БРИТАНСКИЙ ВЗГЛЯД НА ВНЕШНЮЮ ПОЛИТИКУ РФ ПОСЛЕ 2014 г. (ПО МАТЕРИАЛАМ ПАРЛАМЕНТА СОЕДИНЕННОГО КОРОЛЕВСТВА ВЕЛИКОБРИТАНИИ И СЕВЕРНОЙ ИРЛАНДИИ).
|
Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава I
Влияние украинских событий 2014 г. на восприятие британскими парламентариями и экспертами библиотеки палаты общин внешней политики РФ……………………………..10
§ 1. Причины эволюции российской внешней политики в конце XX-XXI веке……………10
§ 2. Британский взгляд на проблему воссоединения Крыма с Россией и кризис на востоке Украины…………………………………………………………………………………………21
Глава II
Представления британских парламентариев и экспертов библиотеки палаты общин о целях российской внешней политики………………………………………………………………...33
§ 1. Внутриполитический контекст и механизм формирования внешней политики РФ…..33
§ 2. Некоторые аспекты внешней политики РФ в освещении британских парламентариев и экспертов………………………………………………………………………………………..45
Заключение…………………………………………………………………………………….58
Список источников и литературы
Глава I
Влияние украинских событий 2014 г. на восприятие британскими парламентариями и экспертами библиотеки палаты общин внешней политики РФ……………………………..10
§ 1. Причины эволюции российской внешней политики в конце XX-XXI веке……………10
§ 2. Британский взгляд на проблему воссоединения Крыма с Россией и кризис на востоке Украины…………………………………………………………………………………………21
Глава II
Представления британских парламентариев и экспертов библиотеки палаты общин о целях российской внешней политики………………………………………………………………...33
§ 1. Внутриполитический контекст и механизм формирования внешней политики РФ…..33
§ 2. Некоторые аспекты внешней политики РФ в освещении британских парламентариев и экспертов………………………………………………………………………………………..45
Заключение…………………………………………………………………………………….58
Список источников и литературы
Актуальность темы исследования.
В настоящее время отношения между Россией и коллективным Западом находятся на крайне низком уровне. РФ и ее отдельные граждане стали объектами многочисленные санкции, а Россия, в свою очередь, ввела контрсанкции. США и их союзники пытаются представить РФ как страну изгоя, находящуюся в изоляции со стороны международного сообщества. Очевидно, что развитие нормальных политических, экономических и культурных отношений в таких условиях невозможно. Как показывают последние события, даже в условиях пандемии COVID 19 пропагандистская, психологическая и экономическая война продолжаются. РФ обвиняют в том, что она пытается использовать сложившуюся ситуацию для наращивания своего влияния в мире, раскола ЕС и НАТО.
Одним из главных участников нового фронта противостояния с РФ является Великобритания. Отношения между Россией-СССР и Великобританией никогда не отличались особой теплотой. Редким исключением являлись мировые войны. Определенное потепление между двумя странами произошло после распада СССР в 1991 г. Однако уже после вторжения США и ряда их союзников в Ирак в 2003 г. началось новое похолодание, которое стало весьма серьезным после смерти в Великобритании в 2006 г. А. Литвиненко, ряда шпионских скандалов, а также проблем с так называемыми политическими эмигрантами, проживавшими на британских островах. Окончательно ледниковый период наступил после украинского кризиса 2014 г. и воссоединения Крыма с Россией. Великобритания выступила одним из инициаторов санкционной политики в отношении РФ и постоянно подчеркивала необходимость единства действий Запада в противодействии «российской агрессии». Крайне сомнительные эпизод с отравлением С. Скрипаля и его дочери Юлии был использован консервативным правительством Т. Мэй как повод еще теснее сплотить ряды цивилизованного Запада против «нарушающей международный порядок» России. К этому добавляются постоянные обвинения РФ в совершении военных преступлений в Сирии и покровительстве кровавому режиму Б. Асада, который травит собственный народ химическим оружием, а таже в распространении фейковых новостей и дезинформации.
