СОБРАНИЕ СТАРОПЕЧАТНЫХ КНИГ ТИХВИНСКОГО УСПЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ XVI – XVII ВЕКОВ: ПРОБЛЕМА РЕКОНСТРУКЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. МОСКОВСКОЕ КНИГОПЕЧАТАНИЕ И МОНАСТЫРСКИЕ БИБЛИОТЕКИ В XVII В. 10
1.1. Издательская программа московского Печатного двора в XVII в. в отечественной историографии. 10
1.2. Монастырские библиотеки XVII в. 15
1.3. Роль Тихвинской иконы Божией Матери в идеологии Русского государства XVI–XVII вв. Тихвинский монастырь и его библиотека в XVII в. 17
ГЛАВА 2. ИСТОЧНИКИ ДЛЯ РЕКОНСТРУКЦИИ БИБЛИОТЕКИ ТИХВИНСКОГО МОНАСТЫРЯ. 22
2.1. История и причины возникновения монастырских описей. Традиция книжного учета в русских монастырях. 22
2.2. Описи Тихвинского монастыря XVII в. 25
ГЛАВА 3. СОБРАНИЕ СТАРОПЕЧАТНЫХ КНИГ ТИХВИНСКОГО МОНАСТЫРЯ: ОПЫТ РЕКОНСТРУКЦИИ. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ №1. Собрание старопечатных книг Тихвинского Успенского мужского монастыря в XVII в. 47
ПРИЛОЖЕНИЕ №2. Количественный состав библиотеки Тихвинского монастыря в XVII в. (составлено совместно с Е. С. Дилигул). 49
ПРИЛОЖЕНИЕ №3. Процентное количество старопечатных книг в описях Тихвинского Успенского мужского монастыря в XVII в. 53
ПРИЛОЖЕНИЕ №4. Комментарии к описаниям старопечатных книг в описях Тихвинского монастыря XVII в. 54
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 80
ГЛАВА 1. МОСКОВСКОЕ КНИГОПЕЧАТАНИЕ И МОНАСТЫРСКИЕ БИБЛИОТЕКИ В XVII В. 10
1.1. Издательская программа московского Печатного двора в XVII в. в отечественной историографии. 10
1.2. Монастырские библиотеки XVII в. 15
1.3. Роль Тихвинской иконы Божией Матери в идеологии Русского государства XVI–XVII вв. Тихвинский монастырь и его библиотека в XVII в. 17
ГЛАВА 2. ИСТОЧНИКИ ДЛЯ РЕКОНСТРУКЦИИ БИБЛИОТЕКИ ТИХВИНСКОГО МОНАСТЫРЯ. 22
2.1. История и причины возникновения монастырских описей. Традиция книжного учета в русских монастырях. 22
2.2. Описи Тихвинского монастыря XVII в. 25
ГЛАВА 3. СОБРАНИЕ СТАРОПЕЧАТНЫХ КНИГ ТИХВИНСКОГО МОНАСТЫРЯ: ОПЫТ РЕКОНСТРУКЦИИ. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ №1. Собрание старопечатных книг Тихвинского Успенского мужского монастыря в XVII в. 47
ПРИЛОЖЕНИЕ №2. Количественный состав библиотеки Тихвинского монастыря в XVII в. (составлено совместно с Е. С. Дилигул). 49
ПРИЛОЖЕНИЕ №3. Процентное количество старопечатных книг в описях Тихвинского Успенского мужского монастыря в XVII в. 53
ПРИЛОЖЕНИЕ №4. Комментарии к описаниям старопечатных книг в описях Тихвинского монастыря XVII в. 54
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 80
В прошлом принимались неоднократные попытки реконструировать состав той или иной древнерусской библиотеки. Однако, во многих исследованиях сильный акцент делался именно на рукописные собрания . Что касается изучения печатной книги, то их каталоги в основном составляются по месту современного хранения . В данном исследовании осуществлена попытка объединить два этих направления. Именно это и обуславливает его научную новизну.
