Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ 7
1.1. Сущность маркетинговой стратегии 7
1.2. Виды и этапы разработки маркетинговой стратегии 14
1.3. Факторы, влияющие на выбор маркетинговой стратегии 23
Глава 2. АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «АМБ» 27
2.1. Общая организационная характеристика предприятия 27
2.2. Анализ внешней и внутренней среды предприятия 30
2.3. Анализ продвижения услуг ООО «АМБ» с помощью маркетинга 36
Глава 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 43
3.1. Разработка предложений по совершенствованию маркетинга 43
3.2. Разработка прямого маркетинга в компании 49
3.3. Оценка эффективности предложений 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
Современный маркетинг требует гораздо большего, чем просто создать хороший товар, назначить на него привлекательную цену и обеспечить его доступность для целевых потребителей. Продвижение товаров и услуг - более широкий и трудоемкий вид деятельности, чем продажа товаров и услуг. Цели маркетинга - приспособление характеристик товара к требованиям сбыта; соединение усилий производителей и продавцов товара, направленных на повышение спроса, увеличение сбыта.
В прошлом, при сравнительно медленных темпах развития технического прогресса, производителю достаточно было выпустить товар, который превосходил по своим техническим характеристикам конкурентов, и потребитель по достоинству оценивал такое улучшение. Сегодня же технический прогресс развивается такими темпами, что на рынке товаров массового спроса добиться долгосрочного конкурентного преимущества ни одной компании не удается. Это объясняется тем, что сегодня потребителю труднее ориентироваться в потоке товаров одной категории. Поэтому основа успешной предпринимательской деятельности - это профессиональное и успешное продвижение товаров. Этот факт подчеркивает актуальность рассмотрения темы «продвижения и их виды».
Объект исследования - ООО «АМБ».
Предметом исследования является маркетинговая стратегия ООО «АМБ».
Целью ВКР является разработка маркетинговой стратегии компании ООО «АМБ».
Задачи исследования:
• рассмотреть теоретические основы разработки маркетинговой стратегии;
• проанализировать маркетинг в ООО «АМБ»;
• разработать стратегию маркетинга для ООО «АМБ».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и двух приложений.
Введение обосновывает актуальность данной темы; отражает цели и задачи, поставленные в квалификационной работе; описывает объект и предмет исследования, методы, использованные для сбора, систематизации и интерпретации данных об объекте исследования; содержит обзор основных использованных источников и литературы, а также краткий анализ структуры ВКР.
Первая глава раскрывает теоретические аспекты организации маркетинговой стратегии на предприятии.
Вторая глава ВКР анализирует маркетинг в ООО «АМБ», а также достоинства и недостатки, препятствующие дальнейшему развитию предприятия.
В третьей главе, на основе проведенного анализа, представлены конкретные практические предложения по разработке маркетинговой стратегии компании ООО «АМБ».
В заключении сделаны выводы.
Научной новизной данной выпускной квалификационной работы является разработка комплексного продвижения товаров ООО «АМБ».
Практическая значимость работы состоит в том, что данные, полученные в ВКР, можно использовать в работе других организаций, в разработке учебных курсов по маркетингу, рекламе и менеджменту в учебных заведениях.
Методы исследования: анализ, синтез, опрос, анкетирование, моделирование, обобщение.
В данной квалификационной работе мы обосновали важность и актуальность темы разработки маркетинговой стратегии развивающейся организации на примере ООО «АМБ», осветили поставленные цели и задачи, описали объект и предмет исследования, методы, использованные для сбора, систематизации и интерпретации данных об объекте исследования, указали основные использованные источники и литературу.
Рассмотрев теоретические аспекты организации маркетинговой стратегии на предприятии, мы установили, что повышение уровня жизни населения, развитие потребности в оперативной информации открывают для компаний новые возможности. В связи с насыщением рынка товарами и услугами, основными элементами конкурентной борьбы являются цена, качество и ассортимент.
Возникновение и постоянное освоение конкурентами новых технологий, рекламная политика, наличие инвестиционного потенциала, а также возрастающий спрос на новые, более совершенные услуги и технологии со стороны потребителей создают объективную необходимость вести активную борьбу за потенциальных клиентов и ресурсы.
