Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические подходы к изучению понятия «Лидерская компетентность» 10
1.1 Проблема исследования феномена «Лидерство» в отечественных и зарубежных исследованиях 10
1.2 Сущность, структура лидерской компетентности и ее значение в современной системе образования 22
1.3 Особенности лидерства в педагогической сфере 34
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование по повышению уровня лидерской компетентности педагогов в процессе работы методического объединения 45
2.1 Психолого-педагогические условия выявления лидерской компетентности на констатирующем этапе исследования 45
2.2 Формирующий этап исследования лидерской компетентности педагогов на основе авторской программы 59
2.3 Анализ экспериментального исследования 72
Заключение 81
Список используемой литературы 85
Приложение А Диагностика лидерских способностей (по методике Жарикова Е.В. и Крушельницкого Е.В.) 91
Приложение Б Тест Фидлера 92
Приложение В Вопросы по методике «КОС» 93
Развитие лидерской компетентности - целенаправленный процесс, происходящий благодаря реализации социально -значимой деятельности. Лидерская компетентность - одно из неотъемлемых качеств личности, которое позволяет успешно социализироваться и достигать больших высот как в профессиональной деятельности, так и в социуме.
Современное общество характеризуются наличием высокой степени конкуренции в любой сфере, поэтому, если человек стремится быть успешным, он должен обладать определенными профессионально - личностными компетентностями, которые позволят ему достичь высот и соответствовать мировым стандартам.
Достижение успеха зависит лично от каждого человека, от его стремлений, достижений, от умения использовать инновационные формы в своей деятельности. Тот, кто обладает лидерской компетентностью, будет иметь больше шансов быть оцененным по своим заслугам. Это проблема актуальна и в педагогической среде, так как в науке имеется недостаточно знаний о тех условиях и компонентах, способствующих развитию и формированию лидерской компетентности среди педагогов как молодых, так и уже обладающих достаточным профессиональным опытом.
Актуальность на социальном уровне: развитие лидерского потенциала в условиях социально-экономической модернизации общества очевидна, так как на современном этапе существует потребность в профессионалах с навыками организатора, способным к качественно новому интеллектуальному труду и эффективной коммуникации, готового достигать поставленных целей. В социуме востребованы люди, обладающие лидерской компетентностью, умеющие построить деятельность, опираясь на личностно-ориентированное взаимодействие с коллегами.
Актуальность на научно-теоретическом уровне: теоретическая неразработанность рассматриваемой проблемы, неоднозначность в определении феномена «Лидерство» (зарубежными учеными М.Чемерс [68], Д.Канджеми [30]) и существующих стилей, описанных в трудах К.Левина [73], говорят о важности изучения данной темы как среди отечественных, так и зарубежных педагогов, и психологов. Достаточная изученность значимости лидерской компетентности позволит повысить мотивацию к учебному предмету как у учащихся, так и у самого педагога, дисциплина на занятиях будет на высоком уровне, так как все будут с нетерпением ждать получения новых знаний.
Актуальность на научно-практическом уровне: на сегодняшний день образовательный процесс происходит наиболее эффективно, если педагогами используются различные инновационные методики, так как именно они раскрывают индивидуальные задатки и таланты каждого. Новые реформы, обновляющиеся ФГОС требуют изменений в профессиональной деятельности педагогов и внедрения их на практике. В случае, когда свой имеющийся или выработанный потенциал педагоги будут использовать на практике, это повысит качество образовательного учебного процесса и позволит двигаться в сторону тех стран, которые занимают ведущие позиции в образовании и готовят для общества людей, способных улучшить жизни каждого в лучшую сторону. Лидерство современного педагога - ключевой элемент инновационного образовательного процесса и поддержки качества образования. Истинное лидерство - это работа, прежде всего, над самим собой, лидерами не рождаются, ими становятся, развивая в себе те качества, которые действительно помогут достичь успехов.
