Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИНТЕГРАЦИЯ ПОЛЬСКОГО И РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ В ЛИТОВСКОЕ ОБЩЕСТВО: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Работа №121716

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

международные отношения

Объем работы86
Год сдачи2017
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
103
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1.Основные понятия 13
1.1. Понятие «интеграция» и ее функции 13
1.2. Определение понятия «национальные меньшинства» 24
Глава 2.Положение польского и русского национальных меньшинств в Литве 32
2.1 Польское национальное меньшинство 32
2.2 Русское национальное меньшинство 40
Глава 3. Роль государственной политики в регулировании положения национальных меньшинств 48
Заключение 68
Литература


Актуальность темы исследования. Интеграция национальных меньшинств в современном многонациональном мире является одной из наиболее актуальных тем, особенно для государств, где проживают различные национальные меньшинства. Таким государством является Литва. Национальные меньшинства в Литве играют немаловажную роль, так как по статистическим данным 2015 года в стране проживает свыше 13% представителей других национальностей . Самыми многочисленными группами представителей других национальностей являются польское и русское национальные меньшинства. Процесс интеграции польского и русского национальных меньшинств в литовское общество (а именно в общество, существующее в границах Литовской Республики) является важным для стабильной жизнедеятельности социальной системы Литвы. Для сохранения устойчивости жизнедеятельности литовского общества с его многообразием национальных групп особенно необходимо обеспечить «позитивный» интеграционный процесс, а именно гармоничное взаимодействие и сосуществование различных культур, традиций и языков в рамках данного общества.
В первую очередь, для понимания процесса интеграции национальных меньшинств в Литве стоит разобраться с онтологическим происхождением понятия «интеграция». Процесс интеграции разнородных элементов, в нашем случае, национальных меньшинств в одно целое (в литовское общество) способствует приросту качеств и закономерностей к ранее существующим исходным качествам интегрирующихся объектов. Это говорит о том, что в результате соединения целое становится больше суммы входящих в него частей. Другими словами, в процессе интеграции национальных меньшинств в литовское общество в результате образуется новое состояние общества, в котором литовское общество в целом превышает сумму элементов, а именно национальных меньшинств и титульного населения (литовцев).
Существует большое количество различных позиций и подходов по изучению понятия «интеграция». Одними из фундаментальных теоретических работ последнего времени являются работы Т. Парсонса и З. Баумана. Данные авторы в своих трудах по-разному подходили к пониманию интеграционного процесса. Останавливаясь на данных теоретиках, важно отметить, что интеграция, по мнению Т. Парсонса, способствует координации различных частей социальной системы. Основной институт, по его мнению, посредством которого реализуется функция интеграции – право. Важность права в социальной системе подчеркивает тот факт, что благодаря правовым нормам упорядочиваются отношения между индивидами и институтами, что в значительной мере уменьшает потенциал возникновения конфликтной ситуации. В случае, если конфликт все же возникает, то благодаря правовым нормам конфликт, как правило, представляется возможным уладить через правовую систему, избегая дезинтеграции других подсистем и общества в целом.
Под фидуциарной подсистемой Т. Парсонс подразумевает институты, занимающиеся генерализацией ценностей (семья, учебные заведения). Главной функцией данных институтов является поддержание существующих культурных образцов в обществе. То есть, данная подсистема также является базисом для развития интеграционных процессов в обществе наряду с другими важными составляющими, такими как политическая подсистема и экономика.
Другой позицией понимания интеграционных процессов является точка зрения З. Баумана. По его мнению, интеграция в обществе происходит посредством потребления индивидов. «С усилением в обществе ориентации на потребление, а не на производство, социальная интеграция все больше достигается через соблазняющий эффект рынка, в то время как вовлечение государством граждан в политическую активность уменьшается». З. Бауман утверждает, что современное общество подвержено влиянию мягкой силы, выражаемой в большом количестве различных видов товаров и услуг, потребляемых человеком. Благодаря разнообразию существующих товаров и услуг, индивиды, соблазненные вариативностью, забывают о политике. Данный факт создает возможность для власти проводить выгодную политику, так как вмешательство невыгодных для властей групп населения или отдельных индивидов сокращается к минимуму. З. Бауман утверждает, что «Рыночная ориентация индивидов, стремящихся к удовлетворению своих постоянно растущих потребностей, — вот все, что требуется для социальной интеграции» . Следовательно, он рассматривает интеграцию индивидов в современное общество именно путем удовлетворения их потребностей, непосредственно связанных с экономической сферой.
Далее, для проведения исследования согласно заявленной тематике, необходимо определить понятие «национальные меньшинства». На сегодняшний день в международном праве не существует четко унифицированного определения понятия «национальные меньшинства», что является проблемой на пути эффективной защиты прав и свобод представителей данной категории. Помимо этого, существует большой спектр классификаций представителей меньшинств по различным признакам: этническим, конфессиональным, языковым, национальным и т.д., что несомненно усложняет идентификацию того или иного меньшинства. В связи с тем, что не существует универсального определения понятия «национальные меньшинства» государства трактуют его по-своему. Также, часто встает вопрос о схожести определений «национальные меньшинства» и «этнические меньшинства», поэтому необходимо установить четкое разграничение данных понятий.
Рассматривая интеграцию польского и русского национальных меньшинств в литовское общество, необходимо дать характеристику, как определяет литовское законодательство понятие «национальные меньшинства». На сегодняшний день в Литовской Республике не существует закона «О национальных меньшинствах», что создает трудности для представителей данной категории в определении их прав и свобод. На данный момент положение национальных меньшинств регулируют общие законы государства, а также международные правовые акты. Отсутствие закона «О национальных меньшинствах» определяется тем, что для литовских властей не выгодно закреплять за национальными меньшинствами определенные права, так как они (литовские власти) нацелены на проведение жесткой унитарной политики в сторону единообразия литовской культуры супротив культурам национальных меньшинств. В результате, данная политика, проводимая Литвой, негативным образом воспринимается национальными меньшинствами, так как их права ущемляются. Польское и русское национальные меньшинства, защищая свои права, опираются на статьи Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств 1995 года. Данная Конвенция была ратифицирована Литвой и вступила в силу 1 июля 2000 года. Данный документ провозглашает свободу выражения мнения, право исповедовать любую религию, право использовать язык нацменьшинства в общественных местах. Статья 11 пункт 3 Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств гласит: «В районах традиционного проживания значительного числа лиц, принадлежащих к национальному меньшинству, Стороны в рамках своих правовых систем, включая в случае необходимости соглашения с другими государствами, будут стремиться, с учетом конкретных условий, устанавливать указатели с традиционными местными наименованиями, названиями улиц и с другой, предназначенной для населения топографической информацией, также и на языке меньшинства, если в такой информации имеется достаточная потребность». Также 1 пункт статьи 11 утверждает «Стороны обязуются признавать за любым лицом, принадлежащим к национальному меньшинству, право пользоваться своей фамилией (патронимом), именами и отчеством на языке этого меньшинства, а также право на их официальное признание в соответствии с условиями, предусмотренными их правовыми системами». Государства-участники Рамочной конвенции должны обеспечить условия для сохранения культуры и самобытности нацменьшинств, а также предоставить им свободу ассоциаций и собраний. Конвенция выступает против дискриминации и политики, направленной на ассимиляцию представителей других национальностей. Несмотря на подписание и ратификацию данного документа, Литва полностью не соблюдает все статьи конвенции.
