Медиатехнологии США по удержанию мирового лидерства
|
Введение
Глава 1. США в роли лидера на международной арене в современном информационном обществе
1.1 Геополитика США и ее продвижение в мире при помощи медиа...11
1.2. Сущность понятия «медиатехнологии», их свойства и современное состояние в Соединенных Штатах
1.3 Стратегии и основные направления информационной политики США, реализуемые посредством использования медиатехнологий
Глава 2. Экспансия США на современном глобальном информационном рынке и медиатизация американской политики
2.1. Транснациональные медиакорпорации США: структура и современное положение на международной арене
2.2. Информационные агентства США как инструмент формирования образа мирового лидера
2.3 Роль качественной американской прессы в отражении интересов внешней политики государства
Глава 3. Практика информационной борьбы США по удержанию мирового лидерства
3.1. Исследование политики США по отношению к РФ и КНР на примере материалов журнала “Foreign Policy” и газеты “The Washington Post”
3.2. Исследование политики США к РФ и КНР на примере материалов газет “The New York Times” и “The Wall Street Journal”
Заключение
Список литературы
Глава 1. США в роли лидера на международной арене в современном информационном обществе
1.1 Геополитика США и ее продвижение в мире при помощи медиа...11
1.2. Сущность понятия «медиатехнологии», их свойства и современное состояние в Соединенных Штатах
1.3 Стратегии и основные направления информационной политики США, реализуемые посредством использования медиатехнологий
Глава 2. Экспансия США на современном глобальном информационном рынке и медиатизация американской политики
2.1. Транснациональные медиакорпорации США: структура и современное положение на международной арене
2.2. Информационные агентства США как инструмент формирования образа мирового лидера
2.3 Роль качественной американской прессы в отражении интересов внешней политики государства
Глава 3. Практика информационной борьбы США по удержанию мирового лидерства
3.1. Исследование политики США по отношению к РФ и КНР на примере материалов журнала “Foreign Policy” и газеты “The Washington Post”
3.2. Исследование политики США к РФ и КНР на примере материалов газет “The New York Times” и “The Wall Street Journal”
Заключение
Список литературы
Актуальность темы исследования. В современном социуме развитие экономической, политической, культурной и информационной сфер происходит на мировом уровне. С начала XXI века концепция глобального общества становится все более обсуждаемой в научных кругах. С данной точки зрения все индивиды на нашей планете являются гражданами единого глобального объединения, состоящего из локальных групп отдельных государств.
Усиливающееся влияние информационной революции на экономические, социальные, политические, международные и другие процессы тесно связано с научными исследованиями в области информационного общества — формирующегося на глобальном уровне социума, объединяющего как отдельных индивидов, так и акторов при помощи информационных технологий.
Информационное пространство в современном обществе оказывает все большее влияние на состояние политической арены за счет своего непрерывного расширения, вовлечения в структуру новых субъектов, институтов и сетей. Из-за огромных возможностей в области взаимодействия с гражданами, а также оказания на них влияния, информационная сторона общества все больше интересует власть. Политическая роль современного информационного пространства меняется благодаря его способности изменять систему геополитики.
Несомненно, СМК играют одну из ключевых ролей в формировании мирового информационного общества. Помимо глобализации и интернатизации, одной из ведущих тенденций развития СМИ на современном этапе является концентрация собственности в медийной сфере. Все эти факторы являются основообразующими для формирования современного глобального информационного рынка.
Важно отметить положение США как одного из наиболее влиятельных политических, военных, экономических и культурных акторов в современных международных отношениях. В рамках гипотезы выносится предположение, что в немалой степени влияние Соединенных Штатов в мире было достигнуто за счет их информационной политики, а также активного развития и внедрения медиатехнологий во всевозможные сферы жизни общества.
После окончания «холодной войны» американское руководство провело курс на достижение глобального мирового лидерства. Информационный аспект играл важнейшую роль в данной стратегии вместе с задачами по установлению политического, военного и экономического доминирования Соединенных Штатов на международной арене.
Наиболее стремительное развитие информационных технологий в США наблюдалось при У. Клинтоне. Государство активно способствовало развитию американского информационного потенциала. К концу правления президента У. Клинтона, Соединённые Штаты накопили значительный экономический, военный потенциал и являлись наиболее могущественным государством в мире по основным показателям.
Анализ истории развития современного информационного общества позволяет понять, как тесно связаны его сферы, а также как лидерство на информационном рынке способствует установлению позиций государства в других областях.
Ряд периодических изданий, принадлежащих крупным медиакорпорациям, широко тиражируются за рубежом во многих странах мира. Это, например, американские газеты «USA Today», «The Wall Street Journal», журналы «Time», «Reader's Digest» (США) и др.
Большая часть наиболее крупных медиакорпораций зарегистрированы в Америке. Информационные агентства США считаются влиятельными, на их долю приходятся интенсивные потоки новостей и сведений по всему миру. Вещание американского телевидения также выходит далеко за границы страны.
Из крупнейших американских медийных конгломератов следует отметить CBS Corporation, Comcast Corporation, Hearst Corporation, News Corp, Time Warner, Viacom, The Walt Disney Company.
