Соотношение практики Европейского Суда по правам человека и Конституционного Суда РФ в области свободы вероисповедания
|
Введение
Глава 1. Теоретические основы нормативного закрепления и применения права на свободу совести и свободу религии
§1. Нормативное закрепление права на свободу совести и свободу религии в Конституции Российской Федерации и Европейской Конвенции о защите права человека и основных свобод
§2. Особенности толкования права на свободу религии Конституционным Судом Российской Федерации и Европейским Судом о правам человека
Глава 2. Отдельные аспекты права на свободу совести и свободу религии в практике Конституционного Суда Российской Федерации и Конституционного Суда по правам человека
§1. Коллективный аспект права на свободу совести и свободу религии.. 27-36
§2. Право на распространение своих религиозных убеждений, критику иных религиозных взглядов
§3. Альтернативная гражданская служба.
§4. Право человека быть захороненным в соответствии с теми убеждениями, которым он следовал при жизни
Заключение
Список использованной литературы
Глава 1. Теоретические основы нормативного закрепления и применения права на свободу совести и свободу религии
§1. Нормативное закрепление права на свободу совести и свободу религии в Конституции Российской Федерации и Европейской Конвенции о защите права человека и основных свобод
§2. Особенности толкования права на свободу религии Конституционным Судом Российской Федерации и Европейским Судом о правам человека
Глава 2. Отдельные аспекты права на свободу совести и свободу религии в практике Конституционного Суда Российской Федерации и Конституционного Суда по правам человека
§1. Коллективный аспект права на свободу совести и свободу религии.. 27-36
§2. Право на распространение своих религиозных убеждений, критику иных религиозных взглядов
§3. Альтернативная гражданская служба.
§4. Право человека быть захороненным в соответствии с теми убеждениями, которым он следовал при жизни
Заключение
Список использованной литературы
Право на свободу совести и свободу религии традиционно рассматривается в числе основных прав человека, оно закреплено в Конституции Российской Федерации, «Всеобщей декларации прав человека», «Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод». Значение данного права для каждого человека невозможно переоценить. В связи с тем, что практика как Европейского Суда по правам человека, так и Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам связанным с правом на свободу совести и свободу религии, достаточно обширна, согласованность позиций указанных органов является важным гарантом защиты права человека на свободу совести и свободу религии.
Таким образом, целью данной работы является сопоставление практики Европейского Суда по правам человека и Конституционного Суда Российской Федерации в сфере свободы религии.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в последние, годы, в связи угрозой террористических актов, государства стремятся ограничить право на свободу совести и свободу религии. В этом смысле практика Европейского Суда по правам человека как наднационального органа, и Конституционного Суда Российской Федерации- как органа конституционного контроля, сдерживает вышеуказанные стремления государства.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся по поводу реализации права на свободу религии.
Предмет исследования состоит в анализе подходов Конституционного Суда Российской Федерации и Европейского Суда по правам человека к вопросам реализации права на свободу религии.
Для достижения цели исследования ставятся следующие задачи:
• изучение нормативного содержания права на свободу совести и свободу религии, закрепленного в Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и в Конституции Российской Федерации;
• исследование вопроса об особенностях толкования права на свободу религии Конституционным Судом Российской федерации и Европейским Судом по правам человека;
• рассмотрение отдельных аспектов права на свободу совести и свободу религии в практике Конституционного Суда Российской Федерации и Европейского суда по правам человека (а именно коллективного аспекта права, права на критику и прозелитизм, право на альтернативную гражданскую службу, право человека быть захороненным в соответствии с убеждениями, которым он следовал при жизни)
При разрешении указанных задач используются общенаучные методы анализа, синтеза, дедукции, обобщения и такие частнонаучные методы познания, как формально-юридический, системный, структурно-функциональный, сравнительно-правовой.
