Введение
Глава I. Исторические проекты строительства межокеанских каналов в Центральной Америке в XVIII-XX вв……………………………………………………...13
1.1 Никарагуанский канал: исторический проект межокеанского канала………………….13
1.2 Панамский канал……………………………………………………………………………18
Глава II. Проект строительства Никарагуанского канала в контексте современного периода…………………………………………………………………………………….........25
2.1 Революция в Никарагуа и проект строительства «Сандинистского канала»……..........25
2.2 Центральноамериканский мегапроект…………………………………………………….29
Глава III. Международные аспекты строительства и будущей эксплуатации межокеанского канала………………………………………………………………………..36
3.1 Позиции Китая и России в Центральной Америке……………………………………….36
3.2 Роль Китая и России в постройке и будущей эксплуатации Никарагуанского канала..41
3.3 Значение строительства Никарагуанского канала для заокеанских партнеров:
Китая и России………………………………………………………………………………….46
Глава IV. Никарагуанский или Панамский каналы: будущее трансокеанских коммуникаций и их значение в мировой экономике……………………………………..52
4.1 Проблемы экономической эффективности в эксплуатации каналов……………….......52
4.2 Последствия строительства и будущей эксплуатации Никарагуанского канала для стран центральноамериканского региона……………………………………………………..56
4.3 Экологический фактор, как важнейшее составляющее в строительстве
Никарагуанского межокеанского канала……………………………………………………..62
Заключение…………………………………………………………………………………….67
Список использованных источников и литературы……………………………………..70
Страны Центральной Америки, в силу их геостратегических и геополитических особенностей, представляются достаточно интересными объектами для научных исследований в контексте современной геополитики.
За последние 30 лет страны центрально-американского региона совершили исторический рывок от отсталой к более развитой системе государственного управления. В странах данного региона еще остается довольно много проблем, но одно ясно: государства Центральной Америки из бедных, политически нестабильных стран, сотрясаемой различными неурядицами, стремятся быть прогрессивными, способными оказывать значительное влияние не только на региональную, но и на мировую политику. Также весьма интересным является то, что центрально-американские государства для многих ведущих мировых держав стали важными стратегическими партнерами. Подобная характеристика в значительной степени определяет исследовательский интерес к центрально-американскому региону, в частности к Республике Никарагуа. Такая заинтересованность выясняется активно продвигающийся местным правительством проект строительства Никарагуанского канала, который может предопределить вектор развития и дальнейшую судьбу страны . С реализацией данного плана по сооружению межокеанского водного пути открываются широкие перспективы как для местного населения в трудоустройстве, так и для самого никарагуанского правительства в возможности увеличить показатель ВВП Никарагуа благодаря доходам от эксплуатации канала, а также решить многие насущные проблемы в социально-экономической сфере. В свою очередь, водная транспортная артерия в ближайшем будущем может стать новым мировым транспортным логистическим путем, который будет актуален и востребован не только в Центральной, но и в Латинской Америке.
Объект исследования.
Объектом данного исследования выступает регион Центральной Америки, конкретно республика Никарагуа и проект Никарагуанского межокеанского канала. Учитывая важную роль, которую играет в проектировании Китай и Россия в данном регионе объектами могут выступать также некоторые аспекты их внешней политики.
Предмет исследования.
Предметом исследования является анализ проблемы, связанный со строительством Никарагуанского канала в Центральной Америке, а также политические, экономические и военно-технические сферы сотрудничества Российской Федерации и Китайской Народной Республики со стратегическим партнером Никарагуа в отношении Никарагуанского водного пути.
В дипломной работе мы попытаемся установить характер и степень взаимодействия России, Китая и Никарагуа в начале XXI века относительно реализации проекта строительства Сандинистского канала.
Актуальность исследования.
Актуальность данной работы определяется тем, что Республика Никарагуа сегодня проводит активную внешнюю политику и является важным стратегическим партнером Китая и России. Является целесообразным изучение аспектов взаимоотношений этих стран, чтобы понять, в каком направлении им продолжать сотрудничество. Не стоит забывать и о историческом аспекте сложившихся межгосударственных российско-никарагуанских отношений в советский период, когда оба государства стремились и стремятся к укреплению своих контактов как в политической, военно-экономической, так и в культурной сферах .
Относительно самого проекта строительства Никарагуанского канала, можно отметить широкое освещение в средствах массовой информации проблематики и заинтересованности в масштабном строительстве крупного проекта, которое задумало сандинистское правительство еще в начале 2000-х гг., но окончательно приведшее в разработку и осуществлению своих планов по строительству канала только в 2012 г. Никарагуанский водный путь может стать не только релевантным экономическим объектом для своей страны, который будет являться вторым после Панамского канала, соединяющим Тихий и Атлантический океаны, а также межокеанской артерией, которая будет способствовать осуществлению переправки и транспортировке многих крупных танкеров и грузовых суден. Новый транспортный канал, который активно поддерживается никарагуанским правительством, должен стать альтернативой Панамскому каналу, который уже не справляется в последнее время с заметно увеличившимся потоком крупных грузовых кораблей.
