Государственная социальная помощь: виды, ее формы и категории обеспечиваемых лиц (Саратовская Государственная Юридическая Академия)
|
Введение ………………………………………………………………….... 3
Глава 1. Теоретический аспект государственной социальной помощи в системе социального обеспечения …6
1.1 Понятие и цели государственной социальной помощи в системе социального обеспечения ………6
1.2 Правовое регулирование государственной социальной помощи в Российской Федерации………………………………… 9
1.3 Категории лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи…………………………… 13
Глава 2. Формы и виды государственной социальной помощи в России…………24
2.1 Набор социальных услуг как один из видов государственной помощи………24
2.2 Денежные выплаты как форма оказания государственной социальной помощи………27
2.3 Социальный контракт как форма государственной социальной помощи ……………31
2.4 Перспективы развития оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта как формы борьбы с бедностью населения в России …37
Заключение…………………………………..……………………………… 43
Список использованных источников……………48
Глава 1. Теоретический аспект государственной социальной помощи в системе социального обеспечения …6
1.1 Понятие и цели государственной социальной помощи в системе социального обеспечения ………6
1.2 Правовое регулирование государственной социальной помощи в Российской Федерации………………………………… 9
1.3 Категории лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи…………………………… 13
Глава 2. Формы и виды государственной социальной помощи в России…………24
2.1 Набор социальных услуг как один из видов государственной помощи………24
2.2 Денежные выплаты как форма оказания государственной социальной помощи………27
2.3 Социальный контракт как форма государственной социальной помощи ……………31
2.4 Перспективы развития оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта как формы борьбы с бедностью населения в России …37
Заключение…………………………………..……………………………… 43
Список использованных источников……………48
Согласно Конституции Российской Федерации Россия, является социальным государством. Под социальным государством принято понимать государство, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности.
Социальное государство призвано помогать социально слабым слоям населения, влиять на распределение экономических благ по принципу справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человеческое существование. Наиболее характерные черты социального государства выражаются в его социальной политике, которая в соответствии с конституцией Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Главной задачей социальной политики Российской Федерации является достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности. Одной из важнейших целей социального государства является социальное равенство. Социальное государство стремится к уничтожению социального неравенства - неравенства связанного с утратой дохода или средств к существованию из-за различных обстоятельств. Средством социального государства, противостоящим этим превратностям судьбы, является социальное обеспечение.
В России с 2000 года в качестве самостоятельного вида социального обеспечения выделяется «государственная социальная помощь». Ее предоставление регулируется Федеральным законом от 17 июля 1999 года «О государственной социальной помощи».
В широком смысле под государственной социальной помощью понимается предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным установленным законом категориям граждан социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
Актуальность дипломной работы состоит в том, что в современной России право социального обеспечения развивается на основе новых принципов и концепций, охватывает группы отношений, которые ранее находились за пределами данной отрасли права.
Также актуальность дипломной работы состоит в том, что в современных экономических условиях население подвергается каждодневным социальным рискам материальной необеспеченности вследствие утраты заработка, либо при изменении своего материального или социального положения. Острота проблемы бедности привела к тому, что в последние годы экономисты, демографы, социологи и юристы уделяют большое внимание исследованию бедности. Но, несмотря на большое количество работ, в нашей стране еще не сложилось общепринятого понятия бедности. Относительность социально-экономических параметров бедности прямо влияет и на правовое регулирование. Вероятно, этим объясняется тот факт, что в федеральных законах бедность не указана в качестве вида социального риска. В отечественном законодательстве используется понятие «малоимущая семья или малоимущий одиноко проживающий гражданин» (ст. 1 Федерального Закона от 17.07.1999 г. «О государственной социальной помощи» ).
Основным средством социальной защиты населения от бедности служит государственная социальная помощь. В настоящее время происходит ее становление в качестве обособленного, внутренне организованного образования в рамках государственной системы социального обеспечения. В этой связи особую актуальность и значимость приобретает исследование особенностей правового регулирования отношений по оказанию государственной социальной помощи.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере назначения и предоставления государственной социальной помощи.
Предметом исследования являются нормы действующего законодательства, регулирующие отношения в данной сфере.
Целью работы является изучение видов, форм государственной социальной помощи и категории обеспечиваемых лиц.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
изучить понятие и цели государственной социальной помощи в системе социального обеспечения;
определить правовое регулирование государственной социальной помощи в Российской Федерации;
рассмотреть категории лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи;
проанализировать виды и формы государственной социальной помощи в России.
Теоретической основой послужили труды представителей юридической науки, в числе которых Сулейманов Г.В., Мачульская Е.Е., и другие.
Научная значимость исследования заключается в том, что теоретические выводы, обоснованные в работе, дополняют и развивают ряд положений науки права социального обеспечения о государственной социальной помощи.
Методологической основой исследования является ряд общенаучных и специальных методов познания правовых явлений, выбор которых обусловлен особенностями объекта, предмета, целей и задач: диалектический, историко-правовой, формально-логический, метод нормативно-сравнительного анализа, логико-семантический, метод системно-структурного анализа и другие.
