Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Работа №121543

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы108
Год сдачи2017
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
86
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения взаимосвязи эмоционального интеллекта и синдрома эмоционального выгорания у личного состава МЧС России
1.1 Психологические особенности профессиональной деятельности личного состава МЧС России, оказывающие влияние на личность. Профессионально важные качества
1.2 Теоретические обзор изучения представлений об эмоциональном выгорании у представителей помогающих профессий…..………….......22
1.3 Теоретические аспекты изучения эмоционального интеллекта в современной науке: сущность, основные теории
ГЛАВА 2. Эмпирическое изучение особенностей влияния уровня развития эмоционального интеллекта на сформированность синдрома эмоционального выгорания у профессионального контингента МЧС России
2.1 Цель, задачи, методы исследования. Описание выборки испытуемых
2.2 Экспериментальное исследование взаимосвязи эмоционального выгорания и эмоционального интеллекта у личного состава МЧС России. Анализ результатов исследования
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ПРИЛОЖЕНИЕ Г


Актуальность: с конца семидесятых годов XX века в мире существует общая обеспокоенность тем, что ряд профессий сами по себе (особенно помогающих) способствуют развитию болезненных состояний (синдрома эмоционального выгорания).
Таким образом, сегодня профессионал (представитель помогающих профессий) испытывает синдром выгорания в катастрофических размерах [55], и это серьезная проблема, за которую дорого платят как люди, так и организации [58]. Поэтому проблема сохранения профессионального и здоровья и личного благополучия (включая профилактику эмоционального выгорания) у специалистов помогающих профессий привлекает сейчас все большее внимание исследователей.
Деятельность личного состава МЧС России наполнена интенсивным, содержательно и эмоционально насыщенным взаимодействием с пострадавшими и их близкими, очевидцами, коллегами, специалистами других служб, участвующих в проведении аварийно-спасательных работ (далее – АСР) и пр., которые чаще всего находятся в остром эмоциональном состоянии; при этом на специалисте лежит большая ответственность по установлению конструктивных взаимоотношений и умению управлять эмоциональной напряженностью в ходе выполнения профессиональной деятельности.
Важно отметить, что в настоящей динамично меняющейся социально-экономической и политической ситуации, включающей в том числе и преобразования, происходящие в системе МЧС России в течение последних нескольких лет (организационно-штатные мероприятия, управленческие нововведения и пр.) наблюдается изменение отношения людей к работе, у личного состава снижается уверенность в стабильности своего социального и материального положения, в отношении надежности своих социальных и правовых гарантий, гарантированности рабочего места, материального обеспечения деятельности. Подобные условия приводят к тому, что зачастую в обществе падает рейтинг социально значимых профессий, значимость труда сотрудников МЧС России начинает недооцениваться и излишне критиковаться социальным окружением, что также способствует развитию выгорания специалистов.
При этом следует помнить, что от психологического благополучия и здоровья личного состава МЧС России непосредственно зависит физическое, социальное и психологическое благополучие как отдельно взятого человека или группы лиц, которым понадобилась помощь (при ликвидации ЧС, пожара и пр.), так и общества в целом. Ведь «выгоревший» сотрудник, малоспособен качественно и эффективно выполнять свои профессиональные обязанности.
Отметим, что на развитие выгорания влияют как внешние факторы (нагрузка, психоэмоциональное напряжение, навыки саморегуляции и пр.), так и внутренние (психологические) факторы, т.е. потенциал их личностных ресурсов, среди которых И.Н. Андреева, О.И. Бабаич, А.Ю. Василенко, А.И. Чоботарь и др. [49] особенно выделяют эмоциональный интеллект.
Это подчеркивает актуальность исследования взаимосвязи эмоционального интеллекта и выгорания, поскольку может позволить найти внутренние ресурсы для снижения и профилактики эмоционального выгорания у представителей помогающих профессий.
Целью нашего исследования является изучение особенностей взаимосвязи уровня эмоционального выгорания и уровня развития эмоционального интеллекта у профессионального контингента МЧС России.