По одному из подходов к информации, она может стать ключевым орудием «мягкой власти». Данный термин можно расшифровать как “способ делать свои решения, политику, образ жизни, ценности и цели привлекательными для своей аудитории, контрагентов, объектов влияния”. Таким образом, глобальная политическая, экономическая, военная экспансия США поддерживается их активностью и влиянием на мировом информационном рынке.
Лидерство США в информационной сфере достигается за счет активного использования медиатехнологий. Медиатехнологии — это технологии работы с информацией. Медиатехнологии представляют собой одно из средств деятельности, способов коммуникации. Технологии СМИ меняются вместе с трансформацией современного социума. На сегодняшний день в связи с широким распространением медиа увеличилось и количество ролей, осуществляемых ими в социальном и информационно-коммуникативном пространстве.
Эффективная информационная политика в свою очередь способствует достижению лидерства государства и в иных сферах, что можно доказать на примере США.
Данное исследование является актуальным для изучения опыта США, которое необходимо в понимании интенсивных процессов глобализации, влияния информационной политики и медиатехнологий государства на достижение лидерства в иных сферах. Тема также является интересной для изучения, так как опыт государственной информационной политики США может стать крайне важным и актуальным для многих вопросов российской внешней и внутренней политики.
Научная новизна исследования. Стоит отметить, что в некоторой степени вопросы, которые исследуются в данной работе, можно назвать принципиально новыми, так как они присущи лишь современному периоду международных отношений. Из-за исторических обстоятельств становления информационного общества некоторые исследуемые темы не могли находиться в активном обсуждении в контексте информационной политики до недавнего времени. Некоторые аспекты современных медиатехнологий могли не быть представлены в научных трудах. Также научная новизна работы содержится в анализе особенностей информационной политики США с учётом различных социально-экономических, политических и международных факторов.
Научно-теоретическая и практическая значимость исследования. Данная работа будет полезна теоретикам в области международных отношений, так как в ней систематизирован большой объем информации о геополитике США, реализуемой посредством использования медиатехнологий. Также исследование актуально для практиков в сфере международной журналистики благодаря наличию качественного контент-анализа актуальных публикаций ведущих СМИ США.
Объект – ведущие медиа США
Предмет – информационные технологии СМИ, реализуемые информационной политикой США по поддержанию и обеспечению мирового лидерства
Цель – выявление значения медиатехнологий в позиционировании и поддержании в глобальном информационном пространстве роли США как мирового лидера
Задачи:
1) выявить обобщенные характеристики понятия “медиатехнологии” и дать оценку их состояния в печатных СМИ США
2) проанализировать стратегии и направления информационного доминирования США в международных отношениях как средства глобального доминирования
3) охарактеризовать позиции США в различных сферах на мировой арене, представленные в глобальном информационном пространстве и служащие доводом и обоснованием претензий на роль мирового лидера.
4) рассмотреть эффективность американских медиа как результат внедрения медиатехнологий при осуществлении политики “мягкой силы”.
Гипотеза: Эффективные медиатехнологии, внедряемые в печатных СМИ США способствуют совершенствованию информационной политики страны и доминированию ее массмедиа в глобальном информационном пространстве, что является важнейшим фактором в реализации политики глобального доминирования.
Методы. При написании научной работы использовались общенаучные методы: анализ, синтез, сопоставление. В качестве ключевого метода сбора и обработки эмпирического материала был выбран качественный контент-анализ. Теоретическая база исследования. Особенный интерес представляют работы зарубежных учёных в области информационного общества. Важной вехой в развитии идей глобального информационного пространства послужило появление книги американского социолога Д. Белла «Грядущее постиндустриальное общество» в 1973 г. Требуют внимания также труды М. Маклюэна, Э. Тоффлера. 1990-е годы можно определить началом нового периода в формировании идей глобального информационного пространства. Данный этап связан с исследованиями П. Дракера и М. Кастельса.
Отечественные ученые также уделяют пристальное внимание новому информационному пространству и его потенциалу в иных сферах социума.
Рассмотрению аспектов формирования геополитики в рамках глобального информационного общества посвящены работы И.Ю. Алексеевой , А.В. Бедрийцкого , Е.А. Роговского . Изучением данной темы также занимались такие отечественные авторы, как А.Н. Аверин, М.С. Вершинин, В.Г. Барановский, А.Д. Богатуров, М.М. Лебедова, А.Г. Арбатов, А.И Уткин и другие. Среди зарубежных исследователей помимо указанных можно отметить работы И. Валлерстайна, Н. Винера, Э. Гидденса, Дж. Гэлбрейта, Э. Дюркгейма, П.Ф. Лазарсфельда, Г.Д. Лассуэлла, Г. Лебона и других.
Степень научной разработанности темы. В представленных далее работах исследователями рассматривалось положение США в современном мире, мощь медиаиндустрии Соединенных Штатов, роль и влияние журналистов страны на деятельность администрации. Это значимая работа Г.Ю. Филимонова: «” Мягкая сила” культурной дипломатии США». Также можно отметить труды А.И. Уткина «Мировой порядок XXI века» и «Американская империя». Из иностранных трудов можно отметить публикацию М. Хармона «Медиа, технологии и внешняя политика Соединенных Штатов: пересмотр «эффекта CNN».
Эмпирическую базу исследования составили 40 публикаций в американских изданиях “The Washington Post”, “Foreign Policy” и отечественной “Российской Газете” в период с января по декабрь 2016 г. В изданиях США рассматривались материалы, посвященные России и Китаю.
