Роль поддержки тренера в становлении образа «Я» у ребенка, активно занимающегося спортом (Московский педагогический государственный университет)
|
Проведено эмпирическое исследование.
Выборка исследования: 60 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), посещающие спортивные секции по самбо на регулярной основе (43 мальчика и 17 девочек). Также в исследовании приняли участие 10 тренеров различных спортивных направлений (8 мужчин и 2 женщины).
Есть приложения.
Введение 3
Глава I Образ Я ребенка-спортсмена: основные теоретические подходы исследований 6
1.1 Становление «Образа Я» в спортивной деятельности: подходы в зарубежной и отечественной психологии 6
1.2 Психологические механизмы становления образа «Я» ребенка дошкольного возраста в спортивной деятельности 10
1.3 Специфика социальной ситуации развития ребенка-спортсмена 14
1.4 Роль родителей в становлении образа Я ребенка-спортсмена дошкольного возраста 16
1.5 Роль тренера в становлении образа Я ребенка-спортсмена дошкольного возраста 19
Выводы по главе I 23
Глава II Эмпирическое исследование Образа Я у детей старшего дошкольного возраста в спорте 25
2.1.Схема исследования 25
2.2. Результаты эмпирического исследования 29
Выводы по главе II 42
Заключение 43
Список источников 45
Приложения 50
Выборка исследования: 60 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), посещающие спортивные секции по самбо на регулярной основе (43 мальчика и 17 девочек). Также в исследовании приняли участие 10 тренеров различных спортивных направлений (8 мужчин и 2 женщины).
Есть приложения.
Введение 3
Глава I Образ Я ребенка-спортсмена: основные теоретические подходы исследований 6
1.1 Становление «Образа Я» в спортивной деятельности: подходы в зарубежной и отечественной психологии 6
1.2 Психологические механизмы становления образа «Я» ребенка дошкольного возраста в спортивной деятельности 10
1.3 Специфика социальной ситуации развития ребенка-спортсмена 14
1.4 Роль родителей в становлении образа Я ребенка-спортсмена дошкольного возраста 16
1.5 Роль тренера в становлении образа Я ребенка-спортсмена дошкольного возраста 19
Выводы по главе I 23
Глава II Эмпирическое исследование Образа Я у детей старшего дошкольного возраста в спорте 25
2.1.Схема исследования 25
2.2. Результаты эмпирического исследования 29
Выводы по главе II 42
Заключение 43
Список источников 45
Приложения 50
Развитие ребенка происходит под влиянием различных факторов, наиболее значимыми из которых является его социальное окружение и ведущая деятельность. Для детей дошкольного возраста важную функцию несет игровая деятельность, общение со сверстниками, а также влияние значимых взрослых. Личностное развитие детей-спортсменов имеет определенную специфику, связанную с тем, что ребенок включен в особую деятельность (спорт), а также имеет особого значимого взрослого, кроме родителей - тренера.
Одним из аспектов личностного развития ребенка является самооценка и формирование образа Я. Для детей эти параметры определяются оценкой других, поскольку ребенок в дошкольном возрасте еще не обладает способностью объективно и адекватно себя оценивать. Следовательно, от того, какими оценками и мнениями относительно себя окружен ребенок, зависит его собственное самовосприятие. В нашей работе мы придерживаемся следующего определения образа Я, опираясь на работу Р. Бернса – это система представлений человека о самом себе, своих сильных и слабых сторонах, способностях и возможностях. Образ Я является осознаваемой частью личности. Самооценка – это совокупность представлений человека о своих способностях, навыках и качествах, а также эмоциональное отношение к этим представлениям [5, 48].
Особенности влияния оценки значимых взрослых на самооценку ребенка рассмотрены А.Г. Рузской, Е.Н. Петренко, А.В. Мудрик, У.Н. Масленниковой, Е.В. Малютиной, М.И. Лисиной, У.Ю. Аникиной, А.И. Безлюдным, И.С. Бубновой. Однако в работах данных исследователей рассматривалось влияние наиболее распространенных факторов, которые встречаются в жизни почти каждого ребенка – стиль родительского воспитания, особенности психологического климата в семье. Однако не рассматривается влияние и роль тренера для детей-спортсменов на развитие самооценки ребенка.
