Введение …………………………………………………………………. 4
Глава 1. Теоретико—методологические основы изучения социологической диагностики в организационном консалтинге ………………………………….8
1.1. Социологическая диагностика: понятие и сущность …………….. 8
1.2. Методологические подходы к исследованию социологической диагностики ……………………………………………………………………... 17
1.3. Сферы применения социологической диагностики ………...…... 25
Глава 2. Применение социологической диагностики в организационном консалтинге на примере ГК "Совавто — С. Петербург" ………………...…. 30
2.1. Организационный консалтинг: понятие и применяемые методы 30
2.2. Анализ организационной культуры как метод социологической диагностики на примере ГК "Совавто — С. Петербург" …………………… 35
2.3. Рекомендации по совершенствованию системы управления на основе результатов социологической диагностики (на примере ГК "Совавто — С. Петербург") ……………………………………………………………………... 61
Заключение ……………………………………………………...………. 70
Литература
Приложения
Актуальность темы диссертационной работы. В современном мире, из—за быстро меняющихся условий, организации часто не успевают своевременно реагировать на происходящие изменения.
В таких случаях организация нуждается в помощи, получить которую можно у квалифицированного консультанта.
Консалтинг способен решить различные вопросы и проблемы организации. С помощью консалтинга можно улучшить качество руководства, повысить эффективность деятельности компании в целом, увеличить индивидуальную производительность труда каждого работника, а также вопросы, связанные с организационной культурой.
Актуальность и востребованность консалтинга сегодня особенно велика. Многим компаниям необходима грамотная оценка состояния компании, проведенная внешними специалистами. А для этого консультанту нужны эффективные методы и технологии. Социологическая диагностика является одним из наиболее востребованных методов, который в настоящее время приобретает все большую популярность среди консультантов, так как данный тип диагностики готов дать необходимые и адекватные результаты.
Социологическая диагностика имеет больше значение для организации, прежде всего потому, что помогает подготовить управленческие решения, которые будут предопределять дальнейшее функционирование компании.
Степень научной разработанности темы. Темой социологической диагностики занимались такие ученые как И.Ф. Девятко, Г.С. Батыгин В.И. Герчиков, В.С. Гороховский, П.С. Емшин, Ю.Е. Дуберман, Минина В.В., Щербина В.В., Попова Е.П.
Темой организационного консалтинга занимались такие ученые как А.И. Пригожин, Ю.А. Прохоров. Л.Н.Захарова, Б.Б.Ярмахов.
Рынок консалтинговых услуг рассмотрен в классических трудах Барабановой Ю. С., Ефремова В.С., Ильина А.И., Кашина В.К., Плотникова Н.И., Сударенко Я.П.
Организационную культуру как составляющую любой организации и осуществляющую целенаправленную деятельность, рассматривали Т. Дил, A.A. Кеннеди, Т. Питере, Э. Шейн, В. С. Щербина, Р. Уотерман.
Анализ научной литературы по теме позволяет заключить, что имеющиеся наработки по изучению социологической диагностики в организационном консалтинге являются недостаточными для обоснования целесообразности применения социологической диагностики в организационном консалтинге. Требует более глубокого научного осмысления сущность и способ осуществления социологической диагностики. Также существует всего лишь небольшое количество исследований, проведенных на предприятиях, с помощью социологической диагностики. В связи с этим является необходимым изучение и проведение социологической диагностики на предприятии.
Объект и предмет исследования.
Объектом исследования в данной работе является процедура организационного консалтинга. Предметом — применение метода социологической диагностики в организационном консалтинге.
Таким образом, целью диссертационной работы является разработка и научное обоснование комплекса методических положений и практических рекомендаций в области применения социологической диагностики в организационном консалтинге на примере предприятия ГК «Совавто — С. Петербург».