Для обеспечения успешного развития деятельности компании необходим более глубокий и комплексный учет руководством предприятия факторов внешней и внутренней среды, в частности динамики спроса потребителей, потенциала конкурентов и концентрация усилий на развитии рекламной деятельности, формировании корпоративной культуры и преодолении угроз внешней среды за счет оптимального и более эффективного использования внутренних ресурсов организации (квалификация персонала, материально-техническая база, финансовые средства).
Анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на успешную маркетинговую стратегию компании, позволил выделить несколько основных направлений усилий ООО «АМБ»:
• совершенствование качества товаров и услуг;
• постоянное освоение инновационных технологий и разработок в сфере производства и продажи товаров и услуг;
• увеличение объемов реализации товаров и услуг;
• разработка и реализация новых видов товаров и услуг, обновления ассортимента;
• активизация рекламной деятельности на основе разработки маркетинговой стратегии компании, определения ее основных целей, мероприятий, средств.
Нами было указано, что маркетинговая стратегия ООО «АМБ» должна быть направлена на решение существующих и потенциально возможных проблем деятельности предприятия путем совершенствования качества услуг, систем менеджмента и маркетинга, используя собственные сильные стороны и возможности внешней среды, учитывая все существующие внешние и внутренние факторы.
Проанализировав маркетинг в ООО «АМБ», мы указали выводы о преимуществах компании и недостатках, препятствующим дальнейшему развитию предприятия.
На основе проведенного анализа нами представлены конкретные практические предложения по разработке маркетинговой стратегии ООО «АМБ», часть из которых была реализована в процессе прохождения практики на предприятии.
Так, например, было установлено, что клиентами ООО "АМБ" недостаточно активно используются интернет-ресурсы. По результатам проведенного опроса было установлено, что лишь 7,4 % респондентов назвали этот канал связи удобным для себя. При этом 68 % респондентов традиционно предпочли телефонную связь личному обращению в компанию (44 %). Почтовая связь удобна лишь для 11 % респондентов. При этом клиентам была представлена возможность выбрать более одного вида каналов связи.
Таким образом, был сделан вывод о недостаточной информированности населения о возможностях получения информации по всем аспектам деятельности ООО "АМБ", подачи обращений и т. д. с использованием интернет-приемной на сайте. Популяризация данного вида канала связи позволила снизить количество обращений непосредственно в офис ООО "АМБ".
Также, по результатам проведенного маркетингового исследования было установлено, что общая оценка удовлетворенности клиентов ООО «АМБ» на этапе подачи заявки составила 4,32 балла, на этапе заключения договора - 4,28 балла, а на этапе исполнения договора - уже 4,02 балла; оценка компетентности персонала - 4,38, 4,29 и 4,1 балла соответственно.
Средняя оценка ниже 4 баллов была получена по следующим показателям:
• удобство расположения офиса ООО "АМБ" - 3,91 балла;
• наличие очередей в офисе ООО "АМБ" - 3,91 балла;
• полнота и доступность информационно-справочных материалов для потребителей - 3, 95 балла;
• оперативность реагирования на обращения - 3,97 балла;
• стоимость услуг - 3,88 балла.
Данные показатели продемонстрировали «проблемные места» и указали направления улучшения работы с клиентами.
В качестве рекомендаций ООО «АМБ» по маркетинговой деятельности было предложено:
• разработка дизайна обновленного сайта;
• разработка и печать полиграфической продукции: визитные карточки сотрудников, рекламный буклет компании, паспорта изделий;
• активное использование возможностей сети Интернет: регистрация в Яндекс.вебмастер, обмен ссылками для продвижения "под Google", размещение комментариев, консультаций, объявлений, прайс-листов, платных статей об ООО «АМБ» на различных порталах и т.д.
В качестве предложений в области прямого маркетинга ООО «АМБ» было рекомендовано использование интерактивных объявлений, голосовой почты, печатных и цифровых купонов, телевидения, печатных изданий, создание сообщества потребителей, социальные сети, организацию конкурса с призами и пр.
Особое внимание в работе было уделено использованию расчетных методов оценки экономической эффективности предложений в области рекламы, которые позволяют точно отслеживать эффективность маркетинговых мероприятий.
