Детско-родительские отношения в подростковом возрасте (Алтайский государственный педагогический университет)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: общеобразовательные школы г. Барнаула.
Выборка: в эмпирическом исследовании приняли участие 70 подростков в возрасте от 11 до 15 лет: 35 младших подростков (17 девочек и 18 мальчиков) составили эмпирическую группу 1 (возраст испытуемых от 11 до 13 лет). 35 старших подростков (19 девочек и 16 мальчиков) составили эмпирическую группу 2 (возраст испытуемых составил 14-15 лет).
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы детско-родительских отношений в подростковом возрасте 6
1.1 Понятие «детско-родительские отношения» 6
1.2 Стили семейного воспитания в системе детско-родительских отношений 10
1.3 Психологические особенности детей подросткового возраста 15
Глава 2. Эмпирическое исследование детско-родительских отношений в подростковом возрасте 24
2.1 Организация и методы исследования 24
2.2 Результаты эмпирического исследования детско-родительских отношений в подростковом возрасте 28
Заключение 40
Список использованной литературы 41
Приложения 44
База исследования: общеобразовательные школы г. Барнаула.
Выборка: в эмпирическом исследовании приняли участие 70 подростков в возрасте от 11 до 15 лет: 35 младших подростков (17 девочек и 18 мальчиков) составили эмпирическую группу 1 (возраст испытуемых от 11 до 13 лет). 35 старших подростков (19 девочек и 16 мальчиков) составили эмпирическую группу 2 (возраст испытуемых составил 14-15 лет).
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы детско-родительских отношений в подростковом возрасте 6
1.1 Понятие «детско-родительские отношения» 6
1.2 Стили семейного воспитания в системе детско-родительских отношений 10
1.3 Психологические особенности детей подросткового возраста 15
Глава 2. Эмпирическое исследование детско-родительских отношений в подростковом возрасте 24
2.1 Организация и методы исследования 24
2.2 Результаты эмпирического исследования детско-родительских отношений в подростковом возрасте 28
Заключение 40
Список использованной литературы 41
Приложения 44
Актуальность исследования. В подростковом возрасте изменяется психологическая значимость родителей для подростка. Семья является средой, которая удовлетворяет потребности в эмоциональной поддержке и принятии, в результате чего формируется благоприятный психологический климат, который положительно влияет на формирование самооценки. Для подростка самооценка является очень значимой личностной характеристикой, происходит оценивание себя исходя из новой социальной ситуации: на самооценку оказывает влияние удовлетворение потребности в самоутверждении среди сверстников, а также особенности взаимоотношений с родителями, которые могут быть подвержены изменениям в связи с кризисом подросткового возраста. Подростки могут демонстрировать негативизм и нонконформистское поведение, что обостряет отношения со взрослыми членами семьи.
Гармоничное развитие личности ребенка возможно при наличии здоровья, интерпретируемого в качестве состояния физического, психического и социального благополучия. Психологическое здоровье детей подчинено социально-экономическим, экологическим, культурным, психологическим и многим другим факторам. Возникновение «проблемных», «трудных», «непослушных» детей, также как детей с «комплексами», «забитых» – всегда является результатом неправильно сложившихся отношений в семье. Особое влияние оказывают детско-родительские отношения на становление и развитие личности детей подросткового возраста.
Степень изученности проблемы исследования. Понятие «детско-родительские отношения» раскрыто в работах М.А. Генгер, А.Я. Варга, А.И. Захарова, С.В. Ковалева и др. Влияние детско-родительских отношений на развитие личности подростков определено в научных трудах Н.Г. Звеньковой, О. Коннера, Ф. Раис и др. Психологические особенности подростков охарактеризованы Д.И. Грейданус, А.А. Остапенко и др.
Цель исследования − выявление особенностей детско-родительских отношений в подростковом возрасте.
Объект исследования − детско-родительские отношения.
Предмет исследования − особенности детско-родительских отношений в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретическую основу изучения особенностей детско-родительских отношений в подростковом возрасте.
2. Описать психологические особенности детей подросткового возраста.