По статьям “Российской газеты” была проанализирована реакция официального печатного органа РФ на публикации американской прессы. Эмпирической базой стали и 30 публикаций в газетах США “The Wall Street Journal” и “The New York Times” в период с апреля 2017 года по май 2018 г. В данных изданиях также рассматривались публикации об РФ и КНР.
Хронологические рамки исследования охватывают период с января 2016 года по май 2018 г. Данный период был выбран исходя из критериев актуальности, благодаря чему в исследовании рассматривались новейшие публикации о России и Китае в ведущих американских медиа по мере их выхода в соответствии с ключевыми событиями на международной арене.
Апробация исследования. Некоторые положения магистерской диссертации вынесены в материалы 15-й международной конференции студентов, аспирантов и магистрантов 2017 г. “Медиа в современном мире. Молодые исследователи”. Структура работы. Диссертация состоит из трех глав. Первые две посвящены теории, третья является исследовательской. В первой главе проводится анализ геополитики США, а также современного состояния информационного пространства, тенденций нынешних СМК и информационного рынка, положение которых влияет на способы информационного воздействия со стороны ряда стран. Во второй главе рассматривается непосредственно информационная сфера США. В этой части проводится анализ состояния американской прессы, информационных агентств и медиаконгломератов и степени их вовлеченности в политический процесс. Третья глава посвящена качественному контент-анализу публикаций в СМИ США, которые позволяют определить, как политические, экономические и культурные интересы Америки транслируются через их медиа.
Усиливающееся влияние информационной революции на экономические, социальные, политические, международные и другие процессы тесно связано с научными исследованиями в области информационного общества — формирующегося на глобальном уровне социума, объединяющего как отдельных индивидов, так и акторов при помощи информационных технологий.
Информационное пространство в современном обществе оказывает все большее влияние на состояние политической арены за счет своего непрерывного расширения, вовлечения в структуру новых субъектов, институтов и сетей. Из-за огромных возможностей в области взаимодействия с гражданами, а также оказания на них влияния, информационная сторона общества все больше интересует власть. Политическая роль современного информационного пространства меняется благодаря его способности изменять систему геополитики.
Несомненно, СМК играют одну из ключевых ролей в формировании мирового информационного общества. Помимо глобализации и интернатизации, одной из ведущих тенденций развития СМИ на современном этапе является концентрация собственности в медийной сфере. Все эти факторы являются основообразующими для формирования современного глобального информационного рынка.
Важно отметить положение США как одного из наиболее влиятельных политических, военных, экономических и культурных акторов в современных международных отношениях. В рамках гипотезы выносится предположение, что в немалой степени влияние Соединенных Штатов в мире было достигнуто за счет их информационной политики, а также активного развития и внедрения медиатехнологий во всевозможные сферы жизни общества.
После окончания «холодной войны» американское руководство провело курс на достижение глобального мирового лидерства. Информационный аспект играл важнейшую роль в данной стратегии вместе с задачами по установлению политического, военного и экономического доминирования Соединенных Штатов на международной арене.
Наиболее стремительное развитие информационных технологий в США наблюдалось при У. Клинтоне. Государство активно способствовало развитию американского информационного потенциала. К концу правления президента У. Клинтона, Соединённые Штаты накопили значительный экономический, военный потенциал и являлись наиболее могущественным государством в мире по основным показателям.
Анализ истории развития современного информационного общества позволяет понять, как тесно связаны его сферы, а также как лидерство на информационном рынке способствует установлению позиций государства в других областях.
Ряд периодических изданий, принадлежащих крупным медиакорпорациям, широко тиражируются за рубежом во многих странах мира. Это, например, американские газеты «USA Today», «The Wall Street Journal», журналы «Time», «Reader's Digest» (США) и др.
Большая часть наиболее крупных медиакорпораций зарегистрированы в Америке. Информационные агентства США считаются влиятельными, на их долю приходятся интенсивные потоки новостей и сведений по всему миру. Вещание американского телевидения также выходит далеко за границы страны.
Из крупнейших американских медийных конгломератов следует отметить CBS Corporation, Comcast Corporation, Hearst Corporation, News Corp, Time Warner, Viacom, The Walt Disney Company.
По одному из подходов к информации, она может стать ключевым орудием «мягкой власти». Данный термин можно расшифровать как “способ делать свои решения, политику, образ жизни, ценности и цели привлекательными для своей аудитории, контрагентов, объектов влияния”. Таким образом, глобальная политическая, экономическая, военная экспансия США поддерживается их активностью и влиянием на мировом информационном рынке.
Лидерство США в информационной сфере достигается за счет активного использования медиатехнологий. Медиатехнологии — это технологии работы с информацией. Медиатехнологии представляют собой одно из средств деятельности, способов коммуникации. Технологии СМИ меняются вместе с трансформацией современного социума. На сегодняшний день в связи с широким распространением медиа увеличилось и количество ролей, осуществляемых ими в социальном и информационно-коммуникативном пространстве.
Эффективная информационная политика в свою очередь способствует достижению лидерства государства и в иных сферах, что можно доказать на примере США.
