Введение 3
1. Тематика общественно-политической газеты: теоретические основы
исследования 6
1.1 Тематика СМИ 6
1.2 Общественно-политическая газета как тип издания 13
2. Особенности тематики общественно-политической газеты «Новости
недели» 24
2.1 Новости недели: общая характеристика газеты 24
2.2 Анализ тематики газеты "Новости недели" 26
Заключение 47
Список использованных источников и литературы: 49
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью раскрытия тематики периодических изданий и ее особенностей.
В настоящее время различные интернет-платформы имеют преимущества в оперативной обработке и освещении информации. Печатным изданиям приходится менять тематику, сокращать тираж изданий.
Каждый год возрастает конкуренция среди газет и журналов, особенно региональных. Новые издания необходимо продвигать на рынок, а действующим приобрести новую аудиторию и удержать своего читателя. Доступ населения к средствам массовой информации решительно изменился еще в прошлом десятилетии. Существенно изменились и сами СМИ. Резко подействовал экономический кризис как на людей, так и на средства массовой информации. Для многих это означало, что, имея гораздо больший выбор информационных источников, они едва ли могли ими воспользоваться. Газеты и журналы полностью субсидировались, поэтому, если люди и не имели доступа к независимой политической информации, то основная масса других областей информации и культуры была доступна значительной части населения.
Инфраструктура России и ее возможности в области информационных технологий не соответствуют ни высокому образовательному и культурному статусу России, ни ее геополитической и потенциальной экономической роли в международной системе. Тем не менее можно засвидетельствовать возникновение сетевого общества, характеризующего социальную инфраструктуру информационной эпохи. Заметим, процесс социальных изменений не является прямым следствием действия технологических сил. Этот вывод, поскольку, с одной стороны, реально наблюдается быстрое распространение новых информационных технологий в определенных регионах, среди определенных сегментов населения и в определенных областях деятельности, включая Интернет. И хотя это явление непосредственно затрагивает только малую часть россиян и экономических процессов, это меньшинство может служить динамичным ядром нового общества. С другой стороны, Россия уже сейчас связана с глобальными сетями капитала, торговли, технологии и информации, и эти связи работают на основе новой технологической инфраструктуры. Соответственно для релевантного понимания России как сетевого общества мы должны отойти от описательного комментария технологических процессов и перейти к анализу возникновения новой экономики, нового общества и новых типологических признаков СМИ.
В условиях становления рынка усиливается воздействие на СМИ различных коммуникативных систем социальной деятельности, развиваются цифровые технологии, и печатные периодические издания все больше видоизменяются. Возникает угроза превращения средств массовой информации в придаток корпоративной деятельности. Поэтому возрастает потребность в комплексном изучении СМИ, в том числе особое внимание уделяется печатным периодическим изданиям.
Цель дипломной работы - выявить особенности тематики общественно-политической региональной газеты “Новости недели”.
Задачи исследования:
- раскрыть понятия «тема», «тематика СМИ»;
- выявить типологические особенности общественно-политической газеты;
- охарактеризовать газету «Новости недели»;
- проанализировать тематику газеты «Новости недели».
Объект исследования - газета “Новости недели”.
Предмет исследования - тематика общественно-политической региональной газеты (на примере «Новости недели»).
Методы исследования: теоретические - сравнение, эмпирические - контент-анализ.
Теоретико-методологической базой исследования послужили:
Г.В. Лазутина, М.В. Шкондин, С.М. Гуревич, С.Г. Корконосенко, М.Н. Ким.
Эмпирической базой исследования являются номера газеты “Новости недели” за период: апрель-май 2020г.
Структура исследования включает в себя: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
С развитием современных технологий многие СМИ, в первую очередь, периодические издания теряют свою актуальность, поэтому было необходимо провести комплексный анализ материала газеты для выявления тематических особенностей. Определение данных характеристик способствует успешно развиваться изданию, так как они полагаются на запросы аудитории, их интересы, учитывают географические, информационные, политические и экономические особенности региона, где распространяется газета. Также это помогает иметь вес в информационном пространстве.
В данном исследовании рассмотрена типология СМИ, концепция периодических изданий, их структура и особенность.
В ходе исследования были проанализированы номера региональной газеты "Новости недели" за 2020г. Изучена тематика печатного издания и проанализирована характеристика содержания.
