Введение 3
Глава 1. Теоретические и исторические основы изучения китайской внешней политики в XXI веке 15
1.1. Региональная политика Китая с позиции теоретических школ международных исследований 15
1.2. Современные методологические подходы к исследованию внешней политики КНР в центральноазиатском направлении 24
1.3. История выстраивания взаимоотношений Китая со странами Центральной Азии после распада СССР 35
Вывод
Глава 2. Реализация политики КНР в Центральной Азии в XXI веке 48
2.1. Анализ китайской внешней политики в политических документах на съездах КПК в течение 2000-2020 гг. 48
2.2. Особенности взаимодействия КНР со центральноазиатскими странами в рамках Шанхайской организации сотрудничества 55
2.3. Тенденции и перспективы китайской внешней политики в отношении стран Центральной Азии 77
Вывод
Заключение 93
Список источников и литературы 97
Международные документы
Документы КПК и ВСНП
Официальные документы РФ
Исследования и монографии
Актуальностью данной работы является выход в практическую плоскость сотрудничества Китая со странами Центральной Азии, что связано с большим количеством амбициозных проектов, которые представлены Шанхайской Организацией Сотрудничества и Экономическим поясом Шелкового пути.
С момента проведения XVI съезда КПК в 2002 г. Пекин непрерывно проводит дипломатический курс на «сохранение добрососедских отношений и рассмотрение соседей как партнеров», «доброжелательность, открытость, взаимовыгодность и инклюзивность». Китайская политика в Центральной Азии за первые 17 лет XXI века в основном обусловлена следующими факторами: 1) важное геостратегическое расположение региона, связанное с тем, что Центральная Азия прилегает к КНР и оказывает большое влияние на безопасность, стабильность и целостность территории Китая; 2) укрепление сотрудничества с центральноазиатскими странами способствует экономическому развитию западных районов Поднебесной; 3) богатые запасы энергетических ресурсов региона дают возможность гарантировать диверсификацию импорта энергии в КНР.
Исходя из этого в XXI веке были установлены добрососедские отношения между Китаем и странами региона, а вместе с этим динамично развивались политические и экономические связи. КНР является одним из приоритетов многовекторной внешней политики государств региона и крупным экономическим партнером центральноазиатских стран. Шанхайская Организация Сотрудничества является главным инструментом китайской внешней политики в центральноазиатском направлении, которая сыграла ведущую роль в сотрудничестве в политической, экономической, культурной, и других сферах на двустороннем и многостороннем уровнях между Пекином и странами региона в 2001-2012 гг.
После прихода к власти «пятого поколения» государственных руководителей КНР в 2013 г., в соответствии с концепциями «мир, развитие, сотрудничество, общий выигрыш» правительством Китая предложена публичная стратегия «один пояс – один путь». Данный проект будет внедряться средствами политической координации для улучшения качества транспортного сообщения, свободной торговли, денежного обращения, сближения народов. Приверженность принципу «совместное согласие, совместное использование, совместное строительство» является, по мнению Китая, приоритетным для достижения общего процветания евразийских стран в экономической, культурной, экологической и других сферах. Центральная Азия как первый этап реализации данной программы играет значительную роль для Поднебесной. Таким образом, исследование формирования китайской политики в Центральной Азии обладает как теоретической, так и практической актуальностью.
Степень научной разработанности проблемы. Исследование китайской политики в Центральной Азии в XXI веке позволяет выделить две основные группы источников: на китайском и русском языках.
Исследованию китайской внешней политики посвящены труды российских ученых, таких как Трифонов В., Мамонов М.В., Портяков В.Я., Лузянин С.Г., Белоусова. Е.С., Мокрецкий А., Грачиков Е.Н., Грачиков Евгений, С.Л. Тихвинский, А.В. Островский, В. Я. Портяков, И.А. Высоковский, С.А. Горбунова, А.В. Ломанов, А.Е. Лукьянов, И.В. Ушаков, С.В. Уянаев, Е.В. Белилина, Коростиков М. Ю., Александрова М.В., Виноградов А.О., Галенович Ю.М., Давыдов А.С., Исаев А.С., Ларин А.Г., Ломанов А.В., Лузянин С.Г., Мокрецкий А.Ч., Островский А.В., Савронова Е.И., Уянаев С.В., Грачиков Е.Н., Портяков В.Я., Зеленева И.В., Лексютина Я..
Анализ китайской внешней политики в работах следующих китайских исследователей: Ван Гуанхоу, Го Шэнвэй, Дун Маньюань, Су Сяохуй, Лан Ихуай, Ли Хунцзе, Юй Ванли, Лю Сысы, Се Исянь, Чжан Юньлин, Чжао Цзиньцзюнь Чэнь Жуйсинь, Ян Цземянь, Ли Хайбо, Чжао Кэцзинь, Ву Чжичэн,Янь Сюетун, Хэ Ли, Ся Липин,Сюн ЧжиюнЛи Цяньюй, Чжан Цзин , Цзинь Цаньжрун, Ци Хуайгао, Чэнь Шаомин, Ху Цзуншань, Го Бинюнь, Чжоу Гуиъинь, Гао Фэй, Фэн Чжунпин, Мэн Хунхуа, Лю Сяоян и др.
Российские ученые, такие как Лузянин С.Г., Сафронова Е.И., Земсков В. Н., Никитина Юлия, Василенко В.И., Василенко В.В., Потеенко А.Г., Василенко В.И., Василенко В.В., Потеенко А.Г., Васильев Л.Е., Клименко А.Ф., Лузянин С.Г., Матвеев В.А., Морозов Ю.В., Сафронова Е.И., Портяков В., Васильев Л.Е., Мураталиева З. Т., Халанский И. В., Барский К. М., Алимов Р. К., Матвеев В.А., Морозов Ю.В., Сафронова Е.И. и др. уделяют внимание исследованию развития шанхайской организации сотрудничества.
Российские специалисты такие, как Владимировна З. И., Титаренко М.Л., Ларин А.Г., Матвеев В.А., Пинюгина Е.В., Зеленева И. В., Виноградов А. О., Базаров Б. В., Базоров В. Б., Нолев Е. В., Балакин В.И., Берген Я.М., Васильев Л.Е., Гордиенко Д.В., Давыдов А.С., Клименко А.Ф., Ларин А.Г., Лузянин С.Г., Баженова Е.С., Виноградов А.О., Ларин А.Г., Матвеев В.А., Островский А.В., Сазонов С.Л., Сафронова Е.И., Уянаев С.В., Балакин В.И., Васильев Л.Е., Кашин В.Б., Клименко А.Ф., Кулинцев Ю.В., Лузянин С.Г., Матвеев В.А., Сазонов С.Л., Сафронова Е.И., Уянаев С.В., и др. концентрируют внимание на изучении китайского проекта «Экономического пояса Шелкового пути».
Стоит отметить, что труды по китайской политике в Центральной Азии, публикуемые российскими и китайскими исследователями рассматривают отдельные элементы и не носят комплексного характера. Примером такой масштабной работы служит монография Чжао Хуашэна (опубликованная в 2008 г.), которая посвящена китайской политике в Центральной Азии, но ограничена 2008 г. Также стоит отметить, что большинство трудов рассматривают аспекты лишь экономического сотрудничества. Поэтому требуется комплексное исследование китайской политики в Центральной Азии в условиях новой политической ситуации и существенных региональных трансформаций, наступивших в последнее десятилетие.
Объектом диссертационного исследованияявляется китайская внешняя политика.
Предметом диссертационного исследования выступает китайская политика в Центральной Азии в XXI веке.