Главными конкурентными преимуществами Никарагуанского межокеанского канала является его планируемая большая пропускная способность, а также то, что здесь смогут проходить габаритные нефтяные супертанкеры. В самой программе по возведению водного пути активно участвует Китай, который является основным спонсором проекта, российская сторона же обеспечивает безопасность постройки на территории, где проводят строительные работы. Одной из возможных последствий после реализации проекта строительства Никарагуанского канала может стать решение многих насущных проблем, которые существуют в Никарагуа таких, как сокращение безработицы и повышение качества уровня жизни по всей стране. Важно отметить, что межокеанский транспортный путь может стать и важным стратегическим объектом, который будет способен привнести серьезные геополитические последствия.
Цель исследования.
Целью данного исследования является анализ значения проекта строительства Никарагуанского канала в качестве альтернативы Панамскому межокеанскому пути.
Задачи исследования.
1. Определить предпосылки возникновения замысла проекта строительства Никарагуанского канала.
2. Выделить определяющую роль никарагуанского правительства в продвижении центральноамериканского проекта.
3. Проанализировать конкретные действия Китая и России по усилению своих интересов в данном регионе и вклад каждой из государств в постройку Никарагуанского водного пути.
4. Рассмотреть значимость межокеанского канала в геополитическом контексте.
Степень изученности проблемы.
Степень изученности данной тематики на сегодняшний момент еще недостаточно высока, так как проект начал реализовываться относительно недавно, но несмотря на это, канал уже успел привлечь к себе внимание ведущих мировых СМИ, в том числе и за рубежом, где пристально наблюдают за каждым новым предпринимаемым действием со стороны никарагуанского правительства, которое стремится воплотить в реальность крупный проект по строительству Никарагуанского канала, но не стоит забывать, что аналогичный проект уже был реализован в Панаме, где постройка Панамского канала существенным образом изменила конфигурацию транспортной системы в мире. Теперь за относительно недолгий промежуток времени водный транспортный путь мог осуществлять транспортировку и переправку грузовых судов и кораблей из Атлантического в Тихий океаны. В настоящее время новый канал планируют построить на территории Никарагуа, создавая конкуренцию своему соседу в центрально-американском регионе, поэтому степень изученности данной тематики не слишком высока, но уже привлекает внимание зарубежной общественности. Стоит отметить, что о Никарагуанском водном пути впервые начали писать еще в XVI в., когда испанские короли задумывались проложить канал по территории страны, затем о канале вновь логично говорить уже в 1830-ых г., когда европейские монархи уже всерьез поручали своим делегациям во главе с лучшими инженерами страны построить судоходный водный путь, который соединял бы оба океана . Тем самым такой факт свидетельствуют о заинтересованности к Никарагуанскому каналу еще в далеком прошлом.
Относительно дискуссионных вопросов вокруг данной проблематики, здесь можно отметить то, что многие зарубежные специалисты и некоторая часть населения самой республики Никарагуа ставят под сомнение необходимость реализации проекта строительства данного транспортного пути на территории государства, так как сомневаются в успешности правительственной программы, а также опасаются еще большего упадка уровня жизни населения страны из-за осуществления проекта постройки межокеанского пути . В связи с выбранной территорией для прорыва канала, многие специалисты пытаются предугадать, к каким экологическим последствиям может привести эксплуатация канала с истечением времени, подразумевая, в первую очередь, различные эрозии, деградации почв и изменения рельефа. Тщательные исследования в этой области еще продолжаются и сказать с полной уверенностью, что строительство не принесет какого-либо ущерба окружающей среде, говорить пока преждевременно.
Научная новизна.
Научная новизна состоит в попытке комплексного исследования Никарагуанского и Панамского каналов на современном этапе. В данной работе просматривается и участие в проекте по возведению канала таких государств, как Китай и Россия, каждое из которых преследует свои государственные интересы и принципиальные цели в центрально-американском регионе, оставаясь при этом партнерами, а также не ставя целью раздела сфер влияния в Центральной Америке между собой. Данные страны также связывают помимо совместного проекта и иные сферы сотрудничества как в политической, так и в экономической сферах государственной деятельности на современном этапе.
Научная новизна заключается также в том, чтобы выделить особенности взаимоотношений России, Китая и Никарагуа на современном этапе относительно проблем строительства Никарагуанского канала, где страны устремляются к созданию эффективного межокеанского канала, способному стать альтернативным проектом Панамскому каналу. Выявлена активная и конкретная деятельность Китая и России в постройке Никарагуанского канала, которые поспособствуют в недалеком будущем создать новый мировой экономический путь, а Никарагуа сделать новым экономическим центром силы во всем центрально-американском регионе. В исследуемой дипломной работе новизна состоит и в том, что Сандинистский канал, соединяющий два океана, как и Панамский канал, может стать в последующие годы ключевым объектом для многих крупных мировых экономических держав, способствующий осуществлению быстрого и оперативного прохода грузовых тоннажных кораблей и суден.
