Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВЫХ СТРАТЕГИЙ ПРОВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОЕКТОВ В НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОМ МУЗЕЕ

Работа №121890

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

маркетинг

Объем работы78
Год сдачи2017
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
104
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение……………………………………………………………..………..…...............3
Глава I. Деятельность основных научно-технических музеев.
§1. Научно-технический музей и его предназначение (на примере ЦМС имени А. С. Попова)..…………………………………………………………………………………...9
§2. Опыт других научно-технических музеев на примере российских и зарубежных (музеи г. Тампере, Финляндия)…………………………………………………………21

Глава II. Глава II. Художественные проекты в научно-технических музеях
§1. Характеристика художественных проектов (выставки, биеннале, фестиваль музейного дизайна). …………………………………………………………………….39
§2. Художественные проекты в ЦМС имени А. С. Попова и анализ маркетинговых стратегий их проведения ……….. ……………………………………………………...50
Заключение……………………………………………………….…………..…………..68
Список литературы


Музей на протяжении столетий привлекает людей преимущественно благодаря показу сохранившихся подлинных предметов. В этом состоит приоритет музейной институции перед другими культурными учреждениями. Но время, когда музеи представляли собой традиционные хранилища ценностей, прошло; на смену пришли музеи нового формата, которых отличает интерактивность. Человек, живя в современном мире, не может быть не подвержен информатизации и компьютеризации общества, и всегда окружен всякого рода гаджетами. Поэтому, приходя в музей он «жаждет» взаимодействовать с музейными предметами, ищет интерактивные элементы и контакты.
Музеи прекрасно понимают потребности современного посетителя и ищут новые пути для взаимодействия с ним. Однако, далеко не все музеи могут позволить себе модернизировать свою деятельность, например, часто художественные, музеи-квартиры, музеи-усадьбы и другие небольшие музеи пока ограничены в своих действиях. Музей, в котором происходит визуальный контакт, т.е., прямое взаимодействие между человеком и экспонатом (действующей моделью) через «прикосновения на ощупь», обеспечивая возможность диалога и полилога с посетителем, имеет преимущество перед другими музеями. Такого рода «интерактивность» могут себе позволить научно-технические музеи, которые всё больше набирают популярность в последнее время, сочетая в себе традиционный показ экспонатов и современные технологии поддержки экспозиции. Именно научно-технические музеи более свободны в выборе средств визуализации, и именно они демонстрируют развитие научно-технического прогресса.
Научно-технические музеи – это отдельная группа музеев, деятельность которых направлена на представление истории науки и техники, как прошлого, так и настоящего, ее эволюции и влияния на человеческое общество. Научно-технические музеи сегодня имеют возможность пополнять свои коллекции все более новыми современными предметами техники, среди которых приборы, устройства, гаджеты, средства связи, а также технологии, программное обеспечение, носители информации: CD, DVD, кассеты, флэш-устройства и т.д., таким образом, являясь очень современным актуальным музеем. Научно-технические музеи бывают многопрофильными, которые отображают историю развития науки и техники в целом (Политехнический музей в Москве); отраслевыми, которые сосредотачиваются на демонстрации отдельной отрасли науки и техники (музеи связи и почты, транспорта, космонавтики, авиации и другие); и мемориальными, документирующими историю отдельного ученого, инженера, изобретателя, внесшего наибольший вклад в развитие той или иной отрасли науки.
Говоря об отечественном и зарубежном опыте развития научно-технических музеев, следует отметить относительно небольшое количество музеев науки и техники, составляющих данную группу, конечно в разных странах по-разному. Такие страны, как Германия, например, в которых исторически сложилось приоритетное отношение к науке и технике, используют свои программы и подходы к сохранению исторического наследия, базирующиеся на региональном и государственном финансировании, поддержке технических музеев и создании новых научно-развлекательных центров с познавательным подходом к созданию действующих моделей. Сейчас все больше научно-технических музеев России участвуют в программе «Памятники науки и техники» по сохранению культурного наследия нашей страны в области истории техники, разработанную и осуществляемую Политехническим музеем в Москве, причём программа имеет техническое содержание, но осуществляется на гуманитарных принципах музейной деятельности и позволяет не утратить со временем элементы технической истории, которые более наглядно, чем другие аспекты, демонстрируют историю развития человеческого общества.
Идея музеефикациии индустриальных объектов нашла отражение на Западе еще в первой половине XX столетия, в России же музеефикация промышленности получила реализацию только в 1987 году, когда появился знаменитый музей-завод в Нижнем Тагиле, первый музеефицированный в России и почти единственный до сих пор.
Однако предпосылки создания подобных музеев были еще на рубеже XVIII-XIX веков. Многие отдельные предметы науки и техники включались в основу частных дворянских коллекций, например, - коллекции Якова Брюса, князя Д. М. Голицына, и состояли в собраниях первых музеев государства: Кунсткамере, Эрмитаже. Также следует сказать и о существовавших небольших отдельных музеях на предприятиях: например, музей истории оружия при Тульском оружейном заводе; музеи - демонстрационные кабинеты на фарфоровых производствах, ювелирных заводах, и.т.д.