Основными источниками для реконструкции состава cтаропечатного собрания библиотеки Тихвинского Успенского монастыря (далее – Тихвинский монастырь) являются описи строений и имущества, частью которых являются описи книгохранительницы. В данный момент они хранятся в Научно-историческом архиве Санкт-Петербургского института истории РАН . Сведения описей уточняются и дополняются Вкладной книгой Тихвинского монастыря .
Монастырские описи привлекли внимание исследователей еще в конце XIX в. . После Октябрьской революции их активная публикация в целом прекратилась, возобновившись лишь в 1990-е гг. . Отдельно разрабатывается тема книжных инвентарей . Повышением интереса ученых к изучению описей обусловлена актуальность исследования. Кроме того, актуален и выбор именно Тихвинского монастыря. В данный момент в печати находится серия «Тихвинский архив» , проводятся научные конференции, посвященные истории монастыря , выходят исследования о Тихвинской иконе Божией Матери , Успенском соборе .
Предметом данной выпускной квалификационной работы является старопечатное собрание Тихвинского монастыря XVI–XVII в., а ее объектом – изменение старопечатного собрания в течение XVII в. в количественном и репертуарном аспектах.
Хронологические рамки исследования ограничены 1612–1697 гг. 1612 г. датируется самая ранняя из сохранившихся описей строений и имущества Тихвинского монастыря. Несмотря на это, нет сомнений в том, что старопечатное собрание начало формироваться еще в XVI в. (см. 2.2), именно поэтому предмет данной выпускной квалификационной работы формулируется как старопечатное собрание Тихвинского монастыря XVI–XVII вв. В 1697 г. была составлена последняя опись XVII в. Кроме них, в научно-историческом архиве СПбИИ РАН имеются описи 1742 и 1848 гг. Они не включены по двум причинам: во-первых, столь большие временные промежутки между составлением описей существенно снижают достоверность реконструкции, а во-вторых, к моменту их создания книгоиздательская программа в России кардинально изменилась (подробнее об этом см. 1.1).
Для реконструкции старопечатного собрания применялась следующая методика – каждая запись в книжном инвентаре прослеживалась через все имеющиеся описи. Таким образом, можно установить, когда книга попала в монастырь и сколько она в нем пребывала. На основании хронологических данных определяется круг изданий, гипотетически отождествляемых с записью. Для этого используются каталоги старопечатных книг, изданных в XVII в. в Москве на Украине и Белоруссии , а также «Корпус записей на старопечатных книгах», составленный Л. И. Киселевой (см. Приложение №4).
В деле реконструкции библиотеки также помогают общие работы по истории обители. Самая важная – это «Историко-статистическое описание первоклассного Тихвинского Богородицкого Большого мужского монастыря, состоящего Новгородской епархии в г. Тихвине», составленное известным исследователем тихвинской старины академиком Петербургской академии наук И. Я. Бередниковым и насельником монастыря иеромонахом Иоанном (Егоровым) . Также были использованы труды И. П. Мордвинова .
В качестве справочного пособия активно использовались «Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви» П. М. Строева . По-настоящему всеобъемлющей, хотя и несколько схематичной, можно назвать работу ленинградского ученого С. П. Луппова «Книга в России в XVII в.» . О монастырских библиотеках XVII в. наиболее ценные сведения можно почерпнуть из монографий М. В. Кукушкиной и М. И. Слуховского .
Учитывая все вышесказанное, в данном исследовании была поставлена цель – попытаться наиболее полно реконструировать собрание старопечатных книг библиотеки Тихвинского монастыря XVII в. Для этого были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть, как вопрос развития московского книгопечатания в XVII в. рассматривался в отечественной историографии;
2. Проследить становление собраний старопечатных книг в монастырских библиотеках на севере России в XVII в., выявить общие черты и особенности библиотеки Тихвинского монастыря;
3. Обосновать особое положение Тихвинского монастыря в идеологии и культуре Московского государства XVII в.;
4. Охарактеризовать источники, которые можно для использовать для реконструкции собрания старопечатных книг монастыря;
5. Провести попытку отождествить записи в описях с конкретными изданиями или, где это возможно, с экземплярами.
