Особенности психологической подготовки в волейболе
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ6
1.1 Понятие, сущность и содержание психологической подготовки 6
1.2 Общая и специальная психологическая подготовка волейболистов 11
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП 18
2.1 Психологические особенности деятельности волейболистов 18
2.2 Возрастные особенности психологической подготовки в волейболе 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ6
1.1 Понятие, сущность и содержание психологической подготовки 6
1.2 Общая и специальная психологическая подготовка волейболистов 11
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП 18
2.1 Психологические особенности деятельности волейболистов 18
2.2 Возрастные особенности психологической подготовки в волейболе 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
Выбранная тема является важной и актуальной, так как проблема повышения уровня результатов в соревновательной деятельности все чаще привлекает к себе пристальное внимание со стороны исследователей из разных областей наук. В связи с тем, что ежегодно растет и обостряется борьба между спортсменами и командами, возрастают и требования к уровню подготовки, в том числе и роль психологического фактора.
Именно поэтому в наши дни проблема повышения эффективности психологической подготовки спортсменов занимает лидирующие позиции в развитии спорта в целом. Данная проблема напрямую взаимосвязана с управлением тренировочным и соревновательными процессами.
К числу важнейших психологических факторов, который обеспечивает надежность соревновательной деятельности, принято относить эмоциональную устойчивость, которая, в свою очередь, дает возможность спортсмену выполнять все поставленные перед ним целевые задачи путем сбалансированного применения своих нервно-психических резервов.
Проблема эмоциональной устойчивости – это наиболее актуальная в наши дни проблема, что обосновывается нестабильностью и важностью определенных ситуаций, которые вызывают у спортсмена состояния длительного психического напряжения. Исходя из этого, проработка методики, учитывающей эмоциональную устойчивость спортсмена, попросту необходима для ее последующего использования при своевременной профилактике возникающих стрессовых состояний и напряжений у спортсмена. Именно такие методики и способствуют росту эффективности соревновательной деятельности.
Вплоть до последнего времени большая часть исследований, направленных на рассмотрение психических состояний спортсменов, относилась к анализу предстартовых состояний, однако сейчас применение разнообразных методик дает возможность более глубоко рассматривать информацию о разного рода психических функциях в ходе соревнований.
Волейбол представляет из себя один из самых увлекательных видов спорта, весьма популярных среди подростков. Из-за своей эмоциональной природы игра в волейбол требует от спортсменов высокого уровня переживаний эмоциональных и психических состояний.
Исходя из того, что современная система подготовки спортсменов-волейболистов была разработана в 60-70-х годах прошлого столетия, многие методики до сих пор придерживаются стандартов 50-летней давности. По ним, подготовка волейболистов выстраивается из следующих составляющих: теоретическая, физическая, техническая, тактическая и морально-волевая, то есть психологическая. Однако, уже более 20-и лет считается, что уровень физической и технико-тактической подготовки волейболистов вышел на пик своего развития. По большей части, науку интересуют лишь вопросы психологической готовности волейболистов, что связано с постоянно растущим уровнем напряжения спортсменов, с развитием технологий, когда малейшие нарушения правил фиксируются не глазами арбитров, а техникой и так далее.
Степень научной разработанности данной темы характеризуется наличием большого числа разнообразных источников и основывается на работах многих известных авторов-исследователей, среди которых: С. Ф. Багрецов, К. В. Глушакова, А. В. Вечеринина, Г. А. Гилев, В. Н. Гладков, Л. А. Дударева, В. В. Дунаева, А. Г. Князева, Д. В. Кобер, Н. Г. Комиссарова, Е. И. Коробейникова, Г. А. Крикунова, В. Ф. Липаев, М. М. Махмудов, А. Х. Мекебаев, Р. Д. Муфтаков, А. Н. Пугачев, З. П. Расулов, А. А. Ржанов, А. В. Родин, М. В. Погорелый, А. В. Родионов, Л. Н. Роледер, Н. Ф. Сингина, О. Г. Сыропятов, О. Д. Теплинский, Ю. М. Тихомирова, В. И. Тютюнников, М. А. Хитряков и так далее.
Безусловно, невозможно изучение данной темы и без обращения к разного рода интернет-источникам, словарям и энциклопедиям.
Цель исследования: изучить ключевые особенности психологической подготовки волейболистов разных возрастов.
Задачи исследования:
1. Определить понятие, сущность и содержание психологической подготовки.
