ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1. ИСТОРИЯ УСТАНОВЛЕНИЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ СССР СО СТРАНАМИ АФРИКИ 6
1.1 Исторические корни сотрудничества России со странами Африки 6
1.2 Развитие торгово-экономических отношений 12
1.3 История обучения африканских студентов в СССР 18
1.4 Постсоветский обрыв связей 24
2. РОССИЙСКО-АФРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ 33
2.1 Политическое взаимодействие России с африканскими странами в эру глобализации 33
2.2 Влияние глобализационных процессов на эволюцию российско-африканских торгово-экономических отношений 63
3. Современное состояние отношений и сотрудничества между Россией и Африкой 68
3.1 Гуманитарная политика России за рубежом 68
3.2 Экспорт российского образования в страны Африки 71
3.3 Межгосударственные механизмы развития сотрудничества РФ и стран Африки 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 83
Актуальность темы исследования определяется тем, что система международных отношений претерпела значительные изменения в конце ХХ века. Это повлияло на появление новых суверенных государств на политической карте мира. Модификация послевоенной архитектуры международных отношений способствовала формированию новых нетрадиционных вызовов и угроз общего глобального значения. Таким образом, после упадка биполярного мира (распада СССР) появились как признаки формирования однополярного мира (где США играли ведущую роль), так и многополярного мира (количество независимых государств и членов ООН существенно изменилось).
Российские и западные эксперты сходятся во мнении, что в настоящее время разворачивается новая «битва за Африку», основными участниками которой являются США, Китай и Евросоюз (как блок государств, так и отдельные страны). Второстепенными игроками в этой битве являются Бразилия, Индия, Турция, Иран, Южная Корея и страны Персидского залива.
Россия, неоднократно подчеркивавшая готовность работать со своими партнерами в Африке, не заинтересована в участии в каких-либо «сражениях». К сожалению, на нынешнем этапе истории существует серьезная конкуренция во многих областях среди внешних игроков на африканском континенте.
Партнеры Африки на западе обеспокоены усилением взаимодействия между странами континента и Россией, хотя Россия значительно отстает практически от всех вышеупомянутых стран в плане торгово-экономического сотрудничества с Африкой. Более того, Россия не обладает такими же финансовыми и экономическими возможностями, как, например, Китай, когда речь идет о реализации своей политики на африканском континенте.
Требуется стратегическое видение и готовность к переговорам.
Здесь следует иметь в виду три ключевых момента:
— Практически все африканские страны стараются проводить многовекторную внешнюю политику, которая позволяет им быть гибкими во взаимодействии с теми внешними игроками, которые обеспечивают наиболее привлекательные условия для сотрудничества.
— Россия имеет точно такое же право, как и другие международные акторы, развивать отношения с африканскими партнерами. К сожалению, далеко не все за пределами России с этим согласны.
— Африканские страны имеют суверенное право предлагать сотрудничество и развивать сотрудничество с Россией, независимо от того, что думают об этом другие их внешнеэкономические партнеры.
Потребности Африки в плане развития человеческого потенциала, создания новой инфраструктуры, промышленного развития и создания рабочих мест настолько велики, что совместные усилия всех внешних партнеров поощряются и приветствуются. Есть много работы для всех заинтересованных сторон.
Россия стремится укрепить свои традиционно дружественные связи с Африкой.
Таким образом, перед Россией стоит актуальная задача расширения масштабов своей экономики и создания собственного стабильного замкнутого кластера, способного обеспечить стабильность экономического развития Российской Федерации в долгосрочной перспективе.
Объект исследования – дипломатические и культурные представительства РФ в Африканском регионе.
Предмет исследования – деятельность дипломатических и культурных представительств РФ в Африканском регионе.
Цель исследования – выявить проблемы деятельности дипломатических и культурных представительств Российской Федерации в Африканском регионе и определить пути их решения.
Задачи исследования:
1. Определить исторические корни сотрудничества России со странами Африки
2. Рассмотреть развитие торгово-экономических отношений
3. Изучить историю обучения африканских студентов в СССР
4. Проанализировать постсоветский обрыв связей
5. Рассмотреть политическое взаимодействие России с африканскими странами в эру глобализации
6. Определить влияние глобализационных процессов на эволюцию российско-африканских торгово-экономических отношений
7. Проанализировать гуманитарную политику России за рубежом
8. Рассмотреть экспорт российского образования в страны Африки
9. Определить межгосударственные механизмы развития сотрудничества РФ и стран Африки.