Важно отметить, что новизна исследования также характеризует значение проблемы межокеанского канала во внешней политике многих стран Центральной Америки, в первую очередь Никарагуа и Панамы, а также и тех стран, которые непосредственно напрямую касаются данного проекта, то есть Китайской Народной Республики и Российской Федерации.
Методология.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы в основном сравнительно-исторический, институциональный и системный методы. Использование сравнительно-исторического метода позволило прояснить события, которые были во многом связаны со становлением и развитием строительства и идеи зарождения постройки каналов, уходящие далекими корнями в далекое прошлое. В работе неоднократно приходится ссылаться на отдельные исторические события для того, чтобы прояснить и представить ясную картину всего происходящего на сегодняшний момент. При помощи институционального метода была рассмотрена деятельность руководства страны и Национальной Ассамблеи Никарагуа в отношении планов по реализации строительства Никарагуанского межокеанского канала, а также была проанализирован их вклад в дальнейшее развитие крупной программы.
Источники и теоретико-методологическая основа исследования.
Основу дипломной работы составили источники, которые можно разделить на две группы:
К первой группе относятся документальные источники, среди которой можно выделить актовые документы, а именно политические, юридические, а также социально-экономические:
• Законодательный проект принятый Национальной Ассамблеей Никарагуа , где представлены основные пункты и условия для создания и реализации проекта строительства межокеанского канала на территории Никарагуа, а также его последующей эксплуатации.
• Официальные документы, представленные китайской компанией «HKND Group» , которая занимается непосредственно постройкой Никарагуанского канала.
• Конституция Никарагуа , которая свидетельствует о рентабельности проекта возведения канала на территории республики.
• Программные документы Министерства Иностранных Дел Российской Федерации . Среди других важных документов МИД РФ также можно выделить документы, которые представляют межгосударственные отношения в различных сферах, заключенные с республикой Никарагуа , Панама .
• Правительственные акты республики Панама , где приводятся достаточно обширные факты и статистические данные касающиеся как внутриполитической, так и внешнеполитической ситуации в республике Панама, а также затрагивается тема о значимости Панамского канала для страны, как одного из основных источников дохода страны.
• Федеральный закон и правительственный акт РФ , свидетельствующий о тесном сотрудничестве Российской Федерации с Республикой Никарагуа на высшем уровне в торгово-промышленной и военно-технической области.
• Правительственный акт Совета Федерации Федерального Собрания РФ , который указывает на плотные контакты двух государств в торгово-экономической сфере.
Ко второй группе относятся источники, которые представлены периодической печатью и средствами массовой информации. Можно выделить такие известные издания из периодической печати, как La Prensa , El Nuevo Diario , El País , La Tribuna . В статьях, которые посвящены строительству Никарагуанского канала, в основном приводятся факты о возможных перспективах развития Никарагуа в различных областях с реализацией проекта постройки межокеанского транспортного пути проходящего через Никарагуанский перешеек, а также текущим событиям, касающиеся непосредственно самой постройки нового водного транспортного пути.
В процессе написания выпускной работы используется также журнал «Латинская Америка», в нем содержится статья Н.М. Яковлевой «Никарагуанский канал в светлое будущее». В статье говорится о снижении роли Панамского канала в связи с его долгой эксплуатацией на протяжении более 100 лет, данный канал не может принимать тоннажные корабли и танкеры в нужном количестве, и даже несмотря на модернизацию канала, которое проводит местное правительство, ситуация не сможет измениться коренным образом. И теперь все внимание переключается на строительство новой транспортной артерии, которое задумало никарагуанское правительство. Можно говорить о том, что прослеживается и используется метод историко-сравнительного анализа. С учетом привлечения инвестиций из-за рубежа и внедрение более новых технологий канал может занять роль главного транспортного пути в Латинской Америке. Здесь также можно отметить статьи таких авторов из журнала «Латинская Америка», как Л.Л. Клочковского , А.И. Кубышкина , Р. Мартинеса , А.И. Сизоненко , которые пишут о событиях в Центральной Америке, в частности про Никарагуанский канал.
В ходе написания дипломной работы применялся труд О.Э.Итурральде и В.А.Ушакова «Панамский канал – взгляд из России» , где авторы предприняли попытку всесторонне и углубленно изучить историю проектирования и строительства Панамского канала и сопутствовавших этому масштабному предприятию тенденций международной жизни, а также событий в истории стран, причастных к строительству (Франции, США, России). Про историю создания и дальнейшую судьбу Панамского канала также писали такие авторы, как М.Г. Бакланов , Д. Гальский , С.А. Гонионский , Н.Г. Ильина , Н.А. Кравец , Н.С. Леонов .
