Введение 3
Глава 1. Общие вопросы организации правового регулирования местного самоуправления6
1.1 Характеристика правового регулирования местного самоуправления 6
1.2 Правовая природа муниципальных правовых актов 9
Глава 2. Практические аспекты подготовки и применения нормативно-правовых актов местного самоуправления 14
2.1 Порядок подготовки и принятия нормативно-правовых актов местного самоуправления и оценка их качества 14
2.2 Проблемы подготовки нормативно-правовых актов местного самоуправления и пути решения 18
Заключение 21
Список использованных источников 23
Местное самоуправление играет колоссальную роль в системе управления государством. Органы местного самоуправления призваны решать ряд задач местного значения в целях эффективного и продуктивного функционирования муниципальных образований. Можно смело утверждать, что местное самоуправление представляет собой один из основных конституционных институтов страны. Вопросы подготовки и принятия нормативно-правовых актов местного значения требуют пристального внимания и исследования. Качество подготовки нормативно-правовых актов местного значения непосредственно влияет на систему управления муниципальным образованием.
Актуальность темы курсовой работы обоснована тем, что вопросы правового регулирования местного самоуправления и качество разработанных и принятых нормативно-правовых актов непосредственно влияет на управление муниципальным образованием в целом, его стратегическое развитие, эффективность функционирования.
Актуальность темы курсовой работы подтверждает и значительное число проблем в данной области. На сегодняшний день актуальной остается проблема низкого качества нормативно-правовых актов, принятых органами местного самоуправления. Остается актуальной проблема взаимодействия власти и населения. Большинство граждан в силу низкой правовой культуры не стремятся принимать участие в решении вопросов местного значения. В качестве актуальной проблемы также можно отметить проблемы территориальной организации местного самоуправления.
На сегодняшний день одной из перспективных задач должно стать повышение качества принятых нормативно-правовых актов местного значения, обеспечение эффективного взаимодействия населения и власти, совершенствование вопросов регулирования территориальной организации публичной власти местного самоуправления. Все это свидетельствует об актуальности темы курсовой работы.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с принятием и оценкой качества нормативно-правовых актов местного самоуправления.
Предметом исследования стали нормы права, регулирующие вопросы местного самоуправления.
Целью курсовой работы является изучения проблем принятия и качества нормативно-правовых актов местного самоуправления.
Для реализации данной цели в работе необходимо решить следующий ряд задач:
1. изучить понятие и роль местного самоуправления;
2. представить правовые основы местного самоуправления;
3. изучить порядок принятия нормативно-правовых актов местного значения, оценить их качество;
4. определить проблемы принятия нормативно-правовых актов местного самоуправления и представить пути реформирования местного самоуправления.
Для написания работы были использованы методы описания, сравнения, анализа, синтеза и другие. Для написания курсовой работы также были использованы специальные юридические методы, в частности метод сравнения правовых норм, формально-юридический метод, метод юридической герменевтики. Широко применялись такие методы исследования как логический, системно-структурный методы, метод обобщения и прочие.
Информационная база исследования. Значительный вклад в разработку исследуемой тематики внесли: Г.В. Атаманчук, Г.В. Барабашев, О.Е. Кутафин, ВА Лапина, B.C. Мокрый и другие исследователи. Их работы составили теоретическую основу исследования. Также для выполнения работы были использованы труды В.Э. Отинова, Е.П. Забелиной и других. Нормативно-правовая база. Нормативную основу исследования составили: Конституция Российской Федерации и Федеральный закон от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Эмпирическая база исследования. Эмпирическую базу исследования составили материалы судебной практики, которые позволяют выделить проблемы принятия нормативно-правовых актов местного значения.
Структура работы включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение и список использованных источников.
Институт местного самоуправления за счет децентрализации власти позволяет решать наиболее значимые проблемы местного уровня, обеспечивать развитие муниципального образования и решение стратегических значимых задач.
Правотворческая деятельность в муниципальных образованиях должна соответствовать нормам Конституции РФ и федерального закона № 131-ФЗ, а также другим федеральным нормативным актам, действие которых распространяется на всей территории нашей страны. Любое муниципальное образование не имеет права издавать законодательные акты, противоречащие федеральным нормам.
В рамках местного самоуправления принимают нормативно-правовые акты, которые призваны урегулировать частные вопросы функционирования муниципального образования. Это могут быть, например, постановления или решения. Администрация города или муниципального района принимает собственные нормативно-правовые акты местного значения. В большинстве случаев данные нормативные акты представлены на сайте администрации муниципального района. В качестве примера можно привести Постановление Администрации Михайловского района Алтайского края № 478 от 17.12.2021 «Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении на территории района муниципального земельного контроля за 2022 год» или, например, Решение Барнаульской городской Думы от 30.11.2021 №796 «Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле на территории городского округа – города Барнаула Алтайского края».
Муниципальный правовой акт – это нормативный акт местного значения, который принят в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами в РФ, не противоречит им и призван урегулировать, решить вопросы местного значения, гарантировать эффективную работу муниципального образования. Муниципальные правовые акты обязательны к применению на всей территории муниципального образования. В случае, если нормативно-правовые акты местного самоуправления приняты с нарушениями или противоречат федеральным нормам законодательства или нормам законодательства субъекта РФ, то в судебном порядке такие нормативно-правовые акты признаются недействительными.