Данное исследование является актуальным для изучения опыта США, которое необходимо в понимании интенсивных процессов глобализации, влияния информационной политики и медиатехнологий государства на достижение лидерства в иных сферах. Тема также является интересной для изучения, так как опыт государственной информационной политики США может стать крайне важным и актуальным для многих вопросов российской внешней и внутренней политики.
Научная новизна исследования. Стоит отметить, что в некоторой степени вопросы, которые исследуются в данной работе, можно назвать принципиально новыми, так как они присущи лишь современному периоду международных отношений. Из-за исторических обстоятельств становления информационного общества некоторые исследуемые темы не могли находиться в активном обсуждении в контексте информационной политики до недавнего времени. Некоторые аспекты современных медиатехнологий могли не быть представлены в научных трудах. Также научная новизна работы содержится в анализе особенностей информационной политики США с учётом различных социально-экономических, политических и международных факторов.
Научно-теоретическая и практическая значимость исследования. Данная работа будет полезна теоретикам в области международных отношений, так как в ней систематизирован большой объем информации о геополитике США, реализуемой посредством использования медиатехнологий. Также исследование актуально для практиков в сфере международной журналистики благодаря наличию качественного контент-анализа актуальных публикаций ведущих СМИ США.
Объект – ведущие медиа США
Предмет – информационные технологии СМИ, реализуемые информационной политикой США по поддержанию и обеспечению мирового лидерства
Цель – выявление значения медиатехнологий в позиционировании и поддержании в глобальном информационном пространстве роли США как мирового лидера
Задачи:
1) выявить обобщенные характеристики понятия “медиатехнологии” и дать оценку их состояния в печатных СМИ США
2) проанализировать стратегии и направления информационного доминирования США в международных отношениях как средства глобального доминирования
3) охарактеризовать позиции США в различных сферах на мировой арене, представленные в глобальном информационном пространстве и служащие доводом и обоснованием претензий на роль мирового лидера.
4) рассмотреть эффективность американских медиа как результат внедрения медиатехнологий при осуществлении политики “мягкой силы”.
Гипотеза: Эффективные медиатехнологии, внедряемые в печатных СМИ США способствуют совершенствованию информационной политики страны и доминированию ее массмедиа в глобальном информационном пространстве, что является важнейшим фактором в реализации политики глобального доминирования.
Методы. При написании научной работы использовались общенаучные методы: анализ, синтез, сопоставление. В качестве ключевого метода сбора и обработки эмпирического материала был выбран качественный контент-анализ. Теоретическая база исследования. Особенный интерес представляют работы зарубежных учёных в области информационного общества. Важной вехой в развитии идей глобального информационного пространства послужило появление книги американского социолога Д. Белла «Грядущее постиндустриальное общество» в 1973 г. Требуют внимания также труды М. Маклюэна, Э. Тоффлера. 1990-е годы можно определить началом нового периода в формировании идей глобального информационного пространства. Данный этап связан с исследованиями П. Дракера и М. Кастельса.
Отечественные ученые также уделяют пристальное внимание новому информационному пространству и его потенциалу в иных сферах социума.
Рассмотрению аспектов формирования геополитики в рамках глобального информационного общества посвящены работы И.Ю. Алексеевой , А.В. Бедрийцкого , Е.А. Роговского . Изучением данной темы также занимались такие отечественные авторы, как А.Н. Аверин, М.С. Вершинин, В.Г. Барановский, А.Д. Богатуров, М.М. Лебедова, А.Г. Арбатов, А.И Уткин и другие. Среди зарубежных исследователей помимо указанных можно отметить работы И. Валлерстайна, Н. Винера, Э. Гидденса, Дж. Гэлбрейта, Э. Дюркгейма, П.Ф. Лазарсфельда, Г.Д. Лассуэлла, Г. Лебона и других.
Степень научной разработанности темы. В представленных далее работах исследователями рассматривалось положение США в современном мире, мощь медиаиндустрии Соединенных Штатов, роль и влияние журналистов страны на деятельность администрации. Это значимая работа Г.Ю. Филимонова: «” Мягкая сила” культурной дипломатии США». Также можно отметить труды А.И. Уткина «Мировой порядок XXI века» и «Американская империя». Из иностранных трудов можно отметить публикацию М. Хармона «Медиа, технологии и внешняя политика Соединенных Штатов: пересмотр «эффекта CNN».
Эмпирическую базу исследования составили 40 публикаций в американских изданиях “The Washington Post”, “Foreign Policy” и отечественной “Российской Газете” в период с января по декабрь 2016 г. В изданиях США рассматривались материалы, посвященные России и Китаю.
По статьям “Российской газеты” была проанализирована реакция официального печатного органа РФ на публикации американской прессы. Эмпирической базой стали и 30 публикаций в газетах США “The Wall Street Journal” и “The New York Times” в период с апреля 2017 года по май 2018 г. В данных изданиях также рассматривались публикации об РФ и КНР.
Хронологические рамки исследования охватывают период с января 2016 года по май 2018 г. Данный период был выбран исходя из критериев актуальности, благодаря чему в исследовании рассматривались новейшие публикации о России и Китае в ведущих американских медиа по мере их выхода в соответствии с ключевыми событиями на международной арене.