На протяжении первой половины XIX столетия уделялось большое внимание созданию проектов национальных технических музеев. Данные проекты не воплотились в реальность, однако, один из таких технических музеев, правда, не национальный, открылся в Барнауле в 1823 году. Открытие данного музея было приурочено 100-летию горной промышленности на Алтае, и предметы, представленные в экспозиции музея, отображали отечественные достижения на заводских предприятиях. Многие музеи, экспонаты которых были получены в ходе проведения промышленных и художественных выставок, отрывались не только на предприятиях, но и при учебных заведениях.
В 1866 году в Санкт-Петербурге появляется научно-техническое общество, которое поставило перед собой задачу содействия и пропаганды развития науки и техники в нашей стране. Русское Техническое общество способствовало открытию нескольких провинциальных музеев науки и техники в различных городах страны.
Национальный технический музей «Политехнический музей» был открыт только в 1872 году, впоследствии ставший главным центром науки и техники страны. Музей объединил вокруг себя все действующие технические музеи, собирал важные достижения отечественного производства, взаимодействовал с крупнейшими деятелями науки и техники и учеными, такими как Д. И. Менделеев, К. А. Тимирязев, которые читали публичные лекции в Политехническом музее. Данный музей стал крупнейшим образовательным центром, в котором экскурсии сопровождались показом опытов, экспериментов; в музее действовала крупнейшая научная лаборатория, где проводились опыты, свершались мировые открытия, и проводились первые демонстрации достижений техники, как например, «свеча Яблочкова». В этом же году в Петербурге открылись Телеграфный музей и крупнейший музей Прикладных знаний.
На рубеже XIX-XX столетия наука и техника становится отдельной областью знания. На протяжении XX столетия с созданием СССР появляются многочисленные проекты музеев науки и техники (например, Дворец техники в Москве – не осуществлен). В советское время музеи научно-технического профиля появлялись в основном на предприятиях и являлись скорее дополнительными, вспомогательными учреждениями, демонстрировавшими достижения народного хозяйства и индустриализацию нашей страны.
Во второй половине XX столетия появляются отраслевые технические музеи, посвященные связи, транспорту, авиации, космонавтике; а также посвящённые ученым, инженерам, изобретателям, космонавтам (мемориальные). В это же время находит воплощение идея музеефикации отдельных памятников науки и техники.
В современную эпоху, научно-технические музеи находятся на стадии роста и развития, и, при этом, «идут в ногу со временем», привлекая посетителей своими техническими компонентами и демонстрацией технологий. Можно с уверенностью утверждать, что научно-технические музеи ещё не до конца осознаны, имеют большой потенциал своего развития; их возможности ещё не раскрыты и здорово удивят нас в будущем. На сегодняшний день научно-технические музеи реализовывают большое количество музейных программ, направленных на привлечение внимания к науке, технике, естествознанию, медицине, биологии, астрономии посредствам обращения к различным видам искусства. В экспозициях научно-технических и естественнонаучных музеев можно встретить художественные произведения (изобразительное искусство, кино, театр, музыка и пр.). Современный научно-технический музей или научно-развлекательный центр, созданный в стиле «Хай-тек», оборудованный и оснащённый новейшим оборудованием и техническим средствами, да ещё демонстрирующий произведения искусства, очень часто воспринимается публикой, как самый настоящий музей современного искусства.
Проблематикой научно-технических музеев занималось и занимается пока относительно небольшая группа ученых и исследователей. Возможно, понимание важности этих музеев приходит только в современную эпоху. Среди исследователей, уделявших внимание научно-техническим музеям, можно назвать представителей головного научно-технического музея страны, д.т.н., профессора, бывшего генерального директора Политехнического музея Гургена Григорьевича Григоряна и к.т.н., заместителя генерального директора Политехнического музея Лидию Митрофановну Кожину и их совместный труд «Научно-технические музеи и культурное наследие в области техники». Большое внимание вопросам научно-технических музеев уделила к. культурологии Людмила Николаевна Бакаютова в своей диссертации «Модернизация деятельности технических музеев: отечественный и зарубежный опыт: на примере музеев связи»; к.и.н. Екатерина Валерьевна Минина в работе «Музейные коллекции по горному делу в России как источник по истории науки и техники». В настоящее время тема развития научно-технических музеев становится всё более и более востребованной для исследования и изучения.
Объектом данного исследования является деятельность научно-технических музеев России и за рубежом.
Предмет исследования – художественные проекты в музеях науки и техники.
Целью данной дипломной работы является:
Анализ целесообразности осуществления художественных проектов в научно-техническом музее и эффективность применения современных технологий управления и маркетинга для их реализации.
Для осуществления поставленной цели в данном исследовании намереваюсь рассмотреть следующие задачи:
• Постановка целей деятельности крупнейших научно-технических музеев России и причину их появления (миссию).
• Постановка целей деятельности одного из крупнейших зарубежных музеев или проектов научно-технического профиля.
• Сущность проектной деятельности в музеях нашей страны, включая научно-технические; терминологию и типологию музейных проектов.
• Постановка целей и определение возможностей художественных проектов в музее, в т.ч., в научно-техническом, с помощью ситуационного SWOT-анализа и составления маркетингового плана.
• Сравнить результаты некоторых реализованных художественных проектов и проанализировать их с помощью ответов на общие вопросы ПЭСТ-анализа.
• Определить принципы маркетинговых подходов, направленных на получение положительных для музея результатов при проведении художественных проектов в техническом музее.




Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Научно-технические музеи – особая группа музеев, документирующих историю технического прогресса той или иной страны. Именно данная группа музеев - прямые свидетели достигнутого технического уровня государства. Однако в России музеи науки и техники еще находятся на стадии своего развития и осмысления, несмотря более, чем вековую историю многочисленных попыток создания и интерпретации такого типа музеев, завершившихся неудачно. Рассмотрев в первой главе данного исследования основные научно-технические музеи нашей страны можно сделать следующие выводы.
Во-первых, основные музеи науки и техники страны - Политехнический музей и ЦМС имени А. С. Попова - появились закономерно после проведения в России Политехнической выставки 1872 года, показавшей высокие достижения науки и техники отечественного производства. Политехнический музей сумел стать главным техническим музеем и научным центром, объединяющим все научно-технические музеи России, сосредоточив важные технические и промышленные экспонаты для показа; в настоящее время в процессе реконструкции поставивший перед собой новые цели и позиционирующий себя, как музей науки, который откроет свою первую очередь постоянной экспозиции в 2018 году.
Во-вторых, большинство научно-технических музеев появились на предприятиях страны: заводах, фабриках, для демонстрации продукции того или иного производства. Многие технические музеи имеют ведомственную принадлежность и, в этой связи, свои особенности, как, например, рассмотренный мной в первом параграфе первой главы ЦМС имени А. С. Попова, который прошел нелегкий путь своего развития и, несмотря на относительно долгое тридцатилетнее забвение, сумел возродиться, восстановить свое имя и приспособиться к новым социально-экономическим условиям; при этом, ЦМС имени А.С. Попова стал историко-культурным центром отрасли «Связь» и местом для взаимодействия пяти секторов общества, связанных наукой - научное сообщество, производственный сектор, образовательный сектор, администрация и общество. Фонд музея составляет около 8 млн ед. хранения и включает предметы почты и филателии, телеграфы, телефоны и многое другое.
В-третьих, такие важнейшие группы технических музеев, как музеи железнодорожного транспорта во главе с Центральным железнодорожным музеем в Санкт-Петербурге и военные музеи, находятся на стадии стратегического планирования своего позиционирования и развития.