3. Провести эмпирическое исследование особенностей детско-родительских отношений в подростковом возрасте.
Гипотезы исследования:
1. Вероятно, специфика содержания образа семьи младших подростков заключается в наполнении его негативными характеристиками своей семьи, а также большим расхождением в содержании образов реальной и идеальной семьи, у старших подростков расхождения между образом идеальной и реальной семьей минимальные.
2. Скорее всего, существует различия в понимании детско-родительских отношений у младших и старших подростков.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: подходы к понятию «детско-родительские отношения» – А.Я. Варга, А.И. Захарова и др.; подходы к понятию «стили семейного воспитания» – Р.Р. Калининой и др.; подходы к психологическим особенностям детей подросткового возраста – А.А. Остапенко, Х. Ремшид и др.
В работе использовался комплекс методов исследования:
- анализ вторичных источников по проблеме исследования;
- ассоциативный эксперимент;
- психологическое тестирование (Опросник Шкала семейной адаптации и сплоченности (Опросник FACES-3 / Тест Д. Х. Олсона); Методика субъективного шкалирования;
- математические методы анализа информации (U-тест по методу Манна и Уитни, факторный анализ) с использованием компьютерной программы SPSS 19.0.
Достоверность результатов исследования обеспечивалась всесторонним теоретическим анализом, методологической проработанностью проблемы, репрезентативностью выборки, использованием адекватных методов статистического анализа.
Выборка. В исследовании приняло участие 70 респондентов в возрасте от 11 до 15 лет. 35 респондентов в возрасте от 11 до 13 лет, 35 подростков – в возрасте от 14 до 15 лет.
Практическая значимость исследования. результаты исследования могут быть использованы в работе психологов с подростками по гармонизации детско-родительских отношений.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Гармоничное развитие личности ребенка возможно при наличии здоровья, интерпретируемого в качестве состояния физического, психического и социального благополучия. Психологическое здоровье детей подчинено социально-экономическим, экологическим, культурным, психологическим и многим другим факторам. Возникновение «проблемных», «трудных», «непослушных» детей, также как детей с «комплексами», «забитых» – всегда является результатом неправильно сложившихся отношений в семье. Особое влияние оказывают детско-родительские отношения на становление и развитие личности детей подросткового возраста.
Степень изученности проблемы исследования. Понятие «детско-родительские отношения» раскрыто в работах М.А. Генгер, А.Я. Варга, А.И. Захарова, С.В. Ковалева и др. Влияние детско-родительских отношений на развитие личности подростков определено в научных трудах Н.Г. Звеньковой, О. Коннера, Ф. Раис и др. Психологические особенности подростков охарактеризованы Д.И. Грейданус, А.А. Остапенко и др.
Цель исследования − выявление особенностей детско-родительских отношений в подростковом возрасте.
Объект исследования − детско-родительские отношения.
Предмет исследования − особенности детско-родительских отношений в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретическую основу изучения особенностей детско-родительских отношений в подростковом возрасте.
2. Описать психологические особенности детей подросткового возраста.
3. Провести эмпирическое исследование особенностей детско-родительских отношений в подростковом возрасте.
Гипотезы исследования:
1. Вероятно, специфика содержания образа семьи младших подростков заключается в наполнении его негативными характеристиками своей семьи, а также большим расхождением в содержании образов реальной и идеальной семьи, у старших подростков расхождения между образом идеальной и реальной семьей минимальные.
2. Скорее всего, существует различия в понимании детско-родительских отношений у младших и старших подростков.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: подходы к понятию «детско-родительские отношения» – А.Я. Варга, А.И. Захарова и др.; подходы к понятию «стили семейного воспитания» – Р.Р. Калининой и др.; подходы к психологическим особенностям детей подросткового возраста – А.А. Остапенко, Х. Ремшид и др.
В работе использовался комплекс методов исследования:
- анализ вторичных источников по проблеме исследования;
- ассоциативный эксперимент;
- психологическое тестирование (Опросник Шкала семейной адаптации и сплоченности (Опросник FACES-3 / Тест Д. Х. Олсона); Методика субъективного шкалирования;
- математические методы анализа информации (U-тест по методу Манна и Уитни, факторный анализ) с использованием компьютерной программы SPSS 19.0.