В процессе написания дипломной работы также использовались книги, посвященные давней истории и задумке строительства Никарагуанского канала и прокладывания водного маршрута в Центральной Америке по территории Никарагуа на рубеже XIX-XX вв. Здесь можно отметить таких авторов, как Н.Н. Болховитинов , Л.И. Зубок , А.И. Кубышкин , Н.С. Леонов .
В исследовательской работе применялись работы и иностранных авторов, которые рассказывают подробно о проекте Никарагуанского канала на современном этапе. Среди них необходимо выделить Фреда Боаса , Чарльза Бренсторма , Алана Ространа , В. Тепермана , Уиллиса Хейса .
Таким образом, можно сказать, что при написании работы используются различные источники и литература. Разнообразные источники и научная литература позволяют подробно изучить комплекс вопросов, связанных несомненно, с созданием и реализацией проекта строительства Никарагуанского канала , а также всесторонне и объективно осветить взаимоотношения вовлеченных в данное строительство стран, таких как Китай и Россия на современном этапе.
Структура работы.
Данная работа состоит из введения, четырех глав, заключения и из списка источников и литературы.
В первой главе рассматриваются исторический проект и первые предпосылки для появления и начала строительства Никарагуанского канала, также рассматривается история создания Панамского канала и его нынешнее значение для Латинской Америки на современном этапе, на фоне строящегося нового канала в Никарагуа.
Во второй главе описываются основные аспекты строительства межокеанского канала на современном этапе, а также приводится анализ ситуации связанный с возможным изменением положения государства в различных областях как внутри страны, так и за ее пределами.
Третья глава посвящена государствам-партнерам, таким как Китай и Россия, которые участвуют вместе с республикой Никарагуа в реализации данного мегапроекта.
Четвертая глава посвящена анализу показателей экономической эффективности в эксплуатации между Никарагуанским и Панамским каналами в мировой экономике.
Предпосылками к возникновению Никарагуанского канала послужила причина, которая глубокими корнями уходит в прошлое. Впервые об этом проекте стали говорить еще испанские короли в XVI веке, задумавшись о постройке межокеанского канала в Центральной Америке, который соединял бы воды Тихого и Атлантического океанов. Исследования центрально-американского региона для прогнозирования возможности возведения канала были осуществлены еще в 1830 году. Таким образом, исследователи и ученые пришли к выводу о возможности строительства канала, который казался вполне осуществимым в результате проведенных раскопок и тщательного обзора территории.
Никарагуанский перешеек уже тогда приобрел популярность в ходе частого использования им со стороны американских кораблей, которые проплывали через озеро Никарагуа. После прохождения грузовыми суднами данного природного озера передвижение их прекращалось, далее маршрут следовал по суше. Таким образом, транспортировка грузов, перевозимых ранее судами, шла по перешейку до берегов Тихого океана. И тем самым, все чаще вставал вопрос о создании транспортной артерии в центральноамериканском регионе, для того чтобы торговые судна могли проходить без всяческих проблем и излишних затрат этот длинный путь, не затрачивая при этом лишнее время на дальнейшую перевозку грузов по суше до тихоокеанского побережья.
Исторический проект, который назревал так давно, постепенно начал реализовываться и на данном этапе активно продвигается сандинистским правительством, которые изучив ошибки прошлых лет своих предшественников, теперь стараются не допустить их снова при сооружении мега-проекта. Знаменательным событием стало утверждение местным парламентом страны Национальной ассамблеей закона о решении создания Никарагуанского межокеанского канала, который соединял бы акватории вод Тихого и Атлантического океанов. Инициативу в решении данного вопроса проявляло не только местное правительство страны, но и сам глава государства Никарагуа Даниэль Ортега Сааведра, который продвигал проект вместе со своим правительством на протяжении многих лет, что со временем в итоге принесло результат об окончательном принятии решения постройки судоходного канала на Никарагуанском перешейке в 2012 году.
Презентовав идею о строительстве Никарагуанского канала и реализовав ее в дальнейшем, никарагуанское руководство предполагает также решить многие насущные проблемы, которые долгие годы существовали в стране. С возведением нового водного транспортного пути видится вполне осуществимым решение социально-экономических проблем, а также сокращение безработицы и повышение качества уровня жизни населения. Никарагуанский водный путь же, в свою очередь, может в последствие, стать новым мировым транспортным узлом.
Важным фактором в данном проекте является участие в нем таких важных для республики Никарагуа стран, как Китая и России. Республика Никарагуа активно поддерживает сотрудничество с данными государствами с целью реализации проекта строительства нового водного транспортного пути в Центральной Америке.
Строительство Никарагуанского канала является никарагуанской программой, а азиатская компания «HKND Group» является основным финансовым подрядчиком, который инвестирует в строительство проекта Большого Никарагуанского канала (БНК), другими словами, можно сказать, что китайцы выступают главными инвесторами, которые берут на себя практически все финансовые затраты на постройку гигантского проекта.