Подобная ситуация представляется очень опасной, таящей в себе угрозу новых кризисов. Великобритания и РФ являются постоянными членами Совета Безопасности ООН, официальными членами ядерного клуба. Следовательно, от уровня их взаимоотношений во многом зависит и ситуация в мире в целом. Исходя из этого важно понимать, как видят британские политические и экспертные круги мотивы, инструменты реализации и цели российской внешней политики, а также возможные методы противодействия РФ. В данном исследовании мы опирались на материалы британского парламента, что не позволяет говорить о всеобъемлющем анализе видения Британией внешней политики РФ. Вместе с тем, экспертные материалы библиотеки палаты общин, парламентские дебаты и доклады профильных комитетов палаты общин и палаты лордов позволяют составить достаточно полную картину того, что публично вменяется РФ, а на основе этого можно делать выводы о не декларируемых целях политики Великобритании в отношении России. Не следует забывать, что формально именно суверенитет парламента является одним из важнейших принципов некодифицированной британской конституции. Хотя реальные рычаги власти в большей степени сосредоточены в руках правительства, но оно тоже формируется на основе парламентского большинства. Изучение парламентских документов позволяет делать выводы о кратко и среднесрочных перспективах как двусторонних британо-российских отношений, так и в целом взаимодействия РФ и Запада.
Степень изученности проблемы.
Российская школа англоведения имеет богатые традиции. Одним из главных центров изучения современной Великобритании является Институт Европы РАН, в котором есть Центр британских исследований. Сотрудники Центра регулярно готовят Доклады Института Европы РАН по различным аспектам внутренней и внешней политики Великобритании . Руководитель Центра Ананьева Е. В. и его сотрудница Годованюк К. А. постоянно публикуют статьи о состоянии российско-британских отношений . Следует отметить, что и сам директор Института Европы РАН Громыко А. А. является крупным специалистом-англоведом. Под его редакцией вышли фундаментальные коллективные монографии по истории современной Британии и Европы . Отдельные аспекты российско-британских отношений рассмотрены в статьях Андреевой Е. Н., Ковалева И. . При написании работы были также полезны исследования состояния британо-российских экономических отношений, а также по военной стратегии Великобритании . Конечно, в рассматриваемы научных публикациях использовались материалы британского парламента, однако исследования, посвященного комплексному анализу взглядов экспертов библиотеки палаты общин и парламентариев на внешнюю политику РФ после 2014 г. в отечественной историографии нет.
В Великобритании достаточно много исследователей, занимающихся различными аспектами политики РФ. Хорошее представление о доминирующих в британском экспертном сообществе взглядов на цели деятельности России на международной сцене дают публикации Королевского Объединенного института оборонных исследований (Royal United Services Institute - RUSI). Аналитические материалы этого исследовательского центра важны еще и потому, что его экспертов часто приглашают на слушания в парламентские комитеты. Среди сотрудников RUSI встречаются такие персонажи как Сутягин И. В., который в РФ был приговорен к 15 годам за государственную измену. Он считается специалистом по участию РФ в украинском кризисе . На страницах журнала RUSI выступают и действующие представители спецслужб. Например, Кит Дир, являющийся офицером разведки Королевских военно-воздушных сил . Для понимания британских оценок событий вокруг Крыма и на востоке Украины были важны и другие публикации RUSI . Учитывая профиль данного мозгового центра неудивительно, что основная масса публикуемых материалов посвящена проблемам безопасности Соединенного королевства и тем странам, которые воспринимаются как угроза для нее. Россия здесь занимает одно из первых мест . Немало публикаций RUSI посвящено воздействию западных санкций на РФ . Попыткам найти точки соприкосновения в британо-российских отношениях посвящен двусторонний неправительственный диалог, результаты которого также опубликованы на сайте RUSI . Проблемы кибербезопасности, причастности РФ к событиям в Солсбери и ее вмешательство в избирательный процесс в странах Запада рассматривается в многочисленных публикациях британских экспертов . Общий их недостаток, с нашей точки зрения, заключается в одностороннем освещении событий и присущий им чрезмерно критический подход к политике РФ.
Проведенный анализ степени изученности проблемы определяет цель данной работы: рассмотреть взгляды британских парламентариев и экспертов библиотеки палаты общин на российскую внешнюю политику после 2014 г., что позволит лучше понять причины крайне низкого уровня отношений между РФ и Великобританией, а также РФ и Западом в целом. Достижение поставленной цели предполагает решение ряда исследовательски задач:
-рассмотреть причины эволюции российской внешней политики в конце XX-XXI веке с британской точки зрения;
-показать британский взгляд на события 2014 г. на Украине, а также цели российской политики в Крыму;
-выявить взгляды парламентариев и парламентских экспертов на механизм формирования российской внешней политики, ее цели, способы реализации, влияние внутриполитической ситуации в РФ на ее действия на международной арене;
-проанализировать оценки британских политиков и экспертов целей политики РФ в Сирии и Ливии;
-изучить британский подход к методам ведения РФ информационной политики;
-определить взгляды британских парламентариев и экспертов на состояние британо-российских отношений и перспективы их развития.
Объектом исследования является внешняя политика РФ после 2014 г.
