Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Музыкальные фестивали как современный эстетический феномен

Работа №121634

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

философия

Объем работы50
Год сдачи2018
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
46
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. Культуроисторическая рефлексия музыкальных фестивалей
1.1 История зарождения музыкального фестиваля 7
1.2. Фестиваль в системе культурной коммуникации 12
ГЛАВА 2. Музыкальный фестиваль, как диалог в пространстве современной культуры 25
2.1. Музыкальный фестиваль как социокультурный и эстетический феномены 25
2.2. Модели джазовых музыкальных фестивалей 30
Заключение 45
Список литературы 48

Картина современного художественного мира, сформированная под влиянием процессов глобализации, развитием постиндустриальной социальной и экономической модели, технологическими прорывами и повсеместным развитием глобальной коммуникации (сетей Интернет) и другими факторами, складывается довольно давно. Все это влияет на взгляды и ценности современного человека, культуру его взаимодействия с внешним миром, обществом, средой. На его духовно-творческое самовыражение в искусстве, вероисповедании, философских взглядах и суждениях. В настоящее время возникновение новых форм культуры творчества стало повседневностью, сосуществующей, а подчас и вытесняющей традиционные виды искусства.
Одной из популярных форм общения и коммуникаций участников современного социума стал фестиваль, а также его производные: вечеринки, концерты, крупные тематические мероприятия.
Этим во многом определяется актуальность дипломной работы, которая заключается в том, что сегодня музыкальные фестивали являются феноменом современной культуры, элементом искусства.
Искусство являет собой один из видов диалога социума. С помощью него художник разговаривает с миром как на простом, так и на сложном языках. Зритель, в свою очередь, через музыку, просмотр фильмов, спектаклей, невольно начинает включаться в этот диалог, по-своему интерпретируя увиденное и услышанное.
Чтобы процесс общения со зрителем не останавливался, а диалог не переходил в монолог, были найдены такие решения как проведение празднеств, во время которых предметы искусства помещали в специально отведённых местах. В начале - в храмах и на освящённых местах, а позднее — в музеях, где и устраивали театрализованные и музыкальные представления. Позднее новым способом диалога художника со зрителем стал фестиваль.
Фестиваль — не только один из методов обмена нововведениями в искусстве, но феномен культуры современности, заслуживающий своего анализа и изучения. Фестивали, проходящие повсеместно в мире, как в крупных городах и мегаполисах, так и в небольших региональных поселениях, играют значимую роль в социализации и культурной жизни их жителей. Не редко, такие мероприятия становятся показателем престижа города, региона или страны, где они проходят. На сегодня сформировался целый спектр всевозможных форм фестиваля. Как традиционных, куда можно отнести кино, театральные и музыкальные представления, так и тематических: фестивали цветов, современной кухни и вина, выставки современного искусства. В более крупных и развитых городах встречается множество более частных форм фестиваля: свадебные салоны, выставки ретро автомобилей, проходящие под открытым небом, строительство сезонных форм и сооружений из песка или льда.
В процессе подготовки и проведения музыкальных фестивалей культурная жизнь оживает, растет количество любительских исполнителей, повышается уровень организации досуга, происходит становление процесса целенаправленного и предметного эстетического воспитания, происходит знакомство и сближение с культурными ценностями.
Фестиваль охватывает культурные и художественные сообщества и объединения музыкантов, исполнителей, художников, мастеров и продюсеров, формируясь как на региональном, так и на международном уровнях. Фестивали организуются федеральными и муниципальными властями, музыкальными обществами и филармониями, концертными и промоутерскими агентствами, а зачастую и частными лицами. Наиболее ярким и неординарным явлением современности стали блогеры, которые нередко собирают на своих концертах и выступлениях тысячи поклонников.
Фестивали приобрели настолько регулярный характер, что они институализируются. Ряд фестивалей сформировали собственный фонд развития, обрели постоянные площадки и места проведения, а также получают финансирование из регионального и федерального бюджетов. Фестивали несут в себе цель долгосрочного, последовательно влияния на культурное, ценностное и художественное развитие его участников и зрителей. В нашем случае такой сферой является музыка.
Зачастую, фестивали носят открытый и массовый характер, способствуют развитию талантов и повышению навыков исполнителей, поддерживают молодые начинания и новаторство. Нередко в местах проведения фестивалей фиксируется значительный экономический подъём за счёт увеличения потока туристов и обеспечения занятости местного населения.
Наиболее крупные, международные фестивали формируют становление новых видов музыкального искусства, развитие связей между народами и национальностями. В то же время, ряд музыкальных фестивалей в странах Европы и Северной Америки остаётся сложно доступным для широкой общественности по причине высоких цен на билеты. Такие мероприятия носят элитарный характер. А отдельно взятые фестивали, проводятся в целях рекламы и привлечения туристов, что весьма характерно для Европейского союза.
Проводимые музыкальных фестивали благоприятно влияют на сближение народов и прогресс человечества, обогащая общую мировую культуру. Важно подчеркнуть, что любые, порой и наиболее самобытные культуры никогда не формировались без взаимосвязей и влияния других культур. Такие обмены придают импульс развитию общества, способствуют социальному прогрессу как отдельно взятых народов, так и всего человечества. Следует отметить, что культурные связи способствуют оздоровлению международного климата, но также важно отметить и другую сторону: создание условий разрядки напряженности, нормализации отношения между народами и государствами, формирование благоприятных условия для восстановления и развития культурных связей, что не мало важно с точки зрения политики и экономики.