Цель диссертационного исследования состоит в выявлении особенностей и механизмов китайской политики в Центральной Азии в XXI веке.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать региональную политику Китая с позиции теоретических школ международных исследований;
- выявить современные методологические подходы к исследованию внешней политики КНР в центральноазиатском направлении;
- изучить историю выстраивания взаимоотношений Китая со странами Центральной Азии после распада СССР;
- проанализировать китайскую внешнюю политику в политических документах на съездах КПК в период с 2000 по 2020 год.
- изучить двусторонние отношения между Китаем и государствами Центральной Азии;
- выявить особенности взаимодействия КНР с центральноазиатскими странами в рамках Шанхайской организации сотрудничества
- дать оценку тенденциям и перспективам политического взаимодействия Пекина со странами Центральной Азии.
Хронологические рамки исследования с 2001 до 2020 года связаны с развитием стратегии КПК КНР за данный период. Начиная с июня 2001 года Китай начал развивать всесторонее сотрудничество со странами Центральной Азии в рамках ШОС.
Географические рамки. Китай и Центральная Азия. В данном исследовании в Центральную Азию входят Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют основные подходы и методы, используемые в работах китайских, российских и западных экспертов, посвящённые исследованию современных международных отношений и китайской политике в Центральной Азии.
В работе применяются индукция и дедукция, анализ и синтез, аналогия и сравнение и другие общенаучные методы для формирования системного представления о политике Китая в Центральной Азии, а также для выявления эволюции китайско-центральноазиатских отношений и прогнозирования тенденций развития международных отношений между КНР и государствами Центральной Азии.
Кроме того, используется ряд специальных методов политических исследований. При помощи сравнительно-политического метода в работе сопоставляются различные политические процессы и выделяются сходные черты и различные признаки, а также формулируются выводы о возможности прогнозирования развития внешнеполитической стратегии КНР в регионе. Исторический метод предоставляет возможность рассмотреть трансформации взаимоотношений и связей Китая и Центральной Азии через использование политического опыта; для освещения китайской политики в Центральной Азии и двусторонних отношений между Китаем и центральноазиатскими странами использована парадигма политического реализма теории международных отношений.
Эмпирической и информационной базой диссертационного исследования являются фактологические, документальные и справочные материалы, включающие сведения о процессе развития китайской политики в Центральной Азии, эволюции двусторонних отношений и многостороннего сотрудничества между КНР и Центральной Азией, геополитическое значение Центральной Азии во внешней политике Китая. В представленной работе применяются различные аналитические источники и официальные документы правительств России и Китая, в том числе, выступления дипломатов, высказывания и статьи ученых и экспертов, представителей МИД КНР и стран Центральной Азии.
Источниковая база диссертационного исследования. Источники, использованные в работе, составляют разные группы.
К первому блоку источников относятся, прежде всего, официальные документы Китайской Народной Республики, включая политические тексты съездов КПК, выступления председателя, дипломатов, руководителей правительства Китая, которые определяют формирование китайской внешней политики. Анализ данных источников позволяет выяснить китайскую стратегию в центральноазиатском направлении.
Ко второму блоку источников следует отнести законодательные международные документы с характером договоренности, которые можно разделить на двусторонние и многосторонние договоры, заключенные между КНР и странами Центральной Азии, и совместные заявления, обнародованные ими. Наиболее важным многосторонним соглашением стала Шанхайская Организация Сотрудничества (2001 г.).
Особым значением обладают двусторонние договоры между Китаем и государствами региона. Совместное заявление Китайской Народной Республики и Республики Казахстан о развитии всестороннего стратегического партнерства (в 2011 г.) и Совместное заявление о новом этапе отношений всестороннего стратегического партнерства между КНР и Казахстаном (в 2015 г.), Договор о создании всестороннего стратегического партнерства между Узбекистаном и КНР (в 2016 г.), Совместная декларация об установлении отношений стратегического партнерства между Кыргызстаном и КНР (в 2013 г.), Совместная декларация об установлении всестороннего стратегического партнерства между КНР и Таджикистаном, подписанная (в 2017 г.), Договор о дружбе и сотрудничества между КНР и Туркменистаном (в 2014 г.) заложили основу для развития межгосударственных взаимодействий между Поднебесной и странами региона и повысили роль центральноазиатских республик во внешней политике Китая.
К третьему блоку источников относятся материалы периодической печати. Важное место для изучения китайской политики в Центральной Азии занимают китайские, российские, центральноазиатские газеты и журналы. Большое внимание придается газетам «Жэньминьжибао», «Синьхуа» на китайском языке, и китайским изданиям «Исследование России, Восточной Азии и Центральной Азии», «Цюши», «Международный обзор», «Современный азиатско-тихоокеанский регион» и др. Акцент делается на анализ независимыми центральноазиатскими исследователями развития отношений между КНР и Центральной Азией в центральноазиатском регионе на информационно-аналитических порталах «ЦентрАзия», «Фергана.ру». Значительное внимание уделяется изданиям Швеции «Центральная Азия и Кавказ», «Кавказ и глобализация», посвященным отношениям стран региона с внешними акторами. Китайско-центральноазиатские отношения освещаются в российских изданиях «Проблема Дальнего Востока», «Каспийский регион: политика, экономика, культура», «Китай в мировой и региональной политике. История и современность» и др. Многие исследовательские центры и университеты по исследованию региональных и глобальных проблем регулярно выпускают свои периодические издания.
Четвертый блок источников составляют официальные документы стран Центральной Азии, включая внешнюю политику стран пяти республик региона, выступления, доклады президентов, партийных деятелей, представителей правительств центральноазиатских стран, которые связаны с региональным развитием и с эволюцией отношений Китая со странами региона.
Научная новизна исследования состоит в комплексном рассмотрении политики КНР в центральноазиатском направлении с точки зрения китайских и российских ученых и экспертов и заключается в следующих аспектах:
- проанализированы китайские интересы в Центрально-азиатском регионе и изменения заинтересованности Китая в регионе в разные этапы;
- рассмотрены основные факторы, связанные с формированием двусторонних и многосторонних отношений между КНР и странами Центральной Азии в 1990-е гг.;
- предложены результаты комплексного изучения Шанхайской Организации Сотрудничества в Центральной Азии, и приоритетные внешнеполитические направления Пекина в рамках ШОС;
- исследованы двусторонние отношения КНР со странами региона в XXI веке и спрогнозированы их перспективные возможности сотрудничества.
Положения, выносимые на защиту:
1. Формирование дипломатических отношений между КНР и странами региона, а также прекращение территориальных спорных вопросов между Китаем и тремя приграничными республиками региона заложили доверительную основу в рамках «шанхайской пятерки» в 1990-е гг. для дальнейшего развития взаимовыгодных отношений между Пекином и центральноазиатскими государствами.
2. С поворотом стратегии США к Азиатско-тихоокеанским региону Центральная Азия занимает особенно важное геополитическое место во внешней политике Китая.
3. В вопросе перспектив развития китайско-центральноазиатских отношений выделяются следующие направления: 1) продолжение укрепления сотрудничества в сфере безопасности в рамках ШОС; 2) улучшение межгосударственного транспортного сообщения через совершенствование инфраструктурного строительства между КНР и Центральной Азией. 3) укрепление сотрудничества в политической, экономической, энергетической, культурной и других сферах в формировании условий политической координации, развитой транспортной сети, свободной торговли и обращения финансов, а также коммуникации народов.
Теоретическая и практическая значимость исследования. В работе комплексно изучается китайская политика по отношению к Центральной Азии в рассматриваемый период на основе материалов на русском, китайском и английском языках. Результаты данной работы могут быть использованы в других подобных трудах по исследованию двусторонних отношений и взаимодействия между КНР и странами Центральной Азии для дальнейшего осмысления региональной политики Китая и анализа современной китайской внешнеполитической стратегии.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников и литературы.