Также стоит отметить, что литовские власти игнорируют подписанный в 1994 году договор о дружественных отношениях и добрососедском сотрудничестве между Польшей и Литвой, в котором указано, что лица, принадлежащие к польскому меньшинству, обладают правом употреблять свои имена и фамилии в звучании языка соответствующего национального меньшинства.
Польское и русское национальные меньшинства Литвы выражают недовольство относительно нового закона об образовании, принятого в 2011 году . Польское и русское национальные меньшинства однозначно расценивают реформу образования, осуществляемую в рамках этого закона, как ликвидацию традиционной модели образования национальных меньшинств Литвы. Также, новый закон об образовании 2011 года предполагал введение единого унифицированного экзамена по государственному литовскому языку, что подразумевало единые требования, как к ученикам литовских национальных школ, так и к ученикам школ с языком преподавания национальных меньшинств. При этом, принимая данный закон, литовские власти не учли разницу уровней обучения литовского языка, а также разницу часов преподавания данного предмета, то есть, нововведение проводилось при отсутствии переходного периода при скачкообразном росте нагрузок и разнице в часах обучения в школах национальных меньшинств.
Аккумулируя все вышесказанное, стоит подчеркнуть актуальность вопроса интеграции польского и русского национальных меньшинств в литовское общество, а именно в общество, существующее в границах Литовской Республики.
Степень научной разработанности проблемы. Ввиду широкого использования термина «интеграция» данное понятие представляется достаточно изученным. В научном понимании термин «интеграция» в различные временные периоды приобретал определенное содержание. В 18-19 вв. в философском знании акцентировалось внимание на качественных характеристиках макросистем общественного мира-устройства. В тот период философское учение не изучало интеграцию с точки зрения взаимодействия отдельных индивидов или социальных групп. В то время, интеграция понималась как феномен макро-уровня, изучаемый в дискурсе всего общества, культуры или цивилизации. В свою очередь, важно отметить, что интеграционные процессы характеризовались своей нелинейностью и многофакторностью различных качеств, в соответствии с той или иной культурой.
По размышлению некоторых философов, интегрированность различных культур в рамках одного общества характеризовалась следующими качествами: внутренней согласованностью составляющих элементов или внутренней упорядоченностью общества (Дж. Вико, Ш. Монтескье); общественным порядком через выражение общей воли и имущественное равенство (Ж.-Ж.Руссо); естественным внутренним равновесием (Э. Берк, Ж. де Местр), воплощающим в себе общие принципы, единые культурные образцы, способствующие интеграции и формированию отличного образа жизни людей и отличающий данную культуру от других культур (культурные конфигурации), специфические «национальные идеи» «коллективный дух» (И. Гердер, П. Чаадаев, О. Шпенглер, В. Дильтей, Я. Буркхарт и другие).
Большой вклад в изучение понятия «интеграция» с различных научных позиций внесли классики социологической науки и их последователи, представляя взаимосвязь школ, прежде всего, западных направлений. Особое внимание термину «интеграция» уделял родоначальник социологии О. Конт. В своих трудах О. Конт подчеркивал важность поиска факторов социальной интеграции, а также стабильности социальных систем. Также большой вклад в изучение интеграционных процессов внесли английский философ и социолог – Г. Спенсер, французский социолог и философ – Э. Дюркгейм. В работах данных исследователей разрабатывались принципы и формы социального согласия и солидарности. Э. Дюркгейм отмечал важность существования социальных институтов в обществе. Он полагал, что основной функцией социальных институтов является их интегративная способность, которая предохраняет личность от социальной изоляции. Также свой вклад в интерпретацию понятия «интеграция» внесли М. Вебер и К. Маркс. Основной упор они делали на изучении факторов достижения интеграции, а также на определении ее места в жизнедеятельности общества. Такими факторами интеграции являются унификация ценностных структур и образцов поведения, также наличие общих целей и способов к усилению единства (классовая солидарность). Субъективные значения и способы интеграции изучали целый ряд социологов и философов: А. Щюц, П. Бергер, Т. Лукман, Г. Гарфинкель, Э. Гидденс, Дж. Мид, Н. Луман, П. Бурдье, Ю. Хабермас и другие. Упор на позитивный эффект интеграции наиболее широко представлен в работах российских социологов, таких как Н. Михайловский, М. Ковалевский, П. Кропоткин и П. Лавров. Из современных отечественных авторов интеграцию изучали М. Жданова, М. Киселев, А.Руди.
Понятие «национальные меньшинства» – ключевое для данной дипломной работы. Данное понятие изучали такие авторы как Н. Катько, А. Смит, О. Павленко, Т. Махмудов, М.Сараф, Ю. Семенов, Б.Топорнин,В. Грохотова. Также значительное место в данной дипломной работе отводится положению польского и русского национальных меньшинств в Литве. Хотя хронологические рамки исследования ограничены 1989-2016 гг., его цель не могла быть достигнута без опоры на фундаментальные научные труды литовских авторов: П. Бивейнис, А. П. Каспаравичюс, А. Буткус, А. Висоцкайте, А. Марцинкявичюс, а также на труды отечественных авторов: М. Вакар, Г. Кретинин, Е. Шибаева, В. Полещук, Б. Цилевич.
Таким образом, проблематика национальных меньшинств в Литве достаточно разработана в научной литературе. Однако вышеуказанные авторы в своих работах уделяют внимание положению национальных меньшинств Литвы, а не рассматривают интегративный процесс данной группы. Также в работах данных авторов, за исключением Е. Шибаевой, не проводится сравнительный анализ самых многочисленных национальных меньшинств Литвы, а именно польского и русского нацменьшинств.
Объект исследования. Объектом данного исследования является этнополитическая ситуация в Литовской Республике.
Предмет исследования – интеграция польского и русского национальных меньшинств как характеристика этнополитической ситуации в Литовской Республике.
Цель и задачи исследования. Целью данной работы является определение сходств и отличий процессов интеграции польского и русского национальных меньшинств в Литовской Республике.