Научно-технические музеи нашей страны в большей степени консервативны и настроены на показ экспонатов и работу с посетителями через просвещение, поскольку более всего они привязаны концептуально и материально к своим ведомствам и основная цель - профориентация. Зарубежные же музеи, напротив, направляют свои усилия на более активную и привлекательную деятельность, игровой подход к образовательной и просветительской работе, и на интегрированное взаимодействие с посетителями с помощью различных программ, что сразу же выводит эти музеи из рамок ведомственного подхода.

В условиях рыночной экономики, музеи вынуждены адаптироваться к изменениям, происходящих в обществе, зачастую корректируя свои цели и миссию с учётом изменяющихся запросов рынка досуга и конкурентных преимуществ, возникающих на этом рынке. Научно-технические музеи – не исключение, и с каждым годом образовательно-рекреационный аспект все больше развивается в музеях науки и техники. На базе музеев создаются образовательные программы разного спектра, проводятся лекции и творческие вечера, уроки для школьников, фестивали, детские программы и квесты. ЦМС имени А. С. Попова осуществляет большое количество образовательных программ для студентов и школьников, организовывает уроки физики и уроки истории в техническом музее. Политехнический музей преимущественно делает акцент на развитие науки в нашей стране и мире и стремится заставить старшеклассников и студентов формулировать своё самостоятельное мнение относительно развития науки и техники, т.е., заставить юную мысль работать. Все научно-технические музеи стремятся реализовать профориентационные и образовательные программы, обеспечить связь времён и преемственность поколений.

Для воплощения всех концепций и идей всё чаще научно-техническим музеям не хватает своего профессионального «языка для общения» и, чтобы «достучаться» до молодого посетителя и «внедрить» необходимые исторические, культурологические и технические знания в головы подрастающего поколения, которому жить и управлять миром в будущем, всё чаще музеи обращаются к гуманитарным наукам, дискуссионному процессу подачи информации и продвижению того «месседжа», который каждый молодой и юный посетитель должен вынести с собой после посещения музея. И всё чаще это осуществляется новыми средствами: лекции, конференции и семинары, циклы практических занятий, мастер-классы, уроки и фестивали, исторические и литературные программы, художественные проекты; словом, традиционные музеи, в т.ч., научно-технические музеи, превращаются из традиционных институтов коллекционирования в музеи нового формата. Но в этом есть и определённая опасность повторения ошибок XX века, когда в 30-е годы при научно-технических музеях создавались многочисленные кружки и творческие мастерские, что привело руководителей культуры страны к мысли о передаче музеев под ведение Домов техники, что в конечно итоге погубило многие небольшие технические музеи.

В последнее время всё большую популярность приобретает проектная деятельность в музеях. Появление проектной деятельности прослеживается еще со времен авангарда в искусстве, однако своего апогея она достигла в 1980-1990 годы и продолжает развиваться по сей день. Рассмотрев понятие «проектная деятельность» более подробно, можно сделать вывод, что оно достаточно расплывчато в понимании многими музеями, а словом «проект» называют как организацию выставки, конференции, так и создание нового арт-центра. Но, тем не менее, употребление этого термина в рамках того или иного музея, уже говорит о том, что данное учреждение перешагнуло ступень от традиционного коллекционирования в современную эпоху.