В то же время влияние спорта на психологическое развитие ребенка рассматривалось А.В. Буриковым, И.М. Дементьевой, В.В. Киселевым, А.С. Морозовым, О.Н. Ракитской. Однако в данных работах рассматриваются в первую очередь личностные и индивидуально-психологические особенности детей-спортсменов, то есть констатируется факт и высказываются предположения о причинах обнаруженных явлений, однако не исследуется влияние определенного поведения или установок тренера на личностные особенности ребенка.
Особую актуальность представляет изучение влияния установок тренера на развитие образа Я ребенка-спортсмена. Тренер является ключевой фигурой в спортивной деятельности, в которую включен ребенок. Для детей дошкольного возраста свойственна ориентация на оценки старших, поскольку у него самого еще не сформирована способность самостоятельно оценивать себя.
Цель исследования – определение роли поддержки тренера в становлении образа Я ребенка-спортсмена старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – становление образа Я.
Предмет исследования –роль тренера в становлении образа Я ребенка дошкольного возраста, активно занимающегося спортом.
Гипотеза исследования – психологические установки тренера формируют стиль взаимодействия тренер - спортсмен и оказывают влияние на представление о себе ребенка дошкольного возраста, активно занимающегося спортом.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть исследования развития образа Я в зарубежной и отечественной психологии;
2. Рассмотреть психологические механизмы становления и развития образа «Я» ребенка дошкольного возраста;
3. Проанализировать специфику социальной ситуации ребенка-спортсмена;
4. Изучить роль родителей в становлении образа Я ребенка-спортсмена;
5. Изучить роль тренера в становлении образа Я ребенка-спортсмена.
6. Определить типичные установки тренеров
7. Выявить связь установок тренеров с индивидуальными характеристиками ребенка-спортсмена
Методы исследования:
1. Теоретические – анализ библиографических источников, обобщение и систематизация;
2. Эмпирические методы
3. Математическая обработка данных с помощью статистического пакета SPSS.
Методики исследования:
1. Шкала измерения спортивной идентичности Б.В, Брюэра (адаптация А.В. Кушнирук)
2. Методика «Самооценка» Дембо-Рубинштейн (модификация Г.В. Бурменской и А.А. Молчановой)
3. Авторский опросник установок тренера.
Выборку составили 60 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), посещающие спортивные секции по самбо на регулярной основе. Выборка представлена 43 мальчиками и 17 девочками. Также в исследовании приняли участие 10 тренеров различных спортивных направлений. Среди тренеров 8 мужчин и 2 женщины.
Одним из аспектов личностного развития ребенка является самооценка и формирование образа Я. Для детей эти параметры определяются оценкой других, поскольку ребенок в дошкольном возрасте еще не обладает способностью объективно и адекватно себя оценивать. Следовательно, от того, какими оценками и мнениями относительно себя окружен ребенок, зависит его собственное самовосприятие. В нашей работе мы придерживаемся следующего определения образа Я, опираясь на работу Р. Бернса – это система представлений человека о самом себе, своих сильных и слабых сторонах, способностях и возможностях. Образ Я является осознаваемой частью личности. Самооценка – это совокупность представлений человека о своих способностях, навыках и качествах, а также эмоциональное отношение к этим представлениям [5, 48].
Особенности влияния оценки значимых взрослых на самооценку ребенка рассмотрены А.Г. Рузской, Е.Н. Петренко, А.В. Мудрик, У.Н. Масленниковой, Е.В. Малютиной, М.И. Лисиной, У.Ю. Аникиной, А.И. Безлюдным, И.С. Бубновой. Однако в работах данных исследователей рассматривалось влияние наиболее распространенных факторов, которые встречаются в жизни почти каждого ребенка – стиль родительского воспитания, особенности психологического климата в семье. Однако не рассматривается влияние и роль тренера для детей-спортсменов на развитие самооценки ребенка.
В то же время влияние спорта на психологическое развитие ребенка рассматривалось А.В. Буриковым, И.М. Дементьевой, В.В. Киселевым, А.С. Морозовым, О.Н. Ракитской. Однако в данных работах рассматриваются в первую очередь личностные и индивидуально-психологические особенности детей-спортсменов, то есть констатируется факт и высказываются предположения о причинах обнаруженных явлений, однако не исследуется влияние определенного поведения или установок тренера на личностные особенности ребенка.