Теоретической основой исследования являются: изучением личностных характеристик, влияющих на становление педагога-лидера занимались М.Чемерс [68], Д.Канджеми [30]; выделением личностных особенностей для становления лидера группы занимался отечественный психолог Парыгин Б.Д. [44]; признаки, характерные для лидера были описаны Ильиным Е.П. [27]; стили, виды и типы лидерства представлены в работах Усманского Л.И. [51]; определением феномена «Лидерство» занимались К.Берд [67], Дж.Максвелл [38]; понятие «компетентность» даны в трудах Н.Хомского [69], Дж.Равена [47], Дж.Баумана [5].
В результате научного исследования выявлены следующие недостатки:
• недостаточность теоретического изучения лидерской компетентности и ее компонентов;
• ограниченное внимание к всестороннему развитию лидерской компетентности в общеобразовательных организациях;
• трудности в повышении уровня лидерской компетентности на практике ввиду отсутствия соответствующих программ.
Результаты анализа научного исследования выявили следующие противоречия между:
• неполной теоретической осведомленностью о сущности лидерской компетентности, направленной на успешное осуществление педагогами профессиональной деятельности, и необходимостью реализации этой компетентности на практике;
• возрастающими требованиями государства и социума к успешно развитой личности, обладающей высоким уровнем развития лидерской компетентности и недостаточной заинтересованностью к формированию данной компетентности в образовательных учреждениях.
Таким образом, поиск путей разрешения указанных противоречий определил проблему исследования: как развить лидерскую компетентность педагогов общеобразовательных организаций?
Объект исследования: процесс развития лидерской компетентности в общеобразовательной организации.
Предмет исследования: развитие лидерской компетентности в методическом объединении общеобразовательных учреждений на основе авторской программы.
Цель исследования: повысить уровень развития лидерской компетентности педагогов общеобразовательных организаций.
Исходя из формулировки проблемы, объекта и предмета исследования была выдвинута гипотеза исследования: уровень лидерской компетентности педагогов будет повышен, если:
• выявлены компоненты лидерской компетентности;
• рассмотрены особенности лидерства в педагогической сфере;
• рассмотрены психолого-педагогические условия развития лидерской компетентности в методическом объединении.
Задачи исследования:
1. изучить отечественную и зарубежную научную литературу по теме «Лидерство»;
2. раскрыть особенности понятия «Лидерская компетентность»;
3. разработать и апробировать авторскую программу «На пути к лидерству» развития лидерской компетентности педагогов общеобразовательных учреждений;
4. провести экспериментальное исследование на основе авторской программы по повышению уровня лидерской компетентности и сделать выводы по полученным результатам.
Для решения перечисленных выше задач были использованы следующими методами: теоретические: изучение и анализ психолого- педагогической литературы по изучаемой теме, обобщение; эмпирические: педагогическое наблюдение, опрос, индивидуальные беседы, анкетирование, тестирование.
Экспериментальная база исследования: ГБОУ СО «Лицей №57» (Базовая школа РАН) г. Тольятти. Испытуемыми стали 20 педагогов данного общеобразовательного учреждения. Исследование проводилось в 3 этапа.
На первом этапе (февраль - июль 2021 года) проводилась психодиагностика, направленная на выявление уровня сформированности у испытуемых педагогов лидерской компетентности.
На втором этапе (сентябрь - декабрь 2021 года) разработана программа формирующего эксперимента, в составленных мероприятиях которой было раскрыто понятие «Лидерство», дана информация о функциях и важности развития лидерской компетенции в профессиональной деятельности педагогов.
На третьем этапе исследования (январь - май 2022 года) проведено контрольное тестирование для выявления проверки эффективности авторской программы по развитию лидерской компетентности педагогов, проверялась достоверность выдвинутой гипотезы и оформлялись полученные данные в диссертационном исследовании.
