АННОТАЦИЯ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения взаимосвязи эмоционального интеллекта и синдрома эмоционального выгорания у личного состава МЧС России
1.1 Психологические особенности профессиональной деятельности личного состава МЧС России, оказывающие влияние на личность. Профессионально важные качества
1.2 Теоретические обзор изучения представлений об эмоциональном выгорании у представителей помогающих профессий…..………….......22
1.3 Теоретические аспекты изучения эмоционального интеллекта в современной науке: сущность, основные теории
ГЛАВА 2. Эмпирическое изучение особенностей влияния уровня развития эмоционального интеллекта на сформированность синдрома эмоционального выгорания у профессионального контингента МЧС России
2.1 Цель, задачи, методы исследования. Описание выборки испытуемых
2.2 Экспериментальное исследование взаимосвязи эмоционального выгорания и эмоционального интеллекта у личного состава МЧС России. Анализ результатов исследования
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Актуальность: с конца семидесятых годов XX века в мире существует общая обеспокоенность тем, что ряд профессий сами по себе (особенно помогающих) способствуют развитию болезненных состояний (синдрома эмоционального выгорания).
Таким образом, сегодня профессионал (представитель помогающих профессий) испытывает синдром выгорания в катастрофических размерах [55], и это серьезная проблема, за которую дорого платят как люди, так и организации [58]. Поэтому проблема сохранения профессионального и здоровья и личного благополучия (включая профилактику эмоционального выгорания) у специалистов помогающих профессий привлекает сейчас все большее внимание исследователей.
Деятельность личного состава МЧС России наполнена интенсивным, содержательно и эмоционально насыщенным взаимодействием с пострадавшими и их близкими, очевидцами, коллегами, специалистами других служб, участвующих в проведении аварийно-спасательных работ (далее – АСР) и пр., которые чаще всего находятся в остром эмоциональном состоянии; при этом на специалисте лежит большая ответственность по установлению конструктивных взаимоотношений и умению управлять эмоциональной напряженностью в ходе выполнения профессиональной деятельности.
Важно отметить, что в настоящей динамично меняющейся социально-экономической и политической ситуации, включающей в том числе и преобразования, происходящие в системе МЧС России в течение последних нескольких лет (организационно-штатные мероприятия, управленческие нововведения и пр.) наблюдается изменение отношения людей к работе, у личного состава снижается уверенность в стабильности своего социального и материального положения, в отношении надежности своих социальных и правовых гарантий, гарантированности рабочего места, материального обеспечения деятельности. Подобные условия приводят к тому, что зачастую в обществе падает рейтинг социально значимых профессий, значимость труда сотрудников МЧС России начинает недооцениваться и излишне критиковаться социальным окружением, что также способствует развитию выгорания специалистов.
При этом следует помнить, что от психологического благополучия и здоровья личного состава МЧС России непосредственно зависит физическое, социальное и психологическое благополучие как отдельно взятого человека или группы лиц, которым понадобилась помощь (при ликвидации ЧС, пожара и пр.), так и общества в целом. Ведь «выгоревший» сотрудник, малоспособен качественно и эффективно выполнять свои профессиональные обязанности.
Отметим, что на развитие выгорания влияют как внешние факторы (нагрузка, психоэмоциональное напряжение, навыки саморегуляции и пр.), так и внутренние (психологические) факторы, т.е. потенциал их личностных ресурсов, среди которых И.Н. Андреева, О.И. Бабаич, А.Ю. Василенко, А.И. Чоботарь и др. [49] особенно выделяют эмоциональный интеллект.
Это подчеркивает актуальность исследования взаимосвязи эмоционального интеллекта и выгорания, поскольку может позволить найти внутренние ресурсы для снижения и профилактики эмоционального выгорания у представителей помогающих профессий.
Целью нашего исследования является изучение особенностей взаимосвязи уровня эмоционального выгорания и уровня развития эмоционального интеллекта у профессионального контингента МЧС России.