Апробация исследования. Некоторые положения магистерской диссертации вынесены в материалы 15-й международной конференции студентов, аспирантов и магистрантов 2017 г. “Медиа в современном мире. Молодые исследователи”. Структура работы. Диссертация состоит из трех глав. Первые две посвящены теории, третья является исследовательской. В первой главе проводится анализ геополитики США, а также современного состояния информационного пространства, тенденций нынешних СМК и информационного рынка, положение которых влияет на способы информационного воздействия со стороны ряда стран. Во второй главе рассматривается непосредственно информационная сфера США. В этой части проводится анализ состояния американской прессы, информационных агентств и медиаконгломератов и степени их вовлеченности в политический процесс. Третья глава посвящена качественному контент-анализу публикаций в СМИ США, которые позволяют определить, как политические, экономические и культурные интересы Америки транслируются через их медиа.
Несомненно, медиа играют одну из ключевых ролей в формировании современного международного информационного и геополитического пространства. Важно отметить положение США как одного из наиболее влиятельных политических, военных, экономических и культурных акторов в современных международных отношениях.
Целью научной работы было определение роли медиатехнологий США в удержании мирового лидерства. В рамках гипотезы было вынесено предположение, что в немалой степени влияние Соединенных Штатов в мире было достигнуто за счет их информационной политики, а также активного развития и внедрения медиатехнологий во всевозможные сферы жизни общества. По мере работы над темой, стало очевидно, что данная гипотеза подтверждается и в теории, и на практике.
После окончания «холодной войны» американское руководство провело курс на достижение глобального мирового лидерства. Информационный аспект играл важнейшую роль в данной стратегии вместе с задачами по установлению политического, военного и экономического доминирования Соединенных Штатов на международной арене.
По одному из подходов к информации, она может стать ключевым орудием «мягкой власти». Технология «мягкой власти» — это способ делать свои решения, политику, образ жизни, ценности и цели привлекательными для аудитории, контрагентов, объектов влияния. США активно реализуют данную технологию через медиа. Фактически глобальная экспансия Соединенных Штатов поддерживается их активностью и влиянием на мировом информационном пространстве.
В ходе анализа истории установления лидерства Америки в мире удалось определить несколько ключевых моментов. С развитием информационных технологий и увеличением влияния американских ТНК сила воздействия медиа США стала распространяться не только на граждан страны, но и на остальные государства мира. Благодаря широким возможностям медиа, их активность часто используется властью для достижения геополитических задач. При этом главная цель геополитики США — достижение лидерства на международной арене. Политика Соединенных Штатов характеризуется стремлением к гегемонии. Для достижения данной цели у США есть важнейшие ресурсы в различных сферах. Однако так как на лидерство на международной арене претендуют не только Соединенные Штаты, США проводят политику сдерживания конкурентов, в том числе, используя СМИ.
Современный информационный рынок принципиально отличается от информационного пространства прошлого, благодаря развитию, в первую очередь, информационных технологий. Благодаря новым возможностям медиа обладают уникальными инструментами и ресурсами оказания влияния на населения, отчего в немалой степени интересуют власть. СМИ проникают во все сферы жизни общества, обеспечивая лидерские позиции на мировой арене тем, кто их контролирует. Ключевые медиакорпорации зарегистрированы в США, что дает Соединенным Штатам уникальную возможность государству распространять свое влияние по всему миру. В свою очередь власть активно использует данную возможность, чтобы достичь своих интересов и упрочить собственные позиции на международной арене.
Таким образом, по результатам теоретической и практической работы над исследованием положения США, можно сделать вывод, что в нынешнем веке «мягкая сила», поддерживаемая техническим оснащением Соединенных Штатов, получает динамизм и мобильность. Стремительное развитие СМК ведет к тому, что возможным становится осуществление политического переворота в каком-либо государстве дистанционно, благодаря передаче информации через различные каналы. Мир тесно связан сетями Интернета, телевидения, радио и газет, которые объединяют сообщество в единое информационное пространство, где одна сфера общества влияет на другую. Медиа и социальные сети США за счет сформированной либерально-демократической культурной среды открывают путь к смене неугодных режимов в невиданных ранее масштабах.
По факту в 21 веке обозначается новая модель глобального управления, которая приобретает более гибкий и в то же время сложный характер. Роль информации теперь занимает ключевое место в жизни людей, что ведет к созданию глобального сетевого общества. И США в свете стремительно меняющихся реалий современного мира стараются сохранить доминирование, достигнутое ими в XX веке.
В ходе работы над темой было определено, что медиа США играют одну из ключевых ролей на современном глобальном информационном рынке. Средства массовой информации других государств зачастую используют сведения американских информационных агентств, что говорит об их влиятельности. У СМИ США при наличии свободы в критике власти своей страны есть характерная черта защищать национальные интересы на международной арене. Следовательно, влияние информационных агентств Соединенных Штатов в мире имеет колоссальное значение для внешней политики державы.
Проведенный анализ позволил выявить, что критики информационной политики и медиатехнологий США часто поднимают проблему неадекватности видения американскими средствами массовой информации международной жизни. Однако адекватность рассматривается исследователями со стороны принципа объективности, который никогда не стоял в приоритете в достижении целей властью на международной арене. На геополитическом пространстве у каждого государства своя объективность, которая выстраивается исходя из интересов страны. И США в своей экономической, политической и культурной деятельности активно задействуют информационную сферу за счет использования СМИ и медиатехнологий.