Достижение этой цели потребовало решения следующих исследовательских задач:
• Определить понятия «интеграция» и «национальные меньшинства» применительно к этнополитической ситуации в Литовской Республике.
• Продемонстрировать сходства и отличия деятельности польского и русского национальных меньшинств в Литовской Республике, направленной на защиту своих прав.
• Определить политику Литовской Республики, направленную на интеграцию польского и русского национальных меньшинств.
Теоретико-методологическая база исследования. Теоретическая база данного исследования опирается на результаты научных трудов и теоретических подходов Т. Парсонса и З. Баумана, подчеркивающих влияние интеграционных процессов для устойчивого функционирования литовского общества. Во-первых, автор опирается на теоретические работы Т. Парсонса, который внес существенный вклад в понимание интеграции в рамках социальной системы. Во-вторых, важное значение для формирования теоретической работы данного исследования сыграли работы З. Баумана, который рассматривает понятие «интеграция» через потребление товаров и услуг индивидами. Опираясь на результаты данных теоретиков, в данной работе автор приходит к выводу, что интеграция является неотъемлемым компонентом для устойчивого функционирования социальной системы Литвы.
Эмпирическая база исследования. Контент анализ и анализ документов являются методами работы с текстами, и именно тексты сформировали эмпирическую базу исследования, положенную в основу данной работы. Важными источниками для данного исследования стали законодательные акты Литовской Республики (Конституция Литовской Республики 1992 г., закон «Об образовании» 2003 г., закон «Об образовании» 2011 г., закон «О национальных меньшинствах» 1989 г., закон «О государственном языке» 1995 г., проект закона «Об общих правах и защите свобод представителей национальных меньшинств и сообществ Литвы» 2013 г., Постановление Правительства Литовской Республики об утверждении и реализации категорий государственного литовского языка 2003 г., Уголовный кодекс Литовской Республики 2000 г., Административный кодекс Литовской Республики 2013 г., Трудовой закон Литовской Республики 2002 г.).
Правовые документы ООН: Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., Всеобщая декларация прав человека 1948 г.
Нормативные акты Совета Европы: Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств 1995 г.
Документы ОБСЕ: Дополнительное совещание по человеческому измерению вклад ОБСЕ в защиту национальных меньшинств 2015 г., Доклад Терпимость и недискриминация 2016 г.
Документы внешнеполитических ведомств: Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира» 2011г.,Доклад МИД России «О ситуации с обеспечением прав человека в Европейском союзе» 2012 г.
Прочие нормативные акты: закон Венгерской Республики 1993 г. «О правах национальных и этнических меньшинств», закон Чешской республики 2001 г. «О правах людей, относящихся к национальным меньшинствам».
Научная новизна работы. Научная новизна работы обуславливается тем, что в ней впервые проводится комплексный анализ интеграции польского и русского национальных меньшинств в Литовской Республике. Следует отметить следующие аспекты данной дипломной работы, которые обуславливают ее научную новизну:
• Уточнена роль интеграции польского и русского национальных меньшинств в литовское общество;
• Обобщены различные характерные черты, присущие национальным меньшинствам;
• Проведено комплексное исследование по изучению интеграции польского и русского национальных меньшинств в литовское общество;
• Впервые в отечественной литературе проведен анализ сходств и отличий интеграции польского и русского национальных меньшинств в Литве.
Практическая значимость исследования. Практическая значимость данного исследования определяется, тем, что его результаты будут способствовать пониманию особенностей интеграционного процесса национальных меньшинств в Литовской Республике, благодаря чему будет внесен вклад в дело мира и взаимопонимания между политической властью государств и национальными меньшинствами. Выводы данной работы помогут сделать вклад в понимание реальной картины национальных меньшинств в Литовской Республике. Материалы работы будут интересны преподавателям и научным работникам внешней школы, изучающим Литовскую Республику и национальные меньшинства.
Апробация материалов исследования осуществлялась автором в публикации научной статьи «Правовое положение национальных меньшинств в Литве», опубликованной в научно-периодическом журнале «Молодежная Галактика № 13». Автор принимал участие в XIV Международном конгрессе «Блищенковские чтения» с темой доклада «Правовые аспекты миграции национальных меньшинств в Литве». Автор также участвовал в конкурсе студенческих работ по политологии имени Макса Вебера с темой работы «Положение национальных меньшинств в документах Совета Европы и ООН».
Данная работа состоит из введения, трех глав, четырех параграфов, заключения и библиографии.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Итак, в данной работе, была предпринята попытка проанализировать проблему интеграции польского и русского национальных меньшинств в литовское общество. Процесс интеграции национальных меньшинств является важным для стабильной жизнедеятельности социальной системы и ее гармоничного существования. Для сохранения устойчивости жизнедеятельности литовского общества с его многообразием национальных групп особенно необходимо обеспечить «позитивный» интеграционный процесс, а именно гармоничное взаимодействие и сосуществование различных культур, традиций и языков в рамках единого литовского общества. Одним из примеров теоретической модели достижения консенсуса в обществе может являться подход рассмотрения интеграции с позиции Т. Парсонса. Он рассматривает интеграцию в контексте ее функциональности, а именно жизнедеятельности социальной системы.
Продолжая логику Т. Парсонса отметим, что интеграция способствует развитию коммуникативной культуры людей. Интеграция создает возможность для индивидов быть включенными в ту или иную социальную систему вне зависимости от их национальности и культуры. Интеграцию можно свести к двум основным ее факторам, к объединению индивидов на базисе наличия общих ценностей и взаимозависимости, а также к возникновению межличностных связей, практик взаимодействия, взаимной адаптации между социальными группами и интегрированными индивидами в то или иное общество. Под интеграцией Т. Парсонс понимает «… такие структуры и процессы, посредством которых отношения между частями социальной системы - людьми, играющими те или иные роли, коллективами и компонентами нормативных стандартов, упорядочиваются способом, обеспечивающим гармоничное их функционирование в соответствующих связях друг с другом в системе». К данным структурам относятся: институт права, институты, занимающиеся генерализацией ценностей, политический институт, экономический институт. Таким образом, Т. Парсонс говорит о необходимости существования определенных структур, выполняющих конкретные функции для гармоничного существования социальной системы.