В результате проведенного исследования нами были реализованы поставленные задачи: выявлены современные методологические подходы к исследованию внешней политики, изучена история выстраивания взаимоотношений КНР со странами ЦА, проанализирована китайская внешняя политика на основе документов съездов КПК за указанный период, выявлены особенности взаимодействия КНР со странами ЦА в рамках ШОС, изучены двусторонние отношения Китая со всеми центральноазиатскими странами и на основе комплексного анализа дана оценка тенденциям и перспективам политического взаимодействия Пекина со странами Центральной Азии.
В ходе работы по достижению цели исследования, заключавшейся в выявлении особенностей и механизмов китайской политики в цетральноазиатском регионе в ХХI веке, были сделаны следующие выводы:
1. Прорыв в изучении китайской политики произошел с созданием книги Либерталя и Оксенберга в Китае «Лидеры, структура и процесс», которая представляет тематические исследования по выработке политики Китая в 1988 году. Эти авторы, а также некоторые коллеги-единомышленники, например Дэвид Лэмптон и Сьюзан Ширк, начали распространять свой анализ за пределы высшей политической элиты и применять бюрократический подход к процессу изучения политики в Китае. В своих исследованиях они уделяют больше внимания официальным правительственным и партийным организациям и показывают, что, хотя во власти доминируют отдельные лица, официальные решения принимаются и осуществляются через созданные бюрократические институты. Очевидно, что, хотя за последние тридцать лет было больше доступа как к прямой, так и к косвенной информации, отсутствие прозрачности в принятии решений в Китае по-прежнему является одним из основных препятствий для исследований в этой области.
2. Хотя исследованием отношений между КНР и государствами Центральной Азии занимаются исследовательские центры России, Восточной Европы и Центральной Азии при Академии общественных наук Китая, Центр исследований России и Центральной Азии, Центр исследования Центральной Азии при Шанхайском университете иностранных языков, Институт исследования Центральной Азии при Синьцзянском университете и другие структуры по исследованию китайско-центральноазиатских отношений, на сегодняшний день изучение китайской политики в центральноазиатском направлении в Китае как и прежде нуждается в развитии и дополнении.
3. Приоритетные направления китайских интересов в Центральной Азии находятся в довольно стабильном состоянии и отражены в сферах безопасности, экономики, энергетики и культуры. В силу расположения Центральной Азии в середине континента данный регион по-прежнему рассматривается правительством КНР как стратегический тыл с точки зрения геополитики. Основные этапы развития отношений Китая со странами центральной Азии можно разделить на два основных этапа: с 1992 до 2012 гг. – этап, направленный на добрые взаимоотношения с соседями; с 2012 г. по настоящее время – этап интенсивного развития крупных проектов и попыток реализации интеграционных планов в рамках межгосударственных соглашений.
В ходе развития многосторонних отношений в 1990-е гг. для урегулирования территориальных споров между КНР и тремя приграничными странами сформирован механизм «шанхайская пятерка». В 2001 г. Китай, Россия, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан подписали заявление о создании Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС), которая посвящена оказанию содействия сотрудничествам в областях безопасности, экономики и культуры между странами-членами ШОС. В первые двенадцать лет XXI столетия ШОС сыграла важную роль в углублении китайско-центральноазиатских отношений.
4. В 2013 г. китайским правительством была выдвинута инициатива «Экономический пояс Шелкового пути», в реализации которой Центральная Азия занимает особенно важное место. Прежде всего, это выражено в географическом аспекте, так как данный регион является первым пунктом стратегии Китая «Пути на запад», что стимулирует повышенную открытость западных районов государства. Во-вторых, в энергетическом аспекте, в силу богатых запасов углеводородов регион становится гарантом в плане поставок носителей энергоресурсов. В рамках ЭПШП ускоренное строительство инфраструктурных сооружений, включая прокладку нефтегазовых трубопроводов, автодорожное и железнодорожное покрытие между регионом и западными районами Поднебесной предоставляет большие возможности формирования взаимосвязанной транспортной сети в целях свободного торгово-экономического обмена.
5. Двусторонние отношения Китая и стран региона динамично развиваются в рамках целого ряда договорно-правовых базовых документов, достигнуты существенные результаты в политических отношениях Пекина с государствами региона после прихода власти руководства пятого поколения КНР.
6. В плане перспектив развития отношений можно отметить: 1) продолжение укрепления сотрудничества в сфере безопасности в рамках ШОС; 2) улучшение межгосударственного транспортного сообщения через совершенствование инфраструктурного строительства между КНР и Центральной Азией. 3) укрепление сотрудничества в политической, экономической, энергетической, культурной и других сферах.
Благодаря географической близости, а также историческим и культурным связям между Китаем и странами Центральной Азии, этот регион представляет собой подходящую почву для того, чтобы Китай мог играть определенную роль в культурной сфере. Однако китайское правительство продемонстрировало, что оно не просто опирается на эти ранее существовавшие основания, а проводит конкретную политику в рамках более широкого использования публичной дипломатии для расширения своей мягкой силы в Центральной Азии. Как и во многих других регионах и странах, преподавание китайского языка в институтах Конфуция является главным элементом культурных планов Китая в Центральной Азии. Однако Китай также использует такие инструменты, как производство и трансляция радио- и телевизионных программ, туризм, путешествия, контакты между людьми, культурные выставки, экспорт культурных продуктов и программы обмена студентами. Параллельно с расширением китайских экономических связей с регионом в рамках таких видов деятельности, как инвестиции, торговля и инфраструктурные проекты, экономический подход Китая представляется желательной моделью, привлекающей интерес стран Центральной Азии. Это фактически стало еще одним инструментом для расширения Китаем своей мягкой силы в регионе.
Между тем многомерность связей между Китаем и странами Центральной Азии вполне может свидетельствовать о реальном характере целей, которые преследует Китай в расширении своей мягкой силы в Центральной Азии. За последнее десятилетие отношения Китая со странами Центральной Азии получили значительное развитие не только в культурной, но и в экономической и политической сферах. Этот факт свидетельствует о существовании сознательной и целенаправленной китайской политики превращения Центральной Азии в свою более или менее исключительную зону влияния.
1. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути [Электронный ресурс] // Президент России. 08.05.2015. URL: http://kremlin.ru/supplement/4971
2. Соглашение между Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой, Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы от 24 апреля 1997 года [Электронный ресурс] // Законодательство СНГ. – Режим доступа: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?Rgn=3872.
3. 《中华人民共和国, 俄罗斯联邦和哈萨克斯坦共和国关于确定三国国界交界点的协定》// 中国人大网. 1999年5月5日. (Договор о границе между КНР, Российской Федерацией и Республикой Казахстаном [Электронный ресурс] // Сайт всекитайского собрания народных представителей (ВСНК). 05.05.1999. URL: http://www.npc.gov.cn/wxzl/gongbao/2001-01/03/content_5007257.htm)
4. 六国元首签署 «上海合作组织成员国长期睦邻友好合作条约» // 人民网. 2007年8月16日. (Долгосрочный договор добрососедские о дружбе и сотрудничестве [Электронный ресурс] // Жэньминьван. 16.08.2007. URL: http://politics.people.com.cn/GB/1026/6123742.html)
5. 上海合作组织元首宣言 // 人民网. 2005年7月6日. (Декларация глав стран-членов ШОС [Электронный ресурс] // Жэньминьван онлайн. 06.07.2005 – режим доступа: http://politics.people.com.cn/GB/1024/3519776.html)
6. 上海合作组织成员国元首关于构建持久和平、共同繁荣地区的宣言 // 人民日报. 2012 年6 月8 日. (Декларация глав государств-членов ШОС о создании региона долгосрочного мира и общего процветания. [Электронный ресурс] // Жэньминьжибао. 08.06.2012. URL: http://cpc.people.com.cn/GB/64093/64387/18112263.html)
7. 上海合作组织成员国首脑会议发表联合公报 // 新华社. 2001年9月14日. (На встрече глав государств стран-членов ШОС было принято совместное коммюнике // Синьхуа агенство. 14.09.2001.)