В нынешних экономических условиях музеи приспосабливаются к новой социокультурной и социоэкономической среде. Для того, чтобы выжить музею приходится искать дополнительные источники дохода и привлекать дополнительные категории посетителей. В данном исследовании было рассмотрено и выявлено, что чаще всего для привлечения к себе «дополнительного внимания», музей обращается к проекту. Для осуществления тех или иных проектов музеи разрабатывают маркетинговые стратегии, которые включают целый комплекс мероприятий, состоящих из сбора и аналитики необходимых данных для постановки целей, стратегического планирования, мониторинга и контроля исполнения плана, получения результатов и подведения итогов. Таким образом, для каждого проекта данный процесс является цикличным и повторяющимся, так как на каждом этапе необходима проверка, анализ и корректировка плана, вплоть до завершения проекта и получения заслуженных результатов.

*При стратегическом планировании, например, ЦМС имени А. С. Попова всегда обращался ко всем новым и новейшим технологиям управления и маркетинга, обсуждал и согласовывал принятые решения с коллективом музея и учредителями, осуществлял многократную аналитику данных и выявлял сильные и слабые стороны проектной деятельности, возможности и угрозы для развития музея. С самого начала работы музея после реконструкции для сбора достоверной информации и разработки планов продвижения музейного продукта на рынок досуга был создан музейный отдел маркетинга и связей с общественностью, который занимался планированием программ и сбором необходимых данных, анализом и корректировкой планов. В ходе маркетингового планирования с целью выявления категорий потенциальных посетителей и определения сегмента рынка досуга, на который музей ориентирован, проводились маркетинговые исследования с использованием различных существующих методик сбора данных, например, опрос, анкетирование, интервьюирование, в результате которых были выявлены постоянные и новые сегменты рынка потребителей, т.е. потенциальные посетители.

В рамках тенденции гуманитаризации деятельности научно-технических музеев сегодня, следует отдельно выделить обращение к художественным проектам.

Для расширения рамок «интересов широкой публики», увеличения своей аудитории, привлечения новых сегментов рынка досуга и категорий потенциальных посетителей просто проведения технических выставок в музеях науки и техники стало теперь не достаточно. Музеи ищут свои новые пути для привлечения посетителей, в этой связи обращаются к и к художественным выставкам и проектам. Об этом свидетельствуют рассмотренные в качестве примера в последнем главе данного исследования результаты проведения некоторых художественных проектов в ЦМС имени А. С. Попова, это: «Мэйлартиссимо» и «Балтийская коммуникация». Как показал, проведенный ПЭСТ-анализ, в политическом, экономическом, социальном и техническом аспектах проведение обоих проектов, в первую очередь «Мэйлартиссимо», носило благоприятный характер, и успех не заставил себя ждать. Проект оказался успешным, хотя изначально этот итог и не был предопределён. Данный проект поддержала как художественное сообщество, так и представители общественности и СМИ всего мира. При этом в финансовом плане затраты оказались выполнимыми, так как музей находился на подъёме, а мэйларт- демократичное искусство.