Объектом исследования выступает эмоциональное выгорание и эмоциональный интеллект как психологические феномены.
Предмет исследования: взаимосвязь уровня развития эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания у сотрудников МЧС России.
Гипотеза исследования: между уровнем развития эмоционального интеллекта и уровнем выраженности синдрома эмоционального выгорания существует обратная зависимость, чем более развит эмоциональный интеллект, тем менее выражен синдром эмоционального выгорания у сотрудников МЧС России.
Задачи исследования:
1) изучить современное состояние проблемы взаимосвязи уровня развития эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания у профессионального контингента МЧС России;
2) выявить особенности взаимосвязи уровня сформированности синдрома эмоционального выгорания и степени развития эмоционального интеллекта у личного состава МЧС России.
Методы исследования:
- анализ научной психологической литературы;
- констатирующий эксперимент (включающий психодиагностические методы): опросник «ЭмИн» Д.В. Люсина, методика диагностики эмоционального интеллекта Н. Холла, методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко);
- количественный и качественный анализ эмпирических данных.
Методологическая основа исследования: принципы отечественной психологии: принципы деятельностного, системного и личностного подходов, разработанные в трудах К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, С.Л. Рубинштейна и др. Теоретическую основу исследования: работы по изучению развития человека в профессии и профессиональной пригодности к ней (В.А. Бодров, К.М. Гуревич, А.В. Зеер, Е.А. Климов, В.Д. Шадриков и др.); концепция профессионально важных качеств и социально-психологических особенностей деятельности пожарных (В.И. Дутов, И.Н. Ефанова, М.В. Леви, С.И. Ловчан, М.И. Марьин, Г.О. Нецкий, А.П. Самонов, И.Г. Чурсин, С.П. Шклярук и др.); концепции синдрома эмоционального выгорания (В.В. Бойко, Н.E. Водопьянова, С. Джексон, Л.А. Китаев-Смык, В.В. Лукьянов, К. Маслак, В.Е. Орел, A.A. Рукавишников, Е.С. Старченкова, В. Шауфели и др.); исследования эмоционального интеллекта (И.Н. Андреева, Р. Бар-Он, Д. Гоулмен, Дж.Д. Карузо, Д.В. Люсин, Дж. Мэйер, И.В. Плужников, П. Сэловей, и др.).
Новизна исследования: исследования по изучению связи выгорания и эмоционального интеллекта применительно к сотрудникам МЧС России (в том числе к различным категориям л/с) практически отсутствуют.
Практическая значимость: полученные результаты могут быть учтены при проведении профилактических и коррекционных мероприятий с личным составом МЧС России по Чувашской Республике, т.к. в настоящие время развитию эмоционального интеллекта и его составляющих уделяется недостаточное внимание.
Этапы исследования:
1 этап (сентябрь 2016 г. – ноябрь 2016 г.) – анализ литературы по проблеме исследования, разработка методологического аппарата; подбор диагностических методик; выбор базы для проведения исследования.
2 этап (декабрь 2016 г. – апрель 2017 г.) – проведение эксперимента; количественная и качественная обработка данных, анализ результатов.
3 этап (апрель – май 2017 г.) – окончательное завершение работы, формулирование выводов, итоговое оформление работы.
Организация исследования: исследование проходило в Главном управлении МЧС России по Чувашской Республике и его подведомственных подразделениях, в нем прияли участие различные категории личного состава в количестве 156 человек в возрасте от 23 до 53 лет.
Апробация исследования: результаты исследования доведены до руководства подразделений, кадровой и психологической службы с целью ознакомления и учета в работе с личным составом.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы, общим объемом 107 страниц, включая приложения. Текст иллюстрирован таблицами и диаграммами. Список литературы включает 63 источника. Приложение на 9 листах.