Теоретико-методологическая база: движущей силой российско-южноафриканских связей на современном этапе является активный политический диалог на высшем уровне. Знаковым событием стал официальный визит Президента России В.В.Путина в ЮАР в 2006 г. – это было первое в истории посещение Африки к югу от Сахары руководителем российского государства. В 2013 и 2018 гг. Президент России принял участие в саммитах БРИКС в Дурбане и Йоханнесбурге. В ноябре 2021 г. в рамках рабочей поездки в ЮАР Специальный представитель Президента Российской Федерации по Ближнему Востоку и странам Африки, заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации М.Л.Богданов был принят Президентом страны С.Рамафозой.
Отношения между Россией и Африканским союзом находятся на подъеме и расширяются по различным направлениям.
Россия придает важность налаживанию сотрудничества между Африканским союзом и Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС), которое до сих пор остается концептуальной мыслью или грандиозной идеей. ЕАЭС – это экономический союз, включающий страны, расположенные на севере Евразии, основанный Беларусью, Казахстаном и Россией договором, вступившим в силу 1 января 2015 года. По состоянию на май 2018 года к ним присоединились две республики – Армения и Кыргызстан.
Ключевыми задачами ЕАЭС являются наращивание сотрудничества и экономической конкурентоспособности государств-членов, содействие стабильному развитию в целях повышения уровня жизни в государствах-членах. Он был создан отчасти в ответ на экономическое и политическое влияние Европейского Союза и других западных стран, которые хотят проникнуть в бывшие республики Советского Союза.
В целях расширения торговли и сотрудничества на первом саммите 2019 года был подписан меморандум о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) и Комиссией Африканского союза. В то время как Россия является самым активным игроком среди группы ЕАЭС, Беларусь и Казахстан имеют некоторый интерес, Армения и Кыргызстан крайне мало интересуются Африкой, считают эксперты по политике.
С конкретным Планом действий Россия будет двигаться на один шаг вперед от простых намерений, дипломатических тонкостей и риторики к конкретным делам и сделкам, которые делают Россию более заметной в Африке. Оба высших дипломата имели возможность обсудить весь спектр отношений, посмотреть, как продвигаться вперед в контексте реализации решений сочинского саммита, а также двустороннего сотрудничества в ООН.
Кроме того, с созданием Ассоциации экономического сотрудничества с африканскими странами (AECAS) при Министерстве иностранных дел России ожидается, что конкретные идеи и проекты, продвигаемые российским бизнес-сообществом, будут направлены на достижение Целей устойчивого развития (ЦУР) и в дальнейшем будут способствовать реализации основного стратегического документа Африканского союза, Повестка дня-2063.
Африканский континент остается последним доступным пространством для российской экономической экспансии, что, учитывая современные геополитические перспективы и тенденции в мире, является единственным способом формирования собственного устойчивого самодостаточного кластера. Создание этого может обеспечить России достойное место в следующем раунде глобальной геополитической конкуренции, в долгосрочной перспективе к 2030-2050 годам. Перспективный объем российско-африканской торговли за счет замещения преимущественно европейских, затем американских конкурентов в случае успеха может составить $300-350 млрд в год, что в 17,5 раз превышает нынешние объемы торговли РФ со странами Африки, а также может вдвое снизить зависимость России от торговли с Западом.
При грамотной линии на развитие сотрудничества, особенно в варианте формирования торгового пространства на условиях, сходных (или близких) к форме Регионального всеобъемлющего экономического партнерства, в перспективе 10-15 лет можно создать экономический кластер с общим ВВП около $4,5 трлн, в котором Россия будет обладать неоспоримым финансово-технологическим превосходством.
Российская стратегия развития Африки должна учитывать или даже напрямую копировать наиболее выгодные элементы китайской и индийской линий. Во-первых, мы должны взять «инфраструктурную» часть и механизм «облегчения долгового бремени», а во-вторых – сделать ставку на обеспечение африканских стран необходимым транспортом и оборудованием, пусть и не таким продвинутым, как западный, но по гораздо более конкурентоспособным ценам. Особенно с точки зрения сельскохозяйственной техники. Это одновременно создаст огромный рынок сбыта российских технических товаров, получит финансовый источник для их дальнейшего совершенствования и развития новых технологий, а также сформирует представление о России как об очень привлекательной «третьей» версии Цивилизации, принципиально (и в лучшую сторону) отличной как от «американского Запада» (включая его европейскую составляющую), так и от Китая.
Россия и страны Африки отстаивают традиционные для наших народов нормы морали и общественные устои, противостоят навязываемой извне неоколониальной идеологии.
