающую предприятию получение намеченных и стабильных конечных результатов. Предприятие, имеющее более низкие издержки производства, получает большую величину прибыли, что позволяет расширять масштабы производства, повышать его технический уровень, экономическую эффективность и качество продукции, а также совершенствовать систему сбыта. В результате конкурентоспособность такого предприятия и выпускаемого им продукции, что способствует увеличению её доли за счёт других предприятий, не имеющих таких финансовых и технических возможностей.
Управление конкурентоспособностью организации представляет собой область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей по повышению конкурентоспособности организации.
Актуальность проблемы вызвана тем обстоятельством, что вступление Российской Федерации в ВТО и тенденции глобализации экономики обусловили возрастание интереса к проблеме конкурентоспособности. Действительно, правила регулирования, в частности, снижение ставок импортных пошлин на продукцию повышает угрозу увеличения конкуренции на отечественном рынке со стороны зарубежных производителей. Российские производители не имеют широких возможностей для улучшения своих позиций на рынках сбыта продукции из- за низкой конкурентоспособности. Основной причиной этой ситуации стало то, что вопросом конкурентоспособности в РФ стали уделять внимание не так давно (это связано, прежде всего, с недавним переходом страны на рыночную экономику). Ключевой задачей начала 21 века, провозглашенной руководством страны, является увеличение конкурентоспособности ее экономики. Поэтому тема «Разработка путей повышения конкурентоспособности организации (на примере ООО «Агропром»)» приобретает особую актуальность.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка путей повышения конкурентоспособности исследуемого предприятия.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
• Изучить понятие и сущность конкурентоспособности предприятия;
• Рассмотреть факторы, определяющие конкурентоспособность;
• Проанализировать методы оценки конкурентоспособности предприятия;
• Дать краткую характеристику исследуемого предприятия;
• Провести анализ конкурентоспособности ООО «Агропром» и его продукции;
• Разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности предприятия;
• Провести расчёт экономической эффективности предложенных мероприятий.
Предмет исследования - ООО «Агропром».
Объектом исследования настоящей выпускной квалификационной работы является конкурентоспособность ООО «Агропром».
Теоретической и методологической основой исследования выпускной квалификационной работы являются научные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам оценки и повышения конкурентоспособности предприятия и продукции. Необходимо отметить, что рассмотрению проблем обеспечения конкурентоспособности предприятия посвящено достаточно большое количество исследований и литературных публикаций.
В данной выпускной квалификационной работе будут использованы методы анализа и управления конкурентоспособностью предприятия, изложенные в источниках, указанных в качестве библиографического списка литературы. Основной метод, который был использован при оценке конкурентоспособности - комплексный.
Каждое государство стремится достигнуть добросовестной конкуренции с помощью антимонопольной политики. В качестве методов используются регулирование цен и формирование политики налогообложения. Однако, если европейские страны практикуют регулирование сложившихся монополий, то Россия ведет политику реформирования структуры монополии. Безусловно, отечественная антимонопольная политика только начинает развиваться и нуждается в постоянном совершенствовании.
В выпускной квалификационной работе рассматриваются теоретические аспекты конкурентоспособности, понятие и сущность конкурентоспособности товара и организации, приводятся факторы и критерии, влияющие на конкурентоспособность предприятия, приводятся и раскрываются методики оценки конкурентоспособности исследуемого предприятия. После этого проведен анализ ООО «Агропром», состоящий из следующих компонентов:
• дана краткая технико-экономическая характеристика ООО «Агропром»;
• показана динамика основных экономических показателей;
• проанализировано финансовое состояние предприятия;
• произведен расчёт комплексного показателя конкурентоспособности
• предложены мероприятия по повышению конкурентоспособности исследуемого предприятия
• произведены необходимые расчёты, подтверждающие экономическую эффективность предложенных мероприятий.
Осознание необходимости рассмотрения процесса конкуренции позволяет нам критически отнестись к концепции ориентации на потребителя, согласно которой целью маркетинга является простое удовлетворение нужд клиентов ООО «Агропром».
Цель, поставленная в выпускной квалификационной работе заключалась в проведении комплексной оценки конкурентоспособности продукции и предприятия в целом и разработке путей повышения его конкурентоспособности.
Существующие методы и научные разработки по вопросам оценки конкурентоспособности касаются в основном продукции и в меньшей степени затрагивают деятельность предприятия. Анализ методических и теоретических разработок по вопросам обеспечения конкурентоспособности предприятия подтверждает необходимость её комплексной оценки для выявления возможных резервов улучшения основных показателей его хозяйственной деятельности.
Во второй главе проведена сравнительная оценка конкурентоспособности продукции ООО «Агропром» и ООО «Ярополецкое». Основной метод, который был использован при оценке конкурентоспособности - комплексный анализ. Из полученных данных можно сделать вывод, что ООО «Агропром» работает достаточно успешно, и является конкурентоспособным, что доказывают рассмотренные показатели финансовой, маркетинговой деятельности и показатель конкурентоспособности. Исследуемое предприятие является лидером на рынке и стремится сохранить это положение. Для улучшения деятельности ООО «Агропром» необходимо на современном этапе предпринять определенные действия, связанные с улучшением благоприятного отношения к самому предприятию и к его продукции среди населения г. Солнечногорска, Солнечногорского района, г. Новопетровск и Московской области, как основных потребителей продукции предприятия.