В последние годы социально-психологический аспект профессиональной деятельности сотрудников МЧС России существенно изменился: кроме ликвидации пожаров, они стали активно привлекаться к оказанию помощи гражданским лицам, пострадавшим в результате паводков, наводнений и других природных катастроф, последствий террористических актов, а также к обеспечению безопасности при проведении международных спортивно-массовых мероприятий. Выполнение работы в новых условиях предусматривает активное взаимодействие с гражданским населением (зачастую более продолжительное и насыщенное, чем при тушении), предъявляет высокие требования к уровню развитых коммуникативных навыков, пониманию эмоциональных состояний и умению ими управлять (при чем не только в отношении самих себя, но и пострадавших и коллег) []. Что способствует увеличению числа факторов, провоцирующих развитие эмоционального выгорания. Поэтому, на наш взгляд, в связи с указанными изменениями особенностей профессиональной деятельности важно исследовать и находить новые способы, минимизирующие негативное воздействие на специалистов. При этом основное внимание уделять использованию личностных ресурсов, т.к. особенности профессиональной деятельности сотрудников МЧС России как правило не устранимы или трудно устранимы. В связи с этим большой интерес вызывает изучение взаимосвязи эмоционального выгорания и эмоционального интеллекта.
Стоит отметить, что проведенный обзор имеющихся исследований в данной области показывает, что в современной психологической науке почти отсутствуют работы, посвященные данному вопросу. В имеющихся же исследованиях чаще обращается внимание на представителей образования и здравоохранения. Тогда как работы обращенные на сотрудников силовых и экстремальных профессий (в том числе, МЧС России) встречаются редко, хотя, как уже отмечалось, меняющаяся социальная реальность требует от них для успешного выполнения служебной деятельности и сохранения своего профессионального здоровья более развитых способностей, входящих в структуру эмоционального интеллекта: понимания своих и чужих эмоций, умения контролировать свои и чужие эмоции и пр.
Итак, в ходе анализа теоретической информации о взаимосвязи эмоционального выгорания и эмоционального интеллекта было отмечено, что в настоящее время наблюдается преобладание работ прикладной направленности, при этом теоретическая разработанность и обоснованность полученных данных характеризуется некоторой размытостью. Что можно объяснить: 1) сложностью проявления выгорания и многофакторностью его причин; 2) различиями в названиях, связанными с теоретической моделью и предметным наполнением выгорания как научной категории; 3) отсутствием единой трактовки в отношении ЭИ; 4) необходимостью не только систематизации имеющихся данных, теоретическим обоснованием понятия и структуры ЭИ.
При этом большинство исследователей не смотря на некоторые особенности в теоретическом объяснении феноменов при рассмотрении указанных конструктов сходятся в следующих определениях:
- эмоциональное выгорание – это специфический синдром, который развивается у человека в процессе его профессиональной деятельности, выражается в состоянии эмоционального и физического истощения, отчуждении от людей, с которыми человек взаимодействует, а также в последствии сказывается на всех уровнях его личности;
- эмоциональный интеллект – это совокупность, способностей к пониманию и управлению собственными эмоциями, пониманию и управлению эмоциями других людей;
- по мнению ряда исследователей (Т.А Солодкова, Р.Г. Макфарланд, М. Муравен и Р. Баймейстер), эмоциональный интеллект может стать ресурсом преодоления синдрома профессионального выгорания.
Эмпирическое исследование взаимосвязи СЭВ и ЭИ у личного состава МЧС России по Чувашской Республике позволяет сделать следующие выводы:
1. у опрошенных отмечается преобладание среднего уровня ЭИ, в структуре ЭИ выявлены особенности, характерные данной выборке;
2. у опрошенных отсутствуют сформированные фазы, доминирует 2 фаза «резистенция»; СЭВ в группе опрошенных характеризуется своими особенностями;
3. между уровнем развития ЭИ и его составляющих существует обратная взаимосвязь с составляющими и интегральным показателем СЭВ.
Что подтверждает выдвинутую гипотезу о том, между уровнем исследования: между уровнем развития эмоционального интеллекта и уровнем выраженности синдрома эмоционального выгорания существует обратная зависимость, чем более развит эмоциональный интеллект, тем менее выражен синдром эмоционального выгорания у сотрудников МЧС России.