8. 上海合作组织成员国签署<政府间文化合作协定> // 新华社. 2007年8月16日. (Страны-члены ШОС подписали соглашение межправительственного культурного сотрудничества // Агенство Синьхуа. 16.08.2007.)
9. 上海合作组织宪章 // 人民网. 2002年6月15日. (Уставы ШОС [Электронный ресурс] // Жэньминьван. 15.06.2002. URL: http://politics.people.com.cn/GB/8198/136846/136849/8219057.html)
10. 上海五国ABC // 上海五国元首会晤. («Шанхайская пятёрка» ABC [Электронный ресурс] // Встреч глав пяти стран «шанхайской пятерки». URL: http://www.cnr.cn/wq/fivecountry/index6-000.htm).
11. Стратегия Соединенных Штатов для Центральной Азии на 2019–2025 годы: содействие суверенитету и экономическому процветанию. https://www.state.gov/wp-content/uploads/2020/02/United-States-Strategy-for-Central 2019-2025.pdf.
12. Соглашение между Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой, Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы от 24 апреля 1997 года в Источники [Электронный ресурс] // Законодательство СНГ. – Режим доступа: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?Rgn=3872.
Документы Коммунистической партии Китая и Всекитайского собрания народных представителей
1. 中国的外交原则 // 新华网. 2004年6月16日. (Принципы внешней политики Китая [Электронный ресурс] // Синьхуаван. 16.06.2004. URL: http://news.xinhuanet.com/world/2004-06/16/content_1529985.htm).
2. 中国共产党党章 // 新华网. 2017年10月. (Устав коммунистической партии Китая [Электронный ресурс] // Синьхуаван. 10.2017. URL: http://www.xinhuanet.com/2017-10/28/c_1121870794_4.htm).
Официальные документы Российской Федерации
Указ Президента РФ «О мерах по реализации внешнеполитического курса РФ» от 2012 г. [Электронный ресурс] // Президент России. 07.05.2012. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/15256
Исследования, монографии
1. Александрова М.В., Виноградов А.О., Галенович Ю.М., Давыдов А.С., Исаев А.С., Ларин А.Г., Ломанов А.В., Лузянин С.Г., Мокрецкий А.Ч., Островский А.В., Савронова Е.И., Уянаев С.В. Решения XIX съезда КПК и перспективы российско-китайских отношений / А.О. Виноградов. –М. : ИДВ РАН. 2018. – 112 с.
2. Алимов Р.К. ШОС: актуальные вопросы евразийского экономического сотрудничества // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2016. Т. 21. № 21. С. 7-15.
3. Баженова Е.С., Виноградов А.О., Ларин А.Г., Матвеев В.А., Островский А.В., Сазонов С.Л., Сафронова Е.И., Уянаев С.В. Новый шелковый путь и его значение для России / В.Е. Петровский. – М. : ДеЛи плюс, 2016. – 234 с.
4. Базаров Б.В., Базоров В.Б., Нолев Е.В. Новый шелковый путь: открытая политика открытого общества Китая // Власть. 2015. № 1. С. 29-34.
5. Балакин В.И., Берген Я.М., Васильев Л.Е., Гордиенко Д.В., Давыдов А.С., Клименко А.Ф., Ларин А.Г., Лузянин С.Г., Матвеев В.А., Морозов Ю.В., Сафронова Е.И. и др. Перспективы развития ШОС с точки зрения национальных интересов России / Ю.В. Морозов.– М.: ИДВ РАН, 2016. – 304 с.
6. Балакин В.И., Васильев Л.Е., Кашин В.Б., Клименко А.Ф., Кулинцев Ю.В., Лузянин С.Г., Матвеев В.А., Сазонов С.Л., Сафронова Е.И., Уянаев С.В., и др. Проблемы и перспективы реализации инициативы «экономический пояс шелковый пути» / сост. В.А. Матвеев. – М. : ИДВ РАН, 2017. – 192 с.
7. Барский К.М. Перспективы участия ШОС в миротвореческой деятельности, предотвращении и урегулировании конфликтов // Вестник МГИМО университета. 2015. № 4 (43). С. 94-101.
8. Белоусова Е.С. Внешняя политика КНР: Новый лидер -- новый курс // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 14(343). С. 119-122.
9. Василенко В.И., Василенко В.В., Потеенко А.Г. Шанхайская организация сотрудничества в региональной системе безопасности (политико-правовой аспект) / В. И. Василенко, В. В. Василенко, А. Г. Потеенко -- М. : Проспект, 2014. -- 195 с.
10. Василенко В.И., Василенко В.В., Потеенко А.Г. Шанхайская организация сотрудничества в региональной системе безопасности (политико-правовой аспект) / В. И. Василенко, В. В. Василенко, А. Г. Потеенко -- М. : Проспект, 2014. -- 195 с.
11. Васильев Л.Е. Борьба с терроризмом на пространстве ШОС / Л.Е. Васильев. – М. : ИДВ РАН, 2017. 216 с.
12. Васильев Л.Е., Клименко А.Ф., Лузянин С.Г., Матвеев В.А., Морозов Ю.В., Сафронова Е.И. Стратегия развития шанхайской организации сотрудничества до 2025 года: исходные реалии и фактор российско-китайского партнерства / С.Г. Лузянин, Е.И. Сафроновая. – М. : ИДВ РАН, 2005. – 168 с.
13. Виноградов А.О. Новый тип отношений и новый шелковый путь. К вопросу о внешнеполитических иновациях Китая // Китай в мировй и региональной политике. История и современность. 2015. № 20. С. 69-87.
14. Владимировна З.И. Перспективы экономического и политического присутствия Росии и Китая в Центральной Азии // Управленческое консультирование. 2014. № 9. С. 31-38.
15. Грачиков Е.Н. Геополитика Китая. Эгоцентризм и пространство сетей / Е.Н. Грачиков. – М. : Русайнс, 2015. -- 234 c.
16. Грачиков Евгений. Особенности внешней политики Китая: этапы смены стратегий // Обозритель - Observer. 2015. № 3. С. 34-46.
17. Гусейнов Э.А. "Мягкая сила" Китая в Центральной Азии в контексте инициатив "один пояс, один путь" // Развитие государства и общества: идеи, субъекты, институты и практики Материалы V Всероссийского Форума молодых политологов. Под общей редакцией И. А. Помигуева, Р. В. Савенкова. 2018. С. 60-61.
18. Дмитриева Д.А., Гузей Я.С. Экономическое сотрудничество Китая со странами Центральной Азии // Неделя науки СПбПУ Материалы научной конференции с международным участием. 2019. С. 375-378.
19. Додизудоев Х., Ниятбеков В. Китайский вектор во внешней политике Таджикистана // Центральная Азия и Кавказ. 2009. №2(62). С. 139.
20. Зеленева И.В. Перспективы экономического и политического присутствия России и Китая в Центральной Азии // Управленческое консультирование. 2014. № 9. С.31-38.
21. Земсков В.Н. О роли и месте шанхайской организации сотрудничества в центральноазиатской стратегии КНР // Ежегодник ИМИ. 2014. № 1(7). С. 53-60.