Научная новизна исследования:
• раскрыты и определены особенности лидерской компетентности в педагогической сфере;
• выявлены психолого-педагогические условия, способствующие эффективному развитию лидерской компетентности педагогов.
Теоретическая значимость исследования:
• обобщены теоретические представления о феномене «Лидерство»;
• рассмотрены и охарактеризованы стили, виды и функции лидерства;
• определена структура лидерской компетентности в педагогической сфере.
Практическая значимость исследования: составлена и апробирована авторская программа «На пути к лидерству», которая может быть использована педагогами общеобразовательных организаций.
На защиту выносятся следующие положения:
— Лидерство - психологический феномен, состоящий из множества компонентов, объединенных в компетенции и компетентности. Лидером является член группы, который выдвигается для решения конкретной задачи в группе, принимая на себя определенные функции. Важность лидерства и его влияние на нашу жизнь интересует социологов и психологов, но единого понимания сущности этого явления и структуры лидерских качеств до сих пор не существует. Лидерство считается одним из общественных феноменов, которое сопровождает человечество с древнейших времен. Сам феномен издавна привлекает внимание ученых, так как лидерство вносит значительный вклад в развитие общества и оказывает влияние на все процессы, происходящие в нем, именно поэтому в разных исторических этапах было принято изучать данное явление. Образование - это профессиональная сфера, которая постоянно реформируется и реагирует на социальные, экономические и политические изменения. Лидерство - это личностная черта, психологической природой которой является авторитет, позволяющий личности организовать членов группы, а также мотивировать на реализацию поставленных задач и на достижение общей цели.
— Формирование лидерской компетентности приобретает все большую социальную значимость и характеризуется как целенаправленное формирование и углубление соответствующей компетентности. Развитие лидерской компетентности в образовательной среде осуществляется путем осмысления зависимости прогресса всего человечества от уровня развития каждой отдельной личности. Необходимо развитие компонентов лидерской компетентности: личностного, организаторского и коммуникативного.
— Условия, способствующие реализации эффективного развития лидерской компетентности в педагогической среде:
• выбор и применение наиболее эффективных видов деятельности, направленных на развитие и поддержку лидерской компетентности педагогов общеобразовательных организаций;
• создание среды для самоактуализации, саморазвития личности;
• использование социально-педагогических, психолого-педагогических технологий в развитии у педагогов лидерской компетентности в процессе обучения;
• поддержка лидерства в педагогической среде.
— Программа по развитию лидерской компетентности, включающая задания, связанные с организацией различных мероприятий, позволила повысить интерес к педагогическому процессу. Апробация данной программы подтвердила важность для педагогов эффективной лидерской деятельности в педагогической среде. Программа оказала положительное влияние на педагогов, их коллег, на методические объединения, активизировав их лидерскую деятельность.
В рамках данной программы особое внимание уделялось анализу компонентов лидерской компетентности. В процессе работы использовались задания на отработку личностных, коммуникативных и организаторских умений и навыков, применялись активные способы работы, благодаря которым удалось организовывать эффективную педагогическую деятельность с закреплением данных умений на практике. Наличие заданий, связанных с организацией различных мероприятий позволило повысить интерес к работе и приобрести опыт лидерской деятельности, что позволило развить их лидерскую компетентность. Апробация авторской программы «На пути к лидерству» подтвердила важность для педагогов овладения высоким уровнем лидерской компетентности в педагогической среде.
Апробация результатов: материалы исследования были представлены в научном журнале «Студенческий» г. Новосибирск январь 2021 года, в журнале «Современная школа России» в июне 2021 года, в XXV Международной научно-практической конференции «Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы, открытия и достижения» г. Пенза июнь 2021 года, в научном журнале «Школы России. Вопросы модернизации» в декабре 2021 года, научно-практической конференции «Студенческие дни науки в ТГУ» в апреле 2022 года.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, 2 глав (разделов), заключения, содержит 4 рисунка, 13 таблиц, список используемой литературы (76 источников), приложений А, Б, В. Основной текст работы изложен на 93 страницах.