Однако, несмотря на выявление положительных сторон при анализе, проект зачастую не всегда обречен на успех. Это подтверждает рассмотренный в ходе проведенного ПЭСТ-анализа проект «Балтийская коммуникация». Несмотря на многие влияющие благоприятные факторы, такие как социокультурный, технический и политический с точки зрения внутренней среды, проект оказался неуспешным. Наиболее важными факторами, благодаря которым проект не смог реализоваться в дальнейшем стал человеческий фактор: не нашелся специалист с достаточным уровнем компетенции и амбиций, который смог бы взять ответственность за организацию проекта. Ещё одним фактором неуспеха стала неточная постановка целей и задач. Первая часть проекта, музейная выставка во время проведения Всемирной выставки марок-Санкт-Петербург-2007 и Международного форума «Почтовая тройка -2007», оказалась очень успешной и эффектной, с хорошими результатами. Но стратегическая цель по созданию серии традиционных международных передвижных выставок, охватывающих Балтийский регион и иностранное участие в них, не осуществилась, возможно, она не была оправдана целесообразностью, потребовала больших затрат, которых у музея не было, но самое главное – не нашла лидера, который готов был бы работать над этим, оказавшимся огромным, проектом. Т.е. главной проблемой неосуществления проекта оказался человеческий фактор.
Таким образом, проанализировав два наиболее ярких художественных проекта в ЦМС имени А. С. Попова – самого успешного и напротив, несостоявшегося, в дальнейшем, можно сделать следующие выводы:
Во-первых, при организации того или иного проекта, важную роль играет человеческий фактор. Важно найти заинтересованного и ответственного человека, куратора, специалиста, которому хватит знаний, квалификации, компетенций, амбиций, ответственности, терпения и работоспособности для осуществления проекта и получения результатов.
Во-вторых, необходимо обеспечить планирование и определение стратегий для постановки более чётких целей и задач будущего проекта, проанализировать его с разных позиций, чтобы выявить сильные и слабые стороны, возможности и угрозы для осуществления проекта и найти оправданные пути для получения успеха при выполнении проекта.
В-третьих, для организации любого проекта, необходимы профессиональные кадры и компетентность специалистов. Важен профессионализм не только одного куратора, а целой команды сотрудников, которые принимают участие в организации проекта.
В-четвертых, при организации художественных проектов в музеях науки и техники важно соблюдение баланса и четких границ: проект должен оставаться в рамках целей научно-технического музея, соответствовать миссии научно-технического музея, не выпадать из рамок тематики музея и не контрастировать с ней, но при этом, иметь свои особенности, средства визуализации и инновационный подход. Для технического музея технические инновации интересны, как в предмете и тематике демонстраций, так и в технических средствах экспонирования.
Таким образом, на основании проведенного исследования, можно сделать завершающий вывод о том, что в музеях науки и техники вполне оправданы различные гуманитарные проекты, включая художественные выставки, в т.ч., передвижные. При этом, целесообразность проведения таких выставок определяется постановкой и обоснованием целей, тщательным планированием и профессиональным подбором квалифицированных кадров, как создающих и сопровождающих выставку, поддерживающих технологии экспонирования, так и продвигающих и «продающих» эту выставку для широкой аудитории.
Из этого напрашивается ещё один неоспоримый вывод – о пользе образования и ответственном отношении к его обеспечению и получению знаний для того, чтобы становиться компетентными и профессиональными специалистами в любой области деятельности, включая музейное дело.



1. Г. Г. Григорян, Л. М. Кожина. Научно-технические музеи и культурное наследие в области техники//Вопросы Истории Естествознания и Техники – Москва, 2003, Выпуск №12
2. Л. Н. Бакаютова. Модернизация деятельности технических музеев: отечественный и зарубежный опыт: на примере музеев связи – Санкт-Петербург, 2008
3. Бакаютова Л. Н. Миссия ЦМС имени А. С. Попова в ее историческом развитии // Музеи связи: знаменательные даты и события. Материалы V Всероссийской конференции музеев связи (17–19 сентября 2015 г.). — СПб: Центральный музей связи имени А. С. Попова, 2015. — C. 24-43
4. Бакаютова Л. Н. Десять лет в музейном строю // Историко-научный Санкт-Петербург: материалы XXXVI международной годичной конференции СПб отделения Рос. нац. к-та по истории и философии науки и техники РАН (25–29 ноября 2013 г.). – СПб.: СПб филиал ИИЕТ РАН, 2013. – С. 81–82.
5. Бакаютова Л. Н. Десять лет после возрождения // Музеи связи: популяризация науки и техники: Материалы IV Всероссийской конференции музеев связи (10–12 октября 2013 г.). – СПб.: Центральный музей связи имени А. С. Попова, 2013. – С. 8–28.
6. Бакаютова Л. Н. Центральный музей связи имени А. С. Попова. Управление и финансирование ведомственного музея // Музеи и власть. Международная конференция (9–12 сентября 2014 г., Санкт-Петербург). – СПб., 2014. – С. 72.
7. Бакаютова Л. Н. ЦМС имени А. С. Попова. Технологии работы с посетителями. (Экономика культуры. Комитет по стратегическим инвестициям Правительства Санкт-Петербурга. Лофт-этажи на Лиговском, 29.06.2013, г. Санкт-Петербург).