2. Рассмотреть общую и специальную психологическую подготовку волейболистов.
3. Проанализировать своеобразие психологической подготовки волейболистов разных возрастных групп.
4. Рассмотреть возрастные особенности психологической подготовки в волейболе.
Методологическая основа и методы исследования: в основе работы заложено несколько исследовательских подходов, включая: диалектический, историко-правовой, системный, сравнительно-правовой, формально-логический подходы, а также анализ и синтез.
Именно поэтому в наши дни проблема повышения эффективности психологической подготовки спортсменов занимает лидирующие позиции в развитии спорта в целом. Данная проблема напрямую взаимосвязана с управлением тренировочным и соревновательными процессами.
К числу важнейших психологических факторов, который обеспечивает надежность соревновательной деятельности, принято относить эмоциональную устойчивость, которая, в свою очередь, дает возможность спортсмену выполнять все поставленные перед ним целевые задачи путем сбалансированного применения своих нервно-психических резервов.
Проблема эмоциональной устойчивости – это наиболее актуальная в наши дни проблема, что обосновывается нестабильностью и важностью определенных ситуаций, которые вызывают у спортсмена состояния длительного психического напряжения. Исходя из этого, проработка методики, учитывающей эмоциональную устойчивость спортсмена, попросту необходима для ее последующего использования при своевременной профилактике возникающих стрессовых состояний и напряжений у спортсмена. Именно такие методики и способствуют росту эффективности соревновательной деятельности.
Вплоть до последнего времени большая часть исследований, направленных на рассмотрение психических состояний спортсменов, относилась к анализу предстартовых состояний, однако сейчас применение разнообразных методик дает возможность более глубоко рассматривать информацию о разного рода психических функциях в ходе соревнований.
Волейбол представляет из себя один из самых увлекательных видов спорта, весьма популярных среди подростков. Из-за своей эмоциональной природы игра в волейбол требует от спортсменов высокого уровня переживаний эмоциональных и психических состояний.
Исходя из того, что современная система подготовки спортсменов-волейболистов была разработана в 60-70-х годах прошлого столетия, многие методики до сих пор придерживаются стандартов 50-летней давности. По ним, подготовка волейболистов выстраивается из следующих составляющих: теоретическая, физическая, техническая, тактическая и морально-волевая, то есть психологическая. Однако, уже более 20-и лет считается, что уровень физической и технико-тактической подготовки волейболистов вышел на пик своего развития. По большей части, науку интересуют лишь вопросы психологической готовности волейболистов, что связано с постоянно растущим уровнем напряжения спортсменов, с развитием технологий, когда малейшие нарушения правил фиксируются не глазами арбитров, а техникой и так далее.
Степень научной разработанности данной темы характеризуется наличием большого числа разнообразных источников и основывается на работах многих известных авторов-исследователей, среди которых: С. Ф. Багрецов, К. В. Глушакова, А. В. Вечеринина, Г. А. Гилев, В. Н. Гладков, Л. А. Дударева, В. В. Дунаева, А. Г. Князева, Д. В. Кобер, Н. Г. Комиссарова, Е. И. Коробейникова, Г. А. Крикунова, В. Ф. Липаев, М. М. Махмудов, А. Х. Мекебаев, Р. Д. Муфтаков, А. Н. Пугачев, З. П. Расулов, А. А. Ржанов, А. В. Родин, М. В. Погорелый, А. В. Родионов, Л. Н. Роледер, Н. Ф. Сингина, О. Г. Сыропятов, О. Д. Теплинский, Ю. М. Тихомирова, В. И. Тютюнников, М. А. Хитряков и так далее.
Безусловно, невозможно изучение данной темы и без обращения к разного рода интернет-источникам, словарям и энциклопедиям.
Цель исследования: изучить ключевые особенности психологической подготовки волейболистов разных возрастов.
Задачи исследования:
1. Определить понятие, сущность и содержание психологической подготовки.
2. Рассмотреть общую и специальную психологическую подготовку волейболистов.
3. Проанализировать своеобразие психологической подготовки волейболистов разных возрастных групп.
4. Рассмотреть возрастные особенности психологической подготовки в волейболе.
Методологическая основа и методы исследования: в основе работы заложено несколько исследовательских подходов, включая: диалектический, историко-правовой, системный, сравнительно-правовой, формально-логический подходы, а также анализ и синтез.
Итак, в заключении подведем основные итоги. На основании изученного при выполнении курсовой работы материала можно сделать следующие выводы.