Предметом изучения служат оценки британских парламентариев и парламентских экспертов российской внешней политики в указанный период.
Научная новизна заключается в том, что это первое в отечественной и зарубежной историографии исследование, посвященное изучению взглядов британских парламентариев и экспертов библиотеки палаты общин на российскую внешнюю политику после 2014 г.
Методологической основой исследования являются принципы системного и конкретного рассмотрения взглядов британских политиков и экспертов на внешнюю политику РФ после 2014 г. В работе использованы такие общенаучные методы исследования как научная абстракция, анализ и синтез.
Источниковую базу исследования можно разделить на несколько групп.
1) Материалы библиотеки палаты общин. Исследовательская служба Библиотеки палаты общин предоставляет членам парламента и их сотрудникам, по ее собственному выражению, «беспристрастный анализ» и базу фактических данных, необходимых для выполнения их должностных обязанностей. Помимо предоставления членам парламента «конфиденциальной услуг», она публикует открытые информационные документы, которые доступны на веб-сайте парламента .
2) Доклады парламентских комитетов. Основным источником для анализа взглядов парламентариев на внешнюю политику РФ послужили доклады ряда комитетов палаты общин и палаты лордов. Данные документы появляются в результате расследования, проводимого определенным комитетом, в ходе которого на слушания приглашаются эксперты по рассматриваемой проблеме. Возможно предоставление показаний и в письменном виде. Подбор экспертов в значительной степени предопределяет содержание итогового документа. В работе использованы доклады комитетов палаты общин по внешней политике , комитета палаты общин по обороне , комитета палаты лордов по международным отношениям и обороне и некоторых других парламентских комитетов.
3) Hansard (стенограммы дебатов в палате общин). Для получения более полной картины взглядов парламентариев на российскую внешнюю политику анализировались дебаты в палате общин, в ходе которых рассматривались проблемы, связанные с Россией .
4) Документы правительства Великобритании и законы, принятые парламентом.
В работе использованы некоторые документы правительства, например, Национальная стратегия безопасности, а также законы, принятые с целью борьбы с незаконно нажитыми капиталами.
5) Документы РФ и выступления российских официальных лиц. Для выяснения российской позиции по тем или иным проблемам международных отношений мы использовали выступления президента РФ В. В. Путина, а также письменное свидетельство посла РФ в Великобритании А. В. Яковенко комитету палаты общин по внешней политике.
В настоящее время отношения между Россией и коллективным Западом находятся на крайне низком уровне. РФ и ее отдельные граждане стали объектами многочисленные санкции, а Россия, в свою очередь, ввела контрсанкции. США и их союзники пытаются представить РФ как страну изгоя, находящуюся в изоляции со стороны международного сообщества. Очевидно, что развитие нормальных политических, экономических и культурных отношений в таких условиях невозможно. Как показывают последние события, даже в условиях пандемии COVID 19 пропагандистская, психологическая и экономическая война продолжаются. РФ обвиняют в том, что она пытается использовать сложившуюся ситуацию для наращивания своего влияния в мире, раскола ЕС и НАТО.
Одним из главных участников нового фронта противостояния с РФ является Великобритания. Отношения между Россией-СССР и Великобританией никогда не отличались особой теплотой. Редким исключением являлись мировые войны. Определенное потепление между двумя странами произошло после распада СССР в 1991 г. Однако уже после вторжения США и ряда их союзников в Ирак в 2003 г. началось новое похолодание, которое стало весьма серьезным после смерти в Великобритании в 2006 г. А. Литвиненко, ряда шпионских скандалов, а также проблем с так называемыми политическими эмигрантами, проживавшими на британских островах. Окончательно ледниковый период наступил после украинского кризиса 2014 г. и воссоединения Крыма с Россией. Великобритания выступила одним из инициаторов санкционной политики в отношении РФ и постоянно подчеркивала необходимость единства действий Запада в противодействии «российской агрессии». Крайне сомнительные эпизод с отравлением С. Скрипаля и его дочери Юлии был использован консервативным правительством Т. Мэй как повод еще теснее сплотить ряды цивилизованного Запада против «нарушающей международный порядок» России. К этому добавляются постоянные обвинения РФ в совершении военных преступлений в Сирии и покровительстве кровавому режиму Б. Асада, который травит собственный народ химическим оружием, а таже в распространении фейковых новостей и дезинформации.