8. Бакаютова Л. Н. ЦМС имени А. С. Попова как научно-технический форум в современной культуре (Международная ежегодная научно-практическая конференция «Культурная среда и культурные практики: история и современность», СПбГУКИ, 17–19.04.2013, г. Санкт-Петербург).

9. Бакаютова Л. Н. История одного модного увлечения или SтамрАрт// Почтовая связь. Техника и технологии. – 2013. – №9. – С. 21–25; – №10. – С. 15–20.

10. Борисова Н. А. Ведомственные музеи связи: история, проблемы и перспективы // Музеи связи: популяризация науки и техники: Материалы IV Всероссийской конференции музеев связи (10–12 октября 2013 г.). – СПб.: Центральный музей связи имени А. С. Попова, 2013. – С. 171–179.

11. Борисова Н. А. Влияние политики на экспозиции технических музеев // Музеи и власть. Международная конференция (9-12 сентября 2014 г., Санкт-Петербург). – СПб., 2014. – С. 78.

12. Альбом выставки «POSTART» проекта «Балтийская коммуникация» в Центральном музее связи имени А. С. Попова - Санкт-Петербург, 18 июня – 7 июля 2007 г. – С. 6

13. О. Н. Ган. Проектная деятельность музея как способ актуализации историко-культурного наследия // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств – Вып. №3(20) – Санкт-петербург, 2014 – С. 151-152

14. Каталог международной выставки «Мэйлартиссимо – 2004» в Центральном музее связи имени А. С. Попова, Санкт-Петербург, 8 декабря 2004 г. – 15 января 2005 г. – С. 8

15. С. Серебрякова. О проекте «Мэйлартисиммо-2007»//Каталог международной выставки в Центральном музее связи имени А. С. Попова «Мэйлартиссимо-2007» - Санкт-Петербург, 21 декабря 2007 г. – 30 января 2008 г. – С. 13
16. Фролова О. В. Итоги анкетирования музеев связи (Четвертая Всероссийская конференция музеев связи. ЦМС имени А. С. Попова, 10–12.10.2013, г. Санкт-Петербург).
17. А. Медведь, М. Юдин. Московская Политехническая выставка 1872 года//Мир музея - Вып. №4 – Москва, 2008 – С. 2-4 ?
18. Е. Л. Шекова. Теоретические основы маркетинга в сфере культуры (на примере музеев)// Маркетинг в России и за рубежом – Вып. №1 – Москва, 2016 – С. 82-83
19. А. В. Ляшко. Проект: Энтузиазм и сомнение современного музея. К исследованию явления.//Научно-теоретический журнал Общество. Среда. Развитие (Terra Humana) – Вып. №2 – Санкт-Петербург, 2011 – С.166
20. Keijo Rantanen. Living Industrial Past. Perspectives to industrial history in the Tampere region – Tampere, Finland, 2010 – С. 44-45
21. Практическое пособие. Музеи. Маркетинг. Менеджмент – Москва, 2001 – С. 112
22. Закревская Г. П. Центральный музей железнодорожного транспорта // Памятники науки и техники в музеях России. М., 1996. Вып.2. – С. 12
23. Каталог персональной выставки Михаила Шенгелия в рамках проекта «Мэйлартиссимо-2009» в Центральном музее связи имени А. С. Попова – Санкт-Петербург, 16 декабря 2009 – 14 февраля 2010 – С. 1-2
24. Альбом выставки «Посвящение Толстому» проекта «Мэйлартиссимо-2013» - Санкт-Петербург, 18 декабря 2013 – 24 февраля 2014 – С. 1
25. Каталог выставки «От Арт`а – к Мэйл-арту» проект «Мэйлартиссимо-2005» в Центральном музее связи имени А. С. Попова – Санкт-Петербург, 23 декабря 2005 – 20 января 2006


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