Проблема повышения уровня результатов в соревновательной деятельности все чаще привлекает к себе пристальное внимание со стороны исследователей из разных областей наук, в том числе и со стороны психологов, потому как психологический фактор спортсменов в наши дни выходит на лидирующие позиции в процессе подготовки.
Под психологической готовностью принято понимать один из основных элементов общей готовности к какой-либо деятельности, определяемый разнообразными психологическими факторами и занимающий центральное положение во всей структуре готовности.
Психологическая подготовленность – это совокупность внутреннего настроя на будущую деятельность, а также личностных, интеллектуальных и иных качеств, которые необходимы для ее успешного осуществления.
В структуре готовности исследователи чаще всего выделяют различные структурные компоненты, включая: мотивационный; познавательный; эмоциональный; волевой; операциональный компоненты.
Волейбол – это спортивная игра, которая характеризуется большой эмоциональной и интеллектуальной насыщенностью, и, соответственно, требует хорошей психологической подготовки от спортсменов, предъявляя высокие требования к: ощущениям, восприятиям, вниманию, представлению, воображению, памяти, мышлению, эмоциям и волевым качествам.
Подготовка волейболистов выстраивается из следующих составляющих: теоретическая, физическая, техническая, тактическая и морально-волевая, то есть психологическая. Однако, в последние годы считается, что уровень физической и технико-тактической подготовки волейболистов вышел на пик своего развития, а в настоящее время науку интересуют лишь вопросы психологической готовности волейболистов.
Психологическую подготовку волейболистов принято делить на общую (направлена на развитие психических функций и качеств, которые нужны для успешной спортивной деятельности) и специальную (направлена на развитие готовности к определенному соревнованию, а также на достижение оптимальной работоспособности спортсмена на нем) подготовку.
К числу важнейших психологических факторов, который обеспечивает надежность соревновательной деятельности в волейболе, принято относить эмоциональную устойчивость, которая, в свою очередь, дает возможность спортсмену выполнять все поставленные перед ним целевые задачи путем сбалансированного применения своих нервно-психических резервов.
Проблема эмоциональной устойчивости – это наиболее актуальная в наши дни проблема, которая вытекает из нестабильности и важности определенных ситуаций, вызывающих у волейболистов состояния длительного психического напряжения.
Специфика волейбола оставляет свой характерный отпечаток на развитии сторон психики человека, им занимающегося, включая его восприятие, внимание, память, мышление, воображение, эмоций и различные морально-волевые качества.
Психологические особенности деятельности волейболистов всегда определяются характером их игровых действий, характеризующихся изменчивостью хода игры, а также разнообразными объективными особенностями соревновательной борьбы в волейболе.
Волейбол фактически требует существенных психических затрат со стороны спортсмена, а психологическая готовность игроков определяется их спокойствием в сложных ситуациях во время игр, уверенностью в себе, боевым духом.
Важнейшим элементом психологической подготовки волейболистов разных возрастов является создание психологического климата в команде, через изучение уровня взаимоотношений между игроками.
Для достижения наилучшего успеха спортсмены-волейболисты должны уметь управлять своими эмоциями и своим психическим состоянием независимо от уровня давления и изменений, возникающих во время матча.
Ключевым в психологической подготовке в волейболе является развитие волевых качеств игроков.
Психологическая подготовка в волейболе напрямую зависит от возраста спортсменов. Так, детям младшего школьного возраста часто характерна слабость произвольного внимания, недостатки воли, отсутствие сплоченности и лидеров в команде. У детей 16-17 лет на межличностные отношения и психологический статус в команде достаточно сильно валяет отношение всех игроков к самой цели игры, представляющей из себя их совместную деятельность. Подросткам 18-20 лет чаще всего необходимо обеспечение специальных условий, формирующих их помехоустойчивость и положительный микроклимат в команде.
Можно сказать, что в данной курсовой работе были разобраны и изучены все цели и задачи, поставленные во введении.
Проблема повышения уровня результатов в соревновательной деятельности все чаще привлекает к себе пристальное внимание со стороны исследователей из разных областей наук, в том числе и со стороны психологов, потому как психологический фактор спортсменов в наши дни выходит на лидирующие позиции в процессе подготовки.
Под психологической готовностью принято понимать один из основных элементов общей готовности к какой-либо деятельности, определяемый разнообразными психологическими факторами и занимающий центральное положение во всей структуре готовности.