Структура дипломной работы обусловлена содержанием и включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Социальное государство призвано помогать социально слабым слоям населения, влиять на распределение экономических благ по принципу справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человеческое существование. Наиболее характерные черты социального государства выражаются в его социальной политике, которая в соответствии с конституцией Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Главной задачей социальной политики Российской Федерации является достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности. Одной из важнейших целей социального государства является социальное равенство. Социальное государство стремится к уничтожению социального неравенства - неравенства связанного с утратой дохода или средств к существованию из-за различных обстоятельств. Средством социального государства, противостоящим этим превратностям судьбы, является социальное обеспечение.
В России с 2000 года в качестве самостоятельного вида социального обеспечения выделяется «государственная социальная помощь». Ее предоставление регулируется Федеральным законом от 17 июля 1999 года «О государственной социальной помощи».
В широком смысле под государственной социальной помощью понимается предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным установленным законом категориям граждан социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
Актуальность дипломной работы состоит в том, что в современной России право социального обеспечения развивается на основе новых принципов и концепций, охватывает группы отношений, которые ранее находились за пределами данной отрасли права.
Также актуальность дипломной работы состоит в том, что в современных экономических условиях население подвергается каждодневным социальным рискам материальной необеспеченности вследствие утраты заработка, либо при изменении своего материального или социального положения. Острота проблемы бедности привела к тому, что в последние годы экономисты, демографы, социологи и юристы уделяют большое внимание исследованию бедности. Но, несмотря на большое количество работ, в нашей стране еще не сложилось общепринятого понятия бедности. Относительность социально-экономических параметров бедности прямо влияет и на правовое регулирование. Вероятно, этим объясняется тот факт, что в федеральных законах бедность не указана в качестве вида социального риска. В отечественном законодательстве используется понятие «малоимущая семья или малоимущий одиноко проживающий гражданин» (ст. 1 Федерального Закона от 17.07.1999 г. «О государственной социальной помощи» ).
Основным средством социальной защиты населения от бедности служит государственная социальная помощь. В настоящее время происходит ее становление в качестве обособленного, внутренне организованного образования в рамках государственной системы социального обеспечения. В этой связи особую актуальность и значимость приобретает исследование особенностей правового регулирования отношений по оказанию государственной социальной помощи.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере назначения и предоставления государственной социальной помощи.
Предметом исследования являются нормы действующего законодательства, регулирующие отношения в данной сфере.
Целью работы является изучение видов, форм государственной социальной помощи и категории обеспечиваемых лиц.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
изучить понятие и цели государственной социальной помощи в системе социального обеспечения;
определить правовое регулирование государственной социальной помощи в Российской Федерации;
рассмотреть категории лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи;
проанализировать виды и формы государственной социальной помощи в России.
Теоретической основой послужили труды представителей юридической науки, в числе которых Сулейманов Г.В., Мачульская Е.Е., и другие.
Научная значимость исследования заключается в том, что теоретические выводы, обоснованные в работе, дополняют и развивают ряд положений науки права социального обеспечения о государственной социальной помощи.
Методологической основой исследования является ряд общенаучных и специальных методов познания правовых явлений, выбор которых обусловлен особенностями объекта, предмета, целей и задач: диалектический, историко-правовой, формально-логический, метод нормативно-сравнительного анализа, логико-семантический, метод системно-структурного анализа и другие.
Структура дипломной работы обусловлена содержанием и включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Государственная социальная помощь – предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в Федеральном законе «О государственной социальной помощи», социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
Если говорить о цели государственной социальной помощи, то можно сказать, что она заключается в обеспечении поддержки малоимущих людей, которые находятся за чертой бедности и не могут обеспечить самым необходимым себя и свою семью.
В соответствии с законом, государственная социальная помощь оказывается в целях:
поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;
адресного использования бюджетных средств;
усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;
создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;
снижения уровня социального неравенства;
повышения доходов населения.
Изучение правовых основ оказания государственной социальной помощи показало, что нормативно-правовые акты, которые регулируют правила и условия оказания государственной социальной помощи, определяют как правовые, так и организационные основы оказания государственной социальной помощи. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий.
Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют следующие категории граждан:
1) инвалиды войны;
2) участники Великой Отечественной войны;
3) ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах»;
4) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
5) лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», лица, награжденные знаком «Житель осажденного Севастополя»;
6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
8) инвалиды;
9) дети-инвалиды.
Рассматривая виды государственной социальной помощи, можно сделать вывод, что государственная социальная помощь оказывается в виде: социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг, жизненно необходимых товаров.
Набор социальных услуг – это виды социальных услуг, предоставляемые отдельным категориям граждан. К ним относят: обеспечение необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Федеральный закон «О государственной социальной помощи» предусматривает ее оказание в денежной форме. Законом установлены следующие виды денежных выплат: социальные пособия; субсидии; другие выплаты.
Социальный контракт – это двустороннее соглашение между учреждением социальной поддержки населения и гражданином (его семьей), по которому учреждение обязуется предоставить малоимущей семье или малоимущему одиноко проживающему гражданину материальную поддержку, а гражданин и его семья берут на себя обязательства предпринять активные действия для получения постоянного самостоятельного источника дохода.
