Введение 3
1 Концепция глянцевого СМИ: теоретические основы исследования
1.1. Типологические характеристики глянцевых СМИ 5
1.2. Особенности концепции глянцевых СМИ 18
2 Анализ концепции глянцевого журнала «Top Beauty»
2.1. Г лянцевый журнал «Top Beauty»: общая характеристика 36
2.2. Особенности концепции журнала «Top Beauty» 40
Заключение 55
Список использованной литературы 57
Приложения 60
Актуальность исследования особенности концепции глянцевого издания обусловлена тем, что несмотря на цифровизацию общества, и перехода большинства медиа на онлайн-платформы, специализированные журналы до сих пор имеют свои печатные версии, которые пользуются спросом у аудитории.
Образ жизни, продиктованный авторитетными издания, человек берет за подражание. Отсюда для исследователя возникает необходимость разобраться в особенностях концепции глянцевых СМИ: из каких типологических характеристик формируется конкретный формат издания, какие инструменты служат формированию медиаобраза, а какие работают на его закреплении в сознании аудитории.
Объект исследования - специализированный журнал «Top Beauty».
Предмет исследования - особенности концепции журнала «Top Beauty».
Целью исследования является выявление типологических характеристик печатных СМИ, из которых формирует концепция издания, формирующая и транслирующая медиаобразы.
Для достижения поставленной цели исследования предлагается последовательное решение в рамках выпускной квалификационной работы следующих задач:
- рассмотреть типологические особенности печатных СМИ;
- выявить особенности концепции глянцевых изданий;
- дать общую характеристику журналу «Top Beauty»;
- определить особенности концепции журнала «Top Beauty».
Для выполнения поставленных задач были использованы следующие теоретические методы исследования: анализ, синтез и обобщение, а также практический метод - наблюдение.
Теоретико-методологической базой исследования послужили учебные пособия по теории и практике журналистики Я.Н. Засурского, С.Г. Корконосенко, С.Г. Антоновой, Д. Мурзина, Л.В.Шарончиковой, а также научные статьи А.А. Слепцовой, О.В. Ромаха, С.С. Распоповой, Е.А. Стадник, Л.В. Терещенко, М. В. Прушинской и др.
Эмпирическая основа исследования: печатная номера журнала «Top Beauty».
Структура работы включает: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Глобальная информатизация современного общества привела его к погружению в медиапространство, в результате чего СМИ теперь являются не только распространителем информации, но, прежде всего, модератором информационной картины мира. Её многомерный образ во многом определяется теми медиаобразами, которые активно формируются журналистами и внедряются в массовое сознание, поэтому крайне важным представляется не только изучение тех медиаобразов, которые попадают в российское культурное пространство и становятся трансляторами ценностей и правил поведения, но и понимание механизмов их формирования и трансляции в сознание аудитории.
В данной работе была рассмотрена типологическая система печатных глянцевых журналов в России. Были также определены особенности концепций глянцевых изданий, в ходе анализа которых были выявлены инструменты формирования и транслирования медиаобразов в сознании аудитории.
В ходе практического исследования были проанализированы номера журнала «Top Beauty» за 2018-2020 гг. Нами выявлены типологические характеристики и особенности концепции журнала, содержащие в себе ряд конкретных инструментов воздействия на читателя.
«Top Beauty» - это ежемесячный журнал, формата А5, объем - 140-170 страниц, полноцветный, с тиражом 170 000 экз. Общероссийское издание, негосударственное, легитимное. Является специализированным, т.е. аккумулирует всю важную информацию сфер моды и красоты. Это средство массовой информации, целью которого является информационное обслуживание аудитории журнала по вопросам современных тенденций в сферах моды, красоты и ряда прикладных сфер, таких, как: психология, путешествия, культурный досуг с целью получения прибыли от рекламодателей, продукция которых освещается на страницах журнала.
Основная аудитория журнала - женщины в возрасте от 20 до 34 лет со средним доходом.