Объектом исследования выступает эмоциональное выгорание и эмоциональный интеллект как психологические феномены.
Предмет исследования: взаимосвязь уровня развития эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания у сотрудников МЧС России.
Гипотеза исследования: между уровнем развития эмоционального интеллекта и уровнем выраженности синдрома эмоционального выгорания существует обратная зависимость, чем более развит эмоциональный интеллект, тем менее выражен синдром эмоционального выгорания у сотрудников МЧС России.
Задачи исследования:
1) изучить современное состояние проблемы взаимосвязи уровня развития эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания у профессионального контингента МЧС России;
2) выявить особенности взаимосвязи уровня сформированности синдрома эмоционального выгорания и степени развития эмоционального интеллекта у личного состава МЧС России.
Методы исследования:
- анализ научной психологической литературы;
- констатирующий эксперимент (включающий психодиагностические методы): опросник «ЭмИн» Д.В. Люсина, методика диагностики эмоционального интеллекта Н. Холла, методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко);
- количественный и качественный анализ эмпирических данных.
Методологическая основа исследования: принципы отечественной психологии: принципы деятельностного, системного и личностного подходов, разработанные в трудах К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, С.Л. Рубинштейна и др. Теоретическую основу исследования: работы по изучению развития человека в профессии и профессиональной пригодности к ней (В.А. Бодров, К.М. Гуревич, А.В. Зеер, Е.А. Климов, В.Д. Шадриков и др.); концепция профессионально важных качеств и социально-психологических особенностей деятельности пожарных (В.И. Дутов, И.Н. Ефанова, М.В. Леви, С.И. Ловчан, М.И. Марьин, Г.О. Нецкий, А.П. Самонов, И.Г. Чурсин, С.П. Шклярук и др.); концепции синдрома эмоционального выгорания (В.В. Бойко, Н.E. Водопьянова, С. Джексон, Л.А. Китаев-Смык, В.В. Лукьянов, К. Маслак, В.Е. Орел, A.A. Рукавишников, Е.С. Старченкова, В. Шауфели и др.); исследования эмоционального интеллекта (И.Н. Андреева, Р. Бар-Он, Д. Гоулмен, Дж.Д. Карузо, Д.В. Люсин, Дж. Мэйер, И.В. Плужников, П. Сэловей, и др.).
Новизна исследования: исследования по изучению связи выгорания и эмоционального интеллекта применительно к сотрудникам МЧС России (в том числе к различным категориям л/с) практически отсутствуют.
Практическая значимость: полученные результаты могут быть учтены при проведении профилактических и коррекционных мероприятий с личным составом МЧС России по Чувашской Республике, т.к. в настоящие время развитию эмоционального интеллекта и его составляющих уделяется недостаточное внимание.
Этапы исследования:
1 этап (сентябрь 2016 г. – ноябрь 2016 г.) – анализ литературы по проблеме исследования, разработка методологического аппарата; подбор диагностических методик; выбор базы для проведения исследования.
2 этап (декабрь 2016 г. – апрель 2017 г.) – проведение эксперимента; количественная и качественная обработка данных, анализ результатов.
3 этап (апрель – май 2017 г.) – окончательное завершение работы, формулирование выводов, итоговое оформление работы.
Организация исследования: исследование проходило в Главном управлении МЧС России по Чувашской Республике и его подведомственных подразделениях, в нем прияли участие различные категории личного состава в количестве 156 человек в возрасте от 23 до 53 лет.
