Проблемы деятельности дипломатических и культурных представительств РФ в Африканском регионе и пути их решения
|
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1. ИСТОРИЯ УСТАНОВЛЕНИЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ СССР СО СТРАНАМИ АФРИКИ 6
1.1 Исторические корни сотрудничества России со странами Африки 6
1.2 Развитие торгово-экономических отношений 12
1.3 История обучения африканских студентов в СССР 18
1.4 Постсоветский обрыв связей 24
2. РОССИЙСКО-АФРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ 33
2.1 Политическое взаимодействие России с африканскими странами в эру глобализации 33
2.2 Влияние глобализационных процессов на эволюцию российско-африканских торгово-экономических отношений 63
3. Современное состояние отношений и сотрудничества между Россией и Африкой 68
3.1 Гуманитарная политика России за рубежом 68
3.2 Экспорт российского образования в страны Африки 71
3.3 Межгосударственные механизмы развития сотрудничества РФ и стран Африки 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 83
1. ИСТОРИЯ УСТАНОВЛЕНИЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ СССР СО СТРАНАМИ АФРИКИ 6
1.1 Исторические корни сотрудничества России со странами Африки 6
1.2 Развитие торгово-экономических отношений 12
1.3 История обучения африканских студентов в СССР 18
1.4 Постсоветский обрыв связей 24
2. РОССИЙСКО-АФРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ 33
2.1 Политическое взаимодействие России с африканскими странами в эру глобализации 33
2.2 Влияние глобализационных процессов на эволюцию российско-африканских торгово-экономических отношений 63
3. Современное состояние отношений и сотрудничества между Россией и Африкой 68
3.1 Гуманитарная политика России за рубежом 68
3.2 Экспорт российского образования в страны Африки 71
3.3 Межгосударственные механизмы развития сотрудничества РФ и стран Африки 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 83
Актуальность темы исследования определяется тем, что система международных отношений претерпела значительные изменения в конце ХХ века. Это повлияло на появление новых суверенных государств на политической карте мира. Модификация послевоенной архитектуры международных отношений способствовала формированию новых нетрадиционных вызовов и угроз общего глобального значения. Таким образом, после упадка биполярного мира (распада СССР) появились как признаки формирования однополярного мира (где США играли ведущую роль), так и многополярного мира (количество независимых государств и членов ООН существенно изменилось).
Российские и западные эксперты сходятся во мнении, что в настоящее время разворачивается новая «битва за Африку», основными участниками которой являются США, Китай и Евросоюз (как блок государств, так и отдельные страны). Второстепенными игроками в этой битве являются Бразилия, Индия, Турция, Иран, Южная Корея и страны Персидского залива.
Россия, неоднократно подчеркивавшая готовность работать со своими партнерами в Африке, не заинтересована в участии в каких-либо «сражениях». К сожалению, на нынешнем этапе истории существует серьезная конкуренция во многих областях среди внешних игроков на африканском континенте.
Партнеры Африки на западе обеспокоены усилением взаимодействия между странами континента и Россией, хотя Россия значительно отстает практически от всех вышеупомянутых стран в плане торгово-экономического сотрудничества с Африкой. Более того, Россия не обладает такими же финансовыми и экономическими возможностями, как, например, Китай, когда речь идет о реализации своей политики на африканском континенте.
Требуется стратегическое видение и готовность к переговорам.
Здесь следует иметь в виду три ключевых момента:
— Практически все африканские страны стараются проводить многовекторную внешнюю политику, которая позволяет им быть гибкими во взаимодействии с теми внешними игроками, которые обеспечивают наиболее привлекательные условия для сотрудничества.
— Россия имеет точно такое же право, как и другие международные акторы, развивать отношения с африканскими партнерами. К сожалению, далеко не все за пределами России с этим согласны.
— Африканские страны имеют суверенное право предлагать сотрудничество и развивать сотрудничество с Россией, независимо от того, что думают об этом другие их внешнеэкономические партнеры.
Потребности Африки в плане развития человеческого потенциала, создания новой инфраструктуры, промышленного развития и создания рабочих мест настолько велики, что совместные усилия всех внешних партнеров поощряются и приветствуются. Есть много работы для всех заинтересованных сторон.
Россия стремится укрепить свои традиционно дружественные связи с Африкой.
Таким образом, перед Россией стоит актуальная задача расширения масштабов своей экономики и создания собственного стабильного замкнутого кластера, способного обеспечить стабильность экономического развития Российской Федерации в долгосрочной перспективе.
Объект исследования – дипломатические и культурные представительства РФ в Африканском регионе.