Подобная ситуация представляется очень опасной, таящей в себе угрозу новых кризисов. Великобритания и РФ являются постоянными членами Совета Безопасности ООН, официальными членами ядерного клуба. Следовательно, от уровня их взаимоотношений во многом зависит и ситуация в мире в целом. Исходя из этого важно понимать, как видят британские политические и экспертные круги мотивы, инструменты реализации и цели российской внешней политики, а также возможные методы противодействия РФ. В данном исследовании мы опирались на материалы британского парламента, что не позволяет говорить о всеобъемлющем анализе видения Британией внешней политики РФ. Вместе с тем, экспертные материалы библиотеки палаты общин, парламентские дебаты и доклады профильных комитетов палаты общин и палаты лордов позволяют составить достаточно полную картину того, что публично вменяется РФ, а на основе этого можно делать выводы о не декларируемых целях политики Великобритании в отношении России. Не следует забывать, что формально именно суверенитет парламента является одним из важнейших принципов некодифицированной британской конституции. Хотя реальные рычаги власти в большей степени сосредоточены в руках правительства, но оно тоже формируется на основе парламентского большинства. Изучение парламентских документов позволяет делать выводы о кратко и среднесрочных перспективах как двусторонних британо-российских отношений, так и в целом взаимодействия РФ и Запада.
Степень изученности проблемы.
Российская школа англоведения имеет богатые традиции. Одним из главных центров изучения современной Великобритании является Институт Европы РАН, в котором есть Центр британских исследований. Сотрудники Центра регулярно готовят Доклады Института Европы РАН по различным аспектам внутренней и внешней политики Великобритании . Руководитель Центра Ананьева Е. В. и его сотрудница Годованюк К. А. постоянно публикуют статьи о состоянии российско-британских отношений . Следует отметить, что и сам директор Института Европы РАН Громыко А. А. является крупным специалистом-англоведом. Под его редакцией вышли фундаментальные коллективные монографии по истории современной Британии и Европы . Отдельные аспекты российско-британских отношений рассмотрены в статьях Андреевой Е. Н., Ковалева И. . При написании работы были также полезны исследования состояния британо-российских экономических отношений, а также по военной стратегии Великобритании . Конечно, в рассматриваемы научных публикациях использовались материалы британского парламента, однако исследования, посвященного комплексному анализу взглядов экспертов библиотеки палаты общин и парламентариев на внешнюю политику РФ после 2014 г. в отечественной историографии нет.
В Великобритании достаточно много исследователей, занимающихся различными аспектами политики РФ. Хорошее представление о доминирующих в британском экспертном сообществе взглядов на цели деятельности России на международной сцене дают публикации Королевского Объединенного института оборонных исследований (Royal United Services Institute - RUSI). Аналитические материалы этого исследовательского центра важны еще и потому, что его экспертов часто приглашают на слушания в парламентские комитеты. Среди сотрудников RUSI встречаются такие персонажи как Сутягин И. В., который в РФ был приговорен к 15 годам за государственную измену. Он считается специалистом по участию РФ в украинском кризисе . На страницах журнала RUSI выступают и действующие представители спецслужб. Например, Кит Дир, являющийся офицером разведки Королевских военно-воздушных сил . Для понимания британских оценок событий вокруг Крыма и на востоке Украины были важны и другие публикации RUSI . Учитывая профиль данного мозгового центра неудивительно, что основная масса публикуемых материалов посвящена проблемам безопасности Соединенного королевства и тем странам, которые воспринимаются как угроза для нее. Россия здесь занимает одно из первых мест . Немало публикаций RUSI посвящено воздействию западных санкций на РФ . Попыткам найти точки соприкосновения в британо-российских отношениях посвящен двусторонний неправительственный диалог, результаты которого также опубликованы на сайте RUSI . Проблемы кибербезопасности, причастности РФ к событиям в Солсбери и ее вмешательство в избирательный процесс в странах Запада рассматривается в многочисленных публикациях британских экспертов . Общий их недостаток, с нашей точки зрения, заключается в одностороннем освещении событий и присущий им чрезмерно критический подход к политике РФ.
Проведенный анализ степени изученности проблемы определяет цель данной работы: рассмотреть взгляды британских парламентариев и экспертов библиотеки палаты общин на российскую внешнюю политику после 2014 г., что позволит лучше понять причины крайне низкого уровня отношений между РФ и Великобританией, а также РФ и Западом в целом. Достижение поставленной цели предполагает решение ряда исследовательски задач:
-рассмотреть причины эволюции российской внешней политики в конце XX-XXI веке с британской точки зрения;
-показать британский взгляд на события 2014 г. на Украине, а также цели российской политики в Крыму;
-выявить взгляды парламентариев и парламентских экспертов на механизм формирования российской внешней политики, ее цели, способы реализации, влияние внутриполитической ситуации в РФ на ее действия на международной арене;
-проанализировать оценки британских политиков и экспертов целей политики РФ в Сирии и Ливии;
-изучить британский подход к методам ведения РФ информационной политики;
-определить взгляды британских парламентариев и экспертов на состояние британо-российских отношений и перспективы их развития.
