Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности развития у старших слабовидящих дошкольников представлений о неживой природе (Дошкольная дефектология, Омский государственный педагогический университет)

Работа №121887

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дефектология

Объем работы35
Год сдачи2023
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад №306».
Выборка: 10 слабовидящих детей старшего дошкольного возраста, из них 5 мальчиков и 5 девочек. Возраст детей составил 5-6 лет.
Есть приложения.

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей развития у слабовидящих дошкольников представлений о неживой природе 5
1.1. Развитие представлений о неживой природе в онтогенезе 5
1.2. Особенности развития представлений о неживой природе у слабовидящих дошкольников 10
1.3. Методы и приемы развития представлений о неживой природе у слабовидящих детей дошкольного возраста 14
Выводы по 1 главе 20
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей развития представлений о неживой природе у слабовидящих детей дошкольного возраста 21
2.1. Организация эмпирического исследования 21
2.2. Особенности развития представлений о неживой природе у слабовидящих детей старшего дошкольного возраста 24
Выводы по 2 главе 29
Заключение 30
Список использованных источников и литературы 31
Приложения 34

Особенностью дошкольного образования является то, что именно оно обеспечивает общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем знаний и навыков в различных сферах жизнедеятельности, а также овладение различными видами деятельности. Важное значение в развитии ребенка придается экологическому воспитанию, реализуемому через образовательные области «социально-коммуникативное развитие» и «познавательное развитие». Данный вопрос приобретает особую актуальность в специальном дошкольном заведении для детей с пониженным зрением, поскольку особенности познавательной деятельности при нарушениях зрения оказывают значительное влияние на формирование адекватных естественных представлений. Так, исследованиями А.Г. Литвака, Л.И. Солнцевой и др. определены специфические особенности развития детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Знания данной категории детей о предметном мире носят частичный, неполный и фрагментарный характер, а трудность соотнесения признаков предмета со словом обусловлена недостаточностью знаний детьми с нарушениями зрения признаков реальных объектов и практическим опытом (Л.И. Шитова, Н.Г. Цветков и др.). Поэтому одной из важнейших задач учебно-воспитательного процесса является обеспечение дошкольным учебным заведением всестороннего развития ребенка дошкольного возраста с нарушениями зрения, что, прежде всего, состоит в формировании конкретных, адекватных действительности представлений об окружающем мире и активизации его познавательной деятельности.
Анализ современной общей и специальной психолого-педагогической литературы показал, что в дошкольной педагогике достаточно внимания уделяется вопросам формирования естественных представлений у детей дошкольного возраста (С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, Т.В. Смирнова и др.). Но эти вопросы недостаточно освещены в тифлопедагогической научной и методической литературе, что вызывает проблемы, связанные с особенностями восприятий детей с нарушениями зрения, в реализации этой важной задачи и поэтому требует существенного изучения и дальнейшей разработки. Одной из проблем является освещение вопросов, связанных с развитие представлений о неживой природе у слабовидящих детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития представлений о неживой природе у слабовидящих детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие представлений о неживой природе у слабовидящих детей дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить научно-методическую литературу и провести экспериментальное исследование, направленное на выявление особенностей развития представлений о неживой природе у слабовидящих детей дошкольного возраста.
В процессе исследования решались следующие задачи:
- изучить проблему развития представлений о неживой природе в онтогенезе;
- описать особенности развития представлений о неживой природе у слабовидящих детей дошкольного возраста;
- подвергнуть анализу методы и приемы развития представлений о неживой природе у слабовидящих детей дошкольного возраста;
- установить особенности и уровень развития представлений о неживой природе у слабовидящих детей дошкольного возраста.
Методы исследования: изучение, анализ, обобщение, систематизация научно-методической литературы по проблеме исследования.
Организация исследования. Эмпирическое исследование было организовано и проведено на базе БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад №306». Экспериментальная выборка составила 10 человек из числа слабовидящих старших дошкольников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


У слабовидящих детей дошкольного возраста представления о неживой природе развиваются с нарушениями. Это обусловлено тем, что нарушения зрения оказывают влияние на развитие всех познавательных процессов детей, в том числе и восприятия объектов неживой природы. Представления формируются на основе восприятия. В этой связи у слабовидящих детей дошкольного возраста представления о неживой природе фрагментарны, поверхностны и требуют корректировки.
Развитие представлений о неживой природе у слабовидящих детей – это целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, который обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности. В развивающей работе основной упор педагогами делается на восприятие слабовидящих детей.
Обобщение результатов трех диагностических заданий, позволило заключить, что у 3 слабовидящих старших дошкольников (30%) средний уровень развития представления о неживой природе, у 7 (70%) низкий уровень развития представления о неживой природе. Особенности представлений о неживой природе проявляются в том, что старшим дошкольникам с нарушением зрения доступно классификация объектов живой и неживой природы, при этом без опоры на наглядность и помощь со стороны педагога в форме наводящих вопросов, они не могут самостоятельно назвать объекты неживой природы, затрудняются в выражении эмоционального отношения к объектам неживой природы, даже в игровой форме.
Итак, в ходе проведенного исследования цель достигнута, задачи решены.