Однако, существует иная точка зрения, декларирующая интеграцию. З. Бауман называет интеграцию политически корректным именем для ассимиляции. Он утверждает, что современное постмодернистическое общество построено на принципах потребления. Как пишет З. Бауман «Зрелища пришли на место надзора, не утратив дисциплинирующей власти своего предшественника. Подчинение стандартам … теперь достигается посредством соблазна и искушения, а не принуждения, и проявляется в личине осуществления свободной воли, а не обнаруживается в форме внешней силы». Однако все же в постмодернистическом обществе существуют стандарты, которых индивиды должны придерживаться, данные стандарты уже не носят принудительных характер, они выражаются латентно, поэтому индивид может и не ощущать осуществляемый над ним контроль. Таким образом, постмодернистическое общество по-прежнему подвержено контролю, однако данный контроль носит латентный характер. Следовательно, можно утверждать, что ассимиляция никуда не исчезла, а продолжает существовать. Именно удовлетворение потребностей индивидов влечет за собой их интеграцию (ассимиляцию). Следовательно, интеграция будет представлять собой растворение более «слабой» культуры в более «сильной» (то есть ассимиляция), так как одна из культур выступает как более «сильная» ввиду того, что на ее стороне находится политическая власть, способная создавать условия для растущих экономических потребностей у индивидов.
После определения интеграции для исследования заявленной тематики необходимо изучение сущности понятия «национальные меньшинства». На сегодняшний день не существует четкого унифицированного определения понятия «национальные меньшинства» ввиду большого количества различных групп, по отношению к которым употребляется данный термин. Существует большой спектр классификаций представителей меньшинств по различным признакам: этническим, конфессиональным, языковым. Однако не все этнические и другие характеристики способствуют образованию национального меньшинства. Наиболее важную роль в применении термина «национальное меньшинство» к той или иной общественной группе играет самоидентификация общности и то, как ее воспринимает население, в окружении ее внешней среды. Помимо этого, также важную значимость представляет законодательство, которое посредством законодательных актов утверждает о существовании определенного вида меньшинства, проживающего на территории государства.
В исследовании автор пришел к выводу, что национальные меньшинства обладают специфическими чертами, которые отличают их от других видов меньшинств. Во-первых, к таким чертам следует отнести: количественный критерий, критерий недоминирования, проживание за пределами своего национально-территориального и национально-государственного образования, в инонациональной среде. Во-вторых, помимо этого, на примере определения понятия «национальные меньшинства» в Венгрии, Литве и Чехии, можно сказать, что национальные меньшинства должны обладать гражданством тех стран, на территории которых они проживают, а также должен присутствовать исторический аспект, подтверждающий проживание той или иной группы на территории государства. На основе всех вышеприведенных характеристик, можно сделать вывод, что национальным меньшинством является «меньшая по численности, не занимающая господствующего положения группа, члены которой – граждане этого государства - обладают с этнической, религиозной и языковой точки зрения характеристиками, отличающимися от характеристик основной части населения, и проявляют, пусть даже косвенно, чувство солидарности в целях сохранения своей культуры, своих традиций, своей религии или своего языка». Говоря о национальных меньшинствах, необходимо четко осознавать точность определения данного понятия и не путать его с другими терминами, например, с этническими меньшинствами. Понятие «этнические меньшинства» обладает схожими характеристиками с термином «национальные меньшинства» однако существуют и различия. «Этнос» включает в себя культурно-исторические компоненты, в то время как «нация» помимо этнической составляющей предполагает наличие социальных процессов или действий, которые играют едва ли не ведущую роль в жизнедеятельности коллектива.
После определения интеграции и понятия «национальное меньшинство» согласно заявленной теме исследования следует перейти к рассмотрению положения польского и русского национальных меньшинств в Литве. Автором было выявлено, что польское национальное меньшинство Литвы количественно превышает численность русского национального меньшинства на 0,82% (соотношение 5,6%:4,78%). Помимо этого, польское национальное меньшинство характеризуется единством и сплоченностью в отличие от русского национального меньшинства. Об этом свидетельствует наличие единой польской партии «Избирательная акция поляков Литвы – Союз христианских семей», которая отстаивает права и интересы польского национального меньшинства. Интересы русского национального меньшинства представляют две политические партии «Союз русских Литвы» и «Русский альянс». В ходе изучения заявленной темы, автор выяснил, что большое влияние на положение польского и русского национальных меньшинств оказывают взаимоотношения Литвы с Польшей и Россией. Так, автор подчеркивает, что Литве необходимо сотрудничество с Польшей, так как она (Польша) является территориальным выходом (воротами) Литвы в Брюссель. Россия, ввиду конфликта на Украине, воспринимается Литвой как «агрессор» и «оккупант». Также Польша оказывает весомую поддержку польскому национальному меньшинству Литвы в отличие от России, которая ввиду напряженных взаимоотношений с Литвой не стремится оказать поддержку русскому национальному меньшинству.
Далее, автором было проанализирована роль государственной политики Литвы в регулировании положения национальных меньшинств. В ходе исследования было выявлено, что литовские власти видят интеграцию польского и русского национальных меньшинств в литовское общество путем введения общих норм сдачи экзамена по литовскому языку, что, по их мнению (мнению литовских властей), ведет к более быстрым темпам интеграции национальных меньшинств. Литва не стремится в краткие сроки принять закон «О национальных меньшинствах». Это говорит о том, что литовские власти видят интеграцию нацменьшинств, при которой будут отсутствовать исключительные права, закрепленные за представителями других национальностей. В случае, если возникает противоречие между правовыми актами, коллизия, как например, в ситуации с законом «О государственном языке» и законом «О национальных меньшинствах», то верховенством будет обладать закон, направленный на государственность Литвы супротив закону «О национальных меньшинствах». Исходя из этого, следует, что литовские власти относятся к национальным меньшинствам весьма пренебрежительно. Литва не стремится выделить национальные меньшинства, как определенную группу граждан. Несмотря на то, что Литва ратифицировала ряд правовых актов по защите прав человека, а также Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств, однако, государством не реализуются статьи вышеуказанных документов. Таким образом, можно сделать вывод, что в действительности литовские власти создают видимость борьбы с дискриминацией, в частности с дискриминацией национальных меньшинств, но с другой стороны, ничего не предпринимают в этом отношении или наоборот, ухудшают положение представителей других национальностей, проживающих в Литве. Исходя из данный фактов, становится очевидным, что власти Литвы нацелены на проведение жесткой унитарной политики в сторону единообразия литовской культуры супротив культурам национальных меньшинств.
