Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Детско-родительские отношения в подростковом возрасте (Алтайский государственный педагогический университет)

Работа №121915

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы50
Год сдачи2023
Стоимость800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
88
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: общеобразовательные школы г. Барнаула.
Выборка: в эмпирическом исследовании приняли участие 70 подростков в возрасте от 11 до 15 лет: 35 младших подростков (17 девочек и 18 мальчиков) составили эмпирическую группу 1 (возраст испытуемых от 11 до 13 лет). 35 старших подростков (19 девочек и 16 мальчиков) составили эмпирическую группу 2 (возраст испытуемых составил 14-15 лет).
Есть приложения.

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы детско-родительских отношений в подростковом возрасте 6
1.1 Понятие «детско-родительские отношения» 6
1.2 Стили семейного воспитания в системе детско-родительских отношений 10
1.3 Психологические особенности детей подросткового возраста 15
Глава 2. Эмпирическое исследование детско-родительских отношений в подростковом возрасте 24
2.1 Организация и методы исследования 24
2.2 Результаты эмпирического исследования детско-родительских отношений в подростковом возрасте 28
Заключение 40
Список использованной литературы 41
Приложения 44


Актуальность исследования. В подростковом возрасте изменяется психологическая значимость родителей для подростка. Семья является средой, которая удовлетворяет потребности в эмоциональной поддержке и принятии, в результате чего формируется благоприятный психологический климат, который положительно влияет на формирование самооценки. Для подростка самооценка является очень значимой личностной характеристикой, происходит оценивание себя исходя из новой социальной ситуации: на самооценку оказывает влияние удовлетворение потребности в самоутверждении среди сверстников, а также особенности взаимоотношений с родителями, которые могут быть подвержены изменениям в связи с кризисом подросткового возраста. Подростки могут демонстрировать негативизм и нонконформистское поведение, что обостряет отношения со взрослыми членами семьи.
Гармоничное развитие личности ребенка возможно при наличии здоровья, интерпретируемого в качестве состояния физического, психического и социального благополучия. Психологическое здоровье детей подчинено социально-экономическим, экологическим, культурным, психологическим и многим другим факторам. Возникновение «проблемных», «трудных», «непослушных» детей, также как детей с «комплексами», «забитых» – всегда является результатом неправильно сложившихся отношений в семье. Особое влияние оказывают детско-родительские отношения на становление и развитие личности детей подросткового возраста.
Степень изученности проблемы исследования. Понятие «детско-родительские отношения» раскрыто в работах М.А. Генгер, А.Я. Варга, А.И. Захарова, С.В. Ковалева и др. Влияние детско-родительских отношений на развитие личности подростков определено в научных трудах Н.Г. Звеньковой, О. Коннера, Ф. Раис и др. Психологические особенности подростков охарактеризованы Д.И. Грейданус, А.А. Остапенко и др.
Цель исследования − выявление особенностей детско-родительских отношений в подростковом возрасте.
Объект исследования − детско-родительские отношения.
Предмет исследования − особенности детско-родительских отношений в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретическую основу изучения особенностей детско-родительских отношений в подростковом возрасте.
2. Описать психологические особенности детей подросткового возраста.
3. Провести эмпирическое исследование особенностей детско-родительских отношений в подростковом возрасте.
Гипотезы исследования:
1. Вероятно, специфика содержания образа семьи младших подростков заключается в наполнении его негативными характеристиками своей семьи, а также большим расхождением в содержании образов реальной и идеальной семьи, у старших подростков расхождения между образом идеальной и реальной семьей минимальные.
2. Скорее всего, существует различия в понимании детско-родительских отношений у младших и старших подростков.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: подходы к понятию «детско-родительские отношения» – А.Я. Варга, А.И. Захарова и др.; подходы к понятию «стили семейного воспитания» – Р.Р. Калининой и др.; подходы к психологическим особенностям детей подросткового возраста – А.А. Остапенко, Х. Ремшид и др.
В работе использовался комплекс методов исследования:
- анализ вторичных источников по проблеме исследования;
- ассоциативный эксперимент;
- психологическое тестирование (Опросник Шкала семейной адаптации и сплоченности (Опросник FACES-3 / Тест Д. Х. Олсона); Методика субъективного шкалирования;
- математические методы анализа информации (U-тест по методу Манна и Уитни, факторный анализ) с использованием компьютерной программы SPSS 19.0.
Достоверность результатов исследования обеспечивалась всесторонним теоретическим анализом, методологической проработанностью проблемы, репрезентативностью выборки, использованием адекватных методов статистического анализа.
Выборка. В исследовании приняло участие 70 респондентов в возрасте от 11 до 15 лет. 35 респондентов в возрасте от 11 до 13 лет, 35 подростков – в возрасте от 14 до 15 лет.
Практическая значимость исследования. результаты исследования могут быть использованы в работе психологов с подростками по гармонизации детско-родительских отношений.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Детско-родительские отношения – система взаимоотношений в семье, состоящая из нескольких уровней. Основные из них: родительские отношения в семье – базовый уровень всей системы; родительское отношение к ребенку – с появлением ребенка семья переходит на новый уровень, где ключевую роль играет родительское отношение к воспитанию детей; детские отношения (когда в семье несколько детей) и др. Детско-родительские отношения нестабильны – они постоянно подвергаются временным изменениям: как внутри семьи по мере взросления ребенка, так и в обществе с течением времени. Огромное влияние на такие изменения оказывают личностные особенности, социальные, политические и экономические факторы, а также мировоззрение и стереотипность поколений.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы было организовано и проведено эмпирическое исследование. Статистически значимые различия по методике FACES-3 / Тест Д.Х. Олсона подтверждают, что представления о семье у старших подростковшире, чем у младших подростков. Младшие подростки имеют фрагментарные преставления об эмоциональной привязанности к семье; о семейных границах; о том, что в условиях семьи всеми членами принимаются согласованно особо значимые решения; о том, что в условиях семьи человек проводит значительное количество времени; о том, что в семье по отношению ко всем членам существуют определенные правила и должна быть (в пределах разумного) дисциплина. Примечательно, что представления о семье по таким параметрам, как контроль, развлечения и отдых в условиях семьи в эмпирических группах имеют примерно равные значения – статистически не значимы. Статистически значимые различия по методике субъективного шкалирования подтверждают, что представления о семье у старших подростков шире, чем у младших подростков.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотезы подтверждены.