Таким образом, целью данной работы является сопоставление практики Европейского Суда по правам человека и Конституционного Суда Российской Федерации в сфере свободы религии.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в последние, годы, в связи угрозой террористических актов, государства стремятся ограничить право на свободу совести и свободу религии. В этом смысле практика Европейского Суда по правам человека как наднационального органа, и Конституционного Суда Российской Федерации- как органа конституционного контроля, сдерживает вышеуказанные стремления государства.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся по поводу реализации права на свободу религии.
Предмет исследования состоит в анализе подходов Конституционного Суда Российской Федерации и Европейского Суда по правам человека к вопросам реализации права на свободу религии.
Для достижения цели исследования ставятся следующие задачи:
• изучение нормативного содержания права на свободу совести и свободу религии, закрепленного в Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и в Конституции Российской Федерации;
• исследование вопроса об особенностях толкования права на свободу религии Конституционным Судом Российской федерации и Европейским Судом по правам человека;
• рассмотрение отдельных аспектов права на свободу совести и свободу религии в практике Конституционного Суда Российской Федерации и Европейского суда по правам человека (а именно коллективного аспекта права, права на критику и прозелитизм, право на альтернативную гражданскую службу, право человека быть захороненным в соответствии с убеждениями, которым он следовал при жизни)
При разрешении указанных задач используются общенаучные методы анализа, синтеза, дедукции, обобщения и такие частнонаучные методы познания, как формально-юридический, системный, структурно-функциональный, сравнительно-правовой.
В первом параграфе первой главы мною были рассмотрены вопросы нормативного закрепления права на свободу совести и свободу религии в Конституции Российской Федерации и Европейской Конвенции о защите права человека и основных свобод.
В первую очередь необходимо отметить, что текстуальное закрепление вышеуказанного права как в Конституции Российской Федерации так и в приведенных международных документах очень схоже, вместе с тем можно найти некие текстуальные различия. Вместе с тем, по моему мнению, содержание права на свободу совести и свободу религии должно толковаться как Конституционным Судом Российской Федерации при оценке конституционности тех или иных положений действующего законодательства Российской Федерации, так и Европейским Судом по правам, человека в одном ключе. Иное бы противоречило общим идеям, признающим права и свободы человека и гражданина высшей ценностью, а также конституционным положениям Российской Федерации и положениям Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Во втором параграфе первой главы мною рассматривался вопрос особенности толкования права на свободу религии Конституционным Судом Российской Федерации и Европейским Судом по правам человека. Я пришла к выводу, что Конвенция закрепляет лишь минимальные стандарты, оставляя при этом свободу усмотрения для государств. За рамками данного минимального стандарта суверенные государства могут на национальном уровне устанавливать свои условия реализации тех или иных прав, с учетом национальных, культурных, исторических, экономических особенностей государств. В связи с этим, в научной литературе разработаны такие понятия как автономные понятия, правовые стандарты Европейского Суда по правам человека, европейский консенсус. Представляется что эти три категории -это и есть минимальный стандарт, который должен обеспечиваться всеми государствами. Вместе с тем, сам факт признания государствами- участниками Европейской Конвенции юрисдикции Европейского Суда по правам человека, цель принятия Конвенции- как документа созданного для обеспечения защиты прав и свобод человека на территории европейского сообщества, а также авторитет Европейского Суда по правам человека, должны обязывать государства, все его органы, в том числе органы конституционного контроля, признавать доктрину правовых стандартов, приводить свое законодательство в соответствие с правовыми стандартами, разработанными Европейским Судом по правам человека и в своей практике, в том числе по конституционному контролю руководствоваться указанными правовыми стандартами. За рамками указанным правовых стандартов, государства-участники вольны предусмотреть свое правовое регулирование тех или иных вопросов.
Во второй главе работы мною рассматривались отдельные аспекты реализации права на свободу совести и свободу религии в практике Конституционного Суда Российской Федерации и Европейского Суда по правам человека.