В завершении автор пришел к выводу, что интеграция польского и русского национальных меньшинств обладает сходствами и отличиями. К сходствам следует отнести: во-первых, как польское, так и русское национальные меньшинства Литвы одинаково не могут использовать таблички с названием улиц на польском и/или русском языке в местах, где компактно проживают более 25% представителей данных категорий. Во-вторых, как польское, так и русское национальные меньшинства подверглись сокращению количества преподаваемых в школах с языком обучения нацменьшинств предметов (история, география) на родном для представителей данных национальностей языке. В-третьих, как польское, так и русское национальные меньшинства подверглись резкому переходу к новой единой программе изучения литовского языка в 11-12 классах в школах нацменьшинств. Помимо этого, с 2013 года выпускники польских школ, а также и выпускники русских школ должны сдавать экзамен по литовскому языку наравне с учениками литовских национальных школ. Представители польского и русского национальных меньшинств обладают едиными условиями сдачи экзамена по государственному литовскому языку. До 2019 года, ввиду разницы в часах преподавания предмета «литовский язык» в литовских национальных школах и школах с языком обучения нацменьшинств, для выпускников школ нацменьшинств разрешается писать сочинение в объеме 400, а не 500 слов, как это делают школьники литовских национальных школ, также для положительной оценки выпускникам школ нацменьшинств разрешается допустить на 3 ошибки больше, чем выпускникам литовских школ. Данной прерогативой пользуются ученики как польских, так и русских школ. В-четвертых, количество преподавания литовского языка в школах польского национального меньшинства, а также в школах русского нацменьшинства в 11-12 классах увеличивалось до 7 часов в неделю, в то время как количество часов преподавания родного языка для нацменьшинств сократилось до 3. В-пятых, как польское, так и русское национальные меньшинства обладают равными правами развития своей самобытности (языка, культуры, обычаев). Одинаковыми правами польское и русское национальные меньшинства обладают при трудоустройстве (Трудовой закон Литовской Республики регламентирует равенство всех рабочих, независимо от их расы, пола, национальности и т.д.). Однако, при желании трудоустройства на ту или иную должность необходимо знание определенной категории литовского языка. В-шестых, представитель как от польского, так и от русского национального меньшинства не может быть избран президентом страны, так как согласно статье 78 Конституции Литвы, возможность для граждан Литвы нелитовского происхождения быть кандидатом на президентских выборах исключается.
Несмотря на сходства интеграции польского и русского национальных меньшинств в литовское общество, следует также сказать, что в ходе исследования были замечены некоторые отличия. Необходимо отметить, что польское нацменьшинство более активно выражает свои интересы, направленные на защиту своих прав в политической сфере Литвы в отличие от русского национального меньшинства. Это объясняется тем, что со стороны Польши оказывается большая поддержка польского национального меньшинства Литвы. Так, в апреле 2010 года президент Польши Л. Качиньский прибыл в Вильнюс после того, как литовский Сейм отклонил проект закона, который предоставил бы полякам Литвы право писать фамилии на родном языке. В 2011 году состоялась встреча двух премьеров – А. Кубилюса и Д. Туска, где польский премьер подверг критике новый закон об образовании. Помимо этого, Польша для Литвы представляет важный географический плацдарм, так как именно Польша является «воротами» Литвы в Брюссель.
Относительно российско-литовских отношений, следует сказать, что власти Литвы негативным образом относятся к осуществляемой Россией внешней политики. Президент Литвы Д. Грибаускайте высказала свое недоверие в отношении внешней политики России и заявила, что страны Прибалтики в настоящее время находятся под реальной угрозой со стороны России. Доказательством недовольства Литвой осуществляемой Россией внешней политики может служить отключение российских каналов в Литве ввиду того, что такие телеканалы как «Первый Балтийский канал», «НТВ-Мир», который является международной версией российского канала «НТВ», «РТР-Планета», а также «РЕН ТВ» освещали события 13 января 1991 года в Вильнюсе, а также ситуацию на Украине с позиции России, что противоречит мнению на данные события со стороны Литвы.
Следовательно, польское национальное меньшинство, обладая большой поддержкой со стороны Польши, владея ситуацией взаимоотношений Литвы и Польши, а в частности, понимая крайнюю необходимость сотрудничества Литвы с Польшей, насколько это важно для первой, активно осуществляет борьбу за свои права. Русское национальное меньшинство, понимая негативное отношение Литвы к проводимой Россией внешней политики, самостоятельно не осуществляет столь активную борьбу за свои права. Однако, русское национальное меньшинство прибегает к помощи поляков для борьбы за свои права, что ведет к сплочению интересов данных национальных меньшинств.
В завершении, стоит отметить, что польское и русское национальные меньшинства являются для Литвы проблемными ввиду того, что данные меньшинства отстаивают свои национальные интересы, апеллируя своими правами. Данный факт ведет к постоянным внутренним конфликтам между национальными меньшинствами и политической властью Литвы, так как интересы национальных меньшинств часто расходятся с проводимой литовскими властями политикой. Литва стремится к размыванию границ между национальными меньшинствами и гражданами литовского происхождения, так как с позиции политической власти страны, главной целью является удовлетворение потребностей граждан Литвы, как унитарной группы населения.



1. Бауман 3. Глобализация. Последствия для человека и общества / Пер. с англ. — М.: Издательство «Весь Мир», 2004.— 188 с.
2. Бауман З. Индивидуализированное общество. - М.: Логос, 2005. - 390 с.
3. Бауман З. Мыслить социологически. М.: Аспект Пресс, 1996.
4. Бауман З. Текучая современность. СПб.: Питер, 2008. – 240с.
5. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. / Пер. Е. Д. Руткевич. — М.: Медиум, 1995. — 323 с.
6. Бурдье П. Социология социального пространства. — М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2007. — с. 87-96.
7. Воротников В.В. Внешняя политика государства Балтии в начале XXI века: Научное издание. – М.: Издательство «Аспект Пресс», 2015. – 272 с.
8. Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии. — СПб.: Питер, 2007. — 335 с.
9. Гидденс, Э. Социология / Пер. с англ.; науч. ред. В. А. Ядов; общ.ред. Л. С. Гурьевой, Л. Н. Посилевича. — М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 703 с. исследований). 1992. № 3. С. 78
10. Ивашов Л.Г., Касюк А.Я., Синчук Ю.В., Шершнев И.Л., Яшкова Т.А. Глобальные вызовы XXI века – Геополитический ответ России: монография / под. ред. академика И.И. Халеевой. – М.: ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2012. – с. 86.
11. Кабузан В.М. Формирование многонационального населения Прибалтики (Эстонии, Латвии, Литвы, Калининградской области России) в XIX-ХХ вв. (1795-2000 гг.) / В.М. Кабузан. М.: ИРИ Ран, 2009.
12. Луман Н. Л. Общество как социальная система. Пер. с нем./ А. Антоновский. М: Издательство "Логос". 2004. - 232 с.
13. Парсонс Т. Некоторые проблемы общей теории в социологии. М.: ИНИОН РАН, 1994.
14. Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект пресс, 1997.
15. Тишков В.А. Этнология и политика. Научная публицистика. – М.: Наука. 2001. - 240 с.;Тавадов Г.Т. Этнология. Учебник для вузов М.: Проект, 2002, С. 352.
16. Шюц А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии / Сост. А.Я. Алхасов; Пер. с англ. А.Я. Алхасова, Н.Я. Мазлумяновой; Научи, ред. перевода / Г.С. Батыгин /. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2003, 336 с.