Объектом исследования является внешняя политика РФ после 2014 г.
Предметом изучения служат оценки британских парламентариев и парламентских экспертов российской внешней политики в указанный период.
Научная новизна заключается в том, что это первое в отечественной и зарубежной историографии исследование, посвященное изучению взглядов британских парламентариев и экспертов библиотеки палаты общин на российскую внешнюю политику после 2014 г.
Методологической основой исследования являются принципы системного и конкретного рассмотрения взглядов британских политиков и экспертов на внешнюю политику РФ после 2014 г. В работе использованы такие общенаучные методы исследования как научная абстракция, анализ и синтез.
Источниковую базу исследования можно разделить на несколько групп.
1) Материалы библиотеки палаты общин. Исследовательская служба Библиотеки палаты общин предоставляет членам парламента и их сотрудникам, по ее собственному выражению, «беспристрастный анализ» и базу фактических данных, необходимых для выполнения их должностных обязанностей. Помимо предоставления членам парламента «конфиденциальной услуг», она публикует открытые информационные документы, которые доступны на веб-сайте парламента .
2) Доклады парламентских комитетов. Основным источником для анализа взглядов парламентариев на внешнюю политику РФ послужили доклады ряда комитетов палаты общин и палаты лордов. Данные документы появляются в результате расследования, проводимого определенным комитетом, в ходе которого на слушания приглашаются эксперты по рассматриваемой проблеме. Возможно предоставление показаний и в письменном виде. Подбор экспертов в значительной степени предопределяет содержание итогового документа. В работе использованы доклады комитетов палаты общин по внешней политике , комитета палаты общин по обороне , комитета палаты лордов по международным отношениям и обороне и некоторых других парламентских комитетов.
3) Hansard (стенограммы дебатов в палате общин). Для получения более полной картины взглядов парламентариев на российскую внешнюю политику анализировались дебаты в палате общин, в ходе которых рассматривались проблемы, связанные с Россией .
4) Документы правительства Великобритании и законы, принятые парламентом.
В работе использованы некоторые документы правительства, например, Национальная стратегия безопасности, а также законы, принятые с целью борьбы с незаконно нажитыми капиталами.
5) Документы РФ и выступления российских официальных лиц. Для выяснения российской позиции по тем или иным проблемам международных отношений мы использовали выступления президента РФ В. В. Путина, а также письменное свидетельство посла РФ в Великобритании А. В. Яковенко комитету палаты общин по внешней политике.
Несмотря на утверждения о том, что Россия после 1991 г. не была в фокусе внимания правительств Великобритании, британские парламентарии и эксперты библиотеки палаты общин регулярно обращали свой взгляд в сторону РФ. Особенно пристальный интерес к России они стали проявлять после избрания президентом В. В. Путина, который укрепив вертикаль власти внутри страны, активизировал внешнюю политику резонно полагая, что Запад должен строить отношения с РФ на равноправных основах. Отдавая должное политическим и экономическим успехам В. В. Путина внутри страны, британские политики и эксперты почти с самого начала заняли критическую позицию в отношении внутриполитической и внешнеполитической эволюции РФ в период его президентства. Политическая система все больше не соответствовала западным представлениям о либеральной демократии, оппозиция подвергалась маргинализации, права человека регулярно нарушались. Экономический рост объяснялся исключительно благоприятной конъектурой на рынке углеводородов. Соответственно претензии РФ на усиление собственной роли на международной арене считались не вполне обоснованными. При этом признавалось, что деятельность В. В. Путина имела положительный отклик среди населения РФ.
Не отвергая полностью критику британцев, хотелось бы отметить, что их подход к действиям Запада в отношении РФ далек от объективности. Отмечая, что поворот во внешней политике РФ начинается с назначением Е. М. Примакова министром иностранных дел в 1996 г., они связывают его с тем, что он принадлежал к числу «русских националистов», обиженных за развал СССР. При этом вина Запада за такой разворот не признается, хотя и упоминается, что проблема расширения НАТО на Восток становится ключевой в отношениях с РФ. Здесь, видимо, подразумевается, что НАТО – это организация добра и мира, и России не стоит опасаться ее присутствия у собственных границ. Заметим, что и В. В. Путин в первые годы президентства всячески стремился развивать отношения с Западом, но при условии их равноправности.