Рассмотрев более подробно социальный контракт, можно определить, что при оказании такой помощи возникает проблема. В первую очередь проблема его применения связана с нехваткой бюджетных средств регионов на предоставление субсидий для реализации предусмотренных индивидуальной программой мероприятий по выходу из сложившейся трудной жизненной ситуации. Социальный контракт является одним из наиболее успешных механизмов борьбы с бедностью необходима долгосрочная перспектива его развития в России. Из этого следует только один вывод, который заключается в том, что необходимо решать возникшую проблему. Так, среди наиболее эффективных способов ее решения можно выделить такой способ, как оказание финансовой поддержки субъектам Российской Федерации, активно внедряющим социальный контракт.
Однако для борьбы с бедностью с помощью эффективного внедрения механизма социального контракта во всех регионах необходимо, чтобы выделенные средства использовались строго по целевому назначению. Выделяемые средства можно будет потратить лишь на осуществление основных мероприятий по выходу из сложной жизненной ситуации предусмотренных социальным контрактом.
Можно сделать вывод, что развитие оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта как способа борьбы с бедностью населения в Российской Федерации имеет множество перспектив.
По словам Президента Путина В.В.: «Нельзя отказывать в помощи только потому, что жизненные обстоятельства человека где-то и как-то не вписываются в формальные критерии той или иной нашей программы», поэтому уже запланировано несколько мероприятий вплоть до 2024 года по финансовой поддержке регионов, которым будут предоставляться субсидии для реализации ими основных мероприятий, предусмотренных социальным контрактом, чтобы облегчить таким регионам самостоятельное оказание государственной социальной помощи адаптированной под нужды населения.
Если говорить о цели государственной социальной помощи, то можно сказать, что она заключается в обеспечении поддержки малоимущих людей, которые находятся за чертой бедности и не могут обеспечить самым необходимым себя и свою семью.
В соответствии с законом, государственная социальная помощь оказывается в целях:
поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;
адресного использования бюджетных средств;
усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;
создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;
снижения уровня социального неравенства;
повышения доходов населения.
Изучение правовых основ оказания государственной социальной помощи показало, что нормативно-правовые акты, которые регулируют правила и условия оказания государственной социальной помощи, определяют как правовые, так и организационные основы оказания государственной социальной помощи. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий.
Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют следующие категории граждан:
1) инвалиды войны;
2) участники Великой Отечественной войны;
3) ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах»;
4) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
5) лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», лица, награжденные знаком «Житель осажденного Севастополя»;
6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
8) инвалиды;
9) дети-инвалиды.
Рассматривая виды государственной социальной помощи, можно сделать вывод, что государственная социальная помощь оказывается в виде: социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг, жизненно необходимых товаров.
Набор социальных услуг – это виды социальных услуг, предоставляемые отдельным категориям граждан. К ним относят: обеспечение необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Федеральный закон «О государственной социальной помощи» предусматривает ее оказание в денежной форме. Законом установлены следующие виды денежных выплат: социальные пособия; субсидии; другие выплаты.
Социальный контракт – это двустороннее соглашение между учреждением социальной поддержки населения и гражданином (его семьей), по которому учреждение обязуется предоставить малоимущей семье или малоимущему одиноко проживающему гражданину материальную поддержку, а гражданин и его семья берут на себя обязательства предпринять активные действия для получения постоянного самостоятельного источника дохода.
Рассмотрев более подробно социальный контракт, можно определить, что при оказании такой помощи возникает проблема. В первую очередь проблема его применения связана с нехваткой бюджетных средств регионов на предоставление субсидий для реализации предусмотренных индивидуальной программой мероприятий по выходу из сложившейся трудной жизненной ситуации. Социальный контракт является одним из наиболее успешных механизмов борьбы с бедностью необходима долгосрочная перспектива его развития в России. Из этого следует только один вывод, который заключается в том, что необходимо решать возникшую проблему. Так, среди наиболее эффективных способов ее решения можно выделить такой способ, как оказание финансовой поддержки субъектам Российской Федерации, активно внедряющим социальный контракт.
Однако для борьбы с бедностью с помощью эффективного внедрения механизма социального контракта во всех регионах необходимо, чтобы выделенные средства использовались строго по целевому назначению. Выделяемые средства можно будет потратить лишь на осуществление основных мероприятий по выходу из сложной жизненной ситуации предусмотренных социальным контрактом.
Можно сделать вывод, что развитие оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта как способа борьбы с бедностью населения в Российской Федерации имеет множество перспектив.
По словам Президента Путина В.В.: «Нельзя отказывать в помощи только потому, что жизненные обстоятельства человека где-то и как-то не вписываются в формальные критерии той или иной нашей программы», поэтому уже запланировано несколько мероприятий вплоть до 2024 года по финансовой поддержке регионов, которым будут предоставляться субсидии для реализации ими основных мероприятий, предусмотренных социальным контрактом, чтобы облегчить таким регионам самостоятельное оказание государственной социальной помощи адаптированной под нужды населения.
Подобные работы
- Ипотека
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2021 - Методы регулирования государственной службы»
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2019 - ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ
Диссертация , юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2012