Право на свободу совести и свободу религии предполагает не только право исповедовать религию единолично, но также и сообща с другими лицами. Наиболее ярким примером реализации коллективного аспекта права на свободу совести и свободу вероисповедания является право граждан создавать и вступать в религиозные объединения. При регулировании вопроса о создании религиозных объединений, а также вопросов, касающихся возможности приостановления деятельности и ликвидации уже созданных религиозных объединений, законодатель должен исходить из попытки поиска баланса интересов верующих с одной стороны, и интересов общества и государства с другой. Важно что бы регулирование данного вопроса не приводило к умалению права на свободу совести и свободу религии в его коллективном аспекте. Представляется, что требования, которые предъявляются государством для регистрации в качестве религиозной организации не должны быть чрезмерными, а контроль, осуществляемый в последствии за деятельностью зарегистрированных религиозных организаций, и принимаемые меры в случае выявления нарушений закона, должны строго соответствовать идеи признания и защиты прав и свобод человека и гражданина в качестве основополагающей ценности в современном демократическом обществе.
Во втором параграфе второй главы мною были рассмотрены такие аспекты права на свободу совести и свободу религии как право прозелитизма и право на критику религиозных убеждений других людей. Я пришла к выводу, что право на свободу совести и свободу религии неразрывным образом связано с правом на свободу слова и свободу творчества. Право на свободу совести и свободу религии включает в свое содержание право на прозелитизм и право критиковать религиозные взгляды других людей. Вместе с тем, указанные права могут быть ограничены с учетом общих условий правомерности ограничения прав и свобод граждан.
В третьем параграфе второй главы мною рассматривались вопросы, связанные с прохождением альтернативной гражданской службы. Право на альтернативную гражданскую службу, согласно практике ЕСПЧ может рассматриваться как защищаемое ст. 9 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, и должно быть гарантировано на национальном уровне всеми государствами-членами Совета Европы. В Российской Федерации право на альтернативную гражданскую службу закреплено на конституционном уровне, что предполагает более высокий уровень защиты права на альтернативную гражданскую службу, а как следствие и права на свободу совести и свободу религии по сравнению с Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод.
В четвертом параграфе второй главы мною рассматривался вопросы реализации права человека быть захороненным в соответствии с теми убеждениями, которым он следовал при жизни. Представляется, что право человека быть захороненным в соответствии со своими убеждениями, которым он следовал при жизни, включается в содержание права на свободу совести и свободу религии, гарантированного как ст. 9 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, так и ст. 28 Конституции Российской Федерации, и должно обеспечиваться государствами, что не исключает, однако, возможность ограничения этого права.
В первую очередь необходимо отметить, что текстуальное закрепление вышеуказанного права как в Конституции Российской Федерации так и в приведенных международных документах очень схоже, вместе с тем можно найти некие текстуальные различия. Вместе с тем, по моему мнению, содержание права на свободу совести и свободу религии должно толковаться как Конституционным Судом Российской Федерации при оценке конституционности тех или иных положений действующего законодательства Российской Федерации, так и Европейским Судом по правам, человека в одном ключе. Иное бы противоречило общим идеям, признающим права и свободы человека и гражданина высшей ценностью, а также конституционным положениям Российской Федерации и положениям Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Во втором параграфе первой главы мною рассматривался вопрос особенности толкования права на свободу религии Конституционным Судом Российской Федерации и Европейским Судом по правам человека. Я пришла к выводу, что Конвенция закрепляет лишь минимальные стандарты, оставляя при этом свободу усмотрения для государств. За рамками данного минимального стандарта суверенные государства могут на национальном уровне устанавливать свои условия реализации тех или иных прав, с учетом национальных, культурных, исторических, экономических особенностей государств. В связи с этим, в научной литературе разработаны такие понятия как автономные понятия, правовые стандарты Европейского Суда по правам человека, европейский консенсус. Представляется что эти три категории -это и есть минимальный стандарт, который должен обеспечиваться всеми государствами. Вместе с тем, сам факт признания государствами- участниками Европейской Конвенции юрисдикции Европейского Суда по правам человека, цель принятия Конвенции- как документа созданного для обеспечения защиты прав и свобод человека на территории европейского сообщества, а также авторитет Европейского Суда по правам человека, должны обязывать государства, все его органы, в том числе органы конституционного контроля, признавать доктрину правовых стандартов, приводить свое законодательство в соответствие с правовыми стандартами, разработанными Европейским Судом по правам человека и в своей практике, в том числе по конституционному контролю руководствоваться указанными правовыми стандартами. За рамками указанным правовых стандартов, государства-участники вольны предусмотреть свое правовое регулирование тех или иных вопросов.