Предмет исследования – деятельность дипломатических и культурных представительств РФ в Африканском регионе.
Цель исследования – выявить проблемы деятельности дипломатических и культурных представительств Российской Федерации в Африканском регионе и определить пути их решения.
Задачи исследования:
1. Определить исторические корни сотрудничества России со странами Африки
2. Рассмотреть развитие торгово-экономических отношений
3. Изучить историю обучения африканских студентов в СССР
4. Проанализировать постсоветский обрыв связей
5. Рассмотреть политическое взаимодействие России с африканскими странами в эру глобализации
6. Определить влияние глобализационных процессов на эволюцию российско-африканских торгово-экономических отношений
7. Проанализировать гуманитарную политику России за рубежом
8. Рассмотреть экспорт российского образования в страны Африки
9. Определить межгосударственные механизмы развития сотрудничества РФ и стран Африки.
Теоретико-методологическая база: движущей силой российско-южноафриканских связей на современном этапе является активный политический диалог на высшем уровне. Знаковым событием стал официальный визит Президента России В.В.Путина в ЮАР в 2006 г. – это было первое в истории посещение Африки к югу от Сахары руководителем российского государства. В 2013 и 2018 гг. Президент России принял участие в саммитах БРИКС в Дурбане и Йоханнесбурге. В ноябре 2021 г. в рамках рабочей поездки в ЮАР Специальный представитель Президента Российской Федерации по Ближнему Востоку и странам Африки, заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации М.Л.Богданов был принят Президентом страны С.Рамафозой.
Российские и западные эксперты сходятся во мнении, что в настоящее время разворачивается новая «битва за Африку», основными участниками которой являются США, Китай и Евросоюз (как блок государств, так и отдельные страны). Второстепенными игроками в этой битве являются Бразилия, Индия, Турция, Иран, Южная Корея и страны Персидского залива.
Россия, неоднократно подчеркивавшая готовность работать со своими партнерами в Африке, не заинтересована в участии в каких-либо «сражениях». К сожалению, на нынешнем этапе истории существует серьезная конкуренция во многих областях среди внешних игроков на африканском континенте.
Партнеры Африки на западе обеспокоены усилением взаимодействия между странами континента и Россией, хотя Россия значительно отстает практически от всех вышеупомянутых стран в плане торгово-экономического сотрудничества с Африкой. Более того, Россия не обладает такими же финансовыми и экономическими возможностями, как, например, Китай, когда речь идет о реализации своей политики на африканском континенте.
Требуется стратегическое видение и готовность к переговорам.
Здесь следует иметь в виду три ключевых момента:
— Практически все африканские страны стараются проводить многовекторную внешнюю политику, которая позволяет им быть гибкими во взаимодействии с теми внешними игроками, которые обеспечивают наиболее привлекательные условия для сотрудничества.
— Россия имеет точно такое же право, как и другие международные акторы, развивать отношения с африканскими партнерами. К сожалению, далеко не все за пределами России с этим согласны.
— Африканские страны имеют суверенное право предлагать сотрудничество и развивать сотрудничество с Россией, независимо от того, что думают об этом другие их внешнеэкономические партнеры.
Потребности Африки в плане развития человеческого потенциала, создания новой инфраструктуры, промышленного развития и создания рабочих мест настолько велики, что совместные усилия всех внешних партнеров поощряются и приветствуются. Есть много работы для всех заинтересованных сторон.
Россия стремится укрепить свои традиционно дружественные связи с Африкой.
Таким образом, перед Россией стоит актуальная задача расширения масштабов своей экономики и создания собственного стабильного замкнутого кластера, способного обеспечить стабильность экономического развития Российской Федерации в долгосрочной перспективе.
Объект исследования – дипломатические и культурные представительства РФ в Африканском регионе.
Предмет исследования – деятельность дипломатических и культурных представительств РФ в Африканском регионе.
Цель исследования – выявить проблемы деятельности дипломатических и культурных представительств Российской Федерации в Африканском регионе и определить пути их решения.
Задачи исследования:
1. Определить исторические корни сотрудничества России со странами Африки
2. Рассмотреть развитие торгово-экономических отношений
3. Изучить историю обучения африканских студентов в СССР
4. Проанализировать постсоветский обрыв связей
5. Рассмотреть политическое взаимодействие России с африканскими странами в эру глобализации
6. Определить влияние глобализационных процессов на эволюцию российско-африканских торгово-экономических отношений
7. Проанализировать гуманитарную политику России за рубежом
8. Рассмотреть экспорт российского образования в страны Африки
9. Определить межгосударственные механизмы развития сотрудничества РФ и стран Африки.