Особую актуальность представляет изучение влияния установок тренера на развитие образа Я ребенка-спортсмена. Тренер является ключевой фигурой в спортивной деятельности, в которую включен ребенок. Для детей дошкольного возраста свойственна ориентация на оценки старших, поскольку у него самого еще не сформирована способность самостоятельно оценивать себя.
Цель исследования – определение роли поддержки тренера в становлении образа Я ребенка-спортсмена старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – становление образа Я.
Предмет исследования –роль тренера в становлении образа Я ребенка дошкольного возраста, активно занимающегося спортом.
Гипотеза исследования – психологические установки тренера формируют стиль взаимодействия тренер - спортсмен и оказывают влияние на представление о себе ребенка дошкольного возраста, активно занимающегося спортом.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть исследования развития образа Я в зарубежной и отечественной психологии;
2. Рассмотреть психологические механизмы становления и развития образа «Я» ребенка дошкольного возраста;
3. Проанализировать специфику социальной ситуации ребенка-спортсмена;
4. Изучить роль родителей в становлении образа Я ребенка-спортсмена;
5. Изучить роль тренера в становлении образа Я ребенка-спортсмена.
6. Определить типичные установки тренеров
7. Выявить связь установок тренеров с индивидуальными характеристиками ребенка-спортсмена
Методы исследования:
1. Теоретические – анализ библиографических источников, обобщение и систематизация;
2. Эмпирические методы
3. Математическая обработка данных с помощью статистического пакета SPSS.
Методики исследования:
1. Шкала измерения спортивной идентичности Б.В, Брюэра (адаптация А.В. Кушнирук)
2. Методика «Самооценка» Дембо-Рубинштейн (модификация Г.В. Бурменской и А.А. Молчановой)
3. Авторский опросник установок тренера.
Выборку составили 60 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), посещающие спортивные секции по самбо на регулярной основе. Выборка представлена 43 мальчиками и 17 девочками. Также в исследовании приняли участие 10 тренеров различных спортивных направлений. Среди тренеров 8 мужчин и 2 женщины.
В данной работе были изучены особенности образа Я спортсменов дошкольного возраста.
В теоретической главе были изучены концепции развития и формирования образа Я, особенности влияния на образ Я ведущей деятельности и ближайшего окружения ребенка. Были рассмотрены аспекты спортивной деятельности, влияющие на формирование представления о себе у ребенка, а также роль в развитии личности тренера и родителей. По итогам теоретической главы были сделаны выводы, что специфика спортивной деятельности (жесткий регламент занятий, состязательный компонент, необходимость преодоления усталости, работа на отдаленный результат) и оценка тренера играют важную роль в самооценке и образе Я у юных спортсменов.
В рамках эмпирического исследования была осуществлена диагностика установок тренеров, особенностей спортивной идентичности и самооценки юных спортсменов, а также исследование связей и различий между данными показателями. Было обнаружено, что наиболее высокие значения спортивной идентичности и самооценки характерны для спортсменов, тренирующихся у тех тренеров, которые придерживаются установок на необходимость преодоления усталости и боли, усердного труда, важности поддержки тренера и послушание со стороны спортсмена.
1. По результатам диагностики установок тренера было выявлено, что что каждый тренер индивидуален, нет ни одного тренера, у которого бы полностью совпала выраженность всех установок. Тем не менее наиболее часто встречается (в 50% случаев) две установки: «спортсмен должен преодолевать усталость и боль» и «самые лучшие спортсмены – это спортсмены, послушно выполняющие все требования тренера».
2. Установка на преодоление усталости спортсменом имеет прямую корреляцию с реальной оценкой тренера по показателю настойчивости (0,341) и прямую корреляцию Я-желаемого по показателю командности (0,262), фарта (0,254), Я-желаемого по показателю самопринятия (0,331), гибкости (0,383) и амбициозности (0,378), прямую корреляцию реальной оценки тренера (0,258) по показателю уверенности в себе.
Таким образом, чем сильнее тренер уверен в необходимости преодоления спортсменом усталости на тренировках для достижения результата, тем выше он оценивает настойчивость ребенка, уверенность в себе; при этом тем больше ребенок стремится к командности, желает быть более удачливым на соревнованиях, стремится к более высокой самооценке гибкости и амбициозности.