Цель работы находит отражение в задачах исследования:
1. рассмотреть понятие и сущность социологической диагностики;
2. выявить методологические подходы к исследованию социологической диагностики;
3. обозначить сферы применения социологической диагностики;
4. рассмотреть понятие организационного консалтинга и применяемые методы;
5. проанализировать организационную культуру как метод социологической диагностики в конкретной компании;
6. разработать рекомендации по совершенствованию системы управления на основе результатов социологической диагностики.
Теоретико—методологические основы составили научные труды отечественных и зарубежных ученых в сфере социологии управления и организаций, организационного консалтинга.
В работах по теории и методам управленческого консультирования рассматриваются такие аспекты, как история становления и тенденции развития российского консалтинга (А.Пригожин, З.Румянцева, Т.Савенкова,), психологические аспекты взаимодействия руководителя и консультанта (В.Алешникова, Е.Варламова, С.Степанов), технологические методы и приемы консалтинга (В.Верхоглазенко, А.Звезденков, М.Хлюнева), связь между концепциями консалтинга и организационного развития (М.Иванов, Д.Шустерман), теоретико—методологические аспекты консалтинга (О.Елмашев, А.Калмыков, А.Кудинов, А.Лузин), и др.
В основе диагностики лежат положения теоретических моделей Дж. Томпсона, П. Лоуренса и Дж. Лорша, Д.Хиксона, К. С. Камерона, Р. Э. Куинна, содержащие представления о типах организационных структур и факторах, предопределяющих эти типы.
Для решения задач прикладного исследования, использовались такие методы, как анкетирование и интервьюирование, а также метод анализа документов.
Структура диссертации состоит из введения, двух глав, шести параграфов, в которых решаются поставленные исследовательские задачи, заключения, списка источников и литературы, а также приложений, необходимо дополняющих основной текст.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования определяется актуальностью поставленных задач и значимостью для научного обоснования подходов к применению социологической диагностики в организационном консалтинге. Результаты, полученные в работе, дополняют и расширяют теорию и практику консалтинговых услуг. Выводы, которые были сформулированы в диссертационном исследовании, могут использоваться на практике в любых предприятиях. Основываясь на данной работе, руководители компаний и консалтинговые специалисты могут изучить опыт предприятия ГК «Совавто — С. Петербург» в проведении социологической диагностики в организационном консалтинге и использовать этот опыт для диагностики состояния организаций.
По результатам данного теоретического и практического исследования в выпускной квалификационной работе, была рассмотрена возможность использования метода социологической диагностики в организационном консалтинге и, исходя из структуры работы и поставленных задач, можно сделать следующие выводы.
Первой задачей диссертационной работы является рассмотрение понятия и сущности социологической диагностики. В соответствии с данной задачей было выявлено, что социологическая диагностика очень важна для организации, так как она позволяет разработать управленческие решения, которые могут определить дальнейшее функционирование организации. Также было выявлено, что социологическая диагностика ставит перед собой цель в определении состояния ее объекта как адекватного или как отклоняющегося от нормы по какому—либо набору признаков. В дополнение, были рассмотрены основные проблемы, возникающие при проведении диагностики.
Второй задачей является выявление методологических подходов к исследованию социологической диагностики. В соответствии с данной задачей, были рассмотрены основные подходы и выявлено, что в любой организации с помощью определенных критериев, можно определить, имеет ли структура патологии и дисфункции. А также было проанализировано три подхода для обоснования методологии организационной диагностики: нормативный, ситуационный и проблемный.
Третьей задачей диссертационной работы является обозначение сфер применения социологической диагностики. В соответствии с данной задачей мы пришли к следующим выводам. Социологическая диагностика чаще всего применяется в сферах, связанных с менеджментом и управлением, а также при анализе организационной культуры. Также было обоснована необходимость и возможность применения метода социологической диагностики в организационном консалтинге при диагностировании организационной культуры.