Теоретико-методологическая база: движущей силой российско-южноафриканских связей на современном этапе является активный политический диалог на высшем уровне. Знаковым событием стал официальный визит Президента России В.В.Путина в ЮАР в 2006 г. – это было первое в истории посещение Африки к югу от Сахары руководителем российского государства. В 2013 и 2018 гг. Президент России принял участие в саммитах БРИКС в Дурбане и Йоханнесбурге. В ноябре 2021 г. в рамках рабочей поездки в ЮАР Специальный представитель Президента Российской Федерации по Ближнему Востоку и странам Африки, заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации М.Л.Богданов был принят Президентом страны С.Рамафозой.
Отношения между Россией и Африканским союзом находятся на подъеме и расширяются по различным направлениям.
Россия придает важность налаживанию сотрудничества между Африканским союзом и Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС), которое до сих пор остается концептуальной мыслью или грандиозной идеей. ЕАЭС – это экономический союз, включающий страны, расположенные на севере Евразии, основанный Беларусью, Казахстаном и Россией договором, вступившим в силу 1 января 2015 года. По состоянию на май 2018 года к ним присоединились две республики – Армения и Кыргызстан.
Ключевыми задачами ЕАЭС являются наращивание сотрудничества и экономической конкурентоспособности государств-членов, содействие стабильному развитию в целях повышения уровня жизни в государствах-членах. Он был создан отчасти в ответ на экономическое и политическое влияние Европейского Союза и других западных стран, которые хотят проникнуть в бывшие республики Советского Союза.
В целях расширения торговли и сотрудничества на первом саммите 2019 года был подписан меморандум о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) и Комиссией Африканского союза. В то время как Россия является самым активным игроком среди группы ЕАЭС, Беларусь и Казахстан имеют некоторый интерес, Армения и Кыргызстан крайне мало интересуются Африкой, считают эксперты по политике.
С конкретным Планом действий Россия будет двигаться на один шаг вперед от простых намерений, дипломатических тонкостей и риторики к конкретным делам и сделкам, которые делают Россию более заметной в Африке. Оба высших дипломата имели возможность обсудить весь спектр отношений, посмотреть, как продвигаться вперед в контексте реализации решений сочинского саммита, а также двустороннего сотрудничества в ООН.
Кроме того, с созданием Ассоциации экономического сотрудничества с африканскими странами (AECAS) при Министерстве иностранных дел России ожидается, что конкретные идеи и проекты, продвигаемые российским бизнес-сообществом, будут направлены на достижение Целей устойчивого развития (ЦУР) и в дальнейшем будут способствовать реализации основного стратегического документа Африканского союза, Повестка дня-2063.
Африканский континент остается последним доступным пространством для российской экономической экспансии, что, учитывая современные геополитические перспективы и тенденции в мире, является единственным способом формирования собственного устойчивого самодостаточного кластера. Создание этого может обеспечить России достойное место в следующем раунде глобальной геополитической конкуренции, в долгосрочной перспективе к 2030-2050 годам. Перспективный объем российско-африканской торговли за счет замещения преимущественно европейских, затем американских конкурентов в случае успеха может составить $300-350 млрд в год, что в 17,5 раз превышает нынешние объемы торговли РФ со странами Африки, а также может вдвое снизить зависимость России от торговли с Западом.
При грамотной линии на развитие сотрудничества, особенно в варианте формирования торгового пространства на условиях, сходных (или близких) к форме Регионального всеобъемлющего экономического партнерства, в перспективе 10-15 лет можно создать экономический кластер с общим ВВП около $4,5 трлн, в котором Россия будет обладать неоспоримым финансово-технологическим превосходством.
Российская стратегия развития Африки должна учитывать или даже напрямую копировать наиболее выгодные элементы китайской и индийской линий. Во-первых, мы должны взять «инфраструктурную» часть и механизм «облегчения долгового бремени», а во-вторых – сделать ставку на обеспечение африканских стран необходимым транспортом и оборудованием, пусть и не таким продвинутым, как западный, но по гораздо более конкурентоспособным ценам. Особенно с точки зрения сельскохозяйственной техники. Это одновременно создаст огромный рынок сбыта российских технических товаров, получит финансовый источник для их дальнейшего совершенствования и развития новых технологий, а также сформирует представление о России как об очень привлекательной «третьей» версии Цивилизации, принципиально (и в лучшую сторону) отличной как от «американского Запада» (включая его европейскую составляющую), так и от Китая.
Россия и страны Африки отстаивают традиционные для наших народов нормы морали и общественные устои, противостоят навязываемой извне неоколониальной идеологии.
