Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОЦЕНКИ И АТТЕСТАЦИИ 9
1.1 Аттестация персонала: типы, виды, функции, этапы проведения аттестации 9
1.2 Методы аттестации персонала 16
1.3 Организация процесса аттестации на предприятиях в современных условиях 21
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОЦЕНКИ И АТТЕСТАЦИИ ПЕРСОНАЛА ООО «ЭКСЕЛЕНС» 28
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «ЭКСЕЛЕНС» 28
2.2 Анализ квалификационного состава персонала предприятия 31
2.3 Оценка аттестации персонала в ООО «ЭКСЕЛЕНС» 41
3. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ АТТЕСТАЦИИ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ 48
3.1 Разработка системы самооценки работников предприятия как важный инструмент развития персонала 48
3.2 Экономическое обоснование предложенных мероприятий 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ отсутствуют
Актуальность тематики. В настоящее время утвердился взгляд на труд как на сознательную целенаправленную созидательную деятельность, приложение человеком умственных и физических усилий для получения полезного результата в удовлетворении своих материальных и духовных потребностей, как на проявление человеческой личности.
При переходе к рынку происходит медленный отход от иерархического управления, жесткой системы административного воздействия, практически неограниченной власти к рыночным взаимоотношениям, отношениям собственности, базирующимся на экономических методах управления.
Использование персонала должно отвечать целям организации, не ущемлять интересы личности и обеспечивать строгое соблюдение законодательства о труде в процессе этой работы.
Чтобы наиболее полно и эффективно использовать трудовой потенциал коллектива организации в целом, необходимо выявить, какой трудовой потенциал имеет каждый работник, как количественно и качественно его измерять, и какие условия необходимы для полной реализации этого потенциала.
Оценка реального трудового потенциала работника позволяет дифференцированно подходить к проблеме включения в систему занятости в организации работников, с различным уровнем трудоспособности на различных этапах их жизненного цикла.
Система аттестации и оценки персонала — важный элемент управления человеческими ресурсами. Принципиальным условием эффективной работы системы оценки является ее комплексный характер, учитывающий все многообразие задач, решаемых конкретной организацией в общей системе кадрового менеджмента. Сегодня компании используют два понятия: оценка и аттестация персонала.
Оценка - более широкое понятие, чем аттестация. Оценка — систематическая формализованная процедура по определению эффективности деятельности сотрудника, которая проводится по заданным критериям в соответствии со стандартами выполнения обязанностей на данном рабочем месте за определенный период времени. Регулируется локальными нормативными актами предприятия.
Аттестация персонала проводится для того, чтобы определить уровень трудовых ресурсов профессиональной подготовки и соответствия занимаемой ими должности, а также решить вопрос о присвоении им квалификационного разряда. Таким образом, она призвана выявить результаты деятельности, деловые и личностные качества сотрудника, стимулировать их творческий рост и активность, повысить квалификацию, обеспечить возможность продвижения по служебной лестнице.
Для ООО «ЭКСЕЛЕНС» система оценка и аттестации персонала является важным направлением работы с кадрами, но требует совершенствования данного процесса. Оценка и аттестация даст возможность решить следующие кадровые задачи: оценить потенциал для продвижения и снижения риска выдвижения некомпетентных сотрудников; снизить затраты на обучение; поддержать у сотрудников чувство справедливости и повысить трудовую мотивацию; разработать кадровые программы обучения и развития персонала. Отсюда актуальность выбранной темы очевидна.
Степень разработанности в настоящее время тема оценки и аттестации персонала разработана основательно такими известными авторам в области управления персоналом, как П.Друкер, Т. Питерс и Р. Уотермен, Скотт Д. Синк, Р. Дафт, А.Я. Кибанов. Е.А. Борисова, Т.Ю. Базаров и др., а также нормативно-методическими материалами федеральных исполнительных органов власти.
Объект исследования - система оценки и аттестации персонала как инструмент управления персоналом.
Предмет исследования - разработка системы аттестации персонала организации на примере ООО «ЭКСЕЛЕНС».
Цель выпускной квалификационной работы - теоретическое изучение основ организации оценки и аттестации персонала для проведения организации процедуры аттестации в ООО «ЭКСЕЛЕНС».
Для достижения поставленной цели были обозначены следующие задачи:
1. Осветить теоретические основы организации оценки и аттестации персонала в организации, в частности, дать основные понятия деловой оценки персонала, ее цели, принципы, этапы, методы, раскрыть организацию процесса аттестации персонала в современных условиях.
2. Дать характеристику ООО «ЭКСЕЛЕНС» и проанализировать организацию процесса оценки и аттестации персонала в данной организации.
3. На основе анализа разработать предложения по проведению организации работы по оценке и аттестации персонала в ООО «ЭКСЕЛЕНС».
Методы исследования: анализ документальных источников; интервьюирование; наблюдения; беседы.
Практическая значимость: использование на практике разработанных рекомендаций по совершенствованию системы оценки и аттестации персонала позволит предприятию повысить:
а) эффективность проводимых, в аттестационную сессию, мероприятий;
б) эффективность использования кадрового потенциала учреждения;
в) усовершенствовать систему оценки и аттестации, в соответствии с динамично меняющимися условиями окружающей, организацию, среды.