Достоверность результатов исследования обеспечивалась всесторонним теоретическим анализом, методологической проработанностью проблемы, репрезентативностью выборки, использованием адекватных методов статистического анализа.
Выборка. В исследовании приняло участие 70 респондентов в возрасте от 11 до 15 лет. 35 респондентов в возрасте от 11 до 13 лет, 35 подростков – в возрасте от 14 до 15 лет.
Практическая значимость исследования. результаты исследования могут быть использованы в работе психологов с подростками по гармонизации детско-родительских отношений.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Детско-родительские отношения – система взаимоотношений в семье, состоящая из нескольких уровней. Основные из них: родительские отношения в семье – базовый уровень всей системы; родительское отношение к ребенку – с появлением ребенка семья переходит на новый уровень, где ключевую роль играет родительское отношение к воспитанию детей; детские отношения (когда в семье несколько детей) и др. Детско-родительские отношения нестабильны – они постоянно подвергаются временным изменениям: как внутри семьи по мере взросления ребенка, так и в обществе с течением времени. Огромное влияние на такие изменения оказывают личностные особенности, социальные, политические и экономические факторы, а также мировоззрение и стереотипность поколений.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы было организовано и проведено эмпирическое исследование. Статистически значимые различия по методике FACES-3 / Тест Д.Х. Олсона подтверждают, что представления о семье у старших подростковшире, чем у младших подростков. Младшие подростки имеют фрагментарные преставления об эмоциональной привязанности к семье; о семейных границах; о том, что в условиях семьи всеми членами принимаются согласованно особо значимые решения; о том, что в условиях семьи человек проводит значительное количество времени; о том, что в семье по отношению ко всем членам существуют определенные правила и должна быть (в пределах разумного) дисциплина. Примечательно, что представления о семье по таким параметрам, как контроль, развлечения и отдых в условиях семьи в эмпирических группах имеют примерно равные значения – статистически не значимы. Статистически значимые различия по методике субъективного шкалирования подтверждают, что представления о семье у старших подростков шире, чем у младших подростков.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотезы подтверждены.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы было организовано и проведено эмпирическое исследование. Статистически значимые различия по методике FACES-3 / Тест Д.Х. Олсона подтверждают, что представления о семье у старших подростковшире, чем у младших подростков. Младшие подростки имеют фрагментарные преставления об эмоциональной привязанности к семье; о семейных границах; о том, что в условиях семьи всеми членами принимаются согласованно особо значимые решения; о том, что в условиях семьи человек проводит значительное количество времени; о том, что в семье по отношению ко всем членам существуют определенные правила и должна быть (в пределах разумного) дисциплина. Примечательно, что представления о семье по таким параметрам, как контроль, развлечения и отдых в условиях семьи в эмпирических группах имеют примерно равные значения – статистически не значимы. Статистически значимые различия по методике субъективного шкалирования подтверждают, что представления о семье у старших подростков шире, чем у младших подростков.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотезы подтверждены.
Подобные работы
- ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЯХ, ИМЕЮЩИЕ РЕБЕНКА С АНОРЕКСИЕЙ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2016 - Эмоциональный интеллект подростков в контексте детско-родительских отношений
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2021 - Предметная деятельность младших дошкольников в контексте
детско-родительских отношений
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование позитивного отношения к семье у младших школьников (Педагогика и психология начального образования, Алтайский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2018 - Проблемы семейного воспитания младших школьников в современных условиях (Теория и практика организации исследования в начальном образовании, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2019 - Психологическая компетентность родителей подростков (Алтайский государственный педагогический университет)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2500 р. Год сдачи: 2021 - Склонность к отклоняющемуся поведению подростков в контексте детско-родительских взаимоотношений
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2022 - Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Социально-педагогическое сопровождение детей девиантного поведения в образовательной организации (Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска, Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022