Четвертой задачей работы является рассмотрение понятия и применяемых методов организационного консалтинга. В соответствии с данной задачей мы пришли к следующим выводам. Социологическая диагностика в организационном консалтинге, ориентирована, прежде всего, на выявление и сравнительную оценку угрожающих и положительных факторов организации, является предпосылкой для обоснования рекомендаций по результатам изучения и оценки изученных явлений. Также были рассмотрены преимущества проведения организационного консалтинга и основные причины обращения консультантам.
Пятой задачей работы является анализ организационной культуры как метод социологической диагностики на примере ГК «Совавто – С.Петербург». В соответствии с данной задачей мы пришли к выводу, что в компании имеются проблемы с пониманием организационной культуры и на уровне управленческого состава, и на уровне исполнительского состава организации. Была рассмотрена модель Э. Шейна, рассматривающая три уровня корпоративной культуры в организации.
Шестой задачей диссертационной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления на основе результатов социологической диагностики (на примере ГК «Совавто — С. Петербург»). В соответствии с данной задачей на основе модели Э. Шейна, а также на основе проведенного исследования и диагностики были предложены рекомендации.
Практическое исследование, проведенное в компании, показало, что в ГК «Совавто — С. Петербург» нет общего понимания об организационной культуре в глазах сотрудников. Предложенная в программе исследования гипотеза была подтверждена. Исследование показало, что для построения единой организационной культуры в компании необходимо провести изменения на всех уровнях. Необходимо ввести некие элементы организационной культуры, единые для всех сотрудников. Также необходимо определить единую цель и миссию для всей компании, а помочь могут в этом различные корпоративные мероприятия. Одна из важных рекомендаций состоит в замене носителей национальной культуры для формирования новых ценностей и норм у верхних управленческих уровней. Также рекомендовано изменить функциональную модель управления персоналом, таким образом, выделяется особая роль службы персонала, а управление культурами становится приоритетным.
В ходе исследования возникли новые исследовательские вопросы и направления, в которых стоит разрабатывать эту тему дальше. Например, изучение системы оценки персонала.
1. Адизес И. К. «Управление жизненными циклами корпорации», СПб.: Питер, 2007. — 384 с.
2. Алешникова В.И. Управленческое консультирование в инфраструктуре рыночной' экономики. Сб.: Проблемы развития предпринимательства в России. Томск: ТГУ, 1994. – 58 с.
3. Альтварг М.С. Методология диагностики и принятия управленческих решений в системе организационной культуры предприятия. − Воронеж, 2008. — 41 с.
4. Арджирис К. «Организационное научение», М.: Инфра—М, 2008. – 563 с.
5. Батыгин Г. С. Обоснование научного вывода в прикладной социологии. М.: Наука, 1986. – 500 с.
6. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. — М., 1995. – 220 с.
7. Волков Ю. Г. Ничипуренко Р. Н. Социология: курс лекций. Ростов—н/Дону:, 2000. – 390 с.
8. Воробьев А. Д. и др. Стратегическое управление персоналом / А. Д. Воробьев, С. Б. Жданов, Ю. А. Кузьмина // Управление персоналом. — 2008. — N 15. – 54 с.
9. Ворожейкин И.Е. Управление социальным развитием организации: Учебник.— М.: ИНФРА—М, 2001. — 266 с.
10. Гидденс Э. Социология.// 2—е изд., полн. перераб. и доп. —: М.: Едиториал УРСС, 2005. — 632 с.
11. Горшков М.К. Российское общество как оно есть. — М., 2011. – 140 с.
12. Григан А.М. Управленческая диагностика: теория и практика. – Ростов—на—Дону, 2009. – 178 с.
13. Григорьев С. И. О социологической диагностике кризиса в России // Социол. исслед. 2010. N 3. – 25 с.
14. Грицанов А. А., Абушенко В. Л., Евелькин Г. М., Соколова Г. Н., Терещенко О. В. Социология: энциклопедия, 2003. – 620 с.
15. Диагностика профессиональных ролей руководителей в современных организациях. Нац. исслед. ун—т "Высшая школа экономики". — Нижний Новгород : Изд—во НИСОЦ, 2015. — 156 с.