Международное сотрудничество главный аспект, позволяющий африканским странам преодолевать проблему бедности, изменения климата, а также последствия миграционного кризиса. Именно поэтому дипломаты африканских стран считают, что кооперация Африки и РФ является важнейшим фактором мирового сотрудничества.
1. Указ Президента Российской Федерации об утверждении Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом: утверждена 5 сентября 2022 г. Москва. 2022 // URL: http://static.kremlin.ru/media/events/ files/ru/G3CkAuMhZXio8AzNaweT3wTGT aEA16OU.pdf (дата обращения: 10.02.2023).
2. Абдуллахи Иибаиквал Шеху. Африкано-российские отношения: прошлое, настоящее и будущее. // Журнал "Дипломатическая служба и практика", 4 (8) 2022 г.
3. Абрамова И. Африканский секрет успеха, или что скрывает Черный континент // https://radiosputnik.ria.ru/20230228/1854969178.html?ysclid=leqtef2mlc133102572 (дата обращения 02.2023)
4. Аганин А.Р. Отмечая 75-летие Победы: универсальная система международного права и попытки ее подмены «порядком, основанном на правилах» // Международная жизнь. 2021. №3
5. Африка: перспективы развития и рекомендации для политики России / под ред. С. А. Караганова. Москва: Международные отношения, 2021.
6. Бабаев К. Перспективы расширения экономического взаимодействия России со странами Африки. // https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/comments/perspektivy-rasshireniya-ekonomicheskogo-vzaimodeystviya-rossii-so-stranami-afriki/?ysclid=le40gyp22v179553065 (дата обращения 14.02.2023)
7. Богданов М. Россия готовится к открытию новых посольств в африканских странах, заявил замглавы МИД. // дата обращения 16.03.2023
8. Глава МИД КНР указал на неправомерность утверждения о «долговой ловушке Китая для Африки». // https://tass.ru/ekonomika/16782143?ysclid=le40e861ig154393938 (дата обращения 14.02.2023)
9. Горелик Б. М. Российская иммиграция в Южную Африку: вчера и сегодня. Москва: Институт Африки РАН, 2007.
10. Горелик Б. М. Русская диаспора Африки. Ассимиляция или адаптация? //Азия и Африка сегодня. 2004. № 5. С. 57—61.
11. Дробинин А.Ю. Уроки истории и образ будущего: размышления о внешней политике России // Международная жизнь. 2022. №8 // URL: https://interaffairs.ru/jauthor/ material/2700 (дата обращения: 05.12.2022).
12. Ермакова С. Китайское экономическое чудо. Причины экономического подъема в Китае. // https://fb.ru/article/367460/kitayskoe-ekonomicheskoe-chudo-prichinyi-ekonomicheskogo-podyema-v-kitae?ysclid=le40bn34t0694538893 (дата обращения 14.02.2023)
13. Количество Русских домов растет в Африке. // https://russkie.org/news/kolichestvo-russkikh-domov-rastet-v-afrike/?ysclid=lfaunsxj22937947467 (дата обращения 16.03.2023)
14. Константинова О. В. Перспективы развития российско-африканского сотрудничества в культурно-гуманитарной сфере // Ученые записки Института Африки РАН. 2020. № 3 (52). С. 5—14. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2020-52-3-5-14
15. Крылова Н. Л. «Русские африканки» в ХХ столетии. Семья. Судьба. Отчизна. Москва: Институт Африки РАН, 2018.
16. Крылова Н. Л. Афро-россияне: брак, семья, судьба. Москва: РОССПЭН, 2006.
17. Крылова Н. Л. Женские объединения в Африке как форма политико-экономического и социокультурного самовыражения // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. 2017. № 3. С. 210—217.
18. Крылова Н.Л. Советская жена африканца (портрет эпохи «холодной войны») // Ученые записки Института Африки РАН. 2019. № 4 (49). С. 127—140. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2019-49-4-127-140
19. Ларюэль М. Мягкая сила России: источники, цели и каналы влияния // Записки Ифри. Russie.NEI.Visions. 2021. № 122. С. 1—30. URL: https://www.ifri.org/sites/default/files/atoms/files/laruelle_russia_soft_ power_ru_2021.pdf (дата обращения: 12.03.2023)
20. Лавров сообщил об обобщении предложений из Африки для формирования повестки саммита. // https://tass.ru/politika/16897919?ysclid=le409k7iwt444346328 (дата обращения 14.02.2023
21. Лебедева М.М., Устинова М.И. Гуманитарные и социальные вопросы в Совете Безопасности ООН // Вестник международных организаций. Т. 15. 2020. №1. С. 148.