Апробация исследования: результаты исследования доведены до руководства подразделений, кадровой и психологической службы с целью ознакомления и учета в работе с личным составом.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы, общим объемом 107 страниц, включая приложения. Текст иллюстрирован таблицами и диаграммами. Список литературы включает 63 источника. Приложение на 9 листах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В последние годы социально-психологический аспект профессиональной деятельности сотрудников МЧС России существенно изменился: кроме ликвидации пожаров, они стали активно привлекаться к оказанию помощи гражданским лицам, пострадавшим в результате паводков, наводнений и других природных катастроф, последствий террористических актов, а также к обеспечению безопасности при проведении международных спортивно-массовых мероприятий. Выполнение работы в новых условиях предусматривает активное взаимодействие с гражданским населением (зачастую более продолжительное и насыщенное, чем при тушении), предъявляет высокие требования к уровню развитых коммуникативных навыков, пониманию эмоциональных состояний и умению ими управлять (при чем не только в отношении самих себя, но и пострадавших и коллег) []. Что способствует увеличению числа факторов, провоцирующих развитие эмоционального выгорания. Поэтому, на наш взгляд, в связи с указанными изменениями особенностей профессиональной деятельности важно исследовать и находить новые способы, минимизирующие негативное воздействие на специалистов. При этом основное внимание уделять использованию личностных ресурсов, т.к. особенности профессиональной деятельности сотрудников МЧС России как правило не устранимы или трудно устранимы. В связи с этим большой интерес вызывает изучение взаимосвязи эмоционального выгорания и эмоционального интеллекта.
Стоит отметить, что проведенный обзор имеющихся исследований в данной области показывает, что в современной психологической науке почти отсутствуют работы, посвященные данному вопросу. В имеющихся же исследованиях чаще обращается внимание на представителей образования и здравоохранения. Тогда как работы обращенные на сотрудников силовых и экстремальных профессий (в том числе, МЧС России) встречаются редко, хотя, как уже отмечалось, меняющаяся социальная реальность требует от них для успешного выполнения служебной деятельности и сохранения своего профессионального здоровья более развитых способностей, входящих в структуру эмоционального интеллекта: понимания своих и чужих эмоций, умения контролировать свои и чужие эмоции и пр.
Итак, в ходе анализа теоретической информации о взаимосвязи эмоционального выгорания и эмоционального интеллекта было отмечено, что в настоящее время наблюдается преобладание работ прикладной направленности, при этом теоретическая разработанность и обоснованность полученных данных характеризуется некоторой размытостью. Что можно объяснить: 1) сложностью проявления выгорания и многофакторностью его причин; 2) различиями в названиях, связанными с теоретической моделью и предметным наполнением выгорания как научной категории; 3) отсутствием единой трактовки в отношении ЭИ; 4) необходимостью не только систематизации имеющихся данных, теоретическим обоснованием понятия и структуры ЭИ.
При этом большинство исследователей не смотря на некоторые особенности в теоретическом объяснении феноменов при рассмотрении указанных конструктов сходятся в следующих определениях:
- эмоциональное выгорание – это специфический синдром, который развивается у человека в процессе его профессиональной деятельности, выражается в состоянии эмоционального и физического истощения, отчуждении от людей, с которыми человек взаимодействует, а также в последствии сказывается на всех уровнях его личности;
- эмоциональный интеллект – это совокупность, способностей к пониманию и управлению собственными эмоциями, пониманию и управлению эмоциями других людей;
- по мнению ряда исследователей (Т.А Солодкова, Р.Г. Макфарланд, М. Муравен и Р. Баймейстер), эмоциональный интеллект может стать ресурсом преодоления синдрома профессионального выгорания.
Эмпирическое исследование взаимосвязи СЭВ и ЭИ у личного состава МЧС России по Чувашской Республике позволяет сделать следующие выводы:
1. у опрошенных отмечается преобладание среднего уровня ЭИ, в структуре ЭИ выявлены особенности, характерные данной выборке;
2. у опрошенных отсутствуют сформированные фазы, доминирует 2 фаза «резистенция»; СЭВ в группе опрошенных характеризуется своими особенностями;
3. между уровнем развития ЭИ и его составляющих существует обратная взаимосвязь с составляющими и интегральным показателем СЭВ.
Что подтверждает выдвинутую гипотезу о том, между уровнем исследования: между уровнем развития эмоционального интеллекта и уровнем выраженности синдрома эмоционального выгорания существует обратная зависимость, чем более развит эмоциональный интеллект, тем менее выражен синдром эмоционального выгорания у сотрудников МЧС России.