16. Дюркгейм Э. Норма и патология. Социология преступности (Современные буржуазные теории). М.: Издательство «Прогресс», 1966. – 260 с.
17. Егоршин А. П. Управление персоналом. – Нижний Новгород: НИМБ, 2005. – 486 с.
18. К. Камерон,Р. Куинн. Диагностика и изменениеорганизационной культуры / Пер. с англ. под ред. И. В. Андреевой. — СПб: Питер, 2001. – 250 с.
19. Комаров С.В., Кордон С.И. Организационная патология с точки зрения социолога, менеджера и консультанта по управлению // Социс. 2000. № 1. — 44 с.
20. Коргова М. Социодиагностика как первый этап оптимизации кадрового менеджмента организаций // Управление персоналом. 2004. №11. – 51с.
21. Кордон С.И. Организационная патология. Пермь, 1997. – 150 с.
22. Крамар В. Использование тренингов в системе обучения и развития персонала // В. Крамар // Кадровый менеджмент. – 2008. — N 1. – 63 с.
23. Красовский Ю. Д. Организационная консалт—диагностика. Журнал "Знание. Понимание. Умение" ,2012 / №2 – 34 с.
24. Красовский Ю. Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы: Практическое пособие. — М.: Инфра—М, 2004. — 385 с.
25. Кубр М. Управленческое консультирование: В 2—х кн. Кн. 1. — М., 1992. – 380 с.
26. Куликова Е. А. Обучение персонала / Е. А. Куликова // Пищевая промышленность. — 2007. — N 5. – 560 с.
27. Ладанов И. Д. Практический менеджмент. Секреты современного бизнеса. Ч. 3. Управление персоналом. – М.: КПФ Ника, 2005. – 492 с.
28. Маринко Г.И. Управленческий консалтинг: Учеб. пособие. — М: ИНФРА—М, 2005.— 360 с.
29. Марков, М. Технология и эффективность социального управления/ М. Марков. — М.: Политиздат.,1981. – 165 с.
30. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. Социальная структура и аномия. // Социологические исследования. — 1992. — №2. – 120 с.
31. Мертон Р.К. Явные и латентные функции. В кн.: Американская социологическая мысль. —М.: Изд—во Международного университета бизнеса и управления, 1996, — с.428.
32. Некрасов С.И., Некрасова Н.А., Бусыгин О.В.Факторы организационного развития предприятий.–М.: Издательский дом «Академия естествознания», 2009. – 150 с.
33. Орчаков О.А. Теория организации. Учеб. пособие. — Изд. 2—е. – М.: МИЭМП, 2007. – 77 с.
34. Осипов Г. В. Социологический словарь М.: Издательство, 2000; Большой толковый социологический словарь. Т. 1, Пер. с англ. М.: Вече, АСТ, 1999. – 405 с.
35. Осипова Е. Стратегический подход к планированию и проведению организационных изменений // IT Manager, 2000, №3. – 74 с.
36. Основы управления персоналом // Под ред. Б. М. Генкина. – М.: Высшая школа, 2006. – 534 с.
37. Понукалин А. А. Понукалина О. В. — Журнал Вестник Саратовского государственного социально—экономического университета. Выпуск № 2 / 2012. – 210 с.
38. Пригожин А.И. Методы развития организаций. — М.: МЦФЭР, 2003. – 250 с.
39. Пригожин А.И. Современная социология организаций. — М., 1995. – 240 с .
40. Пятенко С.В. Организация работы аудитора и консультанта, М., ФБК—Пресс, 2001. – 99 с.
41. Рогожин С.В., Рогожина Т.В.— Теория организации. М.: 2002. — 320 с.
42. Соломанидина Т.О. Организационная культура компании: Учебное пособие.— 2—е издание., перераб. И доп. – М.:ИНФА—М, 2007.— 624 с.
43. Стеклова О. Е.Организационная культура: учебное пособие – Ульяновск: УлГТУ, 2000.—167с.
