Введение 3
1. Концепция радиопрограмм: теоретические аспекты исследования 5
1.1 Специфика концепции СМИ 5
1.2 Особенности радио как канала средств массовой коммуникации 12
2. Анализ политической программы на радиостанции «Радио Свобода» 23
2.1 «Радио Свобода»: общая характеристика радиостанции 23
2.2 Анализ концепции политической программы на «Радио Свобода» 26
Заключение 40
Список литературы 42
Определение концепции радийных программ, в особенности политических, имеют первоочередное значение в деятельности журналиста, поскольку именно от подхода к созданию журналистского материала и будет зависеть мировоззренческая картина аудитории, неотъемлемой частью которой и является политическая реальность. С изменением политической обстановки как в самом государстве, так и за его пределами, с закономерно меняющимися взглядами и потребностями аудитории в информации меняются также и способы, и методы осуществления журналистской деятельности.
Замысел и правильно выбранная для его реализации тактика помогают журналисту не только успешно осуществлять свою деятельность, но и привлекать внимание активной части общества к злободневным проблемам и поискам разрешения тех или иных сложных ситуаций. Именно от грамотного поэтапного планирования и будет зависеть востребованность материала на медиарынке и его доступность для аудитории.
Актуальность исследования состоит в том, что под влиянием динамично развивающихся политических событий, концепции соответствующих программ должны постоянно адаптироваться и видоизменяться в соответствии с условиями. Актуальность также мотивирована значительным влиянием СМИ на общественное сознание, из этого следует, что именно от правильно разработанной концепции программы и будет впоследствии зависеть отношение людей к той или иной политической ситуации, политический климат в обществе в целом, а также развитие событий политической реальности.
Объектом данного исследования стала международная радиостанция «Радио Свобода».
Предмет исследования - концепция политической программы на международной радиостанции «Радио Свобода».
Цель исследования - обозначить особенности концепции политических программ на радиостанции «Радио Свобода».
Для реализации данной цели потребуется решить следующие задачи:
- выявить основные особенности концепции СМИ;
- изучить типологические характеристики радио как часть системы СМИ;
- дать характеристику радиостанции «Радио Свобода»;
- исследовать концепцию политической программы на «Радио Свобо-да».
Методы исследования. В работе использовались эмпирические методы исследования: наблюдение, проработка документов. И теоретические методы исследования: количественный и качественный анализ, обобщение, аналогия, сравнение.
Теоретико-методологическая база данного исследования основывается на научных и исследовательских материалах, специализированной и справочной литературе, а также на публикациях в научных периодических изданиях. В данной работе мы опирались на исследования М. И. Дзялошинского, А. А. Ше- реля, С. М. Гуревича, В. А. Шатецкой, В. А. Сухаревой, Е. П. Прохорова, В.В. Смирнова, Ю. В. Клюева, а также Е. Р. Раскатовой.
Эмпирической базой исследования послужила международная радиостанция «Радио Свобода».
Структура научного исследования: введение, основную часть (две главы), заключение, а также список использованной литературы.
В век стремительного технологического совершенствования и развития СМИ непросто создать медиапродукт, успешный на информационном рынке. Продуманная концепция программы, убедительная в своей лаконичности и логической завершённости, воплощённая в формате качественной журналистики, как показывает практика, пользуется спросом у аудитории. Однако для успешного построения и реализации концепции необходимо ознакомиться с основами её формирования.
Базисом нашего научного исследования послужила теоретическая часть данной работы, где мы определили понятие концепции и детально разобрали её составляющие, обращаясь к исследованиям М. И. Дзялошинского, А. А. Шереля, С. М. Гуревича и др. Следующий теоретический аспект рассмотрения нашей темы заключался в специфике функционирования радио как канала средства массовой коммуникации. Мы определили достоинства и недостатки радио, а также его преимущества относительно других СМИ, ознакомились с типологией радиостанций и различными видами радиопрограмм.
Завершая рассмотрение теоретических аспектов нашей темы, мы сделали вывод о том, что нам следует уделить особое внимание формированию концепции политических программ, транслируемых по радио, поскольку данное СМИ на сегодняшний день остаётся одним из самых влиятельных, соответственно, имеет большой потенциал для воздействия на сознание огромной аудитории слушателей.