22. Казанцев А.А. Перспективы сотрудничества России и Китая в Центральной Азии // Российский совет по международным делам (РСМД). – М.: НП РСМД, 2016. C.20.
23. Калмурат Е. Публичная дипломатия Китая в Центральной Азии // Общественные науки в современном мире: политология, социология, философия, история сборник статей по материалам XVII международной научно-практической конференции. 2019. С. 35-40.
24. Киреев А.А. Политика КНР в рамках ШОС и группы БРИКС // Современный Китай в системе международных
25. Койчуев Т.К. Мировая экономика и постсоветская Центральная Азия. // Кыргызско-Турецкий университет «Манас». 2009. Т. 4. № 44. C. 43.
26. Коростиков М.Ю. Динамика внешней политики КНР через призму национальных интересов // Сравнительная политика. 2016. Т. 7. № 4. С. 108-126.
27. Лузянин С. Г. Китай: внешнеполитические ориентиры (2012 – 2022). Прогнозно-аналитические сценарии // Вестник Сибирской академии права, экономики и управления. 2012. № 2 (5). С. 4-11.
28. Лузянин С.Г., Сафронова Е.И. Стратегия развития Шанхайской организации сотрудничества до 2025 года: исходные реалии и фактор российско-китайского партнерства. – М.: ИДВ РАН. 2015. 168 с.
29. Лузянин С.Г., Тихвинский С.Л., Островский А.В., Портяков В.Я., Высоковский И.А., Горбунова С.А., Ломанов А.В., Лукьянов А.Е., Ушаков И.В., Уянаев С.В., Белилина Е.В. Китай на пути к возрождению. К 80-летию академика М. Л. Титаренко. – М.: ИД «ФОРУМ», 2014. – 512 с.
30. Мамонов М.В. Система внешнеполитических приоритетов современного Китая // Современная мировая политика: Прикладной анализ / Отв. ред. А.Д. Богатуров. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 418 с.
31. Мокрецкий А. Основные направления китайской дипломатии // Проблемы Дальнего Востока. 2015. № 1. С. 44-59.
32. Мураталиева З.Т. Эволюция ШОС и дисбаланс ее приоритетов // Вестник КРСУ. 2014. Т. 14. № 6. С. 179-181.
33. Мэтью Ли, «Помпейское послание в Европу, поездка в Центральную Азию: берегитесь Китая», AP News. Https://apnews.com/347c46f0fc802fa6ab8718d18558b1ea.
34. Никитина Юлия. Перспективы эволиции ОДКБ и ШОС в сфере безопасности // Обозритель – Observer. С. 54-62.
35. отношений. М., 2012. С. 19.
36. Парамонов В., Столповский О. Китай и Центральная Азия: сотрудничество в сфере безопасности. [Электронный ресурс] // Аналитика: средний восток. 22. 01. 2009. URL: http://www.easttime.ru/analitic/2/10/570.html
37. Пинюгина Е.В. ЕАЭС и «Экономический пояс шелкового пути»: сравнительный анализ евразийских интеграционных проектов // Политическая наука. 2015. № 4. С. 99-115.
38. Пластун В. Новые тенденции в развитии ситуации в Центральноазиатском регионе к концу 2004 г. / В. Пластун // Афганистан и безопасность Центральной Азии. Под ред. А. Князева. Бишкек: Илим, 2004. С. 18.
39. Попов Д.С. Центральная Азия в китайской концепции экономического пояса Шелкового пути и стратегические интересы России // Режим доступа: https://riss.ru/analitycs/30016/ (Дата обращения: 29.04.2020).
40. Портяков В. Я. Становление Китая как ответственной глобальной державы: монография / В.Я. Портяков. – М.: ИДВ РАН, 2013. – 240 с. ; Портяков В.Я. Внешняя политика китайской народной республики в XXI столетии. – М. : ИДВ РАН, 2015. 280 с.
41. Портяков В.Я. Внешняя политика китайской народной республики в XXI столетии. – М. : ИДВ РАН, 2015. 280 с.
42. Потряков В. Китай и Россия в Шанхайской организации сотрудничества // Проблемы Дальего Востока. 2010. № 6. С. 52-61.
43. Савкович Е.В. Пограничное урегулирование на Западе КНР в 1990-2000-е гг. (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан) / Е.В. Савкович // Вестник Томского государственного университета. 2010.-№336.-С. 86-93.
44. Спрос на газ в мире вырос на 2.1% в 2016году. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://glavportal.com/materials/spros-na-gaz-v-mire-vyros-v-2016-godu-na-21/ (Дата обращения 18.07.2018).
45. Сыроежкин К.Л. Синьцзян: большой вопрос для Китая и Казахстана // Алма-Ата: Институт азиатских исследований. 2015. C. 105-107.
46. Титаренко М.Л., Ларин А.Г., Матвеев В.А. Концепция экономического пояса шелкового пути и интересы России // Вестник московского университета. Серия 25: международные отношения и мировая политика. 2015. Т. 7. № 1. С. 3-43.; Ларин А. Г., Матвеев В.А. Китайская стратегия «продвижения на Запад» в «новый Шелковый путь» // Проблемы Дальнего Востока. 2014. № 5. С. 5-15.
47. Трифонов В. Внешняя политика КНР(1949 -- 2009 гг.) // Проблемы Дальнего Востока. 2009. № 5. С.57-70.
48. Халанский И.В. О потенциале эволюции ШОС в Центральной Азии: сценарии // Вестник КРСУ. 2015. Т. 15. № 5. С. 52-56.
49. Цзя Ю. Сотрудничество по природному газу Китая и Центральной Азии в рамках концепции "Один пояс, один путь" // Вопросы политологии. 2019. Т. 9. № 3 (43). С. 583-594.
50. Цян Сяоюнь. Ситуация в Центральной Азии и ШОС // Восток. Афроазиатские общества: история и современность. 2008. № 2. С.165.
51. Шеров-Игнатьев В.Г. Россия и Китай в странах Центральной Азии: интересы и позиции в сферах торговли и инвестиций // Россия и Китай: двустороннее сотрудничество и региональный аспект Материалы III Международной научно-практической конференции. Под ред. В.А. Гавриловой, И.Г. Хрипунова. 2019. С. 216-218.
52. 万玲华. 孔子和谐思想与可持续发展 // 改革与开放. 2019年第9期. 第98-99页. (Вань Линхуа. Гармоничная идея и устойчивое развитие Конфуция // Издание реформы и открытости. 2019. № 9. С. 98–99.)
53. 上合组织扩容,谁能进来,谁想进来? // 凤凰网. 2017年06月08日. (Расширение ШОС, кто может войти, и кто хочет войти?. [Электронный ресурсв] // Фэнхуанван. 08. 06. 2017 – режим доступа: http://news.ifeng.com/a/20170608/51215156_0.shtml )
54. 楚树龙。国际格局的变与不变及中国的国际战略//现代国际关系 2013 年第 4 期 第 3 页 (Чу Шулун. Измененный и неизменный международного миропорядка и международная стратегия Китая // Современные международные отношения. 2013. № 4. С. 3).