В результате проведенного исследования было выяснено, что участие России обуславливается также отчасти финансированием данного проекта, но в гораздо меньшем объеме, в основном российская сторона несет ответственность в обеспечении безопасности вокруг межокеанского канала, так как существуют противники данного мегапроекта, которыми являются Соединенные Штаты Америки, старающиеся всяческими способами помешать строительству, подкинув «палки в колеса». Кроме того, другой немаловажной функцией российского государства в проекте помимо обеспечения безопасности является передача местному никарагуанскому правительству строительных материалов, сделанные специально под заказ на территории Российской Федерации, которые способны выявить определенные участки зоны канала непригодные для строительства, с целью избегания различного рода эрозий.
Роль Никарагуанского канала в мировой промышленной и торговой экономике заметно возрастет в связи с ее выгодным географическим расположением в Центральной Америке. Будущий канал, который будет проходить через Никарагуанский перешеек и связывать воды Тихого и Атлантического океанов, определенно точно посодействует активированию торгово-экономических отношений между различными государствами. Среди наиболее крупных поставщиков и стран можно выделить коммерческие связи латиноамериканских стран и стран-участников группы БРИКС. Также Большой межокеанский канал, проходящий по территории в Центральной Америке, может в недалеком будущем стать одним из главных мировых транспортных узлов в мировой экономике.
Новый водный путь открывает широкие перспективы перед китайцами, которые используя Никарагуанский водный путь смогут осуществлять бесперебойные поставки нефти из Венесуэлы, заполнят своими товарами латиноамериканские рынки и крепко обоснуют свое геополитическое влияние в центрально-американском регионе, так как для Китая сейчас важны новые рынки сбыта. Россия от данного проекта может получить довольно выгодные дивиденды в виде основания в Никарагуа российской военной базы, тем самым вплотную приблизившись к американским границам. Для некоторых стран Латинской Америки, например, как для Венесуэлы или Эквадора, это способ стать менее экономически зависимыми от США, которые являются основным импортером нефтяного продукта из этих стран, то есть в будущем возможна переориентировка экспорта нефти в азиатский регион.
Для Панамы строительство канала в Никарагуа видится крайне нежелательным, так как недавние работы по модернизации и обновлению канала, которые государство финансировало на свои собственные деньги не в полной мере окупились, да и доходы от эксплуатации своего канала в скором времени могут быть значительно снижены в связи со скорой эксплуатацией Никарагуанского канала.
В ходе исследования были рассмотрены ряд факторов, где при выборе между двумя каналами, Никарагуанский можно считать более приоритетным вариантом, чем Панамский. Во-первых, Панамский канал давно уже не может выполнять своих задач по обеспечению быстрой и качественной переправки крупных грузовых судов через Панамский перешеек, даже с проведенной недавней реконструкцией по расширению водного пути полностью проблему это не поможет решить. Во-вторых, причина, которая требует создания Никарагуанского межокеанского канала исходит опять же из проблем Панамского канала, дело в том, что на сегодняшний день существуют современные крупнотоннажные суда с довольно большим водоизмещением и принимать такие суда канал в Панаме будет не в состоянии, пускай даже и в модернизированном виде после своего расширения на основных зонах. Такие факторы при постройке нового транспортного пути в Никарагуа будут, естественно, учтены и предусмотрены. В-третьих, современные крупные корабли, типа Post Suez и Sub-Panamax Class, являющиеся гигантами и крупными морскими судами, перевозящие многотонные товары и имеющие довольно большое водоизмещение для таких суден необходимо создать как можно более комфортные условия для их прохода по каналу.
Проект по сооружению Сандинистского канала предусматривает такие обстоятельства для прохода таких контейнеровозов через транспортную водную артерию.
Таким образом в результате исследования выявили тот факт, что Никарагуанский канал в действительности может являться альтернативным проектом ныне существующему Панамскому межокеанскому пути.