Психологическая подготовленность – это совокупность внутреннего настроя на будущую деятельность, а также личностных, интеллектуальных и иных качеств, которые необходимы для ее успешного осуществления.
В структуре готовности исследователи чаще всего выделяют различные структурные компоненты, включая: мотивационный; познавательный; эмоциональный; волевой; операциональный компоненты.
Волейбол – это спортивная игра, которая характеризуется большой эмоциональной и интеллектуальной насыщенностью, и, соответственно, требует хорошей психологической подготовки от спортсменов, предъявляя высокие требования к: ощущениям, восприятиям, вниманию, представлению, воображению, памяти, мышлению, эмоциям и волевым качествам.
Подготовка волейболистов выстраивается из следующих составляющих: теоретическая, физическая, техническая, тактическая и морально-волевая, то есть психологическая. Однако, в последние годы считается, что уровень физической и технико-тактической подготовки волейболистов вышел на пик своего развития, а в настоящее время науку интересуют лишь вопросы психологической готовности волейболистов.
Психологическую подготовку волейболистов принято делить на общую (направлена на развитие психических функций и качеств, которые нужны для успешной спортивной деятельности) и специальную (направлена на развитие готовности к определенному соревнованию, а также на достижение оптимальной работоспособности спортсмена на нем) подготовку.
К числу важнейших психологических факторов, который обеспечивает надежность соревновательной деятельности в волейболе, принято относить эмоциональную устойчивость, которая, в свою очередь, дает возможность спортсмену выполнять все поставленные перед ним целевые задачи путем сбалансированного применения своих нервно-психических резервов.
Проблема эмоциональной устойчивости – это наиболее актуальная в наши дни проблема, которая вытекает из нестабильности и важности определенных ситуаций, вызывающих у волейболистов состояния длительного психического напряжения.
Специфика волейбола оставляет свой характерный отпечаток на развитии сторон психики человека, им занимающегося, включая его восприятие, внимание, память, мышление, воображение, эмоций и различные морально-волевые качества.
Психологические особенности деятельности волейболистов всегда определяются характером их игровых действий, характеризующихся изменчивостью хода игры, а также разнообразными объективными особенностями соревновательной борьбы в волейболе.
Волейбол фактически требует существенных психических затрат со стороны спортсмена, а психологическая готовность игроков определяется их спокойствием в сложных ситуациях во время игр, уверенностью в себе, боевым духом.
Важнейшим элементом психологической подготовки волейболистов разных возрастов является создание психологического климата в команде, через изучение уровня взаимоотношений между игроками.
Для достижения наилучшего успеха спортсмены-волейболисты должны уметь управлять своими эмоциями и своим психическим состоянием независимо от уровня давления и изменений, возникающих во время матча.
Ключевым в психологической подготовке в волейболе является развитие волевых качеств игроков.
Психологическая подготовка в волейболе напрямую зависит от возраста спортсменов. Так, детям младшего школьного возраста часто характерна слабость произвольного внимания, недостатки воли, отсутствие сплоченности и лидеров в команде. У детей 16-17 лет на межличностные отношения и психологический статус в команде достаточно сильно валяет отношение всех игроков к самой цели игры, представляющей из себя их совместную деятельность. Подросткам 18-20 лет чаще всего необходимо обеспечение специальных условий, формирующих их помехоустойчивость и положительный микроклимат в команде.
Можно сказать, что в данной курсовой работе были разобраны и изучены все цели и задачи, поставленные во введении.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ У ДЕВОЧЕК 10-11
ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ВОЛЕЙБОЛОМ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2016 - Психологическая подготовка' юных волейболисток с учетом эмоциональной устойчивости
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 12-13 ЛЕТ МЕТОДОМ ГЕТЕРОРЕГУЛЯЦИИ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - СИТУАТИВНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОК В
ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018 - Психологическая подготовка обучающихся 6-х классов на уроке
физической культуры
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В ВОЛЕЙБОЛЕ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ САМОМОТИВАЦИИ БОРЦОВ ГРЕКО-РИМСКОГО СТИЛЯ 18-20 ЛЕТ К СОРЕВНОВАНИЯМ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - Структура обучения техническим элементам в волейболе в группах начальной подготовки СШОР (Московский государственный университет спорта и туризма)
Дипломные работы, ВКР, физическая культура в избранном виде спорта. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2025 - Особенности профессиональной подготовки студентов училища Олимпийского резерва
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2015