Основными источниками для реконструкции состава cтаропечатного собрания библиотеки Тихвинского Успенского монастыря (далее – Тихвинский монастырь) являются описи строений и имущества, частью которых являются описи книгохранительницы. В данный момент они хранятся в Научно-историческом архиве Санкт-Петербургского института истории РАН . Сведения описей уточняются и дополняются Вкладной книгой Тихвинского монастыря .
Монастырские описи привлекли внимание исследователей еще в конце XIX в. . После Октябрьской революции их активная публикация в целом прекратилась, возобновившись лишь в 1990-е гг. . Отдельно разрабатывается тема книжных инвентарей . Повышением интереса ученых к изучению описей обусловлена актуальность исследования. Кроме того, актуален и выбор именно Тихвинского монастыря. В данный момент в печати находится серия «Тихвинский архив» , проводятся научные конференции, посвященные истории монастыря , выходят исследования о Тихвинской иконе Божией Матери , Успенском соборе .
Предметом данной выпускной квалификационной работы является старопечатное собрание Тихвинского монастыря XVI–XVII в., а ее объектом – изменение старопечатного собрания в течение XVII в. в количественном и репертуарном аспектах.
Хронологические рамки исследования ограничены 1612–1697 гг. 1612 г. датируется самая ранняя из сохранившихся описей строений и имущества Тихвинского монастыря. Несмотря на это, нет сомнений в том, что старопечатное собрание начало формироваться еще в XVI в. (см. 2.2), именно поэтому предмет данной выпускной квалификационной работы формулируется как старопечатное собрание Тихвинского монастыря XVI–XVII вв. В 1697 г. была составлена последняя опись XVII в. Кроме них, в научно-историческом архиве СПбИИ РАН имеются описи 1742 и 1848 гг. Они не включены по двум причинам: во-первых, столь большие временные промежутки между составлением описей существенно снижают достоверность реконструкции, а во-вторых, к моменту их создания книгоиздательская программа в России кардинально изменилась (подробнее об этом см. 1.1).
Для реконструкции старопечатного собрания применялась следующая методика – каждая запись в книжном инвентаре прослеживалась через все имеющиеся описи. Таким образом, можно установить, когда книга попала в монастырь и сколько она в нем пребывала. На основании хронологических данных определяется круг изданий, гипотетически отождествляемых с записью. Для этого используются каталоги старопечатных книг, изданных в XVII в. в Москве на Украине и Белоруссии , а также «Корпус записей на старопечатных книгах», составленный Л. И. Киселевой (см. Приложение №4).
В деле реконструкции библиотеки также помогают общие работы по истории обители. Самая важная – это «Историко-статистическое описание первоклассного Тихвинского Богородицкого Большого мужского монастыря, состоящего Новгородской епархии в г. Тихвине», составленное известным исследователем тихвинской старины академиком Петербургской академии наук И. Я. Бередниковым и насельником монастыря иеромонахом Иоанном (Егоровым) . Также были использованы труды И. П. Мордвинова .
В качестве справочного пособия активно использовались «Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви» П. М. Строева . По-настоящему всеобъемлющей, хотя и несколько схематичной, можно назвать работу ленинградского ученого С. П. Луппова «Книга в России в XVII в.» . О монастырских библиотеках XVII в. наиболее ценные сведения можно почерпнуть из монографий М. В. Кукушкиной и М. И. Слуховского .
Учитывая все вышесказанное, в данном исследовании была поставлена цель – попытаться наиболее полно реконструировать собрание старопечатных книг библиотеки Тихвинского монастыря XVII в. Для этого были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть, как вопрос развития московского книгопечатания в XVII в. рассматривался в отечественной историографии;
2. Проследить становление собраний старопечатных книг в монастырских библиотеках на севере России в XVII в., выявить общие черты и особенности библиотеки Тихвинского монастыря;
3. Обосновать особое положение Тихвинского монастыря в идеологии и культуре Московского государства XVII в.;
4. Охарактеризовать источники, которые можно для использовать для реконструкции собрания старопечатных книг монастыря;
5. Провести попытку отождествить записи в описях с конкретными изданиями или, где это возможно, с экземплярами.