Таким образом, ЭИ может выступать как фактор сдерживающий развитие СЭВ, служить внутренним ресурсом для его преодоления. Следовательно, полученные в исследовании результаты позволяют наметить стратегию психокоррекционной и психопрофилактической работы с личным составом МЧС России по Чувашской Республике.
Исследование позволило расширить понимание взаимосвязи ЭИ и выгорания у сотрудников МЧС России, рассмотреть особенности данных психологических феноменов в указанной профессиональной среде. Выдвинутая гипотеза подтвердилась.
В дальнейшем фокус исследований может быть направлен на детальное изучение и понимание особенностей этой взаимосвязи, а также анализ ситуационных и личностных факторов, оказывающих влияние на компоненты ЭИ сотрудников и на вероятность развития у них СЭВ, учитывая при этом профессиональные особенности различных категорий личного состава МЧС России и пр.
1. Алпатьева Ю.Н. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников //Актуальные проблемы психологии личности: сб. ст. по матер. IV междунар. науч-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2010. – №4. – С. 7-11
2. Андреева И.Н. О становлении понятия «эмоциональный интеллект» // Вопросы психологии. – 2008. – № 5. – С. 83-99
3. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопросы психологии. – 2006. – № 3. – С. 78 - 86
4. Базарсадаева Э.Ж. К вопросу об истории изучения эмоционального выгорания // Вестник Бурятского ГУ. – 2013. – №5. – С. 24-31
5. Бочкарева Е.Н. Взаимосвязь профессионального выгорания и эмоционального интеллекта сотрудников контактного центра // Психологический журнал ВШЭ. – 2016. – Т.13.№3. – С. 576-587
6. Влах Н.И. Эмоциональное выгорание у представителей «помогающих профессий» // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». – 2015. – Т.8,№1. – С. 96-103
7. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Психология управления персоналом. Психическое выгорание: учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2017. – 344 с.
8. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика: практ. пособие. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2017. – 343 с.
9. Воробьева М.А. Связь эмоционального интеллекта и синдрома эмоционального выгорания у студентов // Образование и наука, 2016. – №4 (133). – С. 80-94.
10. Горбунова М.И. О формировании профессионально важных качеств специалистов опасных профессий // Пожары и чрезвычайные ситуации. – 2012. – № 4. – С. 18–21.
11. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: искусство управлять людьми на основе эмоционального интеллекта; пер. с англ. – 8-е изд. – М.: Альпина Паблишер, 2015. – 301 с.
12. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ; пер. с англ. – 4-е изд. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. – 544 с.
13. Грабе М. Синдром выгорания – болезнь нашего времени. Почему люди выгорают и что против этого можно предпринять: пер. с нем. – СПб.: Речь, 2008. – 96 с.
14. Дегтярев А.В. Эмоциональный интеллект: становление понятия в психологии // Психологическая наука и образование. – 2012. – №2. – Режим доступа: http:// psyedu.ru – (Дата обращения: 15.01.2017).
15. Деревянко С.П. Эмоциональный интеллект: проблемы категориальности // Психология в современном информационном пространстве: мат. межд. науч. конф. – Смоленск: СмолГУ, 2007. – Ч.1. – С. 108-112
16. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Институт Психотерапии, 2009. – 544 с.
17. Дутов В.И., Чурсин И.Г. Психофизиологические и гигиенические аспекты деятельности человека при пожаре. – М.: Защита, 1993. – 202 с.
18. Елисеева И.Н., Лернер Т.В., Соколова А.А. Методические сценарии учебных занятий по психологической подготовке специалистов МЧС России (на примере первоначальной подготовки и повышения классности спасателей). – М.: ФКУ ЦЭПП МЧС России, 2011. – 496 с.
19. Ермакова Е. В. Изучение синдрома эмоционального выгорания как нарушения ценностно-смысловой сферы личности (теоретический аспект) // Культурно-историческая психология. – 2010. – №1. – С. 27-39.