1. Дружинина, Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения: Методическое пособие [Текст] / Л.А. Дружинина – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 159 с.
2. Ермолович, З.Г. Особенности познавательных процессов старших дошкольников с нарушением зрения [Текст] / З.Г. Ермолович // Дефектология. – 2009. – №4. – С. 26-31
3. Зотов, А.И. Тифлопсихология [Текст] / А.И. Зотов. – СПб.: Питер, 2013. – 358 с.
4. Каменева, Л.А. Методика ознакомления детей с природой в детском саду: учеб. пособие для педучилищ [Текст] / Л.А. Каменева. – М.: Просвещение, 2016. – 240 с.
5. Карпушина, Е.Б. Формирование представлений о предметах окружающего мира у детей с недостатками зрения младшего дошкольного возраста: автореф. .канд. пед. наук [Текст] / Е.Б. Карпушина. – М., 2001. 16 с.
6. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь [Текст] / Г.М. Коджаспирова, Л.Ю. Коджаспиров. – М.: Просвещение, 2010. – 740 с
7. Литвак, А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / А.Г. Литвак. – СПб.: Питер, 2006. – 336 с.
8. Макарова, Л.М. Экологическое воспитание дошкольников [Текст] / Л.М. Макарова. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 16
9. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб.пособие для студ.пед.вузов [Текст] / С.Н. Николаева. – М.: Академия, 2016. – 336 с.
10. Никулина, Г.В. Формирование инклюзивной образовательной среды для обучающихся с нарушениями зрения [Текст] / Г.В. Никулина // Лица с ограниченными возможностями здоровья в современном реабилитационно-образовательном пространстве: монография. – СПб., 2018. – С. 8-20.
11. Петровская, Е.Н. Экологическая культура дошкольников [Текст] / Е Н. Петровская. – Н.Новгород: ООО «Цветной бульвар», 2017. – 210 с.
12. Плаксина, Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие [Текст] / Л.И. Плаксина. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2010. – 122 с.
13. Пристанскова, Н.И. Значение экологического воспитания детей с нарушением зрения в коррекционной работе учителя-дефектолога [Текст] / Н.И. Пристанскова // В сборнике: Биоразнообразие и антропогенная трансформация природных экосистем. Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией М. А. Заниной. – Саратов, 2020. – С. 177-180.
14. Рыжова, Н. А. Программа «Наш дом – природа». Блок занятий «Я и природа» [Текст] / Н.А. Рыжова. – М.: Карапуз-Дидактика, 2005. – 189 с.
15. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: Учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. – 4-е изд., стер. [Текст] / Т.А. Серебрякова. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 208 с.
16. Сoлнцевa, Л.И. Введение в тифлoпсихoлoгию рaннегo, дoшкoльнoгo и шкoльнoгo вoзрaстa [Текст] / Л.И. Солнцева. – М.: Пoлигрaф-Сервис, 2007. – 121 с.
17. Соломенникова, О.А. Ознакомление с природой в детском саду [Текст] / О.А. Соломенникова. – М.: Мозаика-Синтез, 2018. – 247 с.
18. Смирнова, Т.В. Экологическое воспитание в детском саду [Текст] / Т.В. Смирнова. – Волгоград: Учитель, 2016. – 174 с.
19. Соколова, Г.Ш. Воспитание экологической культуры в детском саду [Текст] / Г.Ш. Соколова // Детский сад от А до Я. – 2017. – №3. – С. 74-78.
20. Тодис, К.Н. Особенности воспитания детей дошкольного возраста с нарушением зрения: практ. пособие для родителей [Текст] / К.Н. Тодис, О.Т. Тодис. – Ставрополь: Параграф, 2011. – 107 с.
21. Шарипова, Э.Р. Актуальность экологического воспитания в образовании дошкольников с нарушениями зрения [Текст] / Э.Р. Шарипова // Решение. – 2018. – Т. 1. – С. 84-86.
22. Шипицына, Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания [Текст] / Л.М. Шипицына. – М.: Эксмо, 2015. – 458 с.
23. Шитова, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников с нарушением зрения [Текст] / Л.И. Шитова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2010. – № 5. – С. 74-77.
24. Хватько, И.Н. Дети с нарушением зрения. Восприятие окружающего мира [Текст] / И.Н. Хватько, Л.В. Солдатова, О.В. Коростелёва. // Молодой ученый. – 2017. – № 46 (180). – С. 321-324.
25. Цветков, Н.Г. Основы тифлопсихологии [Текст] / Н.Г. Цветков. – М.: академия, 2011. – 431 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