Объектом исследования является музыкальная культура конца XX - начала XXI веков
Предметом исследования является музыкальный фестиваль как эстетический феномен и специфическая форма коммуникации в современной культуре.
Целью исследования является выявление эстетического, культурного и творческого потенциала музыкального фестиваля. Его изучение с позиций диалога поколений и культурных слоёв общества.
Задачи исследования сформулированы на основе следующего ряда целей, объектов и предметов исследования:
1. анализ истории зарождения музыкальных фестивалей;
2. характеристика феномена фестиваля в эстетическом и культурологическом контексте, определение его места в системе современной культурной коммуникации, выявление особенностей и отличительных признаков культурно-диалогического характера фестиваля;
3. выявление истоков современного фестиваля, рассмотрение его разновидностей в сопоставлении с «диалогическими» видами импровизационного творчества;
4. изучение музыкального фестиваля как эстетического, социального и культурного явления в системе взаимодействий между участниками социума;
5. исследование джазовых моделей музыкального фестиваля по отношению к природе их диалога.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Музыкальный фестиваль – особое явление в общей панораме современной художественной культуры. Первоначально, представляется, что его развитие идет независимо от глобальных социально-политических процессов и несет в себе некую внутреннюю логику. Такой воспринимается динамика фестивального движения с прикладной точки зрения, в публицистических материалах, на страницах журналов, в аналитических обзорах художественных критиков. Между тем, новая точка взгляда на характер исследования выявляет в фестивалях присутствие закономерностей в масштабе общемировой культуры: музыкальное фестивальное движение становится в один ряд с другими культурными и эстетическими феноменами, начинает проявлять свою культурно-семантическую роль в пространстве современности. Осуществление такого взгляда на проблему возможно благодаря применению культурологического подхода к явлениям музыкального творчества 1990-2000-х гг. В контексте культурологического изучения музыкальный фестиваль воспринимается как эстетический и социально-культурный феномен, уникальная форма межкультурной коммуникации, которой свойственна реализация творческих и интеллектуальных устремлений нашего времени.
Задаваясь вопросом о том, почему на рубеже ХХ-ХХ1 вв. возникают предпосылки тотального проникновения фестивальных принципов в культуру, почему фестиваль практически вытесняет другие, в первую очередь концертные, формы общения исполнителей и зрителей, нельзя не заметить, что это обусловлено актуальной общекультурной тенденцией - усилением роли межкультурных взаимодействий и контактов на основе творческого диалога. Основным фактором, оказавшим влияние на развитие данной тенденции, является глобализация - процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. На смену «монокультурам», организуемым, как правило, вокруг одного этнонационального, геополитического и т.д. ядра, приходит модель глобальной культуры, в недрах которой устанавливаются сложные коммуникативные отношения между представителями различных этнических, национальных, социальных и прочих общностей. Этим объясняется многократное возрастание роли механизма диалога в современной культуре, а вместе с ним и тех форм культурного творчества, которые основаны на данном механизме. Таким образом, в условиях глобализации музыкальный фестиваль трансформируется в широко востребованную форму осуществления межкультурного (социокультурного) диалога, становится своего рода площадкой для диалогических взаимодействий посредством музыкального творчества.
Осмысливая культурно-исторические истоки музыкального фестиваля, можно прийти к выводу, что они имеют глубокие корни. Так, присущие ему типологические черты, в том числе: диалогизм, творчески-игровая атмосфера, репрезентативность, зрелищность - формируются еще в эпохи Античности, Средневековья и Возрождения, в обрядовой, театрально- игровой и карнавально-праздничной среде. В качестве прообраза фестивальной формы можно рассматривать обрядово-игровые действа и празднества, организуемые на основе творческой игры - состязательного диалога-противоположения как минимум двух сторон, или участников. При этом особую ценность для формирования идеи музыкального фестиваля имеют традиции творческой игры-импровизации, основанной на спонтанном общении исполнителей (музыкантов) и публики.
Импровизационный диалог стал базовой моделью джазового фестиваля, повлияв на формирование современного типа фестивального проекта с элементами импровизированно-игрового диалога.
Однако коммуникативная ценность музыкального фестиваля не исчерпывается его значением в структуре межличностной коммуникации. Не менее важно, что в его пространстве обнаруживается все многообразие и сложность социальных взаимодействий между личностями, принадлежащими различным национальным группам и культурам, социальным слоям и т.д., система взаимодействий между различными культурными сферами и институтами. Иными словами, в рамках музыкального фестиваля преломляются механизмы внутрикультурной и межкультурной коммуникации.
Выводы, сделанные в ходе исследования музыкального фестиваля, свидетельствуют о том, что данное явление необходимо изучать в широком контексте, с позиций фундаментального гуманитарного знания. Будучи фактом современности, музыкальный фестиваль отражает все многообразие уровней бытия культуры рубежа XX- XXI столетий; в нем преломляются общие тенденции, закономерности и динамика культурного развития.