В исследовании на основании теоретического обобщения научной зарубежной и отечественной литературы определены сущность и характеристики феномена «Лидерство». Под лидерством понимается процесс реализации влияния лидера группы на ее членов в ходе достижения групповых целей. Труды отечественных исследователей оказали значительное влияние на понимание данного явления. Российские психологи рассматривали влияние внешних и внутренних факторов на становление лидера, как одних из важнейших компонентов влияния на формирование и развитие образовательного процесса.
В научной работе изучены и описаны основные компоненты лидерства, взаимодействие которых позволяет раскрыть содержание основных теорий лидерства и их подходов. Лидерство - это личностная черта, психологической природой которой является авторитет, позволяющий личности организовать членов группы, а также замотивировать на реализацию поставленных задач и достижение общей цели. Лидер - член группы, который признается ею и, используя свою лидерскую компетентность и способности, принимает оптимальное решение для быстрого и успешного достижения общих целей группы.
В работе раскрыто понятие «Компетентностный подход», наличие которого обеспечивает непрерывный рост педагогов и используется в сфере образования для реализации личностно-ориентированного обучения, для повышения здоровой конкурентоспособности среди учителей, для обновления содержания учебных стандартов и методик преподавания в соответствии с ФГОС.
Зарубежные и отечественные исследователи предлагают широкий спектр определений к осмыслению компетентностного подхода. Компетентностный подход позволяет усилить практическую направленность образования, тем самым поднимает уровень качества образования и предоставляет получить высококвалифицированных специалистов, знающих и понимающих, что от них требуется и как достичь успеха в своей профессиональной деятельности. В связи с этим становится необходимым развитие компонентов лидерской компетентности: личностный, организаторский и коммуникативный. Внедрение компетентностного подхода и развитие лидерской компетентности в образовательную среду осуществляется путем осмысления зависимости прогресса всего человечества от уровня развития каждой отдельной личности.
Анализ теоретических работ позволяет выделить следующие компоненты качеств лидера: организаторские способности: организованность, ответственность, способность интегрировать усилия группы; коммуникативные способности: общительность, гибкость, влиятельность; личностные способности: активность, ответственность и самостоятельность.
Лидерство в педагогической сфере обладает следующими особенностями: имеет мотивационно-прогностический, информационно-когнитивный, новаторский, креативно-творческий, эмотивно-ценностный, инструментальный, коммуникативный характер.
В ходе исследования выделены психолого-педагогические условия, способствующие реализации эффективной учебно-воспитательной деятельности и развитию лидерской компетентности в педагогической среде:
• использование психолого-педагогического инструментария с целью мониторинга и выявления сформированности лидерской компетентности как исходной позиции для организации работы по развитию личности;
• выбор и применение наиболее эффективных видов деятельности, направленных на развитие и поддержку лидерской компетентности педагогов общеобразовательных организаций;
• создание среды для самоактуализации, саморазвития личности;
• использование социально-педагогических, психолого-педагогических технологий в развитии у педагогов лидерского потенциала в процессе обучения;
• поддержка деятельности лидеров;
• Создание привлекательного положительного имиджа лидера методического объединения. Формы поощрения могут быть различными, но ориентированными на конкретные лидерские достижения. Педагог, обладающий лидерской компетентностью, должен осознавать, за какие именно заслуги его поощряют.
Во второй главе проведено описание результатов экспериментального исследования. Для организации и проведения тренингов использовались следующие методы: тренинговые упражнения, групповые дискуссии,
Участие в программе «На пути к лидерству» способствовало осознанию педагогами того, каким должен быть истинный педагог, обладающий лидерской компетентностью. В рамках данной программы особое внимание уделялось анализу компонентов лидерской компетентности, вопросам самореализации лидера. Апробация данной программы подтвердила важность для педагогов эффективной лидерской деятельности в педагогической среде.