Теоретическую базу исследования составили работы отечественных авторов, посвященных проблемам оценки и аттестации в организациях различных форм собственности. Особое место среди них занимают работы А.Я. Кибанова. Е.А. Борисовой, Т.Ю. Базарова, В.А. Спивака, В.Р. Веснина, Н. Чижова и др., а также статьи из периодических изданий «Справочник по управлению персоналом», «Экономика и жизнь» и др.
Нормативно-методическую основу исследования составили: Трудовой кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, нормативная база для проведения оценки.
Объект, предмет, цель и задачи работы обусловили ее структуру. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Оценка и аттестация - важная часть работы с персоналом. Как известно, в основе любого управления лежит обратная связь, включающая те или иные способы измерения, сравнения. При управлении персоналом обратная связь реализуется через оценку кадров, т.е. определение количественной и качественной меры соответствия работников занимаемой должности, возможности передвижения на другую работу, должность.
В ходе проведенного анализа были сделаны следующие выводы.
ООО «ЭКСЕЛЕНС» - предприятие с большими потенциальными возможностями, имеет четкие цели и позиции. Уровень образования персонала соответствует квалификационным характеристикам должностей. Штат молодых кадров на предприятии уменьшается, но эта проблема не только ООО «ЭКСЕЛЕНС», это проблема многих предприятий по всей территории России.
Коэффициент текучести имеет отрицательную динамику, что требует глубокого анализа причин и внесения соответствующих корректировок в кадровую политику. Главная причина увольнения - низкая заработная плата (по мнению работников предприятия).
При всех положительных моментах процедуры оценки и аттестации в ООО «ЭКСЕЛЕНС» имеется ряд недостатков, а именно: оценка осуществляется не периодически; самооценка сотрудника не производится, нет четкого алгоритма проведения процедуры аттестации, слабо используются возможности современных технологий при оценке и аттестации персонала предприятия. Отсюда можно сделать вывод, что организация процедуры оценки и аттестации в ООО «ЭКСЕЛЕНС»» требует совершенствования.
Задачи, которые предполагалось решить в данной работе, осуществлены в полном объеме, а именно:
1. Рассмотрены теоретические основы оценки и аттестации персонала, в частности, даны основные понятия деловой оценки персонала, ее цели, принципы, этапы, методы, раскрыта организация процесса аттестации персонала в современных условиях.
Оценка персонала и аттестация являются наиболее сложной составной частью работы по управлению человеческими ресурсами в организации. Она «встроена» в систему управления персоналом наряду с такими функциями, как планирование персонала, их подбор, найм, продвижение по службе и т.д. Здесь нет столь жесткой логической последовательности, поскольку функция оценки персонала как бы сквозная, она присутствует на многих этапах работы по управлению персоналом. С точки зрения эффективного управления руководителю всегда необходимо знать, насколько успешно работники справляются с возложенными на них обязанностями и обладают ли они для этого необходимыми профессиональными знаниями.
В первую очередь аттестация позволит в ООО «ЭКСЕЛЕНС», провести диагностику персонала, то есть получить информацию о сотрудниках, выявить «болевые точки», моменты, затрудняющие работу персонала, и своевременно решить эти проблемы. Речь идет об определении с помощью аттестации ценности сотрудников не только для подразделения (группы), но и для организации в целом, оптимальной расстановке сотрудников на местах, наиболее адекватном применении системы оплаты труда.
Аттестация позволит принять решения, связанные с:
• изменением компенсационного пакета, что имеет конкретные материальные последствия для работников;
• развитием организации (приведение в соответствие человеческих ресурсов с планами организации);
• оценкой текущей деятельности (положения) всей организации и выявлением рабочих проблем;
• формированием кадрового резерва компании.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ) // СПС Консультант Плюс
2. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.10.2016) // СПС Консультант Плюс
3. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ (ред. от 23.05.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.05.2016) // СПС Консультант Плюс
4. Гражданский кодекс РФ (часть третья) от 26.11.2001 №146-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СПС Консультант Плюс
5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197 -ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001), (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3.
6. Алексеева, Т. Оцениваем уровень компетентности // Справочник по управлению персоналом.- 2014. - №6. - С. 52-64.
7. Баева, Т.В. Ассессмент в розничной торговле // Справочник по управлению персоналом.- 2014. - №7. - С. 64 - 70.
8. Борисова, Е.А. Оценка и аттестация персонала / Е.А. Борисова. - СПб. : Питер,2015.- 288 с.
9. Бурганова, Л. А., Савкина, Е. Г. Теория управления Элтона Мэйо. Казань: Казан. гос. технол. ун-т, 2013. - 250 с.
10. Бутурлина, Е. Организационные аспекты оценки результатов деятельности// Справочник по управлению персоналом. - 2014.- №5. - С.70 - 74.
11. Бухалков, М.И. Управление персоналом: Учебник. -М. : ИНФРА -М., 2015. - 368 с.
12. Бычкова, Я. Оценка «по-советски» Полезный опыт // Справочник по управлению персоналом.- 2015. - №3. - С.8 - 13.
13. Валиева, О.В. Управление персоналом: Конспект лекций. - М. : Приор-издат., 2013. - 176 с.
14. Веснин, В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе / В.Р. Веснин. - М. : Юристъ, 2014. - 496 с.
15. Веснин, В.Р. Технология работы с персоналом и деловыми партнерами: Учебно-практическое пособие / В.Р. Веснин. - М., 2014. - 589 с.
...