1. Андрианов, М.С. Невербальная коммуникация: психология и право. - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2007. - С. 91
2. Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. Проблемы поэтики Достоевского. - 5-е изд., доп. - Киев: NEXT, 1994. - 508 е.; Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества. - M.: Искусство, 1986. - 445 С.
3. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса / М.М. Бахтин. - 2-е изд. - Москва: Художественная литеатура, 1990. - 242 С.
4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - Москва: Искусство, 1986. - 289 С.
5. Берегов С. Плавильный котел [Электронный ресурс] / С. Берегов.
- Режим доступа: http://www■polemics■ru/articles/?articleID=9333&hideText:=0&itemPage=l.
6. Библер B.C. От наукоучения - к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век. - M.: Политиздат, 1991. -413 С.
7. Библер B.C. Школа диалога культур [Электронный ресурс] / B.C. Библер. - Режим доступа: http://bibler ru/shdkom_bi os.html.
8. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 2008. - 352 С.
9. Дорфман M. Музыка радикальной еврейской культуры Джона Зорина [Электронный ресурс] / М.Дорфман. - Режим доступа: http://russiandenver.50megs.com/dzhon_zorin.html.
10. Каган M.C. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. - M.: Политиздат, 1988. - С. 143-144. - (Над чем работают, о чем спорят философы).
11. Конецкая В.П. Социология коммуникации. - М.: Междунар. ун-тет бизнеса и управления, 1997. - С. 118.
12. Левит С. Я. Культурология: энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. и авт. проекта С.Я. Левит. - M.: Росс, полит, энцикл. (РОССПЭН), 2007. - Т. 1. - 1392 с. - (Серия «Summa culturologiae»), - 960 С.
13. Махлина C.T. Словарь по семиотике культуры. - СПб.: Искусство-СПб., 2009. - С. 111.
14. Меньшиков A.M. Фестиваль как социокультурный феномен современного театрального процесса: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.01 / A.M. Меньшиков; РАТИ (ГИТИС). - Москва, 2004. - 20 С.
15. Москвина И.К. Социальные институты культуры // Теория культуры: учеб. пос. под ред. C.H. Иконниковой, В.П. Большакова. - СПб.: Питер, 2008. - С.315.
16. Петров А. В. Мир науки, культуры, образования // науч. журнал под ред. Петрова А. В. г. Горно-Алтайск, 2012 г. С. 410-411
17. Петров Л.В. Проблемы культурного взаимодействия. Культурные коммуникации // Теория культуры: учеб. пос. под ред. C.H. Иконниковой, В.П. Большакова. - СПб.: Питер, 2008 - С.332.
18. Поленов Д.В. Музыкальный фестиваль: статья [Электронный ресурс] // Большая советская энцикл. - M.: Большая Росс, энцикл.; ЗАО Гласнет, 2003. - Диск 2. Гроза - Поленов Д.В.
19. Распространение джаза [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// Ru.science.wikia.com/wiki/Джаз.
20. Садохин А.П. Межкультурная коммуникация: учеб. пос. - Альфа-M; ИНФРА-М, 2004. - С. 75-79.
21. Самохвалова В.И. Сознание как диалогическое отношение // М.М. Бахтин как философ: сб. ст. Отв. ред. Л.А. Гоготишвили, П.С. Гуреви
22. Тенденции современного фестивального движения народного художественного творчества: курсовая работа [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=662741ч. -М.: Наука, 1992. – 217 С.
23. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. / Общ. ред. и послесл. Г.М. Тавризян. - M.: Изд. группа «Прогресс», «Прогресс-Академия», 1992. -С. 64.
24. Широкова H.A. Постмодернистская арт-акция в творчестве Б. Макферрина: опера-импровизация «Боббл» // Музыкознание и музыкальное образование: современные тенденции: межвуз. сб. ст. – Челябинск, 2010. - Вып. 2. - С.50-56.
25. Art Ensemble of Chicago [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://glossword.info/index.php/term/,6ea3ac6f59585cae956054a6569bac5d596155b062a2a45656936aa95e9fac71959c7158a7615daab1935c9b6968b0556f5b58ab61b068545a935aa55caaac5c53.xhtml
26. Asian-American Jazz [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/ AsianAmericanJazz.
27. Géo Voumard, a Founder of the Montreux Jazz Festival, Dies at 87 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.nytimes.com/2008/09/05 /arts/music/05voumard.html.
28. Gert Pfankuch John Mclaughlin’s official website [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. johnmclaughlin.com.
29. Paul Horn's official website [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.paulhornmusic.com/.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