Таким образом, ЭИ может выступать как фактор сдерживающий развитие СЭВ, служить внутренним ресурсом для его преодоления. Следовательно, полученные в исследовании результаты позволяют наметить стратегию психокоррекционной и психопрофилактической работы с личным составом МЧС России по Чувашской Республике.
Исследование позволило расширить понимание взаимосвязи ЭИ и выгорания у сотрудников МЧС России, рассмотреть особенности данных психологических феноменов в указанной профессиональной среде. Выдвинутая гипотеза подтвердилась.
В дальнейшем фокус исследований может быть направлен на детальное изучение и понимание особенностей этой взаимосвязи, а также анализ ситуационных и личностных факторов, оказывающих влияние на компоненты ЭИ сотрудников и на вероятность развития у них СЭВ, учитывая при этом профессиональные особенности различных категорий личного состава МЧС России и пр.



1. Алпатьева Ю.Н. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников //Актуальные проблемы психологии личности: сб. ст. по матер. IV междунар. науч-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2010. – №4. – С. 7-11
2. Андреева И.Н. О становлении понятия «эмоциональный интеллект» // Вопросы психологии. – 2008. – № 5. – С. 83-99
3. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопросы психологии. – 2006. – № 3. – С. 78 - 86
4. Базарсадаева Э.Ж. К вопросу об истории изучения эмоционального выгорания // Вестник Бурятского ГУ. – 2013. – №5. – С. 24-31
5. Бочкарева Е.Н. Взаимосвязь профессионального выгорания и эмоционального интеллекта сотрудников контактного центра // Психологический журнал ВШЭ. – 2016. – Т.13.№3. – С. 576-587
6. Влах Н.И. Эмоциональное выгорание у представителей «помогающих профессий» // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». – 2015. – Т.8,№1. – С. 96-103
7. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Психология управления персоналом. Психическое выгорание: учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2017. – 344 с.
8. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика: практ. пособие. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2017. – 343 с.
9. Воробьева М.А. Связь эмоционального интеллекта и синдрома эмоционального выгорания у студентов // Образование и наука, 2016. – №4 (133). – С. 80-94.
10. Горбунова М.И. О формировании профессионально важных качеств специалистов опасных профессий // Пожары и чрезвычайные ситуации. – 2012. – № 4. – С. 18–21.
11. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: искусство управлять людьми на основе эмоционального интеллекта; пер. с англ. – 8-е изд. – М.: Альпина Паблишер, 2015. – 301 с.
12. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ; пер. с англ. – 4-е изд. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. – 544 с.
13. Грабе М. Синдром выгорания – болезнь нашего времени. Почему люди выгорают и что против этого можно предпринять: пер. с нем. – СПб.: Речь, 2008. – 96 с.
14. Дегтярев А.В. Эмоциональный интеллект: становление понятия в психологии // Психологическая наука и образование. – 2012. – №2. – Режим доступа: http:// psyedu.ru – (Дата обращения: 15.01.2017).
15. Деревянко С.П. Эмоциональный интеллект: проблемы категориальности // Психология в современном информационном пространстве: мат. межд. науч. конф. – Смоленск: СмолГУ, 2007. – Ч.1. – С. 108-112
16. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Институт Психотерапии, 2009. – 544 с.
17. Дутов В.И., Чурсин И.Г. Психофизиологические и гигиенические аспекты деятельности человека при пожаре. – М.: Защита, 1993. – 202 с.
18. Елисеева И.Н., Лернер Т.В., Соколова А.А. Методические сценарии учебных занятий по психологической подготовке специалистов МЧС России (на примере первоначальной подготовки и повышения классности спасателей). – М.: ФКУ ЦЭПП МЧС России, 2011. – 496 с.
19. Ермакова Е. В. Изучение синдрома эмоционального выгорания как нарушения ценностно-смысловой сферы личности (теоретический аспект) // Культурно-историческая психология. – 2010. – №1. – С. 27-39.