55. 上海合作组织 // 维基百科. (ШОС. [Электронный ресурс] // Википедия. URL: https://zh.wikipedia.org/wiki/%E4%B8%8A%E6%B5%B7%E5%90%88%E4%BD%9C%E7%BB%84%E7%BB%87)
56. 中华人民共和国, 俄罗斯联邦和哈萨克斯坦共和国关于确定三国国界交界点的协定 // 中国人大网. 1999年5月5日. (Договор о границе между КНР, Российской Федерацией и Республикой Казахстаном [Электронный ресурс] // Сайт всекитайского собрания народных представителей (ВСНК). 05.05.1999. URL: http://www.npc.gov.cn/wxzl/gongbao/2001-01/03/content_5007257.htm)
57. 中国与吉尔吉斯斯坦的关系 // 人民网. 2006年6月12日. (Отношения между Китаем и Республикой Кыргызстаном [Электронный ресурс] // Жэньминьван. 12.06.2006. URL: http://world.people.com.cn/GB/8212/65943/65948/4465135.htm)
58. 中国同哈萨克斯坦的关系 // 中华人民共和国外交部. 2013年9月4日. (Отношения между Китаем и Казахстаном // Министерство иностранных дел. 04.09.2013. URL: http://cpc.people.com.cn/n/2013/0904/c64387-22807242.html )
59. 中国同哈萨克斯坦的关系 // 中华人民共和国外交部. 2013年9月4日. (Отношения между Китаем и Казахстаном [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел. 04.09.2013. URL: http://cpc.people.com.cn/n/2013/0904/c64387-22807242.html)
60. 中国同土库曼斯坦的关系. 中国新闻网. 2013年11月. (Отношения между Китаем и Республикой Туркменистаном [Электронный ресурс] // Новость Китая. 11.2013. URL: http://www.chinanews.com/gj/zlk/2014/01-15/205_2.shtm)
61. 中国和乌兹别克斯坦的双边关系. 人民网. 2006年6月6日. (Отношения между Китаем и Узбекистаном // [Электронный ресурс] // Жэньминьван. 06.06.2016. URL: http://world.people.com.cn/GB/8212/65943/65948/4457555.html)
62. 中国和乌兹别克斯坦的双边关系.人民网. 2006年6 月6日. (Отношения между Китаем и Узбекистаном [Электронный ресурс] // Жэньминьван. 06-06-2016. URL: http://world.people.com.cn/GB/8212/65943/65948/4457555.html)
63. 中国驻乌兹别克斯坦历任大使 // 中国外交历程. 2008年6月4日. (Список очередных послов КНР в республике Узбекистане [Электронный ресурс] // Процесс дипломатии Китая. 04.06.2008. URL: http://www.no1story.com/html/report/7860-1.htm#n1)
64. 中国驻吉尔吉斯斯坦共和国历任大使 // 中国外交历程. 2008年5月12日. (Список послов КНР в республике Кыргызстане [Электронный ресурс] // Процесс дипломатии Китая. 12.05.2008. URL: http://www.no1story.com/html/no1story/report/7703-1.htm)
65. 中国驻哈萨克斯坦共和国历任大使. 中国外交历程. 2008年6月4日. (Список послов КНР в республике Казахстане [Электронный ресурс] // Процесс дипломатии Китая. 04.06.2008. URL: http://www.no1story.com/html/report/7860-1.htm#n1)
66. 传统文化输血中国新外交 // 国际先驱导报. 2004年12月27日. (Переливание китайской традиционной культуры в новый дипломатический курс [Электронный ресурс] // Международный предвестник. 27.12.2004. – URL: http://news.sina.com.cn/c/2004-12-27/18565346277.shtml.)
67. 何丽. 新中国成立后党的外交战略的调整及启示 // 滨州学院学报. 2013年第1期. 第39-42页. (Хэ Ли. Корректировка и просвещение дипломатической стратегии КПК после основания Новой КНР // Вестник Университета Биньчжоу. 2013. № 1. С. 39-42.)
68. 何丽. 新中国成立后党的外交战略的调整及启示 // 滨州学院学报. 2013年第1期.第42页. (Хэ Ли. Корректировка и просвещение дипломатической стратегии КПК после основания Новой КНР // Вестник Университета Биньчжоу. 2013. № 1. С.42.)
69. 冯仲平. 新时期中国外交任重道远 // 现代国际关系. 2017年第8期. 第6-8页. (Фэн Чжунпин. Китайская дипломатия в новую эпоху продолжается развиваться // Современные международные отношения. 2017. № 8. С. 6-8.)
70. 刘玉良. 中国的中亚外交探析// 学理论. 2018年第10期. 第22页. (Лю Юйлян. Анализ дипломатии Китая в Центральной Азии // Теоретическое исследование. 2018. № 10. С. 22.)
71. 印度巴基斯坦正式加入上合组 // 参考消息网. 2016年6月12日. (Индия и Пакистан стали членами ШОС. [Электронный ресурс] // Цанькаосяоси. 12.06.2016. URL: http://www.cankaoxiaoxi.com/china/20170612/2108672.shtml)
72. 吴志成. 中国特色大国外交理念的创新 // 现代国际关系. 2017年第8期. 第14-16页. (Ву Чжичэн. Инновация концепции дипломатии с великих держав с китайской спецификой // Современные международные отношения. 2017. № 8. С. 14-16.)
73. 周桂银. 中国周边外交的当前态势和未来重点 // 东南亚研究. 2017年第1期. 第 75-91页. 第148页. (Чжоу Гуиъинь. Текущая ситуация и будущий фокус китайской периферийной дипломатии // Исследование по юго-Восточной Азии. 2017 г. № 1. С. 75-91. С. 148.)
74. 周桂银. 中国周边外交的当前态势和未来重点 // 东南亚研究. 2017年第1期. 第77页. (Чжоу Гуиъинь. Текущая ситуация и будущий фокус китайской периферийной дипломатии // Исследование по юго-Восточной Азии. 2017 г. № 1. C. 77.)
75. 夏莉萍, 梁晓君, 熊志勇, 李潜虞. 当代中国外交十六讲. 北京:世界知识出版社, 2017年. 页码376页. (Ся Липин, Лян Сяоцзюнь, Сюн Чжиюн, Ли Цяньюй. Шестнадцать уроков современной китайской дипломатии. Пекин: Изд-во знаний мира, 2017. 376 с.)
76. 夏莉萍, 熊志勇, 李潜虞. 当代中国外交十六讲. 北京:世界知识出版社. 2017年. 页码376页. (СяЛипин, СюнЧжиюн, ЛиЦяньюй. Шестнадцать уроков современной китайской дипломатии. Пекин: Изд-во знаний мира. 2017. 376 с.)
77. 娄晓丹. 浅析中国在中亚的战略利益 // 商. 2019年第19期. 第60页. (Лоу Сяодань. Анализ стратегических интересов Китая в Центральной Азии // Журнал Шан. 2019. № 19. С. 60.)
78. 孙壮志. 上海合作组织黄皮书上海合作组织发展报告 2013 / 李进峰, 吴宏伟, 李伟. 北京:社会科学文献出版社, 2013年. 第130页. (Сунь Чжуанчжи. Книга шанхайской организации сотрудничества в желтой обложке. Отчет о развитии ШОС в 2013 г. / Ли Цзиньфэн, Ву Хунвэй, Ли Вэй. Пекин: социально-научное литературное издательство. 2013. C. 130.)
79. 孙静. 中国在中亚的安全利益分析 // 国际展望. 2012年第5期. 第41页. (Суньцзин. Анализ безопасности Китая в Центральной Азии // Международные перспективы. 2012. № 5. C. 41.)
80. 张蕴岭. 中国对外开放:战略与实践. 北京:社会科学文献出版社, 2018年. 页码313页. (Чжан Юньлин. Открытость внешнему миру Китая: стратегия и практика. Пекин: социально-научное литературное издательство, 2018. 313 c.).
81. 张蕴岭. 中国对外开放:战略与实践. 北京:社会科学文献出版社. 2018年. 页码313页. (ЧжанЮньлин. Открытость внешнему миру Китая: стратегия и практика. Пекин: социально-научное литературное издательство. 2018. 313 c. )
82. 张静. 中国梦与中国外交历史、现实与未来. 北京:世界知识出版社, 2017. 页码 372页. (Чжан Цзин. История, реальность и будущее китайской мечты и дипломатии. Пекин: Изд-во. Знаний мира. 2017. 372 с.)