17. Этническая политика в странах Балтии / отв. ред. В.В. Полещук, В.В. Степанов; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклай РАН. – М.: Наука. – 2013. – 407 с.
Наиностранныхязыках
1. Bauman Z. Intimations of Postmodernity. London: Routledge, 1992.
2. Bauman Z. Life in Fragments: Essays in Postmodern Morality. Oxford: Blackwell, 1995.
3. Bentley G.C. Ethnicity and Nationality: bibliographical Guide. Seatle& London., 1983.
4. Kasekamp A. A History of the Baltic States / A. Rfsekamp. Palgrave Macmillan, 2010.
5. Smith A.D. The ethnic origins of nations. Oxford: Blackwell, 1986. P. 329.
СТАТЬИ В НАУЧНЫХ СБОРНИКАХ И ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЯХ
На русском языке
1. Баторшина И.А. Литва в контексте евроинтеграционных процессов: от Люксембурга до Хельсинки / И.А. Баторшина // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2009. № 12 С. 48-51.
2. Вакар М. Современный литовско-польский политический конфликт / М. Вакар // Исследования Балтийского региона. Вестник Социально-гуманитарного парка БФУ им. И. Канта. Калининград : Изд-во БФУ им. И. Канта, 2011. № 2 (8). С. 100–101.
3. Жданова М.Г. Понятие «Интеграция» в исследовании социальных процессов // Медицина и образование в Сибири. 2009. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-integratsiya-v-issledovanii-sotsialnyh-protsessov (дата обращения 04.01.2017).
4. Катько Н. Критерии определения меньшинства // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 2001. № 2. [электронный ресурс] URL: http://evolutio.info/content/view/422/52/(дата обращения 27.02.2017).
5. Киселев М.И. Понятие «Интеграция» с точки зрения структурного функционализма // Молодой ученый. — 2011. — №4. Т.2. — С. 61-64.
6. Кретинин Г.В. Современный польско-литовский конфликт в контексте проблемы положения польского национального меньшинства в Литве // Проблемы национальной стратегии № 1 (16) 2013. С. 45-48.
7. Марцинкявичюс А. русские в независимой и советской Литве: демография, социальное положение, идентичность. // Этническая политика в странах Балтии. М. 2013. С.197-218.
8. Махмудов Т. З. Понятие этноса и других категорий этнических групп // Аналитика культурологии № 26. 2013. [электронный ресурс] URL:http://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-etnosa-i-drugih-kategoriy-etnicheskih-grupp (дата обращения 01.03.2017).
9. Павленко О. «Национальное государство» и «этническое меньшинство»: проблемы соотношения: Обзор современной зарубежной историографии // Рубеж: Альманах социальных исследований. 1998. № 12. С. 175-192.
10. Полещук В.В. Русские в балтийском общественно-политическом дискурсе // Этническая политика в странах Балтии. М. 2013. С. 24-38.
11. Руди А.Ш. Теория равновесия как механизма устойчивости // ОНВ. 2012. №3 (109). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-ravnovesiya-kak-mehanizma-ustoychivosti (дата обращения 05.01.2017).
12. Савченко И.А. Интегральный критерии классификации социокультурных отношений.// Вестник Вятского Государственного Гуманитарного Университета.2010. №4. Т.2. С. 59.
13. Сараф М.Я. Нация, национальность, национальное культурное пространство // Пространство и Время№ 3-4 (25-26) / 2016. С.114-118.
14. Семенов Ю.И. Социально-исторические организмы, этносы, нации // Этнографическое обозрение. 1996. № 3. С. 3-13.
15. Старовойтова С.С. Правовое положение национальных меньшинств в Литве // Молодежная галактика №13. 2017 г. СПб. С.113-120.
16. Топорнин Б.Н. Современный российский федерализм: человеческое измерение // Права человека и межнациональные отношения. М., 1994. С. 49.
17. Хабермас Ю. Теория коммуникативного действия. Сводный реферат // Современная западная теоретическая социология. — М., 1992. — Вып. 1. С. 57—101.
18. Цилевич Б. Влияние органов Совета Европы на этнополитику в Латвии, Литве и Эстонии // Этническая политика в странах Балтии. М. 2013. С. 323-342.
19. Шибаева Е.И. Русские и поляки в Литве: разный статус нацменьшинств // Россия и мир в XXI веке. М. 2011. С. 80-83.
Наиностранныхязыках
1. Biveinis P., Kasperavičius A.P.TautiniaisantykiaiLietuvoje 1988–1992 metais // Lietuvosistorijosstudijos 2007 Vol. 20 Psl.64-84.
2. Damkuvienė, M., Tijūnaitienė, R. 2010. „Visuomenėsdalyvavimokoncepcijos: teorinėprieiga“. Ekonomikairvadyba: aktualijosirperspektyvos 1 (17): 125–132.
3. DegutisM. 2004. „Politinėkultūra“. InLietuvospolitinėsistema. Sąrangairraida, sud. A. Krupavičius, A. Lukošaitis, 83–104. Kaunas: Poligrafijairinformatika.
4. Ilkevičiūtė J.TautiniųmažumųvaizdavimasinternetodienraščiuosesvarstantTautiniųmažumųįstatymą // Žurrnalistikostyrimai.Mokslodarbųžurnalas (Komunikacijairinformacija).2015.Nr. 9.Psl. 52.
5. Pileckas M. 2003. „Rytų Lietuvos gyventojų nacionalinės sudėties kaita atkūrus Lietuvos valstybingumą“. Geografija 39 (1): 40–45.
6. Ragauskas P. 2005. „Piliečiųdalyvavimasleidžiantįstatymus“. Politologija 1 (37): 55–81.
7. Tautinių mažumų švietimo politika: Kur einama? // Švietimo problemos analizė 2011, lapkritis Nr. 9(59) 9.
8. Visockaitė A. Lenkų tautinės mažumos Lietuvoje politinis dalyvavimas// Kultūra ir visuomenė. Socialinių tyrimų žurnalas 2015. 6 (1). Psl.71-89.
9. Žiliukaitė R. 2010. „Pilietinių veiklų rizikos ir motyvacija dalyvauti pilietinėse veiklose šiandieninėje Lietuvos visuomenėje“. Sociologija: mintisirveiksmas 2 (27): 116–130.

ДИССЕРТАЦИИ И АВТОРЕФЕРАТЫ
На русском языке
1. Пешперова И.Ю.Права национальных меньшинств и их защита в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе // Автореферат дис. к.ю.н. Санкт-Петербург: 1998.
2. Маслова Т.Ф.Социокультурная интеграция вынужденных переселенцев в местное сообщество на рубеже XX - XXI веков (на примере Ставропольского края) // Автореферат дис. д.c.н. Ставрополь: 2009.

