Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Нормативно-правовые основы местного самоуправления 9
1.1 Местное самоуправление как социальный институт 9
1.2 Анализ нормативно-правовой базы 14
1.3 Муниципальная реформа 16
Глава 2 Становление и реформирование местного самоуправления на территории города Микунь Усть-Вымского района Республики Коми 19
2.1 Становление органов местного самоуправления» 19
2.2 Оценка исходной социально-экономической ситуации 30
2.3 Анализ системы управления 41
2.4 Характеристика существующих проблем 55
Заключение 81
Список используемой литературы и используемых источников 84
Формирование современной системы местного самоуправления является важным компонентом развития всех держав. Местное самоуправление позволит отойти от цента аппарату управления, привлечь к участию значительное число граждан, решить вопросы с учетом интересов традиций, сочетать интересы и права гражданина с интересами государства.
Местное самоуправление можно рассматривать в качестве одной из основ российской системы власти. В современной России, со времени вступления в силу Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местному самоуправлению определена важная роль в развитии и функционировании государства.
Органы местного самоуправления способны эффективно управлять в рыночной среде муниципальной собственностью, финансами, а также взаимодействовать с предприятиями и учреждениями, объектами инфраструктуры, реализовывать программы развития, и привлекать к этой работе население.
Актуальность исследования обусловлена также факторами, связанными с типом нашего государства и переносом правового регулирования местного самоуправления на уровень субъектов Российской Федерации, далеко не однозначно понимающих ценность институтов местного самоуправления и, в ряде случаев, не активизирующих в должной мере эти процессы на своей территории, с нерешенностью многих проблем, вызванных экономическими трудностями как в регионах, так и в стране в целом, с отсутствием согласованного разграничения полномочий между федеральными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Становление системы местного самоуправления в России и его правовых основ происходит с большими трудностями. И среди них это неполнота законодательства о местном самоуправлении, а, с другой, проблем в его практическом применении. Практическое применение проявляется в нерешенности таких вопросов, как разграничение полномочий разных уровней финансовые полномочия органов МСУ, кадровое обеспечение их работы и др. Это означает, что модель становления местного самоуправления в субъектах должна реализовываться на целевой программе, без чего законодательство теряет содержательный смысл и системность. Тем самым, не решив самых необходимых проблем развития субъектов, не выявив ее особенности и ресурсный потенциал, органы власти субъектов РФ решают юридические проблемы определения статуса муниципальных образований, много вариантности структурных форм местного самоуправления, распределения полномочий между различными уровнями органов власти, координации функций с помощью нормативных правовых актов, которые не выдерживают проверки временем и во многом лишены практической пользы, из-за чего неоднократно дополняются, изменяются, а подчас и отменяются. Все это также делает актуальным анализ проблем реализации реформы местного самоуправления в Российской Федерации, особенно на этапе ее «прикладного» внедрения.
Значение темы ВКР определяется, что ее разработка позволяет исследовать разнообразие местного самоуправления в Российской Федерации, особенно отдаленных от столицы.
Актуальность темы обусловлена теоретической значимостью. Так, она актуальна в научном плане, поскольку связана с одним из наиболее перспективных направлений становления местного самоуправления.
Целью данной работы является исследование опыта становления местного самоуправления и его современного развития в контексте административной реформы, в том числе, с учетом местного опыта (на примере города Микунь Усть-Вымского района Республики Коми) и определение перспектив его дальнейшего развития.
Для достижения цели в работе были поставлены и решены соответствующие задачи:
• дать оценку местному самоуправлению, оценив его роль государстве;
• проанализировать нормативно-правовую базу;
• дать характеристику истории формирования и развития местного самоуправления в Российской Федерации;
• определиться с понятием, задачами и особенностями реформ;
• дать характеристику системы местного самоуправления города Микунь Усть-Вымского района Республики Коми;
• изучить историю развития и региональный опыт реформирования местного самоуправления;
• охарактеризовать современные направления развития и основные аспекты реформирования местного самоуправления города Микунь Усть- Вымского района Республики Коми;
• обозначить перспективы развития и реформирования современной системы местного самоуправления.