В третьей главе выпускной квалификационной работы разработаны пути повышения конкурентоспособности предприятия ООО «Агропром». Основным предложением по улучшению деятельности ООО «Агропром» является улучшение в данном предприятии маркетинговой деятельности.
Для повышения конкурентоспособности исследуемого предприятия были предложены следующие мероприятия:
1. Создать маркетинговую службу;
2. Улучить конкурентный имидж предприятия;
3. Улучшить вкусовые качеств некоторого вида выпускаемой продукции.
Предлагаемые мероприятия в этом направлении основываются на создании маркетинговой службы, отсутствующей в данный момент на предприятии, произведён расчёт экономической эффективности данного мероприятия и выявлено следующее:
1. В результате создания отдела маркетинговой службы численность работающих сократится на 3 человека, а производительность труда увеличится ~ на 16%. Экономический эффект от внедрения отдела маркетинговой службы составит 594000 руб.
2. При внедрении нового рецепта цена фрикаделек увеличится за счёт увеличения себестоимости, но она снизится за счёт увеличения объёма продаж. По предварительным подсчётам объёмы продаж на данном рынке могут составить до 16300,00 кг в год. В результате данного мероприятия постоянные затраты «Фрикаделек домашних», приходящиеся на единицу продукции составят 60,82 рубля. То есть себестоимость данного продукта снизится, но сохраниться прежний уровень рентабельности.
Был произведён перерасчёт интегрального коэффициента конкурентоспособности нового рецепта «Фрикаделек домашних». Расчёты показали, что интегральный коэффициент конкурентоспособности продукции равен 0,807, а это означает, что новый рецепт «Фрикаделек домашних» превосходит, при равной конкурентоспособности предыдущий рецепт. В свою очередь это может повлиять на объёмы реализации данного вида продукции по новой рецептуре, что должно привести к планируемому увеличению выручки от продажи товаров на 8 % относительно выручки 2015 года.
Поставленные в выпускной квалификационной работе задачи решены, а именно: раскрыта сущность понятия конкуренции, её содержания, понятие и факторы конкурентоспособности, предприятия, теоретических аспектов оценки конкурентоспособности продукции и фирмы, проведена комплексная оценка показателей конкурентоспособности на примере ООО «Агропром» и представлены все расчёты, подтверждающие экономическую эффективность предложенных мероприятий по повышению конкурентоспособности исследуемого предприятия.
В заключение выпускной квалификационной работы хотелось бы отметить следующее - рынок товаров и услуг оказывает мощное влияние на экономику как отдельно взятой страны, так и на мировую экономику в целом, и фигурирующие на нем фирмы-производители - как составляющая рынка, неизменно будут оставаться в центре внимания экономистов. Производимые ими товары (услуги) также имеют немаловажное значение для формирования явных и скрытых течений и тенденций рынка, а предоставление конечному пользователю достоверной информации о них - залог честной конкурентной борьбы фирм, и, как следствие, выживание сильнейших из них, обладающих лучшей стратегией и тактикой, поставляющих лучшие товары но параметрам: качество, цена, сервис.
Любое, успешно функционирующее на рынке предприятие, является конкурентоспособным, что еще раз доказано в данной работе. Чем конкурентоспособнее предприятие, тем больше оно получает прибыль, а, следовательно, и имеет расширенные масштабы хозяйственной деятельности.
Нормативно-правовые источники:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 05.10.2016) // СПС Консультант Плюс, 2016.
2. Фeдeрaльный закон ot 06.12.2011 № 402-ФЗ (род. ot 23.05.2016) «O бухгалтерском учёте» // СПС Консультант Плюс, 2016.
3. Федеральный закон от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ред. От 05.05.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) // СПС Консультант Плюс, 2016.
4. Федеральный закон РФ от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (ред. от 01.09.2016) // СПС Консультант Плюс, 2016.
5. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О защите конкуренции» // СПС Консультант Плюс, 2016.
Основная литература:
6. Артур А. Томпсон-мл., А. Дж. Стрикленд - Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа Учебник. - М.: Вильямс, 2013. С. 401.
7. Аристов О.В. Конкуренция и конкурентоспособность: Учеб. пособие / О.В. Аристов. - М.: изд-во Финстатинфорум, 2014. С. 182.
8. Балабанов А.И. Финансы / Балабанов, А.И., Балабанов И.Т. - СПб.:Питер, 2013. С.314.
9. Богатко А.Н. Основы экономического анализа хозяйствующего субъекта. - М.: Финансы и статистика, 2015. С 145.
10. Борисовский Л.Е. - Маркетинг: курс лекций / Л.Е. Борисовский. - М.: ИФРА-М, 2015. С. 303.
11. Бригхем Ю. Финансовый менеджмент / Бригхем, Ю., Гапенски, Л: Полный курс./Пер. с англ. Под ред. В. В. Ковалева. - СПб., 2014. - т.2 С. 402.
12. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: 2014. С.212.
13. Вершигора Е.Е. Менеджмент / Е.Е. Вергигора. - М., изд-во «Свет»., 2013. С. 314.
14. Веснин В.Р. Основы менеджмента - Курс лекции для студентов высших учебных заведений / В.Р. Веснин. - М., изд-во «Мир» 2013. С. 361.
15. Виханский О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс 2-е изд.; Учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов, изд-во «Экономика» - М, 2013. С. 147.
...