ИСТОЧНИКИ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
На русском языке
1. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.[электронный ресурс] URL:http://www.echr.coe.int/Documents/Convention_RUS.pdf(дата обращения 06.04.2017).
2. Закон Венгерской Республики LXXVII от 7 июля 1993 г. «О правах национальных и этнических меньшинств» // Национальные омбудсмены. Свод правовых положений. – Варшава, 1999. – С.94. (дата обращения 03.02.2017).
3. Закон Чешской республики от 2 августа 2001 г. «О правах людей, относящихся к национальным меньшинствам» // Свод законов Чешской республики. – 2001. – № 273. – Параграф 182.
4. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.[электронный ресурс] URL:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/raceconv.shtml (дата обращения 06.04.2017).
5. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.[электронный ресурс] URL:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml (дата обращения 06.04.2017).
6. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. [электронный ресурс] URL:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactecon.shtml (дата обращения 06.04.2017).
7. Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств 1995 г.[электронный ресурс] URL:http://docs.cntd.ru/document/1902948 (дата обращения 06.04.2017).
8. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г.(дата обращения 01.04.2017).
На иностранных языках
1. Lietuvos Respublikos Vyriausybės nutarimas Dėl valstybinės kalbos mokėjimo kategorijų patvirtinimo ir įgyvendinimo 2003 m. [электронный ресурс] URL: https://www.e-tar.lt/portal/lt/legalAct/TAR.8C62973FC46E/TAIS_404057 (дата обращения 08.04.2017).
2. CapotortiF. Studyontherightsofpersonsbelongingtoethic, religionsandlinguisticminorities.- UNDoc. E/CN.4/Sub.2/384/Rev.1. (датаобращения 01.03.2017).
3. Lietuvos Respublikos Konstitucija 1992m. [электронный ресурс] URL:http://www3.lrs.lt/home/Konstitucija/Konstitucija.htm (дата обращения 02.04.2017).
4. Lietuvos Respublikos Švietimo įstatymo pakeitimo įstatymas 2003 m. birželio 17 d. Nr. IX-1630 [электронный ресурс] URL: https://www.e-tar.lt/portal/lt/legalAct/TAR.0546D91E9C63 (дата обращения 05.04.2017).
5. Lietuvos Respublikos tautinėms mažumoms ir bendrijoms priklausančių asmenų teisių ir laisvių apsaugos įstatymo projektas 2013 m. [электронный ресурс] URL:http://www3.lrs.lt/docs2/TBKZYPWT.DOC(дата обращения 04.02. 2017).
6. Lietuvos Respublikos tautinių mažumų įstatymas 1989 m. lapkričio 23 d. Nr. XI-3412[электронныйресурс] URL: https://www.e-tar.lt/portal/lt/legalAct/TAR.1A5E1EE24CAE(датаобращения 05.04.2017).
7. Supplementary Human Dimension Meeting OSCE Contribution to the Protection of National Minorities, 29-30 October 2015 [электронныйресурс]URL:http://www.osce.org/ru/pc/196051?download=true(датаобращения 05.04.2017).
МАТЕРИАЛЫ ПЕЧАТНЫХ И ЭЛЕКТРОННЫХ СМИ И АНАЛИТИЧЕСКИХ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛОВ
На русском языке
1. Амелюшкин К. Союз русских Литвы привлекает пророссийская направленность Партии труда [электронный ресурс] URL: http://ru.delfi.lt/news/politics/soyuz-russkih-litvy-privlekaet-prorossijskaya-napravlennost-partii-truda.d?id=59489327(дата обращения 29.03.2017).
2. В Литве на три месяца запретили трансляцию программ российского REN-TV[электронный ресурс] URL: https://regnum.ru/news/polit/1882788.html (дата обращения 10.04.2017).
3. В Литве прекращено вещание телеканала "РТР-Планета" [электронный ресурс] URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=2500619 (дата обращения 10.04.2017).
4. В Литве сняли вещательные ограничения с каналов «НТВ» и «РТР» [электронный ресурс] URL: https://russian.rt.com/article/310155-v-litve-snyali-ogranicheniya-s-kanalov-ntv (дата обращения 10.04.2017).
5. В Шальчининкай и Вильнюсском районе — победа ИАПЛ [электронный ресурс] URL: http://ru.delfi.lt/archive/v-shalchininkaj-i-vilnyusskom-rajone-pobeda-iapl.d?id=22536139 (дата обращения 24.03.2017).
6. Выпускники школ нацменьшинств хуже сдали экзамен по литовскому языку [электронный ресурс] URL:http://www.nedelia.lt/news-lt/aktual/23799-vypuskniki-shkol-nacmenshinstv-huzhe-sdali-ekzamen-po-litovskomu-yazyku.html
7. Главой Департамента по делам нацменьшинств предлагают назначить Монтвидайте[электронный ресурс] URL: http://ru.delfi.lt/news/live/glavoj-departamenta-po-delam-nacmenshinstv-predlagayut-naznachit-montvidajte.d?id=68131458(дата обращения 09.04.2017).
8. Грибаускайте: Нельзя исключать вероятность вторжения России в Литву [электронный ресурс] URL: https://russian.rt.com/inotv/2016-07-11/Gribauskajte-Nelzya-isklyuchat-veroyatnosti-vtorzheniya(дата обращения 30.03.2017).
9. Ерофеев О. Русские Литвы: эмиграция продолжается? // Новостной портал ru.DELFI.lt [электронный ресурс] URL: http://ru.delfi.lt/news/live/russkie-litvy-emigraciya-prodolzhaetsya.d?id=14902346 (дата обращения 23.03.2017).
10. Зверко Н. Выборы 2016: что предлагают и обещают партии национальным общинам Литвы? [электронный ресурс] URL: http://ru.delfi.lt/news/politics/vybory-2016-chto-predlagayut-i-obeschayut-partii-nacionalnym-obschinam-litvy.d?id=72479042(дата обращения 30.03.2017).
11. Зверко Н.Монтвидайте: меньшинства для нас так же важны, как и литовцы [электронный ресурс] URL: http://ru.delfi.lt/news/live/montvidajte-menshinstva-dlya-nas-tak-zhe-vazhny-kak-i-litovcy.d?id=68914124(дата обращения 05.04.2017).
12. Зубряков А. В Литве отключили НТВ: на очереди «Россия» и «Первый» [электронный ресурс] URL: http://www.bbc.com/russian/international/2014/04/140316_lithuania_russian_tv_channels(дата обращения 10.04.2017).