20. Жиляев А.А. Психология военного управления частями и подразделениями внутренних войск МВД России: учебное пособие. – М., 2009. – 260 с.
21. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – 2- изд. перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2013. – С. 221.
22. Карпов А.В., Петровская А.С. Психология эмоционального интеллекта: теория, диагностика, практика: монография. – Ярославль: ЯрГУ, 2008. – 344 с.
23. Кафидов В.В., Севастьянов В.М.. Социология пожарной безопасности. – М.: ВНИИПО, 2013. – 364 с.
24. Ларенцова Л.И., Барденштейн Л.М. Синдром эмоционального выгорания у врачей различных специальностей: психологические аспекты. – М.: Медицинская книга, 2009. – 142 с.
25. Ловчан С.И., Ефанова И.Н., Марьин М.И. Индивидуально-психологические особенности адаптации инспекторов пожарно-профилактической службы к условиям труда на АЭС // Экстремальная физиология, гигиена и средства индивидуальной защиты человека. – М.: МБФ, 1990. – С. 124-128
26. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭМИН // Психологическая диагностика. – 2006. – № 4. – С. 3-22
27. Марьин М.И., Ловчан С.И. Психологические резервы повышения эффективности надзорно-профилактической работы // Организационно-управленческие проблемы пожарной охраны: сб. науч. тр. – М.: ВНИИПО, 1990. – С.73-78
28. Марьин М.И., Ловчан С.И., Ефанова И.Н., Леви И.В., Бобринев Е.В. Психофизилогическое обеспечение работоспособности сотрудников государственной противопожарной службы. – М.: ВНИИПО МВД России, 1998. – 178 с.
29. Методические сценарии учебных занятий по психологической подготовке оперативных дежурных смен ЦУКС; под ред. И.Н. Елисеевой, Е.П. Могилевой. – М.: ФКУ ЦЭПП МЧС России, 2015. – 152 с.
30. Молчанова Л.Н. Закономерности трансфомации состояния психического выгорания в личностные свойства у представителей профессий помогающего типа // Вестник Томского государственного университета. – 2014. – № 378. – С. 203- 208
31. Орел В.Е. Синдром психического выгорания. Мифы и реальность. – Х.: Гуманитарный центр, 2014. – 296 с.
32. Пак Е.Т. Методические сценарии учебных занятий по психологической подготовке сотрудников ВГСЧ. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ФКУ ЦЭПП МЧС России, 2016. – 172 с.
33. Подсадный С.А., Орлов Д.Н. Развитие научных представлений о синдроме выгорания // Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий; под ред. В.В. Лукьянова, Н.Е. Водопьяновой, В.Е. Орла и др. – Курск: Курск. гос. ун-т, 2008. – С. 13–34
34. Профессиография основных видов деятельности сотрудников Государственной противопожарной службы МВД России: учебное пособие; М.И. Марьин [и др.] – М. : ВНИИПО, 1998. – 114 с.
35. Робертс Р.Д., Мэттьюз Дж., Зайднер М., Люсин Д.В. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике // Психология: журнал Высшей Школы Экономики. – 2004. – Т. 1., № 4. – С. 3-24
36. Самонов А.П. Психология для пожарных. Психологические основы подготовки пожарных к деятельности в экстремальных условиях. – Пермь: Звезда, 1999. – 594 с.
37. Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея, Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» (MSCEIT v. 2.0): руководство. – М.: Институт психологии РАН, 2010. – 176 с.
38. Симбирцева Н.В. Собрание теоретических представлений об эмоциональном интеллекте // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2008. – №3. – С. 54-56
39. Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий: коллективная монография / под ред. В.В. Лукьянова, Н.Е. Водопьяновой, В.Е. Орла, С.А. Подсадного, Л.Н. Юрьевой, С.А. Игумнова – Курск, Курск. гос. ун-т., 2008. – 336 с.
40. Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М.: Институт психологии РАН, 2009. – 351 с.