Несмотря на важность задач эффективной организации нормотворчества в системе местного самоуправления, на сегодняшний день ряд нормативно-правовых актов не соответствуют нормам права, не решают обозначенных задач и отличаются низким качеством содержательной части и применения на практике. Актуальной проблемой остается проблема низкого качество муниципальных нормативных актов. Многие термины используются в муниципальных правовых актах иначе, чем в федеральных законодательных актах. Это вызывает двусмысленность и неточность содержания муниципальных нормативно-правовых актов.
Проблематика подготовки нормативно-правовых актов местного самоуправления заключается в том, что понятийный аппарат имеет множество пробелов. Большое число нормативно-правовых актов местного значения также приводит к сложностям их применения на практике. На законодательном уровне отсутствует термин «муниципальный нормативный правовой акт», а также термин «муниципальный индивидуальный правовой акт». Недопустимо использовать только термин муниципальный нормативно-правовой акт, необходимо разграничить данное понятие на индивидуальный и правовой нормативный акт. Соответствующие изменения следует закрепить в федеральном законе № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления».
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изменениями, одобренными всенародным голосованием от 01.07.2020 года)// Собрание законодательства РФ. – 04.08.2014. – № 31. – ст. 4398
2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. – 2003. – №202
3. Федеральный закон от 01.05.2019 N 87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собр. законодательства РФ. – 2019. – №18. – Ст. 2211
4. Федеральный закон «О Государственном Совете Российской Федерации» от 08.12.2020 N 394-ФЗ // Собр. Законодательства РФ. – 2020. – №50. – Ст. 8039
5. Авакьян, С. А. Муниципальное право России : учебник / отв. ред. Авакьян С. А. - Москва : Проспект, 2019. – 656 с
6. Агаркова А.А., Павлов Н.В. Проблемы нормотворческого процесса органов местного самоуправления // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. – № 5-3 (56). – С. 7-19.
7. Адамская Л.В. Местное самоуправление в РФ / Л.В. Адамская // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. – 2022. – № 3 (16). – С. 22-23.
8. Алиева Г.Ш. Проблемы организации местного самоуправления и его взаимодействия с центральной государственной властью / Г.Ш. Алиева // Аллея науки. – 2018. – Т. 2. № 2 (18). – С. 573-575.
9. Анциферова, Е. В. Актуальные проблемы территориальной организации местного самоуправления в РФ и пути их решения / Е. В. Анциферова // Молодой ученый. – 2021. – № 18 (360). – с. 122–129.
10. Азизова, А. И. Основные модели местного самоуправления / А. И. Азизова. // Актуальные проблемы права : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 3-6.
11. Бабун Р. В. Организация местного самоуправления. Учебное пособие. – М: КноРус, 2019. 274 с.
12. Баженова, О. А. Специфика подготовки муниципального нормативного правового акта / О. А. Баженова // Молодой ученый. — 2021. — № 24 (366). — С. 78-80.
13. Бондарь Н.С. Местное самоуправление. Учебник. — М: Юрайт, 2017. 386 с.
14. Власенко, Н. А. Теория государства и права : учебное пособие для бакалавриата / Н.А. Власенко. — 3-е изд., доп. и испр. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2023. – 480 с.
15. Вичужанин, П.А. Особенности правового регулирования органов местного самоуправления / П.А. Вичужанин // Моя профессиональная карьера. – 2021. – №23. – с.328–332.
16. Исмагилова Р.Р. Правовая природа и место муниципальных правовых актов в системе нормативно-правовых актов / Р.Р. Исмагилова // Молодые исследователи – современной науке: сб. науч. статей. – Петрозаводск,2022. – С. 48–53.
17. Комарова, Ю. Специфика местного самоуправления в Российской Федерации на современном этапе развития гражданского общества / Ю. Комарова // Датский научный журнал. – 2022. – №43. – С. 35–39
18. Кутафин, О. Е. Муниципальное право Российской Федерации / О. Е. Кутафин, В. И. Фадеев. — Москва: Проспект, 2021. — 669 с.
19. Курочкин А.В. К вопросу о роли и месте функций в системе местного самоуправления / А.В. Курочкин // Евразийская адвокатура. – 2023. – №1. – С.111-114.
20. Лукьянов О.А. Проблемы правового регулирования местного самоуправления / О.А. Лукьянов // Бизнес и общество : электронный журн. 2021. – № 3 (31).
21. Отинова, В.Э. Проблемы местного самоуправления в контексте реформы публичной власти в России / В.Э. Отинова // Заметки ученого. – 2022. – №5. – С. 386–389
22. Обзор некоторых ошибок юридико-технического оформления муниципальных нормативно-правовых актов. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: digital42.ru›upload/medialibrary (дата обращения 25.05.2023)
23. Мониторинг нормотворческого процесса органов местного самоуправления – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ako.ru/upload/medialibrary (дата обращения 25.05.2023)