13. Литва разочарована комментариями ОБСЕ в защиту Первого балтийского [электронный ресурс] URL: http://ru.delfi.lt/news/politics/litva-razocharovana-kommentariyami-obse-v-zaschitu-pervogo-baltijskogo.d?id=63004812 (дата обращения 10.04.2017).
14. Мирославов О.Эмиграция в Литве становится угрозой национальной безопасности [электронный ресурс] URL:http://www.rubaltic.ru/article/politika-i-obshchestvo/01082015-emigratsiya/ (дата обращения 23.04.2017).
15. Носович А. В Прибалтике испугались реакции Европы на отключение телеканалов [электронный ресурс] URL: http://www.rubaltic.ru/article/politika-i-obshchestvo/070716-otklyuchenie-telekanalov/ (дата обращения 10.04.2017).
16. О ситуации национальных меньшинств в Литве [электронный ресурс] URL: http://www.awpl.lt/index.php?option=com_content&view=article&id=324%3Ao-sytuacji-mniejszoci-narodowych-na-litwie&catid=42%3Aaktualia&Itemid=59&lang=ru (дата обращения 01.03.2017).
17. Перед литовцами извинились за «провокацию» Первого канала [электронный ресурс] URL: http://www.rosbalt.ru/world/2013/10/08/1185276.html; Суд санкционировал отключение Первого канала в Литве [электронный ресурс] URL: http://www.rosbalt.ru/world/2013/10/14/1187459.html (дата обращения 09.04.2017).
18. Поляки Литвы экзамен по литовскому языку сдали не хуже, чем литовцы [электронный ресурс] URL: http://inosmi.ru/baltic/20130705/210692551.html (дата обращения 08.04.2017).
19. Президент Литвы против Закона о нацменьшинствах[электронный ресурс] URL:http://fairway-info.com/president-of-lithuania-against-the-law-on-national-minorities/ (дата обращения 01.04.2017).
20. Рыбаковский Л.Л. Трансформация миграционных процессов на постсоветском пространстве [электронный ресурс] URL:http://rybakovsky.ru/migracia3e5.html (дата обращения 29.03.2017).
21. Самошкайте Э. В избирательном списке Партии труда – руководство Союза русских [электронный ресурс] URL: http://ru.delfi.lt/news/politics/v-izbiratelnom-spiske-partii-truda-rukovodstvo-soyuza-russkih.d?id=59463029(дата обращения 29.03.2017).
22. Солопенко А. Русские Прибалтики – сколько их осталось и что с ними будет [электронный ресурс] URL:http://www.russkie.org.lv/node/213 (дата обращения 29.03.2017).
23. Страсти вокруг языка [электронный ресурс] URL: http:// news.tts.lt/ru/Litva_i_strani_baltii/19690-Strasti_vokrug_jazyka.htm (дата обращения 08.04.2017).
24. Ткач И. Польская община Литвы: 20 лет жизни под прессингом [электронный ресурс] URL:http://ru.sputniknews.lt/society/20170126/2020810/problemy-polskoj-diaspory-v-litve.html (дата обращения 25.03.2017).
25. Томашевский В.: ИАПЛ-СХС достигла хороших результатов на выборах [электронный ресурс] URL:http://www.awpl.lt/?p=6395&lang=ru(дата обращения 30.03.2017).
26. Ученики школ нацменьшинств хуже литовцев знают родной язык [электронный ресурс] URL:http://ru.delfi.lt/news/live/ucheniki-shkol-nacmenshinstv-huzhe-litovcev-znayut-rodnoj-yazyk.d?id=70676462(дата обращения 08.04.2017).
На иностранных языках
1. 2016 m. LR Seimo rinkimų rezultatai [электронный ресурс] URL: http://dc1.maps.lt/rinkimai2016/rezultatai_I_turas/ (дата обращения 29.03.2017).
2. A. Butkus Lietuvos gyventojai tautybės požiūriu // Lietuvos gyventojų tautinė sudėtis 2014-2015 m.[электронный ресурс] URL: http://alkas.lt/2015/12/16/a-butkus-lietuvos-gyventojai-tautybes-poziuriu(дата обращения 20.03.2017).
3. NarkevičiusJ.: tautinėms mažumoms šiandien yra juodojo kaspino diena [электронный ресурс] URL:http://m.kauno.diena.lt/naujienos/lietuva/politika/j-narkevicius-tautinems-mazumoms-siandien-yra-juodojo-kaspino-diena-639794 (дата обращения 02.04.2017).
4. Kitąmet tautinių mažumų moksleiviams lengvatų nebeliks [электронный ресурс] URL: http://www.delfi.lt/news/daily/education/kitamet-tautiniu-mazumu-moksleiviams-lengvatu-nebeliks.d?id=63086066 (дата обращения 08.04.2017).
5. Lietuvos Aukščiausiojo teismo civilinių bylųskyriausteisėjųkolegijų nutartys [электронный ресурс] URL: http://www.teisesgidas.lt/modules/paieska/lat.php?id=25989 (дата обращения 05.04.2017).
6. Siūloma ne kuti naują tautinių mažumų įstatymo projektą, o balsuoti dėl svarstomo [электронный ресурс] URL:http://m.kauno.diena.lt/naujienos/lietuva/salies-pulsas/siuloma-ne-kurti-nauja-tautiniu-mazumu-istatymo-projekta-o-balsuoti-del-svarstomo-659329 (дата обращения 02.04.2017).
7. Tautiniųmažumųįstatymas – koksirkada? [электронный ресурс] URL: http://lietuvosdiena.lrytas.lt/aktualijos/tautiniu-mazumu-istatymas-koks-ir-kada.htm(дата обращения 05.04.2017).
ДРУГИЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Официальный сайт Департамента статистики Литвы – URL: http://www.stat.gov.lt.
2. Официальный сайт Европейской комиссии – URL:https://europa.eu.
3. Официальный сайт, посвященный структурной помощи ЕС в Литве – URL: http://www.esparama.lt.
4. Официальный сайт посольства Российской Федерации в Литовской Республике – URL:http://lithuania.mid.ru.
5. Официальный сайт Сейма Литвы – URL:http://www3.lrs.lt.
6. Официальный сайт Верховной избирательной комиссии Литовской Республики – URL: http://www.vrk.lt.
7. Официальный сайт Правительства Литовской Республики – URL:https://lrv.lt.
8. Официальный сайт Министерства образования Литовской Республики – URL: https://www.smm.lt.
9. Официальный сайт Министерства культуры Литовской Республики – URL: https://lrkm.lrv.lt.
10. Официальный сайт Департамента национальных меньшинств Литовской Республики – URL: http://tmde.lrv.lt.
11. Официальный сайт Совета Европы – URL: http://www.coe.int/.
12. Официальный сайт ОБСЕ – URL:http://www.osce.org.
13. Официальный сайт ООН – URL: http://www.un.org.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