Международное сотрудничество главный аспект, позволяющий африканским странам преодолевать проблему бедности, изменения климата, а также последствия миграционного кризиса. Именно поэтому дипломаты африканских стран считают, что кооперация Африки и РФ является важнейшим фактором мирового сотрудничества.
Россия придает важность налаживанию сотрудничества между Африканским союзом и Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС), которое до сих пор остается концептуальной мыслью или грандиозной идеей. ЕАЭС – это экономический союз, включающий страны, расположенные на севере Евразии, основанный Беларусью, Казахстаном и Россией договором, вступившим в силу 1 января 2015 года. По состоянию на май 2018 года к ним присоединились две республики – Армения и Кыргызстан.
Ключевыми задачами ЕАЭС являются наращивание сотрудничества и экономической конкурентоспособности государств-членов, содействие стабильному развитию в целях повышения уровня жизни в государствах-членах. Он был создан отчасти в ответ на экономическое и политическое влияние Европейского Союза и других западных стран, которые хотят проникнуть в бывшие республики Советского Союза.
В целях расширения торговли и сотрудничества на первом саммите 2019 года был подписан меморандум о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) и Комиссией Африканского союза. В то время как Россия является самым активным игроком среди группы ЕАЭС, Беларусь и Казахстан имеют некоторый интерес, Армения и Кыргызстан крайне мало интересуются Африкой, считают эксперты по политике.
С конкретным Планом действий Россия будет двигаться на один шаг вперед от простых намерений, дипломатических тонкостей и риторики к конкретным делам и сделкам, которые делают Россию более заметной в Африке. Оба высших дипломата имели возможность обсудить весь спектр отношений, посмотреть, как продвигаться вперед в контексте реализации решений сочинского саммита, а также двустороннего сотрудничества в ООН.
Кроме того, с созданием Ассоциации экономического сотрудничества с африканскими странами (AECAS) при Министерстве иностранных дел России ожидается, что конкретные идеи и проекты, продвигаемые российским бизнес-сообществом, будут направлены на достижение Целей устойчивого развития (ЦУР) и в дальнейшем будут способствовать реализации основного стратегического документа Африканского союза, Повестка дня-2063.
Африканский континент остается последним доступным пространством для российской экономической экспансии, что, учитывая современные геополитические перспективы и тенденции в мире, является единственным способом формирования собственного устойчивого самодостаточного кластера. Создание этого может обеспечить России достойное место в следующем раунде глобальной геополитической конкуренции, в долгосрочной перспективе к 2030-2050 годам. Перспективный объем российско-африканской торговли за счет замещения преимущественно европейских, затем американских конкурентов в случае успеха может составить $300-350 млрд в год, что в 17,5 раз превышает нынешние объемы торговли РФ со странами Африки, а также может вдвое снизить зависимость России от торговли с Западом.
При грамотной линии на развитие сотрудничества, особенно в варианте формирования торгового пространства на условиях, сходных (или близких) к форме Регионального всеобъемлющего экономического партнерства, в перспективе 10-15 лет можно создать экономический кластер с общим ВВП около $4,5 трлн, в котором Россия будет обладать неоспоримым финансово-технологическим превосходством.
Российская стратегия развития Африки должна учитывать или даже напрямую копировать наиболее выгодные элементы китайской и индийской линий. Во-первых, мы должны взять «инфраструктурную» часть и механизм «облегчения долгового бремени», а во-вторых – сделать ставку на обеспечение африканских стран необходимым транспортом и оборудованием, пусть и не таким продвинутым, как западный, но по гораздо более конкурентоспособным ценам. Особенно с точки зрения сельскохозяйственной техники. Это одновременно создаст огромный рынок сбыта российских технических товаров, получит финансовый источник для их дальнейшего совершенствования и развития новых технологий, а также сформирует представление о России как об очень привлекательной «третьей» версии Цивилизации, принципиально (и в лучшую сторону) отличной как от «американского Запада» (включая его европейскую составляющую), так и от Китая.
Россия и страны Африки отстаивают традиционные для наших народов нормы морали и общественные устои, противостоят навязываемой извне неоколониальной идеологии.
Международное сотрудничество главный аспект, позволяющий африканским странам преодолевать проблему бедности, изменения климата, а также последствия миграционного кризиса. Именно поэтому дипломаты африканских стран считают, что кооперация Африки и РФ является важнейшим фактором мирового сотрудничества.
Подобные работы
- Политика Китая в системе ООН в 50-70-е гг. ХХ века
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2020 - Внешняя политика Марокко при короле Мухаммеде VI
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021 - Сравнительный анализ двусторонних отношений между Россией и другими странами БРИКС
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2019