41. Социальный интеллект: теория, измерение, исследования: труды института психологии РАН / под. ред. Д.В Люсина, Д.В. Ушакова. – М.: ИП РАН, 2004. – 175 с.
42. Стейн С., Бук Г. Преимущества EQ. Эмоциональный интеллект и ваши успехи. – Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2007. – 339 с.
43. Стрельникова Ю.Ю. Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания в процессе профессиональной деятельности сотрудников ФПС МЧС России // Проблемы управления рисками в техносфере. – 2013. – № 1. – С. 129-138
44. Стресс, выгорание, совладание в современном мире / под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. – М.: Институт психологии РАН, 2011. – 512 с.
45. Талалаева Г.В., Кошкаров В.С. Алгоритмы формирования психологической дезадаптацииу сотрудников МЧС России в зависимости от занимаемой должности и дифференцированные подходы к их коррекции // Сибирский психологический журнал. – 2016. – №59. – С. 149-171
46. Талмач М.С. Методические сценарии учебных занятий по психологической подготовке диспетчеров ЕДДС. – 2-е изд. – М.: ФКУ ЦЭПП МЧС России, 2016. – 305 с.
47. Титаренко М.С., Шклярук С.П. Влияние экстремальных ситуаций в профессиональной деятельности сотрудников ГПС МЧС России на возникновение морбидных рисков // Вестник Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России, 2010 – №3. – С. 84-88
48. Чутко Л.С., Козина Н.В. Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты. – 2-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2014. – 256 с.
49. Ширинская Н.Е., Гайнанова А.Р., Пухов И.А. Эмоциональный интеллект как сдерживающий фактор развития синдрома эмоционального выгорания // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер.XXXV междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2013. – № 12 (35)Ч.2. – С. 92-99
50. Шленков A.B. Психологическая подготовка личного состава ГПС МЧС России: монография. – СПб.: СПбИ ГПС МЧС России, 2010. – 84 с.
51. Шойгу Ю.С. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных. – М.: Смысл, 2007. – 319 с.
52. Arora S., Ashrafian H., Davis R. Emotional intelligence in medicine: a systematic review through the context of the ACGME competencies // Medical Education. 2010. V. 44(8). P. 749-764
53. Bar-On, R.. The Bar-On model of emotional-social intelligence (ESI). Psicothema, 2006. – 224 р
54. Goleman D. Social intelligence. – N. Y.: Bantam Books, 2007. 403 р.
55. Langle A. Burnout-Existentional meaning and Possibilities of Prevention // European Psychotherapy. 2004. V. 4(1). Р. 107-121
56. Langle A., Orgler C. The Existence Scale // European Psychotherapy. 2003. V. 4.(1). Р. 135-151
57. Leiter M.P., & Maslach C. (2009). Burnout and workplace injuries: a longitudinal analysis. In A. M. Rossi, J. C. Quick, & P. L. Perrewé (Eds.), Stress and Quality of Working Life: The Positive and the Negative (pp. 3–18). Charlotte, NC: IAP.
58. Maslach C.M. // Current Directions in Psychological Science. V. 12. 2003. P. 189–192.
59. Mayer, J.D. Emotional intelligence: popular or scientific psychology. – N.Y. – 2005. – 259p
60. Mayer, J.D., Salovey, P. Emotional intelligence. – N.Y., 2005. – 433 p.
61. Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R., Sitarenios G. Emotional intelligence as a standard intelligence // Emotion. 2001. V. 1. P. 232-242.
62. Musch J.L. The psychology of evaluation. Affective processes in cognition and emotion / J.L. Musch, K.Ch. Klaauer. – N.Y., 2003. – 320 р.
63. Thompson H.L. Using the EQ-iR and MSCEITR in Tandem In Handbook for developing emotional and social intelligence: best practices, case studies, and strategies / H.L. Thompson, M. Hughes, and J.B. Terrell (eds). – Pfeiffer, San Francisco, 2009. – P. 257–281


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