20. Жиляев А.А. Психология военного управления частями и подразделениями внутренних войск МВД России: учебное пособие. – М., 2009. – 260 с.
21. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – 2- изд. перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2013. – С. 221.
22. Карпов А.В., Петровская А.С. Психология эмоционального интеллекта: теория, диагностика, практика: монография. – Ярославль: ЯрГУ, 2008. – 344 с.
23. Кафидов В.В., Севастьянов В.М.. Социология пожарной безопасности. – М.: ВНИИПО, 2013. – 364 с.
24. Ларенцова Л.И., Барденштейн Л.М. Синдром эмоционального выгорания у врачей различных специальностей: психологические аспекты. – М.: Медицинская книга, 2009. – 142 с.
25. Ловчан С.И., Ефанова И.Н., Марьин М.И. Индивидуально-психологические особенности адаптации инспекторов пожарно-профилактической службы к условиям труда на АЭС // Экстремальная физиология, гигиена и средства индивидуальной защиты человека. – М.: МБФ, 1990. – С. 124-128
26. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭМИН // Психологическая диагностика. – 2006. – № 4. – С. 3-22
27. Марьин М.И., Ловчан С.И. Психологические резервы повышения эффективности надзорно-профилактической работы // Организационно-управленческие проблемы пожарной охраны: сб. науч. тр. – М.: ВНИИПО, 1990. – С.73-78
28. Марьин М.И., Ловчан С.И., Ефанова И.Н., Леви И.В., Бобринев Е.В. Психофизилогическое обеспечение работоспособности сотрудников государственной противопожарной службы. – М.: ВНИИПО МВД России, 1998. – 178 с.
29. Методические сценарии учебных занятий по психологической подготовке оперативных дежурных смен ЦУКС; под ред. И.Н. Елисеевой, Е.П. Могилевой. – М.: ФКУ ЦЭПП МЧС России, 2015. – 152 с.
30. Молчанова Л.Н. Закономерности трансфомации состояния психического выгорания в личностные свойства у представителей профессий помогающего типа // Вестник Томского государственного университета. – 2014. – № 378. – С. 203- 208
31. Орел В.Е. Синдром психического выгорания. Мифы и реальность. – Х.: Гуманитарный центр, 2014. – 296 с.
32. Пак Е.Т. Методические сценарии учебных занятий по психологической подготовке сотрудников ВГСЧ. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ФКУ ЦЭПП МЧС России, 2016. – 172 с.
33. Подсадный С.А., Орлов Д.Н. Развитие научных представлений о синдроме выгорания // Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий; под ред. В.В. Лукьянова, Н.Е. Водопьяновой, В.Е. Орла и др. – Курск: Курск. гос. ун-т, 2008. – С. 13–34
34. Профессиография основных видов деятельности сотрудников Государственной противопожарной службы МВД России: учебное пособие; М.И. Марьин [и др.] – М. : ВНИИПО, 1998. – 114 с.
35. Робертс Р.Д., Мэттьюз Дж., Зайднер М., Люсин Д.В. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике // Психология: журнал Высшей Школы Экономики. – 2004. – Т. 1., № 4. – С. 3-24
36. Самонов А.П. Психология для пожарных. Психологические основы подготовки пожарных к деятельности в экстремальных условиях. – Пермь: Звезда, 1999. – 594 с.
37. Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея, Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» (MSCEIT v. 2.0): руководство. – М.: Институт психологии РАН, 2010. – 176 с.
38. Симбирцева Н.В. Собрание теоретических представлений об эмоциональном интеллекте // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2008. – №3. – С. 54-56
39. Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий: коллективная монография / под ред. В.В. Лукьянова, Н.Е. Водопьяновой, В.Е. Орла, С.А. Подсадного, Л.Н. Юрьевой, С.А. Игумнова – Курск, Курск. гос. ун-т., 2008. – 336 с.
40. Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М.: Институт психологии РАН, 2009. – 351 с.