В данной работе осуществлена попытка максимально полно реконструировать собрание старопечатных книг Тихвинского Успенского мужского монастыря XVI–XVII в.
Первая глава распадается на книговедческий и библиотековедческий компоненты. В параграфе 1.1 рассказывается о том, как вопрос издательского программы московского Печатного двора в XVII в. изучался в отечественной историографии. Этот раздел дает представление об общем состоянии книгопечатного дела в обозначенных хронологических рамках исследования.
Параграф 1.2 повествует о становлении монастырских собраний старопечатных книг в северорусских монастырях в XVII в. Прослеживается зарождение книгохранительной службы как самостоятельного учреждения внутри монастырей, вытеснение из книгохранилищ в течение столетия рукописных книг печатными. Выявляется закономерность, что в небольших монастырях печатные книги очень быстро вытесняют рукописные в процентном соотношении. В больших же обителях преобладание рукописей сохранялось до начала XVIII в. Освещаются различные пути комплектования библиотек, рассказывается о системах учета и хранения.
В параграфе 1.3 приводятся факты, обосновывающие особое место Тихвинского монастыря в культуре и идеологии Московского государства. Внимание к Тихвинской иконе Божией Матери великих князей и царей существенно повышало ее статус. Книжники составляли и распространяли литературные произведения об иконе, формируя ее общерусское почитание. Также в этом разделе на основании имеющихся данных выдвигается гипотеза о неизменном местонахождении книгохранительницы в течение XVII в. – в юго-западной части каменной паперти Успенского собора. Приводятся данные о книгохранителях Тихвинского монастыря. На основании опубликованных и неопубликованных данных предпринимается попытка определить место старопечатного собрания Тихвинского монастыря среди других монастырских книжных коллекций. Делается вывод о том, что тихвинское собрание нельзя назвать одним из крупнейших, но оно существенно превосходило рядовые собрания.
Вторая глава имеет источниковедческий характер. Параграф 2.1 раскрывает природу возникновения важнейших для реконструкции старопечатных собраний монастырских библиотек источников – описей строений и имущества. Они возникли для того, чтобы подтверждать право владения монастырей на имущество, к XVII в. став важнейшим контрольно-учетным документом. По ним новые игумены принимали монастырское имущество. В монастырях с крупной книжной коллекцией имелись отдельные описи книгохранительной службы с более проработанной рубрикацией.
В параграфе 2.2 подробно освещается, кем, по чьему приказу и каким образом составлялись описи в Тихвинском монастыре, выявляется развитие в течение столетия формуляра описания книги и рубрикации книжного инвентаря. Одним из важнейших в исследовании является тот факт, что хорошая сохранность комплекса описей является уникальной особенностью Тихвинского монастыря.
В третьей главе дается общая характеристика проведенной работы по отождествлению книг, хранившихся в монастыре в XVII в., с изданиями и экземплярами. Прослеживается возрастание процента старопечатных книг в течение всего столетия. Выясняется, что монастырь обладал большим количеством редких изданий, например, одной из книг Библии Франциска Скорина 1517–1519 гг., которая на Руси была признана еретической. Кроме этого издания, было немало и других книг «литовской печати». Предположительно в монастыре могли находиться дофедоровские издания. В целом же, состав библиотеки был стандартным для своего времени: книги Священного Писания, богослужебные книги и четьи книги: творения святых отцов и современные религиозно-политические сочинения. Выдвигается предположение, что некоторые книги могли быть специально куплены братией монастыря для полемики со старообрядцами.
Важным результатом работы является одна из первых попыток проследить динамику собрания старопечатных книг в собрании монастыря на протяжении всего XVII в. и отождествить записи с конкретными изданиями и экземплярами. Как мы видим, работа по реконструкции монастырских собраний старопечатных книг и комментирование описей для отечественной историографии – едва начатая, поэтому хочется надеяться, что это исследование станет ориентиром для всех интересующихся русской книжной культурой XVI–XVII в.