3. Установка «Самые лучшие спортсмены – это спортсмены, послушно выполняющие все требования тренера» имеет прямую связь с реальной оценкой ребенком гибкости (0,291), желаемой оценкой фарта (0,262) и обратную корреляцию с желаемой оценкой ума (-0,257).
4. Следовательно, данные корреляции отражают те особенности восприятия и оценки ребенка, которые связаны с установками тренера. То, как тренер видит и оценивает ребенка, какими установками руководствуется, влияет на оценку мамы (поскольку тренер транслирует свое видение родителям), а также на самооценку ребенка (поскольку ребенок перенимает на себя оценку тренера).
Были описаны психологические портреты тренеров с позиции преобладающих установок, а также описаны усредненные образы спортсменов в соответствии с выраженностью тех или иных установок тренеров.
Таким образом, все поставленные задачи исследования были решены, достигнута цель исследования. Гипотеза исследования была подтверждена - психологические установки тренера формируют стиль взаимодействия тренер - спортсмен и оказывают влияние на представление о себе ребенка дошкольного возраста, активно занимающегося спортом.
В теоретической главе были изучены концепции развития и формирования образа Я, особенности влияния на образ Я ведущей деятельности и ближайшего окружения ребенка. Были рассмотрены аспекты спортивной деятельности, влияющие на формирование представления о себе у ребенка, а также роль в развитии личности тренера и родителей. По итогам теоретической главы были сделаны выводы, что специфика спортивной деятельности (жесткий регламент занятий, состязательный компонент, необходимость преодоления усталости, работа на отдаленный результат) и оценка тренера играют важную роль в самооценке и образе Я у юных спортсменов.
В рамках эмпирического исследования была осуществлена диагностика установок тренеров, особенностей спортивной идентичности и самооценки юных спортсменов, а также исследование связей и различий между данными показателями. Было обнаружено, что наиболее высокие значения спортивной идентичности и самооценки характерны для спортсменов, тренирующихся у тех тренеров, которые придерживаются установок на необходимость преодоления усталости и боли, усердного труда, важности поддержки тренера и послушание со стороны спортсмена.
1. По результатам диагностики установок тренера было выявлено, что что каждый тренер индивидуален, нет ни одного тренера, у которого бы полностью совпала выраженность всех установок. Тем не менее наиболее часто встречается (в 50% случаев) две установки: «спортсмен должен преодолевать усталость и боль» и «самые лучшие спортсмены – это спортсмены, послушно выполняющие все требования тренера».
2. Установка на преодоление усталости спортсменом имеет прямую корреляцию с реальной оценкой тренера по показателю настойчивости (0,341) и прямую корреляцию Я-желаемого по показателю командности (0,262), фарта (0,254), Я-желаемого по показателю самопринятия (0,331), гибкости (0,383) и амбициозности (0,378), прямую корреляцию реальной оценки тренера (0,258) по показателю уверенности в себе.
Таким образом, чем сильнее тренер уверен в необходимости преодоления спортсменом усталости на тренировках для достижения результата, тем выше он оценивает настойчивость ребенка, уверенность в себе; при этом тем больше ребенок стремится к командности, желает быть более удачливым на соревнованиях, стремится к более высокой самооценке гибкости и амбициозности.
3. Установка «Самые лучшие спортсмены – это спортсмены, послушно выполняющие все требования тренера» имеет прямую связь с реальной оценкой ребенком гибкости (0,291), желаемой оценкой фарта (0,262) и обратную корреляцию с желаемой оценкой ума (-0,257).
4. Следовательно, данные корреляции отражают те особенности восприятия и оценки ребенка, которые связаны с установками тренера. То, как тренер видит и оценивает ребенка, какими установками руководствуется, влияет на оценку мамы (поскольку тренер транслирует свое видение родителям), а также на самооценку ребенка (поскольку ребенок перенимает на себя оценку тренера).
Были описаны психологические портреты тренеров с позиции преобладающих установок, а также описаны усредненные образы спортсменов в соответствии с выраженностью тех или иных установок тренеров.
Таким образом, все поставленные задачи исследования были решены, достигнута цель исследования. Гипотеза исследования была подтверждена - психологические установки тренера формируют стиль взаимодействия тренер - спортсмен и оказывают влияние на представление о себе ребенка дошкольного возраста, активно занимающегося спортом.