В качестве ключевого метода сбора и обработки эмпирического материала в исследовательской части работы был выбран качественный контент-анализ. Эмпирическую базу исследования составили 40 публикаций в американских изданиях “The Washington Post”, “Foreign Policy” и отечественной “Российской Газете” в период с января по декабрь 2016 г. В изданиях США рассматривались материалы, посвященные России и Китаю. По статьям “Российской газеты” была проанализирована реакция официального печатного органа РФ на публикации американской прессы. Эмпирической базой стали также 30 публикаций в газетах США “The Wall Street Journal” и “The New York Times” в период с апреля 2017 года по май 2018 г. В данных изданиях тоже рассматривались публикации об РФ и КНР.
По результатам анализа указанных материалов можно сделать определенные выводы. Россия, несомненно, является страной, вызывающей острый интерес США в целом и “Foreign Policy” в частности. Ключевой фигурой, связанной с РФ, является личность В.В. Путина. Его имя звучало в статьях чаще любого российского политического деятеля. Анализ публикаций также дает понять, что они в какой-то мере направлены на формирование негативного образа России у аудитории. Все рассмотренные материалы являются критикой деятельности РФ как в политической области, так и в культурной, правовой и экономической. Об этом свидетельствует оценочная лексика, экспрессивность, стиль повествования. Приведенные факты в материалах по большей части призваны указать на промахи России в той или иной сфере. Журналисты весьма единодушны в анализе деятельности Путина и своем непринятии личностных качеств президента РФ, а также методов его работы. Стоит указать, что в материалах, касающихся международной тематики, журнал также четко обозначает свою позицию, касающуюся внутренней политики собственной страны. В двух статьях был проведен сравнительный анализ личностных характеристик В. Путина и Д. Трампа. Авторы материалов отмечают сходство во взглядах В. Путина и президента США. Таким образом они демонстрируют не только непринятие лидера Российской Федерации, но и их собственного нового лидера.
Относительно материалов про Китай можно сделать выводы, что политика “Foreign Policy” и “The Washington Post” имеет схожие черты, рассматривая тесную взаимосвязь интересов КНР с интересами США и возможными противоречиями в этой связи. Также можно провести параллель с отношением к России, так как в статьях данных изданий и РФ, и Китай скорее противопоставляются миру Запада. Медиаресурсы США при рассмотрении международных вопросов не забывают утвердить позицию Америки, соотносимую с ее собственными интересами.
Как и в случае с первой частью исследования, стоит отметить, что в материалах “The Wall Street Journal” отношение к России достаточно критичное. В своих статьях журналисты не ставят под сомнение вину РФ в причастности к порочащим ее имидж международным инцидентам (конфликт на Украине, аннексия Крыма, отравление в Солсбери, поддержка режима Б. Асада в Сирии и тд.). Трактовка данных событий в американских медиа является той же, что и у представителей власти США.
Можно говорить о том, что медиа США являются рупором внешней американской политики. Они критикуют те государства, с которыми отношения у Соединенных Штатов не складываются (КНР, РФ), и стараются повлиять на политику стран-союзников Америки (Евросоюз).
По результатам исследования можно сделать определенные выводы. Во-первых, во влиятельных медиа США большое внимание уделяется актуальным международным событиям. Особая роль в публикациях прессы отводится для Китая и России, так как они претендуют на лидерство в мире, которым привыкла владеть Америка. Исходя из позиций геополитики США можно сказать, что они желают оставаться ключевым игроком на мировой арене. Для удержания лидерства Соединенные Штаты активно используют медиатехнологии в информационной политике. Через свои влиятельные медиа они распространяют информацию по всему миру и формируют положительный образ своего государства и негативный — стран-конкурентов. Для формирования собственного образа, Соединенные Штаты используют в основе идеи демократии и свободы — те самые позиции, которые помогли им одержать победу в холодной войне с СССР. США позиционируют себя как передовую в экономическом и техническом плане страну, с развитой культурой и сферой образования, чья политика направлена на распространение идей свободы и равенства во всем мире. Что изменилось в геополитике США с момента окончания холодной войны? Произошла информационная революция, которая подарила новые возможности воздействия на людей при помощи медиа. Соединенные Штаты, таким образом, стали использовать новые медиатехнологии, менее явные, более продуманные и тонкие, как, например, применение “мягкой силы”.
В свою очередь КНР и РФ противопоставляются Западу во всем, в американских СМИ эти страны показаны скорее в негативном ключе на фоне США и Евросоюза. Американские журналисты признают экономическую мощь и политическое влияние Китая, но делают ставку на авторитарном характере власти в стране и имперским амбициям Си Цзиньпина. Если говорить об отношении к России, то страна подвергается постоянной критике по всем параметрам: политическим, экономическим и культурным. В настоящее время в американских медиа создан образ агрессивной РФ, чьи цели — добиться мирового влияния противоправными действиями, угрозами и нанесением вреда западным странам при необходимости.
По результатам эмпирической составляющей исследования, можно определить, что материалы ведущих влиятельных и серьезных изданий США иногда наполнены не объективным анализом международных событий, а экспрессивной односторонней критикой. По результатам анализа публикаций СМИ США становится очевидным, что в американских медиа внимание уделено той плоскости, которая выгодна государству для продвижения своей внешней политики и удержанию мирового лидерства.