Первая глава распадается на книговедческий и библиотековедческий компоненты. В параграфе 1.1 рассказывается о том, как вопрос издательского программы московского Печатного двора в XVII в. изучался в отечественной историографии. Этот раздел дает представление об общем состоянии книгопечатного дела в обозначенных хронологических рамках исследования.
Параграф 1.2 повествует о становлении монастырских собраний старопечатных книг в северорусских монастырях в XVII в. Прослеживается зарождение книгохранительной службы как самостоятельного учреждения внутри монастырей, вытеснение из книгохранилищ в течение столетия рукописных книг печатными. Выявляется закономерность, что в небольших монастырях печатные книги очень быстро вытесняют рукописные в процентном соотношении. В больших же обителях преобладание рукописей сохранялось до начала XVIII в. Освещаются различные пути комплектования библиотек, рассказывается о системах учета и хранения.
В параграфе 1.3 приводятся факты, обосновывающие особое место Тихвинского монастыря в культуре и идеологии Московского государства. Внимание к Тихвинской иконе Божией Матери великих князей и царей существенно повышало ее статус. Книжники составляли и распространяли литературные произведения об иконе, формируя ее общерусское почитание. Также в этом разделе на основании имеющихся данных выдвигается гипотеза о неизменном местонахождении книгохранительницы в течение XVII в. – в юго-западной части каменной паперти Успенского собора. Приводятся данные о книгохранителях Тихвинского монастыря. На основании опубликованных и неопубликованных данных предпринимается попытка определить место старопечатного собрания Тихвинского монастыря среди других монастырских книжных коллекций. Делается вывод о том, что тихвинское собрание нельзя назвать одним из крупнейших, но оно существенно превосходило рядовые собрания.
Вторая глава имеет источниковедческий характер. Параграф 2.1 раскрывает природу возникновения важнейших для реконструкции старопечатных собраний монастырских библиотек источников – описей строений и имущества. Они возникли для того, чтобы подтверждать право владения монастырей на имущество, к XVII в. став важнейшим контрольно-учетным документом. По ним новые игумены принимали монастырское имущество. В монастырях с крупной книжной коллекцией имелись отдельные описи книгохранительной службы с более проработанной рубрикацией.
В параграфе 2.2 подробно освещается, кем, по чьему приказу и каким образом составлялись описи в Тихвинском монастыре, выявляется развитие в течение столетия формуляра описания книги и рубрикации книжного инвентаря. Одним из важнейших в исследовании является тот факт, что хорошая сохранность комплекса описей является уникальной особенностью Тихвинского монастыря.
В третьей главе дается общая характеристика проведенной работы по отождествлению книг, хранившихся в монастыре в XVII в., с изданиями и экземплярами. Прослеживается возрастание процента старопечатных книг в течение всего столетия. Выясняется, что монастырь обладал большим количеством редких изданий, например, одной из книг Библии Франциска Скорина 1517–1519 гг., которая на Руси была признана еретической. Кроме этого издания, было немало и других книг «литовской печати». Предположительно в монастыре могли находиться дофедоровские издания. В целом же, состав библиотеки был стандартным для своего времени: книги Священного Писания, богослужебные книги и четьи книги: творения святых отцов и современные религиозно-политические сочинения. Выдвигается предположение, что некоторые книги могли быть специально куплены братией монастыря для полемики со старообрядцами.
Важным результатом работы является одна из первых попыток проследить динамику собрания старопечатных книг в собрании монастыря на протяжении всего XVII в. и отождествить записи с конкретными изданиями и экземплярами. Как мы видим, работа по реконструкции монастырских собраний старопечатных книг и комментирование описей для отечественной историографии – едва начатая, поэтому хочется надеяться, что это исследование станет ориентиром для всех интересующихся русской книжной культурой XVI–XVII в.
Подобные работы
- СОБРАНИЕ СТАРОПЕЧАТНЫХ КНИГ ТИХВИНСКОГО УСПЕНСКОГО
МОНАСТЫРЯXVI - XVIIВЕКОВ: ПРОБЛЕМА РЕКОНСТРУКЦИИ
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017