. Acuerdo Marco de Concesión e Implementación con Relación al Canal de Nicaragua y Proyectos de Desarrollo. // La Asamblea Nacional de la República de Nicaragua. Junio 24, 2013. URL: http://legislacion.asamblea.gob.ni/SILEG/Gacetas.nsf/0/f1ecd8f640b8e6ce06257b8f005bae22/$FILE/Ley%20No.%20840.%20Contrato%20en%20ingl%C3%A9s.pdf (дата обращения: 10.11.2016)
2. Ley No. 445. Ley del régimen de propiedad comunal de los pueblos indígenas y comunidades étnicas de las regiones autónomas de la Costa Atlántica de Nicaragua y de los ríos Bocay, Coco, Indio y Maíz. // La Asamblea Nacional de la República de Nicaragua. URL:
http://legislacion.asamblea.gob.ni/normaweb.nsf/d0c69e2c91d9955906256a400077164a/f59730333b3f6fa5062571b200559533?OpenDocument (дата обращения: 14.10.2016)
3. Ley No. 800. Ley del régimen jurídico de EL Gran Canal Interoceánico de Nicaragua y de creación de la autoridad de el Gran El Gran Canal Interoceánico de Nicaragua. // La Asamblea Nacional de la República de Nicaragua. URL:
http://legislacion.asamblea.gob.ni/SILEG/Iniciativas.nsf/NewGaceta.xsp?databaseName=CN=lotusleg1/O=Asamblea%20Nacional!!SILEG%5CGacetas.nsf&documentId=9FEC624BBBA30CE306257A38005DF59A&action=openDocument (дата обращения: 20.10.2016)
4. Ley No 840. Ley especial para el desarrollo de infrasestructura y transporte Nicaraguense atingente a el Canal, zonas de libre comercio e infrasestructuras asociadas // La Asamblea Nacional de la República de Nicaragua. URL:
http://legislacion.asamblea.gob.ni/SILEG/Iniciativas.nsf/NewGaceta.xsp?databaseName=CN=lotusleg1/O=Asamblea%20Nacional!!SILEG%5CGacetas.nsf&documentId=F1ECD8F640B8E6CE06257B8F005BAE22&action=openDocument (дата обращения: 17.11.2016)
5. Ley No 854. Ley de reforma parcial a la constitución política de la República de Nicaragua. Artículo 102. La Asamblea Nacional de la República.// La Asamblea Nacional de la República de Nicaragua. Febrero 10,2014.URL:http://legislacion.asamblea.gob.ni/SILEG/Gacetas.nsf/6B21DB02A885138E06257C7C004CC098/%24File/20140129%20G%20Ley%20No.%20854%2C%20Ley%20de%20reforma%20parcial%20a%20la%20Constituci%C3%B3n%20Pol%C3%ADtica.pdf?Open (дата обращения: 12.10.2016)
6. La Constitución Política de la República de Panamá. Título XIV. El Canal de Panamá. URL:
http://www.oas.org/Juridico/MLA/sp/pan/sp_pan-int-text-const.pdf (дата обращения: 25.11.2016)
7. La Constitución Política de la República de Nicaragua. Titulo VI. Capítulo I. Artículo 102. URL:
http://www.asamblea.gob.ni/constitucion/Libro_Constitucion.pdf (дата обращения: 10.10.2016)
8. Convenio entre el Gobierno de la Federación de Rusia y el Gobierno de la República de Nicaragua sobre procedimientos de ingreso simplificado de buques militares de la Federación de Rusia en los puertos de la República de Nicaragua. // El Ministerio de Relaciones Exteriores de la Federación de Rusia Febrero 12, 2015. URL:
http://www.mid.ru/ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-1/43797?_storageviewer_WAR_storageviewerportlet_advancedSearch=false&_storageviewer_WAR_storageviewerportlet_keywords=%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B3%D1%83%D0%B0&_storageviewer_WAR_storageviewerportlet_fromPage=search&_storageviewer_WAR_storageviewerportlet_andOperator=1 (дата обращения: 14.02.2017)
9. Panama Canal Expansion Inauguration. Operations Manual. Republic of Panama. // Ministry of Foreign Affairs of Panama. June 26, 2016. URL:
http://www.mire.gob.pa/sites/default/files/documentos/Ampliacion_Canal/Operations_Manual_Panama_Canal_Expansion.pdf (дата обращения: 10.01.2017)
10. Proposal for the Expansion of the Panama Canal. // Panama Canal Authority. April 24, 2006. URL:
http://www.pancanal.com/eng/plan/documentos/propuesta/acp-expansion-proposal.pdf (дата обращения: 27.10.2016)
11. Tratado Torrijos-Carter 1977. Canal de Panamá. URL:
http://micanaldepanama.com/nosotros/sobre-la-acp/historia-del-canal/tratado-torrijos-carter/ (дата обращения: 26.10.2016)
12. Федеральный закон Российской Федерации от 2.07.2013 г. № 139-ФЗ «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Никарагуа о поощрении и взаимной защите капиталовложений.» URL: http://kremlin.ru/acts/bank/37400 (дата обращения: 16.02.2017)
Правительственные акты:
1. Александр Торшин встретился с министром иностранных дел Никарагуа. // Совет Федерации Федерального Собрания РФ. 21 ноября 2007 год. URL: http://council.gov.ru/press-center/news/22507/ (дата обращения: 12.12.2016)
2. В. Матвиенко и Д.Ортега подтвердили близость позиций и взаимный настрой России и Никарагуа на всеобъемлющее сотрудничество. // Совет Федерации Федерального Собрания РФ. 14 января 2015 год. URL: http://council.gov.ru/press-center/news/50445/ (дата обращения: 12.12.2016)
3. Интервью Министра иностранных дел России С.В.Лаврова, опубликованное в журнале "Латинская Америка", №2, 2009 год. // Министерство иностранных дел РФ. 20 февраля 2009 год. URL: http://www.mid.ru/web/guest/maps/uy/-/asset_publisher/q1czluJpnSwa/content/id/305210 (дата обращения: 20.10.2016)
4. Заявления для прессы по итогам российско-никарагуанских переговоров. // Администрация Президента РФ. 18 декабря 2008 года. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/2506 (дата обращения: 14.03.2017)
5. Начало российско-никарагуанских переговоров в расширенном составе. // Администрация Президента РФ. 18 декабря 2008 года. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/2505 (дата обращения: 14.03.2017)
6. Об одобрении российско-панамского соглашения о морском торговом судоходстве. // Министерство иностранных дел РФ. 15 ноября 2002 года.