Миссия журнала в информировании читателей о методах самосовершенствования как внешнего (темы моды и красоты), так и социально-культурного (темы психологии, путешествий).
Среди основных тем журнала: обзор новинок на рынке моды и красоты, а также подборки книг и фильмов для культурного досуга; практические рекомендации экспертов по вопросам стиля и макияжа; интервью с лидерами мнений соответствующей аудитории; помощь в выборе мест для путешествий; советы психолога.
Концепция издания, включающая содержательную, графическую и иллюстративную модели, выстроена при помощи конкретных инструментов, способствующих формированию и трансляции медиаобразов в массы. Информация в журнале носит образовательно-развлекательный характер, стиль повествования скорее разговорный, отмечено наличие «гламурного» сленга. Содержательная модель СМИ - рубрики, тематика публикаций, жанровое своеобразие текстов, язык и стиль, дизайнерское оформление ориентированы на аудиторию, использующую данное издание в большей степени в качестве культурно-развлекательного досуга.
В процессе анализа теоретического и практического материала мы выполнили цель исследования: выявили типологические характеристики печатных СМИ, на основе которых создается концепция издания, формирующая и транслирующая медиаобразы.
Учебники, монографии, диссертации, статьи:
1. Акопов.А.И. Периодические издания. Учебно-методическое пособие для студентов-журналистов. 2-е изд., доп. - Издательство ООО МП «Книга» - Ростов-на-Дону, 1999.
2. Антонова С.Г. и др. Редакторская подготовка изданий: Учебник / Антонова С.Г., д.ф.н. М.: Издательство МГУП, 2002. 468 с.
3. Барабаш. В.В. Журнал как особый вид СМИ -репродуктор и транслятор медиаобразов. [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhurnal-kak-osobyy-vid-smi-reproduktor-i- translyator-mediaobrazov (дата обращения: 1.05.2020)
4. Гуревич С.М. Газета вчера, сегодня, завтра. Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2004. [Электронный ресурс] // URL: http://evartist.narod.ru/text10/01.htm (дата обращения: 1.05.2020)
5. Дзялошинский И. М., Дзялошинская М. И. Концепция современного периодического издания: учебно-методическое пособие, - М.: МедиаМир, 2012. 344 с.
6. Жарков И.А. Технология редакционно-издательского дела // Московский государственный институт печати. [Электронный ресурс] // URL: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook077/01/ (дата обращения: 5.05.2020)
7. Засурский Я.Н. и др. Сиситема средств массовой информации. Учебное пособие для вузов / засурский Я.Н. М.: Аспект Пресс, 2001.
[Электронный ресурс] // URL: http://www.evartist.narod.ru/text/61 .htm (дата обращения: 2.05.2020)
8. Корконосенко С.Г. Основы журналистики: Учебник для студентов вузов. — 2*е изд., перераб. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2009.— 318 с.
9. Маевская А.Ю. «Глянцевый журнал в условиях глобализации массмедиа (российская практика)» [Электронный ресурс] // URL: https://jf.spbu.ru/upload/files/file 1435847506 9799.pdf (дата обращения: 3.05.2020)
10. Маклюэн М. Галактика Гуттенберга. Становление человека печатающего. М.: Академический проект, 2005. 464 с.
11. Менегетти А. Образ и бессознательное: учеб. пос. по интерпретации образов и сновидений. М., 2000. С. 367.
12. Мурзин Д. Содержательная модель издания.
13. Носаев Д.А. Современные тенденции развития графической модели газеты // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-razvitiya- graficheskoy-modeli-gazety (дата обращения 8.05.2020)
14. Панфилов О.Е. Концепция издания и ее основные составляющие. [Электронный ресурс] // URL:
http://itestdrive.urfu.ru/fileadmin/user upload/files/cultdrive/Koncepcija izd anija.pdf (дата обращения: 1.06 2020)
15. Полякова Е. В. Газетный заголовок в качественной и некачественной прессе: Учеб. пособие. Таганрог, 2007. 100 с.
... Всего источников – 35.