Объект исследования - система отношений, складывающихся в связи с реализацией полномочий местного самоуправления по вопросам местного значения.
Предмет анализа - исторический опыт развития и реформирования местного самоуправления.
Методологическая основа ВКР. В исследовании применялись общие методы научного познания, логические и специальные методы.
Нормативную основу исследования составили Европейская Хартия местного самоуправления, федеральные законы РФ, подзаконные акты, нормативные акты РФ, законы Республики Коми, Устав и нормативно-правовые акты городского поселения «Микунь».
Теоретическую ВКР составили научные работы: Кряжкова В. А. «Местное самоуправление в субъектах Российской Федерации (правовые основы и практика)», представляющая собой исследование местного самоуправления в России и основных проблем его современного функционирования, учебник «Конституционное право» под редакцией В. В. Лазарева.
Структура исследования: нормативно-правовые акты органов местного самоуправления городского поселения «Микунь», статические сведения (отчеты, архивные данные), опросы, воспоминания (интервью) действующий и бывших работников органов местного самоуправления городского поселения «Микунь» (глава ГП «Микунь» Соловьева Надежда Владимировна, Агаханов Фазир Тагирович и действующие Кудряшов Николай Львович, руководитель администрации ГП «Микунь» Розмысло Владимир Аркадьевич).
Изучение и анализ становления органов местного самоуправления в России, в том числе и на территории города Микунь Усть-Вымского района Республики Коми посвящена данная работа, которая состоит из двух глав.
В первой главе работы раскрываются теоретические, нормативно-правовые основы организации местного самоуправления. Во второй главе проводится подробный анализ реформирования, а также перспектив развития местного самоуправления городского поселения «Микунь».
Совокупность использованных при подготовке работы нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, а также учебники и учебные пособия, книга «Усть-Вымский район в истории населенных пунктов» В.И. Соловьева(жителя г.Микунь), материалы периодической печати (газета Усть-Вымского района «Вперед»), опросы, воспоминания (интервью) действующий и бывших работников органов местного самоуправления городского поселения «Микунь»(глава ГП «Микунь» Соловьева Надежда Владимировна, Агаханов Фазир Тагирович и действующие Кудряшов Николай Львович, руководитель администрации ГП «Микунь» Розмысло Владимир Аркадьевич), а также статические сведения (отчеты, архивные данные) представлены в списке использованных источников.
Научная новизна дипломного исследования определяется исследованием системы местного самоуправления России в целом и отдельного региона в частности с точки зрения особенностей не только региона, но традиций населения.
Практическая значимость работы заключается в проведении комплексного анализа становления местного самоуправления, результатов его реформирования и перспектив развития, в том числе, с привлечением опыта такого органа как городское поселение.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
В результате можно сделать вывод о том, что Федеральный закон №131-ФЗ и запущенная им муниципальная реформа сыграли свою положительную роль в развитии местного самоуправления в России. Проведена масштабная и системная территориальная реорганизация местного самоуправления, в результате которой количество муниципальных образований увеличилось почти вдвое, при этом муниципалитетами стали все города и право быть муниципальными образованиями обрели сельские поселения. Территории местного самоуправления покрыли собой всю территорию страны. Появилось пять видов муниципальных образований - городские и сельские поселения, муниципальные районы, городские округа, внутригородские территории городов федерального значения. Были разграничены полномочия между федеральным, региональным и местным уровнями публичной власти; между муниципальными районами и входящими в их состав городскими и сельскими поселениями. В Федеральном законе № 131-ФЗ исчерпывающе определены вопросы местного значения для каждого вида муниципальных образований.
Возросла финансовая поддержка муниципальных образований со стороны государства - это произошло за счет федеральных целевых программ и приоритетных национальных (народных) проектов.
Возросло значение представительной ветви в системе местной власти, увеличилось количество депутатов в представительном органе, окрепла партийная составляющая в организации его деятельности. Установленные Федеральным законом №131-ФЗ формы организации местной власти не предполагали для крупных муниципалитетов совмещения руководства местными представительным и исполнительным органами в одном лице. Напротив, усилился контроль со стороны представительного органа за деятельностью главы муниципального образования вплоть до удаления его в отставку. Получили развитие процедуры непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления (собрания, конференции, сходы; публичные слушания; опросы граждан), новый импульс развития был придан территориальному общественному самоуправлению.