URL:http://archive.mid.ru/bdomp/nsrlat.nsf/601debeef6efe270432569dc002f680c/432569d600328ea943256c77002b32f5!OpenDocument (дата обращения: 16.02.2017)
7. «О визите Министра иностранных дел России С.В. Лаврова в Республику Никарагуа.» // Министерство иностранных дел РФ. 26 марта 2015 года. URL:
http://www.mid.ru/ru/maps/ni/-/asset_publisher/U5gRMlYukcn7/content/id/1113472 (дата обращения: 14.03.2017)
8. О встрече заместителя Министра иностранных дел России С.А.Рябкова с заместителем Министра иностранных дел Никарагуа, председателем Никарагуанской части Межправительственной Российско-Никарагуанской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству В.Джентске. // Министерство иностранных дел РФ. 6 февраля 2014 года. URL: http://www.mid.ru/bdomp/ns-rlat.nsf/601debeef6efe270432569dc002f680c/44257b100055ed3344257c77004c13c3!OpenDocument (дата обращения: 18.02.2017)
9. О встрече Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Никарагуа С.Сантосом Лопесом. // Министерство иностранных дел РФ. 25 сентября 2013 год. URL: http://www.mid.ru/web/guest/general_assembly/-/asset_publisher/lrzZMhfoyRUj/content/id/95470 (дата обращения: 5.11.2016)
10. О встрече Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова со спецпредставителем Президента Республики Никарагуа по вопросам отношений с Россией Л.Ортегой. // Министерство иностранных дел РФ. 16 июня 2015 год. URL: http://www.mid.ru/web/guest/maps/ni/-/asset_publisher/U5gRMlYukcn7/content/id/1445388 (дата обращения: 4.12.2016)
11. О консультациях заместителя Министра иностранных дел России С.А.Рябкова в Панаме. // Министерство иностранных дел РФ. 26 апреля 2011 года. URL:
http://www.mid.ru/bdomp/nsrlat.nsf/601debeef6efe270432569dc002f680c/432569d600328ea9c325787e005188bc!OpenDocument (дата обращения: 5.11.2016)
12. О российско-панамском сотрудничестве в области торгового судоходства. // Министерство иностранных дел РФ. 30 июля 2003 года. URL:
http://archive.mid.ru/bdomp/nsrlat.nsf/601debeef6efe270432569dc002f680c/432569d600328ea943256d74002896ed!OpenDocument (дата обращения: 5.11.2016)
13. Ответ официального представителя МИД России А.В.Яковенко на вопрос СМИ в связи с подписанием межправительственного российско-панамского соглашения о торговом судоходстве. // Министерство иностранных дел РФ. 29 июля 2003 года. URL:
http://archive.mid.ru/bdomp/nsrlat.nsf/601debeef6efe270432569dc002f680c/432569d600328ea943256d73002a9b54!OpenDocument (дата обращения: 7.02.2017)
14. Послание переданное с визитом Заместителем Председателя Правительства Игорем Сечиным президенту Никарагуа Даниэлю Ортеге с оценками состояния и перспектив российско-никарагуанского взаимодействия. // Администрация Президента РФ. 29 июля 2009 года. URL: http://www.kremlin.ru/news/4969 (дата обращения: 10.03.2017)
15. Совет Федерации и Национальная Ассамблея республики Никарагуа подписали соглашение о развитии межпарламентского сотрудничества. // Совет Федерации Федерального Собрания РФ. 14 января 2015 год. URL: http://council.gov.ru/press-center/news/50444/ (дата обращения: 3.03.2017)
16. Asamblea respalda gestión para la ampliación del canal.// La Asamblea Nacional de Panamá. Enero 13, 2016. URL: http://www.asamblea.gob.pa/asamblea-respalda-gestion-de-la-acp-para-la-ampliacion-del-canal/ (дата обращения: 4.03.2017)
17. A tercer debate presupuesto del canal de Panamá.// La Asamblea Nacional de Panamá. Agosto 15, 2016. URL: http://www.asamblea.gob.pa/a-tercer-debate-presupuesto-del-canal-de-panama/ (дата обращения: 19.11.2017)
18. Canal de Nicaragua. Estudio de Impacto Ambiental y Socio. Volumen I – Capítulos 1-5. // HKND GROUP. URL: http://hknd-group.com/upload/pdf/20150924/es/Volumen%201%20Cap%C3%ADtulos%201-5.pdf