44. Т. Питерс, Р. Уотерман. В поисках совершенства. , 1982. – 126 c.
45. Тесакова Н.В. Миссия и корпоративная культура. – М.: РИП—Холдинг, 2003.—217с.
46. Тихонов А.В. Социология управления. — М., 2007. – 520 с.
47. Токмакова Н.О., Андриянова М.В. Организационная диагностика :учебное пособие, руководство по изучению дисциплины, практикум, банк тестов, учебная программа / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. М.: 2004. — 185 с.
48. Тощенко Э. Т. Социология управления. Учебник. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2011. – 202 с.
49. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина — М.: ЮНИТИ, 2007. — 560 с.
50. Файоль А. Общее и промышленное управление. Перевод на русский язык: Б. В. Бабина—Кореня. — М.: 1923. – 388 с.
51. Филинович С. Р. Использование моделей жизненного цикла организации в процессе организационной диагностики // Статья. — М.: Экономика. Социология. Менеджмент. — 2005. — №4. – 35 с.
52. Шастина А. Е. Анализ работы кадровой службы при проведении организационных изменений и разработка рекомендаций по ее совершенствованию (на примере компании ОАО «Лазерсервис») / А. Е. Шастина, А. А. Чувашова // Молодой ученый. — 2011. — №4. Т.3. —182 с.
53. Шейн Э. X. Организационная культура и лидерство / Пер. с англ. под ред. В. А. Спивака. — СПб: Питер, 2002. – 123 c.
54. Шекшня, С. В. Управление персоналом современной организации: Учеб—практ. пособие. — 4—е изд., перераб. и доп. — М.: Бизнес—шк. "Интел—Синтез", 2007. — 328 с.
55. Щербина В. В. Социолого—диагностические технологии в управлении: теоретико—методологические аспекты развития и применения // Социол. исслед. 2007. N 3. – 240 с.
56. Щербина В.В. Социологическая диагностика и социальная инженерия // Социальная инженерия: В 2—х частях. Часть 1: Теоретико—методологические роблемы: Курс лекций / Под ред. Ю.М.Резника, В.В.Щербины. — М.,1994. – 180с.
57. Щербина В.В. Средства социологической диагностики в системе управления. — М., 1993. – 320 с.
58. Щербина В.В., Попова Е.П. Организационное развитие: Теория и практика. М.: Школа издательского и медиабизнеса, 2011. — 297 с.
59. Юксвярав Р.К., Хабакук М.Я., Лейман Я.А. Управленческое консультирование: теория и практика. – М., 1988. – 360 с.
60. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности: учеб. пособие. 4—е изд. стер. М.: Издательство "Омега—Л", 2009 — 320 с.
Электронные ресурсы
1. Боровикова Н., Паринова А. Нововведения в организации: предупрежден — значит защищен // [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.intalev.ru/agregator/personal/id_4046/ (20.05.2017)
2. Духнич Ю. Система обучения персонала / Smart education, 2011, // [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.smart—edu.com/sistema—obucheniya.html. (20.05.2017)
3. Коргова М. Социодиагностика как первый этап оптимизации кадрового менеджмента организаций// [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://hr—portal.ru/article/sociodiagnostika—kak—pervyy—etap—optimizacii—kadrovogo—menedzhmenta—organizaciy (20.02.2017)
4. ОАО «Совавто — С.Петербург [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.sovavto.ru. (20.02.2017)
5. Организационный консалтинг. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://wybor.info/practice/consulting/. (15.03.2017)
6. Орчаков О.А. Теория организации. Учебный курс (учебно—методический комплекс). [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.e—college.ru/xbooks/xbook031/book/index/index.html?go=index (20.05.2017.)
7. Осипова Е.А. Управление персоналом в рамках стратегического менеджмента. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://iteam.ru/publications/strategy/section_32/article_1411(20.03.2017)
8. Роль службы управления персоналом в осуществлении организационных изменений [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.management.com.ua/hrm/hrm058.html (20.05.2017)