Во второй главе работы мною рассматривались отдельные аспекты реализации права на свободу совести и свободу религии в практике Конституционного Суда Российской Федерации и Европейского Суда по правам человека.
Право на свободу совести и свободу религии предполагает не только право исповедовать религию единолично, но также и сообща с другими лицами. Наиболее ярким примером реализации коллективного аспекта права на свободу совести и свободу вероисповедания является право граждан создавать и вступать в религиозные объединения. При регулировании вопроса о создании религиозных объединений, а также вопросов, касающихся возможности приостановления деятельности и ликвидации уже созданных религиозных объединений, законодатель должен исходить из попытки поиска баланса интересов верующих с одной стороны, и интересов общества и государства с другой. Важно что бы регулирование данного вопроса не приводило к умалению права на свободу совести и свободу религии в его коллективном аспекте. Представляется, что требования, которые предъявляются государством для регистрации в качестве религиозной организации не должны быть чрезмерными, а контроль, осуществляемый в последствии за деятельностью зарегистрированных религиозных организаций, и принимаемые меры в случае выявления нарушений закона, должны строго соответствовать идеи признания и защиты прав и свобод человека и гражданина в качестве основополагающей ценности в современном демократическом обществе.
Во втором параграфе второй главы мною были рассмотрены такие аспекты права на свободу совести и свободу религии как право прозелитизма и право на критику религиозных убеждений других людей. Я пришла к выводу, что право на свободу совести и свободу религии неразрывным образом связано с правом на свободу слова и свободу творчества. Право на свободу совести и свободу религии включает в свое содержание право на прозелитизм и право критиковать религиозные взгляды других людей. Вместе с тем, указанные права могут быть ограничены с учетом общих условий правомерности ограничения прав и свобод граждан.
В третьем параграфе второй главы мною рассматривались вопросы, связанные с прохождением альтернативной гражданской службы. Право на альтернативную гражданскую службу, согласно практике ЕСПЧ может рассматриваться как защищаемое ст. 9 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, и должно быть гарантировано на национальном уровне всеми государствами-членами Совета Европы. В Российской Федерации право на альтернативную гражданскую службу закреплено на конституционном уровне, что предполагает более высокий уровень защиты права на альтернативную гражданскую службу, а как следствие и права на свободу совести и свободу религии по сравнению с Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод.
В четвертом параграфе второй главы мною рассматривался вопросы реализации права человека быть захороненным в соответствии с теми убеждениями, которым он следовал при жизни. Представляется, что право человека быть захороненным в соответствии со своими убеждениями, которым он следовал при жизни, включается в содержание права на свободу совести и свободу религии, гарантированного как ст. 9 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, так и ст. 28 Конституции Российской Федерации, и должно обеспечиваться государствами, что не исключает, однако, возможность ограничения этого права.
Подобные работы
- Уголовно-правовая защита религиозных чувств верующих и проблемы её реализации
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2021 - КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРИНЦИП РЕЛИГИОЗНОЙ СВОБОДЫ: ПРОБЛЕМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Магистерская диссертация, религиоведение. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Международно-правовая защита прав трудящихся-мигрантов на
универсальном и региональном уровнях
Магистерская диссертация, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 5680 р. Год сдачи: 2017 - Международные правовые основы, определяющие принципы свободы совести и российская специфика их реализации
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2018 - Вмешательство в геном человеческого эмбриона и права человека: международно-правовой аспект
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - Защита чести, достоинства и деловой репутации в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Правовое регулирование рекламной деятельности
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4520 р. Год сдачи: 2018 - Реализация принципа светского государства
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Ответственность государства за вред, причиненный
государственными органами, органами местного
самоуправления, а также их должностными лицами
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016