(дата обращения: 17.10.2016)
19. Canal de Nicaragua. Estudio de Impacto Ambiental y Socio. Volumen II – Capítulos 5. // HKND GROUP. URL:
http://hkndgroup.com/upload/pdf/20150924/es/Volumen%202%20Cap%C3%ADtulo%205%20%28continuaci%C3%B3n%29.pdf (дата обращения: 14.10.2016)
20. Canal de Nicaragua. Estudio de Impacto Ambiental y Socio. Volumen III – Capítulos 6-7. // HKND GROUP. URL: http://hknd-group.com/upload/pdf/20150924/es/Volumen%203%20Cap%C3%ADtulos%206-7.pdf
(дата обращения: 20.11.2016)
21. Canal de Nicaragua. Estudio de Impacto Ambiental y Socio. Volumen IV – Capítulos 8-10. // HKND GROUP. URL:http://hknd-group.com/upload/pdf/20150924/es/Volumen%204%20Cap%C3%ADtulos%208-10.pdf (дата обращения: 15.12.2016)
22. Canal de Nicaragua. Estudio de Impacto Ambiental y Socio. Volumen V – Capítulos 11-16. // HKND GROUP. URL: http://hknd-group.com/upload/pdf/20150924/es/Volumen%205%20Capitulos%2011-16.pdf (дата обращения: 12.02.2017)
23. Canal de Nicaragua. Estudio de Impacto Ambiental y Socio. Volumen VI – Apéndices. // HKND GROUP. URL:
http://hknd-group.com/upload/pdf/20150924/es/Volumen%206%20Ap%C3%A9ndices.pdf (дата обращения: 9.02.2017)
24. Canal de Nicaragua. Estudio de Impacto Ambiental y Socio. Volumen VII – Apéndices.// HKND GROUP. URL: http://hknd-group.com/upload/pdf/20150924/es/Volumen%207%20Ap%C3%A9ndices.pdf (дата обращения: 12.02.2017)
25. Canal de Nicaragua. Estudio de Impacto Ambiental y Social. Resumen Ejecutivo.// HKND GROUP. URL:
http://hkndgroup.com/upload/pdf/20150924/es_resumen/Resumen%20Ejecutivo%20del%20Estudio%20de%20Impacto%20Ambiental%20y%20Social%20%28EIAS%29.pdf (дата обращения: 15.03.2017)
26. Canal de Panamá – proyecto del tercer juego de esclusas. Acuerdo de entredimiento para la finalización de las obras.// La Autoridad del Canal de Panamá. Marzo 13, 2014. URL: https://micanaldepanama.com/ampliacion/wp-content/uploads/2014/01/MOU-MARCH-13-2014-espanol.pdf (дата обращения: 17.11.2016)
27. Consulta Pública del Estudio de Impacto Ambiental y Socio. // HKND Group. URL: http://hkndgroup.com/upload/pdf/20150924/esppt/Presentaci%C3%B3n%20para%20EIAS%20Consulta%20P%C3%BAblica_Impacto%20Ambiental%20y%20Social%20.pdf (дата обращения: 15.03.2017)
28. Consulta Pública sobre El Lago de Nicaragua. Estudio de Impacto Ambiental y Socio.// HKND Group. URL:
http://hkndgroup.com/upload/pdf/20150924/esppt/Presentaci%C3%B3n%20para%20EIAS%20Consulta%20P%C3%BAblica_Lago%20de%20Nicaragua.pdf (дата обращения: 16.03.2017)
29. Directivos de la Autoridad del Canal riden informe sobre ampliación. // La Asamblea Nacional de Panamá. Enero 12, 2016. URL: http://www.asamblea.gob.pa/directivos-de-la-autoridad-del-canal-riden-informe-sobre-ampliacion/ (дата обращения: 18.02.2017)
30. Documento explicativo del proceso de evaluación de propuestas y selección de contratista para el diseño y construcción del tercer juego de escuelas.// Autoridad Canal de Panamá. Julio de 2009. URL: https://micanaldepanama.com/wp-content/uploads/2012/02/proceso-seleccion-contratista.pdf (дата обращения: 27.03.2017)
31. El Gran Canal de Nicaragua: Resumen de las Consultas Públicas. // HK Nicaragua Canal Development Investment Co., Limited. Agosto 20, 2014. URL: http://hknd-group.com/portal.php?mod=view&aid=108 (дата обращения: 29.03.2017)
32. El Panama Canal nuevo fortalecerá relaciones comerciales por un mejor futuro. // Ministerio de Relaciones de Exteriores de Panamá. Junio 26, 2016. URL: http://mire.gob.pa/noticias/2016/06/26/canal-ampliado-fortalecera-relaciones-comerciales-por-un-mejor-futuro (дата обращения: 1.02.2017)