22. Мазов С. В. Воспитывать «людей с прогрессивными взглядами, искренних друзей Советского Союза». Государственная политика в отношении обучавшихся в СССР африканцев, первая половина 1960-х годов. // https://culture.wikireading.ru/hLcBlhmMIo?ysclid=le40vwmkf7577243351 (дата обращения 14.02.2023)
23. Метцель М. История отношений СССР и России со странами Африки. // https://tass.ru/info/16859209?ysclid=le740d7znq903529280 (дата обращения 16.02.2023)
24. Падалко В. Африка стремится к сбалансированным отношениям с другими странами. Что предложит Россия? // https://rg.ru/2022/12/27/v-2023-godu-razvernetsia-borba-za-afriku.html?ysclid=leqtkxcgzi571293331 (дата обращения 02.03.2023).
25. Посол РФ в Тунисе заявил о росте товарооборота между странами на 63%. // https://www.pnp.ru/economics/posol-rf-v-tunise-zayavil-o-roste-tovarooborota-mezhdu-stranami-na-63.html?ysclid=le421vqvqs616295526 (дата обращения 14.02.2023)
26. Прищепо Ю.П. О ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ СО СТРАНАМИ. // «Техника и вооружение», 2005.
27. Сергеев В.Е. Реформа Совета Безопасности ООН: позиция России и зарубежных стран // Россия: общество, политика, история. 2022. №1. С. 56.
28. Степанов О.В. Россия самоосвобожденная // Россия в глобальной политике. 22.09.2022 // URL: https://globalaffairs.ru/articles/rossiyasamoosvobozhdyonnaya/ (дата обращения: 14.02.2023).
29. Сухов Н. В. История русской эмиграции в Марокко в ХХ веке. Москва: Институт востоковедения РАН, 2019.
30. Сухова Е. Е., Сухов Н. В. Биографический словарь русской эмиграции в Марокко в ХХ веке. Москва: Институт востоковедения РАН, 2019.
31. Фитуни Л.Л. Черный континент нужен всем. // Независимая газета, 12.02.2023.
32. Черненко Е. Мой ласковый и нежный МИД. Зачем России еще один инструмент «мягкой силы» // Коммерсантъ. 2021. 6 дек. // URL: https://www.kommersant.ru/amp/5018664 (дата обращения: 09.03.2023).
33. Что известно об отношениях России и Эритреи // https://news.rambler.ru/conflicts/50099235/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (дата обращения 09.03.2023)
34. Clifford C., Gruzd S. Russian and African Media: Exercising Soft Power // South African Institute of International Affairs Policy Insights. 2022. No. 125. P. 1—18.
35. Patrick J. Rollins, “Imperial Russia’s African Colony”, Russian Review, Vol. 27, No. 4, Wiley, 1968, p. 434-435.
36. Prateek Dasgupta "A short-lived Russian colony in East Africa that lasted only one month". // https://medium.com/history-of-yesterday/the-russian-colony-in-africa-which-you-have-probably-never-heard-of-59ab235408ce (дата обращения 14.02.2023)
37. Scholz Olaf. The Global Zeitenwende. How to Avoid a New Cold War in a Multipolar Era // Foreign Affairs. January. 2023 // URL: https:// www.foreignaffairs.com/germany/olaf-scholzglobal-zeitenwende-how-avoid-new-cold-war?
38. Walt S.M. China Wants a ‘Rules-Based International Order,’ Too // Foreign Policy. 2021. 31 марта // URL: https://foreignpolicy.com/2021/03/31/ china-wants-a-rules-based-international-ordertoo/ (дата обращения: 16.02.2023).
39. Данные официального сайта МИД России (дата обращения 16.02.2023)
40. https://drc.mid.ru/posol (дата обращения 16.02.2023)
41. https://drc.mid.ru/interv-u-posla (дата обращения 16.02.2023)
42. A World on the Move, 2018: Электронный ресурс (дата обращения 16.03.2023)
43. Neghina, 2017: Электронный ресурс (дата обращения 16.03.2023)
44. NAFSA, 2018: Электронный ресурс (дата обращения 16.03.2023)
45. A World on the Move, 2018: Электронный ресурс (дата обращения 16.03.2023)
46. Measuring up …, 2018: Электронный ресурс (дата обращения 16.03.2023)
47. The international mobility of Africanstudents, 2016: Электронный ресурс (дата обращения 16.03.2023)
48. Marshall, 2016: Электронный ресурс (дата обращения 16.03.2023)
49. The international mobility of African students, 2016: Электронный ресурс (дата обращения 16.03.2023)
50. Mohamedbhai, 2018: Электронный ресурс (дата обращения 16.03.2023)