Подчеркнем, что несмотря на критику со стороны британских политиков и экспертов, до 2014 г. она оставалась достаточно умеренной. Серьезные осложнения вызывали шпионские скандалы, проблемы с политическими эмигрантами, осложнения с деятельностью Британского совета в РФ, наконец, дело А. Литвиненко. Однако даже в такой ситуации речь шла о возможности нормализации отношений, уровень торгово-экономических связей между двумя странами оставался весьма высок. Серьезные изменения во внешней политике РФ британские парламентарии заметили после 2012 г., когда на волне роста оппозиционных настроений внутри страны В. В. Путин с целью повышения собственной популярности, решил активизировать деятельность РФ на международной арене, в том числе в странах постсоветского пространства.
События 2014 г. на Украине принципиально изменили подход парламентариев и экспертов к политике РФ. Украинский кризис рассматривается исключительно через призму свободного выбора народа Украины идти по пути цивилизованного Запада. Роль США и их союзников в этих событиях, по мнению британцев, не являлась ключевой. При этом претензии РФ на свою сферу влияния не признавались на том основании, что это устаревшее понятие из времен господства Realpolitik и в нынешнем глобализированном мире оно не имеет права на существование. По этому поводу хотелось бы заметить, что уже в начале XX века мир был не менее глобализирован чем сейчас. Однако это не мешало великим державам вести отчаянную борьбу за колонии, которая довела всех до Первой мировой войны.
Некоторое понимание реальных мотивов РФ в Крыму и на Украине у парламентариев все-таки присутствовало. Признавалось, что движущими силами действий РФ были опасения относительно баз НАТО в Крыму и разрыва экономических связей с Украиной. В докладе палаты лордов даже признавалась возможность проведения повторного референдума в Крыму под международным контролем. Однако в целом, на РФ была возложена вся ответственность за украинский кризис, события на востоке Украины и «аннексию» Крыма. При этом исторические особенности вхождения Крыма в состав Украины в расчет не принимались. Период нахождения Украины в составе СССР трактовался как период угнетения украинского народа и русификации. Голод 1932-1933 гг. хотя и не назван «геноцидом украинского народа», но отмечалось, что больше всего пострадало украинских крестьян. Единственно возможным ответом на действия РФ признавались санкции и международная изоляция. Отметим, что политика РФ на постсоветском пространстве в целом также оценивалась отрицательно. На Россию возлагалась ответственность за конфликты на территории бывших советских республик и жертвы среди населения.
Говоря о механизмах формирования внешней политики РФ, британцы склонны говорить о непрозрачности механизма принятия решений. Вся международная деятельность РФ для них персонифицируется с личностью В. В. Путина и его окружением. Роль министра иностранных дел С. В. Лаврова сведена до «продавца» путинской политики. Главными внешнеполитическими задачами президента В. В. Путина парламентарии видят укрепление международных позиций РФ за счет ослабления НАТО, внесения раскола в ряды ЕС. Для этого используются различные способы. Один из главных – это распространение фейковых новостей и дезинформации. Для этого используются такие информационные ресурсы как RT и Sputnik. При этом нас удивило, что при анализе большого количества парламентских материалов, серьезных примеров подобного рода мы не нашли. Даже случай со штрафом в отношении RT, наложенным британским регулятором Ofсom, не выглядит в этом отношении слишком убедительным. Его обоснованием была недостаточная беспристрастность в новостных репортажах относительно событий в Солсбери и в Сирии. Полагаем, что при том, как подавались и подаются подобные материалы на Западе, сохранить беспристрастность нелегко. Если и приводятся некие примеры дезинформации, как в случае с Украиной, то не указывается источник их распространения. Еще одним инструментом распространения российского влияния считается фонд Русский мир.
В целом британцы обвиняют РФ в использовании методов «гибридной войны», которые помимо распространения дезинформации предполагают и непосредственное вмешательство в демократические процессы в других странах. В рассматриваемый нами период это касалось президентских выборов в США, Франции, парламентских выборов в Германии и Великобритании, референдумов в Каталонии, Шотландии и Великобритании. Опять же серьезных доказательств этого не приводится. Есть только отсылки к теории «правдоподобного отрицания». Не останавливается, по мнению парламентариев, РФ и перед прямым устранением своих противников на чужой территории. Британцы практически единогласно возложили ответственность за события в Солсбери на РФ и лично В. В. Путина.