"Новости недели" - общественно-политическая региональная газета, которая освещает новости города Электросталь и ближних округов Московской области на еженедельной основе тиражом в 7000 экземпляров. В ходе контент-анализа(используемого эмпирического метода исследования) выявлены главные тематики газеты: политика и экономика, а также новости спорта и различные события этой сферы. Проведен опрос аудитории, который выявил, что газета не полностью удовлетворяет потребности читателей. Данный анализ поможет газете структурировать свой материал и прислушаться к запросам аудитории.
Г азета уделяет больше внимания политическим сводкам, работе власти (местной администрации) и деятельности губернатора Московской области. В первую очередь, это связано с типологией издания (общественно-политическая), также это зависит и от учредителя "Новостей недели" (администрация г. Электросталь).
Для развития газеты и не потери актуальности среди периодических изданий важны такие факторы, как финансовая поддержка, профессиональные кадры и востребованность у аудитории. Тематика "Новостей недели" разнообразна и направлена на массового читателя. Журналисты не успевают, порой, оперативно освещать новости, весь спектр городской жизни, так как из-за нехватки кадров на одного работника возлагается множество обязанностей, материал тем временем не успевает выйти. На все это влияет финансовая поддержка государства, которой не хватает для полноценного обеспечения газеты "Новости недели" и штата сотрудников.
В ходе контент-анализа выяснилось, что газета соответствует параметрам общественно-политической газеты: она универсальна и затрагивает различные темы и проблемы. "Новости недели" выполняют свою главную функцию - дают широкую панораму жизни города Электросталь. Культурное наследие, исторические факты, этому уделяется особое внимание на разворотах еженедельника. Конечно, есть и недостатки у издания. Главный пробел - проблема экологии не освещается на еженедельной основе. Это выяснилось при опросе аудитории, она хочет видеть на разворотах газеты новостные материалы о состоянии окружающей среды города Электросталь и ближних округов.
Типология периодических изданий до сих пор изменяется, и полноценно нельзя обозначить единую систему и характеристики. Выявление тематических особенностей помогает определить, насколько газета «Новости недели» универсальна и компетентна в освещении информации жизни города Электросталь.
Научная и учебная литература:
1. Баранова Е.А. Конвергентная журналистика. Теория и практика: Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е.А. Баранова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 268 с.
2. Бузин В.Н. Медиапланирование. Теория и практика: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям Реклама, Маркетинг, Психология, Социология, Журналистика / В.Н. Бузин, Т.С. Бузина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. - 495 с.
3. Гуревич С.М. Газета вчера, сегодня, завтра. Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2004. - 288 С.
4. Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов / Под ред. Я.Н. Засурского. М.: Аспект Пресс, 2001. - 259 с.
5. Корконосенко С.Г. Основы журналистики: учебное пособие / С. Г. Корконосенко. - М.: КНОРУС, 2018. - 270 с.
6. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001 - 240 с.
7. Лазутина Г.В., Распопова С.В. Жанры журналистского творчества. М.: Аспект Пресс, 2011. - 320 с.
8. Лапшина Г.С. Искусство глазами журналиста: монография / Г.С. Лапшина. - М.: Флинта, 2016. - 276 с.
9. Олешко В.Ф. Психология журналистики: Учебник и практикум / В.Ф. Олешко. - Люберцы: Юрайт, 2018. - 474 с
10. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М.: Аспект Пресс, 2011. - 293 с.
11 .Распопова Светлана Сергеевна. Основы журналистской деятельности: Учебник для бакалавров / С. С. Распопова. - М.: Аспект Пресс, 2019. - 272 с.
12. Свитич Л.Г. Социология журналистики: учебник для академического бакалавриата / Л. Г. Свитич. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 397 с. — Серия: Бакалавр. Академический курс.
13. Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов / Под ред. Я.Н. Засурского. М.: Аспект Пресс, 2001. - 259 с.
14. Тарасенко Ф.П. Прикладной системный анализ: учебное пособие / Ф. П. Тарасенко. - 2-е изд., перераб и доп. М.: Кнорус, 2016. - 319 с.
15. Типология периодической печати: Учеб. Пособие для студентов вузов / М.Е.Аникина, В.В. Баранов, О.А. Воронова и др.; Под ред М.В.Шкондина, Л.Л. Реснянской, - М.: Аспект Пресс, 2009. - 236 с.
... Всего источников – 45.