Таким образом, можно сделать вывод, что сформулированная гипотеза подтвердилась, так как материалы из изданий США влияют на ситуацию в мире в культурной, экономической и политической сферах. В ходе исследования было определено, что эффективные медиатехнологии, внедряемые в СМИ США, действительно способствуют совершенствованию информационной политики страны и доминированию ее массмедиа в глобальном информационном пространстве, что является важнейшим фактором в реализации политики глобального доминирования.
Целью научной работы было определение роли медиатехнологий США в удержании мирового лидерства. В рамках гипотезы было вынесено предположение, что в немалой степени влияние Соединенных Штатов в мире было достигнуто за счет их информационной политики, а также активного развития и внедрения медиатехнологий во всевозможные сферы жизни общества. По мере работы над темой, стало очевидно, что данная гипотеза подтверждается и в теории, и на практике.
После окончания «холодной войны» американское руководство провело курс на достижение глобального мирового лидерства. Информационный аспект играл важнейшую роль в данной стратегии вместе с задачами по установлению политического, военного и экономического доминирования Соединенных Штатов на международной арене.
По одному из подходов к информации, она может стать ключевым орудием «мягкой власти». Технология «мягкой власти» — это способ делать свои решения, политику, образ жизни, ценности и цели привлекательными для аудитории, контрагентов, объектов влияния. США активно реализуют данную технологию через медиа. Фактически глобальная экспансия Соединенных Штатов поддерживается их активностью и влиянием на мировом информационном пространстве.
В ходе анализа истории установления лидерства Америки в мире удалось определить несколько ключевых моментов. С развитием информационных технологий и увеличением влияния американских ТНК сила воздействия медиа США стала распространяться не только на граждан страны, но и на остальные государства мира. Благодаря широким возможностям медиа, их активность часто используется властью для достижения геополитических задач. При этом главная цель геополитики США — достижение лидерства на международной арене. Политика Соединенных Штатов характеризуется стремлением к гегемонии. Для достижения данной цели у США есть важнейшие ресурсы в различных сферах. Однако так как на лидерство на международной арене претендуют не только Соединенные Штаты, США проводят политику сдерживания конкурентов, в том числе, используя СМИ.
Современный информационный рынок принципиально отличается от информационного пространства прошлого, благодаря развитию, в первую очередь, информационных технологий. Благодаря новым возможностям медиа обладают уникальными инструментами и ресурсами оказания влияния на населения, отчего в немалой степени интересуют власть. СМИ проникают во все сферы жизни общества, обеспечивая лидерские позиции на мировой арене тем, кто их контролирует. Ключевые медиакорпорации зарегистрированы в США, что дает Соединенным Штатам уникальную возможность государству распространять свое влияние по всему миру. В свою очередь власть активно использует данную возможность, чтобы достичь своих интересов и упрочить собственные позиции на международной арене.
Таким образом, по результатам теоретической и практической работы над исследованием положения США, можно сделать вывод, что в нынешнем веке «мягкая сила», поддерживаемая техническим оснащением Соединенных Штатов, получает динамизм и мобильность. Стремительное развитие СМК ведет к тому, что возможным становится осуществление политического переворота в каком-либо государстве дистанционно, благодаря передаче информации через различные каналы. Мир тесно связан сетями Интернета, телевидения, радио и газет, которые объединяют сообщество в единое информационное пространство, где одна сфера общества влияет на другую. Медиа и социальные сети США за счет сформированной либерально-демократической культурной среды открывают путь к смене неугодных режимов в невиданных ранее масштабах.
По факту в 21 веке обозначается новая модель глобального управления, которая приобретает более гибкий и в то же время сложный характер. Роль информации теперь занимает ключевое место в жизни людей, что ведет к созданию глобального сетевого общества. И США в свете стремительно меняющихся реалий современного мира стараются сохранить доминирование, достигнутое ими в XX веке.
В ходе работы над темой было определено, что медиа США играют одну из ключевых ролей на современном глобальном информационном рынке. Средства массовой информации других государств зачастую используют сведения американских информационных агентств, что говорит об их влиятельности. У СМИ США при наличии свободы в критике власти своей страны есть характерная черта защищать национальные интересы на международной арене. Следовательно, влияние информационных агентств Соединенных Штатов в мире имеет колоссальное значение для внешней политики державы.
Проведенный анализ позволил выявить, что критики информационной политики и медиатехнологий США часто поднимают проблему неадекватности видения американскими средствами массовой информации международной жизни. Однако адекватность рассматривается исследователями со стороны принципа объективности, который никогда не стоял в приоритете в достижении целей властью на международной арене. На геополитическом пространстве у каждого государства своя объективность, которая выстраивается исходя из интересов страны. И США в своей экономической, политической и культурной деятельности активно задействуют информационную сферу за счет использования СМИ и медиатехнологий.
В качестве ключевого метода сбора и обработки эмпирического материала в исследовательской части работы был выбран качественный контент-анализ. Эмпирическую базу исследования составили 40 публикаций в американских изданиях “The Washington Post”, “Foreign Policy” и отечественной “Российской Газете” в период с января по декабрь 2016 г. В изданиях США рассматривались материалы, посвященные России и Китаю. По статьям “Российской газеты” была проанализирована реакция официального печатного органа РФ на публикации американской прессы. Эмпирической базой стали также 30 публикаций в газетах США “The Wall Street Journal” и “The New York Times” в период с апреля 2017 года по май 2018 г. В данных изданиях тоже рассматривались публикации об РФ и КНР.