41. Социальный интеллект: теория, измерение, исследования: труды института психологии РАН / под. ред. Д.В Люсина, Д.В. Ушакова. – М.: ИП РАН, 2004. – 175 с.
42. Стейн С., Бук Г. Преимущества EQ. Эмоциональный интеллект и ваши успехи. – Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2007. – 339 с.
43. Стрельникова Ю.Ю. Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания в процессе профессиональной деятельности сотрудников ФПС МЧС России // Проблемы управления рисками в техносфере. – 2013. – № 1. – С. 129-138
44. Стресс, выгорание, совладание в современном мире / под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. – М.: Институт психологии РАН, 2011. – 512 с.
45. Талалаева Г.В., Кошкаров В.С. Алгоритмы формирования психологической дезадаптацииу сотрудников МЧС России в зависимости от занимаемой должности и дифференцированные подходы к их коррекции // Сибирский психологический журнал. – 2016. – №59. – С. 149-171
46. Талмач М.С. Методические сценарии учебных занятий по психологической подготовке диспетчеров ЕДДС. – 2-е изд. – М.: ФКУ ЦЭПП МЧС России, 2016. – 305 с.
47. Титаренко М.С., Шклярук С.П. Влияние экстремальных ситуаций в профессиональной деятельности сотрудников ГПС МЧС России на возникновение морбидных рисков // Вестник Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России, 2010 – №3. – С. 84-88
48. Чутко Л.С., Козина Н.В. Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты. – 2-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2014. – 256 с.
49. Ширинская Н.Е., Гайнанова А.Р., Пухов И.А. Эмоциональный интеллект как сдерживающий фактор развития синдрома эмоционального выгорания // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер.XXXV междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2013. – № 12 (35)Ч.2. – С. 92-99
50. Шленков A.B. Психологическая подготовка личного состава ГПС МЧС России: монография. – СПб.: СПбИ ГПС МЧС России, 2010. – 84 с.
51. Шойгу Ю.С. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных. – М.: Смысл, 2007. – 319 с.
52. Arora S., Ashrafian H., Davis R. Emotional intelligence in medicine: a systematic review through the context of the ACGME competencies // Medical Education. 2010. V. 44(8). P. 749-764
53. Bar-On, R.. The Bar-On model of emotional-social intelligence (ESI). Psicothema, 2006. – 224 р
54. Goleman D. Social intelligence. – N. Y.: Bantam Books, 2007. 403 р.
55. Langle A. Burnout-Existentional meaning and Possibilities of Prevention // European Psychotherapy. 2004. V. 4(1). Р. 107-121
56. Langle A., Orgler C. The Existence Scale // European Psychotherapy. 2003. V. 4.(1). Р. 135-151
57. Leiter M.P., & Maslach C. (2009). Burnout and workplace injuries: a longitudinal analysis. In A. M. Rossi, J. C. Quick, & P. L. Perrewé (Eds.), Stress and Quality of Working Life: The Positive and the Negative (pp. 3–18). Charlotte, NC: IAP.
58. Maslach C.M. // Current Directions in Psychological Science. V. 12. 2003. P. 189–192.
59. Mayer, J.D. Emotional intelligence: popular or scientific psychology. – N.Y. – 2005. – 259p
60. Mayer, J.D., Salovey, P. Emotional intelligence. – N.Y., 2005. – 433 p.
61. Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R., Sitarenios G. Emotional intelligence as a standard intelligence // Emotion. 2001. V. 1. P. 232-242.
62. Musch J.L. The psychology of evaluation. Affective processes in cognition and emotion / J.L. Musch, K.Ch. Klaauer. – N.Y., 2003. – 320 р.
63. Thompson H.L. Using the EQ-iR and MSCEITR in Tandem In Handbook for developing emotional and social intelligence: best practices, case studies, and strategies / H.L. Thompson, M. Hughes, and J.B. Terrell (eds). – Pfeiffer, San Francisco, 2009. – P. 257–281