В других регионах мира РФ не останавливается и перед прямой интервенцией. Парламентарии и эксперты библиотеки палаты общин уделили большое внимание деятельности РФ в Сирии и Ливии. Сирийская политика РФ однозначно британцами критикуется, поскольку благодаря российской помощи устоял «кровавый» режим Б. Асада. При чем в качестве главных мотивов РФ называется именно поддержка президента Б. Асада, а не борьба с ИГИЛ. В материалах парламента встречаются и обвинения РФ в военных преступлениях в Сирии. Ливийская политика РФ британцами оценивается как более компромиссная. Однако и в том, и в другом случае, политика РФ противоречит интересам Запада. Россия называется государством, стремящимся подорвать сложившийся международный порядок и пытающимся проецировать свою мощь в ближневосточном регионе непосредственно вблизи ЕС.
Уровень британо-российских отношений оценивается парламентариями и экспертами как крайне низкий, но причина, опять же, возлагается исключительно на РФ. Россия теперь воспринимается как угроза национальной безопасности Великобритании, позволяющая себе проводить подрывные акции на британских островах. Подчеркивается, что пока на посту президента РФ находится В. В. Путин перспектив для нормализации отношений как на двустороннем уровне, так и в целом между Россией и Западом нет. При этом фактически поощряется политика вмешательства во внутренние дела РФ через поддержку НПО, работу с молодежью на перспективу. Анализ высказываний членов британского правительства показывает, что подобный взгляд доминирует среди политической элиты Великобритании. Нынешняя Россия рассматривается как конкурент в международных делах, причем учитывая ее экономические проблемы, претензии ее рассматриваются как необоснованные. По этой логике нормализация отношений станет возможна только в случае отказа РФ от самостоятельной внешнеполитической линии. Мы не склонны идеализировать действия РФ, но очевидно, что британский вариант представления всех событий в черно-белом свете при отсутствии критического подхода к собственным поступкам, не будет способствовать налаживанию отношений РФ-Запад в обозримой перспективе.
Не отвергая полностью критику британцев, хотелось бы отметить, что их подход к действиям Запада в отношении РФ далек от объективности. Отмечая, что поворот во внешней политике РФ начинается с назначением Е. М. Примакова министром иностранных дел в 1996 г., они связывают его с тем, что он принадлежал к числу «русских националистов», обиженных за развал СССР. При этом вина Запада за такой разворот не признается, хотя и упоминается, что проблема расширения НАТО на Восток становится ключевой в отношениях с РФ. Здесь, видимо, подразумевается, что НАТО – это организация добра и мира, и России не стоит опасаться ее присутствия у собственных границ. Заметим, что и В. В. Путин в первые годы президентства всячески стремился развивать отношения с Западом, но при условии их равноправности.
Подчеркнем, что несмотря на критику со стороны британских политиков и экспертов, до 2014 г. она оставалась достаточно умеренной. Серьезные осложнения вызывали шпионские скандалы, проблемы с политическими эмигрантами, осложнения с деятельностью Британского совета в РФ, наконец, дело А. Литвиненко. Однако даже в такой ситуации речь шла о возможности нормализации отношений, уровень торгово-экономических связей между двумя странами оставался весьма высок. Серьезные изменения во внешней политике РФ британские парламентарии заметили после 2012 г., когда на волне роста оппозиционных настроений внутри страны В. В. Путин с целью повышения собственной популярности, решил активизировать деятельность РФ на международной арене, в том числе в странах постсоветского пространства.
События 2014 г. на Украине принципиально изменили подход парламентариев и экспертов к политике РФ. Украинский кризис рассматривается исключительно через призму свободного выбора народа Украины идти по пути цивилизованного Запада. Роль США и их союзников в этих событиях, по мнению британцев, не являлась ключевой. При этом претензии РФ на свою сферу влияния не признавались на том основании, что это устаревшее понятие из времен господства Realpolitik и в нынешнем глобализированном мире оно не имеет права на существование. По этому поводу хотелось бы заметить, что уже в начале XX века мир был не менее глобализирован чем сейчас. Однако это не мешало великим державам вести отчаянную борьбу за колонии, которая довела всех до Первой мировой войны.
Некоторое понимание реальных мотивов РФ в Крыму и на Украине у парламентариев все-таки присутствовало. Признавалось, что движущими силами действий РФ были опасения относительно баз НАТО в Крыму и разрыва экономических связей с Украиной. В докладе палаты лордов даже признавалась возможность проведения повторного референдума в Крыму под международным контролем. Однако в целом, на РФ была возложена вся ответственность за украинский кризис, события на востоке Украины и «аннексию» Крыма. При этом исторические особенности вхождения Крыма в состав Украины в расчет не принимались. Период нахождения Украины в составе СССР трактовался как период угнетения украинского народа и русификации. Голод 1932-1933 гг. хотя и не назван «геноцидом украинского народа», но отмечалось, что больше всего пострадало украинских крестьян. Единственно возможным ответом на действия РФ признавались санкции и международная изоляция. Отметим, что политика РФ на постсоветском пространстве в целом также оценивалась отрицательно. На Россию возлагалась ответственность за конфликты на территории бывших советских республик и жертвы среди населения.