1. Авдулова, Т. П. Психология подросткового возраста : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Т. П. Авдулова. – Москва : Издательский центр «Академия», 2017. – 240 с.
2. Алексеева, Д. Л. Дети и родители : территория соприкосновения / Д. Л. Алексеева // Мир психологии. – 2016. – №2. – С. 45-51.
3. Варга А. Я. Структура и типы родительского отношения : Дисс. канд. психол. наук / А. Я. Варга. – Москва : МГУ, 2016. – 80 с.
4. Васягина, Н. Н. Специфика и условия эффективности воспитательной деятельности родителей / Н. Н. Васягина // Педагогическое образование в России. – 2017. – №2. – С. 56-58.
5. Выготский, Л. С. Проблема возраста / Собрание сочинений: в 6 т. / Л. С. Выготский. – Москва : Академия, 2017. – Т.4. – 268 с.
6. Генгер, М. А. Классификация детско-родительских отношений / М. А. Генгер // V Съезд Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество» Москва, 14–18 февраля 2018 года Научные материалы Том III. – Москва, 2018. – С. 132 – 133.
7. Герасимович, Е. Н. Педагогическая компетентность родителей как составляющая воспитательного потенциала семьи / Е. Н. Герасимович // Образование и наука в Беларуси: актуальные проблемы и перспективы развития в XХI в. : сб. науч. ст. / Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка ; редкол. : А. В. Торхова (отв. ред.) [и др.]. – Минск : БГПУ, 2017. – С. 11–15.
8. Грейданус, Д. И. Здоровье и воспитание подростка : Полное практическое руководство для родителей / Д. И. Грейданус, Ф. Бэш; Пер. с англ. О.В. Полей [и др.]. – Москва : Мартин, 2016. – 592 c.
9. Захаров, А. И. Критерии эффективности семейных отношений / А. И. Захаров // Психологические исследования. – 2019. – №2. – С. 33-36.
10. Звенькова, Н. Г. Оптимизация детско-родительских отношений в семье / Н. Г. Звенькова // Педагогика. – 2018. – №2. – С. 45-53.
11. Калинина, Р. Р. Введение в психологию семейных отношений / Р Р. Калинина. – Москва : Речь, 2018. – 352 c.
12. Ковалев, С. В. Психология современной семьи / С. В. Ковалев. – Санкт-Петербург : Питер, 2018. – 269 с.
13. Коннер, О. Психология семьи / О. Коннер. – Санкт-Петербург : Питер, 2016. – 487 с.
14. Лукьянова, И. И. Базовые потребности возраста как основа развития социальной компетентности у подростков / И. И. Лукьянова // Психологическая наука и образование. 2018. – №4. – С. 41 - 47.
15. Насырова, Р. С. Семья в современном обществе / Р. С. Насырова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2019. – № 31. – С. 49 – 53.
16. Новоселова, С. Л. Особенности семейного воспитания / С. Л. Новоселова // Педагогика. – 2017. – №3. – С. 48-51.
17. Остапенко, А. А. Взросление подростков : нарушения и их преодоление / А. А. Остапенко // Народное образование. – 2016. – № 5. – С. 225–232.
18. Петровский, А. В. Дети и тактика семейного воспитания / А. В. Петровский. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2016. – 93 с.
19. Раис, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Раис. – Санкт-Петербург: Питер, 2012. – 502 с.
20. Ремшид, Х. Подростковый и юношеский возраст : Проблемы социализации личности / Х. Ремшид. – Н.Новгород : ООО «Цветной бульвар», 2012. – 532 с.
21. Соколова, М. Б. Служба сопровождения семьи и ребенка : инновационный опыт : методический сборник / М. Б. Соколова. – Владимир : Издательство «Транзит-ИКС», 2017. – 132 с.
22. Струмилин, С. Г. Семейная педагогика и домашнее воспитание / С. Г. Струмилин, Е. А. Савина. – Москва : Инфра-М, 2019. – 526 с.
23. Шилова, Т. А. Родительские установки и их влияние на развитие личности учащихся. / Т. А. Шилова, Л. И. Костерева / В сборнике : Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы Материалы XI Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Научный редактор В. И. Казаренков. – Москва, 2018. – С. 282–285.
24. Черныш, Н. Г. Социализация подростков в условиях семейного воспитания / Н. Г. Черныш // Мир психологии. – 2019. – №5. – С. 42-46.
25. PARI. Тест-опросник изучения родительских установок, Е.С. Шефер и Р.К. Белл. [Электронный ресурс]. Режим доступа : https://psycabi.net/testy/599-metodika-pari-test-oprosnik-izucheniya-roditelskikh-ustanovok (Дата обращения: 15.05.2023 г.).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