Создана новая система союзов и ассоциаций муниципальных образований, центральным звеном которой являются советы (объединения) муниципальных образований в каждом субъекте РФ и состоящее из них единое общероссийское объединение муниципалитетов.
Основываясь на результатах анализа ситуации, сложившейся в городском поселении «Микунь», учитывая тренды основных социально-экономических показателей, а также принимая во внимание Программу социально- экономического развития Муниципального образования муниципальный район «Усть-Вымский» и Стратегию экономического и социального развития Республики Коми можно выделить несколько стратегических альтернатив развития (сценариев): консервативный, стогнации или инновационный социально-ориентированный.
Анализируя возможные направления развития, необходимо выделить наиболее перспективные из них, которые могут быть реально осуществимы с учетом сложившейся ситуации, тенденций и имеющихся или привлеченных ресурсов, дать дополнительный позитивный социально -экономический эффект и способствовать дальнейшему развитию. Такими направлениями являются: устойчивое развитие экономического потенциала муниципального образования городское поселение «Микунь» и создание условий для гармоничного развития личности и общества.
С учётом выявленных конкурентных преимуществ, исторически сложившейся ситуации, природных особенностей, географического положения, а также основных потенциальных возможностей и стремлений жителей города, основная цель социально-экономического развития муниципального образования городское поселение «Микунь» сформулирована следующим образом: создание благоприятных условий для гармоничного развития личности и общества на основе экономического, социального, культурно-исторического потенциала территории с целью обеспечения достойной жизни нынешнего и будущих поколений».
Органы местного самоуправления способны эффективно управлять в рыночной среде муниципальной собственностью, муниципальными финансами, а так же взаимодействовать с муниципальными предприятиями и учреждениями, объектами городской инфраструктуры и социальной сферы, разрабатывать и реализовывать муниципальные программы развития, и привлекать к этой работе все слои населения, общественные объединения граждан. Впереди органам местного самоуправления городского поселения «Микунь» предстоит реализовать такие проекты, как обустройство городского парка, площади перед ГДК, строительство тротуаров, детских и спортивных площадок [29].
1. Европейская хартия местного самоуправления [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_20361/ (дата обращения: 13.03.2021).
2. Интервью с главой города «Микунь» Соловьевой Надеждой Владимировной.
3. Интервью с главой города «Микунь» Агахановым Фазиром Тагировичем.
4. Интервью с главой города «Микунь» Кудряшовым Николаем Львовичем.
5. Интервью с руководителем администрации города «Микунь» Розмысло Владимиром Аркадьевичем.
6. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 13.03.2021).
7. Конституционное право / под ред. В.В. Лазарева. М. : ЮНИТИ, 2013. 672 с.
8. Кряжов В. А. Местное самоуправление в субъектах Российской Федерации (правовые основы и практика). М. : Высшая школа, 2015. 492 с.
9. О муниципальной службе в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 02.03.2007 года. № 25. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_66530/ (дата обращения: 13.03.2021).
10. О территориальной организации местного самоуправления в Республике Коми [Электронный ресурс] : Закон Республики Коми от 05 марта 2005 г. № 11-РЗ. URL: https://beta.docs.cntd.ru/document/802025202 (дата обращения: 13.03.2021).
11. О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов в Республике Коми государственными полномочиями по воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты [Электронный ресурс] : Закон Республики Коми от 09.05.2020 г. № 30-РЗ. URL: https://docs.cntd.ru/document/430682391 (дата обращения: 13.03.2021).
12. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения: 13.03.2021).
13. Решение Совета городского поселения «Микунь» от 10.12.2020 года. № 4/29-188 «О передаче к осуществлению части полномочий муниципальному району «Усть-Вымский» в 2021 году».
14. Соловьев В. И. Усть-Вымский район в истории населенных пунктов. Сыктывкар : Коми респ. тип., 2014. 311 с.
15. Семенов В. С. Сфера обслуживания и ее работники. М. : Знание, 1966. 84 с.
...