83. 彭倩, 姚兰, 胡国松. 中国能源安全及对策 // 财经科学. 2014年第10期. 第 75页. (Пэн Цянь, Яо Лань, Ху Гуосун. Безопасность и контрмеры энергетики Китая // Издание финансовой науки. 2014. № 10. С. 75)
84. 李淑珍. 和谐世界理念的内涵、依据和意义 // 形势与政策. 2017年第2期. 第50-52页. (Ли Шучжэнь. Коннотация, основа и значение идеи гармоничного мира // Журнал ситуации и политики. 2017. №2. С. 50-52.)
85. 李红杰, 余万里. 改革开放30年的中国外交. 北京: 当代世界出版社, 2008年. 页数386页. (Ли Хунцзе, Юй Ванли. Дипломатия Китая в течение 30 лет реформы и открытости. Пекин: современное мировое издательство, 2008. 386 c.)
86. 李红杰, 余万里. 改革开放30年的中国外交. 北京: 当代世界出版社. 2008年. 页数386页. (Ли Хунцзе, Юй Ванли. Дипломатия Китая в течение 30 лет реформы и открытости. Пекин: современное мировое издательство. 386 c. )
87. 杨洁勉. 中国特色大国外交和话语权的使命与挑战 // 国际问题研究. 2016 年第 5 期. 第18-30页. (Ян Цземянь. Обязанности и вызовы дипломатической и дискурсивной власти дипломатии с великими державами с китайской спецификой // Исследование международных вопросов. 2016. № 5. С.18-30.); 杨洁勉。中国外交理论创新的三重使命 // 国际展望. 2013年第1期. 第1-11页. (Ян Цземянь. Трехкратная миссия китайской дипломатической теоретической инновации // международные перспективы. 2013. № 1. С. 1-11.)
88. 杨洁勉. 中国特色大国外交和话语权的使命与挑战 // 国际问题研究. 2016 年第 5 期. 第20-21页. (Ян Цземянь. Обязанности и вызовы дипломатической и дискурсивной власти дипломатии с великими державами с китайской спецификой // Исследование международных вопросов. 2016. № 5. С. 20-21.); 杨洁勉. 中国外交理论创新的三重使命 // 国际展望. 2013年第1期.第1-11页. (Ян Цземянь. Трехкратная миссия китайской дипломатической теоретической инновации // международные перспективы. 2013. № 1. С. 1-11.)
89. 柳思思. 中国周边国家文化外交(中亚卷). 北京: 世界知识出版社. 2015年. 页码200页. (Лю Сысы. Китайская культурная дипломатия в отношении соседних странах, серия Центральной Азия. Пекин: Издательство знания мира. 2015. 200 c. )
90. 楚树龙。国际格局的变与不变及中国的国际战略//现代国际关系 2013 年第 4 期第 3 页 (Чу Шулун. Измененный и неизменный международного миропорядка и международная стратегия Китая // Современные международные отношения. 2013. № 4. С. 3).
91. 王光厚. 可持续发展中的中国周边外交. 长春: 吉林大学出版社, 2013年. 第19页. (Ван Гуанхоу. Устойчивого развивающаяся периферийная дипломатия Китая. Чанчунь: издательство университета Цзилинь. C. 19.)
92. 王光厚. 可持续发展中的中国周边外交. 长春: 吉林大学出版社. 2013年. 页数266页. (Ван Гуанхоу. Устойчивого развивающаяся периферийная дипломатия Китая. Чанчунь: издательство университета Цзилинь. 266 c. )
93. 王逸舟. 重视非传统安全研究 // 人民网. 2006年5月17日. (Ван Ичжо. Придается большое внимание исследованиям нетрадиционной безопасности [Электронный ресурс] // Жэньминьван. 17.05.2006. URL: http://theory.people.com.cn/GB/40764/63787/63791/4380641.html)
94. 祁怀高. 中国周边外交研究报告 2016-2017. 北京: 世界知识出版社, 2017. 页码428页. (Ци Хуайгао. Исследование периферийной дипломатии Китая 2016-2017 гг. Пекин: Изд-во знаний мира. 2017. 428 с.)
95. 胡宗山, 郭兵云. 论十八大以来的中国新外交 // 社会主义研究. 2018年第 6 期. 第40-48页. (Ху Цзуншань, Го Бинюнь. Анализ новой дипломатии Китая после 18-го съезда КПК // 2018. № 6, С. 40-48.)
96. 胡锦涛在联合国成立60周年首脑会议上的讲话(全文) // 外交部网站. 2005年9月16日. (Выступление председателя КНР Ху Цзиньтао на саммите ООН (полный текст). 16.09.2005 [Электронный ресурс] // Сайт МИД. – URL: http://news.xinhuanet.com/world/2005-09/16/content_3496858.htm. )
97. 胡鞍钢. 中国-2020 一个新型超级大国. 浙江: 浙江人民出版社, 2012年. 页码 205 页. (Ху Аньган. Китай-2020: сверхдержава нового типа. Чжэцзян : Изд-во Чжэцзянских народов, 2012. 205 c.)
98. 董漫远, 苏晓晖. 中国周边安全环境评估及政策选择 2010-2020. 北京: 世界知识出版社. 2015年. 页数492页. (Дун Маньюань, Су Сяохуй. Оценка безопасности и выбор политики Китая в окружающей среде (2010-2020 гг.). Пекин: Издательство знания мира. 2015. 492 c. )
99. 薛志华. 上海合作组织扩员后的发展战略及中国的作为 // 当代亚太. 2019年第3期. 第55页. (Сюэ Чжихуа. Стратегия развития ШОС после расширения членства и роль Китая // Современный Азиатско-Тихоокеанский регион, 2019. № 3. C. 55.); 凌胜利. 上海合作组织扩员与中国的“一带一路”战略 // 欧亚经济. 2019年第5期. 第55页。 (Лин Шенли. Расширение членства ШОС и китайская стратегия «один пояс – один путь» // Евразийская экономика. 2017. № 5. C. 55.)
100. 许建英. “东突”问题的历史与现状述论 // 新疆师范大学学报(哲学社会科学版). 2016年第37卷第6期. 第9页. (Сюй Цзяньин. Анализ истории и нынешнего положения вопроса «Восточного Туркестана» // Вестник Синьцзян педагогического университета (философско-социальная научная версия). 2016 . Т. 37. No. 6. C.9)
101. 谢益显. 中国当代外交史 1949-2009. 北京:中国青年出版社. 2009年. 页码 561页. (Се Исянь. Современная китайская дипломатическая история (1949-2009 гг.). Пекин: китайское молодежное издательство. 2009. 561 c. )
102. 赵华胜. 中国中亚外交的理论与实践 // 国际问题研究. 2007年第4期. 第19-20页. (Чжао Хуашэн. Теории и практика китайской дипломатии в Центральной Азии // Исследование международных проблем. 2007. № 4. C. 19-20.)
103. 赵华胜. 中国的中亚外交 // 北京: 时事出版社, 2008年. 第170页. (Чжао Хуашэн. Дипломатия Китая в Центральной Азии. Пекин: Шишичубаньшэ, 2008. C. 170.)
104. 赵可金. 中国外交3.0版: 十八大后的中国外交新走向 // 社会科学. 2013年第7 期. 第4-14页. (Чжао Кэцзинь. Китайская дипломатия в версии 3.0: новый тренд дипломатии Китая после 18-го съезда КПК // Социальные науки. 2013. № 7. С. 4-14.)