В контексте эмпирического исследования данной работы мы изучили концепцию разговорной аналитической программы «Лицом к событию» на «Радио Свобода», предварительно ознакомившись с историей «Радио Свобода» и его основной задачей, которые определяют политику его информационной деятельности. Для проведения контент-анализа программы «Лицом к событию» мы определили следующие критерии: работа ведущих, тематика программ, эксперты, применение интерактива и мультимедийных инструментов.
С помощью подробного рассмотрения выпусков программы мы выяснили, что ведущие выполняют важную функцию, которая напрямую влияет на концепцию радиопрограммы, поскольку именно они определяют формат проведения эфира: круг обсуждаемых тем, особенности подачи информации и формулирования вопросов, манера проведения эфира определяет степень глубины анализа ключевых тем, также определённое влияние на формат программы оказывает использование ведущими возможности взаимодействия с аудиторией - применение интерактива.
Важность определения концепции аналитических программ о политике и профессиональная её реализация, воплощённая в формате качественной журналистики способствует развитию общественной сознательности и ответственности посредством привлечения интереса аудитории к насущным проблем политической сферы, которая во многом является определяющей для всех остальных. Не менее важное значение имеет способность адаптироваться к развитию медиа и находить новые форматы взаимодействия с аудиторией.
Нормативные правовые документы:
1. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 01.03.2020) "О средствах
массовой информации" -
URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/
2. Указ президента РСФСР "О бюро независимой радиостанции 'Сво-бода'/'Свободная Европа'"- URL: https://base.garant.ru/6318536/
Учебники, монографии, диссертации, статьи:
3. Аграновский В. А. Вторая Древнейшая. Беседы о журналистике. М., Изд. «ВАГРИУС», 1999.
4. Антонова В. И., Федотова О. В., Антонова В. В. Гражданское общество и публичная сфера: мониторинг политического взаимодействия // Вестник ГУУ. 2015. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/grazhdanskoe-obschestvo-i- publichnaya-sfera-monitoring-politicheskogo-vzaimodeystviya
5. Башук, М. С. Политические функции средств массовой информации / М. С. Башук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С
6. Вырковский А. В., Фомичева И. Д., Образцова А. Ю., Галкина М. Ю., Колесниченко А. В., Вартанов С. А., Смирнов С. С., Владимирова М. Б. Анализ качества медиатекстов на столичных информационно-разговорных радиостанциях // Вестник СПбГУ. Язык и литература. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-kachestva-mediatekstov-na-stolichnyh- informatsionno-razgovornyh-radiostantsiyah
7. Гринфельд (Соболь) В. А., Никитенко Я. Ю. Авторская программа на радио: разработка универсальных критериев оценки качества аудиоконтента // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2019. №2 (32). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/ avtorskaya-programma-na-radio-razrabotka- universalnyh-kriteriev-otsenki-kachestva-audiokontenta
8. Гуревич. С. М. Газета: вчера, сегодня, завтра. Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2004.
9. Дзялошинский И. М., Дзялошинская М. И. Д11 Концепция совре-менного периодического издания : учебно- методическое пособие. - М. : Меди¬аМир, 2012. - 344 с.
10. Долгина Е. С., Путенихина К. А. Особенности работы радиожурналиста // Молодой учёный. - 2015. - №8. - С. 1258-1260. - URL: https://moluch.ru/archive/88/17480/
11. Егошкина В. А. Формат радиостанций и форматообразующие признаки радиопрограмм // Коммуникативные исследования. 2017. №2 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/format-radiostantsiy-i-formatoobrazuyuschie- priznaki-radioprogramm
12. Засурский Я. Н. З-36 Коммуникация в обществе знаний. Российская журналистика: 2008 - 2013. - М. : МедиаМир, 2013. - 296 с.
13. Засурский, Я.Н. Система средств массовой информации России / Я.Н. Засурский. - М., 2001.
14. Казаков А. А. Взаимодействие информационной и политической
"повесток дня": к постановке проблемы // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2011. №3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-informatsionnoy-i-politicheskoy- povestok-dnya-k-postanovke-problemy
15. Клюев Ю. В. Радиожурналистика: основы профессии Учебное пособие Санкт-Петербург 2015 Клюев Ю. В. Радиожурналистика: основы профессии [Текст] / Ю. В. Клюев. СПб.: Ин-т «Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций» СПбГУ, 2015. — 151 с
... Всего источников – 46.