Разработанная для ООО «АМБ» маркетинговая стратегия, позволит избежать компании негативных последствий от недооценки или неправильной оценки действенности маркетинговых мероприятий, позволит выдержать баланс между количеством выпускаемой продукции, интенсивностью рекламы и процессом стимуляции продаж.
Ниже в таблице показан экономический эффект от разработанной для ООО «АМБ» маркетинговой стратегии:
Показатель | Экономический эффект
Экономический эффект рекламы | 100000 руб.
Рентабельность затрат на рекламу | 50%
экономическую выгодность | 20000 руб.
затраты на 1 % вовлечения в потребление | 4 000 руб.
Конец таблицы.
Исследование, проведенное в рамках квалификационной работы, наглядным образом продемонстрировало, что правильно созданная и реализованная маркетинговая стратегия необходима для каждого предприятия. Это обусловлено тем, что она разрабатывается на долгосрочную перспективу. Невозможно досконально предугадать ситуацию, которая может возникнуть на рынке в будущем. Однако грамотная маркетинговая стратегия поможет принять своевременные и правильные решения, которые позволят избежать убытков, или наоборот - помочь существенно увеличить прибыль.
Правильно разработанная маркетинговая стратегия предприятия позволит эффективно спланировать товародвижение таким образом, чтобы покупатель смог приобрести продукт в удобное ему время в нужном месте. Только в этом случае, результаты работы компании гарантировано будут высокими. Если не позаботиться о своевременных поставках продукции в магазины, о качественной и интенсивной рекламе товара, то потребитель получит минимальное количество информации о нем и, как следствие, не приобретет товар или не воспользуется услугой. Чтобы избежать негативных последствий, стоит постараться выдержать баланс между количеством выпускаемой продукции, интенсивностью рекламы и процессом стимуляции продаж. Эти и другие важные задачи решает маркетинговая стратегия предприятия.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 05.10.2015 №278-ФЗ)
2. Брассингтон Ф., Петтитт С. Основы маркетинга / Ф. Брассингтон, С. Петтитт. - М.: Бизнес Букс, 2014. - 536 с.
3. Васильев, Г.А. Рекламный маркетинг: Учебное пособие / Г.А. Васильев, В.А. Поляков. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 276 с.
4. Г олова, А.Г. Управление продажами : учебник / А.Г.Г олова. - М.: Дашков и К, 2013. - 277 с.
5. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент: пер. с англ. / Ф.Котлер, К. Л. Келлер. • 12-е изд. - СПб. и др.: Питер, 2012. - 814с.
6. Клименко О. А. Исследование процесса формирования общественного мнения с использованием клеточных автоматов [Текст] / О. А. Клименко, А. А. Патухин // Молодой ученый. — 2014. — №16. — С. 161-164
7. Дударева З.М. История рекламы: манипуляции с ценой // История науки и техники. - 2014. - N 9. - С.17-23.
8. Люй Ц. Национально-культурные психологические особенности в русской рекламе // Актуал. пробл. совр. науки. - 2014. - N 3. - С.250-252.
9. Нифаева О. Социальная реклама как фактор экономического развития / О.Нифаева, А.Нехамкин // Мировая экономика и междунар. отношения. • 2013. - N 5. - С.48-55.
10. Панарина А.С. Оценка эффективности инвестиций в интернет-рекламу // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2014. - N 23. - С.49-55.
11. Ризаев Р. Технологии успешной рекламы // Business excellence = Деловое совершенство. - 2014. - N 11. - С.86-88
12. Роль и место концепта рекламы в формировании имиджа социально ответственного бизнеса в России / И.А.Морозова, Е.Г.Гущина, Е. М. Витальева, А. В.Трошин // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2013. - N 22. - С.24-31.
13. Савельева О.О. Латентные следствия рекламного воздействия как потенциал социального конфликта // Уровень жизни населения регионов России. - 2013. - N 6. - С.129-134.
14. Сироватский А.С. Применение тендерных инноваций на рекламном рынке России / А.С.Сироватский, П.Ю.Невоструев // Микроэкономика. - 2013. - N 6. - С.87-90.
15. Абдулабекова Э.М. Маркетинговый анализ и эффективное управление. Маркетинг - контроллинг // Актуал. пробл. совр. науки. - 2014. - N 5. - С.18-20
...