По результатам анализа указанных материалов можно сделать определенные выводы. Россия, несомненно, является страной, вызывающей острый интерес США в целом и “Foreign Policy” в частности. Ключевой фигурой, связанной с РФ, является личность В.В. Путина. Его имя звучало в статьях чаще любого российского политического деятеля. Анализ публикаций также дает понять, что они в какой-то мере направлены на формирование негативного образа России у аудитории. Все рассмотренные материалы являются критикой деятельности РФ как в политической области, так и в культурной, правовой и экономической. Об этом свидетельствует оценочная лексика, экспрессивность, стиль повествования. Приведенные факты в материалах по большей части призваны указать на промахи России в той или иной сфере. Журналисты весьма единодушны в анализе деятельности Путина и своем непринятии личностных качеств президента РФ, а также методов его работы. Стоит указать, что в материалах, касающихся международной тематики, журнал также четко обозначает свою позицию, касающуюся внутренней политики собственной страны. В двух статьях был проведен сравнительный анализ личностных характеристик В. Путина и Д. Трампа. Авторы материалов отмечают сходство во взглядах В. Путина и президента США. Таким образом они демонстрируют не только непринятие лидера Российской Федерации, но и их собственного нового лидера.
Относительно материалов про Китай можно сделать выводы, что политика “Foreign Policy” и “The Washington Post” имеет схожие черты, рассматривая тесную взаимосвязь интересов КНР с интересами США и возможными противоречиями в этой связи. Также можно провести параллель с отношением к России, так как в статьях данных изданий и РФ, и Китай скорее противопоставляются миру Запада. Медиаресурсы США при рассмотрении международных вопросов не забывают утвердить позицию Америки, соотносимую с ее собственными интересами.
Как и в случае с первой частью исследования, стоит отметить, что в материалах “The Wall Street Journal” отношение к России достаточно критичное. В своих статьях журналисты не ставят под сомнение вину РФ в причастности к порочащим ее имидж международным инцидентам (конфликт на Украине, аннексия Крыма, отравление в Солсбери, поддержка режима Б. Асада в Сирии и тд.). Трактовка данных событий в американских медиа является той же, что и у представителей власти США.
Можно говорить о том, что медиа США являются рупором внешней американской политики. Они критикуют те государства, с которыми отношения у Соединенных Штатов не складываются (КНР, РФ), и стараются повлиять на политику стран-союзников Америки (Евросоюз).
По результатам исследования можно сделать определенные выводы. Во-первых, во влиятельных медиа США большое внимание уделяется актуальным международным событиям. Особая роль в публикациях прессы отводится для Китая и России, так как они претендуют на лидерство в мире, которым привыкла владеть Америка. Исходя из позиций геополитики США можно сказать, что они желают оставаться ключевым игроком на мировой арене. Для удержания лидерства Соединенные Штаты активно используют медиатехнологии в информационной политике. Через свои влиятельные медиа они распространяют информацию по всему миру и формируют положительный образ своего государства и негативный — стран-конкурентов. Для формирования собственного образа, Соединенные Штаты используют в основе идеи демократии и свободы — те самые позиции, которые помогли им одержать победу в холодной войне с СССР. США позиционируют себя как передовую в экономическом и техническом плане страну, с развитой культурой и сферой образования, чья политика направлена на распространение идей свободы и равенства во всем мире. Что изменилось в геополитике США с момента окончания холодной войны? Произошла информационная революция, которая подарила новые возможности воздействия на людей при помощи медиа. Соединенные Штаты, таким образом, стали использовать новые медиатехнологии, менее явные, более продуманные и тонкие, как, например, применение “мягкой силы”.
В свою очередь КНР и РФ противопоставляются Западу во всем, в американских СМИ эти страны показаны скорее в негативном ключе на фоне США и Евросоюза. Американские журналисты признают экономическую мощь и политическое влияние Китая, но делают ставку на авторитарном характере власти в стране и имперским амбициям Си Цзиньпина. Если говорить об отношении к России, то страна подвергается постоянной критике по всем параметрам: политическим, экономическим и культурным. В настоящее время в американских медиа создан образ агрессивной РФ, чьи цели — добиться мирового влияния противоправными действиями, угрозами и нанесением вреда западным странам при необходимости.
По результатам эмпирической составляющей исследования, можно определить, что материалы ведущих влиятельных и серьезных изданий США иногда наполнены не объективным анализом международных событий, а экспрессивной односторонней критикой. По результатам анализа публикаций СМИ США становится очевидным, что в американских медиа внимание уделено той плоскости, которая выгодна государству для продвижения своей внешней политики и удержанию мирового лидерства.
Таким образом, можно сделать вывод, что сформулированная гипотеза подтвердилась, так как материалы из изданий США влияют на ситуацию в мире в культурной, экономической и политической сферах. В ходе исследования было определено, что эффективные медиатехнологии, внедряемые в СМИ США, действительно способствуют совершенствованию информационной политики страны и доминированию ее массмедиа в глобальном информационном пространстве, что является важнейшим фактором в реализации политики глобального доминирования.