В процессе работы использовались задания на отработку личностных, коммуникативных и организаторских умений и навыков, применялись активные способы работы, благодаря которым удалось организовывать эффективную педагогическую деятельность с закреплением данных умений на практике. Наличие заданий, связанных с организацией различных мероприятий позволило повысить интерес к работе и приобрести опыт лидерской деятельности, что позволило развить их лидерскую компетентность. Апробация авторской программы подтвердила важность для педагогов эффективной лидерской деятельности в педагогической среде.
На контрольном этапе экспериментальной работы была определена эффективность разработанной программы и обобщены результаты исследования. Была выявлена позитивная динамика по каждому компоненту лидерской компетентности: личностный компонент: на низком уровне 0%, на среднем - 50% (5 педагогов), на высоком, соответственно, тоже 50% (5 педагогов); коммуникативный компонент: на низком уровне - 10% (1 педагог), на среднем - 40% (4 педагога), на высоком - 50% (это 5 педагогов); организаторский компонент: на среднем уровне - 20% (2 педагога), на высоком - 80% (8 педагогов).
Анализ и обработка полученных данных позволили сделать вывод о положительных изменениях в развитии лидерской компетентности педагогов общеобразовательных организаций. Сравнительный анализ контрольной и экспериментальной групп на контрольном этапе исследования позволил констатировать переход экспериментальной группы педагогов со среднего до достаточно высокого уровня сформированности лидерской компетентности.
Результаты исследования могут служить теоретической базой для решения проблемы по развитию лидерской компетентности педагогов.
Таким образом, полученные в ходе исследования результаты доказывают, что цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена, все задачи научного поиска решены.
Данное исследование не охватывает все аспекты проблемы развития лидерской компетентности педагогов общеобразовательных организаций и открывает перспективы последующего исследования. В качестве перспективы можно определить такие направления исследования, как поиск, выявление и совершенствование комплекса психолого-педагогических условий эффективного формирования лидерской компетентности педагогов.
1. Андреев Г. М., Батаршев А. В., Немов Р. С. Социальная психология. М. : Аспект Пресс, 2017. 290 с.
2. Андриенко Е. В. Социальная психология. М. : Академия, 2017. 315 с.
3. Анисимов Н.Д. Оценка способностей к лидерству и командному сотрудничеству у студентов // Вестник университета. 2018. №20. С. 165-170.
4. Аспанова Г. Р. Лидерская деятельность как область проявления лидерских способностей // Здравоохранение, образование и безопасность. 2017. №3. С.87-93.
5. Бауман Дж. Сильнее. М. : Рипол-Классик, 2018. 340 с.
6. Белов В. В. Лидерство как фактор развития личности старшеклассников // Вестник Ленинградского государственный университета им. А. С. Пушкина. 2017. № 2. С. 104-116.
7. Бендас Т. В. Психология лидерства: учебник и практикум. М.: Юрайт, 2017. 450 с.
8. Бендер П., Хеллман Э. Лидерство изнутри. М. : Попурри. 2015. 303 с.
9. Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс] : Эйдос: интернет-журнал. URL: www.eidos.ru/journal/2005/ 0910 - 12.htm (дата обращения: 12.10.2021).
10. Большой психологический словарь. М. : Олма-пресс, 2017. 672 с.
11. Боргатта Е. Психология лидерства. М. : Альпина Паблишер, 2020. 156 с.
12. Гиззатуллин И. Г. Структурный анализ понятия «социальное лидерство» // Педагогическое образование в России. 2018. № 10. С. 12-16.
13. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. М. : Альпина, 2020. 304 с.
14. Давыдов Л. Д. Модернизация содержания среднего профессионального образования на основе компетентностной модели специалиста: Автореф. дис. канд. пед. наук. М. : 2018. 26 с.
15. Дафт Р.Л. Уроки лидерства. М. : Эксмо, 2019. 480 с.
...