Говоря о механизмах формирования внешней политики РФ, британцы склонны говорить о непрозрачности механизма принятия решений. Вся международная деятельность РФ для них персонифицируется с личностью В. В. Путина и его окружением. Роль министра иностранных дел С. В. Лаврова сведена до «продавца» путинской политики. Главными внешнеполитическими задачами президента В. В. Путина парламентарии видят укрепление международных позиций РФ за счет ослабления НАТО, внесения раскола в ряды ЕС. Для этого используются различные способы. Один из главных – это распространение фейковых новостей и дезинформации. Для этого используются такие информационные ресурсы как RT и Sputnik. При этом нас удивило, что при анализе большого количества парламентских материалов, серьезных примеров подобного рода мы не нашли. Даже случай со штрафом в отношении RT, наложенным британским регулятором Ofсom, не выглядит в этом отношении слишком убедительным. Его обоснованием была недостаточная беспристрастность в новостных репортажах относительно событий в Солсбери и в Сирии. Полагаем, что при том, как подавались и подаются подобные материалы на Западе, сохранить беспристрастность нелегко. Если и приводятся некие примеры дезинформации, как в случае с Украиной, то не указывается источник их распространения. Еще одним инструментом распространения российского влияния считается фонд Русский мир.
В целом британцы обвиняют РФ в использовании методов «гибридной войны», которые помимо распространения дезинформации предполагают и непосредственное вмешательство в демократические процессы в других странах. В рассматриваемый нами период это касалось президентских выборов в США, Франции, парламентских выборов в Германии и Великобритании, референдумов в Каталонии, Шотландии и Великобритании. Опять же серьезных доказательств этого не приводится. Есть только отсылки к теории «правдоподобного отрицания». Не останавливается, по мнению парламентариев, РФ и перед прямым устранением своих противников на чужой территории. Британцы практически единогласно возложили ответственность за события в Солсбери на РФ и лично В. В. Путина.
В других регионах мира РФ не останавливается и перед прямой интервенцией. Парламентарии и эксперты библиотеки палаты общин уделили большое внимание деятельности РФ в Сирии и Ливии. Сирийская политика РФ однозначно британцами критикуется, поскольку благодаря российской помощи устоял «кровавый» режим Б. Асада. При чем в качестве главных мотивов РФ называется именно поддержка президента Б. Асада, а не борьба с ИГИЛ. В материалах парламента встречаются и обвинения РФ в военных преступлениях в Сирии. Ливийская политика РФ британцами оценивается как более компромиссная. Однако и в том, и в другом случае, политика РФ противоречит интересам Запада. Россия называется государством, стремящимся подорвать сложившийся международный порядок и пытающимся проецировать свою мощь в ближневосточном регионе непосредственно вблизи ЕС.
Уровень британо-российских отношений оценивается парламентариями и экспертами как крайне низкий, но причина, опять же, возлагается исключительно на РФ. Россия теперь воспринимается как угроза национальной безопасности Великобритании, позволяющая себе проводить подрывные акции на британских островах. Подчеркивается, что пока на посту президента РФ находится В. В. Путин перспектив для нормализации отношений как на двустороннем уровне, так и в целом между Россией и Западом нет. При этом фактически поощряется политика вмешательства во внутренние дела РФ через поддержку НПО, работу с молодежью на перспективу. Анализ высказываний членов британского правительства показывает, что подобный взгляд доминирует среди политической элиты Великобритании. Нынешняя Россия рассматривается как конкурент в международных делах, причем учитывая ее экономические проблемы, претензии ее рассматриваются как необоснованные. По этой логике нормализация отношений станет возможна только в случае отказа РФ от самостоятельной внешнеполитической линии. Мы не склонны идеализировать действия РФ, но очевидно, что британский вариант представления всех событий в черно-белом свете при отсутствии критического подхода к собственным поступкам, не будет способствовать налаживанию отношений РФ-Запад в обозримой перспективе.
Подобные работы
- Роль Департамента международного развития во внешней политике Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии.
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2020 - Британо-российские отношения в период первого премьерского срока Тони Блэра (1997-2001)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - ПРОБЛЕМЫ БРИТАНО-РОССИЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ В 21В
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - Британо-российские отношения в период первого премьерского срока Тони Блэра (1997-2001)
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2017