105. 赵进军. 和平•和谐•合作中国外交十年历程. 北京:世界知识出版社. 2012年. 页码 454页. (Чжао Цзиньцзюнь. Мир, гармония и сотрудничество. Десять лет дипломатии Китая. Пекин: Издательство знания мира. 2012. 454 c. )
106. 郎毅怀. 跨越太平洋中国走向世界强国的核心战略. 北京: 东方出版社. 2015年. 页码 281页. (Лан Ихуай. Через Тихий океан основная стратегия вхождения Китай в ряд мировых держав 2014-2015 гг. Пекин: Восточное издательство. 2015. 281 c. )
107. 郭业洲. 十六大以来的中国外交 // 当代世界. 2 0 0 7 年第8 期. 第4页. (Го Ечжоу. Дипломатия Китая после 16-го съезда // Современный мир. 2007. № 8. С. 4.)
108. 郭胜伟. 邓小平外交谋略.北京: 中央文献出版社.2008年. 页数260页. (Го Шэнвэй. Дипломатическая стратегия Дэн Сяопина. Пекин: Центральное литературное издательство. 2008. 260 c. )
109. 金灿荣. 中国智慧十八大以来中国外交. 北京:中国人民大学出版社, 2017. 页码225页. (Цзинь Цаньжрун. Китайская мудрость: дипломатия Китая после 18-го съезда КПК. Пекин: Изд-во жэньминьского университета Китая. 2017. 225 с.)
110. 金灿荣. 中国智慧十八大以来中国外交. 北京:中国人民大学出版社. 2017. 第84-101页. (Цзинь Цаньжрун. Китайская мудрость: дипломатия Китая после 18-го съезда КПК. Пекин: Изд-во жэньминьского университета Китая. 2017. C. 84-101.)
111. 门洪华, 刘晓阳. 中国伙伴关系战略评估与展望 // 世界经济与政治. 2015年第2期. 第65-95页. (Мэн Хунхуа, Лю Сяоян. Оценка и прогноз стратегии партнерства Китая // Мировая экономика и политика. 2015. № 2. С. 65-95.)
112. 闫世刚. 中国能源安全与周边国家的能源合作关系研究 // 改革与战略. 2016年第8期. 第32页. (Янь Шиган. Исследование энергетической безопасности и сотрудничества с соседними странами в данной сфере // Издание реформы и стратегии. 2016. № 8. C. 32)
113. 闫学通. 从韬光养晦到奋发有为 // 国际政治科学. 2014年第4期. 第1-35页. (Янь Сюетун. От «держаться в тени» до поступательное развитие // Международные политические науки. 2017. № 4. С. 1-35.)
114. 闫学通. 从韬光养晦到奋发有为 // 国际政治科学. 2014年第4期.第1页. (Янь Сюетун. От «держаться в тени» до поступательное развитие // Международные политические науки. 2017. № 4. С.1.)
115. 陈少铭. 党的十八大以来中国外交战略的继承、发展与创新 // 中共党史研究. 2016 年第 1 期. 第5-14页. (Чэнь Шаомин. Наследование, развитие и инновация дипломатической стратегии Китая после 18-го съезда КПК // Изучение истории КПК. 2016. №1. С. 5-14.)
116. 陈小鼎, 马茹. 上合组织在丝绸之路经济带中的作用与路径选择 // 当代亚太. 2015年第6期. 第76页. (Чэнь Сяодин, Ма Жу. Роль и путь выбора ШОС в экономическом поясе Шелкового пути // Современная Азия-Тихий океан. 2015 № 6. C. 76.)
117. 陈瑞欣. 从政府工作报告(1978-2015)看中国周边外交政策的发展变化 // 国际观察 2016 年第 1 期. 第66-79页. (Чэнь Жуйсинь. Анализ развития и изменения периферийной внешней политики Китая из отчетов правительственной работы (1978-2015) // Международное наблюдение. 2016. № 1. С. 66-79.)
118. 陈瑞欣. 从政府工作报告(1978-2015)看中国周边外交政策的发展变化 // 国际观察 2016 年第 1 期. 第77页. (Чэнь Жуйсинь. Анализ развития и изменения периферийной внешней политики Китая из отчетов правительственной работы (1978-2015) // Международное наблюдение. 2016. № 1. С. 77.)
119. 驻塔吉克斯坦共和国历任大使 // 中华人民共和国外交部. (Список послов КНР в Республике Таджикистане
120. 驻塔吉克斯坦共和国历任大使 // 中华人民共和国外交部. 2016年12月20日. (Список послов КНР в Республике Таджикистане [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел КНР URL: http://www.mfa.gov.cn/chn//pds/ziliao/wjrw/2167/2171/t9240.htm)
121. 高飞, 朱丹丹.和平•和谐•合作中国外交十年历程 / 赵进军. 北京:世界知识出版社. 2012年.第13-14页. (Гаофэй, Чжу Даньдань. Мир, гармония и сотрудничество. Десять лет дипломатии Китая / Чжао Цзиньцзюнь. Пекин: Издательство знания мира. 2012. C.13-14.)
122. 高飞. 中国外交的转型与创新 // 新疆师范大学学报(汉文哲学社会科学版). 2017年第6期. 第17-30页. (Гао Фэй. Трансформация и инновация китайской дипломатии // Вестник Синьцзянского педагогического университета (версия социально-философской науки в китайском языке). 2017. № 6. С. 17-30.)
123. 黎海波. 中国外交中的 “合作共赢”精神 // 大家思想. 2013年第10期. 第25-26页. (Ли Хайбо. Дух сотрудничества и общего выигрыша в дипломатии Китая // Дацзясысян. 2013. № 10. С. 25-26.)
124. Bitabarova, A. G. ‘Unpacking Sino-Central Asian Engagement Along the New Silk Road: A Case Study of Kazakhstan’. 2019. Accessed 7 March 2018. https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/24761028.2018.1553226.
125. China Daily. ‘Confucius Institutes Thrive in Central Asia and Transcaucasia’. 2014. Accessed 3 January2018. http://www.chinadaily.com.cn/culture/2014-10/29/content_18820604.htm.
126. Confucius Institute. ‘Confucius Institutes around the Globe’. 2014. Accessed November 2014. http://confuciusinstitute.unl.edu/institutes.shtml.
127. David M. Lampton, ed., Policy Implementation in Post-Mao China. Berkley: University of California Press, 1982.
128. Doak Barnett, A. The Making of Foreign Policy in China: Structure of Process. Boulder, CO: Westview Press, 1985.
129. Foust, J. ‘How Might China’s Soft Power Impact Central Asia?’ Registan, 26 June. Accessed 3 January 2018. http://registan.net/2007/06/26/how-might-chinas-soft-power-impact-central-asia/.
130. Gharleghi, B., Popov. V. ‘Changes in the Geographical Structure of Trade in Central Asia’. 2018. Accessed 7 March 2019. https://doc-research.org/2018/09/geographical-structure-trade-central- asia/.
131. Goble, P. ‘China’s “Soft Power” in Central Asia Both More and Less than It Appears’. The Jamestown Foundation, 30 January. Accessed 7 March 2019. https://jamestown.org/program/chinas-soft-power- central-asia-less-appears.
132. Guo, S. Political Science and Chinese Political Studies: The State of the Field. Springer, 2012.
133. Harding, Н. The Contemporary Study of Chinese Politics: An Introduction. China Quarterly, No. 139 (September 1994), p. 700.
134. Harry Harding, Organizing China: The Problem of Bureaucracy, 1949-1976. Stanford, CA: Stanford University Press, 1981.
135. He, Baogang. The Dilemmas of China's Political Science in the Context of the Rise of China (December 1, 2014). Journal of Chinese Political Science, 2011,16:257–277.